На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государствееное регулирование агропромышленного комплекса России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
    Аграрно-промышленный комплекс…………………………………………5
      Аграрно-промышленный комплекс……………………………….....5
      Рыночные отношения в аграрно-промышленном комплексе……....7
      Производственная структура АПК………………………………...…9
    Государственная поддержка сельского хозяйства РФ………………….…12       
      Современная ситуация в АПК России………………………………12                                             
      Объемы, направления и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства……………………………………..15
      Основные направления аграрной политики на 2001-2010 гг. в России………………………………………………………………….19
    Государственная поддержка сельского хозяйства ХМАО…………..……22
      Программа ХМАО– Югры "Реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре"……..…………22
      Структура сельского хозяйства ХМАО………………………….…26
 
Выводы  и предложения……………………………………………………………30
Список  использованной литературы……………………………………………...32
 


Введение

   Агропромышленный  комплекс является самым крупным  народнохозяйственным комплексом страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. Поэтому проблема безусловно актуальна для нашей страны, так как от устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.
   Начиная с 1992 г., в агропромышленном комплексе  осуществляются институциональные  преобразования, реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных отношений, а  также активизация межфермерской  кооперации. Следует отметить, что  принципиальные изменения сложившейся  системы аграрных отношений были неизбежны, и, прежде всего, была необходима замена административно-распределительных, командных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка. Но аграрные преобразования нужны и важны не сами по себе, а как условие повышения эффективности производства, обеспечения продовольственной безопасности страны.
Однако, к сожалению, наряду с позитивными  изменениями — расширением спектра форм хозяйствования, включая воссоздание крестьянского уклада, ликвидацией государственной монополии на землю, расширением прав сельскохозяйственных предприятий, которые ныне сами определяют специализацию и объемы производимой продукции и свободно распоряжаются ею, созданием условий перехода к рыночным отношениям в аграрной сфере и т.д., произошли негативные изменения, приведшие аграрный сектор к кризису. И случились они главным образом вследствие ошибок и поспешности в проведении аграрного реформирования.
     Целью данной работы является  исследование АПК России в целом и ХМАО в частности, определения актуальных проблем и перспектив дальнейшего развития.
     Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
    изучить фактическое состояние АПК России;
    оценить результативность сельскохозяйственного производства;
    определить сущность основных проблем АПК;
    выявить перспективы развития АПК;
    исследовать возможности государственного регулирования и поддержки развития АПК.
   Объектом  курсовой является АПК в целом, его  структура. Предметом работы является взаимосвязь между АПК и государством. В этих отношениях рассматривается  степень влияния  государства  на АПК и  роль государственной  поддержки в сельском хозяйстве  страны.
 


     1 АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС 
      Аграрно-промышленный комплекс
     Агропромышленный  комплекс – это совокупность взаимосвязанных  отраслей хозяйства, участвующих в  производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя. АПК занимает особое место в жизни  государства, так как обеспечивает страну продовольствием и товарами народного потребления.
     В составе АПК выделяют три основных звена, каждое из которых выполняет  определённую функцию. Самое мощное звено составляет сельское хозяйство (45% продукции). Второе звено - сельское хозяйство.  Это центральное звено  АПК. Оно отличается от остальных  отраслей материального производства, во-первых, сезонностью производства продукции, во-вторых, на его развитие сильно воздействуют природные условия, в-третьих, в сельском  хозяйстве  главное и незаменимое средство труда – земля. В сельском  хозяйстве выделяются две важнейшие  отрасли: растениеводство (земледелие) и животноводство. Третье звено –  отрасли, перерабатывающие  сельскохозяйственное сырьё, отрасли лёгкой промышленности; а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку  и реализацию продукции АПК.
     В рамках национального производства сформировалась особая сфера экономики, которая включает совокупность отраслей, производящих различные виды продовольственных и других товаров из сельскохозяйственного сырья. Она получила название аграрно-промышленного комплекса (АПК). Структуру АПК образуют:
    сфера производства первичного и конечного продукта (растениеводство, животноводство и отрасли промышленности, перерабатывающие их продукцию);
    ресурсообразующая сфера (промышленные отрасли, создающие средства труда для всех сфер АПК, и система подготовки кадров);
    производственная инфраструктура АПК;
    система товарного и денежного обращения и информационного обеспечения.
     АПК функционирует как замкнутая  самовоспроизводящаяся система. Переход  сельскохозяйственного производства на машинную стадию развития сопровождается качественным изменением в содержании аграрного труда и самого производства. Аграрный труд преобразуется в аграрно-промышленный труд (вид синтезированной деятельности, вобравшей общие признаки индустриального труда и особенности биотехнического производства), а само аграрное производство — в аграрно-промышленное производство.
     В АПК входят отрасли и отдельные  предприятия, производящие средства производства для сельскохозяйственных предприятий: технику, электрооборудование, строительные и синтетические материалы, удобрения и ядохимикаты, комбинированные и сбалансированные корма, медикаменты. Агропромышленный комплекс также включает промышленные, торговые, элеваторно-складские, транспортные предприятия и объединения, занимающиеся переработкой, перевозками, сбытом и хранением сельскохозяйственного сырья и готовых продуктов питания, производством тары и упаковочных материалов, строительные и мелиоративные фирмы, обслуживающие сельское хозяйство. К АПК относятся также кредитные учреждения и научно-исследовательские организации, рекламные и страховые агентства, экспортные объединения и другие фирмы, связанные с сельским хозяйством.
     В настоящее время в АПК развитых стран занято: в США более 1/3 всего  работающего населения, во Франции  — более 1/4. в Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге — от 15 до 20%. По стоимости производимой продукции и объему капитальных вложений АПК занимает первое место среди других макроэкономических комплексов большинства развитых стран. 

     1.2 Рыночные отношения в аграрно-промышленном комплексе
     Аграрное  производство является оплотом чистой конкуренции, но оно не вписывается в современную рыночную экономику. С одной стороны, уникальность аграрного труда и его продукта, удовлетворяющего первичные потребности людей, обеспечивает достаточное предложение, стабильный спрос и высокие цены. С другой стороны, наблюдается устойчивая тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от изменения цен и доходов в экономике в целом, что лишает этот вид предпринимательства мотивации.
     В краткосрочном периоде эта проблема проявляется в крайней нестабильности доходов аграриев в различные годы, в долгосрочном периоде — в ценовой неэластичности спроса на сельскохозяйственные продукты.
     Объяснить это можно двумя обстоятельствами. Во-первых, особенностями первичных потребностей. Потребность в пище имеет предел насыщения. И это влияет на величину спроса. Во-вторых, в последние десятилетия производительность отраслей земледелия и животноводства росла значительно быстрее производительности труда в несельскохозяйственном секторе экономики.
     Крестьянские  и фермерские хозяйства как субъекты рыночных отношений находятся в конкурентной сфере, которая подходит под характеристику свободного рынка. Как продавцы своей продукции они попадают в состояние «множество» — каждое из них предлагает такое малое количество продукта, что это не влияет на уровень цены, и они соглашаются с ценой, определяемой рынком. В промышленных отраслях АПК представлены монополии и олигополии, осуществляющие свою ценовую политику. Аграрии, попадая на этот рынок, оказываются снова в положении субъектов, соглашающихся с ценой.
     Последствия таковы: доходы аграриев сравнительно более низкие и неустойчивые. Величина дохода определяет возможности предпринимателя применять достижения биотехнической революции. Например, в США, где ферма рассматривается как основополагающий институт, к началу 90-х годов в сельском хозяйстве этой страны было занято 2% населения — 5 млн. человек, немногим более двух миллионов ферм. Из них 29 тыс. ферм (1,3%) ежегодно продавали продукцию на 500 тыс. долл. и более, на их долю приходилось 32,3% совокупных фермерских доходов; почти 217 тыс. ферм (12,4%) продавали продукции в объеме от 100 тыс. долл. до 500 тыс. долл., на их долю приходилось 41% совокупных фермерских доходов; 1,6 млн. ферм (73%) производили менее 16% продукции; 837 тыс. ферм с объемом продаж до 5 тыс. долл. производили 3,6% продукции. Средний доход на американскую семью составлял 30.853 долл. Чтобы сравняться с ним, фермер должен производить товарной продукции не менее чем на 100 тыс. долл. Таких ферм было лишь 13,7% (301 тыс.). Средняя американская ферма— ферма с объемом продаж от 40 до 100 тыс. долл. в год (их 286 тыс. — 13,2%). Они производят около 15% продукции. Такие фермы поглощают все время своих хозяев, но приносят им доход вдвое меньше, чем средний доход на американскую семью. Государственная поддержка фермерства носит избирательный характер. Крупные корпоративные фермы получают более 55% субсидий, фермы с доходом от 10 тыс. долл. — 40% субсидий, а фермы с доходом менее 10 тыс. долл. — всего 5% субсидий.
     Во  всех странах с рыночной экономикой сельское хозяйство сознательно ограждено от стихии рынка, осуществляется государственная политика его поддержки. Разработаны и осуществляются специальные аграрные программы, которые включают: цены на продукцию сельского хозяйства, объемы производства и доходы аграриев; мероприятия по охране почв и рационального использования земли, лесов, водных ресурсов; вопросы кредитной политики и страхования; основные направления научных исследований и т. д.
     Широко  используется так называемая концепция  паритетных цен. Суть ее такова: соотношение  между ценами на продукцию сельского  хозяйства и ценами на товары и  услуги, которое оно потребляет, должны оставаться постоянными. Цены на сельскохозяйственные продукты поддерживает государство, используя различны методы финансирования.
     Итак, аграрное производство создает продукты, удовлетворяющие первичные потребности, которые не могут быть заменены. Здесь применяется естественная производительная сила, в том числе земля - редкий и количественно фиксированный ресурс. Биотехническая революция создала условия для максимального использования преимуществ аграрного труда в экономическом росте. Аграрное производство перестало быть самовоспроизводящей отраслью. На макроуровне оно не вписывается в современную модель рыночной экономики и может развиваться лишь при наличии соответствующей программы государственной поддержки. 

     1.3 Производственная структура АПК
     В настоящее время в агропромышленном комплексе в разных стадиях производства и обращения прямо или косвенно участвует около 80 отраслей народного  хозяйства.
     Агропромышленный  комплекс представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных  между собой экономическими отношениями  по поводу производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции. В него входят отрасли, обеспечивающие производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, хранение и реализацию, а также отрасли, специализирующиеся на производстве средств производства для сельского хозяйства и его обслуживании .
     Соотношение отраслей, участвующих в производстве продуктов питания и непродовольственных  предметов потребления сельскохозяйственного  происхождения, составляют отраслевую структуру агропромышленного комплекса, в состав которого входит три сферы.
     Первая  сфера включает отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и легкой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, строительство, ремонт оборудования и техники.
     Отрасли, входящие в первую сферу призваны обеспечивать ресурсами процесс  производства и переработки сельскохозяйственной продукции, создавать базу для индустриализации сельского хозяйства и технического прогресса в перерабатывающей промышленности, способствовать нормальному функционированию всех звеньев комплекса. От их деятельности во многом зависит ритмичность, поточность и стабильность темпов роста производства сельскохозяйственной продукции и конечного продукта в целом .
     Второй  сферой агропромышленного комплекса  является непосредственно сельское и лесное хозяйство. Это центральное звено АПК.
     Третью  сферу образуют отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку  сельскохозяйственного сырья, а  также реализацию конечного продукта. В данную сферу входит пищевая  промышленность, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленности, а  также легкая промышленность переработки сельскохозяйственного сырья, заготовительные и торговые организации. Отрасли и третьей сферы осуществляют переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до готовности к употреблению, а также осуществляют реализацию конечной продукции.
     Одним из главных условий динамичного  развития АПК является пропорциональность, сбалансированность всех трех сфер. В  доперестроечный период сельское хозяйство  и перерабатывающая промышленность развивались на основе концентрации и агропромышленной интеграции. Агропромышленные формирования за короткий период добивались высоких экономических и социальных результатов. В них быстрее осваивали  передовые технологии производства и переработки, более полно использовали производственные ресурсы, а также  побочную продукцию и отходы, сокращали  время продвижения продукции  от производителя к потребителю.
     С переходом к рыночным отношениям основной формой организации экономических  отношений между предприятиями  и организациями, занимающимися  производством, заготовкой, переработкой, хранением и реализацией продукции  в системе АПК, является хозяйственный  договор.
     В условиях рыночной экономики наиболее распространенными формами сближения  экономических интересов первой и второй сфер АПК является прямые хозяйственные связи, бартерные  сделки, лизинговые операции, различные  формы государственного протекционизма и др.
   Структура агропромышленного комплекса – это соотношение отраслей, участвующих в производстве продуктов питания и непродовольственных предметов потребления сельскохозяйственного происхождения. 

 


    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ
 
      Современная ситуация в АПК России
   Агропромышленный  комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится  к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.
    АПК — самый крупный из основных комплексов в экономике страны. В АПК России в настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину.
    Аграрные  преобразования в стране происходит по нескольким направлениям. Первое - реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию. В стране формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение, представленное сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими хозяйствами, хозяйствами населения, включающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества. Из табл.1 видно, как в различные периоды изменилась социальная структура сельскохозяйственных землепользователей. Более  95% сельскохозяйственных организаций – частные. Среди сельскохозяйственных организаций преобладают общества с ограниченной ответственностью (37,8%), сельскохозяйственные производственные кооперативы (35,4%).
«Таблица 1-Удельный вес различных категорий землепользователей в общей площади сельскохозяйственных угодий, тыс.ед.»
На 1.01. соответствующего года Государственный сектор Сельскохозяйственные  организации  
Индивидуальные  предприниматели
Фермерские  хозяйства
1990 г. 16,6 29,4 - 4,4
2000 г. 4,9 27,6 - 261,7
2008 г. 4,2 24,0 92,2 265,0
 
    Второе - разгосударствление системы закупок и реализации продукции, продовольственной оптовой и розничной торговли. В результате резко сократились закупки сельскохозяйственной продукции государственными заготовительными организациями и потребительской кооперацией. Стали развиваться новые каналы реализации, в том числе оптовые рынки, биржи, ярмарки и др.
    Третье - изменение системы государственного регулирования аграрного сектора: перестройка организационных структур и методов управления АПК. Начинает формироваться финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях, лизинг на поставку техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной деятельности. Сельским товаропроизводителям предоставляются льготы по налогообложению.
    Четвертое направление реформы связано с попытками освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему социальной защиты безработных и стимулировать несельскохозяйственную занятость населения.
    С 1990 по 1998 г. доля убыточных сельскохозяйственных организаций возросла с 3 до 88%, накапливались  просроченные долги. В связи с  этим был принят Федеральный закон  от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций в период 2004-2008 гг. заметно изменилось.
    «Таблица2 - Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций России за 2004-2008 гг.»
  2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
Уровень рентабельности, включая  субсидии,% 10,5 7,8 9,9 17,2 7,2
Уровень рентабельности, без  субсидий,% 5,3 2,1 2,6 8,1 -2
Доля  прибыльных организаций,% 63 58 65 75 81,8
Доля  организаций, имеющих  просроченную задолженность,% 87,8 77 69,9 61,1 51,9
Кредиторская  задолженность к  выручке,% 89,6 89,1 105,8 112,7 -
    Субсидии  из государственного бюджета обеспечивали в 2004-2005 гг. около 5% уровня рентабельности всей деятельности сельскохозяйственных организаций. В 2006-2007 гг. за счет них  обеспечивалось уже от 7 до 9% рентабельности.
    В 2008 г. были достигнуты хорошие производственные результаты, но ухудшились финансовые показатели деятельности. Снижение прибыли  и рентабельности произошло за счет роста цен на производственные ресурсы. Так, за 9 месяцев 2008 г. цены на минеральные удобрения повысились по сравнению с декабрем 2009 г. на 70%. В период посевной и уборки урожая цены на дизельное топливо резко подскочили, их рост превышал 30% с начала года. В то же время цены на продукцию сельского хозяйства выросли всего на 1,6%, а на животноводческую продукцию даже снизились на 2,7%. 

      Объемы, направления и  эффективность государственной  поддержки сельского  хозяйства
   В 2000 году первые серьезные шаги в  поддержку АПК ознаменовались с  приходом к власти Владимира Путина. Еще будучи исполняющим обязанности президента РФ одним из первых распоряжений 15 марта 2000 года был воссоздан Россельхозбанк, главной задачей которого является обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, всемерное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора России, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Российской Федерации.
   В настоящее время основным содержанием  аграрной политики большинства экономически развитых стран, в т.ч. России, является государственная поддержка аграрного  сектора посредством разного  рода субсидий, дотаций и льгот.
   Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования. К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в прямых государственных компенсационных платежах, платежах при ущербе от стихийных бедствий. К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся: ценовое вмешательство на рынке продовольствия, компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, ГСМ, выплату процентов по полученным кредитам.
   В целом же объём валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве России — 1,53 трлн. руб. (2009 г.).
   По  данным Росстата, в 2007 году общий валовой  продукт сельского хозяйства  России составил 2099,6 млрд. руб., из которых на растениеводство приходилось 1174,9 млрд. руб. (55,96 %), а на животноводство — 924,7 млрд. руб. (44,04 %). По категориям производителей больше всего продукции дали личные подсобные хозяйства (48,75 % или на сумму 1023,6 млрд руб.); на втором месте—с/х организации (колхозы, совхозы и т. д.), давшие 43,76 % или 918,7 млрд. руб.; меньше всего произвели фермерские хозяйства — 7,49 % или на сумму 157,3 млрд. руб.
   С 1999 по 2008 год индекс производства продукции  сельского хозяйства России вырос на 55 %. В 2008 году объём выпуска сельского хозяйства России составил 87 % от уровня 1990 года, растениеводства — примерно 130%, животноводства — примерно 60 %.
   Объём кредитов в агропромышленном комплексе  России составил в 2007 году 615 млрд. руб., в 2008 году — 715 млрд. руб.
   В 2008 году объём расходов федерального бюджета России на сельское хозяйство  составил 138,3 млрд. руб.
     Удельный вес сельского хозяйства  в расходной части федерального  бюджета увеличился с 0,7 % в  2005 году до 1,97 % в 2008 году.
   На  Рисунке 1 показано процентное соотношение производства продукции сельского хозяйства России от уровня 1990 года.

«Рисунок 1 – Индекс объема продукции сельского хозяйства в России, %»
     Растениеводство.
     В России находится 10 % всех пахотных земель мира. Свыше 4/5 пашни в России приходится на Центральное Поволжье, Северный Кавказ, Урал и Западную Сибирь. Основные сельскохозяйственные культуры: зерновые, сахарная свекла, подсолнечник, картофель, лён.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.