На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Проблемы формирования политической культуры в России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский  государственный
инженерно-экономический  университет» 

Кафедра экономической теории и национальной экономики 
 

Контрольная работа по дисциплине 

ПОЛИТОЛОГИЯ 

ТЕМА: Проблемы формирования политической культуры в России 
 
 

Выполнила: Сотникова  Светлана Михайловна
студентка 2 курса  специальность 080105
группа Фс-10  (3года 10 месяцев)
Подпись ______________
Преподаватель: Говорухина Ю.М.
Должность: старший  преподаватель 
 
 
 

Вологда
2011
 

      СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
     Проблема  формирования политической культуры в  России………………5
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...17
     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...18
 

      ВВЕДЕНИЕ

 
     Политическая  культура — это характеристика творческой деятельности человека в сфере политических отношений, как прошлая, зафиксированная, «опредмеченная» в политических институтах и ценностях, так и настоящая, основанная на реализации этих ценностей и создании новых. Автором понятия «политическая культура» является немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803 г.г.), изучавший проблемы взаимодействия культуры и политики.
     Политическая  культура характеризует уровень  освоения человеком и обществом  политических идей, взглядов, концепций, программ; степень востребования достижений политической мысли прошлого и настоящего; зрелость и компетентность в оценках политических явлений. Когда мы говорим о политической культуре общества, мы имеем в виду политическую систему, отраженную и «пережитую» в знании, чувствах и оценках его членов.
     Познавательные  элементы политической культуры включают знание и понимание гражданами:
    политических интересов — личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных;
    конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил;
    сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций;
    основных политических норм и процедур;
    форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством;
    ведущих политических процессов международной жизни.
     Ценностные  элементы политической культуры воплощают: общекультурные ориентации, отношения к власти; отношения к политическим явлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретной деятельности в сфере политики; политическую самооценку.
     Поведенческие элементы политической культуры характеризуют осознанное участие граждан: в обсуждении проектов государственных документов и актов при проведении референдумов и плебисцитов; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и организаций; в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях и общественно-политических организациях.
 

Проблема  формирования политической культуры в России

 
     В своем реальном движении политическая культура, существует в двух основных деятельных формах:
      в духовной (духовно-практической), включающей политический опыт, традиции, ориентации, установки и символы, проявление чувств в политике;
      в предметно-функциональной (определенные способы, формы, образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, материализующей достижения политологической мысли, характер политического процесса).
Обе формы  тесно взаимосвязаны, воплощены  или воплощаются в политических процессах и политической жизни  общества. Чем демократичнее принципы политического властвования, чем разнообразнее и гибче способы контроля над политической властью, тем выше уровень политической культуры. Отсюда политическая культура — это совокупность служащих определенным социальным субъектам образцов, форм, ценностных характеристик политического сознания, которые возникают в ходе политической деятельности.
     Политическая культура неразрывно связана с политической деятельностью и выступает определенным способом ее осуществления, представляет собой реализацию политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, группы, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности. Поэтому политическая культура влияет на политическую жизнь общества в целом, на все, что связано с проблемами власти и управления, участия людей в политике, а также на пограничные зоны: взаимодействия политики и права, политики и экономики, политики и нравственности.
     Политическая  культура является структурным элементом  политической системы, хотя и функционирует  относительно самостоятельно. Политическая культура, функционирующая в обществе в данное время, отражает в определенной мере историю развития его политической системы с давних времен. Политическая культура связывает государство — центральный институт политической системы — с гражданским обществом; она активно воздействует на политическую систему, способствуя или противодействуя ее прогрессивному развитию; демократизация политической системы немыслима без достаточно высокой политической культуры граждан и других политических субъектов общества. Политическая культура является не только результатом, но и единым динамичным процессом созидания и освоения всех присущих данному политическому строю ценностей и ориентации. Включение в политическую культуру деятельного момента функционирования личности не дает оснований отождествлять конкретную деятельность с самой культурой.
     Интегрирующим элементом политической культуры выступает  политическое мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения отдельного человека, отдельной группы или иной социальной общности. Большое влияние на характер политических ориентации, симпатий и антипатий людей оказывают доминирующая в обществе система мировоззренческих позиций, ценностно-нормативных установок. Причем наибольшее влияние на характер политической культуры, политическое участие, политическое поведение оказывают те политические ценности (демократические, либеральные, авторитарные и др.)
     Составной частью политической культуры является электоральная культура общества. Если политическая культура включает в себя весь комплекс субъективных ориентации в отношении политики, то электоральная культура, включает в себя только те ориентации, которые определяют позиции и поведение граждан в избирательном процессе. Электоральная культура включает: отношение к выборам как форме политического поведения; партийную идентификацию; идентификацию по отношению к партийным лидерам и кандидатам; оценки политических событий, влияющих на выборы.
     В политической культуре можно выделить постоянные и переменные компоненты. Первые определяются общественно-историческими, национально-культурными, социально-экономическими и другими долговременными факторами, условиями, образованиями. Эти компоненты включают ориентации и установки людей в отношении, существующей общественно-политической системы и строя в целом, важнейшие правила общественно-политического поведения и деятельности. К ним относятся и устоявшиеся морально-этические ценности, национально-психологические и религиозные нормы поведения и традиции. Переменные компоненты — это политические настроения, быстроменяющиеся политические взгляды, оценки и др. В политической культуре целесообразно различать рациональный и эмоционально-волевой уровни. Первый складывается на основе коренных социально-экономических и политических интересов, социального статуса различных категорий населения; второй — на основе разнообразных рассудочных и иррациональных элементов и феноменов.
     Политическая  культура — часть общественно-исторической почвы, в состав которой входят традиция, национальное наследие, геополитический фактор, исторически сформированная социальная и этническая структура, вероисповедание. Компоненты политической культуры, детерминированные рядом долговременных факторов, характеризуются относительной устойчивостью, живучестью и постоянством, подвержены медленным изменениям, даже в процессе глубоких социальных преобразований. При этом в качестве одного их таких долговременных и устойчивых факторов выступает конфессиональный фактор и, соответственно, одним из важнейших системообразующих компонентов политической культуры является религия. Многие политологи обращают внимание на значимость конфессионального элемента в качестве своего рода субкультуры в рамках политической культуры того или иного общества.
     Ценностные  характеристики любой цивилизации  и политической культуры невозможно понять и проанализировать без учета места и роли в них религии. Конфессиональный фактор, непосредственным образом воздействует на формирование политических представлений, установок, ориентации и тем самым определяет или предопределяет специфику политического поведения людей. Любое сообщество характеризуется неоднородностью имеющихся в нем политических структур. Это обусловливает наличие разнообразных и противоположных интересов и потребностей социальных групп, отдельных личностей, по-разному формирующих компоненты своих политических культур, которые в той или иной степени инкорпорированы в политическую культуру сообщества. Значимость конфессионального фактора как системообразующего компонента политической культуры заключается в том, что религия выполняет интегрирующую и стабилизирующую функции, поскольку содержит в себе комплекс общезначимых морально-культурных императивов и традиционалистских ценностей и установок. Она воздействует как непосредственно, так и опосредованно на процессы интеграции индивидов в политическую систему. Это осуществляется через усвоение людьми религиозных норм и предписаний в качестве нормативных стандартов и установок, влияющих на формирование политических идей, взглядов и образцов политического поведения. Необходимо учитывать степень влияния религиозной традиции на такие базисные ценности социально-политической культуры, как права и свободы человека, представления о характере власти, правила соблюдения закона.
     Для анализа политической культуры можно  использовать понятие «национальный характер», который можно трактовать как комплекс типичных образцов поведения, складывающийся на основе импульсов и характеристик, регулирующих поведение нации на протяжении длительного срока. Одним из первых сравнительную характеристику русской и польской души, германского и французского национального характера дал российский философ Н.А. Бердяев. «В каждой народной душе, — писал он, — есть свои сильные и слабые стороны, свои качества и свои недостатки». Важную роль в политической культуре общества играют традиции. Именно им присуще уникальное качество, обеспечивающее сохранение непрерывности процесса. Существенно и место стереотипов. Они формируют чувство политической идентичности.
     Политическая  культура как фундаментальное явление  может быть осмыслена лишь в связи со всеми сторонами общественной жизни. Она обогащается и обновляется в процессе изменения различных сфер общества. В то же время политическая культура той или иной страны оказывает самостоятельное воздействие на процессы ускорения или замедления общественного развития. Политическая культура оказывает влияние на ход и оценку политических действий. С другой стороны, политические действия также создают и изменяют образцы и оценки, составляющие политическую культуру. Типичная ситуация, трансформирующая элементы политической культуры, — это неэффективность политических действия.
     Политическая  культура свидетельствует о том, что традиции общества, дух его  публичных институтов, страсти и  коллективный разум его членов, а  также стиль и действующие  кодексы поведения его лидеров и большинства граждан — не просто случайные продукты исторического опыта, а взаимосвязанные части единого целого, образующие невидимую, но реально существующую паутину взаимоотношений. Политическая культура образует своеобразную матрицу политического развития. Она дает отдельному человеку руководящие принципы политического поведения, а коллективу — увязанную и сопряженную структуру ценностей, обеспечивающих определенную взаимосвязанность функционирования институтов и организаций; представляет политические идеалы, оперативные политические нормы, придает содержание и целостность всей политической сфере, представляет некие рамки, в которых члены общества принимают или отвергают законность существующей политической системы общества. В процессе «накопления» и развития политической культуры складывается определенный политический опыт, формируются стереотипные (традиционные) способы действия и восприятия политических явлений, политические установки.
     Показателем политической культуры является материализация в политических институтах, выработанных историческим развитием человечества эффективных принципов их деятельности: эффективного и рационального политического руководства обществом, социальной ориентированности политики, свободы и ответственности всех граждан, демократии, гласности, плюрализма и др. Через конкретно-историческую организацию политических институтов выражаются господствующие в политической культуре организационные стандарты и представления о том, как и кто должен осуществлять политическую власть, как и кем принимаются политические решения, какими способами они реализуются, как разрешаются политические Конфликты, каков реальный механизм подбора и продвижения кадров в институтах власти, какова роль оппозиции в политическом процессе.
     Уровень и состояние политической культуры в значительной мере определяют доминирующие способы политического властвования и политического участия. Среди  средств политического властвования и формирования политических институтов могут преобладать в различных  сочетаниях выборность и сменяемость должностных лиц, доминировать наследственная передача власти, заговоры или нормативно отлаженные механизмы смены власти. В качестве способов осуществления власти могут выступать демократические и авторитарные методы, преобладать механизмы принуждения, либо убеждения. Зависимость политической культуры от политических норм, моральных ценностей, принятых в обществе, выражается, в частности, в создании нормативной модели политической культуры, которая вырабатывается и предлагается обществу господствующими политическими институтами и организациями. Политическая культура находится в динамике, в тесном взаимодействии с существующей политической системой. Степень развития политической культуры выражается также в способах участия в политической жизни. Она может осуществляться как через демократический политический процесс, так и посредством конфликтов.
     Разновидностью  и одновременно показателем политической культуры является политическое искусство. Политика как искусство представляет собой специфический способ политической деятельности, отличающийся творчеством и мастерством, умением и тонким знанием дела, способностью нестандартно применять уже известные методы и приемы, а также вырабатывать политические инновации. Политическая культура — это не изолированное явление, она представляет собой подсистему в области глобальной культуры и находится в различных зависимостях с другими составными ее частями: экономической, правовой, моральной, управленческой, религиозной и т.д.
     Важное  значение для развития общества имеет его правовая культура. Под правовой культурой общества понимается его совокупный правовой опыт, характер правового сознания людей, их умения и способов использования правового потенциала, качество функционирования всей системы правовых институтов и их воздействия на общественную жизнь. «Если иметь в виду правовую культуру в ее официальном качестве, т.е. как явление идеологического порядка, — отмечали российские юристы В.Н. Кудрявцев и В. П. Казимирчук, — то она ориентирована государством и обществом на формирование и развитие политического и правового сознания людей, их ценностно-нормативного комплекса, а тем самым и поведения и деятельности в правовой сфере. Это воздействие осуществляется путем закрепления определенных правовых взглядов, духовных ценностей и т.д.; развития и трансформации содержания правовой идеологии и правового сознания; введения в правовое сознание личности, социальных групп общества в целом новых взглядов, правовых ценностей и т.п.; ломки устаревших правовых стереотипов, взглядов и ценностей».
     Политическая  культура как составная часть  общей культуры выполняет в обществе жизненно-важные функции:
    познавательная — усвоение гражданами необходимых политических знаний и формирование у них политических взглядов и убеждений;
    коммуникативная — передача политических знаний, ценностей, опыта;
    воспитательная — формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности;
    интегративная — формирование широкой и устойчивой социальной базы избранного обществом политического строя;
    регулятивная — обеспечение рационального воздействия граждан на политический процесс;
    нормативно-ценностная — закрепление в обществе необходимых политических ценностей, установок, норм.
     К основным направлениям и путям формирования политической культуры следует отнести целеустремленную духовно-идеологическую, политико-просветительскую деятельность государства, политических партий, Церкви, средств массовой информации, общественно-политических организаций и движений; восприятие на уровне обыденного сознания политических ценностей через семью, школу, трудовой коллектив, друзей и коллег; вовлечение граждан в практику общественно-политической жизни общества.
     Политическая  культура России имеет свои характерные  черты и особенности. Главное состоит в том, что Россия представляет своеобразную цивилизацию, с присущими ей политическими ценностями, традициями, менталитетом людей. Может быть, «евразийцы» и переоценивали особенности России по сравнению с другими странами, но они были, безусловно, правы в том, что ее культурная традиция имеет специфику, которую необходимо изучать и знать.
     Истоки  российской политической культуры коренятся  в патриархальном укладе крестьянской жизни, в коллективистско-общинном опыте, тоталитарном (монархическом) сознании, архаических обычаях вернопод-данничества, конформизма и непротивление насилию, бунта против непосредственных угнетателей за справедливого царя. «Восточный («азиатский») способ производства» (деспотизм + община), разработанный К. Марксом на примере обществ Востока, имел место и России, оказал влияние на формирование ее культуры и политики. Россия — это всегда нерешенный крестьянский вопрос и высокая степень концентрации власти: великий князь — царь — император — монарх — генеральный секретарь — президент.
     Власть  монарха на всех этапах истории России ничем не была ограничена. Страна рассматривалась  как большая царская вотчина, функционирующая под строгим  надзором и по предписаниям помазанника  божьего. Существовавший произвол власти связывался в народном сознании с деятельностью господ и чиновников, которые злоупотребляли доверием царя-батюшки, находившегося в неведении относительно чаяний своих подданных. Отсюда нелюбовь ко всему государственному, устойчивый правовой нигилизм, стремление следовать велению голоса совести, внутренней правды, а не внешней юридической справедливости. Не уважение к законам, а страх перед наказанием побуждал многих людей подчиняться велениям правовых норм. Исторически в России был прав тот, у кого была власть и сила.
     Характерная черта русского характера, его неотъемлемое политико-культурное качество — максимализм, склонность к крайностям в мышлении и поведении, поскольку практика и опыт свободного политического участия были недостаточны. Отсюда прочные традиции авторитарно-патриархальной политической культуры. В русской истории существует и другая — демократическая традиция. Она связана с общинным управлением, соборностью, эпизодическими республиканскими формами правления, опытом либеральных реформ, а также парламентаризма и многопартийности в XX в.
     В целом политической культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской или общинной морали; идеологизированность в политических и иных вопросах; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; политическая лояльность и подданническое отношение к власти; правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания; предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму); определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта.
     Можно выделить ряд национальных черт русских, отражающихся и в политической культуре общества: простодушие; вера в идеал; мечтательность; «обломовщина»; идея мессианства («Москва — третий Рим», «Русь — птица тройка», «советский народ — первопроходец социализма»); идея соборности; идея общинности; стремление всех сделать счастливыми (в том числе и насильно); стремление во всем дойти «до конца»; самоотверженность, бескорыстие; черты фанатизма; тяга к пророчеству; любовь к Родине, справедливости и свободе; широта русской души.
     Социологические исследования последних лет показывают, что русские люди больше всего  ценят: готовность к защите Отечества  любой ценой; готовность переносить трудности и испытания; славное  прошлое, героическую историю; волю к свободе, независимости; национальное единство, сплоченность. Сами русские считают устойчивыми признаками русского человека: говорить и думать на родном языке; считать себя русским; любить Россию, считать ее Родиной; любить русскую культуру и обычаи; иметь русский характер; иметь русских родителей, российское гражданство; существенна ориентация на православную веру. В характере русского народа выделяются такие качества, как патриотизм, воля, свободолюбие, доброта, даровитость, способность к разработке сложнейших теоретических и прикладных вопросов развития науки, техники, искусства.
     Целесообразно проанализировать наиболее устойчивые политико-культурные ориентации и стереотипы, характерные для россиян, исходя из евразийских культурно-цивилизационных приоритетов и особенностей развития России. Во-первых, это особое значение государственности, роли государства как собирателя земель и народов, их опоры, основного защитника многонациональной российской культуры, из чего вытекает доминирующий менталитет державности. Во-вторых, это особая роль общины и традиций взаимоустройства, взаимопомощи и сопереживания, на основе которых воспроизводятся устойчивые коллективистские ориентации. В-третьих, это закрепленная в памяти трех поколений социалистическая ориентация общественного развития, в результате чего современное общество остро воспринимает проблемы справедливости и порядка. В-четвертых, это особое положение личности на обширных российских просторах, традиции борьбы за раскрепощение человека, что предполагает формирование различных массовых стихийно-демократических и популистских ориентации. В-пятых, вследствие известных исторических условий развития России в XX в. левоцентристские партии и движения, выступающие с конструктивными программами и патриотическими идеями, могут иметь значительную поддержку населения. В-шестых, в различных республиках, краях и областях Российской Федерации наблюдаются те или иные социальные и национальные приоритеты в политических ориентациях. В-седьмых, высокий уровень грамотности россиян является хорошей предпосылкой для их осознанного и конструктивного участия в политике. В-восьмых, возрастает политическая роль бюрократии и плутократии, распространены патернализм и клиентилизм в политических отношениях (стремление быть под патронажем политического института или какого-либо лица), есть ориентации граждан на социальное восхождение не столько в результате личного труда, сколько вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии, в политике и получение в силу этого привилегий. В-девятых, характерно отсутствие цивилизованных отношений между элитами и массой, определенный правовой нигилизм управляющих и управляемых.
     Современная политическая культура России может быть определена как фрагментарная, характеризующаяся различными ценностными ориентациями; противоречиями между элитарной и массовой культурой; расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората. Известные российские политологи В.П. Пугачев и А.И. Соловьев отмечали, что «одна из насущных задач реформирования российского государства и общества — преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, правовых, взаимоуважительных норм и отношений индивида и власти. При этом, несомненно, нашему обществу необходимы не подавление господствовавших прежде идеологий, не изобретение новых «демократических» доктрин, а последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов, контроль над управляющими. Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя образованию политических ориентации, объединяющих, а не противопоставляющих позиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, но при этом радикально ограничивающих идейное влияние политических экстремистов. Только на такой основе в обществе могут сложиться массовые идеалы гражданского достоинства, самоуважение, демократические формы взаимодействия человека и власти».
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
     В политической культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской или общинной морали; идеологизированность в политических и иных вопросах; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; политическая лояльность и подданническое отношение к власти; правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания; предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму); определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта.
     Современная политическая культура России может  быть определена как фрагментарная, характеризующаяся различными ценностными ориентациями; противоречиями между элитарной и массовой культурой; расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората. Формирующаяся демократическая политическая культура в России является существенным стабилизирующим фактором. Высокий уровень участия граждан Российской Федерации во время выборов в Государственную Думу и на президентских выборах показывает позитивное качество современной российской политической культуры и важное условие политической стабильности общества.
 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
     
    Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
    Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 338.
    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.