На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Живые организмы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

В Концепции  развития образования РК до 2015 года говорится о дошкольном воспитании и обучении, что дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую  среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Право  детей на дошкольное обучение и воспитание обеспечивается сетью дошкольных организаций, а также дошкольными группами детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дошкольными  группами во внешкольных организациях. Этот этап также включает организованное воспитание и обучение детей с  особыми потребностями в специальных  коррекционных дошкольных организациях и группах, комплексах “школа - детский  сад”. Цель: обеспечение равных стартовых  возможностей детей в получении  образования путем последовательного  увеличения охвата детей дошкольными  образовательными, оздоровительными и  коррекционными программами. Задачи: ранний охват дошкольными организациями  всех детей независимо от социального  положения и места проживания; обеспечение полного охвата пятилетних детей предшкольной подготовкой; достижение согласованности обучающих программ дошкольного и начального образования, обеспечение оптимальной нагрузки на ребенка с целью защиты его  от переутомления, укрепления здоровья, приобщения к ценностям здорового  образа жизни; формирование у ребенка  личностных качеств, необходимых для  овладения учебной деятельностью; развитие инклюзивного образования  детей с ограниченными возможностями. Содержание воспитания и обучения должно обеспечивать специфичные виды деятельности и направления развития ребенка, его последующую адаптацию к  школьной жизни
Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и  активной жизненной позиции в  области охраны природы, рационального  использования и воспроизводства  природных ресурсов, является объективной  необходимостью для всего человечества.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых  организмах, человек получает уже  в детстве. В дошкольных учреждениях  процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой — одна из составных  частей этого процесса — предполагает решение ряда Живая природа —  это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два  процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. Животный мир является одним  из основных компонентов природной  среды, важной составной частью природных  богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых  для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Наблюдения за лягушкой, ежиком, кроликом, белкой, экскурсии в летний парк, к водоему, в осенний лес, работа на участке, уход за обитателями уголка природы, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовление игрушек из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группах по данному разделу программы.
Пробуждать у  детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне; во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и  справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка  в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо предупреждать в детях  такой порок, как бессердечное обращение  с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым  существам.
Известно, каким  сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребенка  в природной среде: имея самые  добрые намерения, дети тем не менее  совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают — «ласкают»— котенка и др.). Живая  природа воздействует на малыша, вызывая  у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы  стало школой развития во взаимосвязи  и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние  на ребенка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
В дошкольном возрасте преобладают первый и второй уровни отношения. Это объясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при  восприятии природы педагог значительное место отводит задачам эстетического  воспитания без тесной взаимосвязи  с интеллектуальными и этическими вопросами; восприятие остается часто  во внешнем, созерцательном плане и  потому доминирует в формировании отношения  детей к природе; не всегда целесообразно  организуется деятельность детей в  природе — она в основном направляется не на бескорыстную помощь окружающей среде, а на деятельность утилитарно-практическую (сбор ягод, цветов и т. п.).
Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы  поупражнять ребенка в нравственных поступках. Вот на прогулке дети увидели  ежа. И воспитатель, прежде чем взять  животное в детский сад, обсудил  с детьми, хорошо ли будет ему  в помещении, смогут ли ребята создать  для животного условия, похожие  на естественные. Дети с помощью  педагога приходят к выводу: нельзя брать ежа из леса («Здесь ему  лучше, здесь его дом», «Может, его  где-то ежата ждут...»). У ребенка  надо сформировать понимание того, что животное, как и человек, чувствует, болеет, страдает, радуется. Терпеливое, доходчивое объяснение способствует развитию сопереживания, стремления помочь.
Цель курсовой работы – раскрыть у детей представление о сообществах живых организмов.
Объект  - процесс  экологического воспитания дошкольника.
Предмет – формирование представлений у дошкольников о  живых организмах.
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.
2.Обосновать  значение живых организмов у  детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение характеристик детей; беседы с детьми, наблюдение за деятельностью детей.
Структура данной работы состоит из введения, двух разделов,  заключения, списка используемой литературы. 

 

Раздел 1. Теоретические  основы ознакомление с природой. 

1.1 Вопросы ознакомления детей с природой в современной научной литературе 

Самоценность  дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это  период его бурного роста и  интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и  психических возможностей, начало становления  личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного  мира, начинает понимать свое место  в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться  в окружающем предметно-природном  мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются  основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали  большое значение природе как  средству воспитания детей: Я. А. Коменский  видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и  воли.
К. Д. Ушинский был  за то, чтобы "вести детей в  природу", чтобы сообщать им все  доступное и полезное для их умственного  и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и  др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось  по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую  роль сыграли работы ведущих педагогов  и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения  и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли  исследования, которые начали проводиться  в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд, посвященное  ознакомлению дошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство  наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.
В начале 1970-х  годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными  Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую  подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение  о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных  знаний, отражающую закономерности той  или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и  систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова , С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др. ) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в  качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость  существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Последнее десятилетие  ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических  проблем планеты до кризисного состояния  и их осмысление человечеством. За рубежом  и в России в этот период происходило  становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились  конференции, съезды, семинары, создавались  программы, технологии, учебные и  методические пособия для различных  категорий учащихся.
В нашей стране формировалась общая Концепция  непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе  дошкольного детства ребенок  получает эмоциональные впечатления  о природе, накапливает представления  о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются  начальные элементы экологической  культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир  природы, помогают наладить взаимоотношения  с ним.
В связи с  этим в 90-е годы в России было создано  значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские  программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников .
Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".
Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас" , в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Программа "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и ответственность), "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними), "когда я живу" (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.
Творческий поиск  педагогов и психологов в целом  ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.
Программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик " нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы "Природа" и "Человек". Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек) , но и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.
Программа Т. А. Копцевой "Природа и художник" сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы - "Мир-человека" "Мир искусства" - посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения
К этой же группе можно отнести программу Н. А. Рюкбейль "Чувство природы" , предназначенную для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности. Особенность программы - в ее организации на каждом занятии, которое длится два академических часа, дети "погружаются" вместе педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей - рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.). На каждом занятии (два раза в неделю) педагог достигает "эмоционального неравнодушия" каждого ребенка- именно чувство природы должно стать основой дальнейшего экологического образования детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат их замечательной приспособленности к среде обитания. В последний год обучения дети получают очень широкий круг представлений о Вселенной, планете Земля, о жизни первобытных и современных людей детям показывают красоту мира, учат любить его.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы .
Программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа" (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Программа "Наш  дом-природа" состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий  компоненты-знания о природе и  развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает  область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены  живой природе - растениям , животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки, придуманы"письма животным", создан экологический проект "Мое дерево". Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.
Одной из первых в 90-х годах появилась программа  С. Николаевой "Юный эколог" , созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников . "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Содержание программы  отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь  организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности  любимых растений и животных к  среде, как смену форм приспособительной  взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического  развития, как сходство разных живых  существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно  при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке  ДОУ) в достаточном количестве самих  объектов природы - растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый - это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни  живых существ. Показано, что без  воды, воздуха, почвы невозможна жизнь  растений, животных и человека, что  планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет  весь комплекс необходимых условий  для жизни во всех ее формах. Последний  раздел посвящен человеку - он рассматривает  в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных  условиях, как пользователь природы  и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно  интересно познавать уже в  дошкольном возрасте, чтобы их понять , приобщиться к ним в своем  поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения  к природе, которое строится на эмоционально-чувственной  основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
В последнее  время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).
Примером может  служить программа " Непреходящие ценности природы " Е. В. Пчелинцевой-Ивановой , а также региональная программа дошкольного образования Ставраполья " Планета детства " , в которой в естественно-научном экологическом блоке представлена программа " Азбука экологии " и ее научное обоснование (автор Л. И . Грекова ).
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует  большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем  планеты, необходимости их решения , ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости  изменения стратегии и тактики  поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное  экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного  детства.  
 

1.2 Особенности формирования у детей дошкольного возраста представлений о живом организме
Экологическое образование предусматривает формирование научного мировоззрения, так как  оно является ядром сознания, придает  единство духовному облику человека, вооружает его социально-значимым и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей среде. [1,с 21]. Дошкольное детство – ответственный  период жизни человека, когда формируются  представления, являющиеся начальной  формой знаний.
Представление – это обобщенное отражение окружающего  мира, наглядный  и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета (Венгер Л.А., 1969). [1,с 19].
Экологическими  следует считать только те представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости. В ряде педагогических исследований показана способность дошкольников к усвоению связей, зависимостей, существующих в природе. Наиболее изученными являются вопросы усвоения детьми зависимостей, существующих в растительном мире (П.Г.Саморукова, А.Ф.Захаревич, Л.Е.Образцова, Н.К.Постникова, Г.А.Ковальчук, И.А.Хайдурова и др.). Этими исследователями была доказана доступность детям старшего дошкольного  возраста знаний о зависимости роста  и развития растений от наличия внешних  факторов среды.
Рост и развитие животных – одна из глобальных биологических  закономерностей, включенных в содержание знаний о природе для детей  дошкольного возраста. В теоретических  работах, посвященных проблеме умственного  воспитания дошкольников отмечается,что  ознакомление детей с изменениями, происходящими в природе, имеет важное значение для правильного  и глубокого ее понимания.
Рост и развитие – различные и вместе с тем  взаимосвязанные биологические  процессы. Развитие представляет собой  количественные и качественные изменения  в организме животного на протяжении его жизни. Рост – это увеличение размеров развивающегося организма  в целом и отдельных его  органов.В живой природе процессы роста и развития составляют диалектическое единство. [2,с 89].
Психолого –  педагогические аспекты проблемы ознакомления дошкольников с ростом и развитием  в живой природе раскрываются в работах Поддъякова Н.Н. “Мышление  дошкольника”; Саморуковой П.Г., Кондратьевой И.Н. “Освоение детьми дошкольного  возраста знаний о росте и развитии растений и животных как центральной  связи понятий”; Фабри К.Е., Николаевой С.Н. “Теоретические основы ознакомления дошкольников с процессами развития в живой природе”. Авторы показывают психологическую готовность дошкольников к целенаправленному познанию особенностей изменения как в растительном, так и в животном мире, отмечают что оно имеет большое значение для развития у них восприятия и образного отражения действительности. Наблюдение за изменением морфологических (окраска, размеры, пропорции животных) и функциональных признаков (устраивают жилища,выкармливают детенышей, учат находить корм, играют и т.д.) создают условия  для развития перцептивных и умственных способностей дошкольников. Н.Н.Поддъяков  в своих работах обращает внимание на то, что при усвоении знаний о  росте и развитии растений и животных у детей формируется динамическая система конкретных представлений. [2,с 89,90].
Т.В.Христовская  показала возможность познания старшими дошкольниками экологически значимой закономерности, существующей в природе  – закономерности роста и развития растений. Представление о закономерностях  роста и развития позволяют дошкольникам делать правильные предположения о  предстоящих изменениях в состоянии  растений, связать их рост с условиями  жизни. [1,с 29,30].
В педагогических исследованиях, касающихся вопросов ознакомления дошкольников с ростом и развитием  живых существ, рассматриваются  преимущественно зависимости жизни  растений и животных от факторов внешней  среды. Вопрос о том, как у дошкольников складываются представления о самом  процессе изменения живого существа по ходу его роста и развития изучен недостаточно. Проводились исследования Т.Н.Дружининой, Т.В.Христовской, Л.С.Игнаткиной, цель которых – выявление особенностей становления у дошкольников представлений  о росте и развитии живых существ: растений и животных. [3,с 101].
Рост и развитие новых организмов дети определяют по разным признакам. Легче всего дошкольникам определить взрослое животное, детеныша, если оба представлены наглядно и  разница в возрасте значительная. Дети устанавливают это по разным признакам: размерам, наличию или  отсутствию отдельных органов, их количеству,по поведению. Доминирующим является признак размера. А.С.Игнаткина отмечает, что дети плохо различают взрослое и молодое животное, когда последнее находится в подростковом возрасте и по общим размерам тела почти не отличается от взрослого. Исследователи отмечают, что большинство детей допускают ошибки при выкладывании карточек с изображением отдельных возрастных стадий, именно в последних звеньях. [3,с 102].
Важным фактором, позволяющим детям определить, какое  перед ним животное – взрослое или детеныш, является их поведение. Все исследователи подчеркивают,что  дошкольники ,даже младшего возраста, выделяют разные поведенческие особенности  животных, рассматривают их как функциональную принадлежность определенному возрасту. Игровое поведение по мнению детей  свойственно только детенышам. Молодые  животные не умеют самостоятельно питаться, передвигаться, защищать себя. И наоборот, взрослые приносят еду, оберегают малышей.
Материалы показывают: на протяжении дошкольного возраста у детей проявляется способность  понимать, что рост и развитие живых  существ осуществляется плавно и  постипенно. Дети 4-го года жизни хорошо ориентируются в начальной и  конечной стадиях развития,но не представляют того,как одна стадия переходит в  другую. Можно сказать, что у детей  весь процесс развития животных выражен  двумя контрастными фазами: с чего начинается и чем кончается. Некоторая  динамичность представлений появляется у детей средней группы. Они  оказываются способными, хотя и аморфно, передать в рассказе продолжительность  процесса во времени. [3,с 108].
Представления о росте и развитии растений и  животных, успешно складываются в  условиях, когда дошкольники могут  регулярно наблюдать за живыми существами. [3,с 109].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.