На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль эмоций в жизни человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 20 Н. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Роль  эмоций в жизни  человека
                                                   Введение
     Эмоции  выступают как внутренний язык, как  система сигналов, посредством которой  субъект узнает о потребностной  значимости происходящего. Особенность  эмоций состоит в том, что они  непосредственно отражают отношения  между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют  функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
     В критических условиях при неспособности  субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает  особый вид эмоциональных процессов  – аффект. Одно из существенных проявлений состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся  в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию».
     Эмоции  – особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  неприятного, отношения человека к  миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К  классу эмоции относятся: настроение, чувства, аффекты, страсти, стрессы.
     Эмоции  играют важную роль в жизни человека. Они сопровождают нас всю жизнь. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Так же эмоции играют большую  роль в нормализации отношений между  людьми.
     Понимание эмоций другого человека является важным для процесса общения между людьми как в быту, так и в профессиях типа «человек-человек». Кроме того, визуальное слежение за эмоциональным  состоянием человека в процессе осуществления  им профессиональной деятельности позволяет  вовремя принимать меры по регуляции  его состояния, что снижает травматизм на производстве, повышает производительность труда.
     У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря  эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о  состояниях друг друга и лучше  преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие  к разным культурам, способны безошибочно  воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему та кие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
     Объект  исследования эмоции.
     Предмет исследования: эмоции в жизни человека.
     Цель  работы: рассмотреть роль эмоций в  жизни человека.
     Задачи  работы:
    показать теории эмоций;
    рассмотреть значение эмоций в жизни человека;
    рассмотреть эмоции и личность.
 
1. Теории эмоций
1.1 Психологические  теории эмоций
     Многочисленными физиологическими изменениями в  организме сопровождается всякое эмоциональное  состояние. На протяжении истории развития данной области психологических  знаний не раз предпринимались попытки  связать физиологические изменения  в организме с теми или иными  эмоциями и показать, что комплексы  органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.
     Васильев  И.А. в статье «Гуманитарная и  естественнонаучная парадигмы в  исследованиях эмоций» критикуется  естественнонаучный подход к изучению эмоций. Формулируется проблема выделения  связей и отношений, доказательства их существования или нет. Ставится проблема метода изучения эмоций.
     В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.
     Идеи  Ч. Дарвина были восприняты и развиты  в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились  У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния  характерны для разных эмоций —  любопытства, восторга, страха, гнева  и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими  проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса–Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь  в голове человека через систему  обратных связей, они порождают эмоциональное  переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних  стимулов происходят характерные для  эмоций изменения в организме  и только затем — как их следствие  — возникает сама эмоция.
     Альтернативную  точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил  У. Кеннон. Он одним из первых отметил  тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении  разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных  переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых  Джемс и Ланге связывали возникновение  эмоциональных состояний, кроме  того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые  очень медленно приходят в состояние  возбуждения. Эмоции же обычно возникают  и развиваются довольно быстро.
     Самым сильным контраргументом Кеннона  к теории Джемса–Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение  поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает  возникновение эмоций.
     Психоорганическая теория эмоций (так условно можно  назвать концепции Джемса–Ланге и Кеннона–Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея–Хебба. Согласно этой теории эмоциональные  состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:
    Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.
    Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.
     Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь  эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние  эмоций на психику и поведение  человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости  от характера и интенсивности  эмоционального переживания. Д.О. Хеббу  удалось экспериментальным путем  получить кривую, выражающую зависимость  между уровнем эмоционального возбуждения  человека и успешностью его практической деятельности.
     Для достижения наивысшего результата в  деятельности нежелательны как слишком  слабые, так и очень сильные  эмоциональные возбуждения. Для  каждого человека (а в целом  и для всех людей) имеется оптимум  эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит  от многих факторов: от особенностей выполняем  мой деятельности, от условий, в которых  она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и  от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает  ее, дезорганизует и делает практически  неуправляемой.
     У человека в динамике эмоциональных  процессов и состояний не меньшую  роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические  факторы (когнитивные означает относящиеся  к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие  эмоции у человека динамическими  особенностями когнитивных процессов.
     Одной из первых подобных теорий явилась  теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное  переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.
     Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как  дискомфорт, и он стремится как  можно скорее от него избавиться. Выход  из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы  таким образом, чтобы они соответствовали  реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко  используется для того, чтобы объяснить  поступки человека, его действия в  различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного  мотива соответствующих действий и  поступков. Лежащим в их основе когнитивным  факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая  роль, чем органическим изменениям.
     Доминирующая  когнитивистская ориентация современных  психологических исследований привела  к тому, что в качестве змоциогенных факторов стали рассматривать также  и сознательные оценки, которые человек  дает ситуации. Полагают, что такие  оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.
     К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад  в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция  эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.
     Согласно  этой теории на возникшее эмоциональное  состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений  оказывают воздействие прошлый  опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также  той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.
     В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений  когнитивной теории эмоций, людям  давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении  различных инструкций. В одном  случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать  у них состояние эйфории, в  другом — состояние гнева. . После  принятия соответствующего «лекарства»  испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что  они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные  переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.
     Было  показано также, что характер и интенсивность  эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят  от того, как их переживают другие, рядом  находящиеся люди. Это значит, что  эмоциональные состояния могут  передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых  эмоциональных переживаний зависит  от его личного отношения к  тому, кому он сопереживает.  

     1.2 Психология  эмоций в концепции  Л.С. Выготского
     Л.С. Выготский не оставил завершенного учения об эмоциях. Вместе с тем в  ряде его работ можно встретить  довольно развернутые рассуждения  по данной проблеме. Будучи собраны  воедино, они демонстрируют достаточно полную картину представлений Выготского о природе и механизмах развития эмоций человека. В философском плане  эти представления опираются  на идеи Спинозы и, в частности, на заложенный им принцип единства аффекта  и интеллекта. Предшественником Выготского в разработке этого принципа в  психологической науке является Курт Левин. Основные положения подхода  Выготского к проблеме эмоций сводятся к следующему.
    Эмоции развиваются. Исходя из этого, каждую эмоцию следует классифицировать не иначе, как с точки зрения ее развития.
    Существует связь между аффектом и интеллектом. Всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Развитие мышления и эмоций берет начало из единого корня - аффективного действия младенца. Дальнейшее развитие аффекта идет: 1) по пути дифференциации эмоциональной сферы сознания, с последующей дифференциацией в рамках самой этой сферы; 2) в направлении изменения характера динамических процессов. И то, и другое напрямую связано с развитием мышления.
     Так, если в раннем детстве поведение  ребенка может быть охарактеризовано как "полевое", а сознание характеризуется  единственном аффективного восприятия и действия, то основным симптомом  кризиса 3-ех лет является нарушение  единства аффекта и действия. Ребенок  не действует непосредственно под  влиянием аффекта, а поступает наперекор  своей тенденции. По мере того, как  наглядно-действенное мышление ребенка  уступает место образному мышлению, развивается и аффективная сторона  сознания. Это находит отражение  прежде всего в обобщении внутренних процессов, что составляет один из существенных аспектов изменений в дошкольном возрасте. В этот период происходит обобщение чувств: возникает аффективное  образование, относящееся к единичному аффекту как понятие к единичному восприятию. Наконец, в подростковом возрасте формирование мышления в понятиях приводит к более глубокому познанию и упорядочиванию мира собственных  переживаний.
     Другой  аспект изменений в аффективной  сфере человека связан с тем, что  каждому уровню развития мышления соответствует  определенный характер динамических процессов. Выготский указывает, что конкретному  мышлению соответствует более костная  и тугоподвижная динамика, абстрактному мышлению и воображению - более текучая  и гибкая. В связи с вышесказанным  становится объяснимым качественное своеобразие  высших, или тонких эмоций. Дифференциация эмоций и более мягкий характер их протекания являются прямым следствием развития мышления.
    Наряду с влиянием мышления на аффект существует обратное влияние аффекта на мышление. Это проявляется, в частности, в том, что: 1) во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее; 2) сама мысль возникает из мотивирующей сферы нашего сознания. По Выготскому, отношение мысли к слову есть живой процесс, "движение через целый ряд внутренних планов".
    В патологии (например, при шизофрении), как правило, имеет место не столько повреждение собственно интеллектуальных или эмоциональных аспектов сознания, сколько патологическое изменение их соотношения.
    Выготский выдвигает принцип активного участия эмоций в общем развитии сознания. Аффект не только оказывает влияние на развитие мышления и поведения ребенка, он является мощным стимулом, побуждающим ребенка к поиску "обходных путей развития" в случае наличия врожденного дефекта.
    Важную роль в развитии эмоциональной сферы человека играет деятельность. Деятельность может оказывать влияние опосредованно (в деятельности развивается в первую очередь мышление, что в свою очередь вызывает изменения в аффективной сфере) и непосредственно, как это происходит, например, в игровой деятельности ребенка.
    Развитие аффективной сферы подчиняется той же логике, что и развитие других психических функций. Развитие эмоций идет в направлении осознания.
    Всякая эмоция есть функция личности.
     Представления Л.С. Выготского о природе эмоций и их развитии составляют неотъемлемую часть его конкретно-психологической  теории сознания. 

1.3 Информационная теория  эмоций
     Этот  подход к проблеме эмоций принадлежит  целиком павловскому направлению  в изменении высшей нервной деятельности мозга.
     Павлов, формулируя свою исследовательскую  стратегию, утверждал, что, прежде всего, важно понять психологически, а потом  уже переводить на физиологический  язык. Он не отрицал психологии как  познания внутреннего мира человека, но отстаивал абсолютные права естественнонаучной мысли всюду и до тех пор, пока она будет проявлять свою мощь.
     Информационная  теория эмоций – основанное И.П. Павловым учение о высшей нервной деятельности мозга. Оно не является ни традиционной физиологией мозга, ни психологией, поскольку представляет собой качественно  новую область знания, базирующуюся на системном подходе к психике  и поведению.
     Суть  подхода: охватить обе стороны психики  – ее нейрофизиологические механизмы  и отражательно-регуляторные функции, ее соотнесенность с потребностями  организма (личности) и окружающим миром.
     При изучении влияния эмоций на деятельность было продемонстрировано значение качества потребности, на базе которого возникает  эмоциональное состояние. Чрезвычайно существенным здесь является вопрос о том, идет ли речь о потребности, инициирующей данную деятельность, или эмоцию порождает какой-либо посторонний мотив.
     В своих трудах физиолог И.П. Павлов указывал на факторы, неразрывно связанные с  вовлечением мозговых механизмов эмоций.
     Это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. Однако Павлов понимал, что многообразие человеческих эмоций не может быть сведено к  врожденным (безусловным) рефлексам. Павлов открыл механизм, благодаря которому в процесс условно-рефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций.
     На  основании опытов, посвященных явлению  системности или динамической стереотипии  в работе больших полушарий головного  мозга, Павлов пришел к выводу, что  под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся  воздействий в коре больших полушарий  формируется устойчивая система  внутренних процессов. По мнению Павлова, описанные процессы в больших  полушариях отвечают тому, что мы субъективно  в себе обыкновенно называем чувствами  в общей форме положительных  и отрицательных чувств и в  огромном ряде оттенков и вариаций, благодаря или комбинированию их, или различной напряженности. Здесь  чувство трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворенности  и огорчения, радости, торжества  и отчаяния. 

2. Значение эмоций в жизни человека
     Эмоции - особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  неприятного, отношения человека к  миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К  классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это  так называемые «чистые» эмоции. Они  включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная  функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше  понимаем друг друга, можем, не пользуясь  речью, судить о состояниях друг друга  и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
     Данный  факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие  генотипически обусловленной способности  к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится  к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и  человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные  состояния друг друга.
     Сравнительно  недавно проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только «читать» по лицу эмоциональные состояния  своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие  же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена  была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая  при этом испытывала внешне ярко проявляемое  состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические  функциональные изменения были обнаружены и в организме «наблюдателя»  — той обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии  наказывают другую. Однако врожденными  являются далеко не все эмоционально-экспрессивные  выражения. Некоторые из них, как  было установлено, приобретаются прижизненно  в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод  относится к жестам как способу  культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний  и аффективных отношений человека к чему-либо.
     Жизнь без эмоций так же невозможна, как  и без ощущений. Эмоции, утверждал  знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как  средство, при помощи которого живые  существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика  — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.
     У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко  дифференцированным языком, с помощью  которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это — экспрессивная и коммуникативная  функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов  познания.
     Эмоции  выступают как внутренний язык, как  система сигналов, посредством которой  субъект узнает о потребностной  значимости происходящего. Особенность  эмоций состоит в том, что они  непосредственно отражают отношения  между мотивами и реализацией  отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют  функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя " и направляя ее.
     В критических условиях при неспособности  субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает  особый вид эмоциональных процессов  — аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что  он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.». 
     На  важную мобилизационную, интегративно-защитную poль эмоций в свое время указывал П.К.Анохин. Он писал: «Производя почти  моментальную интеграцию (объединение  в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь  могут быть абсолютным сигналом полезного  ил вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма». Благодаря вовремя возникшей  эмоции организм имеет возможность  чрезвычайно выгодно npиспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии  быстро с большой скоростью отреагировать  на внешнее воздействие не определив  еще его тип, форму, другие частные  конкретны параметры.
     Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких- либо факторов.
     Чем более сложно организовано живое  существо, чем более высокую ступень  на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые  оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в  общем и целом соответствует  числу и разнообразию характерных  для него эмоциональных переживаний  и чувств, причем чем выше потребность  по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное  с ней чувство.
     Самая старая по происхождению, простейшая и  наиболее распространенная среди живых  существ форма эмоциональных  переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с  невозможностью это сделать при  обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный  тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью  организма, говорит тот факт, что  всякое эмоциональное состояние  сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Попытки  связать эти изменения со специфическими эмоциями предпринимались неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы органических изменений, которые сопровождают различные  субъективно переживаемые эмоциональные  состояния, различны. Однако четко установить, какие из субъективно данных нам  как неодинаковые эмоциональные  переживания какими органическими  изменениями сопровождаются, так  и не удалось.
     Это обстоятельство является существенным для понимания жизненной роли эмоций. Оно говорит о том, что  наши субъективные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их органические изменения, сколько  возникающие при этом ощущения. Тем  не менее, определенная зависимость  между спецификой эмоциональных  ощущений и органическими реакциями  все же имеется. Она выражается в  виде следующей, получившей экспериментальное  подтверждение связи: чем ближе  к центральной нервной системе  расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем  меньше в нем чувствительных нервных  окончаний, тем слабее возникающее  при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.
     Основные  эмоциональные состояния, которые  испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся  как бы в начале его. Эмоции и чувства  выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми  ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных  внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем  поведении, иногда извне вообще незаметны  для постороннего лица, если человек  умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку  направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.