На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Организационные структуры в инновационной сфере

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУ ВПО «Российский  экономический университет  им. Г.В. Плеханова»
Факультет Менеджмента 
 
 

Реферат 

По дисциплине: ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

По теме:
«Организационные структуры в инновационной сфере»
Выполнила:
Алимова Диана
Группа № 1460 
 
 
 
 
 
 

Москва
2011 год
Введение
В современных  условиях экономического хозяйствования внедрение инноваций является одним  из решающих факторов активизации конкурентных преимуществ российских производителей, укрепления их экономической самостоятельности  и рыночных позиций. А управление, то есть менеджмент, в организации  в формирующейся ситуации также  играет важнейшую роль. В нем же, в свою очередь, значительное место  занимает проектирование организационной  структуры, в зависимости от успешности которого, предприятие будет или  же не будет эффективно функционировать, создавая не только благоприятные условия  для его работы, но и определяя  дальнейшее развитие и перспективы. Таким образом, целью данного  реферата является раскрыть понятие  организационных структур в инновационной  сфере. 
 
 
 
 
 
 
 

Организационные структуры в инновационной  деятельности 

Организационная структура оказывает заметное воздействие  на управление проектами. Наиболее важными ее функциями являются: 
- долгосрочное повышение квалификации персонала, накопление научно-технического опыта для достижения быстрых коммерческих результатов; 
- передача научно-технической информации для нужд компании от внешних источников и доведение корпоративной политики до сферы НИОКР; 
- обеспечение коммуникаций персонала, занятого маркетингом, производством и финансами, со специалистами НИОКР; 
- предоставление высокой степени автономии руководителям проектов при сохранении корпоративного контроля за расходованием ресурсов в проекте; 
- стиль лидерства, отвечающий социальным и организационным процессам; 
- выявление научно-технического профиля компании; 
- стимулирование творчества персонала.

Наиболее широко применяются следующие организационные  структуры управления инновационной  деятельностью: 
- управление по дисциплинам; 
- управление проектами; 
- организация по продукту; 
- матричная организация; 
- венчурное управление.

Управление по дисциплинам наиболее широко применяется  в инновационных фирмах, занятых  в основном НИР. Эта структура  хорошо приспособлена к приобретению новых знаний в специальных областях. Однако концентрация усилий на дисциплинах  принижает значение проекта как  организуемой сущности и вряд ли пригодна для ОКР.
Управление по проектам предполагает, что создаются  для координации работ по каждому  проекту специальные комитеты или  административный руководитель является одновременно и научно-техническим  руководителем.
При организации  по продукту сфера деятельности компании может быть разделена на ряд отраслей производства, каждая из которых связана  с продажей изделий одной группы или обслуживанием одних и  тех же потребителей (дивизиональная структура управления [4 гл. 4]). При этом НИОКР могут быть организованы так, чтобы либо соответствовать структуре отделений, либо в рамках центрального подразделения НИОКР, либо путем распределения научно-технической программы между соответствующими подразделениями отделений.
Наиболее логична  и широко распространена в настоящее  время (в том числе и в России) матричная структура управления НИОКР [4 гл. 4].  Она обеспечивает четкое разделение управленческой и профессиональной ответственности за проект. Эта система имеет преимущества с точки зрения достижения целей компании, четкости функций руководителя проекта, руководителя специализированного подразделения и разработчика.
Соотношения управленческих и профессиональных потребностей, устанавливаемые  матричной организацией,  представляют компромисс, гарантирующий энергичное следование целям проекта и одновременно соблюдение интересов большей части персонала, сохранение и укрепление научно-технического потенциала компании в долгосрочном аспекте. В рамках матричной организации в выполнение проекта легко вовлекаются другие службы компании. Внимание руководителя проекта (научного руководителя НИР, главного конструктора ОКР) должно фокусироваться на управлении проектом в большей степени, чем на личном решении научно-технических проблем. Он есть лицо, принимающее решения, применяющее свой опыт и знания в масштабах всего проекта. Успех проекта превращается в личный успех его руководителя.
Руководители  специализированных подразделений  находятся в двойном подчинении. Однако четкость текущих решений  для них по проекту, возможность  быстрого учета их компетентного  мнения компенсирует этот недостаток.
Отдельные научно-технические  специалисты, работая в рамках одной  комплексной "команды", преследуют конкретные и осязаемые цели. Будучи специалистами в своих дисциплинах, такие работники приобретают  более высокий статус в "междисциплинарной  команде". Вместе с тем они сохраняют  связь со своей дисциплиной и  не теряют возможности обращаться к  руководителю специализированного  подразделения по профессиональным вопросам. Так как большинство  научно-технических специалистов любят работать над конкретными задачами, матричная организация НИОКР хорошо воспринимается персоналом.
Термин "венчур" (venture - рискованное предприятие) используется для описания инновационной организации, создаваемой для воспроизводства в рамках крупной компании многих признаков малого бизнеса. Основная цель - обеспечить максимум ответственности за прогресс нововведения со стороны одного человека - "венчурного управляющего", который свободен в использовании выделенных ему ресурсов при минимальном внешнем вмешательстве. По существу, это дочерняя инновационная фирма компании. Обычно такое управление используется для немногих, исключительно обещающих проектов и действует наряду с существующей организацией.
Относительно  небольшие размеры организации  и короткие коммуникации обеспечивают максимальную гибкость управления по мере развития проекта, поскольку венчурный  управляющий является, по сути дела, генеральным директором в рамках проекта и обеспечивает и НИОКР, и производство, и выход на рынок  нового продукта.
В табл. 10.2 приводятся сравнительные характеристики организационных  структур в сфере НИОКР, что позволит наиболее сознательно подойти к  выбору той или иной структуры  управления инновационной фирмой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 10.2
Характеристики  организационных  структур НИОКР
Организационные критерии Мера  соответствия  организационным критериям
Организация по дисциплинам Управление  по проектам Организация по продукту Матричная организация Венчурное управление
Развитие  научно-технического потенциала Высокая Средняя Низкая 
Средняя
Средняя Низкая
Профессиональный  рост персонала Высокая Средняя Низкая 
Средняя
Средняя Низкая
Управленческая  подготовка персонала Низкая Средняя Средняя Высокая Очень высокая
Достижение  краткосрочных целей проекта Низкая Средняя Средняя 
Высокая
Средняя 
Высокая
Очень высокая
Вовлечение  рыночного, производственного и  финансового персонала Низкая Низкая Средняя Средняя Высокая Высокая
Передача  технологии Высокая Средняя Низкая 
Средняя
Средняя Низкая
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Среди организационных  структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам.
Одной из важнейших  проблем инновационного бизнеса  является проблема финансирования.
В решении этой проблемы участвуют организации, занимающиеся поддержкой инновационных фирм и предпринимателей. Такими организациями являются инкубаторы бизнеса (бизнес-инкубаторы) и инкубаторы технологий. Рассмотрим более подробно сущность и направления деятельности таких организаций.
Возрастание сложности  и комплексности научных исследований и разработок способствовало появлению и развитию бизнес-инкубаторов. Главное назначение «инкубаторов» — поддержка мелкого, преимущественно инновационного, предпринимательства.
В различных  литературных источниках инкубаторы называют по-разному: «инновационный центр», «предпринимательский центр», «технологический бизнес-центр». Несмотря на разные названия, отличительной  особенностью данной формы организации инновационной деятельности является то, что бизнес-инкубаторы занимаются развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта.
Первые бизнес-инкубаторы появились в конце 70-х — начале 80-х годов и придерживались двух стратегических линий. Первая стратегия базировалась на предоставлении вновь создаваемым фирмам помещений. Вторая стратегия также предусматривала выделение помещений, но основным в ней было оказание всякого рода услуг и патронаж фирм. В развитых капиталистических странах при создании и функционировании бизнес-инкубаторов практически используется вторая стратегия. Однако в России при крайне высоких ставках за аренду помещений первое направление является существенной формой поддержки научно-технического предпринимательства.
В странах с  рыночной экономикой инкубаторы организуются и финансируются за счет средств  местных органов власти, университетов и других учебных заведений, промышленных корпораций, субсидий (часто возвратных) от центрального правительства. Вместе с тем деятельность бизнес-инкубаторов базируется
на использовании  значительных объемов капитализированных средств, т.е. средств, уже вложенных  в недвижимость и научно-производственные фонды, причем это — долговременные и рисковые вложения. В результате создание бизнес-инкубаторов могут осуществить только стабильные в финансовом отношении структуры.
Большинство бизнес-инкубаторов представляют собой смешанные предприятия. Среди них можно выделить четыре основных вида:
    корпоративные;
    общественные;
    университетские;
    частные.
Бизнес-инкубаторы различаются по преобладающему источнику финансовых средств и по целям создания. Следует отметить, что между бизнес-инкубаторами имеются серьезные различия, что делает неправомерным универсальный подход при их образовании. При создании бизнес-инкубаторов большое значение имеет детальная проработка учредительских документов.
Как правило, процедура  прохождения фирм-клиентов через  бизнес-инкубатор предусматривает  четыре основных этапа.
1.  Отбор клиента из числа претендентов. Критериями отбора являются новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы. Если претендент признается перспективным, с ним заключается договор на аренду помещения, что требует ежемесячного подтверждения сторон, который может быть расторгнут по желанию одной из них. Тогда клиент в месячный срок обязан освободить занимаемую площадь.
2.  Вселение и первый год работы в условиях технопарка. Клиент получает финансовую, техническую и прочую помощь на льготных условиях. Технопарковые структуры предоставляют высококлассные консультации по организационно-экономическим аспектам деятельности малых фирм: ведению бухгалтерского учета, налогам, юридическим проблемам, — по вопросам использования всевозможных правительственных программ.
3.  Становление и рост фирмы, увеличение числа ее работников.
4.  Выход фирмы.
5.  Администрация помогает «созревшему» клиенту подыскать новое помещение и переехать.
Большинство мелких американских компаний, пользующихся услугами бизнес-инкубаторов, как правило, связаны с использованием
высоких технологий. При этом только 60% фирм на первом этапе существования покрывают издержки самостоятельно. Следует также отметить, что лишь 50% фирм могут представить обоснованный бизнес-план своей деятельности, следовательно, особенно важно эффективное функционирование управленческого блока бизнес-инкубатора.
Успешная деятельность бизнес-инкубатора обеспечивается гибкой политикой в подборе потенциальных клиентов, надежной экспертизой предлагаемых к реализации проектов и идей, дифференцированным подходом к деятельности инкубируемых фирм на различных этапах их функционирования.
Доходы инкубаторов  как коммерческих предприятий складываются из следующих источников:
    арендная плата, получаемая от клиентов, за наем помещений;
    продажа услуг разного рода;
    участие в прибылях тех инкубируемых фирм, в которые парк (инкубатор) как предприятие вложил свои средства.
Первые два  источника являются основными, поскольку  и помещение и услуги предоставляются обычно на льготных условиях. Однако при квалифицированном отборе кандидатов (для этого нужен большой конкурс, что в российских условиях вполне осуществимо) и хорошем управлении последний источник может стать достаточно весомым. С ним связаны перспективы деятельности бизнес-инкубаторов как коммерческих предприятий.
Бизнес-инкубаторы способствуют ускорению использования научно-технических достижений, развитию предпринимательства в области наукоемких технологий, содействуют структурным сдвигам в экономике, росту занятости и благосостояния.
При оценке деятельности бизнес-инкубаторов в международной практике используются такие показатели:
    число фирм, действующих на площадях бизнес-инкубатора;
    размеры этих фирм;
    их возраст и происхождение;
    специализация фирм (наукоемкая или нет);
•   процент фирм, прекращающих свою деятельность на раз 
личных этапах существования вследствие:

1)  коммерческой несостоятельности;
2)  несостоятельности заложенных в ее основу идей или предпосылок;
    темпы роста экономической деятельности клиентов;
    перепрофилирование фирм в процессе самостоятельного существования.
При этом весомость  каждого из перечисленных критериев  для разных бизнес-инкубаторов неодинакова. Если бизнес-инкубатор создан при научном центре и его основной задачей является коммерциализация нововведений, то на первый план выдвигается показатель уровня наукоемкости клиентов в сочетании с параметрами их экономической деятельности. Если акцентируются проблемы оживления экономики региона, борьба с безработицей, то важнее является общее число рабочих мест, возраст фирмы и ее происхождение. Ведь если парк (инкубатор) пополняется не за счет вновь созданных предприятий, а за счет переезда уже существующих, то для региона эффект от бизнес-инкубатора будет нулевым, хотя в плане коммерческой деятельности инкубатора это и выгодно.
В странах с  развитой рыночной экономикой комбинация сильного научного центра с научным  парком инкубаторского типа доказала свою эффективность.
В условиях России инкубаторские структуры могут быть организованы на базе высших учебных заведений и научных центров. Вместе с тем, учитывая недостаточное финансирование высшей школы, целесообразно привлечение крупных финансовых инвесторов, прежде всего в лице коммерческих банков и инвестиционных фондов.
Наиболее перспективным  представляется специализация бизнес-инкубаторов на поддержке фирм, осуществляющих выход на рынок, в том числе на мировой, с качественно новыми товарами, производимыми с использованием новых технических и технологических принципов, обеспечивающих практическое применение фундаментальных и прикладных исследований в производстве товаров, оказании услуг, совершенствовании организации производства.
В зависимости  от специализации бизнес-инкубатора формируются и определяются условия для его создания:
    необходимый объем финансовых средств;
    материально-техническая база;
    принципы отбора потенциальных клиентов;
    характер предоставляемых услуг;
    принципы взаимоотношений с фирмами, вышедшими из бизнес-инкубатора.
Деятельность  бизнес-инкубаторов осуществляется в соответствии с выбранной стратегией. Однако при любом варианте стратегии обязательно наличие в бизнес-инкубаторе следующих высокопрофессиональных структур:
    экспертного совета, осуществляющего оценку клиентов для «выдержки» в соответствии с выбранной специализацией бизнес-инкубатора;
    управляющего блока бизнес-инкубатора, в функции которого помимо управления независимой хозяйственной структурой входят:
   
1) разработка  и корректировка индивидуальной  программы прохождения инкубируемой  фирмой всех этапов ее жизнедеятельности в бизнес-инкубаторе;
2) определение  индивидуально для каждой инкубируемой  фирмы достаточного объема льгот;
3) выработка  экономической и финансовой политики  взаимоотношений с вышедшими из инкубатора фирмами.
Перечисленные специфические функции управляющего блока являются наиболее сложными в организационном и правовом аспектах. Ошибки при их практической реализации могут привести к негативным последствиям.
Создание бизнес-инкубаторов способствует ускорению научно-технического прогресса, без чего невозможны выход экономики из кризиса и ее конкурентоспособность. Инкубаторы бизнеса помогают решить проблемы поддержки научно-технического предпринимательства. Рассмотрим круг этих задач.
Инкубаторы бизнеса  решают задачи поддержки малых, вновь  созданных фирм и начинающих предпринимателей. Они являются относительно небольшими организациями по «выхаживанию» молодых «неоперившихся» фирм и начинающих предпринимателей. Существует два вида инкубаторов бизнеса: инкубаторы наукоемкого бизнеса и инкубаторы низкотехнологичных фирм. Для Европы характерны инкубаторы первого типа, а для
США — второго.
Инкубатор бизнеса  может быть автономным, т.е. самостоятельной хозяйственной единицей с правами юридического лица. Он действует в составе технопарка (в этом случае его называют инкубатором технологий). Инкубатор бизнеса предоставляет весь комплекс услуг для выполнения работ по становлению и развитию малых, вновь созданных и находящихся на ранней стадии развития фирм. Автономно действующие инкубаторы решают
задачи поддержки  нетехнологического предпринимательства  и фирм обычных технологий. Инкубаторы бизнеса, находящиеся в составе  технопарка, ориентированы на работу в областях высоких технологий, поддержку малых начинающих инновационных предприятий, малого инновационного бизнеса в научно-технической сфере.
Изменение бизнес-среды в новой экономике привело к возникновению интернет-инкубаторов.
Для новой экономики характерны: обучение как непрерывный процесс; готовность к риску; ориентация на создание новых рабочих мест; капитал как рабочий инструмент, фактор производства; быстрота изменений; формирование новых альянсов.
Интернет-инкубаторы могут быть следующих типов:
    венчурные инкубаторы;
    венчурные акселераторы;
    венчурные порталы;
    сетевые инкубаторы;
    вертикальные инкубаторы;
    инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи.
Интернет-инкубаторы различаются набором и особенностями оказываемых услуг. Наибольшее распространение получили венчурные инкубаторы, оказывающие следующие услуги:
1)  офисную инфраструктуру (помещение, мебель, офисная техника, компьютеры, внутренняя сеть, внешняя связь, доступ в Интернет, конференц-залы и т.п.);
2)  бэк-офис (квалифицированный персонал, техническая поддержка и т.п.);
3)  технологическую поддержку (помощь экспертов, постановка системы управления, развитие интеллектуальной собственности);
4)  консалтинговую поддержку (как собственными ресурсами инкубатора, так и путем привлечения отраслевых экспертов);
5)  обучение (включая стажировку в других компаниях), повышение уровня компетенции менеджеров и специалистов;
6)  юридические и бухгалтерские услуги;
7)  управление человеческими ресурсами (поиск и наем требуемых ключевых специалистов);
8)  зонтичный брэнд инкубатора и осуществление связей (взаимодействие с венчурными инвесторами — органами государственной власти, аналогичными крупными компаниями из других стран).
Венчурный акселератор — сервисная компания, которая оказывает начинающим предпринимателям консультационные услуги по подготовке бизнес-плана, маркетингу и позиционированию проекта, выведению на рынок, сервисные услуги, необходимые начинающей компании.
Сетевые инкубаторы представляют собой смесь собственно венчурных фондов и управляющих компаний, а также могут работать с компаниями, находящимися в разных городах.
Вертикальные  инкубаторы специализируются на выращивании компаний, принадлежащих одному вертикальному рынку, например рынку мобильной коммерции. В таком инкубаторе могут находиться компании, занимающиеся инфраструктурными разработками (на уровне протоколов передачи данных, обеспечения безопасности и др.); компании, специализирующиеся на мобильном контенте и продаже через мобильные устройства
доступа.
Инкубаторы, ориентированные  на внутренние идеи, создаются при участии крупных транснациональных корпораций и занимаются развитием компаний, родившихся внутри этих корпораций на базе внутренних идей. Такие инкубаторы организовываются специалистами, являющимися экспертами в какой-либо офлайновой области бизнеса. Они могут оказать услуги бизнесу по упрощению и интенсификации обмена информацией; имеют возможность на базе собственных идей формировать команды разработчиков, привлекать квалифицированных менеджеров и осуществлять общий надзор за их работой.
Инкубатор технологий — наукоемкое предприятие, связанное с университетом, научно-технологическим парком или инновационным центром. Его задачи — обслуживание малых инновационных предприятий, «выращивание» новых фирм, оказание им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии развития.
Инкубатор технологий может быть интегрированной частью научного парка (Великобритания), исследовательского парка (США), технопарка (Россия),  Научно-промышленного парка
(КНР).
Инновационный центр — организация, обладающая специализированной инфраструктурой, деятельность которой направлена на содействие созданию, росту и развитию фирм, а также на развитие инновационной деятельности в регионе, сотрудничество и кооперацию между исследователями и промышленностью,
оказание услуг  наукоемким фирмам в сфере информационного  обеспечения, подготовки и обучения персонала в области менеджмента; ускорение реального экономического развития на основе создания региональных и международных сетей для обмена информацией и сотрудничества между фирмами.
Инновационные центры являются важнейшей составляющей в организационной инфраструктуре малого инновационного предпринимательства.
В России кроме  информационных центров организационную  инфраструктуру малого инновационного предпринимательства составляют инженерные центры, временные научно-производственные комплексы, внедренческие и инжиниринговые фирмы, научно-технологические кооперативы и другие предприятия. Наглядно организационная структура малого инновационного бизнеса представлена на рис. 1.4.

Инкубаторы бизнеса  существуют в двух видах. Они могут  действовать как самостоятельные  организации и составляют ядро технопарков.
Нередко трудно провести грань, отличающую инкубатор  от технопарка. Однако различия между  ними есть:
    инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы;
    инкубаторы бизнеса поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра деятельности (нетехнологический бизнес);
    инкубаторы, как правило, не имеют земли, а следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков клиентским фирмам под строительство офисов и других помещений;
    политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче, чем в технопарках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
В заключение необходимо сказать, что тема данного реферата является и будет продолжать являться весьма актуальной, потому как - в инновационной среде постоянно происходят различные изменения, которые надо не только изучить не только с точки зрения науки, но и с точки зрения практического применения, а это, в свою очередь, означает, что появятся новые типы комбинаций организационных структур, их функционирование в новых условиях, и значит - новая система производства и управления. Таким образом, данный реферат  может быть использован не только для изучения материала по инновационному менеджменту и проектированию структуры предприятия, но и может быть применен для практической деятельности в сфере предпринимательства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.