На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Биологические и медицинские труды Авиценны

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Биологические и медицинские труды Авиценны
Содержание
Введение                                                                                                                   2
Глава 1. Факторы, повлиявшие на формирование научных взглядов Авиценны. Жизнь и творчество Авиценны                                                          4
Глава 2. Биологические и медицинские  труды Авиценны                                12
Заключение                                                                                                             26
Список  литературы                                                                                                27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Здоровье  сохранять – задача медицины,
Болезней  суть понять и устранить причины.
Авиценна. Из книги «Поэма о медицине» [2, 4]. 

Введение 

      Ибн Сина или  Авиценна - знаменитый ученый средневекового Востока, образ которого стал мифическим. Его называют «Аристотелем средневекового Востока», подчеркивая  то, что он систематизировал и синтезировал все научные знания, которые были накоплены к тому времени. Действительно, труды Авиценны - вершина развития научной мысли эпохи средневековья. Образ, да и сама жизнь, этого человека противоречивы. Он сумел не только обобщить имеющиеся научные достижения, но и дал мощный импульс дальнейшему развитию знания, однако в те времена фундамент религии был незыблем, а человек был всего лишь песчинкой, потому импульс этот оказался слабым, и со временем многие великие научные открытия Авиценны затерялись во времени и пространстве. Важность открытий средневекового ученого начали осознавать в полной мере только в ХХ веке.  И в наши дни все исследователи признают, что Авиценна создал основательную базу для развития многих наук, и в особенности биологии, анатомии и физиологии человека человека, медицины. Жизнь великого ученого была полна и резких взлетов и резких падений, но уже при жизни Авиценна был признан великим ученым и врачевателем и о нем слагали легенды. Сам ученый никогда на возвеличивал себя и свои достижения, он посвятил свою жизнь научному поиску,  трудился, создавал. К сожалению, часть трудов Авиценны погибла, часть была переписана по памяти другими учеными, учениками, последователями, и поэтому нередко содержала и ошибки, исправления и дополнения, иногда сильно расходящиеся с действительностью. Возможно поэтому долгое время ценность трудов Авиценны признавалась не всеми специалистами в области академической науки. Но факт, что работы средневекового ученого были важным шагом в развитии биологии, медицины и многих других наук, несомненен. Авиценна - уникальное явление средневековья. Он был человеком во многом опередившим своё время — человеком универсально развитым — и философом, и поэтом, и ученым, и врачом —  потому творчество этого  замечательного ученого и в наши дни заслуживает внимания и изучения.  Это определяет актуальность выбранной темы.
      Всего Авиценна написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас  дошли только 274 (часть работ сохранилась  фрагментарно). Им написано более 108 работ, посвященных философии, более 50 -посвященных медицине, более 30 - посвященных естественным наукам, 20 - посвященных поэзии и разл. других. Но в современном мире известно практически в полном виде 104 исследования ученого - из них 58 посвящены философии, 20 - медицине, 14 - естественным наукам, и поэзии. И, конечно, сохранился ряд трудов освещающих вопросы права, логики, литературы, искусства и др. Как видно из приведенных данных труды по биологии и медицине занимают значительную часть творческого наследия Авиценны.
      Цель  реферата — дать характеристику биологическим  и медицинским трудам Авиценны.
      Для достижения цели необходимо выполнить  следующие задачи:
    рассмотреть историю жизни и творчества ученого;
    изучить условия и факторы формирования его научных взглядов
    проанализировать труды Авиценны в области биологии и медицины
    определить значение работ Авиценны для последующего развития науки.
      Теоретико-методологической базой работы послужили монографии, посвященные научной деятельности ученого, труды самого Авиценны, интернет источники. 
 

Глава 1. Факторы, повлиявшие на формирование научных  взглядов Авиценны. Жизнь и творчество Авиценны.
      Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си?на (перс. ??? ??? ???? ?? ??????? ?? ????? — abu ali hossein ebn-e abdallah ebn-e sina, тадж. Абуал? ?уссайн ибни Абдулло? ибни Сино), Ибн Сина (перс. ??? ????? — ebn-e sina, тадж. Ибни Сино, в латинизированной форме — Avicenna (Авице?нна); родился в селе Афшана близ Бухары, 18 июня 980 года — умер в г. Хамадан, 16 августа 1037. Его жизнь и научная деятельность приходится на период раннего средневековья, время становления исламской цивилизации, когда в арабском мире сложились наиболее благоприятные условия для развития наук.  Мусульманские завоевания в 7 и 8 веках поставили под власть халифата обширные земли юга Европы, Северной Африки и значительной части Азии, на этой территории возникает арабская цивилизация, которая была многонациональной (персы, сирийцы, испанцы и евреи), единственное, что объединяло эти народы - арабский язык. Халифы — правители нового государства с первых же шагов новой религии сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники, искусства одним из требований ислама. В отличие от забвения науки в средневековой  Европе, на территории Малой и Средней Азии, на Севере Африки и юга Испании расцветает арабская цивилизация, опирающаяся и бережно сохраняющая знания прошлого. Арабская культура с ее фанатичной жаждой завоеваний проявила высокий уровень терпимости к чужеземным традициям и знаниям. Драгоценные греческие и римские рукописи, которые сжигались и уничтожались, в руках первых христиан, были заботливо сохранены, переведены, снабжены комментариями и приняты в качестве основных законов и правил в арабской науке. Развитие научной мысли Запада и Востока до XVI в. шло своими путями: в арабском мире наука находилась под меньшим воздействием религии, чем в Европе. Ряд арабских ученых создавали свои труды в русле научной традиции, рожденной учениями древних греков. Период расцвета исламской культуры характеризуется бурным подъемом во всех областях науки. В то время, когда Европа переживала упадок, в мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, медицина. При халифах Харун ар-Рашиде и Аль-Мамуне научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории, здания для научной и переводческой работы, библиотеки. Получило развитие школьное дело. Наивысшего развития среди биологических наук получила медицина.  
      Именно  труды предшествующих авторов стали основой дальнейших научных поисков Авиценны. Предшественниками арабской медицины являются несториане - христианская секта основанная патриархом Константинополя Несторием. Под преследованием католической церкви они были вынуждены бежать в город Гандешапур (Персия), где создали самый крупный медицинский центр. Они перевели множество греческих и латинских текстов на арабский язык и вели медицинские исследования. Самым выдающимся среди них был Хунайн ибн-Исхак ал-Ибади (809-877), его трактат «Альтерация глаза» - самый ранний из известных арабских текстов по офтальмологии. Другой арабский врач ар-Рази написал около 200 сочинений по медицине, включая энциклопедию «Всеобъемлющая книга по медицине», которая к сожалению была лишена систематизации. По каждой болезни он приводит в своей книги точку зрения греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, а затем присовокупляет к ним замечания и наблюдения из собственной практики и выносит заключительное суждение. К одному из его ценных трудов можно отнести сочинение «Об оспе и кори», содержащее описание различий между этими болезнями.  Создание медицинских энциклопедий было продолжено Ибн Аббасом, который написал «Царская книгу», но в отличие от ар-Рази, его труд был намного лучше составлен и систематизирован. Все эти работы стали основой для трудов Авиценны. Но его знаменитый «Канон врачебной науки» затмил обе эти книги. Труд Авиценны, суммировавший достижения греко-арабской медицины, был главным источником медицинских знаний для Азии и Европы в течение последующих шести веков.
      Ибн Сина родился в 980 году в местечке Афшана, близ Бухары. Мать была родом  из этого же селения, отец родился  в Балхе, имеются упоминания о  том, что он служил у бухарского эмира  сборщиком податей, и относился  к так называемым исмаилитам, что позже также скажется на судьбе Ибн Сины. Семья имела материальный достаток, и родители старались дать сыну всестороннее образование. Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Семья переехала в Бухару, когда Ибн Сине было 5 лет. Ибн Сина еще в детстве стремился разносторонне познать весь мир. Под руководством ряда известных ученых  своего времени мальчик изучал разные предметы. Успехи мальчика в учении были поразительны - уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. Изучение трудов ученых прошлых эпох открыло  Авиценне совершенно новые знания: по трудам хорезмийца Муххаммада Хорезми (8-9в.) он научился индийскому счету - основам арифметики, и двум способам решения уравнения - основам алгебры. Древнегреческий философ Порфирий Тирский (3в.)познакомил Авиценну с логикой Аристотеля; древнегреческий ученый и математик Евклид (3в. до н.э.) открыл для будущего ученого мир геометрии, древнегреческий ученый и математик Плотомей (2в.) познакомил с астрономией. Однако самый сильный интерес и особое тяготение у молодого Ибн Сины появилось к медицине. 
      Очень быстро в овладении различными знаниями Авиценна превзошел своих учителей. Так, о своем учителе Абу Абдаллах ан-Натили Ибн Сина писал следующее: «Какой бы вопрос учитель не выдвигал, я проникал в суть лучше его самого, пока не изучил у него все начатки логики, ибо в тонкости ее он сам не разбирался. Потом я занялся чтением по логике и тонкости этой науки выяснил самостоятельно. Прошел я также с ним 5-6 теорем Евклида, а остальное выяснил самостоятельно и разобрался в их трудностях. Затем мы перешли к «Альмагесту»(труд Клавдия Птолемея о космографии и астрономии). Когда мы закончили вводную часть и перешли к геометрическим формулам, Ан-Натили оказался не в силах обучать меня. Он сказал : «читай сам, решай теоремы, а затем приходи ко мне и показывай итоги, я тебе объясню, что правильно, а что неправильно. Тогда я докладывал учителю, но следствием всего этого было то, что таким путем были устранены некоторые смущавшие учителя неясности. Много было таких вопросов, которые он до того не знал и научился им от меня» [4, 15]. Таким образом, с 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно.
      Имея  большой интерес к медицине, в  возрасте 15 лет Ибн Сина приступает к изучению классических трудов врачей Греции, Рима, Египта, Индии и других стран древнего мира. Однако он не ограничивался  теоретической медициной, а много наблюдал и занимался практической медициной. О этом периоде Авиценна писал: «...В ту пору я занимался изучением медицины, пополняя чтение наблюдением за больными, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя было найти в книгах» [3, 168]. В некоторых источниках упоминается о встрече Авиценны с неким еретиком врачом, где в тайне они произвели вскрытие трупа человека и трупа лошади «дабы убедиться в схожести организмов».В воспоминаниях Ибн Сины: «Я был в ужасе, я был потрясен увиденным... мне страшно...Я нарушил одну религию, но я не проклинаю себя за это. Я создам учение но о Человеке и для него...» [4, 23]. 16-летним юношей он достаточно полно освоил теоретическую и практическую медицину и очень скоро молодой врач приобрел широкую известность не только в Бухаре но и за ее пределами. Энциклопедические познания молодого ученого были не только результатом его исключительной одаренности и таланта, но и плодом чрезвычайно напряженного труда.
      Доказательством невероятной тяги Ибн Сины к знаниям и его трудолюбия может служить история, рассказанная им самим в автобиографии. Такие науки как геометрия, астрономия, музыка давались Ибн Сине легко, но лишь до тех пор, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. «Тогда я посвятил себя чтению в продолжении полутора лет. В то время я недосыпал ни одной ночи, да и в течении дня не занимался ни чем иным кроме науки. Такую жизнь я вел до тех пор, пока не усвоил диалектику, физику и математику настолько, насколько вообще доступно человеку. Затем я обратился к метафизике Аристотеля, однако не смог понять смысл, хотя 40 раз прочел эту книгу, так что знал ее наизусть, и отчаивался когда-либо постигнуть ее, но однажды вечером, когда я шел по книжному базару в Бухаре, который я посещал очень часто, книготорговец предложил купить мне книгу, которая оказалась «комментарием» Ал-Фараби к «Метафизике» Аристотеля. Возвратившись домой, я прочел эту книгу и с ее помощью понял ту, которую знал уже наизусть» [4, 27].
      Благодаря своей славе врачевателя в 16 лет  Ибн Сину был приглашен ко двору тяжело заболевшего правителя Бухары — эмира Нух ибн Мансура. Ибн Сина успешно вылечил его и в награду получил разрешение пользоваться книгохранилищем Эмирского дворца (знаменитое книгохранилище Самани). Эта библиотека считалась одним из богатейших книгохранилищ средневекового Востока. В ней хранились уникальные произведения древних ученых и философов. Ибн Сина с присущим ему рвением и жаждой к знанию приступил к изучению произведений этой библиотеки. Все, с чем он сумел познакомиться, сохранилось в его памяти до конца жизни.
      После взятия Бухары тюрками и падения  династии Саманидов в 1002 году Ибн  Сина направился в Ургенч, ко двору  правителей Хорезма.   Здесь в  то время жили многие замечательные  ученые: историк и философ Абу  Райхан Бируни, философ, медик и математик Абу Сахл-Масихи, крупный медик Абул-Хайр Хаммар и другие. Совместная работа Ибн Сины с этими учеными способствовала дальнейшему совершенствованию его знаний. Годы его жизни в Хорезме считают самыми плодотворными в научной отношении. Однако и война, которую Авиценна застал в Бухаре оставила значительный след в его творчестве, так как способствовала овладению и совершенствованию знаний по анатомии человека. По прибытии в Хорезм Авиценна начал работать над своими знаменитыми работами по медицине — «Каноном врачебной науки» и «Книгой Исцеления», которые принесли ему заслуженную славу. Уже в первом томе «Канона» в раздел посвященном анатомии, Ибн Сина изложил многие факты точнее и полнее Галена. А ведь галеновская анатомия - знаменательное открытие и вся европейская медицина пользовалась ею более 1500 лет. За успехи, достигнутые в области врачевания, Авиценну стали называть в Хорезме «князем врачей».
      Но  и на этот раз период покоя длился недолго. В 1008 году Хорезм был завоеван Махмудом Газерви, ярым противником всякой прогрессивной мысли и науки. Для Авиценны благополучная жизнь сменилась годами скитания. Сначала Ибн Сина, переодевшись в одежду дервиша, бежал из Хорезма и после долгих скитаний в песках Каракумов добрался до границ современного Туркменистана и остановился в городе Абиверд. Сопровождавший его учитель и друг Абу Сахл ал-Масихи по дороге умер, не выдержав трудностей перехода через пески. Через некоторое время Авиценна перебрался в Нисо (недалеко от современного Ашхабада), затем Нишапур (территория современного Ирана), Горган, где встретил Абу Убайда Джузджани, который стал его верным учеником. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. На чужбине Ибн Сина претерпел много лишений. Несмотря на это он всюду продолжал свою научную работу и практическую деятельность - писал книги, лечил больных, занимался с многочисленными учениками.
      Весть об Ибн Сине дошла до правителя  Горгана Кабуса, у которого болел  племянник. Ученый был приглашен  во дворец и вылечил больного. По преданию племянник Кабуса страдал любовной меланхолией и, отказавшись от еды и лишившись сна, дошел до крайнего истощения. О причине своего страдания никому не говорил, т.к. девушка, которую он любил была дочерью простого ремесленника, ни один врач не мог установить истинную причину болезни, а следовательно вылечить. Ибн Сина, осмотрев больного, не нашел каких либо изменений в его органах, хотя состояние было крайне тяжелым, и предположил что молодой человек страдает любовной меланхолией. Ибн Сина попросил привести человека знающего все улицы и дома города. Старец называл улицы, а ученый прощупывал пульс больного, когда была названа одна улица, пульс заметно участился, Ибн Сина попросил называть имена владельцев домов на этой улице, при названии одного из них пульс стал биться сильнее, больной начал проявлять беспокойство. А услышав имя дочери владельца дома больной упал в обморок. Ибн Сина посоветовал женить молодого человека на этой девушке. В благодарность правитель разрешил Ибн Сине жить в Горгане и заниматься лечением больных. Ибн Сине часто приходилось решать вот такие, казалось бы неразрешимые задачи, связанные с психическими нарушениями.
      Пользуясь покровительством Кабуса, Ибн Сина развернул широкую научную и  практическую деятельность: за короткий срок им было написано много философских и медицинских трактатов, подготовлено большое количество учеников. Но вскоре в Горгане совершается дворцовый переворот, Кабус был убит, а правителем города стал его сын, который не был покровителем Ибн Сины. Он предложил ученому уйти из города, в противном случае обещал выдать Махмуду Газневи. Начались новые странствия Ибн Сины по миру. Прожив некоторое время в городе Мазандаран, Ибн Сина переехал в Рей - один из административных, ремесленных и торговых центров, в котором жили многие ученые, философы, поэты, медики. Авиценна был принят в число дворцовых служителей. Из Рея переехал в Хамадан, а так как Ибн Сина был знатоком правовых наук и государственного устройства, правитель города Шамс ад-Давл приблизил ученого ко двору. В 1015—1024 гг. Авиценна жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визиря, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.
      Находясь  на государственной службе, Ибн Сина не оставлял занятий наукой. С рассвета читал и писал, затем выполнял свои государственные обязанности, вечером принимал учеников, до поздней  ночи изучал новые материалы, писал свои труды.
      После смерти Шамс ад-Давла Ибн Сина уходит с поста визиря и всецело отдается научным занятиям. По некоторым источникам, Ибн Сина именно здесь закончил свой знаменитый «Канон врачебной науки» и трактат «Книга исцеления». В  «Книге исцеления» ученый разворачивает картины перехода друг в друга трех состояний мира: мира камней в мир растений, мира растений - в мир животных, мира животных - в мир человека. Ибн Сина показал, что все стадии космо — и биогенеза - единый процесс различных состояний четырех основных первоначал материи: огня, воздуха, праха, воды. Они своими качественными взаимопереходами и скачками и порождают все то великое многообразие и единство, которое есть мир. Ибн Сина так и пишет: «От одного качества к другому качеству можно перейти одним толчком и можно переходить постепенно».
      Однако  вскоре и в Хамадане для Ибн  Сины складывается очень неблагоприятная  обстановка: новый правитель Тадж-ад-Давл стал преследовать ученого. За попытку  перейти на службу к правителю  Исфахана Авиценна на четыре месяца был заточен в крепость, где пишет такие произведения, как трактат «Живой сын бодрствующего» и книгу «О коликах».
      Вскоре  Хамадан был завоеван правителем Исфахана Ал ад Давлом, который освободил  Ибн Сину. Ученый переехал в Исфахан и занял пост визиря. Однако Ибн Сина не мог спокойно продолжать свою научную деятельность, так как все время должен был сопровождать Ала ад-Давла в его бесконечных военных походах. Постоянные переезды, преследования и тревоги подорвали здоровье Ибн Сины и он скончался в городе Хамадане в 1037 году в возрасте 57 лет. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.
      Но  даже смерть великого ученого и врача  была окутана легендами: по преданию, почувствовав близкий конец, Ибн Сина решил дать бой смерти. Он приготовил 40 снадобий, которые надлежало последовательно применить в случае его смерти, и продиктовал правила их использования своему самому верному ученику. После смерти Ибн Сины ученик приступил к оживлению, с волнением замечая, как немощное тело старца постепенно превращается в цветущее тело юноши, появляется дыхание, розовеют щёки. Оставалось последнее лекарство, которое нужно было влить в рот и оно бы закрепило жизнь, восстановленную предыдущими снадобьями. Ученик был так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд. Спасительная смесь ушла в глубину земли и через несколько минут перед учеником лежало дряхлое тело учителя [5].
 
Глава 2. Биологические  и медицинские  труды Авиценны 

      За  свою жизнь Ибн Сина создал более 450 трудов. Причем многие из них стали  в своей области энциклопедиями эпохи. Не менее 50 из них были посвящены  биологии и медицине. Полностью или  частично до нас дошло 20 трудов по этой тематике.
Основные  медицинские произведения Ибн Сины: 
 «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца. Пневму — летучую субстанцию, зарождающуюся из четырех парообразных соков организма, Авценна считал субстратом любых жизненных и психических явлений. Пневма, пот мнению ученого, может быть носителем различных, в том числе и душевных сил, но они не присущи ей изначально. Развивая эту точку зрения Авиценна допускал смертность души.
«Удаление вреда от разных манипуляций посредством  исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон  ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
«Поэма  о медицине» («Урджаза фит-тиб»).
«Трактат  о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
«Мероприятия  для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
«Трактат  о сексуальной силе» («Рисола  фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных  нарушений.
«Трактат  о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и  лечебное применение различных по составу  смесей уксуса и мёда.
«О сердечных  средствах»,
«О гигиене»
«Трактат  о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
«Кровеносные  сосуды для кровопускания» («Рисола  фил-урук ал-мафсуда»).
«Рисола-йи жудия» — описываются лечение  заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме  этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.
      Из  других медицинских трудов известны такие как «Правила использования  лекарства», «Лихорадки и опухоли», «Нервные болезни и параличи», «Афоризмы  о медицине» и «Медицинские указания», «О сохранении здоровья», «О мероприятиях по устранению вредных воздействий внешних факторов»,
      Одно  центральных мест в трудах Авиценны Ибн Сины занимает «Книга исцеления» («Китаб аш-шифа»). Это многотомник  ( книга состоит из 18 томов), который  включает в себя сведения из множества наук - все достижения научной мысли того времени хотел внести в книгу Авиценна: геологию, геофизику, метеорологию, физику и оптику, химию, ботанику, зоологию. К основным философским трудам ученого относятся также «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» («Даниш-намэ»).
      Выдающееся  сочинение, посвященное биологии и  медицине — «Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — объемом 14 томов —  сочинение энциклопедического характера, в котором предписания  античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. «Канон» - не только обобщение медицинской науки за предшествующий период, но и личный опытный практический итог. «Канон» - новый этап в развитии научной медицины.  В этом труде Авиценна обобщил и опыт прошлого и свой личный опыт, свои наблюдения. Предположительно работа над «Каноном» была начата в 1012 и завершена в 1020 - 1024 годах. Трактат состоит из 5 книг, каждая из которых посвящена определенным разделам медицины.
      Первая книга «Канона» посвящена теоретическим вопросам медицины и представляет труд, состоящий из 4х частей, 14 отделов, 11 глав, 256 параграфов. В ней дается определение медицины, раскрываются задачи этой науки.
      В первой части приводится учение о  соках и натуре (темпераменте), дается сжатый анатомический очерк так называемых “простых” органов человеческого тела. Описываются кости, суставы, связки, мускулы, сухожилия, кровеносные сосуды и другие органы. Кровеносные сосуды Ибн Сина подразделил на пульсирующие (артерии) и покоящиеся - вены. Описал достаточно точно сложный мышечный аппарат глаза. Глаз - сколько гимнов пропето этому чуду природы, а Ибн Сина взял нож, препарировал и описал «...Мышц, движущих глазное яблоко, четыре по четырем сторонам: сверху, снизу, и у обоих уголков глаза, каждая из них движет глаз в свою сторону. Еще две расположены вкось они движут яблоко по кругу. Позади имеется мышца подпирающая полый нерв. Нерв утяжеляет мышцу и не дает ей расслабиться, что привело бы к пучеглазию...»[1, 86]  Он не только открыл мышцы глаза, он одним из первых определил главенствующую роль сетчатки, описал семь видов язв роговицы, дал свою теорию зрения, перечеркнув теорию зрения Платона, Аристотеля, Галена.  В то время ученому было лишь 25 лет. Он описал даже операцию по удалению катаракты и три оболочки глаза с соответствующими им тремя жидкостями, чего тоже нет у Галена . «Первая оболочка - снег (хрусталик), вторая - расплавленное стекло (стекловидное тело), третья - яичный белок (влага передней камеры)» А вот описание сердца, которое дает Авиценна - «Три полости и два придатка в виде ушек. Придатки эти сморщены и расслаблены пока сердце сжато. А при расширении натягиваются и помогают выжимать содержимое внутрь» [5]. Вот что пишет ученый о костях и скелете - «Позвонки спинного хребта - основа, на которой тело построено, как корабль на брусе... А есть еще кости, подвешенные к частям тела, как кость, похожая на букву "ЛЯМ" которая связана с мышцей гортани... Совокупность костей черепа, например, - броня мозга, которая его закрывает и предохраняет от бедствий. Почему хорошо, что череп состоит не из одной кости, а из многих? Если случится порча кости, то она не распространится на весь череп. Кроме того в одной кости не может быть различия в отношении твердости и мягкости, рыхлости и плотности, тонкости и толщины. Швы природные между костями открывают возможность мозгу дышать, особенно в первой трети жизни...» [1, 89].
      Во  второй части первой книги излагаются фактические причины и проявления болезни. При этом даются некоторые сведения и из патологической анатомии. Авиценна уделял внимание не только этиологии, но и профилактике заболеваний. Он предугадал до развития микробиологии существование патогенных микроорганизмов. Кроме того, Авиценной приводятся сведения о пульсе, его свойствах и разновидностях, а также о результатах исследования выделений (мочи, мокроты, кала и др.) больного.
      В третьей части ученым освещены факторы  здоровья и неизбежности смерти. Помимо этого, здесь рассмотрены правила  гигиены, а также указывается важное значение закаливания организма. Для этой цели Ибн Сина рекомендует физические упражнения, такие как бег, борьба, верховая езда, стрельба из лука, фехтование и др. По его мнению, все это должно проводиться с учетом особенностей организма, пола, возраста и иных  факторов. Подробно излагаются в этой части книги учения о питании, образе жизни и сохранении здоровья во все периоды жизни (общая и частная гигиена).
      Четвертая часть книги посвящена общим  принципам лечения, где  Авиценна излагает основные правила лечения болезней. Таким образом, первая книга «Канона» - это своеобразный учебник по анатомии и физиологии с пропедевтикой внутренних болезней.
      Вторая  книга «Канона» посвящена учению о простых лекарственных веществах. В ней подробно по алфавиту расположены и  описаны 811  простых растительных, животных, минеральных лекарственных веществ, которые могут быть использованы в деле врачевания. Книга состоит из 2х частей. В первой части излагаются общие свойства лекарственных веществ. Во второй - рассматриваются лекарственные формы, и перечисляются влияния этих субстратов на организм и лечение ими заболеваний отдельных органов.  Также вторая большая часть книги посвящена описанию свойств, способов получения, применения и действия отдельных лекарственных средств. «Если прикладывать лекарственные повязки с редькой и медом – это исцеляет злокачественные язвы, а семена ее с уксусом окончательно исцеляют гангренозные язвы» [1, 148] – так говорит Ибн Сина во второй книге «Канона» об обыкновенной редьке. «Если скорпион ужалит человека, который поел редьки, то человеку вреда не будет». Или еще: «Если выпить мяты до отравления, она отразит действие смертоносных ядов» [1, 202].  Почти восемьсот простых лекарств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их лечебных свойств и способов применения описал Ибн Сина во второй книге «Канона». Эта книга дает возможность ознакомиться не только с научной, но и с бытовой, народной медициной того времени. Лечебники и травники Древней Руси также постоянно упоминают его имя «Ависен», дают его рецепты. А многие лекарства, предложенные Ибн Синой, прочно вошли в фармакопею и применяются по сегодняшний день. Таким образом, вторая книга трактата, по сути, явилась наиболее полным для своего времени учебником по лекарствоведению. Современная медицина утратила большинство этих ценных знаний. Так, из приведенных в «Каноне» 396 растений в современной медицине применяют всего лишь 165.
      Третья  книга «Канона» самая большая  из пяти книг. Состоит из 22х частей, посвящена отдельным органам и системам человеческого организма. В каждой части даются описания анатомии и физиологии соответствующего органа и системы. Каждый раздел снабжен анатомо-топогрофическим введением. Затем разбирается патология этого органа, описываются причины и симптомы болезней. После этого излагаются методы лечения соответствующего заболевания. В основе классификации заболеваний лежит локалистический принцип. Таким образом, эта книга может называться полным учебником по частной патологии и терапии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.