На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Качество продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    1 Теоретические аспекты  изучения качества  продукции

    1.1 Качество продукции  и значение его  повышения

 
    Современный мировой рынок представляет собой  арену жестокой борьбы поставщиков  продукции, использующих различные  методы и средства для подавления конкурентов и обеспечения себе дополнительных преимуществ. Главным  в этой борьбе является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой  продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей. Исследуя товар, покупатель сравнивает, «взвешивает» его конкретные свойства, выраженные в физических, электрических, химических и других единицах, с  конкретными показателями своей  потребности, имеющими определенные границы. В этом случае следует говорить о  наличии качественных показателей  продукции.
    Качество  продукции согласно Международному стандарту ИСО 8402-86 – это совокупность свойств и характеристик продукции  или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные  или предполагаемые потребности  [1, с.24].
    Существует  и иное определение качества продукции  – это понятие, которое характеризует  параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность  [2, с.8]. Это определение с точки зрения показателей, которые характеризуют качество продукции. Эволюция определений понятий качества представлена в ПРИЛОЖЕНИИ А.
    В определении качества продукции  используются два подхода: технический  и экономический. Технический рассматривает  качество как совокупность свойств  продукции. Экономический — совокупность свойств, которые способны удовлетворять потребности потребителей.
    Качество  продукции в значительной степени  влияет на уровень таких показателей  деятельности предприятия, как себестоимость, цена продукции, прибыль, рентабельность, а также конкурентоспособность продукции и предприятия [3, с.238].
    На  каждом предприятии  качество продукции  определяют разнообразные факторы как внутренние, так и внешние.
    К внутренним относятся такие, которые  связаны со способностью предприятия  выпускать продукцию надлежащего  качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.
    Технические факторы самым существенным образом  определяют качество продукции, поэтому  внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного  сырья – материальная основа для  выпуска конкурентоспособной продукции.
    Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и  соответствующего уровня квалификации персонала.
    Экономические факторы обусловлены затратами  на выпуск и реализацию продукции, политикой  ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
    Социально-экономические факторы в значительной мере определяют создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.
    Внешние факторы в условиях рыночных отношений  способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно  отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.
    Все эти факторы  связаны между  собой и влияют на качество продукции  и определяют пути его повышения [4, с.107].
    Повышение качества продукции имеет огромное социально-экономическое значение для общества в целом. Это объясняется  следующим:
    1. Улучшение качества товаров народного  потребления обеспечивает более  полное удовлетворение потребностей  населения, что означает повышение  его жизненного уровня.
    2. Повышение качества продукции является фактором роста эффективности производства, экономии живого и овеществленного труда, экономии энергоресурсов.
    Улучшение качества продукции равносильно  увеличению ее количества без ввода  дополнительных производственных мощностей  и привлечения дополнительных инвестиций. Машины, оборудование, приборы высокого качества более экономичны в эксплуатации. Они дольше служат и, сберегая труд их потребителей, тем самым способствуют росту производительности общественного труда. Использование высококачественного сырья и материалов не только снижает затраты на его сортировку, но и ведет к снижению материалоемкости производства.
    3. Повышение экологических параметров ведет к улучшению экологической обстановки.
    4.  Повышение качества продукции  расширяет экспортные возможности страны [5, с.145].
    Значение  повышения качества продукции для  предприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается  на эффективности использования  производственных ресурсов, эффективности  функционирования предприятия, а также  адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики. 

1.2 Система показателей качества продукции и методика их расчета 

    Свойства  продукции, производимой на предприятии, количественно выражаются в показателях  качества. Наука, занимающаяся количественной оценкой качества продукции (т.е. измерением качества), называется квалиметрией. [6, с. 74]
    Уровень качества продукции – относительная характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих качество оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей.
    Система показателей качества, используемых при оценке уровня качества, включает единичные и комплексные показатели, характеризующие ее свойства, а также обобщающие показатели, выражающие уровень ее качества.
    Единичные и комплексные показатели качества применяют для определения конкретных заданий по улучшению качества с учетом особенностей выпускаемой продукции и характера ее производства. Обобщающие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения.
    Единичные показатели качества, фиксируемые в  нормативно-справочной документации, объединены в 10 групп:
    показатели назначения, характеризующие свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, мощность, грузоподъемность и др.).
    показатели надежности и долговечности (безотказность, сохраняемость, работоспособность, ремонтопригодность, срок службы, стойкость инструмента)
    показатели технологичности, к которым относятся такие показатели, как удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия, длительность цикла технического обслуживания и др.
    показатели стандартизации и унификации, определяющие такие свойства, как насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.
    эргономические показатели, отражающие взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием (освещенность, температура, влажность, шум, вибрация, давление, токстичность и т. д.)
    эстетические показатели, характеризующие способность продукции потребность в красоте (информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия). [7, с.363]
    показатели экономичности, определяющие совершенство изделия по уровню материальных, топливо-энергетических и трудовых ресурсов на его разработку, производство и эксплуатацию (эксплуатационные издержки, прибыль, себестоимость, цена продукции) . [1, с. 38]
    патентно-правовые показатели, определяющие патентную защиту и патентную чистоту продукции и являющиеся существенным фактором при определении конкурентоспособности на мировом рынке. [8, c.35]
    экологические показатели, выражающие уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.
    показатели безопасности, характеризующие особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивающие безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке и эксплуатации продукции. [7, с.74]
    Комплексный показатель отражает одновременно несколько  или все свойства конкретного  вида продукции, включая затраты связанные с разработкой, производством и эксплуатацией продукции, и выражается одним числом, что позволяет на практике сравнивать большое число показателей качества продукции с таким же количеством базовых показателей. [9, с.85] Он отражает такую совокупность свойств продукции, по которой принято решение оценивать ее качество. [2, с.45] Комплексные показатели определяют для иерархического «дерева качества».
    Качество  можно представить в виде иерархической  структуры «дерева качества», где на самом низком (нулевом) уровне «иерархического дерева качества» находится качество как обобщённое комплексное свойство продукции, на самом верхнем – простые единичные свойства. Построение «иерархического дерева качества» начинают с составления перечня единичных показателей качества (единичных свойств), которые могут оказаться существенными для решаемой задачи оценивания качества. После составления списка показателей их объединяют в группы по характеризуемым свойствам: назначения, технологичности, безопасности и другие. Каждому показателю присваивают коэффициент весомости, и, наконец, схематично составляется «иерархическое дерево качества». [10, с.37]
    Обобщающие  показатели, в отличие от единичных  и комплексных,  характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом:
  - объем и удельный вес новой продукции в общем объеме выпускаемой на предприятии продукции;
     - объем и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню качества;
     - объем и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт;
     - объем и удельный вес сертифицированной продукции; [11, с.83]
     - объем и удельный вес зарекламированной продукции;
     - средний коэффициент сортности. [2, с. 57] 
 

1.3 Методы оценки уровня качества продукции 

    В последние десятилетия в развитых в научно-техническом отношении  странах применительно к разным отраслям производства предлагаются многочисленные способы и методы количественного  измерения и оценки качества различных  видов продукции и услуг, с  помощью которых оценивают качество автомобилей и автомобильных  топлив, торговой упаковки и пищевых  продуктов, мебели и измерительных  приборов, обуви и прохладительных  напитков, образования и коммунального  обслуживания и т. д.
    При всем многообразии и намеренно подчеркнутой несхожести приведенных видов продукции  по своему назначению и свойствам  применяемые для оценки их качества принципы и методы могут иметь  много общего.
    Под методом оценки качества продукции  понимается совокупность логических и  математических операций по использованию  отдельных показателей качества продукции или их определенного  сочетания для определения качества изделия в целом на основе их сравнения  с аналогичными вариантами изделий  для принятия решения о выборе предпочтительного по качеству для  потребителя варианта.
    Существуют  следующие методы оценки качества продукции: дифференциальный, комплексный, смешанный.
    Дифференциальный  метод оценки качества продукции основан на использовании единичных показателей качества продукции, т.е. когда определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели наиболее сильно отличаются от базовых. При оценке качества продукции следует исходить из значения показателя с точки зрения его влияния на удовлетворение определенной потребности. В одних случаях его численное значение должно быть самое высокое, в других – самое низкое. При возрастании показателя больше удовлетворяется потребность, например, чем выше производительность станка, тем лучше; уровень качества (относительный показатель качества) рассчитывается по формуле
    
,                                                         (1)

когда при убывании показателя качества улучшается, например, расход топлива у автомобиля, уровень качества определяется по формуле
    
,                                                           (2)

где Di – относительный показатель качества по единичному i-му показателю;
    Pi о – значение i-го показателя оцениваемого изделия;
    Pi а – значение i-го показателя аналога.
    В результате оценки уровня качества продукции  дифференциальным методом принимают  следующие решения:
1) уровень качества оцениваемой продукции выше или равен уровню базового образца, если все значения относительных показателей больше или равны единице;
2) уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня базового образца, если все значения относительных показателей меньше единицы.
В случаях, когда  часть значений относительных показателей больше или равна единице, а часть меньше единицы, следует применять комплексный или смешанный метод оценки уровня качества продукции.[12, c.444]
    Комплексный метод оценки качества продукции основан на использовании обобщенного показателя качества продукции, выражающего уровень качества одним числом – отношением суммы относительных показателей качества к общему числу единичных показателей
    
,                                                        (3)

где Di – относительный показатель качества i –го показателя;
    n – количество единичных показателей
    Этот  метод применяют в тех случаях, когда наиболее целесообразно оценивать качество сложных изделий только одним числом.
    Комплексный метод оценки качества продукции, как  правило, сопряжен с необходимостью определения коэффициентов весомости  единичных показателей, правильность установления которых имеет важное значение для результатов комплексной  оценки качества, существенно влияя  на ее корректность. Коэффициент весомости количественно характеризует значимость (вес) показателя, входящего в качество продукции, в общей совокупности показателей, выбранных для оценки. Для определения коэффициентов весомости показателей качества продукции при комплексной оценке применяются аналитические и экспертные методы.
    Для определения комплексного обобщенного  показателя с учетом коэффициентов весомости применяется формула
    
,                                                      (4)

где mi- коэффициент весомости i-го показателя.
При его  расчете исходят из того, что  всех показателей – постоянная величина и равна 1. Коэффициент весомости находится в пределах от 0 до 1.
Комплексный метод основывается на сравнении  обобщенных показателей качества оцениваемого, базового образцов и суммами затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию. Тогда определяется интегральный показатель качества, который свидетельствует о целесообразности замены одного вида продукции другим
           
,                                             (5)

где Куо, Куа – обобщенный показатель качество оцениваемого и аналога соответственно;
    Зо, За – Суммарные затраты потребителей на приобретение и эксплуатацию оцениваемого изделия и аналога соответственно.
    Если  интегральный показатель качества больше 1, то затраты на выпуск продукции  увеличиваются медленнее, чем повышается технический уровень и качество продукции.  [7, c.373]
    В практике оценки качества продукции  часто встречаются случаи, когда  одновременно необходимо знать комплексный  показатель качества продукции, анализировать  единичные показатели, выявлять возможности  их улучшения. В этих случаях применяется  смешанный метод оценки, под которым понимается метод оценки качества продукции, основанный на одновременном использовании единичных и комплексных показателей ее качества. Этот метод объединяет дифференциальный и комплексный методы. [1, c.88]
    Необходимо  отметить, что возможны и другие методы построения обобщенного показателя качества, позволяющие обеспечить повышение  объективности и определенности в оценке качества продукции и  обоснованность выбора потребителем лучшего  по качеству из сравниваемых вариантов. В составе методов оценки качества продукции выделяются также статистический, инструментальный, расчетный, органолептический, экспертный, социологический методы.
    Статистический  метод - это метод оценки качества продукции, при котором значения показателей качества продукции определяют с использованием правил математической статистики. Необходимость применения методов математической статистики при оценке показателей качества продукции обусловлена тем, что в большинстве случаев значения показателей качества продукции являются случайными величинами вследствие воздействия многочисленных случайных факторов в процессе производства и эксплуатации продукции.
    Инструментальный метод основан на использовании технических средств измерений. С его помощью определяются, например, габариты, скорость движения, напряжение.
    Расчетный метод заключается в вычислениях по значениям параметров продукции, найденными другими методами. Служит для определения производительности, прочности и др.
    Органолептический метод основан на анализе восприятия продукции органами чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) без применения измерительных средств. Показатели качества при этом выражаются в баллах.
    Экспертный метод учитывает мнения группы специалистов-экспертов.
    Социологический метод основан на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции. Сбор информации проводится путем устных и письменных опросов. [11, с. 107].
    Таким образом, изучив систему основных показателей  качества продукции, а также основы его анализа, можно перейти к  оценке качества конкретного вида продукции  на примере конкретного предприятия.  

1.4 Общая характеристика  систем менеджмента  качества 

      Управление  качеством продукции, как это  видно из истории его развития, это не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений – это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения  качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.
      Из  основ менеджмента известно, что  разделение труда по мере развития производственных отношений привело  к выделению специфических трудовых процессов – процессов управления.
      Менеджмент (управление) – воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей при условии принятия менеджерами  ответственности за результативность воздействия. Общность задач управления позволяет формулировать и общие  его законы, а анализ и обобщение  практики управления дает возможность, опираясь на законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки  управления (менеджмента).
      В общем виде структуру и процессы управления можно представить так, как показано на рис. 1.1.1.

      Рис. 1.1.1 Укрупненный состав системы управления
      Менеджмент  как сфера деятельности предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.
      1. Макроуровень (метауправление) включает  в себя решение проблем самоорганизации  системы управления: задачи идеологии  и политики целеполагания, стратегии  развития системы управления  в целом, определение ее структуры,  функций подсистем, кадровой политики  высшего менеджмента и т.п.
      2. Управление эффективностью взаимодействия  субъекта и объекта системы  управления, выполнение общих функций  управления по отношению к  реально поставленным целям, т.е.  это по существу технологический  аспект управления.
      3. Управление деятельностью конкретных  подсистем управления для достижения  целей, лежащих на более низком  уровне дерева целей, или, как  говорят, выполнение конкретных функций управления[2 ,с.217].
      Отсюда  вытекают и основные функции систем управления:
      1) макрофункции – выработка миссии (парадигмы, идеологии) существования  и развития системы, разработка  дерева целей системы управления  и критериев их достижения, выработка  общей политики поведения системы,  разработка структуры системы  управления и направлений ее  развития, определение функций и  иерархии подсистем, обеспечение  целостности системы и определение  степени автономности подсистем  управления, подходы к формированию  кадрового потенциала, особенно  методы отбора и ротации высшего  менеджмента и т.д.;
      2) общие функции управления –  предварительное управление (планирование  и прогнозирование конкретных  параметров системы), оперативное  управление (организация, мотивация,  координация и регулирование)  и заключительное управление  или обратная связь (контроль, учет, анализ);
      3) частные функции управления –  управление работами по планированию  и прогнозированию, управление  качеством, управление технической  подготовкой производства, организация  работы с кадрами, материально-техническим  снабжением, технико-экономического  анализа и т.д.
      Конкретные  функции управления (см. рис. 1.1.2) тесно  связаны со спецификой предприятия  и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг, управление качеством).
      Основой и общего менеджмента, и менеджмента  качества является система Ф. У. Тейлора, который, по существу, создал концепцию  научного менеджмента. Система Тейлора  включала понятия верхнего и нижнего  пределов качества, поля допуска, вводила  такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также  обосновывала необходимость независимой  должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов  для бракоделов, форм и методов  воздействия на качество продукции. Но целевая установка системы  управления качеством сводилась  к обеспечению определенных кондиций отдельных изделий, узлов и деталей. Дальнейшие действия в этом направлении приводили к значительному росту затрат, снижению эффективности производства.
      В период с 1920-х до начала 1980-х гг. пути развития общего менеджмента и менеджмента качества, разошлись[11 ,c.113].
      Главная проблема качества воспринималась и  разрабатывалась специалистами  преимущественно как инженерно-техническая  проблема контроля и управления процессом  производства продукции, а проблема менеджмента — как проблема, связанная  с решением задач повышения эффективности  деятельности. На этом этапе управление качеством представляло собой ярко выраженную конкретную функцию управления, т.е. структурно, организационно, ресурсно выделенную подсистему общего менеджмента. 

 

      Рис.1.1.2 Функции службы качества
      На  втором этапе систем управления качеством (1920—1950-е гг.) развитие получили статистические методы контроля качества — SQC (А. Шухарт, Г.Ф. Додж и др.). Появились контрольные  карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции и регулирования  техпроцессов. Именно Шухарта на Западе называют отцом современной философии  качества. Он оказал существенное влияние  на таких авторитетов в области  качества, как Э.У. Деминг и Д.М.Джуран, которые активно пропагандировали статистические подходы к производству, однако именно они первыми обратили внимание на организационные вопросы  обеспечения качества, сделали акцент на роль высшего руководства.нитых 14 принципах Деминга (см приложение 1) уже трудно отделить инженерные методы обеспечения качества от организационных проблем менеджмента. Термин «менеджмент» еще не присутствовал в лексиконе этих специалистов, но он уже находился на кончике их пера.
      Примечательно, что в 1950—1980-е гг. даже широко масштабные внутрифирменные системы за рубежом  еще называются системами контроля качества: TQC (Фейгенбаум), CWQC (К. Исикава, семь инструментов кaчecтвa), QC-circles (методы Тагути), QFD и т. д. В это время  активно формируется направление, которое в отличие от менеджмента  качества имеет смысл назвать  инжиниринг качества. Однако именно в  этот период начинается активное сближение  методов обеспечения качества с  представлениями общего менеджмента. За рубежом наиболее характерным  примером является система ZD («Ноль  дефектов»), однако и другие системы  качества начинают широко использовать инструментарий «науки менеджмента».
      Началось  историческое движение навстречу друг другу общего менеджмента и менеджмента  качества. Это движение объективно и исторически совпало, с одной  стороны, с расширением наших  представлений о качестве продукции  и способах воздействия на него, а с другой — с развитием  системы внутрифирменного менеджмента.
      Решение задач качества потребовало создания адекватной организационной структуры, в которую должны входить все  подразделения, более того — каждый работник компании, причем на всех стадиях  жизненного цикла продукции или  петли качества. Из этих рассуждений  логично появляются концепции TQM и UQM (универсального управления качеством).
      В активе менеджмента качества сегодня:
      международные стандарты серии ИСО;
      международная система сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации;
      международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества;
      практически сложившаяся система аудита менеджмента;
      аналогичная система аудита на многих региональных и национальных уровнях;
      более 100000 фирм мира, имеющих сертификаты на внутрифирменные системы качества.
      Можно констатировать, что менеджмент качества — менеджмент четвертого поколения  — становится в наше время ведущим  менеджментом фирм. Сегодня ни одна фирма, не продвинутая в области  менеджмента качества, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.
      Управление  качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную  структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
      Всеобщий  контроль качества, осуществляемый фирмами  США, Японии и странами Западной Европы, предполагает три обязательных условия.
      1. Качество как основная стратегическая  цель деятельности признается  высшим руководством фирм. При  этом устанавливаются конкретные  задачи и выделяются средства  для их решения. Поскольку требования  к качеству определяет потребитель,  не может существовать такого  понятия, как постоянный уровень  качества. Повышение качества должно  идти по возрастающей, ибо качество  – это постоянно меняющаяся  цель.
      2. Мероприятия по повышению качества  должны затрагивать все подразделения  без исключения. Опыт показывает, что 80 – 90% мероприятий не контролируется  отделами качества и надежности. Особое внимание уделяется повышению  качества на таких этапах, как  НИОКР, что обусловлено резким  сокращением срока создания новых  изделий. 
      3. Не прекращающийся процесс обучения  ориентирован на определенное  рабочее место и повышение мотивации персонала.[9,с. 233]
      В круг мероприятий, определенных концепцией качества, наряду с требованиями потребителей поэтапно были введены требования таких  групп по интересам предприятия, как инвесторы, сотрудники, поставщики, общественные объединения и общество в целом. Параллельно с этим были предприняты серьезные усилия по интеграции отдельных подходов и  методов менеджмента в общую  концепцию интегрированного менеджмента. В связи с этим повысилось значение руководства предприятием, ориентированного на процесс.
      Понятия «Всеобщий менеджмент качества» (TQM) и «Система всеобщего менеджмента  качества» (Total Quality Management System (TQMS)) являются отображением этой фазы развития управления качеством. Первоначально TQM был введен в Министерстве обороны США.
      Тотальное качество – Total Quality (TQ) – ориентированная  на людей система менеджмента, целью  которой является непрерывное повышение  удовлетворенности потребителей при  постоянном снижении реальной стоимости  продукции или услуг. TQ является общим (тотальным) системным подходом (не отдельной областью или программой) и неотъемлемой частью стратегии  верхнего уровня. TQ присутствует во всех функциях любых подразделений, вовлекая всех сотрудников сверху донизу и  захватывая цепь поставщиков и цепь потребителей.
      Историческое  развитие идей качества привело к  необходимости количественной оценки соответствия существующих систем качества предприятий и организаций общим  принципам TQM. В Европе это привело  к разработке Европейским фондом менеджмента качества (European Foundation for Quality Management (EFQM)) «Business Excellence» («превосходство в бизнесе») – модели делового совершенства, которая сегодня одна из признанных моделей оценки достижений по внедрению принципов и методов TQM на предприятии.
      Аналогичным образом тотальное управление качеством  означает отказ от противопоставления качества и эффективности как  двух взаимоисключающих понятий. Привычная  рыночная стратегия западных фирм включала выбор — либо высокое качество изделия, либо его низкая цена. В  результате при выходе на рынок с  новым изделием фирмы, как правило, ориентировались на уровень цен  и при проектировании закладывали  новые конструкторско-технологические  параметры, не превышающие по затратам издержки производства.
      Важнейший компонент концепции тотального управления – полное перераспределение  ответственности за обеспечение  качества на предприятиях. Ответственность  за качество производимой продукции  возлагается, прежде всего, на линейный персонал – от рабочих до руководителей  всех рангов.
      Система организации производства предусматривает  контроль рабочих предыдущих технологических  операций, каждый рабочий обязан следить  за тем, насколько качественно выполнена  на поступившем к нему изделии  предыдущая технологическая операция. При обнаружении дефекта он обязан остановить конвейер и возвратить изделие  на переделку тому, кто допустил брак. При этом фамилия виновника  простоя конвейера высвечивается  на большом табло в цехе или  вывешивается на стенде перед столовой во время обеденного перерыва. Психологический  эффект подобных процедур достаточно велик: боязнь «потери лица», полная персонализация ответственности гораздо  эффективнее способствуют бездефектной работе, чем любые материальные стимулы. Потери времени в результате простоев конвейера в ходе переделки дефектов с лихвой возмещаются отсутствием  специальных производственных мощностей  для переделки дефектных изделий (в США такие производства составляют от 15 до 30 % мощностей в различных  фирмах).
      Важную  роль в повышении качества и улучшении  организации труда играют кружки контроля качества. Подобный кружок представляет собой группу рабочих одного производственного  участка: число участников обычно от 4 до 8 человек. Большая численность, как показывает опыт, не дает возможности  «выразиться» каждому участнику. Кружок собирается, как правило, 1 – 2 раза в  неделю в рабочее время (а часто  и в нерабочее) на 1-1,5 часа для  выявления проблем, влияющих на эффективность  производства и качество продукции, и подготовки предложений по их устранению.
      Основное  отличие таких кружков от индивидуального  рационализаторства не только в коллективной работе, но и в ее целенаправленности, а главное – в существовании  единой методической базы. Все члены  кружков обучаются методам статистического  контроля качества, анализа проблем  и выработки оптимальных решений. В итоге появляется возможность  содержательно анализировать производственные проблемы, оценивать влияние каждой из них на качество и эффективность  работы, разрабатывать конкретные решения и проводить их в жизнь с помощью администрации предприятия.
      Несколько слов о системе «ДЖИТ». Эта система  является новой формой организации  «just in time», буквально означающая «производство  точно в срок». Ее фундаментальный  смысл: ноль запасов, ноль отказов, ноль дефектов. Подробнее ДЖИТ представляет собой технологию, которая подразумевает  снижение запаса материалов благодаря  подаче деталей на каждый участок  производства в тот момент, когда  они там нужны. Еще эта технология называется «точно вовремя».
      Однако  переход на ДЖИТ— задача непростая. Эта система бросает вызов  традиционной организации производства, оказывая особенно сильное влияние  на четыре его области:
      управление материально-техническим снабжением;
      структуру производственного центра;
      отношения «поставщик-потребитель»;
      отношения «управление — непосредственное производство».
      В конечном итоге система ДЖИТ направлена на интеграцию и автоматизацию каждой стадии производства, начиная с проектирования и вплоть до гарантийного обслуживания потребителя.
      Фактически  специалисты по ДЖИТ выступают даже против его внедрения до тех пор, пока вышеперечисленные требования не будут полностью выполнены.
      Система «ДЖИТ» способствует мелкосерийному производству благодаря тому, что позволяет  ежедневно менять ассортимент продукции  в соответствии со спросом.
      При концепции ДЖИТ переход от групп  станков к производственным ячейкам  позволяет максимально использовать и другую организацию производства — групповую технологию. По традиционной методике фирма, производящая, например, интегральные схемы, может группировать вместе все оборудование, например, для монтажа компонентов в  одной части предприятия, печи отжига будут в другой части и т.д. Секционное построение производства ведет  к отказу от групповой расстановки  оборудования и созданию нескольких ячеек, в каждой из которых будет  по одному станку каждого типа, размещенных  последовательно в соответствии с технологическим процессом.
      Секционная  технология дает возможность оператору  осуществлять более полный контроль над производственным процессом  на всех этапах. Так как при ДЖИТ-системе  деталь все время находится в  производственном процессе, а не лежит  в накопителях, секционное производство более эффективно, если рабочее место  организовано в виде буквы U, а не вытянуто в линию. Такая организация  рабочего места экономит площадь  и позволяет оператору быстрее  передвигаться от станка к станку. Реконструкция рабочих мест в  ячейке экономит и время на переналадку.
требованиям. Смежники должны были обеспечивать бездефектную продукцию, поскольку входной контроль качества отсутствовал. Но эти проблемы сгладились благодаря постоянному контакту со смежниками и укреплению взаимопонимания. Считается, что ДЖИТ изменит характер конкуренции: выживет скорее тот смежник, который будет поставлять качественную продукцию, а не тот, который будет бороться за цену[11,с. 95].
      Что касается комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП), то она  была разработана в СССР в конце 70-х гг. ХХ в. на основе обобщения  передового опыта в области управления качеством ведущих предприятий  и отраслей и документирована  в виде системы государственных  стандартов.
      Согласно  ГОСТ 15467-79 КСУКП устанавливает, обеспечивает и поддерживает необходимый уровень  качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации, осуществляемый путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия  на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
      Организационно-технической  базой КСУКП является комплекс стандартов предприятия. Входящие в него стандарты  регламентируют порядок всех работ, от которых зависит высокое качество изделий, позволяют организовать рациональное и эффективное использование  материальных и трудовых ресурсов, нацелить внимание и усилия работников всех категорий на повышение качества труда и продукции. Они являются законом для каждого работника  — будь он директором фирмы или  рядовым исполнителем.
      Стандарт  предприятия — динамичный документ. В него можно внести любые изменения, подсказанные жизнью, передовым опытом, достижениями науки. С организационной  точки зрения — это экономичный  документ, четкий, понятный и оперативный.
      Учитывая  отраслевой характер ведения народного  хозяйства. Были выпущены Рекомендации (Отраслевая система управления качеством  продукции. Состав, содержание и организация  работ по совершенствованию. – М.: Изд. Стандартов, 1985). Пример отраслевой системы управления качеством представлен  в стандарте Комплексная система  управления эффективностью производства и качеством работы промышленного  предприятия. Система управления качеством  продукции. Основные положения.

Нормативно-методическое обеспечение качества

     Усиление  конкуренции требует от руководителей  всех уровней целенаправленного  решения проблемы повышения качества продукции и процессов ее проектирования, производства и реализации. Для достижения этих целей широко используются идеология  и положения международных стандартов серии ИСО 9000.
     Общим термином "ИСО 9000" обозначают для  краткости группу международных  стандартов по управлению качеством  и обеспечению качества, разработанных  техническим комитетом ИСО/ТК 176 - независимой организацией ИСО.
     Серия международных стандартов на системы  качества -–-стандарты ИСО 9000 появилась в 1987г., оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества.
     В эту группу входят руководящие указания по выбору и применению стандартов (ИСО 9000-1, 9000-2, 9000-3, 9004-2, 9004-3, 9004-4), стандарты  на системы качества (ИСО 9001, 9002, 9003), руководящие указания по проверке систем качества (стандарты ИСО 10011-1, 10011-2, 10011-3), руководящие указания по разработке руководства по качеству (ИСО 10013), а  также словарь терминов (ИСО 8402).Ниже расписано назначение некоторых  стандартов серии ИСО 9000.
     1. ИСО 9000-3:1997 Стандарты по менеджменту  качества и обеспечению качества. Часть 3. Руководящие указания  по применению ИСО 9001:1994 при  разработке, поставке, монтаже и  обслуживании компьютерного программного  средства.
     2. ИСО 9004:2000 Системы менеджмента  качества. Рекомендации по улучшению  деятельности.
     3. ИСО 10005:1995 Менеджмент качества. Руководящие  указания по программе качества.
     4. ИСО 10006:1997 Менеджмент качества. Руководящие  указания по качеству при менеджменте  проекта.
     5. ИСО 10007:1995 Менеджмент качества. Руководящие  указания по менеджменту конфигурации.
     6. ИСО 10011-1:1990 Руководящие указания  по проверке систем качества. Часть 1. Проверка.
     7. ИСО 10011-2:1991 Руководящие указания  по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии  для экспертов-аудиторов по проверке  систем качества.
     8. ИСО 10012-1:1992 Требования, обеспечивающие  качество измерительного оборудования. Часть 1. Система подтверждения  метрологической пригодности измерительного  оборудования.
     9. ИСО 9004-4:1993 Административное управление  качеством и элементы системы  качества. Часть 4. Руководящие указания  по улучшению качества.
     10. ИСО 10005:1995 Административное управление  качеством. Руководящие указания  по программам качества.
     11. ИСО 1007:1995 Административное управление  качеством. Руководящие указания  по управлению конфигурацией.
     12. ИСО 10012-1:1992 Требования, по обеспечению  качества измерительного оборудования. Часть 1. Система метрологического  подтверждения для измерительного  оборудования.
     13. ИСО 10013:1995 Руководящие указания  по разработке Руководств по  качеству.
     ИСО 9000-1: 94 "Общее руководство качеством  и стандарты по обеспечению качества - Часть 1: Руководящие указания по выбору и применению" является вводным стандартом. Его основное назначение - помочь предприятию в выборе и применении стандартов семейства ИСО 9000.
     Согласно  ИСО 9000-1 ключевыми целями предприятия  в области качества являются:
      - достижение постоянного улучшения  качества продукции, поддержка  и стремление к нему;
      - улучшение качества работы для  постоянного удовлетворения установленных  и ожидаемых требований всех  заинтересованных лиц;
      - обеспечение внутреннему руководству  и другим работникам уверенности  в том, что требования к качеству  выполняются и поддерживаются  и происходит улучшение качества;
      - обеспечение уверенности потребителям  и другим заинтересованным лицам  в том, что требования к качеству  достигаются или будут достигнуты  в поставляемой продукции;
      - обеспечение уверенности в том,  что требования к системе качества  выполняются.
     Каждое  предприятие, выступающее в роли поставщика, имеет пять основных групп  заинтересованных лиц: потребители, работники, владельцы, субподрядчики и общество. Предприятие должно уделять внимание требованиям и запросам всех заинтересованных лиц. При этом типичными требованиями или запросами являются: у потребителей - качество продукции; у работников - карьера и удовлетворение работой; у владельцев - показатели инвестирования; у субподрядчиков - возможность непрерывного предпринимательства; у общества - ответственное  управление предприятием.
     Семейство стандартов ИСО 9000 распространяется на все виды продукции промышленного  и экономического секторов. Разработчиками стандартов установлено четыре общие  категории такой продукции: 1) оборудование или технические средства (материальная продукция, состоящая из разрозненных частей и имеющая характерную  форму); 2) программное обеспечение (продукт  интеллектуальной деятельности, выступающий  в форме компьютерной программы, концепции, протокола или методики); 3) перерабатываемые материалы (материальная продукция), получаемая путем переработки  сырья в заданное состояние: жидкости, газы, листовые материалы и др.); 4) услуги (медицинские, банковские, транспортные, подготовка персонала, техническое  обслуживание и др.).
     Стандарты ИСО носят, вообще говоря, рекомендательный характер, однако документы серии  ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты  в качестве национальных стандартов.
     Стандарты этой серии сосредоточивают свои требования на обеспечении качества продукции (под качеством ИСО 8402 понимает "совокупность характеристик  объекта, относящихся к его способности  удовлетворить установленные и  предполагаемые потребности") и не касаются технических характеристик  продукции и технических требований к процессу производства.
     Важно также понимать, что ИСО 9000 не является стандартом качества продукции или  даже качества производственного процесса, но устанавливает стандартные требования к системе качества ("система  качества - совокупность организационной  структуры, методик, процессов и  ресурсов, необходимых для общего руководства качеством" - ИСО 8402).
     Разработанные стандарты ИСО вобрали в себя все наиболее рациональное из того, что было накоплено в этой области  знаний и практической деятельности. Стандарты не только устраняют технические  барьеры в сотрудничестве, устанавливая унифицированные подходы к системе  качества и методам ее оценки, но служат ценным источником мирового опыта  эффективных организационных решений  в области обеспечения качества.
     Главное же в стандартах ИСО - это то, что  они выступают средством регулирования  интересов производителя товаров  и услуг, их потребителей и общества. Вместе с тем, регулируя отношения  различных сторон на рынке, когда  это жестко необходимо, стандарты  не мешают свободному развитию различных  направлений обеспечения качества и технологий, не навязывают никаких  моделей совершенствования внутреннего  менеджмента качества.
     Стандарты ИСО - это документы общего характера, образующие добровольную, основанную на международном консенсусе, систему.
     Стандарты ИСО серии 9000 способствовали гармонизации в международном масштабе всех документов по административному управлению качеством (менеджменту качества). По мнению многих авторитетов в области качества, разработка стандартов стала выдающимся научным успехом, ибо его создателям удалось решить казалось бы неразрешимую задачу: найти приемлемый для всего  мирового сообщества подход к оценке систем качества и создания гарантии качества для потребителей.
     Успех стандартов ИСО серии 9000 явился подтверждением двух важных достижений:
     - стандарты содержат проверенные  временем концепции внутреннего  руководства качеством и модели  по внешнему обеспечению качества;
     - стандарты удовлетворяют растущие  потребности международного менеджмента  качества и широко используются  как универсальный инструмент  оценки систем качества второй  и третьей стороной.
     Отмечая несомненные достоинства и всемирную  популярность стандартов ИСО серии 9000, нельзя не предостеречь от преувеличения  роли этих документов.
     В настоящее время стандарты ИСО  серии 9000 составляют методологическую основу, на которой идет сближение  требований многочисленных отраслевых и региональных систем стандартизации. Так, например, эти стандарты рассматриваются  как обязательные в ЕС при производстве медицинской техники. Министерства обороны США, Великобритании и Сингапура  и ряд других ведомств принуждают своих поставщиков к использованию  ИСО 9000. Американский нефтяной институт с 1995 г. ввел новую редакцию своего стандарта на системы качества с учетом требований стандартов ИСО.
     Большой интерес к стандартам ИСО серии 9000 проявляют ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), ФАО (Продовольственная  и сельскохозяйственная организация  ООН), ВОЗ (Всемирная организация  здравоохранения) и др. Внутри самой  ИСО осуществляется взаимная увязка стандартов серии 9000 с другими стандартами  этой организации.
     Механизм  обеспечения качества на базе стандартов ИСО серии 9000 заключается в том, что существенную роль в нем играют отношения между изготовителем  и потребителем (заказчиком) продукции, которые строятся на основе защиты интересов и прав потребителя. Потребителю  предоставляется приоритет в  установлении требований к качеству поставляемой продукции, к гарантиям  на их соблюдение и получение от изготовителя достоверной и полной информации о качестве продукции  и функционировании системы качества. Изготовителю же предоставляется свобода  в выборе методов обеспечения  качества.
     Внедрение стандартов серии ИСО 9000 в свою очередь  создает базу для независимой  сертификации продукции, ориентированную  на подтверждение соответствующего уровня ее качества, продукции, определяющего  ее конкурентные возможности. Чтобы  эффективно осуществлять такую деятельность, необходимо знать как оценивать  потребительские свойства продукции, какие условия и процессы и  в какой мере влияют на нее, как  организовать людей и управлять  работой по созданию таких условий.
     Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО  серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.
     Однако  в стандартах ИСО серии 9000 целевая  установка на экономическую эффективность  выражена весьма слабо, а на своевременность  поставок просто отсутствует.
     Но, несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения  конкурентоспособности, популярность ее лавинообразно растет, и сегодня  она занимает прочное место в  рыночном механизме. Внешним же признаком  того, имеется ли на предприятии  система качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, является сертификат на систему.
     В результате во многих случаях наличие  у предприятия сертификата на систему качества стало одним  из основных условий его допуска  к тендерам по участию в различных  проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в страховом  деле: так как его наличие свидетельствует  о надежности предприятия, то предприятию  часто предоставляются льготные условия страхования.
     Сертификация  на соответствие стандартам ИСО 9000 проводится независимыми компаниями (регистраторами), аккредитованными национальной системой регистрации. В процессе сертификации, занимающем, как правило, около двух лет, регистратор проводит один или  несколько аудитов - проверок систем качества на соответствие требованиям  стандартов и (если находит, что требования стандартов в основном удовлетворены) выдает сертификат, действительный в  течение трех лет. Во время действия сертификата регистратор проводит периодические проверки, а по его  окончании процедура сертификации повторяется в полном объеме.
     Для успешной работы предприятий на современном  рынке наличие у них системы  качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в Белоруссии имеются  предприятия, внедрившие стандарты  ИСО серии 9000 и имеющие сертификаты  на свои системы качества.
     Особенно  широкое распространение стандарты  получили в Западной Европе, где  они нашли признание как стратегическое оружие в бизнесе компаний и фирм. Среди наиболее активных приверженцев этих стандартов в Европе можно назвать  такие всемирно известные компании, как "Филипс", "Рено", "Фольксваген", "Оливетти" и др. В рамках деятельности по сертификации в 1998 г. в мире было зарегистрировано более 200 тыс. систем качества предприятий и организаций. Процесс обращения к стандартам ИСО развивается тем активнее, чем более значимым становится в  конкурентной борьбе фактор качества.
     Появляются  и корпоративные системы управления качеством, которые ставят своей  целью усиление требований международных  стандартов и учитывают специфику  таких корпораций. Так, Большая тройка американских автомобильных компаний разработала в 1990 г. (1994 г. — вторая редакция) стандарт QS 9000 «Требования к системам качества». Хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.
     Как показал опыт, почти в каждой конкретной ситуации можно выбрать для обеспечения  качества один стандарт модели (ИСО 9001, 9002 или 9003), который был бы адекватен  определенным потребностям. Однако в  одних случаях некоторые элементы системы качества, содержащиеся в  выбранном стандарте, могут быть опущены, а в других случаях дополнительно  включены. Выбор может также касаться степени подтверждения элементов. Если "подгонка" призвана удовлетворить  определенную потребность, то ее следует  согласовать между потребителем и поставщиком и оговорить  в контракте.
     Требования  к системе качества, регламентированные в ИСО 9001, 9002 и 9003, являются дополнительными, но не альтернативными по отношению  к техническим требованиям, установленным  на продукцию. Требования каждого из этих стандартов выступают в виде комплекса критериев, по которым  оценивается способность предприятия гарантировать надлежащую организацию элементов системы качества.
     Сертификация  по стандартам ISO 9000 (ИСО 9000) - это не обязательное требование к производителям. Даже в странах, где развитие промышленности находится на высоком уровне, сертификация по этим стандартам, учитывая законодательство, обязательна для поставщиков в аэрокосмической и военной отраслях, а также в отраслях, где от качества продукции зависит обеспечение безопасности людей. Однако именно наличие сертификата ISO 9000 зачастую является залогом успеха работы на многих рынках или выхода на них. Свидетельством компании о принадлежности к цивилизованному и деловому миру является ее способность получить сертификат ISO 9000 (ИСО 9000).
     Суть ISO 9000 заключается в экономически оправданном применении так называемого "правила доверия", позволяющего рационально пользоваться ресурсами  отдельно взятого предприятия и  экономики, в общем, и целом. Для  того чтобы понять суть ISO 9000 нужно  не путать, а разделять два основных понятия - сертификация Систем качества и управление качеством.
     Управление  качеством является одной из функций  предприятия по его управлению, которая  фактически обеспечивает качество услуг  и продукции на высоком уровне за счет разумного и грамотного управления производством и его обслуживанием. Система менеджмента качества (СМК) создается c учетом задач и специфики  конкретного предприятия. Именно стандарты  серии ISO 9000 предлагают методику разработки и построения системы управления качеством, которая, соответственно, может  быть официально сертифицирована, т.е. проверена и признана независимым  аккредитованным Органом по сертификации.
     Сертификация  Системы менеджмента качества показывает другим участникам рынка, что СМК  данного предприятия разработана  и организована с учетом определенных требований и эффективно функционирует, что обеспечивает высокое и стабильное качество услуг и продукции данного  предприятия.
     Сертификация  СМК по стандартам ISO 9000 - это не обязательное требование к производителям. Даже в странах, где развитие промышленности находится на высоком уровне, сертификация по стандартам ISO 9000, учитывая законодательство, обязательна для поставщиков  в аэрокосмической и военной  отраслях, а также в отраслях, где от качества продукции зависит  обеспечение безопасности людей. Однако именно наличие сертификата ISO 9000 зачастую является залогом успеха работы на многих рынках или выхода на них. Свидетельством компании о принадлежности к цивилизованному  и деловому миру является Сертификат ISO 9000.
     Кроме того, многие организации требуют  наличие сертифицированных систем качества у поставщиков продукции. Из всего вышесказанного можно считать, что системы качества по стандартам серии ISO 9000 были внедрены для того, чтобы дать предприятиям большую  уверенность в поставщиках.
     Суть  стандартов ISO заключается в универсальности  этой серии. Эти стандарты не предлагают абсолютных критериев качества для  отдельного вида услуг и продукции, потому что это невозможно. Качество - это способность услуг или  продукции удовлетворять потребности  людей, а в свою очередь потребности - разнообразны до бесконечности. Стандарты ISO 9000 задают методологию функционирования и саморегулирования системы  качества с учетом изменения запросов потребителя, а уже она в свою очередь должна обеспечивать и поддерживать высокий уровень качества услуг  и продукции, другими словами - обеспечивать высокую степень удовлетворенности  потребителей.
      Стандарты ИСО серии 9000, применяемые в области  систем управления качеством, в первый раз были пересмотрены в 1994 году. С  тех пор количество предприятий, сертифицировавших свои системы  качества на соответствие данным стандартам, возросло более чем в 6 раз. 15 декабря 2000 года появилось официальное издание  новой версии международных стандартов ИСО 9000:2000, которая заменила издание 1994 г.
     В результате комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов (некоторые  их них остались на стадии внедрения), теперь содержит 5 базовых стандартов:
     ИСО 9000:2000 "Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь";
     ИСО 9001:2000 "Система менеджмента качества. Требования" (устанавливает минимально необходимый набор требований к  системам качества и применяется  для целей сертификации и аудита);
     ИСО 9004:2000 "Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению  качества" (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую  эффективность деятельности предприятий);
     ИСО 19011:2000 "Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и  охраны окружающей среды";
     ИСО 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.
     Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые  полностью гармонизированы между  собой по структуре и содержанию. Они могут использоваться как  совместно, так и раздельно. Оба  стандарта имеют идентичную структуру, основанную на модели процесса менеджмента  качества, но разные области применения. Оба стандарта применяются ко всем категориям продукции, и составляют основу для требований, которые могут  быть разработаны конкретными отраслями.
     В структуру стандартов серии 9000:2000 входят: ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь».
     ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования». Стандарт имеет новую  структуру. В нем отсутствует  деление на 20 элементов. Новая структура  основывается на процессном подходе  и включает четыре блока процессов:
     1) ответственность руководства; 
     2) менеджмент ресурсов;
     3) процессы жизненного цикла продукции; 
     4) измерение, анализ и улучшение.
     ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Данный стандарт предназначен для организаций, которые желают выйти за рамки  требований ИСО 9001 и повысить эффективность  системы менеджмента качества, обеспечить увеличение дохода, доли на рынке, прибыли, уменьшения затрат.
     В основу пересмотренных стандартов положены следующие принципы:
     1) Ориентация на потребителя. Организации  зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать настоящее и будущие потребности потребителя, выполнять требования потребителя и стремиться превзойти ожидания потребителя. Степень удовлетворенности потребителей следует оценивать. Информация об удовлетворенности потребителей должна поступать систематически не из одного, а из многих источников и обрабатываться для получения точных и обоснованных выводов относительно потребностей и пожеланий как конкретных заказчиков, так и рынка в целом.
     2) Лидерство руководителя. Лидеры  устанавливают единство целей  и руководства в организации. Они создают и поддерживают среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации. Задача руководителей предприятия заключается не только в постановке целей, но и в осуществлении анализа их выполнения. Руководители должны рассматривать качество как стратегический фактор развития предприятия. Планы по качеству должны включаться в стратегические планы развития предприятия.
     3) Вовлечение работников. Персонал  на всех уровнях составляет  основу организации, и его полное  вовлечение в деятельность по  управлению качеством позволяет  использовать его способности  на пользу организации.
     4) Процессный подход. Желаемый результат  достигается более эффективно, когда соответствующими ресурсами и видами деятельности управляют как процессами. Суть процессного подхода заключается в том, что выполнение каждой работы рассматривается как процесс, а функционирование организации рассматривается как цепочка взаимосвязанных процессов, необходимых для выпуска продукции.
     5) Системный подход к менеджменту.  Создание, обеспечение и управление системой взаимосвязанных процессов существенно повышает результативность и эффективность деятельности предприятия и является эффективным с точки зрения обеспечения гарантий выполнения требований потребителя. При системном подходе стало возможным полное использование обратной связи с потребителем для выработки стратегических планов предприятия и планов по качеству с учетом планирования по качеству каждой составной части системы.
     6) Постоянное улучшение. Неизменной  целью организации должно стать  постоянное улучшение – способность  оперативной перестройки процессов в ответ на потребности внутренних и (или) внешних потребителей. Реализация этого принципа требует формирования у каждого работника потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом.
     7) Принятие решений, основанных  на фактах. Эффективные решения  основываются на анализе данных  и информации. Информация и данные  надо регистрировать, собирать, накапливать,  обрабатывать и использовать  для принятия решений. Сбор  данных и последующий их анализ  требует знания и применения  специальных методов, в частности  статистических.
     8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и поставщики взаимосвязаны, и их взаимовыгодные отношения увеличивают их способность создавать ценности. Взаимные усилия по обеспечению непрерывного улучшения должны стать нормой деятельности для обеих сторон. Система менеджмента качества должна включать предпосылки построения именно такого взаимодействия.
     Стандарты ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 запланированы  как совместимые со стандартами  других систем, в частности, с ИСО 14001 и 14004, регламентирующими системы  управления охраной окружающей среды.
     Модель  системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, позволяет смотреть на предприятие как на организацию, осуществляющую бизнес и стремящуюся быть впереди конкурентов.
 


    2 Оценка качества  выпускаемой продукции  на ОАО «МАЗ»

    2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия

 
    Открытое  акционерное общество «Минский автомобильный завод» (ОАО «МАЗ») является крупнейшим государственным предприятием Республики Беларусь по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной, прицепной и спецтехники.
    Минский автомобильный завод (МАЗ) является государственным предприятием (доля государственной собственности – 100%) и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Завод является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, входит в качестве головного предприятия в состав производственного объединения «БелавтоМАЗ», в составе которого находятся также РУП «МоАЗ», г. Могилев, РУП «БААЗ», г. Барановичи, РУП «ОАЗАА», г. Осиповичи, РУА «КЗТШ», г. Жодино, РУП «Литмаш», г. Минск, ПРУП «ДЭМЗ», г. Дзержинск, РУП «СтройМАЗтрест», г. Минск.
    История РУП «МАЗ» начинается с 9 августа 1944г., когда Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве автосборочного завода в городе Минске. В октябре 1947г. на заводе, до того занимавшемся сборкой автомобилей из поступавших на завод узлов и деталей и только начинающем осваивать производство прицепов, были изготовлены первые пять автосамосвалов собственной конструкции МАЗ-205. С 1948 года было организовано серийное производство автомобилей. Завод стал одним из  ведущих производителей большегрузных дизельных автомобилей с ежегодным выпуском 25 тыс. машин.
    С 1993г. МАЗ заявил о себе как изготовитель современных городских и междугородных автобусов, прицепов-дач к легковым автомобилям, торговых прицепов. Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней,  готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование,  инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям. В 2001г. МАЗ освоил производство троллейбусов. В 2003г. изготовлен первый автомобиль МАЗ-544008-320-021 с ярославским двигателем ЯМЗ-658, соответствующий нормам Евро-3. А уже в 2008 г. было изготовлено 122 автомобиля класса Евро-4 против 3 в 2007г. На основную  выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество. [10, c.6]
    Минский автозавод ежегодно поставляет потребителям более 23 000 грузовых автомобилей, 9 000 прицепов и полуприцепов, более 1 500 автобусов.
    Фактические данные о выпуске продукции РУП  «МАЗ» за последние годы приведены  в таблице 1.
     Таблица 1  - Выпуск продукции Минским автозаводом за 2007 - 2010гг.
Наименование  продукции     Фактический выпуск по годам
2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
1. Автомобили  грузовые, шт 20 235 20 965 22 979 23 409
2.Прицепная  техника, шт 7 333 8 006 7 809 9 298
3. Автокраны,  шт 289 452 563
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.