На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курс лекций Лекции по "Международным экономике"

Информация:

Тип работы: курс лекций. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 1 
ПРЕДМЕТ КУРСА. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
    Предмет, методология и структура курса «Международная 
    экономика».

    Объекты и субъекты .международной экономики.
    Структура международной экономики. Группы стран в миро 
    вой экономике.

    Международное разделение труда и факторов производства.
    Тенденции развития международной экономики. Открытая 
    экономика.

    Глобализация международной экономики.
1.1. Предмет, методология и структура курса «Международная экономика»
  Прежде  чем дать определение предмета курса «Международная экономика», следует выяснить сущность понятий «мировое хозяйство» и «международная экономика».
  Мировое хозяйство как система сложилось в конце XIX -начале XX веков. В современных условиях оно продвинулось в своем развитии, превратившись в сложную метасистему (систему систем). Именно в этом качестве современное мировое хозяйство должно выступать как объект системного анализа.
  Выделяют  следующие структурообразующие  подсистемы (системы) метасистемы:
    Технологическую, складывающуюся в условиях научно- 
    технической революции (НТР). Ее характерными чертами являются: наукоемкость и информационно-компьютерный характер технологий; ресурсосберегающий, безотходный и экологически чистый тип производства; использование в производстве биотехнологий. Реализация этих требований практически не возможна в рамках замкнутых национальных технологических пространств.

    Экономическую, которая формируется по мере выработ 
    ки и реализации единых требований к осуществлению произ- 
    водственно-инвестиционной, торговой и валютно-финансовой

деятельности.
Она предполагает и выработку единых норм и стандартов к организации и управлению международными экономическими процессами: производственными, маркетинговыми, информационными, финансовыми.
  3. Правовую, складывающуюся по мере установления общих правил и норм хозяйственного поведения субъектов международной экономики.
  4. Социально-культурную, предполагающую уменьшение различий между «бедными» и «богатыми» странами, формирование нового мышления и выработку единых поведенческих норм в бизнесе, деловой этике и др.
  Каждая  из вышеперечисленных подсистем (систем) метасистемы специфична, имеет свою собственную логику развития и свой подход к изучению и анализу.
  Экономическая система как подсистема метасистемы обладает собственными подсистемами и собственной логикой развития. В экономической науке ее именуют «международной экономикой».
Для определения  ее предмета необходимо определить:
• Системные признаки международной экономики (концепт). 
Они выступают в качестве критерия определения того круга

отношений, которые можно считать международными экономическими отношениями.
  • Материальное содержание (субстрат) международной экономики как системы, т.е. специфические структурные элементы международной экономики и ее особенности, важнейшими из которых являются:
    Способность к саморегулированию при корректирующей 
    роли международных и надгосударственных институтов.

    Использование информационных технологий.
    Интернационализация хозяйственной жизни.
    Интеграция как процесс формирования единого мирохозяйственного пространства.
    Специфические субъекты (см. вопрос 1.2).
  Таким образом, ПРЕДМЕТОМ международной  экономики являются экономические  отношения, которые складываются между  ее субъектами в связи с торговой, производственно-инвестиционной и валютно-финансовой деятельностью.
  Методология анализа системы международной экономики базируется на двух подходах: формационном и цивилизационном.
   Формационный подход представляет собой упрощенный взгляд на мировую историю как процесс смены пяти общественно-экономических формаций: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Он отвергает возможность анализа международной экономики как целостной системы. В формационном подходе системный анализ реализуется в противопоставлении двух мирохозяйственных систем: капиталистической и социалистической.
  Цивилизационный подход предполагает целостный взгляд на международную экономику как на единый организм. Развитие международной экономики в системе мирового хозяйства определяется функционированием ее различных подсистем. Человек в цивилизационном подходе выступает не только как существо экономическое, но и как субъект биологической, социальной, культурной и духовной сторон.
  По  структуре курс международной экономики состоит из двух частей: микроэкономики и макроэкономики.
  Первая  часть его включает международную торговлю, внешнеторговую политику отдельных стран, движение факторов производства между странами, проблемы экономической интеграции. Эти вопросы касаются стран как отдельных экономических единиц и их относят к микроэкономическим аспектам международной экономики.
  Вторая  часть курса международной экономики раскрывает закономерности функционирования мирового хозяйства в целом: влияние на макроэкономическое равновесие национальных экономик их платежных балансов, экономические взаимосвязи между странами с учетом валютных отношений. Эта часть международной экономики характеризует ее макроэкономические аспекты.
1.2. Объекты и субъекты международной экономики
  В качестве ОБЪЕКТОВ международной экономики  выступают, прежде всего, товары и услуги, обращающиеся в международной торговле, объем которой сегодня составляет около 9 трлн долларов США. Обмен товарами и услугами в международной экономике отличается крупными объемами, широтой ассортимента, дифференциацией по качеству.
  Как объект международной экономики  особо рассматриваются факторы производства и их перемещение между странами. Сюда относится, прежде всего, движение капитала в разных формах, международное использование финансово-кредитных ресурсов, интернациональная миграция рабочей силы, обмен интеллектуальной собственностью. В качестве особого объекта следует выделить многостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организаций в области экологии и по решению других проблем глобального характера.
  СУБЪЕКТАМИ  международных экономических отношений  являются:
    Частные фирмы, предприятия, отдельные предприниматели, составляющие несущую основу мирохозяйственных 
    контактов при необходимой свободе выбора. Практически для 
    большинства стран с рыночной экономикой это означает, что 
    субъектам хозяйственной деятельности не требуется каких- 
    то особых условий и разрешений на ведение внешнеэконо-мической деятельности. Для них нет принципиальной разницы 
    между внутренним и внешним рынком. Тем не менее, их маркетинговая задача состоит в необходимости постоянно изучать 
    внешний рынок, ситуацию на нем, сравнительные оценки внут- 
    ренних и международных условий и партнеров. Значительно 
    возрастает роль и объем макроэкономического анализа.

    Государственные структуры: непосредственно правительственные и другие государственные органы различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а так же государственные предприятия и организации.
  Варианты  участия этих структур во внешнеэкономической деятельности различны. Это:
    прямое   осуществление   операций   центральными   министерствами и ведомствами, региональными и муниципальными органами управления, в том числе целевые закупки и продажи продукции на внешнем рынке;
    предоставление  полномочий  отдельным  предприятиям, фирмам, коммерческим и банковским структурам, в том числе частным, по осуществлению конкретных операций, соверше-нию тех или иных внешнеэкономических сделок;
    гарантирование экспортно-импортных операций.
  3. Международные организации, в частности системы ООН, особенно при предоставлении финансово-кредитной помощи, инвестировании средств в отдельные проекты.
4. Транснациональные  корпорации и международные  объединения, осуществляющие масштабную деятельность в сфере международной экономики. Роль этих субъектов значительна на рынке капиталов, финансово-кредитных и валютных ресурсов.
  В экономической науке всех субъектов  международной экономики, реализующих свои экономические интересы, делят на резидентов страны и нерезидентов.
  Резиденты страны - это хозяйственные субъекты, реализующие свои интересы и хозяйственную деятельность внутри страны в течение года или более длительного срока.
  Нерезиденты - это экономические субъекты, экономические интересы которых находятся за пределами данной страны.
1.3. Структура международной экономики. Группы стран в мировой экономике
  СТРУКТУРА - это строение, внутреннее устройство чего-нибудь.
  Мировое хозяйство многолико и имеет  разнообразную структуру. Оно включает не только отдельные страны, но и их международные группировки, а также международные организации.
Что касается отдельных стран, то до недавнего  времени их делили:
  а) по степени экономической и политической зависимости 
на:
колониальные, колонии, зависимые;

  б) по принадлежности к политическим системам на: социалистические, капиталистические, развивающиеся;
  в) по принадлежности к «первому», «второму» и «третьему миру».
  К странам «первого мира» относили промышленно развитые и некоторые нефтедобывающие страны, получающие высокие доходы от торговли топливными ресурсами. К странам «второго мира» было принято относить государства с централизованной экономикой, имеющие низкий и средний уровень дохода. Странами «третьего мира» называли развивающиеся страны с низким и средним уровнем дохода.
  Сегодня наиболее распространенным критерием  классификации стран в мировой экономике является уровень их экономи- 

ческого развития, который характеризуется объемом ВВП на душу населения.
  В 90-е годы XX в. была распространена разбивка стран, предложенная Экономическим и социальным советом ООН (ЭКОСОС), в соответствии с которой все страны мира стали делить на три основные группы:
    развитые страны с рыночной экономикой;
    страны с переходной экономикой;
    развивающиеся страны.
  Группа развитых стран с рыночной экономикой занимает ведущие позиции в мировой экономике и включает 24 страны, в том числе «семерку»: США, Японию, Германию, Великобританию, Канаду, Францию и Италию.
  Группа  стран с переходной экономикой в  конце 80 - начале 90-х годов XX века оказалась в центре исторических преобразований, охвативших все стороны общественно-политической и экономической жизни. Их суть заключалась в переходе от административно-командной к рыночной экономике. К настоящему времени среди этих стран наибольших успехов в проведении экономических реформ добились Польша, Чехия, Венгрия.
  Наиболее  развитые в промышленном отношении  развивающиеся страны образовали группу «новых индустриальных стран» (НИС). К ним, в частности, можно отнести Аргентину, Бразилию, Мексику, Южную Корею, Тайвань, Турцию, Чили.
  К группе «наименее развитых стран» относятся примерно 50 развивающихся стран, представляющих преимущественно африканский континент. В ООН используются следующие критерии для отнесения стран к данной группе:
    доля валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения не превышает 350 долл. США;
    доля взрослого населения, умеющего читать, - не более 
    20%;

    обрабатывающая промышленность в ВВП составляет не 
    более 10%.

  В качестве важнейших показателей, влияющих на оценку качества жизни и степень удовлетворенности его в данной стране, избраны: уровень дохода (или ВВП) на душу населения; степень удовлетворенности системой здравоохранения страны; степень соблюдения разных гражданских свобод; уровень безработицы; комфорт семейной жизни; климатические условия; политическая стабильность и безопасность; степень выраженности равенства полов; уровень развития общественной жизни.
  По  этим показателям лидируют европейцы. Из азиатских стран лучшие результаты у Сингапура, Японии, Гонконга (Сянган), Тайваня, Южной Кореи. Из восточноевропейских государств выше всех рейтинг Словении и Чехии.
  Мировой банк классифицирует страны, используя  в качестве критерия среднедушевой уровень дохода. Различают страны с низким уровнем доходов - не выше 745 долл. США на душу населения, страны с уровнем доходов ниже среднего -746-2975 долл., страны с уровнем доходов выше среднего - 2976-9205 долл., а также страны с высоким уровнем доходов - 9206 долл. и более. Среди стран с низким уровнем доходов - Индонезия, Камбоджа, Мозамбик, Нигерия и др. В группе стран с уровнем доходов ниже среднего - Алжир, Боливия, Египет, Китай; выше среднего - Аргентина, Бразилия, Венгрия, Чехия. В числе стран с высоким уровнем доходов - Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада, Норвегия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
  Следует заметить, что уровень экономического развития страны и открытость ее экономики  определяют и уровень ее интегрированное™ в мировую экономику.
  Как показывает практика, те страны, которые стремятся к открытой экономике, добиваются и наилучших результатов в обеспечении высокого уровня жизни населения и, наоборот, в странах с замкнутой (закрытой) экономикой уровень жизни достаточно низок.
1.4. Международное разделение труда и факторов производства
  В основе формирования мировою хозяйства  лежит международное разделение труда и факторов производства.
  МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (МРТ) представляет собой устойчивую, экономически выгодную специализацию отдельных стран на производстве тех или иных видов продукции, которыми они обмениваются между собой. Оно является высшей ступенью развития общественного разделения труда и служит важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия 
 
 
 

  
   Импортная квота рассчитывается по формуле:
  государств  в масштабах всей планеты, объективной  основой производственных, научно-технических, коммерческих связей между всеми  странами мира.
  МРТ играет все возрастающую роль в осуществлении  процессов расширенного воспроизводства в странах мира, обеспечивает взаимосвязь этих процессов, формирует соответствующие международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах. Как и разделение труда вообще, МРТ не существует без обмена, который занимает особое место в интернационализации общественного производства.
  Движущими силами и побудительными мотивами МРТ  является стремление любой страны, любой хозяйственной единицы к получению экономических выгод от участия в нем.
  Основными факторами, определяющими участие страны в МРТ, являются:
  Национальные:
  1. Природно-географические различия отдельных стран: 
природно-климатические условия; природные ресурсы; вели 
чина территории; численность населения; экономико-геогра-фическое положение страны и др.;

  2. Социально-экономические особенности отдельных стран: 
положение страны в мировой экономике; особенности истори- 
ческого развития; исторически сложившиеся традиции внешне 
экономических связей; тип экономической системы; уровень 
технического развития страны; законодательная база внешних 
связей и др.

  Международные:
    Уровень научно-технического прогресса в мире;
    Спрос на мировом рынке;
    Система международных расчетов;
    Экологические проблемы.
  
   где Х- стоимость годового экспорта в валовом внутреннем продукте.
  Основными показателями, по которым можно судить о степени участия страны в МРТ, являются экспортная и импортная квоты. Экспортная квота рассчитывается по формуле:
где М— стоимость годового импорта в валовом внутреннем продукте.
  Участие страны в международном разделении труда выгодно. Этот выигрыш состоит в том, что каждая страна производит и поставляет на рынок те товары, у которых национальные издержки производства ниже мировых. На вырученные деньги она приобретает за рубежом недостающие на внутреннем рынке товары или те товары, у которых национальные издержки производства выше мировых.
  Важнейшей предпосылкой развития международного разделения труда является МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА, под которым понимается различная наделенность стран ресурсами, необходимыми для производства товаров и услуг. Страны в разной степени наделены природными ресурсами, которые дает земля; по-разному обеспечены капиталом в производительной, товарной и денежной формах; различаются по уровню развития научно-технического прогресса, располагают разной суммой научно-технической информации; обладают различными по количеству и квалификации трудовыми ресурсами.
1.5. Тенденции развития международной экономики. Открытая экономика
  Современные тенденции развития мировой экономики определяются теми структурными изменениями, которые сегодня в ней происходят. К ним относятся:
    Изменения отраслевой структуры мирового ВВП и изменения, в связи с этим, структуры занятости. Доля сферы услуг и занятых в этой сфере постоянно растет;
    Стремление многих развивающихся стран к структурным преобразованиям на основе индустриализации и превращение их в новые индустриальные страны (НИС);
  3. Рост расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и увеличение высокотехнологичных производств, что ведет к усилению конкуренции на мировых рынках.
  Основными факторами, определяющими особенности  развития современной международной экономики, являются:
  /. Производственные, научно-технические и технологические. Для них характерны: резкий рост масштабов производства; переход к новому способу производства, основанному на наукоемких технологиях; появление новых средств транспорта и связи, обеспечивающих быстрое передвижение товаров, услуг, ресурсов и идей в более благоприятные экономические условия; быстрое распространение знаний в результате научного или коммерческого взаимообмена; сокращение благодаря передовым технологиям транспортных, телекоммуникационных издержек, снижение затрат на обработку, хранение и использование информации.
    Организационные, предполагающие: международные формы осуществления производственно-хозяйственной деятельности (например, ТНК); выход неправительственных организаций на межнациональный и мировой уровень; превращение многонациональных компаний и других организаций в основных действующих субъектов мировой экономики.
    Экономические, основывающиеся на: либерализации торговли товарами и услугами, рынка капитала; внедрении между народными экономическими организациями единых критериев оценки макроэкономической политики, унификации требований к налоговой, региональной, аграрной, антимонопольной политике, политике в области занятости и пр.; внедрении единых технологических стандартов и требований к экономической и финансовой отчетности.
    Информационные, предполагающие: радикальное изменение средств делового общения, обмена производственной, на учно-технической и финансовой информацией; формирование систем, позволяющих из одного центра оперативно управлять производствами, расположенными в разных странах.
    Политические, включающие: усиление прозрачности государственных границ, позволяющее свободно передвигаться рабочей силе, товарам и капиталу; окончание холодной войны и формирование нового мышления.
    Социальные и культурные, к которым относятся: ослабление привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном и духовно-психологическом отношении и способствует международной миграции; возникновение и развитие единомыслия в оценке рыночной экономики и системы свободной торговли; проявление тенденции к формированию глобальных СМИ, международного искусства и монокультуры.
  Сегодня в международной экономике действуют  две противоположные тенденции: первая - стремление обеспечить устойчивость хозяйственных процессов всего мирового сообщества; вторая — отстаивание каждой страной своих национальных интересов. Обе эти тенденции ярко проявились в период мирового финансового кризиса осени 2008 года.
  Конец XX в. характеризовался переходом большинства экономик стран мира от замкнутых национальных систем к системе открытого типа, ориентированной на взаимоотношение с мировым рынком.
  ОТКРЫТАЯ  ЭКОНОМИКА - это экономика, интегрированная в мировое экономическое пространство, достаточно полно реализующая преимущества международного разделения труда, новых технологий, активно использующая различные формы мирохозяйственных связей, обусловленных процессами глобализации. В открытой экономике субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать экспортно-импортные операции.
  По  формам взаимодействия на мировом экономическом  пространстве различают большую открытую и малую открытую экономики. Большая открытая экономика характеризуется тем, что оказывает существенное влияние на развитие всей мировой экономики. Малая открытая экономика не влияет на общий ход мировых экономических процессов и вынуждена подстраиваться к тенденциям развития мировой экономики.
  Переход национальной экономики к определенному  типу открытости дает преимущества национальной экономике в:
    углублении специализации, а следовательно, и международной кооперации, что ведет к росту производительности труда;
    использовании современных мировых технологий;
    повышении конкурентоспособности отечественных произ-водителей на мировом рынке;
    повышении роста благосостояния резидентов и т. д.
  Недостатками  можно считать зависимость национального рынка от кризисов мегаэкономики, затрагивающих национальную экономику.
  Индикаторами  открытости национальной экономики считаются: экспортная и импортная квота; объем «чистого» экспорта; внешнеторговая квота.
На степень  открытости экономики влияют четыре фактора:
    Уровень экономического развития страны, который при-нято измерять величиной национального дохода, приходящего-ся на душу населения.
    Степень развития структуры общественного продукта. 
    Международные экономические связи долгосрочны и прочны 
    лишь тогда, когда товарная структура экспорта и импорта диф-ференцирована, а степень обработки обмениваемых товаров 
    велика.

    Наличие в государстве производственных ресурсов, необходимых для реального сектора экономики.
    Характер внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок 
    способствует расширению внешнеэкономических связей с другими государствами, так как обеспечивает реализацию готового 
    продукта в больших объемах.

1.6. Глобализация международной экономики
          «В  глобальном мире судьба каждого связана  с судьбой всех»1.
Н. Саркози
Глобальный  — охватывающий весь земной шар, всеобщий.
  ГЛОБАЛИЗАЦИЯ  (от англ. globalization) — процесс формирования целостного мирового хозяйства, глубокой взаимозависимости национальных экономик в результате интенсификации международного разделения и кооперации труда, либерализации экономики, ее широкой транснационализации.
  Основной  сферой глобализации является международная  экономика, которая из-за неодинаковых темпов развития и возможностей стран, взаимосвязей и взаимопроникновений может стать потенциальным источником рисков, проблем и конфликтов.
   'Из выступления  Президента Франции Н. Саркози  на 63 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23.09.2008 г. 

  Важнейшим фактором глобализации в сфере экономики является научно-техническая революция, в корне меняющая всю структуру современного производства и жизни людей. Уровень экономического развития, место государства в мировой системе сегодня определяются его интеллектуальным потенциалом, возможностями научно-исследовательской инфраструктуры, уровнем образования населения, которые зависят не только от внутренних, но и внешних факторов. Информационная революция создала глобальное информационное пространство, которое расширило потоки информации и возможности ее использования, усилило воздействие на сознание и поведение людей.
  Глобализация  экономической деятельности развивается  по следующим основным направлениям:
  а) международная торговля: товарами и услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности и др.;
  б) международное движение факторов производства: капитала - в виде прямых иностранных инвестиций, рабочей силы - в виде стихийных миграций неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих и в виде «утечки умов»;
  в) международные финансовые операгщи: частные и государственные кредиты, операции с ценными бумагами, валют 
ные операции и др.

  В экономике развитие глобализационных процессов тесно связано с ужесточением на мировом рынке конкурентной борьбы за контроль над природными ресурсами и информационным пространством. Появление и развитие принципиально новых систем получения, обработки и передачи информации позволили создать глобальные сети, обладающие высокой восприимчивостью к инновациям и быстрой адаптацией к меняющейся ситуации на рынке. Происходит процесс перерастания региональных транснациональных корпораций (ТНК) в глобальные, осуществляющие оптимизацию производственных процессии, использования ресурсов и научных разработок, диверсификацию и управление инвестициями в мировом масштабе.
  Характерной чертой глобализации в экономике  стало сочетание процессов автономизации и интеграции. С одной стороны, государства стремятся к политической независимости и самоуправлению, а с другой - к формированию экономических союзов.
Процессы  глобализации в экономической, информационной и культурной сферах идут в тесной связи с процессами национальной идентификации. В экономике - это разрыв традиционных связей внутри страны, деградация неконкурентоспособных производств, обострение проблем безработицы. В области культуры и идеологии — это агрессивное проникновение чуждых данному обществу идей, ценностей, моделей поведения. Ответная реакция на эти процессы - воинствующий национализм и религиозный фундаментализм. Именно в этом кроются в значительной степени истоки этнических и религиозных конфликтов, разгорающихся в различных регионах планеты и порождающих международный терроризм.
  Крах  социалистической командно-административной системы еще не означает, что рыночный капитализм в его современной форме является единственно правильным путем развития цивилизации. Слабая эффективность существующих регулирующих механизмов создает условия для дестабилизации экономической и политической ситуации в отдельных странах и в мировом сообществе в целом. Это выражается, прежде всего, в мировых финансовых кризисах. То, что процессы глобализации получили наибольшее развитие именно в финансовой сфере, не случайно. Компьютеризация системы электронных счетов и кредитных карт, спутниковая и оптико-волоконная связь позволяют практически мгновенно перемещать финансовую информацию, заключать сделки, переводить средства с одних счетов на другие независимо от расстояния и государственных границ. Это явилось одним из основных факторов образования мирового финансового рынка.
  Другой  фактор - изменение внешних и внутренних условий деятельности финансовых институтов. Крах Бреттон-Вудской валютной системы в 1971 году и отмена режима фиксирования валютных курсов привели к размыванию границ прежде замкнутых национальных финансовых пространств, стимулировали экспансию иностранного капитала на национальные финансовые рынки.
  Произошли изменения и на мировом рынке  банковских услуг. Формирование сети оффшорных банковских институтов, функционирующих в льготном режиме (льготы по налогам на прибыль, освобождение от страховых взносов, снятие контроля над валютными операциями) сделало оффшорные банки притягательными для отмывания «грязных денег».
  Процессы  глобализации финансовой сферы привели  не только к свободному, неконтролируемому перемещению огромных денежных масс через национальные границы и формированию глобального финансового рынка, но и к изменению функций денег в мировой экономике. Финансовый рынок стал играть независимую от рынка товаров и услуг роль. Деньги сами превратились в товар, а спекуляции на изменении курса валют - в наиболее выгодную рыночную операцию.
  Глобализация  в современных условиях ведет  к усилению диспропорций в международной экономике, порождая такие новые явления как:
    превращение мирового хозяйства в целостную экономическую систему, где национальные хозяйства становятся ее подсистемами;
    господство  всемирных  экономических  отношений  над внутристрановыми. Последние вынуждены приспосабливаться 
    к первым;

    размывание и ослабление функций национальных государств в области макроэкономического регулирования внешне экономической деятельности.

                      21
Тема 2
ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
    Современный мировой рынок. Конъюнктура мирового рынка.
    Теории международной торговли.
    Экономия от масштаба и внешняя торговля.
    Международная торговля товарами.
    Международная торговля услугами.
    Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности.
    Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее раз 
    вития.

2.1. Современный мировой рынок. Конъюнктура мирового рынка
  История знает четыре этапа формирования мирового хозяйства. Первый этап возник на доиндустриальной стадии производства. Его результатом стал регулярный обмен между разными государствами. С образованием сословия купцов начала развиваться международная торговля. На втором этапе в результате развития рыночных отношений и крупного машинного производства внешняя торговля превратилась в неотъемлемую составляющую практически всякой национальной экономики. Возник мировой рынок. Третий этап - это этап образования глобальной экономики. Он наступил на рубеже XIX-XX вв. Возникла мировая система хозяйства. С 60-х годов, когда большинство колониальных стран освободилось от политической зависимости, наступил четвертый (современный) этап развития мирового хозяйства. На этом этапе появились новые тенденции прогрессивных изменений мировой экономики. Сформировалось мировое рыночное пространство. Многие отсталые в экономическом отношении страны, имевшие натуральное или полунатуральное производство, переходят к рыночной экономике. Постсоциалистические государства, входившие в замкнутые блоки, становятся странами с открытой экономикой. Формируется современный мировой рынок.
  СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ РЫНОК представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанную на международном разделении труда (МРТ).
  К основным чертам мирового рынка относят:
    Сфера функционирования мирового рынка шире национальных рамок.
    Межгосударственное перемещение товаров, услуг, рабочей силы,капитала происходит под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов спроса и предложения.
    Ценообразование на мировом рынке имеет свою специфику.
    Мировой рынок в большей степени, чем внутренний, оптимизирует использование факторов производства, направляя их в экономически эффективные отрасли производства.
    Мировой  рынок  выступает  в  качестве  своеобразного «фильтра», выбраковывающего из международного обмена товары, не соответствующие международным стандартам качества и не выдерживающие жестких требований международной конкуренции.
  Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура. КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на мировом рынке. Она характеризуется условиями продажи товаров, соотношением спроса и предложения на товары данного вида, уровнем и соотношением цен, тенденциями их изменений.
При анализе  состояния мирового рынка исследуют:
    общеэкономическую конъюнктуру, т.е. положение в мировом хозяйстве в целом, в регионе (группе стран), в экономике отдельных стран;
    конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка;
    конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг.
  Следует заметить, что выше указанные уровни конъюнктуры мирового рынка взаимосвязаны. Поэтому, исследуя один ее уровень, надо знать другие уровни конъюнктуры. Например, исследуя конъюнктуру отдельного товара, надо располагать информацией об отраслевой конъюнктуре.
  По  временным критериям выделяют конъюнктуры: текущую, краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную.
  Конъюнктура мирового рынка не является статичной. Она изменяется под воздействием конъюнктурообразующш факторов: экономических, научно-технических, социальных, политических. Эти факторы, в свою очередь, подразделяются на временные и постоянные, циклические и нециклические, стимулирующие развитие мирового рынка и сдерживающие его, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
  Основным  методом исследования конъюнктуры мирового рынка является метод прогнозирования, основанный на экстраполяции (предположении), экспертных оценках наиболее авторитетных ученых, экономико-математических методах.
    2.2. Теории международной торговли
  Каждая  из стран стремится оптимизировать свои торговые отношения с другими странами. Этому способствуют теории международной торговли, описывающие ее выгоду для той или иной страны на основе факторных преимуществ.
  Попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели сделана в экономическом учении меркантилистов на стадии заката феодализма и зарождения капиталистических отношений (XV-XVIII вв.). В соответствии с тезисом об определяющей роли сферы обращения, лежавшим в основе их взглядов, богатство страны заключается во владении ценностями, прежде всего, в виде золота и драгоценных металлов. Представители меркантилизма Т. Мэн, А. Монкретьен считали, что умножение золотых запасов - важнейшая задача государства, а внешняя торговля должна, прежде всего, обеспечивать получение золота. Достигается это превышением экспорта товаров над их импортом, активным торговым балансом.
  Основные  теории международной торговли были заложены в конце XVIII - начале XIX вв. Адамом Смитом и Давидом Ри-кардо.
Теория  абсолютного преимущества А. Смита
  А. Смит в своей книге «Исследование  о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества и показал, что страны должны быть заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами.
  Суть  теории абсолютного преимущества состоит  в следующем: если какая-либо страна может производить того или иного товара больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами - особыми климатическими условиями или наличием огромных природных ресурсов. С другой стороны, преимущества в производстве различной продукции (прежде всего, в отраслях обрабатывающей промышленности) зависят от сложившихся производственных условий: технологии, квалификации работников, организации производства и т. д. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и такое их количество, которое она производит. Цены этих товаров на рынке определяются национальными издержками их производства.
  Иначе обстоят дела при наличии внешней  торговли. В силу различий в обеспеченности факторами производства, используемых технологий, квалификации рабочей силы и т. д., внутренние цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны. Чтобы внешняя торговля была выгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена на тот же товар в стране-экспортере. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, которое может быть обусловлено специализацией производства.
  Вывод: каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом.
Теория  относительного преимущества Д. Рикардо
  Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.
  Для иллюстрации относительных преимуществ Рикардо брал две страны - Англию и Португалию, два товара - вино и сукно, и в расчет принимал лишь один фактор - национальные различия в стоимостях, обусловленные затратами труда. Издержки производства он условно измерял рабочим временем. 

    Продукт
Португалия Англия
1 ед. вина 1 рабочий день 3 рабочих дня
1 ед. сукна 2 рабочих дня 4 рабочих дня
 
  В данном примере производство вина и сукна в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Опираясь на логику здравого смысла, можно утверждать, что если производство в данной стране (Португалии) более эффективно, товары более дешевы, то нет резона покупать более дорогие товары в стране (Англии), где их производство обходится дороже. Однако это на первый взгляд. Если же следовать принципу сравнительных преимуществ, то мы должны сравнивать не абсолютный, а относительный эффект. В Португалии издержки на производство сукна составляют 2:1 затрат на производство вина, а в Англии -4:3, то есть относительно меньше.
  С вином - ситуация противоположная. Эффективность  производства вина в Португалии в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии (1/2 < 3/4). Следовательно, Португалии из соображений эффективности национальной экономики выгодней сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. Англии по тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна, импортируя вино из Португалии.
Теория  международной торговли Хекшера-Олина
  Теория  сравнительного преимущества Д. Рикардо  не дает ответа на вопрос: «В силу чего возникают различия в издержках между странами?» Шведский экономист Э. Хекшер и его ученик Б. Олин попытались ответить на этот вопрос. По их мнению, различия в издержках между странами объясняются главным образом тем, что относительная обеспеченность стран факторами производства разная.
  В соответствии с моделью международной  торговли Хекшера-Олина в процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Суть механизма выравнивания состоит в следующем. Первоначально цена факторов производства (заработная плата, ссудный процент, рента и т.д.) будет сравнительно низкой на те из них, которые имеются в данной стране в изобилии, и высокой на те, которых недостает. Специализация той или иной страны на производстве капиталоемких товаров приводит к интенсивному переливу капитала в экспортные отрасли. Возрастает спрос на капитал по сравнению с его предложением и, соответственно, растет его цена (процент на капитал). Напротив, специализация других стран на производстве трудоемких товаров обусловливает перемещение значительных трудовых ресурсов в соответствующие отрасли, соответственно возрастает и цена рабочей силы (заработная плата).
  Таким образом, в соответствии с данной моделью обе группы стран постепенно утрачивают свои первоначальные преимущества, происходит нивелирование уровней их развития. Это создает условия для расширения круга экспортных отраслей, более глубокого их включения в международное разделение труда с учетом сравнительных преимуществ, возникших на новом уровне их развития.
Парадокс  Леонтьева
  Известный американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев в середине 50-х годов предпринял попытку эмпирической1 проверки основных выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты - выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., В. Леонтьев доказал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот эмпирически полученный результат противоречил тому, что предлагала теория Хекшера-Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).
  Многочисленные  попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить: неоднородность факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая может существенно различаться по уровню квалификации; качество управленческих решений; государственную внешнеторговую политику и др.
Теорема Столпера-Самуэльсопа
  Вольфганг Ф. Столпер и П. Самушьсон доказали, что при определенных предпосылках внешняя торговля делит общество на тех, кто остается в чистом иыигрыше, и тех, кто несет потери. Предпосылки: страна производит два товара (например, пшеницу и сукно), используя два фактора производства (например, землю и труд); ни один из товаров не используется для производства другого; существует абсолютная конкуренция; предложение факторов задано; для производства одного из товаров (пшеницы) интенсивно используется земля, а второй (сукно) является трудоемким как в условиях внешней торговли, так и без ее; оба фактора могут перемещаться между секторами (но не между странами); установление торговых отношений приводит к росту относительной цены на пшеницу.
  Теорема Столпера-Ссшуэльсона: при перечисленных выше предпосылках установление торговых отношений и свободная торговля неизбежно ведут к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который растет (земля), и снижению вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который падает (труд), вне зависимости от того, какова структура потребления этих товаров владельцами факторов производства.
Эффект  усиления Джонса
  В соответствии с теоремой Столпера-Самуэльсона  международная торговля ведет к росту цены фактора, интенсивно используемого для производства товара, цена которого растет, и снижению цены фактора, интенсивно используемого для производства товара, цена на который падает. Однако возникает вопрос: пропорциональны ли рост (или снижение) цены фактора производства росту (или снижению) цены товара, произведенного с его помощью?
  Экономический анализ показывает, что рост или снижение цены факторов производства происходит в большей степени, чем растет или снижается цена товара, произведенного с их помощью. Действие этого эффекта названо эффектом усиления Джонса.
2.3. Экономия от масштаба и внешняя торговля
  В начале 80-х годов XX столетия некоторые экономисты (П. Крюгман, К. Ланкастер, Р. Дризе, Г. Хафбауэр) предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.
  Согласно  этой теории многие страны обеспечены основными факторами производства в относительно одинаковых пропорциях и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой, специализируясь в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того, чтобы этот эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. Эффект масштаба возникает в том случае, когда с ростом объема выпускаемой продукции средние издержки на единицу продукции снижаются. Экономия на масштабе позволяет объяснить торговлю между странами в случаях, не поддающихся объяснению на основе классических теорий международной торговли. Это, в первую очередь, относится к торговле между странами, в одинаковой степени наделенными основными факторами производства, и к торговле технологически однородными товарами, внутриотраслевой торговле дифференцированными товарами (например, автомобилями).
ПРИМЕР
Развитие  международной торговли на основе эффекта масштаба
 Предположим, что две страны, А и 5, обладают примерно одинаковым экономическим потенциалом и в равной мере наделены факторами производства. В отсутствии внешней торговли каждая страна производит по 20 ед. товара X и товара У, что обозначено точкой Е на рис. 2.1. В данном случае граница производственных возможностей обеих стран и кривые безразличия могут быть выражены одними и теми же сливающимися кривыми. Соотношение цен товара X (Рх) и товара Y (Ру) представлено вектором относительных цен PxIPy.
 С началом  торговли каждая страна начинает специализироваться на выпуске того товара, в производстве которого она может получить эффект от масштаба. Для страны А - это товар X, а для страны В - товар У. Рост выпуска товара X в стране А отражен на графике движением вниз от точки Е в направлении точки К, где будет достигнута полная специализация страны А на выпуске этого товара, который будет доведен до 60 ед. Рост выпуска страной В товара Y отражен движением вверх от точки Е до точки N, где достигается полная специализация страны В на производстве этого товара (60 ед.).
29 
 
 


О    10   20   30   40   50   6 (Г Товар X Рис. 2.1. Международная торговля на основе эффекта масштаба
 Как видно из графика, в условиях торговли на основе эффекта масштаба кривая производственных возможностей (общая для обеих стран) является вогнутой в сторону начала координат. Такая форма кривой объясняется тем, что при экономии на масштабе рост выпуска экспортного товара приводит к снижению средних издержек на каждую единицу продукции в пересчете на другой товар, от выпуска которого приходится отказываться. В результате использования высвобождаемых от сокращения производства товара Y ресурсов выпуск товара X растет в большем объеме, чем сокращается производство товара Y,
 По  мере развития внешней торговли и  углубления международной специализации на основе использования эффекта масштаба происходит относительное снижение цен на экспортируемые товары. Так, в стране А уменьшается цена товара X относительно цены товара Y, что отражается в сдвиге вектора цен Рх/Ру для страны А - влево, а для страны В - вправо от ее положения, характеризующей отсутствие внешней торговли. В результате обе страны получают выигрыш от участия в международной торговле по мировым ценам, увеличивают потребление товара X и товара У с 20 до 30 ед. Это отражается точкой ?,. Соответственно общая, сливающаяся для обеих стран кривая безразличия смещается вправо (кривая безразличия D{ и отражает рост уровня потребления обоих товаров в равной пропорции).
 Внешняя торговля на основе эффекта масштаба приводит к изменениям в рыночной структуре экспортоориентированных отраслей. Выделяют внутреннюю и внешнюю экономию на масштабе. Внутренняя экономия на масштабе достигается на основе увеличения размеров отдельных фирм, что ведет к созданию монополий и порождает несовершенную конкуренцию. Внешняя экономия на масштабе, напротив, предполагает снижение затрат на единицу продукции в результате увеличения количества фирм в отрасли, усиления конкуренции между ними, т.е. дальнейшего развития совершенной конкуренции.
2.4. Международная торговля товарами
  Международная торговля товарами (МТТ), появившаяся  в глубокой древности и получившая дополнительный импульс в связи с образованием мирового рынка, продолжает оставаться ведущей формой международных экономических отношений. Она представляет собой совокупность экспорта и импорта.
  ЭКСПОРТ ТОВАРОВ (от лат. exportare - вывозить) - вывоз товаров из данной страны для реализации их на внешних рынках. Понятие экспорта включает в себя как сами товары, вывозимые за границу, так и сделку, то есть действие, имеющее целью реализацию их иностранному контрагенту. Предметами экспорта являются товары, произведенные в стране, и товары, ранее ввезенные из-за границы (реэкспорт).
  В зависимости от видов товаров существует несколько способов их экспорта. Сырье и необработанные продукты питания обычно экспортируются специализированными торговыми компаниями, которые предварительно закупают товары у производителей от своего имени и со своего счета. Производители таких промышленных товаров, как оборудование, суда, подвижной состав железных дорог и другие специализированные изделия, как правило, осуществляют экспорт либо на основе прямых контактов с импортером, либо через сеть своих представительств и агентских фирм.
  Наиболее  распространенный метод экспорта потребительских товаров состоит в их реализации через универсальные торговые дома. В тех случаях, когда поставка потребительских товаров осуществляется в небольших количествах, используется торговля по почте путем рассылки каталогов. Фирмы, которые устойчиво ориентируют производство на экспорт, стремятся обычно организовать собственную сбытовую сеть за рубежом, для чего создают заграничные филиалы и дочерние общества, которые делятся на заграничные оптовые конторы, предприятия розничной торговли, ремонтные предприятия, пункты сервиса.
  Помимо  производителей экспортной продукции  в зарубежных продажах участвуют специализированные внешнеторговые предприятия. Они делятся на экспортно-импортные фирмы и торговые дома — предприятия, совершающие внешнеторговые операции как со своего счета, так и на комиссионных началах с самым широким кругом товаров. В первом случае фирма сначала закупает товар у национального или иностранного производителя, а затем перепродает его от своего имени. Во втором случае торговля осуществляется за счет и от имени производителя или покупателя. Экспортные фирмы в отличие от торговых домов не носят универсального характера, а специализируются на продаже определенной группы товаров. Объектом их торговли являются преимущественно товары потребительского назначения, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства, а также кустарных промыслов. Агентские фирмы, являющиеся обычно юридическим лицом страны-импортера, осуществляют продажу товаров иностранной фирмы исключительно на комиссионных началах. Они действуют на основе долгосрочных соглашений (агентских договоров) с иностранным экспортером и позволяют последнему избегать посредничества фирм и расходов по созданию собственной сбытовой сети. Фирма получает комиссионное вознаграждение, которое, как правило, взимается с продавца в размере до 10% стоимости сделки.
  ИМПОРТ  ТОВАРОВ (от лат. importare - ввозить) - ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны. Импорт одной страны всегда соответствует экспорту другой страны. Предметами импорта являются товары иностранного происхождения, ввозимые непосредственно из страны-производителя или страны-посредника с целью потребления или последующего вывоза из страны.
  Структура импорта материальных ценностей (видимый  импорт) определяется особенностями природных условий, структуры экономики страны и ее ролью в международном разделении труда. Страны, прежде всего, импортируют те виды минерального, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, которые в силу природных условий не могут производить сами.
  В импорте промышленно развитых стран  высока доля промышленных товаров, в том числе машин и оборудования, что объясняется углублением международной специализации и кооперирования производства. Развивающиеся страны, для которых импорт машин и оборудования крайне важен для индустриализации экономики, вынуждены в то же время ввиду отсталости сельского хозяйства ввозить и некоторые виды продовольствия.
  Импорт  в большей степени, чем экспорт, подвергается государственному воздействию, которое особенно усиливается в периоды ухудшения экономической конъюнктуры на мировых рынках и обострении проблемы платежного баланса. Импорт регулируется таможенными пошлинами, количественными ограничениями, системой лицензирования и другими нетарифными барьерами (см. тему 3). В условиях формирования национальной экономики и перевода ее на рыночные рельсы государство использует рычаги ограничения импорта для защиты интересов национальной экономики.
  Сумма экспорта и импорта товаров называется товарооборотом. Соотношение (разница) между экспортом страны и ее импортом составляет ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Если экспорт превышает импорт, то образуется «положительное сальдо торгового баланса». Если же импорт превышает экспорт, то возникает внешнеторговый дефицит, или «отрицательное сальдо торгового баланса». Последнее говорит о том, что экспорт товаров недостаточен для оплаты импорта товаров. Финансирование этого дефицита осуществляется либо за счет зарубежных займов (путем залезания в долги), либо за счет сокращения собственных активов (вывоза золота, валюты, продажи земли, недвижимости и др.).
  Для анализа динамики МТТ используются показатели стоимостного и физического объема внешней торговли. Стоимостный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах анализируемых лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику.
  На  международные товарные потоки могут  оказывать влияние следующие факторы: научно-технический прогресс, меняющий структуру мировой торговли; либерализация международной торговли; экономическая интеграция; активная деятельность транснациональных и межнациональных корпораций на мировом рынке; мировые кризисы и др.
2.5. Международная торговля  услугами
  Наряду  с международной торговлей товарами широко развита и торговля услугами1. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается ряд сопутствующих услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время международная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной торговлей товарами. Основное отличие состоит в том, что услуги обычно не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее (например, в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др.) Однако с развитием и распространением Internet существенно снижается необходимость использования для услуг материальной оболочки.
  Услуги  в отличие от товаров производятся и потребляются, как правило, одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре способа международной торговли услугами:
    Трансграничная торговля услугами, т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу. Ее пересекает только услуга (например, юридическая консультация из-за границы по телефону).
    Потребление услуги за границей, т.е. ситуация, когда потре-битель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны (например, выезд за границу на учебу).
    Торговое присутствие продавца в стране предоставления услуги, т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются (например, приезд из-за границы врача для лечения больного).
  4. Присутствие на территории данной  страны физических лиц, предоставляющих услугу, т.е. ситуация, когда услуга предоставляется физическим лицом, приезжающим из-за границы в страну нахождения ее потребителя (например, приезд из-за границы персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране).
  Услуги  очень разнообразны, а сфера их применения расширяется с каждым годом. В соответствии с положениями ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:
I) услуги для бизнеса; 
2)строительные услуги;

    услуги связи (почтовые, курьерские и телекоммуникационные);
    дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг);
    транспортные услуги;
    финансовые услуги;
    образовательные услуги;
    услуги здравоохранения;
9) туристические услуги; 
10)рекреационные услуги;

II) услуги по охране окружающей среды;
12) услуги, в другом месте не классифицированные.
  Для либерализации и регулирования международной торговли услугами в рамках ВТО действует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Оно содержит:
    положения, определяющие основные обязанности членов 
    ВТО в области торговли услугами;

    приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;
    списки первоначальных взаимных уступок по доступу на 
    рынки услуг;

  4) определенные принципы использования национального 
режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере 
МТУ.
 
 

  В соответствии с положениями ГАТС все члены ВТО должны придерживаться следующих принципов в области торговли услугами: обеспечивать прозрачность системы регулирования сферы услуг на своей территории; гарантировать доступ к национальным процедурам разрешения споров и, в особенности, к кассационным процедурам в отношении административных решений; не расширять круг ограничений в доступе на рынок услуг и следовать принципу национального режима, если такое обязательство было внесено в национальный список обязательств; соблюдать процедуры разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО; участвовать в переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обязательств.
  В то же время каждая страна имеет право: сохранять национальную монополию на предоставление некоторых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или специальные права; ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении принципа недискриминации; сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования; применять ограничения в целях защиты платежного баланса; использовать различное трактование отечественных и заграничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т.п., т.е. применять так называемые правила предусмотрительности; участвовать в интеграционном объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами.
2.6. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности
  В экономической науке под «интеллектуальной собственностью» понимают собственность на исключительные права. Смысл ее состоит в том, что только обладатель интеллектуальной собственности, и в первую очередь автор, располагает исключительными правами на ее использование. Никакое иное лицо не может каким-либо способом использовать интеллектуальную собственность без его разрешения.
  Международным правовым актом - Конвенцией об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности— определено, что «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции; все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
  В законодательстве некоторых стран  этот список расширен. В него стали  включать: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.
  Традиционно все объекты интеллектуальной собственности  разделяются на две родовые категории: промышленная собственность и авторское право. Критерием их разграничения служит предмет, являющийся продуктом интеллектуальной деятельности. Наиболее характерными объектами промышленной собственности являются полезные модели, промышленные образцы, изобретения, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования мест происхождения товаров. К другой категории объектов интеллектуальной собственности относится авторское право. В данном случае речь идет о праве на такие продукты интеллектуальной деятельности, как произведения искусства, в том числе литературные и музыкальные, произведения кинематографии, а также научные произведения, к которым относятся, в частности, программы для ЭВМ.
  В условиях глобализации мировой экономики  для успешного распространения новых технологий важное значение имеет коммерческое использование интеллектуальной собственности. Растет лицензионная торговля, передача технологий, развиваются другие отношения рыночного характера в этой сфере. В этих условиях происходит формирование мирового РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, который представлен, главным образом, тремя рынками: наукоемкой продукции, информации и прав.
  Наиболее  быстрыми темпами развивается  рынок наукоемкой продукции (технологические установки, фармацевтические препараты, вычислительная техника и т.п.), который развивается быстрыми темпами и приносит огромные прибыли ведущим компаниям и странам мира. Посредством интеллектуальной собственности на этом рынке охраняются определенные рыночные ниши, своеобразные зоны получения сверхприбыли. Здесь «территориальный» раздел происходит между США, Японией и ведущими странами Западной Европы — Германией, Францией и Великобританией.
  На  рынке информационной продукции и технологий идет товарообмен информацией, содержащейся как на бумажных носителях, так и на аудио- и видеокассетах, лазерных дисках, дискетах, серверах. Структура продукции этого рынка самая неопределенная и быстроменяющаяся. Тенденции таковы, что компьютерная техника и Интернет начинают вытеснять все остальные носители.
  На  рынке прав происходит перераспределение привилегий посредством выдачи патентов и приобретения лицензий. Патентная статистика является одним из основных показателей научно-технического прогресса. Защита патентов становится одной из стратегических целей как отдельно взятых компаний, так и государств.
  Правовая  охрана объектов интеллектуальной собственности (ОИС) осуществляется для регулирования имущественных (экономических) и неимущественных (моральных) правоотношений, возникающих в связи с созданием и использованием ОИС. Регламентация этих отношений производится в основном в рамках двух традиционных ветвей права: патентного и авторского. Под действие первой из них подпадают отношения в связи с изобретениями, полезными моделями, товарными знаками и другими объектами промышленной собственности. Вторая - связана с правоотношениями, касающимися литературных, научных, художественных, музыкальных произведений и других объектов авторского права. Однако некоторые ОИС, получившие распространение сравнительно недавно, не поддаются регулированию в рамках двух упомянутых ветвей законодательства. Такие ОИС принято называть нетрадиционными, и для них используется специальное законодательство. К их числу относятся коммерческая тайна, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения и др.
  В мировой практике существуют две  системы правовой охраны интеллектуальной собственности авторов нововведений: романо-германская и англо-саксонская. В странах романо-гер-манской правовой системы изобретение принадлежит тому, кто первым подал заявку на получение охранного документа. В странах с англо-саксонской системой права действует «принцип первого изобретателя», т.е. по факту преждепользования.
  Значительная  роль в защите интеллектуальной собственности принадлежит Всемирной торговой организации (ВТО), представляющей своего рода кодекс правовых норм, регулирующих не только международный обмен товарами и услугами, но и объектами интеллектуальной собственности. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) как приложение к Соглашению об образовании ВТО стало всеобъемлющим соглашением в области интеллектуальной собственности, которое привело систему охраны прав интеллектуальной собственности в рамки общих международных правил.
2.7. Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее развития
  В современном мире состояние внешней  торговли государства — это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом. Высокая доля внешнеторгового товарооборота в ВВП означает высокую зависимость благосостояния граждан от внешней торговли. Для Беларуси увеличение объемов экспорта было и остается важнейшим приоритетом государственной политики, ибо Республика Беларусь не имеет в достаточном количестве собственных природных ископаемых и зависима от внешнего рынка. Производственный комплекс республики закупает сырье за рубежом, после чего производит продукцию и продает ее. Благополучие страны и народа полностью зависит от эффективной работы ориентированных на экспорт предприятий и грамотной внешнеторговой политики.
  Республика  Беларусь поддерживает отношения более  чем со 130 странами мира. В структуре  внешнеторгового оборота около 2/3 объема приходится на страны СНГ, доля России в котором достигает почти 50%. На втором месте — развитые страны Западной Европы. Далее - европейские страны с переходной экономикой, развивающиеся страны Азии, страны Северной Америки, Южной Америки, Африки, Ближнего Востока, развитые страны Азии, Карибского бассейна, Австралии и Океании.
  В товарной структуре белорусского экспорта преобладают машины, оборудование, транспортные средства, продукты химической промышленности. Республика Беларусь ежегодно в среднем экспортирует: тракторов - 24 тыс. штук (97% от их производства); грузовых автомобилей - 11,3 тыс. штук (74% от их производства); телевизоров - 408 тыс. штук (65% от их производства); холодильников, морозильников - 655 тыс. штук (76% от их производства); химических волокон и нитей — в среднем в год 148 тыс. тонн (70% от их производства); калийных удобрений - свыше 3 млн тонн (83% от их производства); азотных удобрений- 353 тыс. тонн (58% от их производства). В экспорте Республики Беларусь значатся и «минеральные продукты». В основном это продукты переработки нефти. Их доля в группе превышает 80%. Ежегодно экспортируется около 7,5 млн тонн нефтепродуктов.
  Далее идут: черные и цветные металлы  и изделия из них; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного); текстиль и текстильные изделия; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; кожевенное сырье и изделия из него; прочее.
  В товарной структуре белорусского импорта
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.