На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние самооценки на проявления агрессивности в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего профессионального  образования
«ОДИНЦОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» 
 

Факультет психологии
Кафедра общей психологии
ДАВЫДОВА  Екатерина Сергеевна
Студентка группы П-21 2-го курса очной формы  обучения
Специальность 030301.65 «Психология» 

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У  ПОДРОСТКОВ
Курсовая  работа
по учебной  дисциплине «Общая психология» 

Научный руководитель:
Лобза Ольга Валерьевна
К защите _____________________________
«___»______________2011 г.
_________________________О.В.  Лобза
      (подпись) 

Работа защищена с оценкой   __________________________________________________
«___» _______________2011 г. 

      _________________________ О.В. Лобза 

      (подпись) 
 
 
 

Одинцово 2011
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические  аспекты проявления самооценки и агрессии в подростковом возрасте 4
1.1. Формирование самооценки в подростковом возрасте 4
1.2. Проявление агрессии в подростковом возрасте. 14
1.3. Самооценка подростка и агрессивность. 25
Глава 2. Эмпирическое исследование влияние самооценки на проявление агрессивности  у подростков. 28
2.1.2. Проективная методика «Кактус» М. Панфиловой. 31
2.1.3. Методика исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 32
2.2. Результаты изучения  самооценки агрессии  у подростков 36
2.2.2. Анализ исследования  проективной методики  «Кактус» М. Панфиловой 37
2.2.3. Анализ исследования  агрессивности личности  «Диагностика показателей  и форм агрессии  А. Басса и А.  Дарки» 38
2.2.4. Анализ исследования  самооценки уровня  тревожности  (Ч.Д.  Спилберга, Ю.Л.  Ханина) 40
2.3. Корреляционный анализ исследования 41
Выводы 43
Список  литературы 44
Приложение 45 

 


Введение.

     Актуальность. Данная тема является актуальной, так как в наше время агрессия является предметом научно-практических исследований. Люди свойственны к проявлению агрессии в различный ситуациях, которые в дальнейшем приносят вред себе и окружающим. Почему они действуют агрессивно? Этим вопросом занимаются лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривается с различных позиций (философии, поэзии, религии и т.д.). В связи с этим можно предположить, что агрессия – это результат заниженной или завышенной неадекватной самооценки.
     Целью данного исследования стало изучить влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.
     Объект  исследования - агрессия как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе.
     Предмет исследования - самооценка и ее влияние на проявления агрессивности у подростков.
     Гипотеза  исследования: Для подростков проявляющих достаточно высокий уровень агрессивности может быть характерна тенденция распространенности либо чрезвычайно высокой, либо крайне низкой самооценки.
     Задачи  исследования:
    Провести теоретический анализ литературы по проблеме. Дать определение основным понятиям.
    Выявить и эмпирически исследовать самооценку и агрессию у подростков.
    Определить связь самооценки с агрессивностью.
 


Глава 1. Теоретические  аспекты проявления самооценки и агрессии в подростковом возрасте

      Формирование  самооценки в подростковом возрасте
     Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова. Самооценка – это оценка человеком  самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает  эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень  широк – от веры в собственную  идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания  человеком своих поступков и  действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности  и способности.
     Самооценка  имеет ряд измерений: она может  быть адекватной или неадекватной (а  проще говоря – правильной или  ложной), относительно высокой или  низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой личности является диффериенцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т. д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.
     На  начальных этапах развития ребенок  оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем  начинают осознаваться и оцениваться  практические умения, поступки, моральные  качества. Самооценка начинает выступать  в качестве важнейшего регулятора поведения  человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.
     Формирование  адекватной самооценки – важнейший  фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется  у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего  – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной  деятельности ребенка и самостоятельной  оценки ее результатов.
     Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка  в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения. В  этом возрасте, по мере накопления опыта  в оценивании результатов собственной  деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится более автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.
     В самооценки «отражается то, что ребенок  узнает о себе от других, и его  возрастающая собственная активность, направленная на сознание  своих  действий и личностных качеств.»
     Самооценка  как важнейший механизм регуляции  поведения играет большую роль в  овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и  способностей, в установлении дружеских  отношений с одноклассниками.
     Адекватная  самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает  основание для развития личной полноценности  и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и  реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению  внутренних конфликтов, нарушений общения  и в целом свидетельствует  о неблагополучном развитии личности ребенка.
     Из  числа многообразных методик  измерения самооценки у детей  в настоящий практикум включены те, которые являются наиболее адекватными  для работы с детьми младшего школьного  возраста.
     Самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Для обоих родов самооценки, по мнению американского философа и психолога У. Джеймса, язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие, с другой - скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание общественного позора и отчаяние.
     От  чего зависит самооценка? По мнению У. Джеймса, от успеха. Индивид, обеспеченный материально, окруженный друзьями, испытывающий славу, вряд ли может подвергнуть  сомнению собственную личность. Лицо же, которое потерпело несколько  неудач сразу, падает духом на половине житейской дороги, проникается болезненной  неуверенностью в самом себе и  отступает перед всякого рода испытаниями.
     Самооценка  в подростковом возрасте.
     Самооценка  – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком  своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.
     Описывая  особенности самооценки у подростков, многие исследователи отмечают ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним  воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных  сфер жизнедеятельности в старшем  подростковом возрасте.
     С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс  развития самосознания у подростков, описывает ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценки.
     В процессе развития самосознания центр  внимания подростков мало-помалу переносится  от внешней стороны личности к  ее внутренней стороне, от более или  менее случайных черт к характеру  в целом. С этим связаны осознание  – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком  уровне.  

     Взаимодействие  когнитивного и эмоционального компонентов самооценки.
     Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о  себе, второй – его отношение  к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми. Эти знания неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависит от того, насколько значима для личности полученная информация.
     Качественное своеобразия когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутреннее дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них.
     Исследователями были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента самооценки:
    Наиболее высокий уровень характеризуется реалистической самооценки: преимущественной ориентацией подростков при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличием способности обобщение ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; наличием способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; каузальной атрибуцией за счет внутренних условий; глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений; употреблением их преимущественно в проблематичных формах.
    Среднему уровню свойственна непоследовательность проявления реалистичных самооценок: ориентация подростков при обосновании самооценок в основном на мнения окружающих, на анализе конкретных фактов и ситуаций самооценивания, каузальная атрибуция за счет внешних условий; наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания; их реализации как в проблематичных, так и в категоричных формах.
    Низкий уровень отличается преимущественной неадекватностью самооценок: обоснованием самооценки эмоциональными предпочтениями, отсутствием подтверждения самооценки анализом реальных фактов, каузальной атрибуцией за счет субъективно неуправляемых условий, неглубоким содержанием самооценочных суждений и употреблением их преимущественно в категоричных формах.
     Многие  исследователи отмечают постепенное  увеличение адекватности самооценки в  подростковом возрасте. Р.  Бернс  объясняет это тем, что подростки  оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим  важными, и это снижение указывает  на их больший реализм, в то время  как детям свойственно завышать оценку собственных качеств (1986). 
 

     Характер  самооценки и качества личности
     Характер  самооценки подростков определяется формирование тех или иных качеств личности.
     Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности  в себе, самокритичности, настойчивости  или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
     Подростки с тенденцией к сильному завышению  самооценки проявляют достаточную  ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
     Агрессивные подростки характеризуются крайней  самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных  ситуаций.
     Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или  является их причиной, а другие –  что депрессивный аффект проявляется  сначала, а затем инкорпорируется  в низкую самооценку.
     Известно, что начиная примерно с 8 лет дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важными для оценки со стороны родителей, а три другие – со стороны сверстников. 

     Динамика  самооценки.
         Наиболее  очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это  объясняется тем, что именно в  этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается  резкий переход от фрагментарного и  недостаточно четкого видения себя к относительной полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности – их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуется также и их суждения относительно своих недостатков.
         В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные  черты: доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности  подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств  и осознать необходимость от них  избавиться.
         Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми  качествами своего Я для юноши  – старшеклассника выступают  коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать  их как основания ценностного  отношения подростка к себе. В  таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне.
         Содержание  самооценок девочек касается в большей  степени осознания и оценки их взаимоотношения с другими людьми.
         Динамика  оценочных суждений от подросткового  возраста к юношескому состоит в  том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой  со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.
         У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков  он в глазах окружающих, насколько  он отличается от них и насколько  от близок к своему идеалу.
         Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.
         Влияние общения на самооценку.
         Неоднократно  доказанная теория «зеркального Я» Ч. Кули о позитивном отношении значимых других как одно из основных детерминант  уровня самооценки справедлива и  для самооценки подростков.
         Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие  друзья, родительская поддержка и  отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.
         Влияние родителей подростка  на его самооценку.
         Результаты  многочисленных исследований подросткового  периода, представленные как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей  и повышение влияния сверстников  как референтной группы на самооценку подростков.
         Специфическим новообразование подросткового  возраста являются способность к  рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции  по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит  в том, что родительская точка  зрения начинается на «себя».
         Однако  при всем этом нельзя сказать, что  у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они  чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти  так же часто, как и ответ «среди друзей».
         Опираясь  на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я – концепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. В результате исследователь сделал вывод, что и тот и другой фактор, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияет на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой (Бернс Р., 1986).
         Другие  исследования выявили, что поддержка  семьи и принятие ребенка и  его устремлений родителями в  наибольшей степени влияют на уровень  его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно - эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.
         В исследованиях также отмечается, что тепло, внимательное отношение  родителей является основным условие  формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей  имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участие в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессивность и грубость, а также высокий уровень тревожности.
         Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения  к ребенку большое значение на формировании самоотношения имеет стиль общения в семье.
         Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и «ассиметричный», различным образом влияют на самооценку подростка.
         Симметричный  стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формирование у ребенка системы собственных  критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.
         Асимметричный стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка  в подготовке и принятий решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.
         Итак, влияние семьи и родительского  отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не сколько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т.е. ожидаемой оценкой.
      Проявление  агрессии в подростковом возрасте.
     Агрессия  как поведение.
     Наше  определение предполагает,  что  агрессию следует рассматривать  как модель поведения, а не как  эмоцию, мотив или установку. Это  важное утверждение породило большую  путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется  с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами — такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками — такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Как мы скоро увидим, злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. Случаи насилия в семье или агрессивное поведение у бушменов, которых за миролюбие и охотное сотрудничество обычно называли безопасными людьми (Thomas, 1959), могут :быть этому примером.
     В свете того, что негативные эмоции, мотивы и установки не всегда сопровождают прямые нападки на других, мы ограничим  использование термина агрессия сферой явно злонамеренного поведения  и рассмотрим другие факторы отдельно. 
     Агрессия  и намерение.
     В нашем определении термин агрессия предполагает действия, посредством  которых агрeccoр намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, вопрос в том, что мы подразумеваем, говоря, что один человек намерен навредить другому. Обычное объяснение таково, что агрессор по своей воле оскорбил жертву, и это вызывает много немаловажных вопросов, по поводу которых не прекращаются философские дискуссии, и в особенности среди специалистов по философии науки (Bergman, 1966).
     Во-вторых, как утверждают многие известные  ученые, намерения — это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы (Buss,1971; Bandura,1983). О них можно  судить по условиям, которые предшествовали или исследовали за обсуждаемыми актами агрессии. Подобные заключения могут делать как участники агрессивного взаимодействия, так и сторонние  наблюдатели, которые в любом  случае влияют на объяснение данного  намерения (Tedeschi, Smith & Brown,1974).
     Итак, включение категории намерения  в определение агрессии привносит  зыбкость и противоречивость в понимание  того, является ли то или иное действие актом агрессии.
     Однако  иногда намерение причинить вред устанавливается довольно просто —  агрессоры часто сами признаются в желании навредить своим  жертвам и нередко сожалеют о  том, что их нападки были безрезультатны. И социальный контекст, в котором  развертывается агрессивное поведение, часто отчетливо свидетельствует о наличии подобных намерений. Представим себе, например, следующую сцену. В баре некий человек осыпает другого бранью, и в конечном счете у последнего лопается терпение, и он бьет своего обидчика пустой пивной бутылкой по голове. В данном случае нет достаточных оснований сомневаться в том, что обидчик намеревался оскорбить или причинить врёд пострадавшему и что его действия должны расцениваться как агрессивные.
     Однако  встречаются ситуации, когда наличие  или отсутствие агрессивного намерения  установить гораздо труднее. Рассмотрим, например, такой инцидент. Женщина, приводя в порядок свой пистолет, случайно стреляет и убивает оказавшегося рядом человека. Если она глубоко  сожалеет и утверждает, что это  результат несчастного случая, то на первый взгляд может показаться, что здесь не было намерения причинить  вред и что ее поведение, несмотря на исключительную неосторожность, не является примером межличностной агрессии. Если же при дальнейшем расследовании  обнаружилось бы, что жертва получила чрезвычайно выгодное деловое предложение; в котором была весьма заинтересована стрелявшая женщина, а «несчастный  случай» произошел сразу после  бурного обсуждения планов с будущёй  жертвой, мы могли бы заподозрить, что  в этом случае все же могло иметь  место намерение причинить вред.
     Тем не менее несмотря на трудности, связанные с установлением наличия ил отсутствия агрессивного намерения, есть несколько серьезных причин, которые позволяют оставить данный критерий в нашем определении агрессии. Во-первых, если бы в определении не упоминалось намеренное причинение вреда, необходимо было бы каждое случайное оскорбление или нанесение повреждения классифицировать как агрессию. Ввиду того, что люди время от времени оскорбляют чувства других, прищемляют кому-нибудь пальцы дверью и даже калечат друг друга в дорожно-транспортных происшествиях, представляется важным отличать подобные действия от агрессии.
     Во-вторых, если исключить обязательное наличие  намерения из нашего определения  агрессии, было бы необходимо характеризовать  действия, хирургов ,стоматологов и даже родителей, применяющих дисциплинарные меры воздействия на детей, как агрессивные. Конечно, в некоторых случаях агрессоры могут скрывать свое стремление причинить боль или страдания другим: без сомнения, существуют стоматологи, испытывающие некоторое удовольствие от того, что пациенту больно, а иные родители шлепают своих детей, чтобы те ощутили дискомфорт. Однако нет особого смысла квалифицировать эти действия как агрессию: в конце концов, они осуществляются ради какой бы то ни было пользы.
     Наконец, если бы критерий намерения был исключен из нашего определения, то примеры, в  которых попытки причинить вред предпринимаются, но оказываются безуспешными нельзя было бы оценить как агрессию; даже несмотря на то что, будь у агрессора чуть более мощное оружие, более точный прицел или более высокое мастерство, жертва получила бы более серьезные увечья.
     Подобные  примеры случайного непричинения вреда необходимо рассматривать как агрессию, даже если жертве, вопреки ожиданиям, не был нанесен ущерб. Поэтому, учитывается все вышеприведенные соображения, весьма важно определять агрессию не только как поведение, причиняющее вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижение подобных негативных последствий.
     Агрессия  в подростковом возрасте
     Cчитается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст.
       Важным условием развития агрессии  является не только социальное  научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.
       Предупреждение и искоренение  агрессивного поведения может  быть осуществлено двумя путями: либо надо оставлять без подкрепления, без награды, либо за них  надо активно наказывать. Если  родители не обращают внимания  на агрессивное поведение, оставляя  его без подкрепления, и если  в то же время совершаются  другие (позитивные) поведенческие  акты, которые подкрепляются, то  остающееся без подкрепления  агрессивное поведение постепенно  угасает. 
       В случае, когда речь идет о  подростковой агрессии, позиция  об игнорировании актов агрессивного  поведения как способ предупреждения  и «снятия» агрессии вызывает  сомнение и даже настораживает.  Обыденный психолого-педагогический  опыт, практика психологического  консультирования и некоторые  специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой  агрессии чревато опасными последствиями  и может вести к дальнейшей  эскалации агрессивного поведения,  превращения его в привычную  форму поведения личности. 

     Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости  его круга общения на семью  оно действительно останется  неподкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка  уже не ограничивается семьей —  подкрепление может быть найдено  на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (несправедливых) действий родителей». А кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности — пробовать социальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границы допустимого в своем поведении — отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.
       Активное наказание, как уже  было отмечено ранее, также  рассматривается в качестве способа  торможения и коррекции агрессивного  поведения. Однако заторможенные  таким способом агрессивные реакции  не обязательно исчезнут вовсе  и могут проявиться в ситуациях,  где угроза наказания слабее. Этот вывод согласуется также  с теорией смещенной агрессии  Миллера, в основе которой лежит  представление о переносе агрессии  на другой объект, разрядке агрессивного  импульса на человека, атаковать  которого менее опасно, хотя он  и не является истинным источником  возникновения агрессивного побуждения. При этом теория смещенной  агрессии (Miller) утверждает, что выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:
      1) силой побуждения к агрессии;
      2) силой факторов, тормозящих данное  поведение; 
      3) стимульным сходством потенциальной жертвы с фрустрировавшим агентом.
       Кроме того, между строгостью  наказания, как было показано  экспериментально (Eron at al.), и уровнем агрессивности детей существует, положительная зависимость. Эта зависимость распространяется и на слу чаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведе ние ребенка. То есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка. В результате изучения сначала маленьких детей (третьеклассников), а затем и подростков было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию. Более того, в результате лонгитюдного исследования (Eron at al.) было установлено, что суровость наказания, применявшегося к детям, когда им было 8 лет, коррелировала с агрессивностью их поведения в 18- и 30-летнем возрасте. В другом исследовании (Lefkowitz et al.) было показано, что наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из числа тех, кого в 8-летнем возрасте родители хотя и наказывали, но умеренно, не строго. Общий вывод этих авторов состоял в том, что когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрессивности своих сыновей, тогда эти мальчики в позднем подростковом возрасте склонны к большему проявлению агрессии, чем их сверстники.
     Влияние степени привязанности  к родителям на развитие агрессии
     Исследования  показывают, что агрессивные и  неагрессивные подростки имеют  различную степень привязанности  к родителям и близости с ними. Предметом одного такого исследования (Bandura A., Walters R.) было изучение особенностей идентификации с родителями агрессивных и неагрессивных мальчиков-подростков. В целом было установлено, что у неагрессивных подростков идентификация с собственными родителями выражена сильнее, чем у агрессивных. Однако степень различия между этими двумя группами подростков по идентификации с матерью и отцом оказалась неодинаковой. Наиболее сильные различия между агрессивными и неагрессивными подростками обнаруживаются по степени идентификации с отцом. Соответствующие различия по степени идентификации с матерью оказались менее выраженными. То есть идентификация с матерью как у неагрессивных, так и у агрессивных подростков оказалась высокой и достаточно близкой по среднегрупповому показателю.
       Последний факт, по нашему мнению, может быть проинтерпретирован  как еще одно проявление особого  значения матери в системе  привязанностей и социальных  отношений подростка. Очевидно, нарушения  идентификации с матерью могут  быть обнаружены не при любых,  а только при очень серьезных  нарушениях развития личности. Так,  в одном исследовании (Реан А. А., Санникова М.Ю.) было показано, что в системе отношений подростка к социальному окружению (в том числе определялось и отношение к отцу, а также к сверстникам) именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негати-визации всех социальных отношений личности. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.
       Формирование просоциального, неагрессивного поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания, но и обязательно (и может быть, даже в первую очередь) с активным социальным научением неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий и реализации различных мотиваций личности. Ведь как установлено, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации неагрессивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.
     Половые различия развития агрессии у подростков
     Внутри  подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.
       Так, установлено (Ковалев П.  А.), что у мальчиков имеются  два пика проявления агрессии: 12 лет и 14—15 лет. У девочек  также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления  агрессивного поведения отмечается  в 11 лет и в 13 лет.
       Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная—физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у девочек — косвенной вербальной, очевидно, является кросскультуральной, характерной для подростков различных этносов (Зоуир Али Рашид).
     Развитие  различных форм агрессии
     В исследовании (Семенюк Л. М., 1996) было показано, что если у 10—11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14—15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14—15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.
       Можно отметить также, что в  более младшем возрасте (10—11 лет)  между разными формами агрессии  существует достаточно слабая  дифференциация. То есть хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14—15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости.
       Структура проявления различных  форм агрессии обусловлена одновременно  как возрастными, так и половыми  особенностями. В раннем подростковом  возрасте у мальчиков доминирует  физическая агрессия, а у девочек  она выражена незначительно —  они отдают предпочтение вербальной  форме проявления агрессии.
       Однако, как показывают исследования (Семенюк Л. М.), уже в возрасте 12—13 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Напомним, что под негативизмом в концепции агрессии/враждебности Басса-Дарки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.
       Второе место по частоте встречаемости  в указанный возрастной период  у мальчиков занимает физическая  агрессия, а у девочек — вербальная.
       В более старшем возрасте (подростки 14—15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в
       этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.
     Агрессивность и конфликтность
     Иногда  понятие «агрессивность» употребляется  как синонимичное с понятием «конфликтность». Такое смешение понятий осуществляется как бы не случайно, а на том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связи между агрессивностью и конфликтностью, а также однотипные корреляции обоих этих понятий с рядом других личностных свойств (наступательность, вспыльчивость, обидчивость, нетерпимость и др.).
       Однако наличие таких корреляционных  связей на самом деле еще  не дает оснований для отождествления  понятий. Необоснованность такой  логики видна хотя бы из  следующей простой аналогии. Рост  и вес человека коррелируют между собой, также обе эти характеристики имеют однотипные корреляции с рядом других параметров (например, с качеством питания ребенка). Но все это не дает нам оснований считать, что рост и вес — это одно и то же, что эти понятия синонимичны.
       С содержательно-психологической  точки зрения понятия «агрессивность»  и «конфликтность» обозначают  различные психологические феномены, что находит отражение как  на уровне современных теорий  агрессивности и конфликтности,  так и на уровне методов  их диагностики. А кроме того, на поведенческом уровне конфликтность вряд ли может коррелировать с популярностью, а вот агрессия, как было показано на эмпирическом уровне, не исключает такой взаимосвязи и при определенных условиях коррелирует с социометрическим статусом, эмоциональной предпочитаемостью личности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.