На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ПЛАН:
Введение…………………………………………………………………3 

Денежно–кредитная политика Центрального банка Российской Федерации……………………………………………..5 

1.1. Взаимоотношения  Центрального банка России с  органами государственной власти  в проведении денежно– кредитной  политики………………………………………………………….……..9 
 

1.2. Типы денежно–кредитной  политики и методы ее проведения………………………………………………………….   14 

         2. Основные инструменты  денежно–кредитной         политики Центрального  банка России…………………………………………………………………..16 

        3. Перспективы развития банковской системы России в 201 году……………………………………………………………………...26 

Заключение…………………………………………..…..28

      Список  литературы……………………………………………….…...29

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение
        
    Не  секрет, что одним из необходимых  условий эффективного развития народного хозяйства является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
    Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень  демократичный инструмент воздействия  на экономику,  не нарушающий  суверенитета  большинства субъектов системы  бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение  рамок  их  экономической  свободы  (без  этого  вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами,  государство влияет лишь косвенным образом. В идеале  денежно-кредитная  политика  должна  обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.  Однако на практике с ее помощью приходится  решать  более  узкие,  отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи. Но нельзя забывать о том,  что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный,  а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе  негативных тенденций.  Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа  ситуации, рассмотрения  альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.
    В качестве проводника денежно-кредитной политики  выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Центральный банк Российской Федерации  (Банк  России), Банк Англии, Банк Японии и др. Центральный банк реализует политику  стабилизации  экономики,  достижения  товарно-денежной сбалансированности.
         Одной из важнейших задач Центрального  банка в условиях двухуровневой  банковской системы является  организация процессов управления  операциями банков на макроэкономическом  уровне, поддержание стабильности функционирования банковской и денежной систем страны.
    Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика  не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада  и роста безработицы,  падения  производства необходимо увеличивать денежное предложение,  чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов  в  производство,  а также потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос.  В период экономического роста, сопровождаемого  инфляцией,  следует снижать предложение денег.  Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки. 
 
 
 
 
 
 

    §1.Денежно  – кредитная политика Центрального банка  Российской Федерации. 

 В  состав основных функций Центрального  банка любой страны включается  разработка и проведение денежно- кредитной политики. У каждой страны своя модель ее развития. Это связано с тем, что денежно – кредитная политика не может быть абсолютно независимой, она является составной частью общей экономической стратегии.
    Денежно-кредитная  политика является составляющим элементом экономической политики государства (см. Рис. 1).
    
    Усиление  роли государства в регулировании  российской экономики, новые приоритеты, определенные на предстоящий период, требуют переориентации денежно  – кредитной политики ЦБ РФ. Перед ним стоит сложная задача создания эффективной системы регулирования денежного предложения, которая позволит направить ресурсы на рост производства, но в то же время не допустить  возможность инфляционной накачки экономики, исключить возникновение самоусиливающихся механизмов денежной эмиссии, неопосредованных расширением производства товаров.
    Денежно-кредитная  (монетарная) политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёмов кредитов, регулирования процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью воздействия на макроэкономические процессы.
    Денежно-кредитная  политика  состоит  в изменении  денежного   предложения   с   целью   стабилизации совокупного объема производства занятости и уровня цен.
    Как видно из вышесказанного, субъектом денежно-кредитной политики является государство.
    Основным  объектом денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение совокупного платежеспособного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер (денежная масса в основном создается в процессе кредитно-депозитной деятельности банков), регулирование структуры и объема денежного оборота центральный банк осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определения условий кредитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих инструментов и методов.
    В соответствии с Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными  задачами БР по реализации единой государственной  денежно-кредитной политики являются:
    во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
    является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
    осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
    осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчётов с иностранными государствами;
    принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
    в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    §1.1Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики. Порядок и сроки разработки и утверждения.

      Банк России  ежегодно  не позднее  1 октября предоставляет в Государственную Думу  проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год  и не позднее 1 декабря  основные направления денежно – кредитной политики на предстоящий год.

    Предварительно  проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики представляется  Президенту РФ и правительству РФ.
    Основные  направления  денежно – кредитной  политики включают следующие положения:
      анализ состояния и прогноз развития экономики РФ;
      основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно – кредитной политики.
    Государственная Дума рассматривает основные положения ДКП на предстоящий год и принимает решение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    §1.2. Взаимоотношения  Центрального банка  России с органами государственной  власти в проведении денежно-кредитной  политики.
 
    В законе «О ЦБ РФ» говорится, что ЦБ независим в своей деятельности от «политиканов», однако это не так. Независимость такого института, как ЦБ играет большое значение в экономике. Ведь не секрет, что там где высокая степень независимости ЦБ, там и экономический рост и рост благосостояния страны. Ярким примером служат Германия (Бундесбанк) и США (Федеральная резервная система).  
    Центральный банк в большинстве стран стал выполнять роль  «банка банков» и на него возложено проведение денежно – кредитной политики. К тому же многие государства передали право эмиссии наличных денег своим центральным банкам.
    Являясь банкиром правительства и всех коммерческих банков, владея монопольным правом эмиссии, центральные банки концентрируют  в своих руках и основную массу  золотовалютных резервов страны.
    Поскольку все денежные потоки, в конечном счете, проходят через правительственные счета и счета коммерческих банков, то и у центрального банка возникают проблемы построения разумных взаимоотношений с правительством и коммерческими банками. Хотя цели экономической политики правительства и центрального банка, заключающиеся в достижении роста производства и занятости при стабильности цен, совпадают, однако эти цели не могут быть достигнуты одновременно.
    Стабильность  денег является предпосылкой для  обеспечения роста производства и занятости. Функция поддержания устойчивости цен обычно передается центральному банку страны, который наделяется правом принимать решения в области денежно – кредитной сферы независимо от мнения правительства. Хотя по поводу степени независимости центральных банков существует множество различных взглядов, о которых я упоминал выше.
    Основной  проблемой,  где сталкиваются интересы правительства и центрального банка, является проведение бюджетно – налоговой  политики. Часто правительство увеличивает государственные расходы, не согласуя их с возможностью получения доходов, и тогда оно обращается в центральный банк с просьбой о дополнительной эмиссии банкнот.
    Такой экономически необоснованный рост денежной массы в обращении вызывает инфляцию, что противоречит главной задаче центрального банка – поддерживать устойчивые цены в экономике.
    Если  же правительство в покрытие своих  расходов стремится увеличить заимствования  путем роста выпуска государственных  ценных бумаг, то это может повлечь  изменение процентных ставок в направлении, противоположном намерениям центрального банка удешевлять кредит и , тем самым стимулировать экономический рост и инвестиции в реальный сектор экономики.
    Ответственное отношение обеих сторон, смена  идеологии противостояния на сотрудничество – это основной способ разрешения данных проблем.
    Активное  инвестирование,  проводимое правительством (при условии инвестирования по эффективным  направлениям – в производство), может вызывать невысокую инфляцию до тех пор, пока не произошла отдача от вложений в виде накоплений. Но важно определить допустимый уровень инфляции и ее продолжительность.
    Следует постоянно контролировать ситуацию: не происходит ли увеличение темпов инфляции, не нарушены ли грани предложения  денег до такой степени, что они становятся своего рода наркотиком, необходимым для продолжения существования неэффективного производства.
    Сложная макроэкономическая ситуация в стране, неразвитость рыночных механизмов требуют  особо вдумчивых и согласованных  действий Банка России и Правительства Российской Федерации, с тем чтобы не допустить шагов, ведущих к нарушению предельно - допустимых граней инфляции, чреватых глубокими потрясениями.
    В основе денежно – кредитной политики центральных банков лежит теория денег. Исторически сложились два различных подхода:
      кейнсианская теория
      монетаризм – современная количественная теория денег.
    С переходом к рыночным механизмам в экономике, Россия пробовала внедрить обе модели, каждая из которых доводилась до крайности.
    В период с 1993 – 1995 гг. страна балансировала на грани гиперинфляции, пытаясь решить бюджетные проблемы, проблемы активизации инвестиций, прорыва в сельском хозяйстве за счет неограниченного предложения денег.
    Поняв разрушительность инфляции, невозможность  инвестирования и развития производства, Банк России перешел к жесткой монетаристской политике, предполагающей строгий контроль за размерами денежной массы.
    Основным  приоритетом в экономической  политике стало обеспечение стабильности национальной валюты, которое не увязывалось  с производственным потенциалом, а достигалось за счет сжатия денежного предложения, отсрочек по заработной плате, пенсиям и иным социальным выплатам, а также непомерного наращивания государственного долга.
    Либерально  – монетаристская модель, дающая положительные результаты в зрелой рыночной экономике, а также в странах, не имеющих мощного собственного производства, для России оказалось непродуктивной.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
    §2. Типы денежно – кредитной политики и методы ее проведения.
 
В зависимости  от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики из которых характерен свой набор инструментов, о которых речь пойдет ниже.
    Рестрикционная  денежно-кредитная  политика (политика «дорогих денег»).
    Направлена на ужесточение условий и ограничение объёма кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и в ряде случаев - оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и направлена на сглаживание циклических колебаний деловой активности.
    Предположим, что излишние расходы бюджета  и другие факторы толкают экономику  к инфляционной спирали. Ключ к решению  этой проблемы – понижение резервов коммерческих банков. Какие основные мероприятия должен осуществить  центральный банк:
 
    
    Центральный банк должен продать государственные ценные бумаги на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков;
    Необходимо увеличение резервной нормы, которое автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер банковского мультипликатора;
    Подъём учётной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центрального банка.
 
    Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика «дешёвых денег»).
    Сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.
    Предположим, что экономика столкнулась с  безработицей. Центральный банк принимает решение о необходимости увеличения предложения денег для стимулирования совокупных расходов, с тем чтобы способствовать поглощению свободных ресурсов. Для этого центральный банк должен принять меры к увеличению избыточных резервов коммерческих банков:
 
    
    Необходима  покупка центральным банком ценных бумаг на открытом рынке. Эта покупка  будет оплачена увеличением резервов коммерческих банков;
    Должна быть понижена резервная норма, что автоматически переводит необходимые резервы в избыточные и увеличивает размер денежного мультипликатора;
    Учётная ставка должна быть понижена, с тем чтобы побудить коммерческие банки к увеличению своих резервов путём заимствования у центрального банка.
 
    Денежно-кредитная  политика как экспансионистского, так  и рестрикционного типа может иметь следующий характер:
 
        
    Тотальная денежно-кредитная политика - мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы;
    Селективная — на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.
 
    Следует отметить, что существуют и различные  стратегии денежно-кредитной политики, а именно:
 
    
    Прямая – контроль достижения конечных целей осуществляется не через систему промежуточных целей, а через систему некоторых индикаторов (например, инфляционные ожидания, реальный объём производства, рост объёма кредитования, расходы на зарплату и т.д.);
    Косвенная (непрямая) – использует промежуточные целевые ориентиры, при этом учитывается, что между промежуточной целью и показателем в области инфляции существует предсказуемая связь.
 
    Выбор типа проводимой денежно-кредитной  политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры.
 
 
    §3. Основные инструменты  денежно – кредитной  политики.
 
    Инструменты денежно-кредитной  политики представляют собой разнообразные способы влияния на финансовый рынок, используемые центральным банком для достижения поставленных операционных, промежуточных и конечных целей.
    Согласно  ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 02.12.90 г.  ( в редакции 08.07.99 г.)  ст. 35 основными инструментами и методами денежно – кредитной политики БР являются:
    процентные ставки по операциям БР;
    нормативы обязательных резервов, депонируемые в ЦБ РФ (резервные требования);
    операции на открытом рынке;
    рефинансирование банков;
    валютное регулирование;
    установление ориентиров роста денежной массы;
    прямые количественные ограничения;
    выпуск от своего имени облигаций (п.8 введен ФЗ от 08.07.99 № 139 – ФЗ)
    Инструменты денежно-кредитной политики, которыми располагают центральные банки, могут быть разделены на два вида:
    
    
 
 
    
 
 
      1. Административные  (прямые) инструменты.
        К ним относятся, прежде всего, средства прямого контроля за процентными  ставками, объемами кредитов и депозитов  в финансовых институтах.
    Прямые  количественные ограничения размеров кредитов, пределов банковских вкладов, максимальных ссудных и депозитных ставок предоставляют государству в лице центрального банка возможность вмешиваться в деятельность финансового рынка при недостаточности развития его отдельных сегментов (кредитного, ценных бумаг, валютного) и, особенно, в состоянии кризиса экономики.
    В этих условиях прямые инструменты позволяют  центральному банку более эффективно контролировать максимальное количество денег и кредита в экономике.
    Переходным  инструментом от прямых форм регулирования  денежно-кредитной сферы к косвенным  являются резервные требования.
    Резервные требования представляют собой процентную долю от привлеченных коммерческими банками средств, которую они обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке.
    Минимальный размер обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке определяется банковским законодательством в процентном отношении к соответствующим статьям пассивов (обязательств перед вкладчиками) коммерческих банков.
    Нормативы обязательных резервов могут дифференцироваться в зависимости от видов депозитов, сроков привлечения средств, по субъектам экономики, валютам, в зависимости от размера банка и т.д.
    Изменение нормативов обязательных резервов в 2000 г. осуществлялось БР в исключительных случаях в целях ослабления спекулятивного давления на валютный рынок и обменный курс рубля.
    Банк  России в 1999 году активно использовал  этот инструмент для регулирования  ликвидности банковской системы  из-за ограниченной возможности использования  рыночных инструментов.
    В связи с увеличением избыточной ликвидности на корреспондентских счетах кредитных организаций Банк России вынужден был периодически принимать решения о повышении нормативов обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам.
    В 2000 году была продолжена работа по совершенствованию механизма обязательного резервирования и его нормативной базы.
    Структура обязательных резервов за первые девять месяцев текущего года изменилась незначительно. По состоянию на первое октября 2000 г. в общей сумме обязательных резервов доля резервов от привлеченных средств в валюте РФ составила 55 % , доля резервов от привлеченных средств в иностранной валюте – 41 %.
 
    2. Рыночные (косвенные)  инструменты.
    К рыночным инструментам относятся:
      операции на открытом рынке;
      рефинансирование коммерческих  банков;
      депозитные операции.
    Использование этих инструментов более эффективно при макроэкономическом равновесии и стабильной экономической ситуации.
    Под операциями на открытом рынке по российскому законодательству понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
    Операции  на открытом рынке в отличие от создания обязательных резервов являются гибким инструментом и проводятся с коммерческими банками на добровольной основе. Эти операции можно вести постоянно и в любых масштабах и они не представляют собой «налог на банки». Операции на открытом рынке могут различаться по следующим признакам:
                  1.  В зависимости от условий сделок:
            а) прямая купля-продажа;
         б) купля-продажа на какой-либо  срок с обязательством обратного  выкупа по заранее установленному  курсу (операции РЕПО).
        2. По срочности сделок:
        а) краткосрочные (до года);
        б) долгосрочные (от года и более).
 
        3. В зависимости от сферы проведения операций:
        а) охватывается только банковский сектор;
        б) охватываются банковский и небанковский секторы.
 
        4. По способу установления  процентных ставок:
        а) ставки устанавливаются центральным  банком;
        б) ставки определяются на рынке в зависимости  от спроса и предложения.
    Механизм  операций на открытом рынке несложен, что делает его доступным для  значительного числа участников. В случае приобретения центральным  банком ценных бумаг на открытом рынке  объем кредитных ресурсов банков и банковской системы увеличивается, а в случае продажи соответственно уменьшается, что находит отражение в изменении объема денежной массы и стоимости кредита.
    В зависимости от того, на что именно центральный банк хочет воздействовать – на цены или размеры кредитных ресурсов, он может планировать масштабы и вид операций на открытом рынке.
    В Российской Федерации рынок государственных  ценных бумаг в период с 1993 по 1998 год постепенно становился самым  привлекательным для инвесторов.
    Бесконтрольное  наращивание государственного долга, объемы которого приходили в противоречие с кредитными ресурсами коммерческих банков, предопределили такой уровень  доходности государственных ценных бумаг, который практически становился спекулятивным.
    Рост  государственного долга, неадекватного  возможностям по сбору налогов и  наполнению государственной казны, привел к невыполнимым бюджетным  затратам в результате роста процентных ставок по государственным ценным бумагам  и к последующему закономерному  краху российского рынка государственных ценных бумаг.
    Банк  России лишился наиболее действенного и гибкого инструмента денежно-кредитной  политики, с помощью которого можно  влиять не только на объем денежной массы, но и на величину процентных ставок. По этой причине он был вынужден выпустить собственные облигации. Необходимость выпуска центральным банком собственных векселей иногда возникает и в тех странах, где незначителен бюджетный дефицит, и следовательно, объем эмиссии государственных облигаций ограничен.
    В 2000 году Банком России был расширен спектр операций на открытом рынке  и увеличены их объемы за счет выпуска  ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства финансов Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.