На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философская концепция науки

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное  образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования 
«УРАЛЬСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»
ФИЛИАЛ  ФГОУ ВПО УРАЛЬСКОЙ  АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ В Г.ТЮМЕНИ 
 

Оценка _____________   Подпись преподавателя _______________
                                                      «____»___________2010 г. 
 

Философская концепция науки 
 

Контрольная работа 
 

              по  дисциплине «Философия»  

Корзан  Юлии Анатольевны 

              Специальность – «Государственное и муниципальное  управление»
              Группа  – ГМУ-611
              Научный руководитель:
              В.И. Табуркин 
               

Тюмень
2010
СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение…………………………………………………………………………...…3
    Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм………….…………………4
    Наука как часть духовной культуры……………...…………………………8
    2.1. Наука и искусство…………….……………………………………………9
    2.2. Наука и религия………………….……………………………….……….10
    2.3. Наука и философия………….……………………………………………11
Заключение………………..……………………………………….………………..13
Используемая  литература и источники……………...………….………………...14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания.
    Философия науки – отрасль философского знания, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности, а также часть философских  учений, разрабатываемая в той  мере, в какой они, так или иначе, обращаются к феномену науки.
    Философия науки пытается ответить на следующие  основные вопросы:
    что такое научное знание и как оно устроено;
    каковы принципы его организации и функционирования;
    что собой представляет наука как производство знаний;
    каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют.
    Предметом философии науки является сущностная природа науки, её место и роль в системе культуры.
    В этой работе рассмотрены основные философские концепции науки в двух аспектах:
    философия науки совпадает с общефилософскими направлениями в исследовании науки;
    наука как часть духовной культуры.
 
 
 
1. ПОЗИТИВИЗМ, НЕОПОЗИТИВИЗМ, ПОСТПОЗИТИВИЗМ 

    Исходя из установки, согласно которой философия науки совпадет с общефилософскими направлениями в исследовании науки, основными концепциями философии науки будут выступать позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
    Позитивизм – наиболее широко распространенное течение западных философов второй половины XIX века, утверждающее, что источником подлинного, положительного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) н и их синтетические объединения, а философия, как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных, умозрительных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально.
    Недостатки этой концепции в том, что она не может ответить на вопрос, как возникает сознание. Позитивизм отрицает почти все предшествующее развитие философии и настаивает на тождестве философии и науки, а это не продуктивно, поскольку философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на науку.
    Философия Огюста Конта1, Милля, Спенсера – первая историческая форма позитивизма. Согласно Конту: в науке на первом месте должно быть описание явлений. Методы естественных наук применимы к анализу общества, социология – опорная наука, в которой позитивизм может проявить все свои возможности, способствуя совершенствованию языка науки и прогрессу общества, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной закон. По этому закону выделяют три стадии развития человечества:
    теологическая (состояние вымысла) – необходимая точка отправления человеческого ума.
    метафизическая (абстрактное). Попытка построения общей картины бытия, переход от первого к третьему.
    позитивная (научная, положительная). – твердое и окончательное состояние.
    Недостатки этой концепции – характерен не критический подход к науке, ее восхваление, поспешность выводов.
    Вторая  форма позитивизма объединяет махизм (Мах) и эмпириокритицизм (Авенариус) под общим названием «новейшая философия естествознания XX века». Основное внимание махистами уделялось объяснению «физических» и «психических» элементов мира в опыте людей, а также «совершенствованию «позитивного» языка науки. Авенариус пытался построить новую философию как строгую и точную науку, подобную физике, химии и другим конкретным наукам, обосновывая философию как метод экономии мышления, наименьшей траты сил. Мах больше внимания уделял освобождению естественных наук от метафизической, умозрительно-логической философии.
    Учения  о философии науки выдающихся мыслителей XX века Л.Витгенштейна и К.Поппера относятся к третьему этапу философии позитивизма, кот называют «лингвистическим позитивизмом», или «неопозитивизмом». Главные идеи мыслителя в области философии науки таковы: наука нуждается в очищении своего языка.
    Л. Витгенштейн выдвинул принцип «верификации», согласно которому любое высказывание в науке верифицируемо, т.е. подлежит опытной проверке на истинность.
    К.Поппер в ходе исследования сущности науки, ее законов и методов пришел к идеям, несовместимым с принципом верификации. В своих трудах «Логика н открытия» (1959), «Предположения и опровержения» (1937) и др. он выдвигает идею о невозможности сведения содержания науки, ее законов только к утверждениям, основанным на опыте, т.е. к наблюдению, эксперименту и т.д.
    Наука не может сводиться к верифицируемым высказываниям. Наука – знание, считал мыслитель, выступает в виде набора догадок о законах мира, его строении и прочее. При этом истинность догадок установить очень трудно, а ложные догадки доказываются легко. Например, предположение, то, что Земля плоская и Солнце ходит над Землей, понять легко, а то, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, устанавливалось тяжело, в борьбе с церковью и с рядом ученых.
    Постпозитивистская  философия науки XX века представлена работами Т.Куна, И.Лакатоса, П. Фейерабенда, М.Полани, в которых прослеживается общая установка на анализ роли социокультурных факторов в динамике науки.
    Т. Куну удалось преодолеть некоторые  недостатки, присущие позитивистским взглядам на науку. В науке нет непрерывного прогресса и кумуляции знания. Каждая парадигма формирует уникальное понимание мира и не имеет особых преимуществ перед другой парадигмой. Научный прогресс лучше понимать как научную эволюцию — прирост знания внутри парадигмы. Наука всегда социально и культурно обусловлена. Чтобы понять науку, необходим новый историко-эволюционный подход. Истины науки достаточно релятивны, действуют в рамках парадигмы. Эти идеи оказали влияние на современную философию науки.
    Современная философия науки выступает от имени естественнонаучного и гуманитарного знания, пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами, абсолютизирующими узкопрофессиональный подход к явлениям и процессам. Она призывает обращать внимание на фил план любой проблемы, на отношение н мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектности, предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста н знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. НАУКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ 

    Наука в современном мире может рассматриваться в различных аспектах: как знание и деятельность по производству знаний, как система подготовки кадров, как непосредственная производительная сила, как часть духовной культуры
    А. Эйнштейн: «То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить, что есть»2.
    Наука – знание об окружающем мире (или части его). Ее задача – дать истинное отражение исследуемых процессов, объективную картину того, что есть.
    Культурно-мировоззренческая  функция – древняя социальная функция науки. Элементы научного мировоззрения впервые формируются в античном обществе в связи с критикой отживших, мифологических взглядов и становлением рациональных взглядов на мир. С появлением опытного естествознания наука становится важнейшим компонентом мировоззрения и оказывает на него влияние, прежде всего через научную картину мира.
    Средние века: теология - верховная инстанция, наука решает частные проблемы земного  порядка.
    Возрождение: борьба между наукой и богословием (теологией).
    И только в середине XVI в. переворот  в миропонимании позволил науке  оспорить у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения (чему способствовал Николай Коперник). Пришлось согласиться с представлениями, которые противоречили обыденному миропониманию.
    Таким образом, только в период Возрождения наука начала принимать участие в становлении мировоззрения. Это давалось с трудом из-за сопротивления церковной власти.
    После Ньютона, с развитием опытного естествознаниия наука стала задавать тон в формировании мировоззренческих установок. Постепенно предлагаемые наукой ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы стали обязательными элементами образования.
    В результате осуществления культурно-мировоззренческой  функции научного представления  превратились в часть культуры общества. Именно эти представления (вместе с философией) составляют рационально-теоретическую основу современного мировоззрения. 

    2.1. Наука и искусство 

    Искусство – это мышление в образах. Художественное познание требует специальных видов  искусства – музыки поэзии…Необходимы особые мастера своего дела – художники, искусствоведы… Необходимы средства реализации – с одной стороны: актеры, музыканты, с другой стороны: краски, холсты, кисти…и т.д. Науку и искусство объединяет то, что они, являясь частью духовной культуры, формируют мировоззрение, при этом язык искусства в ряде случаев оказывается более выразительным.
    Гуманитарные науки: пример - ни одно социологическое исследование не дает такого почти физически ощутимого представления о быте Замоскворечья, как пьесы А. Н. Островского.
    Естественные науки: пример - пифагорейцы считали музыку и математику средствами очищения души от греховной связи. В основе музыкальной гармонии лежат открытие пифагорейцами правильные числовые отношения, определяющие музыкальные интервалы.
    Последний штурм – попытка измерить «алгеброй  гармонию» после введения Шенноном количественной меры информации. Сказали, что гениальные произведения обладают огромным информационным содержанием.
    Великие произведения науки и искусства  освещены вдохновением автора. Хотя и те и другие должны выполнять и рутинную работу. И научные произведения и произведения искусства несут на себе отпечаток авторского стиля.
    Отличие науки и искусства в том, что все передовое в науке через 20-30 лет станет устарелым, как исторический факт. Совершенное произведение искусства всегда остается вершиной, неповторимым событием (нельзя сказать какое из гениальных произведений гениальнее).  

2.2. Наука и религия 

    Религия – сложное социальное явление. Не составляет труда описать конкретную религию, сложнее понять религию (почему человек признает существование мира «иного»). Чем вера отличается от знания?
    Знание - это то, что твердо установлено, обосновано экспериментально. Точное знание человек научился получать совсем недавно. Большая часть наших представлений вероятны, то есть, основаны на той или иной степени уверенности. Сама наша жизнь вероятный процесс (прошлое, будущее).
     и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.