На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблемы формирования человеческого капитала в Беларуси

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение 

     В условиях научно - технической революции  образовался дефицит высококвалифицированных кадров, и в 50-е годы центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы. Структурные изменения в совокупной рабочей силе, интерес к факторам экономического роста и экономической динамике явились причинами возникновения и развития теории человеческого капитала. Истоки ее просматриваются в работах У. Петти, А. Смита, Д.С. Милля, Ж.Б. Сэя, Н. Сениора, Ф. Листа, И.Г. фон Тюнена, У. Багехота, Е. Энгеля, Г. Сиджвика, Л. Вальраса, И. Фишера и других экономистов прошлых столетий. В 50-90-х годах XX в. эта теория сформировалась и развивалась в трудах Т. Шульца, Г.Беккера, Б. Вейсброда, Дж. Минцера, Л. Хансена, М. Блауга, С. Боулса, Й. Бен-Порэта, Р. Лейарда, Дж. Псахаропулоса, Ф. Уэлча, Б. Чизвика и др.
     “Человеческий капитал” - как определяют его большинство западных экономистов - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг”.
     Сторонники  теории человеческого капитала разработали  количественные методы анализа эффективности  вложений в образование, медицинское  обслуживание, подготовку на производстве, миграцию, рождение и уход за детьми и их денежной отдачи для общества и семьи. Главное внимание в этом анализе уделяется производимым способностям человека и дифференциации доходов, вызываемой различными уровнями инвестиций в их производство.
     Всем  вышеизложенным объясняется актуальность темы работы.
     Целью работы является изучение человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
     Из  поставленной цели вытекают следующие  задачи:
    Осветить понятие человеческого капитала;
    Описать проблему инвестирования в человеческий капитал;
    Исследовать перспективы формирования человеческого капитала в Беларуси.
     Наиболее  полно тема курсовой работы раскрывается в монографии В.Н. Шимова «Национальная экономика Беларуси». Автор уделяет особое внимание развитию человеческого капитала в Республике Беларусь.

 
1.Теория человеческого капитала

 
     Теория  человеческого капитала  изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:
    выделение "капитальных", инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;
    переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);
    признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса [6].
     Теория  человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений как вклад образования в экономический рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое.
     Идея  человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в "Политической арифметике" У.Петти. Позднее она нашла отражение в "Богатстве народов" А.Смита, "Принципах" А.Маршалла, работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50--60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера (также лауреата Нобелевской премии) "Человеческий капитал" (первое издание 1964 г.). Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки. В дальнейшем важное значение имели работы Й.Бен-Порэта (Ben-Porath, Yoram), М.Блауга, Э.Лэзера (Lazear, Edward), Р.Лэйарда (Layard, Richard), Дж.Минцера, Дж.Псахаропулоса, Ш.Розена (Rosen, Sherwin), Ф.Уэлча (Welch, Finnis.), Б.Чизуика и др.[4, c. 17]
      Развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной деятельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучения таких социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т. д. Теорию человеческого капитала можно рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название "экономического империализма".
     Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшими видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.
     Аналогию между человеческим и "обычным" капиталом нельзя считать полной. Во-первых, в современном обществе человек - в отличие от станка или пакета акций - не может быть предметом купли-продажи (такое возможно лишь в рабовладельческой экономике). Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за "аренду" человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и неденежную форму. В результате потребительские аспекты вложений в человека оказываются не менее важны, чем производственные. Тем не менее в главном человеческий капитал подобен физическому: он представляет собой благо длительного пользования; требует расходов по ремонту и содержанию; может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ.
     Центральное место в теории человеческого  капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность человеческих инвестиций, прежде всего - в образование и производственную подготовку. Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно "обычным" предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т. д.). В зависимости от того, что экономически целесоообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие - о переинвестировании. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые - с точки зрения всего общества.
     Существует  два основных подхода к расчету  норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек. Например, доход от высшего образования можно представить как разность в пожизненных заработках тех, кто окончили колледж, и тех, кто не пошли дальше средней школы. В состав издержек помимо прямых расходов включаются потерянные заработки, то есть доход, недополученный учащимися за годы учебы. (По существу, они измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование человеческого капитала.) На потерянные заработки приходится до двух третей суммарных издержек обучения. Внутренняя норма отдачи будет представлять собой такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равны.
     Второй  подход исходит из оценки параметров так называемой "производственной функции заработков", которая описывает зависимость заработков человека (точнее - их логарифма) от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Разработка этого класса функций связана с именем Дж.Минцера, доказавшего, что в рамках подобной модели коэффициент перед образовательной переменной будет эквивалентен показателю внутренней нормы отдачи. Это существенно упростило оценку эффективности вложений в образование.
     Расчеты показывают, что рентабельность человеческого  капитала, как правило, выше, чем физического. Это свидетельствует в пользу предположения о рациональности поведения учащихся и их родителей. В США оценки норм отдачи начального образования достигали 50-100%, среднего - 15--20%, высшего - 10-15%. В 70-е годы эффективность высшего образования упала до 7-8%, что дало основания говорить о перепроизводстве дипломированной рабочей силы, однако в 80-е годы она вернулась на прежний, более высокий уровень. Неодинаковы нормы отдачи для различных категорий работников: у мужчин они выше, чем у женщин, у белого населения выше, чем у цветного. Международные сопоставления демонстрируют, что с ростом душевого дохода эффективность вложений в человека убывает, но в самых богатых странах вновь перемещается вверх. Таким образом, взаимосвязь между уровнем экономического развития и нормами отдачи образования имеет U-образную форму.
     Оценки  внутренних норм отдачи критиковались  на том основании, что высокие  заработки образованных работников могут свидетельствовать не о  полезности приобретенных ими знаний и навыков, а быть следствием их природной одаренности или происхождения из более обеспеченных семей. Однако эмпирический анализ показывает, что как фактор способностей, так и фактор социального происхождения не играют большой самостоятельной роли. Если они и оказывают воздействие на заработки, то в основном косвенным путем, влияя на объем и качество получаемого образования.
     Производственная  подготовка в понимании теоретиков человеческого капитала охватывает как формальное обучение внутри фирм, так и накопление опыта непосредственно по ходу трудовой деятельности. Огромное теоретическое значение имело введенное Г.Беккером различение между специальными и общими инвестициями в человека (позднее разграничение между общими и специфическими ресурсами легло в основу трансакционной теории фирмы). Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В ходе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые могут найти применение и на множестве других фирм. Общая подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату; им же достается и доход от общих инвестиций. Напротив, специальная подготовка финансируется по большей части самими фирмами, которым поступает и основной доход от нее. Понятие специального человеческого капитала помогло объяснить, почему среди работников с продолжительным стажем работы на одном и том же месте текучесть ниже и почему заполнение вакансий в фирмах происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов с внешнего рынка.
     Глубокий  анализ проблем производственной подготовки был дан в работах Дж.Минцера. Согласно его оценкам, объем инвестиций в подготовку на производстве сопоставим с объемом инвестиций в формальное образование. Нормы ее отдачи также не уступают нормам отдачи формального образования.
     Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения. Т.Шульц, Э.Денисон, Дж.Кендрик и др. произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост. Было установлено, что на протяжении 20 века накопление человеческого капитала опережало темпы накопления физического капитала. По расчетам Э.Денисона, прирост душевого дохода в США в течение послевоенного периода был на 15--30% обусловлен повышением образовательного уровня рабочей силы. Опыт таких стран как Гонконг, Сингапур, Южная Корея подтверждает, что ставка на инвестиции в образование и здравоохранение является наиболее эффективной стратегией экономического развития [5, c. 284].
     Еще одна область, где вклад теории человеческого  капитала оказался особенно весом, - это анализ проблем экономического неравенства. Используя разработанный им аппарат кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал, Г.Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения - неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам. Структура распределения человеческого капитала, а, значит, и заработков, будет тем неравномернее, чем сильнее разброс в индивидуальных кривых. Особенно глубокое неравенство возникает в случае корреляции кривых спроса и предложения, когда выходцы из богатых семей оказываются также наделены и более высокими способностями.
     Предложенная  Г.Беккером модель объясняет неравенство  доходов не только от труда (фактически - от человеческого капитала), но и от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т. п.) уменьшается мало или вообще не меняется. Поэтому стратегия рациональных семей такова: инвестировать сначала в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно больше, а затем, когда по мере убывания она сравнивается с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, чтобы впоследствии передать эти активы детям. Отсюда Беккер сделал вывод, что семьи, оставляющие наследства, производят инвестиции в человеческий капитал детей в оптимальном размере, тогда как семьи, не оставляющие наследства, чаще всего недоинвестируют в их образование [4, c. 22].
     Идеи, заложенные в теории человеческого  капитала, оказали серьезное воздействие  на экономическую политику государства. Благодаря ей изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.
     Под влиянием теории человеческого капитала, в которой образованию отводится роль "великого уравнителя", произошла определенная переориентация социальной политики. В частности, программы подготовки стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с бедностью, возможно, более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов. Важный вывод состоял в том, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении текущих, а не пожизненных доходов, являются преувеличенными. Молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтение низким текущим доходам с тем, чтобы получить впоследствии доступ к высокооплачиваемым рабочим местам. Более низкие заработки женщин во многом объясняются тем, что они относительно меньше инвестируют в навыки, имеющие рыночную ценность, и относительно больше -- в навыки, имеющие ценность в домашнем производстве. Это заметно сужает поле для вмешательства государства.
     В 70-е годы теория человеческого капитала подверглась атакам со стороны так называемой теории фильтра (среди ее авторов известные экономисты и социологи - А.Берг, М.Спенс, Дж.Стиглиц (Stiglitz, Jhon), П.Уилс (Wiles, Peter), К.Эрроу). Согласно этой теории, образование представляет собой механизм, сортирующий людей по уровню их способностей. Информация об этом достается фирмам даром, помогая отбирать наиболее перспективных кандидатов на рабочие места. Более высокая производительность оказывается связана не с полученным работниками образованием, а с их личными способностями, которые существуют до и помимо него и которые оно просто делает явными. Теория фильтра не ставит под сомнение выгодность обладания дипломом для отдельного человека. Но для общества в целом содержание такого дорогостоящего сигнального устройства как система образования заведомо неэффективно, поскольку известны намного более простые и дешевые методы проверки деловых качеств.
     Аргументы теории фильтра, как показали ее критики, недостаточно убедительны. Даже в качестве средства отбора образование может содействовать повышению эффективности, помогая будущим работникам, не имеющим достаточной информации о собственных возможностях, узнавать себя лучше и находить в экономической системе наиболее подходящие ниши. Вопреки утверждениям теории фильтра фирмы не полагаются при отборе персонала на образовательные удостоверения, а затрачивают немалые средства на его тестирование. Неспособна она объяснить и высокие нормы отдачи образования у фермеров, которые не являются наемными работниками и которым незачем сигнализировать о своих способностях с помощью дипломов.
     Вместе  с тем теория фильтра заставила с большей осторожностью относиться к выводам и рекомендациям, выработанным теорией человеческого капитала. Большинство исследователей согласны с тем, что их нужно рассматривать не столько как противоположные, сколько как взаимодополняющие подходы.
 

2.Инвестиции в человеческий капитал: выгоды и издержки

 
     Выгоды  от образования могут выступать  в виде:
    более высоких заработков в будущем;
    более широкого доступа к интересной, приятной и перспективной работе;
    высокого престижа профессии или повышенного удовольствия от нерыночных видов деятельности в будущем.
     Некоторые люди рассматривают образование как потребительское благо, им нравится посещение лекций и образ жизни студентов. Одни удовлетворяют свою любознательность, получают удовольствие от самого процесса обучения, другие стремятся к образованию из-за долгосрочных выгод.
     Так или иначе выгоды от образования  можно получать длительное время, практически всю жизнь. Выгоды в будущем имеют меньшую ценность по сравнению с такими же выгодами, получаемыми сегодня. Во-первых, если расходовать доходы на потребление, то желательно это сделать раньше. Существует психологическое предпочтение потребления во времени, выражаемое высказыванием “лучше синица в руках, чем журавль в небе”. Будущие удовольствия проблематичны из-за превратностей жизни. Во-вторых, если дополнительные доходы использовать как инвестиции в физический капитал с целью получения прибылей в будущем, то и это лучше сделать раньше, чем позже.
     Поэтому в любом случае будущие выгоды необходимо дисконтировать, приводя к одному моменту времени. В настоящий момент времени текущая стоимость потока будущих ежегодных выгод в течение N периодов может быть рассчитана по формуле

     где V0 – текущая стоимость;
     r – процентная ставка (ставка дисконтирования);
     Вn – выгода (доход), получаемая в период n; 
     Если r = 0,06, то выгода, получаемая через 30 лет, будет составлять только 17% от выгоды, получаемой немедленно. Чем меньше r, тем больше вес будущих выгод: например, если r = 0,02, то выгода, получаемая через 30 лет, составит 55% от выгоды, получаемой немедленно [3].
      Затраты на образование студента колледжа в США составляли в начале XXI века от 16 до 30 тыс. долл. в год (прямые затраты плюс упущенный заработок).
     Человек, поступающий в институт, выбирает один из двух альтернативных потоков заработков: поток А начинается сразу после окончания школы, но при этом не очень велик; поток В (выпускники институтов) первые пять лет отрицательный (из-за расходов на обучение), но затем становится положительным и быстро растет, превышая заработки выпускников школ.  


     Рисунок 2.1. Альтернативные потоки доходов выпускников школ и высших учебных заведений
     Примечание. Источник: [3]  

     Очевидно, что суммарные заработки за время  жизни работников с высшим образованием должны превзойти заработки работников со средним общим образованием.
     Дополнительные  доходы от высшего образования для  многих людей являются стимулом для инвестиций в образование. Суммарные дополнительные доходы, связанные с полученным образованием, должны намного превышать инвестиции в образование, поскольку дисконтирование будущих доходов уменьшает их величину при приведении к настоящему моменту времени. Таким образом, инвестиции в образование выгодны, если текущая стоимость (V0) потока будущих дополнительных доходов превышает инвестиции в образование, то есть

     где С – общие затраты на высшее образование;
     Вn – ежегодная разница в заработках выпускников высших учебных заведений и общеобразовательных школ. 
     Существуют  два критерия оценки эффективности  инвестиций в образование:
    Метод расчета настоящей (текущей) ценности потока будущих доходов и сравнения с ней объема инвестиций в образование.
    Метод внутренней нормы отдачи, показывающий, при какой ставке процента текущая ценность потока будущих доходов равна инвестициям в образование.
     В реальной жизни вряд ли кто-нибудь принимает решение о поступлении в высшее учебное заведение на основе расчетов об эффективности инвестиций в высшее образование. Тем не менее абитуриенты используют те или иные оценки (свои собственные, родителей и знакомых) и принимают во внимание возможность получения дополнительных доходов после завершения образования и необходимость осуществления затрат на него.
     Поэтому можно сделать четыре предположения, касающихся спроса на высшее образование:
    вероятность поступления в высшее учебное заведение людей, ориентированных на текущее потребление, меньше, чем людей, ориентированных на получение доходов в будущем (при прочих равных условиях);
    в большинстве случаев студентами становятся люди в молодом возрасте;
    количество обучающихся в платных высших учебных заведениях уменьшается при увеличении расходов на обучение (при прочих равных условиях);
    количество обучающихся в высших учебных заведениях возрастет, если различия в заработках лиц с высшим образованием и выпускников школ увеличатся (снова при прочих равных условиях) [3].
     Рассмотрим  эти положения подробнее.
     Психологи используют термин “ориентированные на настоящее” для людей, которые не просчитывают последствия своих поступков или решений на будущее. Эти люди или полностью игнорируют будущее, или имеют норму дисконтирования выше среднего, что приводит к занижению оценок будущих доходов (или затрат). Человек, ориентированный на настоящее, ниже оценивает выгоды, связанные с получением образования. Такие люди гораздо реже принимают решения о получении высшего образования, чем люди, ориентированные на будущее. Это утверждение трудно подтвердить или опровергнуть. Хотя логика теории человеческого капитала приводит к выводу, что люди, склонные к инвестициям в образование, занимаются также и другой деятельностью, ориентированной на будущее (например, больше заботятся о своём здоровье). Медицинские статистические данные подтверждают этот вывод.
     Например, в США наблюдается сильная корреляция между образованием и состоянием здоровья. Для людей, получивших высшее образование, характерны более низкий уровень смертности, меньшее количество симптомов различных заболеваний (например, высокое кровяное давление, высокий уровень холестерина в крови и плохие рентгеновские снимки) и хорошее здоровье (по их оценке). Причиной такой корреляции может быть более серьезное отношение к будущему людей с высшим образованием. Люди с низкими индивидуальными ставками дисконтирования с большей вероятностью будут стремиться к обучению в высших учебных заведениях и в большей степени заботиться о своем здоровье (чаще выбирать здоровую диету, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни и избегать ненужного риска). Можно считать, что люди, вкладывающие капитал в образование, также контролируют свое поведение с учетом будущего.
     При одинаковых (или даже меньших) затратах на образование у молодых людей впереди более долгая трудовая жизнь поэтому при одинаковых ежегодных дополнительных доходах от образования выше текущая ценность потока будущих доходов и, соответственно, выше эффективность инвестиций в образование, чем у людей старших возрастов.
     Инвестиции  в человеческий капитал тем более  вероятны, чем ниже затраты, связанные с образованием. Затратами, связанными с получением образования, являются расходы на оплату обучения и учебников, питание, одежду, жилище и транспорт. Кроме того, необходимо учитывать упущенные заработки и моральные издержки. Последние тем выше, чем старше человек, получающий образование. С возрастом увеличиваются опыт и производственные навыки и, соответственно, заработная плата, поэтому альтернативные издержки выше, чем у молодежи.
     Моральные издержки связаны с возрастом  и способностями. Для людей, не относящихся  по возрасту к молодёжи, получение образования связано с большими моральными издержками, им труднее выделять время на обучение, отрывая его от исполнения семейных обязанностей (или отказываясь от семейной жизни). Они отвыкли от учебного процесса и многое забыли, давно закончив школу, менее комфортно чувствуют себя в студенческой аудитории [7].
     Более способным студентам, легко и  хорошо учившимся в школе, учеба  в высшем учебном заведении также  дается легче и приносит больше радости, чем менее способным. Кроме того, более способные тратят на учёбу меньше времени и меньше денег. При повышении издержек, связанных с получением образования, чаще отказываются от поступления в колледжи люди со средними способностями и люди, для которых моральные издержки при обучении и на экзаменах оказываются сравнительно высокими. Например, в исследованиях, посвященных анализу влияния на решение учиться наличия колледжа в городе, показано, что это влияние сильнее для студентов средних способностей, чем для студентов с большими способностями. Спрос на образование растет с увеличением разрыва в заработках у лиц с высшим и средним образованием. В экономической теории ожидаемые выгоды являются главным мотивом при принятии тех или иных решений. Но будущие заработки любого человека трудно предсказать с достаточной степенью определенности, кроме того, студенты не могут быть полностью уверены в правильности выбора профессии и успешности завершения программы обучения. Ряд американских экономистов провели интересные исследования о роли фактора неопределенности в модели выбора, а также анализ умственных способностей студентов и выбора колледжа. В первом приближении можно предположить, что средние доходы, получаемые выпускниками высших учебных заведений , влияют на решения студентов. Если различие в средних доходах выпускников вузов и средних школ невелико, то можно ожидать невысокого спроса на высшее образование. Если эти различия велики, то можно ожидать увеличения числа желающих обучаться в вузах.
Таблица 2.1. Изменение доли выпускников средних школ, поступающих в колледжи, и различие заработков выпускников школ и колледжей  
в США (1985 – 2005 гг.)

Год Доля  выпускников средней школы, поступивших  в колледжи, % Отношение средних заработков выпускников колледжей и средних школ (возраст 25 – 34, предыдущий год)
Мужчины Женщины Мужчины Женщины
1 2 3 4 5
1985 55,2 48,5 1,38 1,42
1990 52,6 49,0 1,16 1,29
 

Окончание таблицы 2.1
1 2 3 4 5
1995 46,7 51,8 1,19 1,29
2000 58,6 56,9 1,27 1,35
2005 57,8 62,0 1,48 1,59
     Примечание. Источник: [9] 

     Из  данных таблицы 2.1 видно, что доля выпускников средней школы - мужчин, поступающих в колледжи, снижалась при уменьшении разрыва в заработках выпускников колледжей и средних школ (с 1985 по 1995 гг.) и росла при увеличении различий в уровнях этих заработков (с 1995 по 2005 гг.). Доля выпускников средних школ - женщин, поступающих в колледжи, росла независимо от уменьшения или увеличения различий в заработках выпускниц школ и колледжей. Но следует отметить, что различия в уровнях заработков у женщин с разным уровнем образования были значительно выше, чем у мужчин. Кроме того, в этот период (1985 – 2005 гг.) постоянно росли уровень участия женщин в наемной рабочей силе и время, расходуемое ими на работу вне дома. Поэтому длительность периода, в течение которого может быть получена отдача от инвестиций в образование, у женщин постоянно увеличивалась. Соответственно повышалась эффективность инвестиций в человеческий капитал женщин и росла доля выпускниц средних школ, поступающих в колледжи.
     Спрос на платное образование зависит от различий в заработках лиц с разным его уровнем. Получение образования связано с вложениями капитала, то есть с явными и неявными издержками. Но на уровень доходов от образования влияет количество людей, получивших его и предлагающих свои услуги на рынке труда.
     Для анализа взаимосвязей между доходами от образования и числом специалистов на рынке труда рассмотрим простую модель рынка труда (рис. 2.2).  
 


     Рисунок 2.2. Рынок для выпускников высших учебных заведений с учетом изменений в спросе
     Примечание. Источник: [3]  

     Кривая  предложения труда S на рис. 2.2 направлена вверх, так как с ростом заработной платы специалистов с высшим образованием увеличивается количество желающих получить его и, соответственно через некоторое время, растёт число специалистов.
     Кривая  спроса D наклонена вниз, так как  с уменьшением заработной платы растет спрос на специалистов. Если данная сфера применения труда быстро расширяется, то кривая спроса на специалистов данного профиля сдвигается вправо – вверх, до D2, что сопровождается ростом и заработной платы и их численности. Но поскольку подготовка специалистов происходит с запаздыванием, так как на получение образования уходит 4 - 5 лет, резкое повышение заработной платы банковских служащих не сопровождается быстрым ростом их предложения на рынке труда. Более того, быстрое увеличение спроса на финансовое образование может привести в последующие годы к перепроизводству банковских работников.
     Неспособность системы высшего образования  быстро реагировать на изменения спроса на специалистов может стать причиной возникновения циклов на рынке труда, состоящих из бумов и спадов. Например, первоначальная нехватка банковских служащих привела к росту их заработной платы и спроса на услуги образования по финансовым дисциплинам. Затем, через 5 - 6 лет, пришедшие на рынок труда молодые специалисты создали избыток предложения работников с высшим образованием по финансам и банковскому делу. Заработная плата банковских служащих снизилась, и привлекательность получения данной профессии упала, что уменьшило спрос на этот вид образования. Но большая часть студентов, уже обучающихся по специальности “Финансы и банковское дело”, скорее всего, будет продолжать учебу, и избыточное предложение на рынке труда финансистов сохранится еще несколько лет. Однако со временем число учащихся по данной специальности студентов будет все уменьшаться, и приток финансистов труда на рынок окажется ниже спроса на них. Результатом станет новое повышение заработной платы банковских служащих и новый виток роста спроса на этот вид образования. Описанный циклический процесс изменения заработной платы и числа специалистов, предлагающих свои услуги на рынке труда финансистов, иллюстрируется на рис. 2.3.
     Исходное  состояние (N0 , W0 ) - в точке А0, затем произошел сдвиг кривой спроса на финансистов от D до D1. Это привело к повышению заработной платы от уровня W0 до W1 и достижению равновесия рынка труда в точке А1, в которой пересекаются предложение финансистов N0 и новая кривая спроса на них D1. После расширения подготовки финансистов предложение их услуг на рынке труда повышается до N1. В результате заработная плата финансистов снижается до уровня W2,что приводит через несколько лет к сокращению подготовки финансистов и их нехватке на рынке труда. Снижение предложения до уровня N2 влечет повышение заработной платы финансистов до уровня большего W*. что создает дополнительные стимулы для расширения их подготовки [7].
     После нескольких таких циклических колебаний достигается новая точка равновесия на рынке труда с заработной платой W* и числом финансистов на рынке труда N*.
     В данном случае амплитуда колебаний  заработной платы и числа специалистов постепенно уменьшается, а процесс достижения равновесия заканчивается. Данный график процесса приспособления рынка к сдвигу кривых спроса (или предложения) называют паутинообразной моделью. Для достижения равновесия в паутинообразной модели необходимо, чтобы кривая спроса была менее крутой, чем кривая предложения. В ином случае амплитуда колебаний будет с каждым циклом увеличиваться и рынок труда никогда не придет к равновесию. Такая ситуация "хаоса" может возникнуть на рынке товаров с неэластичным спросом, когда "рынок идет вразнос" при небольших нарушениях первоначального рыночного равновесия.  


     Рисунок 2.3. Рынок труда финансистов: паутинообразная модель
     Примечание. Источник: [3]  

     Во  всех странах люди довольно часто  меняют работу и место жительства. Кроме переездов из города в город внутри одного государства существует и международная миграция. В какой степени текучесть кадров и миграция вызываются экономическими причинами и как она сказывается на величине человеческого капитала отдельных людей и общества в целом?
     Смена места работы (мобильность) сопровождается определенными затратами, как материальными, так и моральными (временная потеря дохода, поиск новой работы, а иногда и переезд на новое место жительства и т.д.). Поэтому смена места работы связана со значительными краткосрочными инвестициями в человеческий капитал. Выгоды при этом могут иметь долгосрочный характер, если человек получит более высокооплачиваемую работу.
     Модель  человеческого капитала рассматривает  добровольную мобильность как инвестиции, при которых краткосрочные затраты осуществляются с целью получения долгосрочных выгод. Если текущая ценность (приведенная к текущему моменту времени) выгод, связанных с мобильностью, превышает денежные и моральные издержки, то решение о смене работы или переезде рационально. Если же дисконтированный поток выгод не компенсирует издержки, то люди будут воздерживаться от таких действий.
     Следовательно, любое решение о смене места  работы зависит от текущей стоимости  чистых выгод от мобильности большей  нуля. Для расчетов текущей стоимости чистых выгод применяется следующая формула:

     где W1 - текущая стоимость чистых выгод в году t=1;
     Bjt - полезность (денежная или моральная), полученная от j–й работы в году;
     Вit - полезность (денежная и моральная), полученная от i–й работы в году;
     С - полезность, потерянная при переезде и смене работы (инвестиции в мобильность);
     r - ставка процента;
     Т - время (в годах), в течение которого получается полезность от мобильности.  
     Чем меньше затраты на смену работы и  переезд и больше разница в  выгодах от старой и новой работы, тем больше пользы от мобильности и тем больше людей будут принимать решение о смене работы или места жительства. На основании наблюдений за этими параметрами можно четко прогнозировать, какие социальные слои и профессиональные группы более склонны к смене места работы или места жительства и в каких направлениях будут идти потоки мигрантов. 
     Подавляющее большинство людей принимают  решения о переезде по экономическим  причинам. Об этом свидетельствуют  данные социологических опросов в разных странах. Примерно половина всех переездов, по данным американских социологов, вызвана решением сменить работу. Следовательно, выводы теории человеческого капитала для миграции могут быть проверены на рынке труда [8].
     Если  выгоды от повышения заработной платы  после переезда являются главным  стимулом миграции, то мы должны наблюдать миграцию населения из районов с низким уровнем оплаты труда и узкими возможностями трудоустройства в те регионы, где эти факторы существенно выше. В Советском Союзе в течение десятилетий шли два потока миграции: из сельской местности в города и из давно освоенных регионов в Сибирь и другие районы нового освоения ( в основном на Север и на Дальний Восток).
     Теория  человеческого капитала предсказывает, что люди будут перемещаться из регионов с относительно низкими доходами в районы с более высокими уровнями заработков и благоприятными условиями для проживания. Исследования американских экономистов и социологов показывают, что притягательность "хороших" регионов перевешивает эффект "выталкивания" районов с "плохими" условиями, то есть если наиболее интенсивные потоки мигрантов идут в районы с наилучшими возможностями для получения работы и высокими доходами, то они не всегда идут из районов с наиболее низкими заработками. Причиной такого результата является тот факт, что в беднейших районах проживают люди с более низким уровнем не только благосостояния, но и образования и профессиональной подготовки, то есть имеющие меньшие возможности переехать и трудоустроиться после переезда, Поэтому, помимо вопроса о том, куда люди стремятся переехать, важным является вопрос, кто именно с большей вероятностью переедет.
     Мобильность, согласно теории человеческого капитала, более высока среди молодежи и  образованных людей.
     Чем моложе человек, тем больше временной  горизонт, на котором он может получать выгоды от инвестиций в свой человеческий капитал. Поэтому у молодых людей выше отдача от любых инвестиций в человеческий капитал.
     Значительная  часть затрат на миграцию - это моральные  затраты. Они связаны с потерей  друзей и знакомых, выгод от деловых и личных связей, знаний, необходимых для работы, и окружающей обстановки. У молодежи эти потери существенно меньше, чем у людей старшего возраста.
     Для одной возрастной группы более вероятна миграция хорошо образованных, чем малообразованных. Это вызвано тем, что рынок труда для лиц с высоким уровнем образования значительно шире, чем для малообразованных, и фактически является в последние годы международным для людей с высшим образованием, знающих языки.
     Миграция  требует издержек. Во-первых, необходимы затраты на сбор информации о районах с наилучшими возможностями для заработков и об условиях трудоустройства. Во-вторых, денежные затраты на переезд увеличиваются с ростом расстояния, поэтому люди чаще переезжают на небольшие расстояния и реже на дальние. Кроме того, люди стремятся переехать в районы, где у них имеются родственники и знакомые или, по крайней мере, где живут люди, говорящие на одном с ними языке и имеющие одинаковые обычаи. Это позволяет снизить моральные и информационные издержки мигрантов.
     Исследования  американских экономистов показали, что сначала заработная плата иммигрантов относительно ниже заработной платы коренных американцев того же возраста и уровня образования. В 1981 г., например, недавние иммигранты из Азии и Европы зарабатывали примерно на 25 % меньше, чем их коллеги американского происхождения, а выходцы из Латинской Америки – даже на 35 % меньше. Однако иммигранты, которые прибыли в США в начале 60-х годов, в 1980 году зарабатывали уже на 8-10 % больше, чем коренные американцы с теми же характеристиками. Эти данные свидетельствуют о том, что заработки иммигрантов могут расти быстрее, чем заработки коренных американцев с аналогичным уровнем образования и опытом работы. По-видимому, более низкие в первые годы уровни заработков у иммигрантов по сравнению с коренными американцами объясняются плохим знанием языка, обычаев и американской культуры. Со временем эти их недостатки исчезают и иммигранты добиваются успехов на рынке труда, зачастую даже больших, чем коренные американцы, не имеющие таких сильных стимулов к самосовершенствованию, как иммигранты.
 

3.Проблемы формирования человеческого капитала в Беларуси

 
     Человеческий  капитал включает врожденные способности  и талант, а также накопление знаний, умений, опыта, образования, квалификации, информации, физического и психологического здоровья, духовного богатства, всесторонней мобильности. Он представляет собой не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек, а их накопленный запас. Общепризнанны два основных подхода к оценке накопленного человеческого капитала: затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов, поддержание здоровья и другие затраты общества, относимые обычно к инвестициям в человеческий капитал. Стоимость человеческого капитала определяется накоплением чистых инвестиций в развитие человека как будущего работника на всех стадиях его жизненного цикла. Доходный принцип основан на оценке получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень.
     Всемирный банк и Международный валютный фонд разработали расширенную концепцию национального богатства, включив в нее человеческий и природный капиталы.
     В настоящее время национальное богатство  Республики Беларусь по официальной статистике включает только совокупность накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми общество располагает в данный момент времени. В соответствии с экономическим назначением элементы национального богатства делятся на основные фонды, материальные оборотные средства, а также домашнее имущество населения.
      Сегодня наука и образование становятся главными факторами рыночного успеха, экономического роста и научно-технического прогресса. В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами, ни мощью финансового капитала. Теперь все решают состояние науки, уровень образования и объем накопленных обществом знаний. Сложные условия переходного периода, неоднозначные социальные последствия экономического реформирования напрямую затрагивают как объемы и способы инвестирования в науку, образование и здравоохранение, так и эффективность использования производительных сил людей, реализуемых в форме совокупного человеческого капитала. Поэтому изучение данной проблематики становится не просто актуальным, но выдвигается в разряд первоочередных в структуре социально-экономических исследований.
     В соответствии с законом Республики Беларусь "Об основах государственной научно-технической политики" в истекшем пятилетии большое внимание уделялось совершенствованию системы государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, укреплению и развитию научно-технического потенциала страны и его ориентации на нужды республики и конкретных производств. Принятые меры позволили приостановить негативные процессы в научно-технической сфере, развернувшиеся в начале 1990-х годов. Несмотря на то, что численность работающих в науке и научном обеспечении в 1995 г., по сравнению с 1990 г., уменьшилась в 2,2 раза, научные исследования и разработки в 2005 г. выполняли почти 32,9 тыс. работников научных организаций и более 20 тыс. ученых, работающих в сфере образования, здравоохранения и других отраслей экономики. В их числе -819 докторов наук и около 4 тыс. кандидатов наук. В последние годы темпы сокращения численности работающих в науке незначительны. Вместе с тем, пока еще с трудом удается остановить процесс относительного сокращения финансирования научно-технической сферы. Наукоемкость ВВП снизилась с 2,1% в 1990 г. до 0,9% в 1995 г.; в последующие годы она стабилизировалась на уровне 0,9 - 1,0%. Началась работа по воссозданию системы научно-технической информации на базе современных информационных технологий [10, c. 149].
     В соответствии с принципами анализа  человеческого капитала в республике назрела необходимость провести инвентаризацию и стоимостную оценку научно-технического потенциала для выявления направлений технологического прорыва, по которым Беларусь может в перспективе выйти на мировой уровень, сконцентрировав ограниченные государственные ресурсы на поддержке этих приоритетов. Необходима также социально-экономическая переориентация научно-технического потенциала на опережающее развитие тех технологических направлений и поколений техники, которые непосредственно "работают" на человека и улучшение среды его обитания.
     Качественное и доступное здравоохранение имеет определяющее значение для перспектив человеческого развития в Беларуси. Совершенствование системы здравоохранения сдерживается унаследованной от бывшего СССР структурой отрасли, приоритетом развития которой долгое время был количественный рост в ущерб технической оснащенности, уровню оплаты персонала и другим аспектам качества медицинского обслуживания.
     Подобный  подход во многом сохраняется в финансировании здравоохранения и воспроизводится в структуре подготовки медицинского персонала.
     Все это приводит к неэффективному расходованию средств и нерациональному использованию ресурсов. Указанные проблемы усугубляются острой нехваткой средств для финансирования отрасли. Для обеспечения устойчивости и доступности национальной системы охраны здоровья необходим поиск решений, которые обеспечили бы не только эффективное использование ресурсов, но и привлечение дополнительного финансирования.
     Проблемы, порожденные преимущественно экстенсивными подходами к развитию здравоохранения, наиболее заметны при сопоставлении качественных и количественных показателей Республики Беларусь и стран Западной Европы. Беларусь существенно уступает Германии, Франции и Швеции по уровню технической оснащенности и состоянию материальной базы многих медицинских учреждений, а также по срокам и уровню излечиваемости отдельных заболеваний. При этом в Беларуси число коек в больничных стационарах на 10 тыс. населения на 24,4% больше, чем в Германии, на 36,4% – во Франции и более чем в 3 раза – в Швеции. Средний срок пребывания больного в стационаре примерно в 2 раза дольше, чем в указанных странах. Это связано с тем, что в Беларуси,
помимо  непосредственного лечения, больной часто проходит в стационаре обследование и принимает процедуры, которые можно осуществлять на дому или в амбулаторных условиях.
     Кроме того, в Беларуси на 10 тыс. человек населения приходится 45,7 врача, тогда как в Австрии – 44, Франции – 40, Швеции – 37 врачей. При это соотношение численности врачей и средних медицинских работников в Беларуси существенно ниже, чем в промышленных странах Запада. В Австрии и США, например, на одного врача приходится 3,3 средних медицинских работника, тогда как в Беларуси – 2,6. Становится все более очевидным, что выпуск в республике квалифицированных медицинских сестер недостаточен для удовлетворения настоящих и будущих потребностей здравоохранения. Прямым следствием недостатка сестринского персонала является снижение качества медицинского ухода в стационарах. Кроме того, переизбыток врачей-специалистов часто приводит к неоправданному применению дорогостоящих медицинских процедур, что повышает расходы на медицинское обслуживание и увеличивает риск нежелательных последствий медицинского вмешательства для пациента.
     Проблемы, вызванные преобладанием экстенсивных подходов к развитию здравоохранения, воспроизводятся в структуре подготовки специалистов. В настоящее время подготовка сосредоточена, главным образом, на лечебно-диагностическом направлении. Очень важно расширить обучение в вузах, ординатуре, аспирантуре и системе повышения квалификации специалистов в области профилактики, а также по управлению, экономике и организации здравоохранения [12, c. 47].
     В финансировании здравоохранения по-прежнему сохраняется устаревший механизм экономических взаимоотношений, который предусматривает обезличенное финансирование отрасли, зависящее от мощности медицинских учреждений и численности персонала, а не от объема и качества предоставляемых медицинских услуг. В связи с этим идет разработка и апробация новых подходов, включая подушевое финансирование. Подушевое финансирование предполагает оказание поддержки медицинским учреждениям первичного уровня в зависимости от численности прикрепленных к ним пациентов, что создает стимулы для активизации профилактической работы и повышения эффективности лечебно-диагностических процедур. Механизм подушевого финансирования был опробован в ходе известного Витебского эксперимента.
     Таким образом, система здравоохранения Беларуси унаследовала от бывшего СССР набор сложных проблем, и прежде всего преимущественную направленность на экстенсивный путь развития и относительно низкую приоритетность качества медицинского обслуживания. Происходит распыление ресурсов среди большого количества медучреждений, что мешает решению ключевых задач – значительному повышению заработной платы медицинскому персоналу и оснащению лечебных учреждений современной техникой и оборудованием.
     В Беларуси происходит сокращение числа больничных коек на душу населения и количества больничных учреждений. Хотя эти тенденции в целом свидетельствуют о росте эффективности системы здравоохранения, существенное повышение качества медицинского обслуживания и его доступности может быть обеспечено только при увеличении объемов финансирования отрасли. Государственное финансирование в настоящее время является основным источником бюджета здравоохранения.
     Концепцией  развития здравоохранения Республики Беларусь, одобренной Советом Министров в октябре 1998 г., предусмотрено довести объем финансирования отрасли к 2010 г. до 10% ВВП. Для сравнения отметим, что в США уже сегодня соответствующие расходы составляют 13,6% ВВП, в Канаде – 10,3%, в Финляндии, Франции, Голландии, Германии, Италии, Норвегии – от 9,7 до 8,2% ВВП.
     Однако, удельный вес расходов на здравоохранение в ВВП недостаточно полно отражает картину финансового обеспечения отрасли. Необходимо также учитывать абсолютные расходы на здравоохранение в пересчете на душу населения. В США они достигают примерно 3 тыс. дол. в год, в странах Западной Европы – около 1,5 тыс., а в Беларуси – около 90 дол.
     Одним из крайне тревожных проявлений недостаточного финансирования здравоохранения является низкая заработная плата работников этой сферы. Не компенсируется в достаточной мере круглосуточный режим работы медицинских учреждений, сверхурочная работа, контакт с опасными патогенными факторами.
     В итоге часть медицинских кадров, отличающихся наиболее высокой квалификацией и динамичностью, переходят в платные лечебные учреждения или уходят в другие структуры, что снижает потенциал общедоступного здравоохранения.
     В условиях, когда средства государства ограничены, необходимо повысить роль других заинтересованных сторон (включая работодателей и работников) в финансировании здравоохранения. В этой связи представляется целесообразным разнообразить его источники путем внедрения системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
     Обязательное  медицинское страхование представляет собой объединение страховых взносов нанимателей и работников. Право на медицинскую страховку, ее нормы и условия выплаты должны увязываться с продолжительностью уплаты и объемов страховых взносов. В число лиц, имеющих право на медицинскую страховку, следует включить всех работающих по найму, а также некоторых других граждан, охваченных системой медицинского обслуживания.
     Для обеспечения равенства прав застрахованных необходимо упорядочить систему предоставления медицинских льгот и пересмотреть подходы к их финансированию. Это позволит сократить нерациональные затраты и обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости, поскольку объем получаемых благ будет в большей степени зависеть от размера участия застрахованного.
     В целях рационального расходования бюджетных и страховых средств необходимо обеспечить согласованную политику органов управления здравоохранением и фондов обязательного медицинского страхования. Средства фондов ОМС должны направляться в первую очередь на оказание необходимых объемов медицинской помощи. Следует обеспечить автономный статус фондов ОМС, одновременно усилив роль правления, расширив его полномочия и увеличив число представителей органов здравоохранения в его составе. Это повысит заинтересованность фондов во внедрении прогрессивных форм оплаты медицинской помощи, создающих стимулы к эффективному хозяйствованию.
     Необходимо повсеместно осуществить переход на подушевой принцип финансирования территориальных систем здравоохранения. Этот принцип должен определять формирование, распределение и расходование финансовых средств здравоохранения.
     На  стадии формирования бюджета здравоохранения следует предусмотреть утверждение на разных уровнях управления (республика, область, район, город) подушевых нормативов финансирования. Порядок их установления должен определяться в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Бюджетные средства и средства ОМС необходимо распределять между территориями страны и внутри регионов исходя из потребности в медицинской помощи, а не на основании ресурсных показателей (например, числа коек, мощности поликлиник).
     Переход на подушевой принцип финансирования здравоохранения изменит экономические условия деятельности органов управления здравоохранением, ослабит их заинтересованность в поддержании всех подведомственных им лечебно-профилактических учреждений и создаст предпосылки для ориентации на конечный показатель – здоровое население и на поиск вариантов эффективного использования имеющихся ресурсов. Органы здравоохранения должны обладать широкими полномочиями по управлению кадрами, материальными и финансовыми ресурсами, а также по применению более рациональных форм организации медицинской помощи без риска уменьшения общей суммы финансирования [12, c. 51].
     В области финансирования пособий  по временной нетрудоспособности и детского отдыха необходимо добиться переориентации выплат в пользу наименее обеспеченных домохозяйств. С этой целью следует ограничить верхний размер заработка, учитываемого при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, а также перейти к адресному финансированию детского отдыха, отдавая предпочтение домохозяйствам с доходами ниже прожиточного минимума.
     Высокая степень дифференциации доходов работающих на фоне формирующихся рыночных отношений предполагает существование наряду с обязательным медицинским страхованием добровольного медицинского страхования, регулируемого законодательством и механизмами, существующими на финансовом и кредитном рынке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.