На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История экономических учений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 20 Н. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 5
1.1 Развитие экономической  мысли стран Древнего Востока 5
1.2 Развитие экономических  учений античных государств 9
2 ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ  И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  НАУКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА  
15
2.1 Основные положения  классической политической экономии 15
2.2 Вклад марксистов в экономическую науку 18
2.3 Представители и их взгляды исторической школы и маржинализма 21
3 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  НАУКИ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ  
25
3.1 Характеристика  неоклассического направления 25
3.2 Институционализм - оригинальная концепция 27
3.3 Современное развитие экономической науки в Казахстане 31
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
     
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      ВВЕДЕНИЕ 

      Экономическая теория изучает источники, факторы  национального богатства, изучает  общественно-производственные, то есть экономические отношения в обществе, изучает экономические законы, управляющие  общественным производством.
      Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.
      Данная  работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой  экономической мысли. Цель работы состоит  в том, чтобы отразить главные  тенденции в ее изменении, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую  науку.
      Я считаю тему своей курсовой работы весьма актуальной, потому, что понимание  событий, происходящих в мире, требует  умения оперировать большими пространственными  и временными масштабами. Многое, хотя и не все, происходящее можно лучше  понять, если принимать во внимание экономические аспекты мировой  истории и современной жизни.
      Поэтому важно изучение истории возникновения  экономических знаний и проблематику их развития.
      В своей работе рассказываю, как развивалась экономическая наука, какие учёные и философы внесли в неё свой вклад. Особенное внимание я посчитала нужным уделить описанию взглядов тех мыслителей, которые положили начало экономической науке и которым мы обязаны её возникновением, так как, по-моему, они представляют собой весьма большой интерес.
      В первой главе своей курсовой работы я рассказываю о зарождении экономических  учений в древнем мире, на первых этапах человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости. Наиболее яркими представителями  этого периода являлись ученые Конфуций, Ксенофонт, Платон и Аристотель. Также не малый вклад в развитие экономических учений внесли «Законы царя Хаммурапи», «Речение Ипуреса», «Поучение гераклеопольского царя своему сыну», «Артхашастра» и другие работы.
      Во  второй части речь идет об экономической  науки в средние века. Этот период можно отнести к эпохе капитализма. Развитие экономической мысли в  эпоху  капитализма приводит к  формированию политической экономии как  науки, разработке ее основных принципов  и категорий. Здесь я рассказываю  о Классической политической экономии, исторической школе и о маржинализме, а так же о теории Карла Маркса.
      В третьей главе я показываю  современный этап развития экономической  науки и развитие данной науки  в Республики Казахстан. В этой части  я рассказываю о направлениях институционализма и неоклассической экономической теории. Также в третьей главе своей работы я рассказываю, о развитии экономических мыслей в Казахстане и о том кто внес наибольший вклад в развитие экономики, как науки в нашей стране.
      К сожалению, при изучении экономической  теории не всегда уделяется должное  внимание изучению истории экономических учений. Надо сказать, что некоторые экономисты считают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого, так как они якобы устарели и потеряли свою значимость, поэтому на знакомство с ними не стоит тратить времени. На мой взгляд, они глубоко не правы, потому что все основы наших сегодняшних представлений берут свои истоки в прошлом. Представления и идеи прошлого не принадлежат исключительно истории: они несут в себе элементы наших сегодняшних и завтрашних взглядов.  

      1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО  МИРА 

      
      Развитие  экономической мысли стран Древнего Востока
 
      Экономическое мышление является ровесником человеческого  общества. Первоначально экономическое  учение выделялось в виде отдельных  мыслей, отдельной  формы мышления, и представлялось очень трудным  для создания одной целостной  науки. Экономическая мысль - явление весьма древнее. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты. Сначала это были, скорее, технологические и технические вопросы, которые затем, по мере обобщения фактов, стали подводить к анализу социально-экономических сторон хозяйственной жизни. Так или иначе, истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Экономические идеи древности часто находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств. Так как периодическое повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.
      Одним из крупных древневосточных рабовладельческих  государств было Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи, правившего там  с 1792 по 1750 года до нашей эры, составляли экономическую основу рабовладельческого строя. Они ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческого государства. Эти законы предусматривали мелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства. В законах отражается стремление ослабить классовую борьбу в целях укрепления рабовладельческого строя, сохранность частной собственности.  Вместе с тем они выражают заботу правителя о развитии товарно-денежных отношений, стремясь поставить их на службу государству. Кодекс законов царя Хаммурапи использовался уже в XVIII веке до нашей эры. Нарушение законов, которые были записаны в этом кодексе, могло повлечь за собой строгие наказания: экономическую, уголовную ответственность, смертную казнь. Также были очень распространены административные наказания. Некоторые из законов выглядели приблизительно так.
      1) Самый большой процент по денежной сумме - 20 процентов, а по натуральной немного больше - 33 процента;
      2) Тот, кто посягнул на чужую собственность, даже на раба, сам может стать рабом или быть осужденным на смертную казнь;
      3) Если царские воины или граждане Вавилона несвоевременно платили налоги, по новому закону их лишали земельных наделов;
      4) Если кто-то попадал в долговое рабство, то не мог быть оставлен в рабах дольше, чем на три года, а после отбывания наказания в качестве раба долг прощали. [7]
      Из  подобных примеров можно увидеть, что  уже в очень древних странах, существовавших еще до нашей эры, уже начинали появляться первые «ростки» экономической мысли и законов  об устройстве этого общества. Хотя в каждой цивилизации были свои нюансы, но в общих чертах их развитие совпадало, пусть даже одни цивилизации опережали  в развитии другие.
      Если  говорить о Древнем Египте, то можно  упомянуть о двух  найденных  документах «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» и «Речение Ипуреса». Первый документ относится к XXII веку до нашей эры. В этом поучении приводятся правила государственного управления и руководство хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства. Второй документ принадлежит XVIII веку до нашей эры. Данный документ дает  понять, что уже в то время цари старались не допускать бесконтрольности в росте процентов и ссудных операций, а также образования долгового рабства с той целью, чтобы не происходило расслоения в обществе, которое могло бы привести к последствиям, отрицательно повлиявшим на экономику государства. Из этого можно сделать вывод, что уже в то время люди понимали, о необходимости анализировать и прогнозировать экономические процессы.
      Экономическим учением древней Индии, дошедшим до наших дней, является работа «Артхашастра», царя Чандрагупты  I и его советника Каутилья. Само название  «Артхашастра» в дословном переводе означает - «учение о доходах». В данной работе находит отражение проблема «стоимости вещей». Величина стоимости определяется количеством «дней работы», а вознаграждение - в строгом соответствии с результатами труда. Авторы старались объяснить своему народу то, что богатство появляется за счет труда, а также то, насколько необходимо разделение прибыли купцов с государством, потому что только государство позволяет льготное землепользование, ведет строительство дорог, обеспечивает охрану сооружений, развитие промыслов, освоение полезных ископаемых, борьбу со спекулянтами, которых не так-то просто выявить среди добропорядочных купцов. По их мнению, естественно, что существуют свободные люди и рабы. Кроме того, они призывали к тому, чтобы тех, кто не оплачивает использование земли, обращать в рабство на время или навсегда. Также в работе показано отличие рыночной цены от стоимости, указывается, что конкурирующий покупатель «увеличивает цену на товар, делая ее выше действительности». Он включает прибыль в цену товара в качестве «прочих издержек» и заранее определяет ее «для данной местности в 5 процентов с установленной цены, а для иностранных товаров – в 10 процентов». [10]  Так предоставлялась экономическая теория Древней Индии, на первый взгляд простые экономические уставы и правила, но именно эти правила стали основой тех экономических учений, которыми мы пользуемся по сей день.
      В Китае экономические теории нашли  отражение в конфуцианстве. Идеолог  Китая Конфуций защищал рабовладельческий  строй, развивая выдвинутую впервые  в Китае теорию естественного  права - социальную, нравственную и юридическую философию. Конфуций различает «великую общность» (коллективную собственность - крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую собственность). Связывая все противоречия империи с частной собственностью, он все же в конечном итоге отдает предпочтение ей. Поэтому Конфуций оправдывает сословное деление общества, рассматривая его как установленное богом и природой. Конфуций исходил из того, что источником богатства является труд и богатство государя должно основываться на богатстве народа. Также он полагал, что государство должно обязательно регулировать цены на хлеб и создать хлебный запас на случай неурожая, тем самым заботиться о народе. Еще, по его мнению, государство должно создать самые выгодные условия по кредитованию для земледельцев. Он предложил заменить прямые налоги на соль и железо на косвенные, которые бы учитывались уже в готовых продуктах, изготовленных из этих товаров. Золото он считал товаром, который существует для измерения других товаров. Так же важнейшим памятником Древнего Китая является Коллективный трактат «Гуань-Цзы», который относится к периоду дальнейшего развития рабства, ремесла, торговли. Труд провозглашается в нем источником могущества государства, и выдвигается важная идея об эквивалентности обмена. Трактат «Гуань-Цзы» содержит вывод о том, что народ создает доход для знатных и прибыль для торговцев.  Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным». Равномерно распределяя богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков. И так же, как он, доказывали естественность сословного деления общества. Основываясь на то, что без высших сословий страна не имела бы доходов, но если б все были богаты, страна бы не имела простой рабочий труд. В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб, создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов косвенными, перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары. Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства в трактате названы, наряду с золотом и жемчугом, и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего, его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».  

      
      Развитие  экономических учений античных государств
 
      Для более полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо рассмотреть не только особенности  хозяйственной жизни восточного рабства, но и классического рабства, его основных идей и воззрений  в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций  античных государств.
      Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями в этой области  являлись известные древнегреческие  мыслители Ксенофонт, Платон и Аристотель.
      Считается, что именно Ксенофонт (430 - 355 гг. до н. э.) предложил название «экономика», что дословно переводится как «наука об искусном ведении домашнего хозяйства». Основанием послужило создание трактата «Ойкономия», где была описана экономика в представлении древних греков. Этот трактат охватывает абсолютно все стороны быта того времени, от распределения обязанностей в доме до ведения сельского хозяйства. Это связано с тем, что хозяйства были натуральными, то есть сами обеспечивали себя всем необходимым. Также Ксенофонт признается автором трактата «Домострой», который считался у древних греков образцом мудрости. В этом трактате можно прочесть то, что считалось истинным и мудрым в то время:
      1) Труд следует делить на труд умственный и труд физический;
      2) Людей же следует разделять на свободных и рабов;
      3) Природное предназначение - это в первую очередь земледелие, а уж потом ремесло и торговля;
      4) Чем проще работа, тем быстрее и качественнее она будет выполнена;
      5) Чем больше рынок сбыта, тем большее разделение труда идет;
      6) У любого товара есть полезные свойства, то есть то, для чего его приобретают. Также есть возможность постоянно менять один товар на другой;
      7) Деньги существуют для более быстрого и простого обмена. Также деньги придуманы для накопления, но не для того, чтобы наживались ростовщики.
      Самым главным видом деятельности, по мнению Ксенофонта, является земледелие. А  вот ремесло совсем не нужно, поэтому  надо порицать всех, кто им занимается или собирается это делать.
      Также Ксенофонт считал, что рабство  необходимо. Чтобы заставить раба трудиться усерднее, надо награждать тех, кто работает лучше, как материально, так и морально, порождая тем самым соперничество между ними.
      Обмен и торговля уже появились, так  же как и разделение труда, но это  пока еще не стало необходимым  средством для выживания, так  как греки все же опирались  на домашнее хозяйство, особенно в более  мелких городах. По мнению Ксенофонта, разделение труда могло бы принести больше выгоды, потому что чем чаще человек делает одну и ту же простую работу, тем более совершенным он становится в этой области.
      В Древней Греции жизнь шла по обычаям: профессии передавались от отца к  сыну, и считалось, что они не имеют  права выбирать себе судьбу. Также  сын наследовал все, что было заработано отцом. Если у отца был скот, деньги или другие блага, то люди считали, что  сын получает много благ, хотя Ксенофонт  смотрел на этот вопрос иначе. По его  мнению, ничто не является благом для  человека, если он не умеет правильно  распоряжаться этим.
      Платон - древнегреческий философ, один из первых мыслителей, которые пытались показать, как должно выглядеть идеальное государство. Он известен как автор произведений «Государство» и «Законы». Платон полагал, что идеальное государство - это нечто похожее на то, как устроена человеческая душа. По мнению Платона, государством должны управлять философы, потому что их главное достоинство - мудрость. Они составляют первый класс, второй - это воины, которые должны следить за порядком как в самом государстве, так и на его границах, а третий - торговцы, ремесленники, крестьяне, которые должны обеспечивать товарами первые два класса. Он считал, что землей надо наделить лишь низший класс, чтобы первые два не захватили ее как более умные люди. Платон думал, что самое лучшее - это когда государством управляет тиран, но его мысль была опровергнута, когда его самого продали в рабство. Платон разделял общество на три класса, это были: философы, воины и все остальные (горожане и жители окрестных земель, торговцы, ремесленники, крестьяне).
      Платон, так же как и Ксенофонт, считал, что рабство необходимо, а чтобы  раб работал лучше, его надо поощрять за трудовые успехи. Также он полагал, что рабы не должны понимать друг друга, общаться на разных языках, чтобы они  не смогли договориться о побеге, или, чего хуже, восстании. По мнению Платона рабов можно было приравнивать к имуществу.
      Согласно  представлениям Платона, цены на товары должно устанавливать государство. Он полагал, что деньги могут быть лишь предметом для накопления, но отрицательно относился к людям, которые копили деньги или одалживали их под проценты. В своем произведении «Законы» он еще больше критикует  ростовщиков, чем в трактате «Государство». Также он говорил, что не следует  что-то делать, если за это будет  заплачено позже, а делать стоит  лишь тогда, когда тебе готовы сразу  заплатить за твои услуги или товар, пусть даже другим товаром.
      Самым главным Платон, как и Ксенофонт, считал земледелие, а не ремесло  и торговлю. Также он предлагал, чтобы  земля могла переходить по наследству. Еще Платон практически требовал, чтобы люди не были богаче друг друга  больше, чем в 4 раза.
      Аристотель - философ, ученик Платона и учитель великого Александра Македонского, первый мыслитель, который высказал мнение о том, что экономика - это наука о богатстве. Он также известен как автор многих трудов об идеальном государстве, например таких, как «Политика», «Никомахова этика» и других.
      Аристотель  полагал, что свободные люди не должны ни работать своими руками на земле, ни заниматься ремеслом, для этого существуют рабы. Он предполагал, что когда-то рабства  не будет, хотя в своих трудах оправдывал рабство и считал его правильным. В вопросах о разделении людей  на свободных и рабов, а также  о разделении труда на умственный и физический Аристотель поддерживал  мнение философов Платона и Ксенофонта. Еще он, так же, как и его  предшественники, полагал, что земледелие является главным, если сравнивать его  с ремеслом и торговлей. Практически  так полагали все ученые древности.
      Аристотель  в своих трудах противопоставляет  экономию и хрематистику. Экономика  - приобретение богатств для совершенно безбедного существования себя и своей семьи. Хрематистика - это накопление денег сверх того, что нужно для проживания человеку.
      Он  порицал, если деньги становились самоцелью, а не средством для достижения благих целей, особенно у тех, кто  занимался коммерческой торговлей  и ростовщичеством. Аристотель в  своих произведениях постоянно  упоминает, что ненавидит ростовщичество. Ведь деньги, по его мнению, существуют для совершенно других целей (например, для возможности помочь тем, кто  живет не так хорошо). Деньги, по Аристотелю, появились из-за потребности торговать  более удобным способом, то есть не выяснять, сколько штук одного товара возможно поменять на несколько штук другого товара. Сама потребность в торговле возникла из-за разделения труда. Люди стали применять разделение труда, потому что каждый человек обладает какими-то способностями и навыками в большей степени, а другими - в меньшей. Поэтому древние греки поняли, что поменять одно на другое гораздо выгоднее, чем самому научиться делать этот товар столь же искусно.
      Также Аристотель выдвинул теорию о стоимости  денег и цене, но не закончил своих  исследований в этой области, так  как еще многого не осознавал. Однако Аристотель продвинулся гораздо  дальше в своих исследованиях, чем  Платон и Ксенофонт.
      Один  из ученых Древнего Рима, который внес немалый вклад в развитие экономических учений - Катон, гораздо менее знаменитый под своим настоящим именем Марк Порций. Его годы жизни 234 - 149 гг. до нашей эры. Он является автором труда под названием «Земледелие». В нем он старался описать экономику Древнего Рима в общих чертах, а также само земледелие и сельское хозяйство в частности. Катон призывал как можно больше заниматься сельским хозяйством, потому что физический труд не позволяет человеку быть грубым, злым, агрессивным и недовольным. Труд, причем только сельскохозяйственный, может приносить пользу здоровью. Катон был противником торговли, он не приветствовал ее, потому как считал опасным бедствием, которое может создать неудобства и неприятности и привести к появлению недовольных граждан. По мнению Катона, все хозяйственные области следует объединить в одну большую. Он поддерживал рабовладельческий строй и указывал на то, что рабов следует постоянно наказывать, дабы они не ленились на своем рабочем месте. Поэтому Катон выдвинул предположение, что хозяин сам должен работать время от времени, чтобы рабы знали, что за ними присматривают, и не позволяли себе расслабляться. У каждого хозяина должен быть надсмотрщик над рабами, возможно, даже один из рабов, который будет наказывать тех, кто плохо работает, по всей строгости.
      Со  временем в Древнем Риме стали  появляться, наемные рабочие, те, кто  работает за деньги или определенную часть урожая. Отражение того, как  правильно заключать с ними договор  и вести дела, можно найти в  труде Катона. Также в его трактате можно почерпнуть множество полезных советов по поводу покупки земли или рабов.
      Историки  и современники считают, что в  тот период не было более экономного и умеющего правильно распоряжаться  деньгами человека во всем Риме. Катон  искал выгоду во всем и четко знал, где можно сэкономить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СРЕДНИЕ  ВЕКА 

      2.1 Основные положения классической политической экономии 

      В формировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие учёные, Франсуа Кенэ, английские экономисты Уильям Пети, Адам Смит, Давид Риккардо, Джон Стюарт Миль, французский экономист Жан-Батист Сэй. Не смотря на различие их взглядов, иногда существенные, все они относятся к классикам политической экономии. Классиков объединял ряд общих предпосылок, который, несмотря на расхождения по многим отдельным вопросам, был присущ всем названным авторам. Прежде всего, классики - сторонники экономического либерализма, суть которого не редко выражается словами «laissez faire» (буквально - «оставьте делать» - французский). Принцип «laissez faire» - политическое требование, сформулированное ещё школой физиократов: полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведёт к приумножению богатства всего общества. «Невидимая рука», как назвал автоматический механизм самонастройки экономики Адам Смит, направляет разрозненные действия отдельных производителей и потребителей таким образом, что вся система находится в состоянии долгосрочного экономического равновесия. Длительное существование в такой системе безработицы, перепроизводства и недопроизводства товаров оказывается невозможным. Классики внесли огромный вклад в создание аппарата экономической науки, который в дальнейшем использовался и совершенствовался в трудах других представителей мировой экономической мысли.
      А. Смит и его последователи разработали  экономическую теорию, в основе которой  лежала концепция трудовой стоимости. Они считали, что богатство создаётся  не только земледелием, но и трудом всех других классов, всей нации в целом. Все классы, участвуя в процессе производства, сотрудничают, вступают в кооперацию, что исключает всякое различие между непроизводящими и производительными видами деятельности. Это сотрудничество наиболее эффективно, если оно осуществляется в форме рыночного обмена.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
      Классической  политической экономии принадлежит  ряд важных научных открытий. Она  сосредоточила внимание на анализе  отношений материального производства и изучении объективных закономерностей  его функционирования и развития. Классики, создавшие основы трудовой теории стоимости, исследовали доходы основных классов буржуазного общества, механизм конкуренции, кредита, денежного  обращения. Классическая политическая экономия впервые поставила задачу изучения экономических законов, признавая  их объективный характер, исследовала  механизм действия, обосновала необходимость  учета и использования этих законов  в хозяйственной практике и экономической  политике. Источник стоимости классики усматривали в различных формах производительного труда. Смит четко разграничивал валовой продукт и чистый национальный доход, основной  и оборотный капиталы.
      Рыночную  экономику представители классической политэкономии рассматривали как  саморегулирующуюся систему, наиболее эффективно распределяющую ресурсы. Согласно выводу А. Смита, рыночной экономике  необходима наибольшая экономическая  свобода. Заинтересованность в прибыли в условиях конкуренции обеспечивает наилучший результат для всех. По его мнению, государство не должно вмешиваться в процесс развития рыночной экономики, но оно должно защитить конкуренцию от самих предпринимателей, не допуская её ограничения, а также создать общие условия производства, развивать образование, строить дороги, мосты, обеспечивать связь. Он утверждал, что принятие государством законов только мешает экономической системе. Принцип свободной конкуренции, по мнению А. Смита, наиболее полно реализуется в процессе свободного перемещения рабочей силы, свободной купли-продажи земли, свободной торговли и отмены государственных регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли.
      Заслугой  Д. Рикардо было четкое разграничение  потребительной и меновой стоимости, сведение источника стоимости товара к труду. Он обращал внимание на двойственный характер труда, неравенство между  заработной платой работника и стоимостью продукта его труда, что в дальнейшем стало предпосылкой для выяснения  сущности капиталистической эксплуатации. В учении Д. Рикардо нашла свое отражение теория прибавочной стоимости. Им сформулирован закон обратно  пропорциональной зависимости между  величиной заработной платы и  прибылью, выяснен механизм дифференциальной ренты.
      У классической школы политической экономии были свои недостатки, например:
      1) А. Смит, анализируя процесс воспроизводства общественного капитала, стоимость совокупного общественного продукта свел только к величине заработной платы и прибыли;
      2) классики не смогли научно обосновать, что стоимость товара - рабочая сила;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.