На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальная мысль XX века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Социологические взгляды общественно-политических деятелей,
писателей и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова,
С.Торайгырова, Шакарима 4
2. Букейханов А., Байтурсынов А. О национальном
возрождении и государственности 9
Заключение 19
Список литературы 20
 

              Введение

     К началу XX века в  Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование. Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление оппозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников. После революции 1905 — 1907 гг. новые обороты набирало мусульманское движение России, в том числе тюркских народов. Возникновению и развитию периодической печати способствовало и развитие капитализма, товарно-денежных отношений, транспорта и связи, дальнейшая колонизация края. Конкуренция нарождающейся национальной буржуазии с господствующей русской буржуазией, проникновение иностранного капитала вызвали необходимость реформы системы образования, печати и связи.  Поколение культурной элиты, наследовавшее от Абая, Шакарима, Алтынсарина и многих других просветителей дело национального просвещения, восприняло представления Абая о необходимости власти, способной улучшить положение казахского народа, ориентировалось на его просвещение и создание организации, способной выразить казахские национальные интересы. Именно национальной интеллигенции с ее образованностью, интеллектуальной силой и нравственным свободолюбивым пафосом предстояло взяться за возрождение и модернизацию национальной государственности в рамках политического и идеологического пространства Российской империи.
     Характерной чертой узкого слоя казахской культурной элиты было обладание разносторонними  творческими качествами. Практически  все они были общественными деятелями  и одновременно писателями, поэтами, учеными, не ограниченными горизонтом своих профессий, узкой специализацией. Например, инженер-железнодорожник  М. Тынышбаев проявил себя также  в качестве видного историка, этнографа, М. Дулатов - поэт, публицист, писатель, драматург, педагог, общественный деятель, А. Байтурсынов - поэт, публицист, переводчик, тюрколог, создал в 1924 г. реформированный  казахский алфавит на основе арабской графики, А. Букейханов - общественный деятель, публицист, ученый, автор ряда трудов, посвященных политическому  просвещению казахского народа, пробуждению  его национального самосознания, исследований казахского фольклора  и эпоса, переводчик произведений русской  литературы на казахский язык, автор  монографии по казахскому овцеводству, коневодству, крупному рогатому скоту.
 

          1. Социологические взгляды общественно-политических деятелей,

писателей и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова,

С.Торайгырова, Шакарима

     Вхождение культурной просветительской элиты  в политическую борьбу выражало их стремление улучшить жизнь своего угнетенного  народа, добиться участия коренного  населения в политической жизни, ее демократизации. Эти намерения  привели их к политическому сплочению  и в 1905 г. сделали сторонниками и  членами конституционно-демократической  партии - российской партии, предлагавшей либеральные реформы в стране. Их привлекала программа конституционных  демократов (кадетов), содержавшая тезис  о том, что после установления прав гражданской свободы и правильного  представительства с конституционными правами, для всего Российского  государства должен быть "открыт правомерный путь в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных  представительных собраний, обладающих правом участия в осуществлении  законодательной власти..." (Программа конституционно-демократической партии // Программа политических партий России. Конец ХIХ - начало ХХ вв. М. 1995). [1]
     Представителями национальной элиты являлись общественно-политические деятели, писатели, поэты: А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Жумабаев, М. Дулатов, С. Муканов, С.Торайгыров, Шакарим и  другие. 

     Магжан  Жумабаев - замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы. Его стихам, поэмам, рассказам присущ обостренный трагизм, выражающий чувство ответственности перед народом и вытекающее из него обращение к истокам и переломным моментам истории. В то же время Магжан воспринял общечеловеческое художественное и научное наследие, начиная с Шекспира, Пушкина, Соловьева и кончая символизмом, технократизмом и Шпенглером. Столь распространенные в наши дни экзистенциальные мотивы довольно явственно просматриваются в его творчестве. После долгих лет замалчивания Магжан Жумабаев открылся нам заново.
     Магжан  Бекенулы Жумабаев родился 25 июня 1893 года в урочище Сасыккуль Сарыайгырской  волости Петропавловского уезда. Умер 19 марта 1938 года в Алма-Ате. Магжан происходил из зажиточной семьи, его отец Бекен  был бием, волостным управителем. С четырех лет он начинает изучать  восточные языки и литературу. Ранние стихи Магжана не сохранились. Арабский, персидский и турецкий языки  он продолжает осваивать в медресе  Бегишева в Кзыл-Орде, получив там  среднее мусульманское образование. В 1910 году он поступает в медресе  Галия, высшее мусульманское заведение  в городе Уфе. Но по совету преподавателя  Галымжана Ибрагимова, ставшего классиком  татарской литературы, Магжан ищет другие пути пополнения образования. При  содействии Ибрагимова в 1912 году в Казани впервые выходят в печати произведения юного Магжана. В этот же период при наставничестве со стороны Миржакипа Дулатова и Ахмета Байтурсынова он изучает русский язык, знакомится с русской и европейской литературой, сотрудничает с газетой "Казах".
     Звезда  Магжана Магжан Жумабаев принадлежит  к блестящей плеяде казахских  интеллигентов, которые, являясь провозвестниками нового времени, оказали огромное, сродни ренессансному, влияние на формирование национального самосознания. Ахмет  Байтурсынов, Жусупбек Аймауытов, Миржакып Дулатов, Магжан Жумабаев — это, по определению Рымгали Нургалиева, «вершины возвращенной литературы», сияющие  у истоков отечественной науки  и культуры. Сочетая в своем  творчестве традиции фольклора, высокий  пафос поэзии жырау и акынов с  современными веяниями западноевропейской, русской литературы, являясь преемниками  великого Абая, они утверждали идеи гуманизма и свободы. Эпоха, в  которую суждено было родиться Магжану, великому казахскому поэту, была переломной, породившей небывалые до тех пор  исторические катаклизмы, духовные и  экономические кризисы. Но даже в  период, когда под влиянием трех революций, политических переворотов, общественно-социальных изменений  переменился голос многих писателей  и поэтов, Магжан сохранил верность своему призванию, не поддавшись конъюнктуре  времени, заняв по оригинальности своих  взглядов, глубине и смелости мышления особое место в истории казахской  культуры. Не случайно спустя годы другой выдающийся поэт — Гафу Каирбеков, воздавая должное гению своего предшественника, назовет его поэтом планетарного масштаба, потому что Магжан Жумабаев, вобрав в себя глубокий и трагический  смысл эпохи, в ее художественном воплощении опередил свое время, свою среду. Думается, необыкновенная востребованность его творчества в наши дни заключается  в том, что Казахстан третьего тысячелетия и двадцатых годов  прошлого века имеет общие цели —  обретение подлинного суверенитета, подлинной свободы личности. Большое  влияние на формирование мировоззрения  Магжана Жумабаева оказывали  просветительские взгляды и деятельность первого казахского ученого, географа, этнографа Чокана Валиханова, выдающегося  казахского поэта и мыслителя  Абая, первого педагога Степи Ибрая  Алтынсарина... «Капля, по которой узнают вкус океана», — писал когда-то Ануар  Алимжанов о Чокане, говоря о значимости его подвига, о месте его в  истории развития казахской нации.
     Представители казахского ренессанса на заре ХХ столетия также явились ядром, в котором  сконцентрировалась сила и дух народа, его мощь и величие. В страшные годы сталинских репрессий их имена  были преданы забвению, и лишь в  годы независимости Казахстана стало  возможным возвращение и постижение их бесценного наследия. Магжан Жумабаев так же, как и Мухтар Ауэзов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов и другие идейные вдохновители Алаш-орды, видел свое предназначение в создании новых ценностных отношений между людьми, новой модели национального характера, соответствующих новым общественным отношениям. Именно в глубочайшей близости к народному духу заключается феномен необычайной популярности и востребованности поэзии Магжана, высокой оценки его творчества современниками и представителями последующих поколений. Исследование Жусупбека Аймауытова «О поэтическом творчестве Магжана» является непревзойденным эстетическим достижением в магжановедении. Жусупбек Аймауытов, называя Магжана «поэтом собственных переживаний», пишет, что до Февральской революции он избегал всего, что было связано с общественными потрясениями. После революции, отмечает автор статьи, Магжан почувствовал возможность обретения свободы, с воодушевлением принял идеи революции. Но все мечты о свободе закончились для Магжана и его соратников с приходом Колчака в Сибирь. Потом грянула Октябрьская революция. «Прежние идеалы рассеялись, как туман, превратились в прах, и Магжан оказался на перепутье. Казахская степь стала местом сражения белых и красных». Гражданская война принесла разруху, потом была объявлена продразверстка, коллективизация, раскулачивание. Страшные испытания выпали на долю народа, и вместе с народом переживает годы невзгод и лишений поэт. Жусупбек Аймауытов, говоря о трагедии Магжана, указывает на то, что, неудовлетворенный повседневной жизнью, он не верит в счастливое будущее казахов. «Чем жить и видеть страдания своих соплеменников, лучше покончить счеты с жизнью».
    
     Дулатов Миржакып (Мир-Якуб) - поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вошел вместе с Букейхановым и Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в.
     Он  родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Кустанайской области. В своем кратком  описании детства писал: "Происхожу  из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет  от роду лишился матери, 12 лет - отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле, человеку крайне невежественному. Не помню, сколько времени учился у него, знаю только то, что кроме заучивания арабских молитв ничему не научился". Затем он два года учится в сельской школе на русском и казахском  языках, еще два года - в русско-казахском  училище и получает звание учителя  сельской школы. Первый стихотворный опыт был напечатан в первом номере казахской газеты "Серке" (вышло  всего два номера) в Петербурге.
     Первое  собрание стихов "Оян, казак" вышло  в 1909 году, сразу разошлось и было переиздано в 1911 году. Заголовок книги  послужил манифестом, призывом к народу того поколения интеллигентов начала XX в., одним из ведущих вдохновителей  которого Миржакып Дулатов считается  по праву. Жизнь и творчество Миржакыпа  Дулатова тесно связаны с партией "Алаш" и правительством Алаш Орды. Мыслящие люди, и их в числе прежде всего Миржакып, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынуло но воле царской администрации более 1,5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым избавиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе стремление к просвещению, науке, предприимчивости. Здесь они были продолжателями просветителей XIX в.
     Решением  от 3 июля 1907 года казахи были лишены права  участия в Государственной Думе, чем в корне подрывалась самая  возможность самоуправления. В статье "Закон от 3 июля и казахи" Дулатов  подверг критике это решение  как несправедливое. Если при решении  казахских вопросов не будут участвовать  депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может. Опыт двух Дум доказал несостоятельность  доводов, что казахи "темные", поскольку  казахские депутаты в них показали свою образованность, хорошее знание нужд народа. Не издевательством ли над здравым смыслом является ситуация, когда по делам казахского народа выступают те, говорит Дулатов, которые ненавидят или презирают  казахов. Но и сами казахи разрознены, подводят себя раздорами, и из-за этого  подчиняются всяким влияниям извне, пресмыкаются перед любым русским  мелким чиновником и урядником, привыкают  к подхалимству, взяточничеству. А  царское правительство не только не думает о просвещении народа, пробуждении его разума, а наоборот, тех, кто на собственные средства стремится открыть школы, преследуют, сажают в тюрьмы. В стесненных условиях сокращения пастбищных угодий казахам, говорит Миржакып, не остается ничего другого, как взяться за земледелие.
     В 1916 году он, а также А.Байтурсынов  и А.Букейханов выступили против царского указа о призыве казахов  на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся  и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как  он лишится самой производительной части общества. Миржакип был создателем первого в истории народа фонда  в помощь голодающим.
     Дулатов участвовал в разработке программных  документов партии "Алаш" и правительства  Алаш Орды" совместно с А.Байтурсыновым, в которых, по сути дела, отправляясь  от основоположений гуманизма и  демократии, они разработали принципы правового государства: равенство  всех граждан независимо от вероисповедания, крови, пола перед законом, судебное разбирательство всех спорных дел. Общее политическое устройство реформированной  России мыслилось в виде демократической  федеративной республики во главе с  выбираемым Думой президентом.
     Находясь  в тюрьме на допросе в 1929 г. в ответ  на обвинение в "национализме", он пояснил: "Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам". Миржакып резко выступил против реформирования арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать  связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы "государственном статусе" казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии.
     Даже  перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем  своем официальном слове: "Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует".
     
     Поэт, прозаик, драматург, литературовед, академик Академии наук Казахской ССР Сабит Муканов родился в 1900 году в Пресно-горьковском районе Кустанайской области. Только после Октябрьской революции Сабит Муканов смог получить образование. В 1920 году Сабит Муканов вступил в ряды Коммунистической партии и всецело отдался советской и партийной робате. Он служил в отряде ЧОН (части особого назначения), принимал участие в подавлении кулацкого восстания в Акмолинской губернии в 1921 году, работал инструктором губкома партии.
     В 1930 году Сабит Муканов поступает  на литературное отделение института Красной профессуры в Москве, после окончания которого активно участвует в литературной жизни республики. Он пишет стихи, поэмы, повести, рассказы и пьесы, главным образом, на темы современности.
Свою  литературную деятельность Сабит Муканов начал с агитационных стихов. В стихотворениях «Думы», «Плач батрака», «Смерть Жумаша», написанных еще в 1918—1920 годах, поэт выступает от лица казахской бедноты, выражая ее чаяния. Первый сборник стихов Сабита Муканова вышел в 1926 году. В последующие годы он выпустил в свет отдельными изданиями позмы «Батрак», «Сиротка», «Броды», «Уголь — коммунизл», «Ущелья Алатау», «Белый медведь» и роман в стихах «Сулушаш».
     Роман «Ботагоз» (1940)—одно из выдающихся произведений казахской советской  литературы. В центре его — судьба девушки «азашк.и, пришедшей к  революции. По мотивам романа впоследствии был поставлен фильм.Роман «Сыр-Дарья», изданный в 1948 году, представляет одно из значительных произведений казахской  литературы послевоенных лет. Сабит Муканов как драматург известен пьесами и либретто опер: «В дни победы» (1939)—о гражданской войне в Казахстанеі1 «Песни победы» (1941)—на тему Великой Отечественной войньу «Золотое зерио» (1941)—либретто оперы о тружениках колхозногб аула; «Чокан Валиханов» — о жизни и деятельности выдающегося казахского ученого и просветителя Чокана Валиханова.
     С 1923 года Сабит Муканов занимается публицистикой и литературсведческой работой. Из большого количества написанных им статей особо выделяются «Место казахского эпоса в системе казахской литературы», «Об айтысах», «Абай—классик казахской литературы», «Джамбул — народный поэт Казахстана», «Сакен Сейфуллин», «Баймагамбет Зтулин». Наиболее значительные научно-исследовательские и литературно-критические работы писателя объединены в сборник «С высоты на высоту».
     В 1955—1957 годах казахским издательством художественной литературы издано на казахском языке шеститомное собрание избранных сочинений Сабита Муканова.
     Его исследовательские работы и критические статьи по вопросам истории литературы можно отнести к числу достижений казахского литературоведения. Исследовал историю и теорию литературы и литературных процессов, в частности вопросы становления и развития различных жанров в казахской литературе, эстетики и культурного наследия,  театра, музыки, повышения литературного мастерства. Изучал казахскую литературу XVIII- начала XX вв., творчество отдельных казахских прозаиков и поэтов – С. Сейфуллина, М. Ауэзова, Т. Жарокова, А. Тажибаева, народных акынов республики, а также А. С. Пушкина, А. М. Горького, В. В. Маяковского. Занимался исследованием научного и литературного наследия Чокана Валиханова и Абая Кунанбаева. Ему принадлежит первое систематическое изложение жизни и творчества великого казахского поэта Джамбула Джабаева. В 1974 г. вышло посмертное издание его этнографического труда “Народное наследие”, где исследованы древние народные предания, шежре, хозяйство и быт дореволюционных казахов, их материальная и духовная культура.
     Сабит Муканов был не только выдающимся писателем, поэтом и драматургом, но и видный организатор литературного  дела Казахстана. Он избирался депутатом  Верховного Совета Казахской ССР, являлся  членом Академии наук Казахстана. Награжден  двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом "Знак Почета".  Книги Сабита Муканова переведены на 46 языков.[3] 

     Султанмахмут  Торайгыров родился 28 октября 1893 года в Баян-Аульском районе (ныне Павлодарская область) в семье скотовода. Отец, бедный кочевник, был человеком трудолюбивым, знал грамоту. Мать умерла, когда будущему поэту был всего год. Он полной чашей испил сиротскую долю. Безрадостное детство, полуголодное существование — вот что видел Султанмахмут. Грамоте мальчик научился у отца, затем (1902— 1907) учился у муллы. Султанмахмут был пытлив и любознателен. Страстная жажда познания гонит его в далекий Баян-Аул, где он учится в духовной школе — медресе (1908—1910). В конце 1912 года Султанмахмут приезжает в Троицк, где поступает в мусульманскую духовную школу, самостоятельно изучает основы наук, решает овладеть русским языком, с восторгом читает Пушкина, Лермонтова, Крылова.
     В июле 1913 года Султанмахмут вынужден оставить учение. Лишения и голод подорвали  здоровье, — он заболевает туберкулезом и едет в аул, где обучает детей. Страстное желание учиться мучит  его, и он, больной, вскоре снова в  Троицке, где становится одним из ведущих сотрудников известного прогрессивного журнала "Айкап". Статьи, стихи Торайгырова отличаются глубиной суждений, честностью, демократизмом, остротой и художественностью. Его произведения полны оптимизма, и не верится, что они написаны тяжелобольным юношей. Литературная деятельность С. Торайгырова началась в трудные годы, наступившие после поражения первой русской революции, но он не устает пропагандировать науку и просвещение (стихотворения "Религия", "Учение", "Слепой монах", "Сарыбас" и др.). Хорошо понимая, как необходимы простым людям знания, С. Торайгыров намеревался открыть школу для детей бедняков, собирал средства, разъезжая по богатым аулам. Надежды не осуществились: степные толстосумы, в том числе и его зажиточные сородичи, категорически отказались помочь юноше в осуществлении его идеи.
     В годы работы в "Айкапе" (1913—1914) Торайгыровым был написан, кроме стихотворений  и рассказов, ряд критических  статей (из которых наиболее значительны: "О казахских сборниках стихов", "Песни и их исполнители", "Система  обучения казахов") о необходимости  совершенствования системы обучения. В те же годы С. Торайгыров закончил свой первый роман "Камар-Сулу" ("Красавица  Камар"), где разоблачает нравы  родовых воротил, выступает за эмансипацию  женщин. 1916 год проходит в работе над вторым романом в стихах "Кто  виноват?". Сочувствие жертвам феодально-патриархального  уклада, людям, безжалостно изуродованным  жестоким произволом, пронизаны страницы романа, разоблачаются конкретные виновники  бедствий людей — сильные мира сего.
     Смысл своей жизни Торайгыров видел  в просвещении родного народа, в освобождении его от духовного  и социально-политического гнета. Он ненавидел невежество и темноту, духовно уродовавшие людей, мечтал о свободной жизни, напряженно, порою  мучительно искал пути преобразования кочевого аула. Путь к социально-экономическому развитию страны и культуры лежит  через просвещение,— так думал  он, и ему хотелось, чтобы всем было хорошо, но как? В поисках истины одаренный юноша стал знакомиться  с социально-политической, философской  литературой — ему так необходимо было разобраться в сложных вопросах современности, чтобы найти свое место в общей борьбе. Многие произведения, полные оптимизма, веры в будущее  Родины, созданы Торайгыровым именно в последние годы жизни, когда  тяжелая болезнь приковала его  к постели. "Если жизнь посвятишь  ты мечте..." Лирика Торайгырова разнообразна по тематике: у него есть гражданские  и философские стихотворения, много  стихов о любви и природе.
     Но, прежде всего Султанмахмут, как говорилось, был гражданским поэтом. Неудовлетворенность  современной действительностью, страстный  протест против феодально-колониального  гнета — основные темы его стихов. Обращаясь к молодому поколению, поэт убежденно говорил: "Если жизнь  посвятишь ты мечте своей, наш  народ будет счастлив, любезный друг!" ("Что за цель в учении?"); "Только людей великое братство жизнь  заблудившуюся спасет!" ("Когда  придет черед"). Правда, он не может  наверняка сказать, каким же путем идти к "солнечному свету", как осуществить "мечту свою". Для Торайгырова "постигается истина в мире наук". В то же время поэт убежден: "И знает весь мир о том, что идет меж ними вечный бой — меж баем и бедняком. И каждый на земле человек покорится силе труда" ("Судьба"); неравенство — причина "отсталости нашей и бед", "что заставила бродяжить славный народ". Отсюда ненависть, с которой поэт обрушивается на тех, "кто сыт, чей наряд богат", "чей славен дом убранством палат". Отсюда же упорные поиски справедливости здесь, "на земле, а не в раю"—"кто на земле не узнает счастья, вряд ли за гробом его найдет!".  

     Духовный  восприемник и ученик Абая, философ-мыслитель, ученый-историк, поэт Шакарим Кудайбердыулы родился 11 июля 1858 года в Кен-булаке Чингизской волости Семипалатинского уезда (Абаевский район Семипалатинской области) в роду Тобыкты, возглавляемом Кунанбаем, отцом Кудайберды - старшим братом Абая. Мать Шакарима - Толебике, дочь Алдабергена, из рода Каракесек. Произведения Шакарима хранят сведения и факты о его жизненном пути и творческой деятельности.
     Отец  Шакарима Кудайберды отдал его с 5 лет на учение аульному мулле, у  которого он быстро научился арабской и персидской грамоте. Годы раннего  детства, отрочества и юности Шакарима, несмотря на то, что мальчик в 7 лет  остался сиротой, прошли беззаботно, в достатке и довольстве, под покровительством могущественного деда Кунанбая. "Покойный дедушка жалел меня как сироту, поэтому не очень утруждал учением, и потому в какой-то степени я  остался неучем, делал все, что  взбредет мне в голову и рос  без всяких строгостей в отношении  воспитания и учебы," - вспоминал  позже Шакарим.
     Подлинным наставником Шакарима, находящегося на попечении деда, становится сам  Абай. Юность Шакарима проходила в  такой атмосфере, в которой почитались искусство слова, наука и образование. Аул ходжи Кунанбая славился тем, что тут возносились поиски истины, знания, другими словами, все прогрессивное. Шакарим был истинным учеником школы  Абая, где почитали за святыню ораторское мастерство, творчество любого рода и  приверженность к музыке.
     Едва  ему исполнилось 20 лет, как он решил  заняться политикой для того, чтобы  помочь своему народу добиться лучшей доли, он старался упорядочить взаимоотношения  между родами, между разными слоями общества, хотел, чтобы в степи  воцарились мир и благоденствие. На выборах Шакарим предложил  свою кандидатуру и был избран в волостные правители.
Шакарим был свидетелем многих значительных событий и изменений, происходивших  в отношениях между Россией и  Казахстаном. Он участвовал в национально-освободительном  движении "Алаш". Установление советской  власти в Казахстане, голод 1920-1921 и 1930-1931 годов, массовая конфискация в 1928 году - все это оказало большое влияние  на мировоззрение поэта.
     Постепенно, по мере обогащения житейского опыта, Шакарим начал создавать произведения, в которых всё большее место  занимают просветительские мотивы. В  этих произведениях акын смело критиковал давние недостатки земляков, о которых  говорил ещё Абай: лень, неповоротливость, благодушие, зависть, стяжательство. Интернациональное  мировоззрение, лингвистические способности, заложенная Абаем добрая традиция привели  Кудайбердиева к циклу переводов. Лишь к сорока годам Ш. Кудайбердиев решил всерьез заняться поэзией и по совету своего наставника Абая сочиняет стихотворения, выдержанные в духе гуманистического просветительства. Смерть Абая потрясла Шакарима. Стихотворение, написанное им в память об учителе, исполнено душевной теплоты, раздумий о взаимоотношениях поэта и общества. Теперь Шакарим видит смысл своей жизни в служении народу с помощью художественного слова, в углублении собственных познаний, в нравственном самосовершенствовании. Он круто меняет свой образ жизни, сторонится людей, житейской суеты и треволнений и, в конце концов, уходит в Шынгысские горы, где ведет одинокую жизнь поэта и мыслителя. Авторитет его в народе заметно возрастает.
     Последний период жизни Шакарима совпал с большими историческими событиями — революцией 1905—1907 гг., столыпинской реакцией, Первой мировой войной, национально-освободительным  движением 1916 г. в Казахстане, Февральской  и Октябрьской революциями, гражданской  войной, установлением советской  власти, коллективизацией.
     Мировоззрение Ш. Кудайбердиева сложно и противоречиво, но Шакарим не останавливался в своих  духовных поисках, в том числе  и в религиозных исканиях, ислам  поэт трактовал с гуманистических  позиций, он стремился акцентировать  внимание на нравственной основе религиозных  идей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Букейханов А., Байтурсынов А. о национальном возрождении и государственности.

     В развитии рабочего и аграрного движений велика роль узкой прослойки интеллигенции (сформированной в XIX - XX вв). Состав —  различные группы — учителя, врачи. Выходцы из дворян, разночинной среды  и низших слоев общества. Большинство  занимало имперские позиции, но политические ссыльные принимали активное участие  в выступлениях. Возникают организации  революционные, либерально-демократические (кадеты, октябристы). Они отличались воззрениями и действиями. Большая  часть занимала либерально-демократические  позиции — представители феодально-демократической  верхушки степи — Букейханов (вошел  во 2 Госдуму), Каратаев, хотя были выходцы  из средних и низших слоев (Байтурсынов).
     Существовали  различные идейно-политические течения, которые выразились в публицистической деятельности журнала «Айкап» и  газеты «Казах».
     «Айкап» (1911-1915 гг.) — издатель Сералин, выражал  аграрно-демократические направления  мысли. В нем сотрудничали Каратаев, Торайгыров, Сейфуллин, Майлин. Освещение  проблемы аграрных отношений, изменения  форм хозяйствования, просвещения, развития товарно-денежных отношений в ауле, разоблачение колонизаторской политики царизма.
       «Казах» (1913-1918 гг.) — идеи либерально-демократические направления. Сотрудники Букейханов, Байтурсынов, Дулатов. В аграрном вопросе выступали за передачу Земли Казахам, запрета продажи Земли. Политические взгляды — эволюционное развитие общества. Они сумели выразить общенациональные идеи и интересы Казахского общества.
     Первая  попытка создать филиал партии "Народная свобода" была предпринята в 1905 г. в г. Уральске на съезде представителей пяти областей Степного края. Его организаторами были А. Букейханов, Б. Каратаев, Т. Бердиев, М. Бахытгиреев, Х. Досмухамедов, Н. Айтмухамедов и другие. В июле 1906 г. такое же совешание состоялось в Семипалатинске, на котором выступил А. Букейханов. Он познакомил участников с программой партии "Народная свобода". Об этой партии на совещании выступили Ш. Кудайбердиев и другие. Однако, по признанию А. Букейханова, даже в 1910 г. в массе киргизского населения политические партии находились "еще в зачаточном состоянии", а политические взгляды избирателей были еще "аморфны и не успели вылиться в определенную программу".
     На  Первом Всеказахском съезде, проходившем  в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии "Алаш".”. Лидерами партии “Алаш” стали Алихан Бокейханов, Ахмет  Байтурсынов и другие представители  казахской интеллигенции буржуазно-демократического направления. На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), автономия казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.
     Культурная  элита стала в тот момент лидером  нации в деле агр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.