На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Действие закона спроса и предложения на индивидуальных рынках

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                      Федеральное агентство по образованию
      ГОУ ВПО Самарский Государственный Экономический Университет
 Кафедра   теоретической экономики и международных экономических              
                                                отношений 
 
 
 
 

                                           Курсовая работа
По дисциплине: «Экономическая теория»
На тему: «Действие закона спроса и предложения на индивидуальных рынках» 
 

    

                                                                                                    Студентка 2 курса
                                                                                        Дневной формы обучения
                                                                                         Специальность маркетинг
                                                                                                     Широчкина Инна
 
                                                                                             Научный руководитель
                                                                                                               Минин А.И. 
 
 

                                         

                                           
                                          Самара 2010 г.
                                 
 Содержание:
Введение...................................................................................................................3         
1.Закон  спроса  и предложения..............................................................................5
  1.1Спрос.Закон спроса..........................................................................................5
  1.2Предложение.Закон предложения..................................................................8
2.Взаимодействие закона спроса и предложения на индивидуальных рынках.....................................................................................................................10
3.Эластичность  спроса и предложения . Их равновесие...................................15
   3.1Эластичность спроса и предложения..........................................................15
   3.2Равновесие спроса и предложения..............................................................19
Заключение.............................................................................................................23
Список  используемой литературы.......................................................................26  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             
                                           

                                                               

                                                    
                                        Введение
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей  спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.
Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.  

Изменение соотношения между спросом и  предложением порождает колебания  рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания  устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
В литературе западных стран этот вопрос показан  в достаточной степени.
Цель  данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.  

В соответствии с целью в работе поставлены следующие  задачи:
- рассмотреть  теоретические понятия спроса  и предложения; 
- раскрыть  основные влияющие факторы и  законы спроса и предложения;
- проанализировать  основы взаимодействия спроса  и предложения на рынке. 
Предмет исследования в работе - экономические  категории спроса и предложения.
Объект  исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
Приемы  и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе  имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными и практическими выводами по рассматриваемой теме.
В качестве перспективного направления исследований представляется изучение законов спроса и предложения и их практической реализации в рыночной экономике.
Практическая  значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике. 
 
 

                                   
 
 
 
 
 
 
 

                                      Спрос. Закон спроса.
Жизнь абсолютного большинства людей  сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние  ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их 
«истинности», «ложности» и относительности. Одним словом, возникает вопрос: насколько они настоятельны? Необходимо понятие, которое связывает покупаемые количества (блага) с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств. У экономистов таким понятием является спрос. Спрос—это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату—т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей—мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы.

Итак, спрос—это  объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него.
Спрос—это потенциальная купля, но состоится  она или нет, зависит от множества  факторов. Бизнесмены и коммерсанты  для достижения успеха в своей деятельности изучают специальную науку «маркетинг», где раскрываются методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю».
Можно выделить ряд основных факторов, влияющих на желания практически всех покупателей  приобрести какое-то количество товара X. К ним относятся:
1. цена  самого товара Х (обозначим  ее Рх);
2. цены  других товаров, взаимосвязанных  с товаром Х (Pi, i=l, 2,.....n, где  N—число товаров, взаимосвязанных  с товаром X);
3. вкусы  потребителей (Т);
4. средний  доход потребителей (Y);
5. распределение дохода между потребителями (Y*);
6. количество  покупателей (N);
7. ожидания  изменений цен товаров или  вкусов потребителей (Е). 

Количество  товара X, которое желают купить потребители (QD), является функцией нескольких переменных:
QD=QD (Px, Pi, Т, Y, Y*, N, Е).
Спрос (demand-D)—это вся совокупность значений QD товара X, соответствующих возможным  различным величинам цены товара Px, при прочих равных условиях.
Из данного  выше определения спроса следует, что  каждой цене товара соответствует определенная величина спроса.
Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы  неизменны), влияет на величину спроса (то количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижения цены от P1 до P2 происходит увеличение QD от Q1  до Q2 (от т.1 до т.2 по кривой D).
 
 

Закон спроса формально может быть изложен следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. 
Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении.

Это происходит по двум причинам:
Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым  товаром те товары, которые он использовал  ранее.
Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел.
Следует учесть и такой важный момент. Формулируя закон спроса, мы под ценой подразумеваем  цену относительную, т. е. рассчитанную по отношению к другим товарам. 
 
 

                           Предложение. Закон предложения
Предложением  называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать  по определенной цене за определенный период.
Если  спрос является качественной характеристикой  потребления, то предложение—категория, с помощью которой можно ответить на вопрос: что же определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и предложено ими на продажу? 

Закон предложения гласит: предложение, при  прочих равных условиях, изменяется в  прямой зависимости от изменения цены. Рассмотрим эту зависимость, покажем, какие факторы на нее влияют. 

Количество  товара X, которое производители  хотели бы выпустить и продать  называется количеством предложенного  товара (quantity supplied—QSx). QSx может отличаться от количества товара X, реально проданного потребителям. Величина QSx также зависит от промежутка времени как и QDx, поэтому предложение будем рассматривать за тот же неизменный период (год). 

На количество товара X, которое фирмы желают произвести, влияют многие факторы. Основные из них:
1) цена  самого товара Х (обозначим  Рх);
2) цены  ресурсов (Рг), используемых в производстве X;
3) уровень  технологии (L);
4) цели  фирмы (А);
5) величины  налогов и субсидий (Т);
6) цены  на иные товары (Pi);
7) ожидания (Е);
8) количество  производителей товаров (N). 

Количество  товара, предлагаемого фирмами к  продаже, является функцией нескольких переменных: 
QSx=QS

(Рх, Рг, L, А, Т, Pi, Е, N).
Изменение цены данного товара (PA), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину предложения (QS) (то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях, в данный момент времени), что графически выражается в движении вдоль кривой S: при увеличении цены от P1 до P2 увеличивается QS от Q1 до Q2 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Взаимодействие  закона спроса и предложения на индивидуальных рынках.
Спрос, предложение и цена являются важнейшими элементами рыночного механизма. Процесс  функционирования рынка включает в себя множество товарообменных операций, в каждой из которых участвуют покупатель, представленный спросом на товары и услуги, и продавец, на стороне которого выступает предложение товаров и услуг. Спрос — это стоимостное выражение заявленной на рынке потребности в товарах. Он обладает двумя свойствами: платежеспособностью и способностью представлять в обращении потребности в их натуральной форме. Предложение — это масса товаров и услуг, предлагаемых для реализации Предложению также присущи два свойства- способность к обмену и способность удовлетворять те или иные потребности.
Различают спрос индивидуальный (спрос со стороны  отдельного покупателя на тот или  иной товар при определенном уровне цены, на данном рынке, в данный момент времени), рыночный (спрос со стороны многих покупателей на данный товар) и совокупный (суммарный спрос на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарных рынках).
Спрос может быть не удовлетворенным, если у потенциального покупателя имеются  деньги, но в продаже отсутствует требующийся товар, и отложенным, возникающим при необходимости сделать крупную покупку (либо, к примеру, поехать путешествовать), для чего предварительно требуется накопить соответствующую сумму денег.
Особенности спроса зависят как от стоимостных, так и от не стоимостных факторов. К первой группе относятся структура товарного предложения; денежные доходы населения (на товары высшей категории, или, как их называют в американской литературе, «нормальные товары», спрос изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода; на товары низшей категории спрос изменяется в обратной зависимости от изменения денежного дохода); уровень цен на сопряженные товары (когда два продукта взаимозаменяемы, например масло и маргарин, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь; когда два продукта взаимодополняемые, например фотоаппарат и фотопленка, между ценой на один из них и спросом на другой имеет место обратная связь); потребительские ожидания; удельный вес натуральных поступлений (так, увеличение получаемой с приусадебного участка продукции сокращает спрос на продовольственные товары).
Во вторую группу входят природно-климатические, национально-этнические, медико-биологические, физиологические факторы, половозрастная структура населения и пр. Объем и структура спроса имеют существенные различия в регионах с промышленной, аграрной и промышленно-аграрной специализацией: чем выше уровень урбанизации, тем ниже удельный вес натуральных поступлений, что ведет к росту спроса на потребительские товары. Спрос различается не только по регионам, но и на территории одного и того же города (например, в центральных и окраинных магазинах). Наконец, на формирование спроса влияют такие сугубо внутренние по отношению к рынку факторы, как плотность торговой сети по видам торговых предприятий, распространенность прогрессивных форм торговли, уровень товарных запасов в торговой сети и т.д.
Что касается совокупного спроса, то он зависит  от потребительских расходов, инвестиционных расходов (чем больше закупки средств производства, тем больше совокупный спрос), государственных расходов, а также расходов на чистый экспорт (чем выше уровень экспорта, тем выше спрос на товары данной страны за рубежом; чем ниже импорт, тем выше внутренний спрос на отечественные товары).
Предложение, аналогично спросу, можно анализировать  как на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, так и на уровне отрасли  народного хозяйства либо национальной экономики в целом. При этом для  отдельного производителя на формирование предложения наибольшее влияние окажут цены на ресурсы (снижение иен на ресурсы сокращает издержки производства и увеличивает предложение; и наоборот, рост цен на ресурсы сокращает предложение); применяемые технологии (совершенствование технологии сокращает издержки производства на единицу продукции и позволяет увеличить предложение); уровень налогов и объем дотаций (повышение налогов сокращает предложение; рост дотаций увеличивает предложение); цены на другие товары; потребительские ожидания изменения цен в будущем, а также число продавцов (чем больше количество поставщиков, тем больше предложение). 
Объем совокупного предложения, т.е. денежная величина общей суммы всех конечных товаров и услуг, предъявленных к продаже, будет зависеть от цен на внутренние ресурсы; цен на импортные ресурсы; монопольного положения группы производителей (например, ОПЕК) или профсоюзов на рынке, позволяющего завышать цены; производительности— показателя среднего объема выпуска на единицу затрат (чем ниже издержки на единицу продукции, тем выше совокупное предложение); изменений налогового законодательства и норм государственного регулирования, влияющих на уровень издержек производства на единицу продукции.

Очевидно, что и на спрос, и на предложение  воздействует множество факторов. Вместе с тем существует фактор, имеющий первостепенное значение как для изменения спроса и предложения, так и для их взаимосвязей. Это— цена на приобретаемый (реализуемый) товар. Хорошо известны зависимости спроса и предложения от уровня цен и, наоборот, обусловленность цены соотношением спроса и предложения: при прочих равных условиях с ростом спроса цена увеличивается; с ростом предложения цена падает; со снижением спроса цена падает; со снижением предложения цена растет.
Поскольку между спросом, предложением и ценой существуют устойчивые, постоянно повторяющиеся связи, можно говорить о наличии соответствующего экономического закона. Представители различных научных школ формулируют этот закон по-разному в зависимости от исходных методологических посылок, составляющих фундамент той или иной концепции. 
Сторонники классической политической экономии исходят из того, что спрос и предложение— взаимно обусловленные и взаимно дополняющие друг друга категории, представляющие собой связующий механизм между двумя фазами общественного воспроизводства — производством и потреблением. Спрос и предложение имеют лишь относительно самостоятельное значение. Так, спрос может развиваться не в том направлении, в каком развивается предложение. Однако в конечном счете это приводит к возникновению рыночных диспропорций, к нарушению соответствия спроса и предложения.

Спрос и предложение образуют диалектическое единство противоположностей. Их единство вытекает из того, что спрос может быть удовлетворен только предложением, а предложение может быть реализовано только в спросе. Противоречивость этих категорий проявляется в противоречии между стоимостью и потребительной стоимостью, между продавцами и покупателями, между производителями и потребителями. Предложение оказывает воздействие на размеры и структуру спроса; спрос, в свою очередь, «побуждает» предложение приспосабливаться к требованиям рынка.
В соответствии с законом спроса и предложения  изменение соотношения спроса и  предложения вызывает колебания  рыночных цен вокруг стоимости: если количество товаров на рынке больше или меньше, чем спрос на них, то имеет место либо падение, либо рост цен по отношению к стоимости. Таким образом, действие закона спроса и предложения подчинено действию закона стоимости. В случае соблюдения соответствия спроса и предложения закон спроса и предложения не обнаруживает своего действия. Для такого соответствия необходимо, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, во-первых, по стоимости и натурально-вещественной форме (на уровне их совокупных объемов, на уровне укрупненных товарных групп) и, во-вторых, но времени и в пространстве. 
 

                         Эластичность спроса и предложения
Эластичность  показывает, на сколько процентов  изменится одна переменная экономическая  величина при изменении другой на один процент. 
Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной  величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя.
Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса больше 1, то мы имеем  дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.(рис.б)
Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса меньше 1, то спрос  относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.(рис.а)
При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о  единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.(рис.в)

 

Существует  два крайних случая. Первый случай — существование только одной  цены, при которой товар будет  приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса 
(если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса.
 

Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие  товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять  одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Другим  важным обстоятельством, влияющим на ценовую  эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. 
Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.
Различия  в эластичности спроса объясняются  также значимостью того или иного  товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.
Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния  на величину спроса на данный товар  изменения цены другого товара.
Значение  коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми  коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение. 
 

Эластичность  спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах  при росте или снижении доходов.
Значение  эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом  таких  товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них  в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель — безусловно, блага низшего порядка. 

Эластичность  предложения.
Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или  иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса.
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее  адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно  при оценке эластичности предложения  рассматриваются три временных  периода: краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный.
Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.
Среднесрочный период достаточен для расширения или  сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
Долгосрочный  период предполагает расширение или  сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых  фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает  какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Теоретически  можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое  на графике имело бы вид горизонтальной линии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.