На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Информация и коммуникации в упревлении

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……2
    Современные подходы к проблеме информации и коммуникации в управлении………………………………………………………..........5
      Проблема информации и коммуникации с точки зрения               А.Н. Кошелева……………………………………………………….5
      Понятие и значение информации и коммуникации с точки зрения Г.Я. Гольдштейна……………………………………………………9
      Роль информации и коммуникации в управлении                         по В.В. Попову…………………………………………………..…13
      Взгляд на коммуникацию как функцию управления Т.М. Орловой…………………………………………………………...............16
      Взгляд на проблему информации и коммуникации в управлении В.И. Кнорринга……………………………………………………..22
    Сравнительный анализ подходов к проблеме информации и коммуникации в управлении……………………………………………..…26
    ВЫВОДЫ И  ПРЕДЛОЖЕНИ.……………………………….………….31
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……34 
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ
     Общеизвестно, что значение информации и коммуникации во всех сферах человеческой деятельности на современном этапе постоянно  возрастает, что связано с изменениями социально — экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологии, результатами научных исследований.
     Научно-техническая  революция выдвинула информацию в качестве  важнейшего  фактора  производственного  процесса. Информационный процесс необходим как непременное условие работы современной техники, как средство повышения качества рабочей силы, как предпосылки успешной организации самого процесса производства.
     Информация нужна всем: управляющим структурам, коллективам предприятий, общественным организациям и т. д. Невозможно опираться только на интуицию, на свой жизненный и практический опыт. Необходимо получать и осваивать все расширяющуюся информацию, помогающую решать возникающие вопросы.
     Информация  выступает сегодня как один из первостепенных ресурсов, значение которого не меньше, чем значение материальных, сырьевых и других ресурсов. Кстати, использование последних, в значительной степени, зависит именно от состояния и использования информации. В отличие от большинства ресурсов, которые способны истощаться, информационный потенциал может использоваться многократно как коллективами, так и отдельными работниками. При этом он постоянно увеличивается и обогащается.
     Управление  в полной мере использует полную, объективную  и своевременную информацию, собираемую, обрабатываемую, и распространяемую с помощью современных научных методов и технических средств. Сейчас это — объективная необходимость, обусловленная, в частности, требованиями рынка адекватно реагировать на возникающие в динамично развивающейся обстановке проблемы. Нужно не только располагать своевременной и точной информацией, но уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в управленческих решениях. Отсюда необходимость присутствия информационной составляющей в управлении очевидна, поскольку она является основой всего управленческого процесса.
     Для современных условий характерно применение высокоэффективной внутрифирменной системы информации, основанной на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки цифровой и текстовой информации, объединенных в единую внутрифирменную сеть посредством системы связи.
     В современных условиях в крупных  промышленных фирмах созданы и эффективно действуют информационные системы, обслуживающие процесс подготовки и понятия управленческих решений и решающие следующие задачи: обработка данных; обработка информации; обработка знаний; реализация интеллектуальной деятельности.
     Внедрение ЭВМ в информационно-управленческую деятельность фирм повлекло за собой  возникновение и развитие новых видов профессиональной деятельности, связанных с обслуживанием ЭВМ, а именно программистов, операторов, систематизаторов, обработчиков и хранителей информации в требуемой форме.
     Данная  курсовая работа посвящена информации  и коммуникациям — тому, в чем каждый участвует ежедневно, но лишь немногие делают это достаточно согласованно. Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. Однако, коммуникации — это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов необходим  для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, — смысл может быть утрачен.
     Поэтому тема курсовой работы «Информация и  коммуникации в управлении» на сегодняшний день несоизмеримо актуальна и требует дальнейшего рассмотрения и исследования.
     Цели  и задачи данной работы:
     - изучить основные взгляды на проблему информации и коммуникации в управлении различных учёных;
     - проанализировать их основные подходы к решению этой проблемы; выявить наиболее общие и эффективные способы применения информации и коммуникации в управлении;
     - адекватно оценить коммуникацию  и информацию как одни из  наиболее важных ресурсов и функций в управлении.
     Предметом исследования является теория управления.
     При написании курсовой работы были использованы труды учёных, по-разному подошедших к проблеме исследования. Для достижения основных целей работы во второй части использованы методы анализа, синтеза, абстракции и сопоставления. 
 
 
 
 

     1 Современные подходы к проблеме информации и коммуникации в управлении 

     1.1 Проблема информации и коммуникации  с точки зрения А.Н. Кошелева
     Информация  (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare — придавать форму) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения) независимо от формы их представления.
     В настоящее время не существует единого  определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.
     Источники, средства хранения и передачи данных и информации одни и те же — это вызывает впечатление, что это слова синонимы, но различить их легко, если понимать, что информация — это структурированная (имеющая форму) часть «объёма» данных. Часто информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше». Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на японском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно. Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.
     В теории управления, предметом исследования которой являются основные законы управления, то есть развития систем управления, информацией называются сообщения, получаемые системой из внешнего мира при адаптивном управлении (приспособлении, самосохранении системы управления).
     Существуют  различные типы информации, используемые менеджерами: факты, оценки, прогнозы, обобщенные связи, слухи.
     Управленческую  деятельность можно условно разделить  на три основные категории, которые  определяют и характеризуют преобладающие по важности, по распространению виды управленческой информации.
    Информация по стратегическому планированию позволяет высшему управлению нести ответственность за установление долгосрочных целей, накопление ресурсов для достижения этих целей и формулирование политики их достижения. Такая информация может включать перспективные оценки среды, экономические прогнозы и демографические тенденции.
    Контрольная управленческая информация используется управляющими среднего уровня для координации различных подконтрольных им действий, приведения ресурсов в соответствие с задачами и разработки согласованных оперативных планов.
    Оперативная информация помогает управляющему нижнего уровня выполнить обычные и повседневные операции, такие как расчёт заработной платы и финансовые расчёты, составление табелей и управление запасами.
     Управляющие предприятий и организаций на различных уровнях имеют различные потребности в информации. Производя больше полезной информации на более широкой основе, информационная система облегчает для контролирующего наблюдателя выявление плохих и слабых решений. Следовательно, эту информационную систему можно рассматривать как встроенный механизм контроля качества, поощряющий обучение на собственном опыте и использование знаний для совершенствования мастерства и исполнения работы.
     Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, менеджер организует, руководит и мотивирует подчиненных. Передача информации таким образом, чтобы достигалось наиболее максимальное её восприятие необходимой целевой аудиторией, определяет эффективность деятельности организации.
     В процессе коммуникации информация передаётся от одного субъекта к другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и организации в целом. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется передачей идей, фактов, мнений, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица к другому в устной или какой-либо иной форме с целью получения в ответ желаемой реакции.
     Коммуникация  и информация различные, но связанные  между собой понятия. Термин «коммуникация» происходит от лат. «communis» - «общее»: передающий информацию пытается установить общность с получающим информацию. С одной стороны, коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. С другой стороны, они могут рассматриваться как обмен идеями, интересами, настроениями, т.е. как информацию, связанную с поведением индивидов в группе. Коммуникативная составляющая предполагает:
     - наличие как минимум двух участников  обмена сведениями и знаниями;
     - взаимное или одностороннее доминирующее  психическое воздействия партнёра;
     - обладание партнёрами единой  системы координирования информации.
     Отсюда  следует, что коммуникация включает в себя информацию (то, что передается) и процесс передачи информации (то, как это передается).
     Управление  организацией не может происходить  в изолированной среде. Тем или иным образом менеджер в процессе своей деятельности зависит от многих факторов. Основой его деятельности выступает персонал. Чтобы направить его деятельности для осуществления определённых целей и задач, менеджеру необходимо объяснить, что необходимо предпринимать и как это можно сделать. В теории управления выделяют три аспекта понятия «коммуникация»:
     - коммуникация как специфическая  функция управления, элемент управленческой  деятельности;
     - коммуникации как общий процесс,  который охватывает все уровни организации;
     - коммуникации как непосредственное  взаимодействие руководителя с  подчинёнными.
     Коммуникационный  процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми. Его основная цель – обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения.
     В настоящее время в процессе обмена информацией выделяют четыре базовых  элемента:
     - отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее её;
     - сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов;
     - канал как средство передачи информации;
     - получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.
     При обмене информацией отправитель  и получатель проходят несколько  взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для  его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Этот процесс наиболее сложный, т.к. каждый этап одновременно точка, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Взаимосвязанные этапы таковы:
      Зарождение идей
      Кодирование и выбор канала
      Передача
      Декодирование
 
 
 
 
     1.2 Понятие и значение информации и коммуникации с точки зрения Г.Я. Гольдштейна
     Качество  информации — степень её соответствия потребностям потребителей. Свойства информации являются относительными, так как зависят от потребностей потребителя информации.
     Свойства  качественной информации:
     Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.
     Полнота: информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений.
     Достоверность - верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть:
     - преднамеренное искажение (дезинформация);
     - непреднамеренное искажение субъективного свойства;
     - искажение в результате воздействия помех;
    - ошибки фиксации информации; 
    В общем случае достоверность информации достигается:

     - указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;
     - сопоставлением данных, полученных из различных источников;
     - своевременным вскрытием дезинформации;
     - исключением искажённой информации и др.
     Адекватность — степень соответствия реальному объективному состоянию дела.
     Доступность информации — мера возможности получить ту или иную информацию.
     Актуальность  информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.
     Информация имеет большое значение для внутреннего управления фирмой и ее внешних контактов, и особенно для принятия решений она является ограниченным и дорогим ресурсом производственной активности фирмы.
Связь характера  информации с полнотой решения
Состояние информации Полная Неполная
Решение с определенностью с риском с неопределенностью
Объективные ожидания однозначные квазиоднозначные неоднозначные
Субъективные  ощущения уверенность неуверенность
     В системах с разделением труда  лица не обладают одинаковой информацией и поэтому необходим ее обмен или коммуникации. Идеализированный информационный процесс может быть представлен схемой рис. 1.

Рис. 1. Схема  информационного процесса
     Информация - это данные, которые фактически использует менеджер для интерпретации и понимания событий, происходящих в организации и за ее пределами.
     Центральная задача организации – улучшение информированности в ней сотрудников. Степень информированности – отношение фактического уровня информации к требуемому. Потребность в информации – разница между ними. Вспомогательными критериями обеспеченности информацией являются:
- ее значимость; 
- точность; 
- надежность; 
- понятность (например, отсутствие семантических ошибок); 
- актуальность; 
- гибкость; 
- экономическая эффективность информационного процесса (соотношение    прибыли от информации и затрат на нее); 
- учет защищенности информации.

     Информационные  технологии достаточно разнообразны. При их выборе следует учесть:
    - когда, как  часто, как долго осуществляется  связь; 
    - кто с кем связывается; 
    - как связаны участники ("звезда", "круг", "колесо", "цепь", "селектор"); 
    - что является предметом и чем она осуществляется.

     Из  всего обилия компьютерных информационных систем наиболее важными являются следующие  два типа:
    - управленческие информационные системы (MIS - management information system);
    - системы обеспечения принятия решения (DSS - decision support system). 


Рис.2. Классификация информационных технологий
     Примеры информации, которая формируется  в базах данных: цены, выход продукции, скорость, число распоряжений, наличие ресурсов и потоки рабочей силы. Для MIS существенно, чтобы базы данных содержали нужное количество и необходимый тип правильной высококачественной информации. Эта информация должна быть тщательно организована.
     Компьютер в MIS обрабатывает данные и генерирует информацию для различных подразделений фирмы. Она является основой формирования моделей управленческих решений и самих решений. Построение модели остается творческим процессом.
     DSS отличаются от MIS тем, что менеджер обычно является внутренним компонентом DSS, а не внешним, как в MIS. Иными словами, менеджер взаимодействует с компьютерной информационной системой так, чтобы получить решения в итеративном процессе. Следовательно, DSS часто интегрирует экономико-математические модели как первичные элементы системы, с которой организация взаимодействует. 


Рис. 3. Блок - схема DSS
     Дополнительным  аспектом DSS является взаимодействие между  ее составными частями. Например, решения  по запасам влияют не только на производство, но и на маркетинг, распределение продукции и издержки. Потоки информации обеспечивают разработку "кооперативного" решения.
     Решения менеджера не означают конца операций DSS. Они и их последствия в форме  обратной связи обеспечивают дополнительные данные в базе данных. Таким образом, идеальная DSS - это динамичная система с непрерывным обновлением данных.
     Развитием таких систем являются экспертные системы. Это компьютерные программы, включающие базы знаний по частным проблемам  и механизмы взаимодействия элементов этих баз - по сути интеллектуальные DSS. 
 

     1.3 Роль информации и коммуникации в управлении по В.В. Попову 

    Эффективное управление различными социальными  организациями и системами немыслимо  без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление цепи последовательных решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений. Под информацией обычно понимают процесс передачи сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояния последней.
    Управление  социальными системами, их подсистемами и организациями предполагает производство, воспроизводство и применение различных видов информации. Оно включает:
    - производство информации в виде научных исследований, изобретений, открытий; обобщения практического опыта в области производства, культуры, образования, социально-политической жизни и т.д.;
    - сбор, отбор, оценка информации, необходимой  для управления;
    - аналитико-синтетическая переработка информации (библиографическое описание, классификация, предметизация, аннотирование, реферирование, перевод, кодирование);
    - хранение  и поиск информации;
    - размножение  и распространение информации, передача  ее потребителю; 
    - использование информации;
    - контроль  за эффективностью использования  информации.
     По  мере совершенствования управления обществом возрастает необходимость  знания об объектах управления, будь это  социальные группы, слои населения, социальные организации, территориальные общности или подсистемы общества - экономическая, социальная, политическая, социокультурная. В этих условиях и субъект, и объект управления нуждаются в достоверной и полной информации о функционировании общества, его основных подсистем, организаций и групп. Социологические исследования показывают, что руководители и менеджеры редко и не в полной мере используют доступную информацию, несмотря на приписываемую ей первостепенную роль в процессах управления. Разработчики социальных программ чаще всего жалуются на то, что результаты их труда не используются или редко используются в управленческой деятельности. В результате социологических исследований установлено, что менеджеры более 50 % своего времени тратят на распределение документов среди подчиненных, на обсуждение их с подчиненными и на участие в совместном - с подчиненными или вышестоящими руководителями - решении возникающих проблем. Менее 50 % опрошенных работников сферы управления использовали компьютерные отчеты в качестве основы для оценки и поощрения работников, пересмотра методов и процедур организаторской деятельности и функционирования системы управления.
     Поэтому в практике управления важное значение приобретает выявление и изучение основных факторов, определяющих интенсивность  использования информации менеджерами.
     Первым  из таких факторов является организационная  культура. Будут ли содержащиеся в  информационных потоках данные правильно  восприняты, поняты и воплощаются  ли в практические действия менеджера, в существенной мере зависит от его организационной культуры. В системах оценки работников управленческой сферы, как и в прежние времена, чаще всего используются такие критерии, как пунктуальность, ответственность и умение сотрудничать, а не способность быстро и квалифицированно отыскать и использовать новую информацию, необходимую для успешного решения задач, стоящих перед данной организацией.
     Второй  фактор, влияющий на использование  менеджером полученных данных, касается содержания информационных потоков, поступающих в сферу управления, должны помогать направлять и концентрировать внимание управленцев на насущных проблемах управленческого труда, тем самым мотивируя их более активную и эффективную деятельность.
     Наконец, следует иметь в виду, что использование  информации управленческими кадрами требует поддержки и содействия должностных лиц, функционирующих на верхних этажах управленческой пирамиды. В этом - решающий залог соответствия получаемой информации сфере деятельности, компетентности и полномочиям субъекта управления, который ее использует. 
 

     1.4 Взгляд на коммуникацию как функцию управления Т.М. Орловой 

      Термин  «коммуникация» происходит от латинского слова communication – делаю общим, связываю. Термин появился в научной литературе в начале XX в., и в настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации:
    - средство  связи любых объектов материального  и духовного мира;
    - общение  как передача информации от  человека к человеку;
    - передача  и обмен информацией в обществе  с целью воздействия на него.
      Коммуникация – это универсальная и одна из основных характеристик как человеческого общения, так и деятельности любых организаций. Коммуникация безостановочна и безгранична, без неё не обходится ни один акт человеческого взаимодействия.
     Сутью коммуникации является обмен информацией, знаниями, образами, эмоциями, интеллектуальной собственностью.
     Коммуникация  – избирательный акт, в котором  важно не только то, что передаётся, но и то, что в передачу не включается. В некоторых случаях целями коммуникации становится намерение изменить отношение другой стороны к чему-либо.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.