Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Этапы бюджетирования. Бюджетный анализ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 
 
 
       Введение
       На  данный момент, в условиях повышающейся конкуренции на рынке гостиничного бизнеса, все больше внимания фирмы  уделяют планированию своей деятельности.  Бюджетирование помогает в управлении и последующем контроле за уровнем издержек на предприятии, эффективном использовании прибыли, управлении финансовыми потоками, определении оптимального уровня запасов.
       Разработка  регулярных производственных и финансовых планов является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики. Планирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Бюджетирование до сих пор остается слабым местом в управлении санаторно-курортного комплекса.
       Туризм  представляет собой, с одной стороны, сложную социально-экономическую  систему, а с другой — отрасль  экономики. Однако его можно также в упрощенном варианте рассматривать как деятельность, и с этой точки зрения он будет подчиняться всем принципам и правилам, характерным для планирования в целом, безотносительно специфики отрасли или уровня, на котором оно осуществляется.
       На  сегодняшний день в большинстве  гостиниц Суздальского района отсутствуют  базовые элементы оперативного планирования.
       Бюджетирование  относится к выбору между альтернативными  действиями, а также включает в  себя анализ будущего состояния, постановку основных целей и задач, призванных способствовать достижению этих целей.
       Бюджетирование  требует ведения эффективного управленческого  учета и планирования движения товарно-материальных и финансовых ресурсов предприятия  на всех стадиях финансового цикла.
       Кроме того, в современных рыночных отношениях, которые характеризуются возросшей конкуренцией планирование экономической деятельности предприятия, является одним из самых важных показателей конкурентоспособности.
       Благодаря планированию достигается равновесие между производством и сбытом продукции, спросом и предложением.

1. Этапы бюджетирования. Бюджетный анализ

       1.1 Планирование бюджета
         Бюджетирование означает принятие  управленческих решений, связанных  с будущими событиями, на основе  систематической обработки данных.
       В настоящее время бюджет компании представляет собой целостную научно-обоснованную систему сбора, анализа и обработки информации, получаемой из внутренней и внешней среды, осуществления расчетов основных и вспомогательных показателей экономического состояния предприятия и контроля за их выполнением на основе экономико-математических моделей и технологий на всех этапах реализации бюджета. При формировании бюджета расчеты ведутся как в сопоставимых условиях текущего года, так и с учетом метода дисконтирования денежных потоков и теории рисков.
       Организация управленческого учета в системе  бюджетирования во многом зависит от содержания бюджетов и последовательности их формирования. Наиболее распространена следующая последовательность бюджетирования:
      выделение сегментов деятельности и определение программы действий;
      формирование коммерческого бюджета;
      составление бюджета производственных расходов;
      формирование бюджета закупок;
      составление бюджета административных расходов;
      формирование бюджета инвестиций;
      составление прогноза (бюджета) движения денежных средств (финансового бюджета);
      формирование прогноза прибылей и убытков, прогнозного баланса.
    На  этом этапе бюджетирования на предприятии  определяются направления, по которым  в дальнейшем будет производиться разработка бюджетов, назначаются ответственные за их разработку.

1.2 Разработка бюджета

       Разработка  бюджета включает в себя четыре основные этапа (рис. 1):
    постановка проблемы и сбор исходной информации для разработки проекта бюджета;
    анализ и обобщение собранной информации, расчет научно-обоснованных показателей экономической деятельности предприятия, формирование проекта бюджета;
    оценка проекта бюджета;
    утверждение бюджета.
    

    Рисунок 1 - Схема разработки и реализации бюджета.
     
       При сборе исходной информации предусматривается  ответственность структурных подразделений  по предоставлению информации с целью  взаимоувязки показателей.
       Коммерческий  бюджет, формируемый для центра дохода, лежит в основе составления главного бюджета, так как он оказывает влияние практически на все бюджеты, входящие в систему. Этот бюджет включает доходы от реализации продукции и услуг и коммерческие расходы, связанные с данными продажами. Бюджет формируется на основе прогноза продаж, который в большинстве случаев определяется руководством компании, используя различные прогнозные оценки и обоснования на основе статистических и аналитических методов.
       Бюджет  продаж отличается от соответствующего прогноза тем, что прогноз является пассивным предсказанием какого-то неконтролируемого результата, а бюджет представляет собой обязательство менеджера центра ответственности предпринять необходимые действия для достижения желаемого результата, в том числе и объема продаж.
Бюджет  затрат
       Бюджет  производственных затрат формируется на основе производственной программы, которая составляется в физических единицах измерения с учетом степени использования производственных мощностей либо с учетом запланированных продаж и обеспечения необходимого уровня запасов готовых изделий.
       Бюджет  косвенных общепроизводственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых расходов цехового характера, которые необходимы для обеспечения выполнения производственной программы. В бюджете следует выделить постоянную и переменную составляющие этих затрат в зависимости от объема производимой продукции. Это повышает точность прогнозирования и анализа.
       Бюджет  закупок материальных ресурсов занимает важное место в системе бюджетирования, так как он связан со значительным расходованием денежных средств и существенно влияет на эффективность производства, особенно в материалоемких производствах.
       Величина  затрат на приобретение сырья определяется исходя планируемой программы производства и необходимых для этого материальных ресурсов с учетом переходящих запасов и создания необходимого резерва, принимая во внимание время доставки и технологические особенности производства.
       Бюджет  административных расходов составляется для функциональных служб, относящихся к администрации. Данные расходы бюджетируют на основе принятых планов и программ с учетом организационной структуры предприятия. Сложность формирования данного бюджета состоит в том, что затраты по его статьям трудно прогнозируются ввиду их разнообразия и зависимости от различных факторов.
       Бюджет  инвестиций (капиталовложений) — один из самых важных бюджетов, так как залогом успешного функционирования предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы становится эффективно проводимая инвестиционная политика. Инвестиции осуществляются в соответствии с долгосрочными планами организации по капитальным вложениям,
       Финансовый  бюджет
       Финансовый  бюджет составляется для планирования и управления финансовыми потоками. Он характеризует поступление и выплату денежных средств в наличной и безналичной формах в течение бюджетного периода. Этот бюджет является сводным, так как в нем учитываются данные по всем бюджетам в части движения денежных потоков, поэтому амортизация и другие калькуляционные расходы, не требующие денежных средств, во внимание не принимаются. Структура бюджета включает три части: остаток денежных средств на начало и конец отчетного периода, ожидаемые поступления денежных средств и предстоящие платежи. Трудность при составлении данного бюджета состоит в том, что необходимо спрогнозировать реальные поступления денежных средств от покупателей, учесть платежи и отсрочки выплат поставщикам, рассчитать налоговые, финансовые и другие поступления и платежи. Результатом составления данного бюджета должно стать выявление прогнозируемого остатка денежных средств.
       Значимость  данного бюджета двойственная: с  одной стороны, расчетный остаток  денежных средств является необходимым  элементом при составлении прогнозного  баланса, с другой стороны, это инструмент управления финансовыми ресурсами, неотъемлемая часть управленческой деятельности финансового менеджера. Завершающим этапом составления системы бюджетов является формирование прогноза бюджета прибылей и убытков и прогнозного баланса основной деятельности.
       При составлении прогноза прибылей и  убытков сводятся воедино показатели затрат и выручки из других бюджетов: данные о доходах берутся из бюджета  продаж, а затраты — из соответствующих  бюджетов и группируются по статьям калькуляции или по экономическим элементам.
       Заключительным  шагом является составление прогнозного баланса, статьи которого должны быть агрегированы с целью лучшей обозримости и выделения наиболее значимых позиций для проведения сравнительного анализа.
       При разработке бюджетов необходимо уделять  должное внимание специфике отрасли  предприятия. Например, в гостиничном  бизнесе следует учитывать очень  высокие сезонные колебания спроса.

1.3.Контроль исполнения бюджетов

       Бюджетирование  всегда связано с предварительным, текущим и последующим контролем.
       Предварительный контроль проводится до начала выполнения действий по претворению намеченных целей предприятия. Его задача – установить, могут ли возникнуть какие-либо трудности, препятствующие выполнению этих планов. Данный вид контроля осуществляется в процессе формирования бюджетов: когда предполагаемые результаты могут быть далеки от требуемых, когда рассматриваются различные варианты действий до тех пор, пока составленный бюджет не будет соответствовать установленным критериям. В ходе предварительного контроля даются оценки ожидаемых продаж и выпуска продукции, рассматриваются необходимые для этого материальные, трудовые, финансовые и инвестиционные ресурсы.
       Предварительный контроль затрат материальных ресурсов осуществляется при определении требований и стандартов приобретаемого сырья по качеству и цене, а также при выборе поставщиков, обеспечивающих эти условия. К методам предварительного контроля материально-производственных ресурсов относится также расчет необходимых запасов сырья, материалов, инструментов на уровне, достаточном дли бесперебойной работы предприятия и не позволяющем создавать излишков запасов на складе, отвлекать значительные денежные средства на их приобретение и хранение. В итоге формируется оптимальный бюджет закупок и расходования материально-производственных ресурсов с минимальными издержками по заготовлению, складированию и расходу.
       Предварительный контроль затрат трудовых ресурсов обеспечивается за счет тщательного анализа деловых, профессиональных качеств и навыков работников, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей, отбора наиболее подготовленных и квалифицированных рабочих. Такой контроль включает также проверку рациональности размещения личного состава по рабочим местам внутри предприятия, соотношения между постоянными и временными работниками, расчет оптимальной численности персонала исходя из производственной программы и загрузки производственных мощностей, а также оценку стоимости рабочей силы для включения ее в бюджеты затрат.
       Задача  предварительного контроля финансовых средств — обеспечить платежеспособность предприятия, проведение эффективной политики по привлечению заемных средств, размещению свободных денежных средств и оптимизации их остатка в кассе и на расчетных счетах.
    Особую сложность представляет предварительный контроль предполагаемых инвестиций.
       В ходе предварительного контроля предполагаемых инвестиций сопоставляют и анализируют  различные инвестиционные решения. Их выбор осуществляется на основе использования общей комплексной информации, позволяющей объективно оценить достоинства и недостатки каждого проекта. Только после этого они включаются в бюджет инвестиций.
       В результате предварительного контроля количественные и качественные показатели всех бюджетов должны быть увязаны между собой, проверены по ограничениям и оптимизированы.
       Текущий бюджетный контроль осуществляется непосредственно в ходе исполнения бюджета. Его задача заключается в сопоставлении фактических и бюджетных показателей, выявлении отклонений и осуществлении корректирующих действий. Текущий контроль базируется на обратной связи через систему учета, которая по своему характеру может быть непрерывной и периодической.
       Непрерывная связь позволяет повседневно  контролировать исполнение бюджетов. Особенно это актуально при осуществлении проектов по созданию нового продукта и при решении задач, связанных со значительным привлечением материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Периодическая связь позволяет оценить достигнутые результаты по исполнению бюджета на определенном этапе его реализаций.
       Бюджетный текущий контроль может осуществляться путем наблюдений и на основе документальной первичной информации.
       Контроль  через наблюдение за исполнением бюджетов осуществляется путем общения менеджера или контроллера со всеми участниками хозяйственной деятельности. Этот вид контроля позволяет выявить многие отклонения, не поддающиеся учету, более глубоко анализировать их причины и виновников. Он более оперативен, значит, более действенен и предпочтителен для текущего контроля.
       Документально-информационный способ контроля позволяет точнее определить разрыв между бюджетными и фактическими показателями, обеспечить оценку, согласованную с данными финансового учета, устранить субъективный фактор при анализе причин и виновников отклонений.
      Следует отметить, что эти две формы  контроля взаимно дополняют друг друга и востребованы в большей  или меньшей мере в зависимости  от складывающейся ситуации.
       В конечном итоге основная задача и  роль текущего бюджетного контроля заключается  в том, чтобы осуществить корректирующие действия на показатели исполнения бюджета  до того, когда они сформируются окончательно.
      Заключительный бюджетный контроль осуществляется либо сразу по завершении деятельности, для которой определяется бюджет, либо по истечении определенного заранее периода времени.
       Организационной формой результатов текущего и последующего контроля являются отчеты по исполнению бюджета, которые сводят воедино информацию по планированию и фактическому выполнению бюджетных показателей.

1.4.Учет отклонений в бюджетировании

       Учет  в системе бюджетного контроля выполняет  функцию обратной связи. Используя  обратную связь, получают информацию, отражающую фактические значения бюджетных показателей, что позволяет своевременно выявлять отклонения между фактическими и бюджетными данными о затратах и результатах.
       Наиболее  сложным в бюджетировании является техника отражения фактических  данных и отклонений от бюджетов в разрезе центров ответственности на счетах управленческой или бюджетной бухгалтерии.
       Первый  вариант основан на отражении  отклонений в системном бухгалтерском учете на базе использования соответствующих счетов синтетического и аналитического учета и последующего списания на счета продаж или результатов, производственно-сбытовой деятельности.
       При этом отклонения учитываются по различным  категориям затрат и результатов, по использованным ресурсам, центрам ответственности, сегментам деятельности.
       Второй  вариант ориентируется на отражение отклонений в первичной документации и учетных регистрах без использования специальных счетов и субсчетов. Основой этого варианта может быть нормативный метод выявления и учета отклонений, который всегда обходился без счетов синтетического учета.
       На  практике чаще отклонения выявляют и  учитывают после определения  фактической себестоимости выпущенной продукции. В этом случае готовая  продукция в текущем учете  отражается по нормативной себестоимости, а выявленные отклонения определяют и списывают на счета отклонений после завершения производственного процесса.
       Отличие этой схемы от предыдущей состоит  в том, что отклонения выявляются на счетах производственной себестоимости  после процесса изготовления продукции  и систематизируются на отдельном счете.

1.5.Бюджетный анализ

         Управленческий учет и контроль  всегда сопровождает анализ. В  зависимости от видов бюджетного  контроля различают три вида  бюджетного анализа: перспективный,  оперативный и ретроспективный. 
       Перспективный (прогнозный, предварительный) бюджетный анализ изучает экономические явления и процессы с позиций перспективы их развития и использования при формировании бюджетов.
       Основные  цели данного анализа — всесторонне  проанализировать информацию о возможных  способах достижения обозначенной стратегии и тактики предприятия, оценить реалистичность тех или иных решений по формированию бюджетов и их соответствие внутренней логике развития бизнеса.
       Оперативный бюджетный анализ используется непосредственно при исполнении бюджетов при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия. Цель оперативного анализа — оценка отклонений фактических показателей от намеченных бюджетом. Инструментом достижения этой цели служит комплексное, оперативное выявление и измерение причинно-следственных взаимосвязей бюджетных отклонений.
       Оперативность в анализе бюджетов означает прежде всего своевременность выявления  и исследования краткосрочных изменений  деятельности центра ответственности, которые либо могут вывести его  из заданного бюджетом направления развития, либо сигнализируют о появлении дополнительных возможностей, позволяющих перевести его на более эффективный режим функционирования. При этом всегда необходимо учитывать время, в течение которого действуют причины, порождающие отклонения от бюджета. В противном случае результаты оперативного анализа бесполезны, так как возникает новая экономическая ситуация с новыми причинно-следственными взаимосвязями и новыми экономическими последствиями.
       Ретроспективный анализ исполнения бюджетов проводится на основе итоговых результатов деятельности центров ответственности за период, установленный бюджетом. Ретроспективный анализ проводится преимущественно по документированным источникам информации на базе бухгалтерской и статистической отчетности. Это позволяет типизировать процедуры анализа. Для повышения эффективности такого анализа широко используются единые методики, включающие разнообразные по форме и содержанию математико-статистические методы. Компьютерная техника позволяет существенно сокращать сроки проведения анализа, более полно учитывать влияние выявленных факторов на результат производственно-хозяйственной деятельности, заменять приближенные или упрощенные расчеты более точными вычислениями, ставить и решать многомерные задачи.
       В основе определения целей ретроспективного бюджетного анализа лежит принцип исследования хозяйственной деятельности на основе выполнения бюджетных показателей. С помощью ретроспективного анализа должна быть дана оценка напряженности и обоснованности бюджетных показателей, установлены причины отклонений от бюджетных показателей и приведена оценка деятельности менеджеров, структурных подразделений и всего предприятия в целом.
       Традиционной  задачей ретроспективного анализа  является выявление факторов бюджетных  отклонений и количественная оценка их влияния. Важно не только выявить сам факт отклонения, но и установить его причины, исследовать прямые и косвенные связи, изучить явные и скрытые зависимости между анализируемыми показателями.
       Связь экономического анализа и бюджетирования прослеживается в основном по двум направлениям:
       Первое  направление включает стратегический и текущий анализ. Они включают анализ безубыточности, анализ с целью  обоснования ассортиментной структуры, цен и др. При этом анализе велико значение нормативов, так как в основе планирования статей затрат лежат нормы расхода материалов, электроэнергии, планово-предупредительного ремонта, трудовые и т.д. Для проведения предпланового анализа используется широкий спектр экономико-математических методов, включая методы элементарной математики, регрессионного анализа, моделирования и др.
       Второе  направление анализа связано  с необходимостью контроля за исполнением  бюджета. Если бюджетирование сочетается с нормативным учетом и учетом по центрам ответственности, то анализ дает хорошие результаты, которые можно успешно использовать для ликвидации последствий нежелательных отклонений, корректировки бюджетов, в целях мотивации.
       При организации последующего анализа  возникает проблема выбора форм, структуры  внутрипроизводственной отчетности и выбора методик проведения анализа. Отчетность должна строиться в соответствии со структурой бюджетов и составом их статей. Простейшим вариантом формы отчетности является следующая:
Таблица 1
Статья Фактическая сумма, руб.
1. Доходы от продаж 5 326 000
2.Прочие 1 280 000
Итого 6 606 000
 
       Однако  такая форма неудобна для управления, так как в ней не фиксируются  отклонения и не даются необходимые  пояснения. Более детальную информацию дает следующая форма:
       Таблица 2
    Статья 
     
Фактическая сумма, руб. 
 
Иные  данные о статье
плановая  сумма, руб. отклонение и др. 
руб. %
1. Доходы от продаж  5 326 000 5 961 900 - 635 900 -10,67  
2. Прочие 1 280 000 1 200 000 + 80 000 + 6,67  
Итого 6 606 000 7 161 900 -555 900 -7,76  
 
       Анализ  выполнения бюджета может проводиться по таким традиционным направлениям, как: статьи и элементы затрат; виды деятельности; подразделения оргструктуры управления; центры финансовой ответственности - и нетрадиционным: операции; процессы; бизнес-процессы; клиенты; поставщики.
       Для проведения анализа выполнения бюджетов широко используется механизм гибких бюджетов. Гибкий бюджет - генеральный  бюджет, пересчитанный на выполнение какого либо показателя, чаще всего - объема продаж. Что может получить специалист в результате анализа жесткого бюджета? Во-первых, величину общего отклонения от бюджета в абсолютном и относительном выражении; во-вторых, информацию об отклонениях по статьям и соотношение изменений, например, объема продаж и затрат.
       Таблица 3
Показатели Сумма, тыс. руб. Доля, %
Фактическая операционная прибыль  6 606 000 92,24
Бюджетная операционная прибыль 7 161 900 100
Отклонения  от жесткого бюджета -555 900 -7,76
 
       Информация  об общем отклонении недостаточна для  принятия управленческих решений. Для углубления анализа данное отклонение раскладывают по составляющим его показателям: объем продаж, переменные затраты, маржинальный доход, постоянные затраты, прибыль. Переменные и постоянные расходы можно детализировать по составляющим их статьям.  

       Таблица 4 

    Показатели
Фактически Доля, %
Жесткий бюджет
Доля, %
Отклонения
Объем продаж, ед. 7 444 - 8 000
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.