На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь с наименее развитыми странами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     РЕФЕРАТ 
 

     Курсовая работа: 30 с., 1 табл., 2 рис.,21 источников, 6 прил. 

     НАИМЕНЕЕ  РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ (НРС), МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НРС, ВНЕШНЕТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. 

     Объект  исследования – экономическое развитие наименее развитых стран (НРС).
     Предмет исследования – определение места НРС в мировой экономике на основе анализа характерных для них макроэкономических показателей за последние несколько лет, а также определение социально-экономических проблем наименее развитых стран.
     Цель  работы: определение места НРС в мировой экономике, рассмотрение основных социально-экономических проблем в этих странах и перспектив их развития в будущем.
     Методы  исследования: сравнительный, логический анализ, экономико-статистические и экономико-математические методы.
     Элементы  научной новизны: выявлены и обобщены факторы, сдерживающие развитие наименее развитых стран, разработаны практические рекомендации по внешнеэкономическому сотрудничеству Республики Беларусь и наименее развитых стран.
     Экономическая  / социальная значимость: реализация предложений позволит повысить уровень экономического развития наименее развитых стран, увеличить экспортные поставки белорусских предприятий в наименее развитые страны и улучшить сотрудничество Республики Беларусь и НРС.
     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

 

 ВВЕДЕНИЕ

 
 
     Курсовая работа посвящена рассмотрению проблемы места наименее развитых стран (НРС) в мировой экономике. В 1971 году международное сообщество признало существование категории стран, отличающихся не только глубокой нищетой своего населения, но и структурной слабостью своих экономических, институциональных и людских ресурсов, нередко усугубляемой неблагоприятными географическими условиями. Эти страны, квалифицируемые Организацией Объединенных Наций как наименее развитые, представляют собой в своей совокупности беднейший и слабейший сегмент международного сообщества, а их экономическое и социальное развитие становится непростым вызовом как для них самих, так и для всего общества. Наименее развитые страны остаются на периферии мировой экономики из-за их структурной слабости и специфической формы их интеграции в мировое хозяйство.
     Данная  проблема является актуальной на настоящий  момент. Об этом свидетельствует популярность данной темы в научных публицистических изданиях, внимание СМИ к социально-экономической ситуации в НРС, активная деятельность ООН и мирового сообщества по урегулированию экономических, социальных, демографических, внутриполитических проблем, а также других факторов, сдерживающих развитие НРС.
     Целью данной курсовой работы является определение места НРС в мировой экономике, рассмотрение основных социально-экономических проблем в этих странах и перспектив их развития в будущем.
     Для достижения поставленной цели предусмотрено  решение следующих задач:
    определить критерии отнесения государств к группе НРС и дать их общую характеристику;
    выявить причины медленного развития экономики этих государств;
    рассмотреть основные макроэкономические показатели экономики НРС;
    изучить и обобщить социально-экономические проблемы и тормозящие факторы в экономике НРС;
    разработать и обосновать перспективы внешнеторгового сотрудничества Республики Беларусь с НРС.
     Источниками для написания курсовой работы явились  труды отечественных и зарубежных учёных-экономистов, материалы научной  периодики, отчётность государственных статистических органов Беларуси, средства Интернет.
 

     1 Макроэкономические показатели экономики наименее развитых стран

 
     На  основании разнообразных критериев  в мировом хозяйстве выделяется определенное количество подсистем. Наиболее полное представление о группах стран в международной экономике дают данные крупнейших международных организаций мира - ООН, МВФ и Всемирного банка.
     По методике ООН в числе важнейших показателей уровня социально-экономического развития любой страны следует выделять:
    ВВП/ВНП, а также ВВП/ВНП на душу населения;
    Отраслевая структура национальной экономики: доля продукции обрабатывающей промышленности и сферы услуг в ВВП/ВНП;
    Структура экспорта и импорта страны;
    Уровень и качество жизни населения;
    Уровень образования населения и продолжительности жизни.
     Для целей экономического анализа ООН  делит страны на:
        развитые страны (государства с рыночной экономикой);
        страны с переходной экономикой (в прошлом социалистические страны или страны с централизованным планированием);
        развивающиеся страны;
        наименее развитые страны.
     В 1971 году международное сообщество признало существование категории стран, отличающихся не только глубокой нищетой своего населения, но и структурной слабостью своих экономических, институциональных и людских ресурсов, нередко усугубляемой неблагоприятными географическими условиями. Эти страны (тогда их насчитывалось 25), квалифицируемые Организацией Объединенных Наций как наименее развитые страны (НРС), представляют собой в своей совокупности беднейший и слабейший сегмент международного сообщества, а их экономическое и социальное развитие становится непростым вызовом как для них самих, так и для их партнеров по процессу развития.
     Критериями отнесения страны к числу наименее развитых стран являются валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения не превышает 100 долл. США (в ценах 1970 г.), доля обрабатывающей промышленности в ВНП - не более 10% и уровень грамотности населения (старше 15 лет) - не выше 20% [10, c. 499-500].
     При удельном весе населения в 10,8%  на эту группу стран приходится 0,4% мирового экспорта, 0,7%  промышленного и 3,2 % сельскохозяйственного производства.
     Наибольшее  число слаборазвитых стран находится  в Тропической и Экваториальной Африке. На этой территории расположено 38 стран данной группы, производящих  1,2 %  ВМП.
     К числу наименее развитых стран относятся  ряд государств Тропической Африки (Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Чад, Того, Сомали), Азии (Бангладеш, Афганистан, Йемен, Камбоджа), Латинской Америки (Гаити) [16].
     На  сегодняшний день всего к числу  наименее развитых  стран относится 48 стран (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Одна наименее развитая страна (Кабо-Верде) перестала считаться таковой с 21 декабря 2007 года, и еще одна 2011 (Мальдивские Острова) году. Каждые три года список этих стран пересматривается Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС).
     В ходе своего последнего обзора перечня  наименее развитых стран в 2003 году ЭКОСОС ООН использовал для определения  наименее развитых стран следующие  критерии, предложенные Комитетом по политике в области развития (КПР):
    критерий низкого уровня дохода, рассчитываемого как приблизительное среднее значение валового внутреннего продукта на душу населения за три года (менее 750 долл. США для включения в перечень, свыше 900 долл. США для исключения из перечня);
    критерий слабости людских ресурсов, рассчитываемый с использованием сложного расширенного индекса реального качества жизни (РИРКЖ) на основе показателей: питания; здоровья; образования и грамотности взрослого населения;
    критерий экономической уязвимости, рассчитываемый с использованием сложного индекса экономической уязвимости (ИЭУ) на основе показателей:
    нестабильности сельскохозяйственного производства;
    нестабильности экспорта товаров и услуг;
    экономической значимости нетрадиционных видов деятельности (доля обрабатывающей промышленности и современных услуг в ВВП);
    концентрации товарного экспорта;
    негативного влияния узости экономической базы (измеряемой путем логарифмирования численности населения) и доли населения, перемещенного в результате стихийных бедствий (Е/2004/33).
     Таким образом, страна классифицируется в  категорию НРС, если удовлетворяет  всем трем критериям. Для исключения из перечня страна должна соответствовать пороговому значению по двум из трех указанных критериев в течение двух трехгодичных обзоров КПР подряд. Кроме того, поскольку в соответствии с основополагающим принципом, лежащим в основе определения наименее развитых стран, т.е. принципом признания структурных проблем, в эту категорию не включаются крупные страны, численность населения не должна превышать 75 миллионов человек.
     Причины бедности в этих странах различны: следствие колониальной политики (Гаити, Мьянма, Кот-д’Ивуар), периферийное положение (Непал, Бутан), отсутствие значительных запасов полезных ископаемых (Чад, Нигер, Бенин), диктаторские режимы (Гондурас), отсутствие выхода к морю (Мали, Центрально-Африканская Республика, Уганда), слаборазвитая транспортная, финансовая и социальная инфраструктуры, характерные для большинства из данной группы государств [21, с.419].
     Страны, получившие статус наименее развитых, пользуются особым вниманием мирового сообщества, что дает им льготный доступ к кредитам и займам, а также  время от времени они могут рассчитывать на оказание гуманитарной помощи со стороны более развитых государств.
     Для наименее развитых стран характерны низкие, или даже отрицательные темпы роста. Для этих стран характерно слабое развитие рыночного механизма. В структуре хозяйства этих стран преобладает аграрный сектор (занято в среднем 80% самодеятельного населения, создающего всего 42% валового внутреннего продукта, неразвитостью промышленности, низким покупательным уровнем населения), хотя он не в состоянии обеспечить внутренние потребности в продовольствии и сырье. В последние годы несколько изменилось положение в сельском хозяйстве ряда стран региона. Они стали отказываться от традиционно монокультурного хозяйства. Например, Гана, известная как главный производитель какао-бобов, теперь занимается выращиванием ананасов и производством ананасового сока. По оценкам экспертов, для осуществления модернизации сельского хозяйства необходим ежегодный приток инвестиций, составляющий не менее одной четверти расходов государственного бюджета. Однако в настоящее время на эти цели направляется менее 10% бюджетных средств.
     Национальный  капитал в большей части, тем  не менее, сосредоточен в коммерческой сфере. Однако он предпочитает занимать нишу торговли импортными товарами и  не инвестировать национальное производство из-за высокой степени риска [21, с.421-422].
     Крайне  низкий уровень накопления средств  населения и производственных капиталов  делает невозможным инвестирование ключевых отраслей, подготовки квалифицированной рабочей силы, усовершенствования технологий. Это в свою очередь не способствует росту производительности труда. Низкий уровень накопления является результатом бедности и одновременно причиной ее сохранения. Незначительный объем инвестиций не обеспечивает внедрение новых технологий. Например, в 2009 г. совокупная сумма всех ПИИ, вложенных в экономику 42 государств Западной, Центральной и Восточной Африки, составляла 105 млрд дол. или вдвое меньше, чем объем инвестиций в экономику лишь одной Бразилии. Низкий внутренний спрос даже на товары первой необходимости не позволяет создавать предприятия не только массового, но и серийного производства.
     Слаборазвитые страны находятся на начальном этапе  развития индустриального общества. В них преимущественно развиты отрасли по добыче полезных ископаемых и переработке сельскохозяйственного сырья, а также по производству продуктов питания и товаров повседневного спроса.
     В вышеназванных  государствах промышленное производство осуществляется преимущественно  на малых предприятиях. По числу занятых малые промышленные предприятия занимают второе место после аграрного сектора  и во многом связаны с ним производственными взаимоотношениями. Они более эффективно используют имеющиеся незначительные сырьевые ресурсы, поставляют населению потребительские товары, производят орудия труда для сельского хозяйства. На таких предприятиях большой удельный вес живого труда, в том числе семейного, детского и женского. Отметим, что для этой группы стран характерна неразвитость складского, холодильного хозяйства, другой инфраструктуры и имеют место постоянные перебои в подаче электроэнергии. Например, в государствах Восточной Африки из-за проблем с ограниченным обеспечением электроэнергией около 70% ремесленников работают в помещениях без электричества и водопровода.
     Способность мелких предприятий приспосабливаться  к нестабильной экономической ситуации нашла отражение в особых их формах - объединении промышленной и сельскохозяйственной деятельности. Это так называемые «сельская индустриализация» и «малая индустриализация», которые преимущественно создаются за пределами крупных городов для максимального приближения к сырьевой базе. Такие формы предпринимательства дают возможность расширить масштабы использования местных естественных ресурсов, а за счет развития трудоемких производств снизить отток рабочей силы из сельской местности.
     Широко  функционирует неформальный сектор. В Азии и Африке более 50% женщин, не занятых сельским хозяйством, работают в неформальном секторе (Замбия – 72%, Гамбия – 62%), охватывающем преимущественно розничную торговлю и традиционные для этих стран услуги.
     Высокие темпы урбанизации способствуют переполнению городов избыточной рабочей  силой. В них удельный вес неформальной занятости составляет 20-60%. В теневом  секторе производят ковры, текстиль, игрушки, обувь, искусственные цветы и другие товары.
     В мировом хозяйстве наименее развитые страны занимают место периферии, выполняя функции поставщиков сырья и  дешевой рабочей силы.
     Международная организация труда 29 марта в Нью-Йорке опубликовала доклад, в котором говорится, что экономический рост наименее развитых стран не может полагаться исключительно на экспорт сырьевых товаров, а должно уделяться большое внимание разнообразию производства.
     В ходе периода 2002-2007 годов реальный ВВП НРС как группы рос более чем на 7% в год. Это стало самым большим и продолжительным ускорением роста, достигнутым этой группой стран с 1970 года, и гораздо более высоким общим макроэкономическим результатом, чем в 1990-е годы. Однако не все НРС пережили бум: у чуть больше четверти НРС (14 стран) душевой ВВП рос медленно или сократился. Однако из-за высоких темпов роста населения НРС душевые темпы роста ВВП, которые имеют большее значение с точки зрения благосостояния людей, остаются чуть ниже, чем в других развивающихся странах. Тем не менее за этот период бума целевые темпы роста Брюссельской программы действий для наименее развитых стран на десятилетие 2001-2010 годов (БПД) были достигнуты в НРС как группе, а также в 16 НРС.
     Движущимися силами бума послужили рекордные объемы экспорта, притока ПИИ и переводов мигрантов, хотя они распределялись между НРС неравномерно. Особенно важным в качестве движущей силы роста ВВП был рост товарных цен, в частности на нефть и минеральное сырье. Однако экономический бум в НРС был системно неустойчивым, будучи основан на такой модели глобального роста, которая вела к усилению глобальных диспропорций, увеличению неравенства в доходах и росту объема частного долга, не сопровождавшемуся соразмерным наращиванием реальных активов. Модель экономического роста НРС вызывала их все большую незащищенность от внешних шоков и не влекла за собой существенного сокращения бедности. В этот период, характеризовавшийся высокими темпами роста ВВП, число людей, живущих в крайней бедности, росло в НРС более чем на 3 млн. человек в год.
     Проводя в прошлые десятилетия такого рода политику, НРС  не смогли реализовать  модель догоняющего роста, основанную на развитии производственного потенциала, что повысило бы устойчивость их экономики  и вывело бы их на путь роста, имеющего более широкую социальную базу.
     При том, что их душевой ВВП существенно вырос в реальном выражении, разрыв между ними и другими развивающимися странами продолжал возрастать (Рисунок 1.1). 

 

     Рисунок 1.1 -
     Примечание  – Источник: [8]. 

     Беспрецедентный период экономического роста принес лишь ограниченное улучшение хронического дефицита инвестиций в НРС. Инвестиции в НРС как группе стран выросли  с 20% ВВП в 2000 году до 23% в 2008 году. В  период годов бума 2002–2007 годов в 19 НРС норма валового производственного накопления даже сократилась.Внутренняя норма накопления в НРС, исключая экспортеров нефти, застыла на крайне низком уровне 10% ВВП. Если скорректировать накопление на истощение запасов ископаемого топлива, минерального сырья и других форм экологического капитала, то окажется, что в период экономического бума оно сократилось, когда скорректированное чистое накопление было в 2008 году близко к нулю.
     На  сектор обрабатывающей промышленности в период 2006– 2008 годов приходилось  около 10% ВВП, примерно столько же, что и в начале бума. В период 2000–2008 годов 27 НРС пережили деиндустриализацию (фиксируемую снижающейся долей добавленной стоимости, созданной обрабатывающей промышленностью, в их ВВП).
     Импорт  машин и оборудования, крупный источник технологического развития и производственного накопления, в годы бума увеличился лишь незначительно во всех НРС, за исключением экспортеров нефти.
     Добавленная стоимость в сельском хозяйстве  на одного работника росла в последние 20 лет темпами, составляющими треть от показателя роста ВВП на одного работника, и в период бума этот разрыв продолжал нарастать.
     Урожайность зерновых за последние 20 лет, включая  периоды бума, выросла в НРС  лишь незначительно, и темпы ее роста  были гораздо меньшими, чем в среднем в мире [8].
     Доля  топлива и минерального сырья  выросла в 2000-2007 годах с 43% до 67% совокупного  товарного экспорта НРС. Во многих НРС  в период бума выросла зависимость  от нескольких экспортных товаров, в  частности основных видов сырья; возросла и концентрация экспорта. В годы бума заметно выросла зависимость НРС от продовольственного импорта с 7,6 млрд. долл. США в 2000 году до 24,8 млрд. долл. США в 2008 году.
     Во  время кризиса в 2008-2009 гг. НРС как  группа также пережила резкое замедление экономической динамики. Непосредственное воздействие кризиса было передано через финансовые рынки.  Последствия глобального кризиса передавались в НРС главным образом по каналам, связанным с торговлей: резкое и синхронное падение сырьевых цен в сочетании со снижением глобального спроса привело к резкому снижению экспортных доходов, в частности экспортеров нефти и минерального сырья. Кризис тяжело ударил также по сектору услуг (главным образом туризму и морскому транспорту), что имело серьезные последствия для островных НРС: в целом, при том что экспорт НРС в середине 2009 года продемонстрировал оживление, поддерживавшееся повышением конъюнктуры сырьевых цен, он все еще был намного ниже докризисного уровня. Кроме того, в результате глобального кризиса резко сократился приток ПИИ в НРС. Это больнее всего ударило по Анголе, Гвинее, Демократической Республике Конго, Мадагаскару и Центральноафриканской Республике, которые ранее в значительных объемах привлекали ПИИ в добывающую промышленность.
     Несмотря  на это замедление, НРС как группа все же достигла в 2009 году более высокого среднего роста ВВП, чем любая из групп других развивающихся стран (ДРС) или развитых стран.
     Такая видимая экономическая устойчивость НРС в период кризиса может  быть во многом отнесена на счет ряда внешних факторов. Прежде всего, в 2009 году произошел значительный рост помощи со стороны Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и региональных банков развития, что отчасти компенсировало снижение притоков частного капитала. Кроме  того, международные сырьевые цены в ходе года продемонстрировали рост, в основном связанный с увеличением спроса со стороны крупных  стран   развивающихся  рынков. Для  экспортеров несложных готовых изделий из числа НРС было благоприятным увеличение спроса на эти товары в ходе спада. Наконец, не ослабевал рост денежных переводов работников в НРС, которые в наибольшей степени зависят от них [8].
     В 2010 г. наблюдался рост экономической активности в большинстве НРС, чему способствовали оживление мировой торговли и повышение цен на целый ряд сырьевых товаров. В некоторых государствах увеличению темпов развития содействовало дополнительное предоставление государственных средств. В результате прирост ВВП в целом по НРС вырос (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Если в 2009 г он составил 4% (самый низкий за десятилетие показатель), то в 2010 - 2012 гг., по всей видимости, можно ожидать его повышения примерно до 5,5% в среднем за год. Указанный уровень существенно уступает достигнутому в 2003 - 2008 гг. (7,2%). В пяти НРС - экспортерах углеводородного сырья прирост ВВП сократится с 9,2% в 2003 - 2008 гг. до 4.6% в 2010 -2012 гг. В Экваториальной Гвинее произойдет снижение добычи нефти, в Анголе экономический рост замедлится примерно до 5% . Совершенно иначе складывается ситуация в НРС - импортерах топлива, там следует ожидать увеличения прироста ВВП с 5,5% в 2009 г. до 6,1% в 2010 - 2012 гг., что ненамного уступает реальному показателю в 6,3%, зарегистрированному в 2003 - 2008 гг. За агрегированными статистическими данными скрываются значительные пострановые различия. Эксперты ООН считают, что некоторые страны Восточной и Южной Африки продемонстрируют в ближайшие годы более высокую динамику развития: в 2011 - 2012 гг. прирост ВВП вырастет до 6% в среднем за год благодаря имеющимся возможностям в деле проведения адекватной макроэкономической политики, улучшению управления и запланированному увеличению государственных расходов, особенно на модернизацию инфраструктуры [15, с.1].
     Так, в странах подобных Мозамбику, несмотря на высокую и устойчивую динамику в течение многих лет, крупной проблемой остается ненадежность обеспечения населения продовольствием. Продолжающийся рост цен на продукты питания приведет, по всей видимости, к усилению проблем в продовольственной сфере и в других НРС.
     Экономический рост в западноафриканских НРС (за исключением Либерии) останется невысоким, в частности, из-за сохранения "узких мест" в инфраструктурной сфере. Недостаточны установленные электроэнергетические мощности, высокого уровня достигают транспортные расходы, положение усугубляется тем, что в ближайшей перспективе решить эти проблемы не представляется возможным.
     В период финансового кризиса экономика Бангладеш, выделяющейся среди НРС по численности населения, оказалась относительно устойчивой благодаря высокому внутреннему спросу, частично поддерживаемому возросшими правительственными ассигнованиями. В 2010 г. активной динамике роста ВВП помешали: падение темпов развития национальной промышленности (испытывающей трудности из-за перебоев со снабжением); замедление роста денежных переводов, поступающих из-за рубежа; ощущавшиеся в начале года проблемы со сбытом продукции швейной промышленности на западноевропейском и американском рынках вследствие ослабления там потребительского спроса. В условиях ожидаемого подъема в инвестиционной сфере прирост ВВП в Бангладеш, скорее всего, немного увеличится - до 6% в 2011 г. и 6,2% в 2012 г.
     Внутриполитическая  нестабильность и неспособность  властных структур гарантировать населению уверенность в завтрашнем дне негативно сказываются на экономическом развитии целого ряда НРС, в том числе Гаити, Йемена, Коморских островов, Мадагаскара, Непала, Сомали, Того, Эритреи. В этих государствах обеспечение прогресса в среднесрочной активе во многом будет зависеть от возможности надежного функционирования политической надстройки. Наличие серьезных дестабилизирующих факторов характерно для многих прибрежных государств Западной Африки, в том числе Гамбии, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Либерии, Сенегала, Сьерра-Леоне, где нередко не обеспечивается верховенство закона, а работа государственных органов не отличается особой эффективностью. В результате эксперты ООН не могут дать для этих государств достаточно благоприятный краткосрочный прогноз в экономической области.
     В условиях крупных различий в темпах преодоления последствий кризиса прогноз динамики развития для НРС может оказаться завышенным вследствие двух факторов. Во-первых, в связи с вялым развитием экономики развитых стран и ужесточением их бюджетно-финансовой политики создаются дополнительные проблемы для поддержания в краткосрочной перспективе на прежнем уровне оказываемой ими помощи НРС, Во-вторых, любое ухудшение положения на мировых продовольственных рынках обостряет проблему адекватного обеспечением продуктами питания, прежде всего в 21 НРС, сильно зависящей от иностранной продовольственной помощи.
     В докладе ООН приводятся данные о числе НРС и - для сравнения - других стран, в которых отмечается (или будет отмечаться, согласно прогнозу) сокращение ВВП на душу населения (А) или его увеличение (В; в данном случае не менее чем на 3%); в скобках указано число стран, охваченных исследованием (Таблица 1.1).  

     Таблица 1.1 –  

            А      В
       I II III I II III
Наименее  развитые страны (39) 8 5 4 9 15 15
Развитые  страны (35)       6 5 2 4 6 8
Страны  СНГ (12)       1 0 0 10 11 11
 
     Примечание - I- 2010 (оценка), II- 2011 (прогноз), III- 2012 (прогноз)
     Источник: [15, с.4]. 

     Так, ожидается, что их экономическое  оживление в 2011 году будет самым слабым среди всех групп стран. Оно будет отчасти зависеть от того, продолжится ли глобальное оживление и будет ли предоставление официальной помощи развитию (ОПР) способствовать росту инвестиций и поддержанию душевого потребления [15, с.4].
     Если  обратиться к шести другим показателям развития человека, по которым можно отслеживать прогресс в достижении конкретных привязанных к установленным срокам ЦРТ, то можно выделить следующие тенденции:
     Что касается цели всеобщего начального образования, то как НРС, так и  развивающиеся страны лишь ненамного отстают в ее достижении благодаря значительному ускорению роста числа школьников с 2000 года. Однако в НРС только 59% всех поступивших в первый класс кончают последний класс начальной школы по сравнению с 87% в развивающихся странах.
     Что касается доступа к безопасной воде, то развивающиеся страны уверенно движутся к достижению этой цели, но НРС как группа здесь отстает. С 2000 года в НРС не произошло сколь-нибудь существенных изменений в тенденции увеличения доступа к более качественным источникам воды.
     Как развивающиеся страны, так и НРС  отстают в плане темпов движения к целевому показателю снижения младенческой смертности и детской смертности на две трети в период 1990–2015 годов, хотя в НРС такие темпы снижения даже выше, чем в развивающихся странах. Однако, поскольку стартовый уровень младенческой смертности в НРС был крайне высок, в целом они не достигнут этого показателя к 2015 году. С 2000 года признаков ускорения прогресса не имеется.
     Что касается доступа к улучшенным ассенизационным  системам, то как развивающиеся страны, так и НРС здесь отстают, хотя темпы прогресса в НРС медленнее и какого-либо значительного ускорения с 2000 года достигнуто не было.
     Что касается материнской смертности, то как в НРС, так и в развивающихся  странах она снижается крайне медленно.
     Ускорение роста в НРС в ходе экономического бума привело к некоторому прогрессу  в достижении ЦРТ и снижении бедности с 2000 года. Однако в общем плане  уровень показателей развития человека остается очевидно низким: по большинству  показателей НРС находятся там, где другие развивающиеся страны были 20 лет назад.
     Из  имеющихся  данных, следует, что в  некоторых НРС кризис оказал большое  негативное воздействие. Например, по оценкам, в Бангладеш из-за кризиса  число людей, живущих в крайней нищете, выросло на 2 млн. человек, хотя эта страна не испытала слишком большого воздействия кризиса в плане макроэкономической динамики. Если глобальный экономический кризис будет иметь в НРС более длительные последствия и среднесрочный прогноз окажется правильным, число людей, живущих в нищете в НРС, безусловно, вырастет. Так, если показатели уменьшения бедности в следующие пять лет снизятся до уровня 1990-х годов, к 2015 году в НРС в нищете будет жить, возможно, на 7 млн. человек больше, чем в случае сохранения темпов сокращения бедности периода 2000-2007 годов [8].
     Главная цель политики НРС – это по-прежнему ускорение и повышение устойчивости роста, что позволит им догнать в  предстоящее десятилетие по крайней  мере страны со средним доходом и  значительно сократить бедность.
     В модельных расчетах задана масштабная цель ускорения роста доходов  в каждой из четырех групп НРС (африканские экспортеры энергоносителей, Бангладеш, другие НРС Азиатско-Тихоокеанского региона и другие африканские НРС плюс Гаити). Заявленная политическая цель – 2% повышение роста доходов на душу населения в 2011–2015 годах по отношению к прошлому десятилетию (2000–2010 годы) и ускорение еще на 2% в период 2016–2020 годов. В результате этого долгосрочный прирост душевых доходов достигнет 9% в год для африканских экспортеров энергоносителей, 8,5% для Бангладеш, 10% для других азиатских НРС и 7% для других африканских НРС. Эти цели для НРС следует соотнести с ожидаемым среднедушевым приростом доходов около 4% в мире в целом и 2–3% в странах с высоким доходом.
     Средний национальный доход на душу населения в 2020 году в размере примерно 3 400 долл. (по ППС 2000 года) для африканских экспортеров энергоносителей и 2 300 долл. для Бангладеш все же останется в несколько раз меньше среднего показателя по миру в целом (12 800 долл.), будучи меньше десятой части среднего показателя по странам с высоким доходом (35 700 долл.). Другие африканские НРС, как ожидается, покажут особенно плохие результаты из-за вялого экспорта, высокого демографического роста и увеличения расходов на импорт нефти. В этих странах среднедушевой доход вырастет совсем не намного, еще вообще вырастет, оставшись на уровне порядка 850 долл., в то время как государственный долг будет и далее составлять примерно 70% ВВП. Ожидается, что внешний долг будет расти и далее, достигнув почти 90% ВВП в группе "другие азиатские НРС" и не менее 150% ВВП в группе "другие африканские НРС" [9].
 


     2 Социально-экономические  проблемы и тормозящие  факторы в экономике  наименее развитых  стран

 
 
     С 2000 года наименее развитые страны в своей совокупности демонстрировали рост, составлявший в среднем 6 процентов в год. Однако внушительный экономический рост слабо отразился на масштабах нищеты в этих странах и даже углубил там проявления социального неравенства, особенно между сельскими и городскими районами. Кроме того, быстрый рост численности населения, сочетающийся со стремительной урбанизацией, привел к ситуации, когда продуктивность сельского хозяйства снижается, а беспрецедентно большая масса людей ищет работу за пределами аграрной сферы.
     Широко  распространено мнение, что с быстрым  ростом населения связаны основные проблемы бедности и голода в наименее развитых странах и что это ставит под угрозу социально-политическую и экологическую стабильность огромных регионов мира. Ученые приходят к выводу о существовании сложной системы взаимосвязей роста населения с проблемами голода, жилья, безработицы, инфляции. Быстрый рост населения является лишь одной из причин обострения глобальной продовольственной ситуации.
     Роль сельского хозяйства в экономике наименее развитых стран велика и многообразна. Сельское хозяйство не только обеспечивает трудовую занятость основной массы населения и дает ему средства к существованию, за счет экспорта сельскохозяйственной продукции происходят основные поступления валюты. Причем многие наименее развитые страны, несмотря на их сельскохозяйственную ориентацию, не обеспечивают себя необходимым продовольствием. Производство продовольствия в расчете на душу населения фактически сокращается. Основными причинами этого являются: низкий уровень производительных сил и технического оснащения сельского хозяйства, недостаточное использование минеральных удобрений, слабое развитие инфраструктуры. Большая внешняя задолженность и выплата процентов по внешнему долгу также лишают развивающиеся страны возможности модернизации сельского хозяйства.
     В настоящее время, в век научно-технического прогресса, в развивающихся странах (по оценкам экспертов ФАО) более 1 миллиарда человек систематически недоедают, а около 150 миллионов страдают от голода, и десятки миллионов ежегодно погибают от него. По последним данным ежегодно от голода умирают от 13 миллионов до 28 миллионов.
     Статистика  этой трагедии ужасающая: каждую минуту гибнет 24 человека, причем 18 из них –  дети. Особенно много стран, где 40 и более процентов населения страдают от хронического недоедания в Африке (Чад, Сомали, Мозамбик, Уганда).
     Основная  причина голода кроется не в природных  катаклизмах (неурожаи, засухи и другие), а в экономической отсталости развивающихся стран и неоколониальной политике Запада. Отсутствие в развивающихся странах необходимой инфраструктуры (портов, аэродромов, дорог, транспортных средств) осложняет своевременную доставку продовольствия в районы, пораженные голодом [6, с.422-423].
     Наименее  развитые страны отличаются весьма сложной  демографической ситуацией, при  которой рост ВВП не поспевает  за увеличением численности населения. В них отмечается низкая продолжительность  жизни (в среднем 40-57 лет), высокая  смертность (20-26%), в том числе и детская (135-170%) (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
     С 1990-х годов во многих наименее развитых странах происходило стабильное улучшение показателей здравоохранения и образования, тогда как в области водоснабжения и санитарии достигнутый ранее прогресс продолжить не удалось, а в некоторых из этих стран произошло даже откатывание назад. Так, наименее развитые страны в Международном рейтинге счастья до сих пор занимают достаточно невысокие позиции (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).
     Однако  одним из аспектов отсталости наименее развитых стран по-прежнему считается низкий образовательный уровень населения. В наименее развитых странах в настоящее время насчитывается около 900 миллионов неграмотных взрослых жителей, среди которых большинство – женщины.
     Грамотность имеет первостепенное значение для ознакомления с юридическими законами и правами и выходит далеко за рамки обучения чтению и письму. Поразительна также связь между женской грамотностью и уровнем рождаемости.
     Мероприятия по улучшению положения женщин, расширению доступа к образованию, охране здоровья матери и ребенка, проведение политики планирования семей – не только улучшают качество жизни, но и представляют собой наиболее быстрый и эффективный способ снижения темпов роста населения. А это одна из первостепенных задач для развивающихся стран.
     Последствия низкого уровня образования и  профессиональной подготовки сказываются  на уровне научно-технического прогресса  и крайне ограниченном участии этих стран в создании и использовании  мирового научно-технического потенциала.
     Продолжая далее характеристику причин, усугубляющих социально-экономическую отсталость наименее развитых стран, необходимо отметить рост военных расходов. Идеологические конфликты, религиозные и этнические разногласия во всем мире и резкое увеличение экспорта оружия стали причинами роста военных расходов в этих странах. В Африке быстро распространяющаяся милитаризация представляет особо тревожный факт, так как страны данного региона менее всего могут себе позволить военные расходы. Кроме экономического значения, милитаризация имеет важное политическое содержание. По мере того как военная машина разрастается, она все чаще присваивает себе власть в стране силой (военные перевороты). Часто вооруженные силы, например, в странах Африки, используются для подавления народных выступлений и пределах национальных границ, или для борьбы с оппозиционными правительству группировками.
     Огромный  ущерб хозяйству Анголы, Демократической Республики Конго, Мозамбика, Сомали, Эфиопии нанесли гражданские войны.
     Слаборазвитые страны не имеют достаточных ресурсов для преодоления бедности собственными силами. Отсутствие богатых месторождений полезных ископаемых не позволяет получать доходы от минеральной ренты. Разработка имеющихся месторождений полезных ископаемых и их добыча зависят от притока инвестиций, чему  политическая нестабильность и отсутствие транспортной инфраструктуры.  Низкий  уровень грамотности, высокий процент функционально необразованного населения сдерживает развитие трудоемких производств в этих государствах. Для экономики этой группы стран характерна неразвитость производственной, вспомогательной инфраструктуры, транспортной сети, электроэнергетики, системы связи, банковского дела, что совсем не способствует привлечению иностранных инвестиций и сдерживает развитие экономики на основе скудных внутренних накоплений. Мировое сообщество постоянно предоставляет помощь этой группе стран в различных формах,  но отсутствие действенного контроля за ее распределением не позволяет рационально использовать подобные поступления.
     Наименее  развитые государства региона имеют  значительный совокупный внешний долг, который составляет 70% к ВВП. Его стоимость в 2,5 раза превышает экспортные поступления, а на обслуживание долговых обязательств направляется 20% прибылей от экспорта. Основные причины долговых проблем – узость экспортоориентированного сектора, несбалансированность экономики, неспособность использовать  преимущества международного разделения труда, огромная зависимость от  внешних ресурсов (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).
     Важной  проблемой для наименее развитых стран является дефицит платежного баланса. Прежде всего, в этих странах  другие причины дефицита платежного баланса, чем в промышленно развитых странах. Причины дефицита платежного баланса, а также низкая интернациональная стоимость валюты наименее развитых стран более глубоки. Они связаны, в первую очередь, с низкой производительностью труда, общей слабостью экономической структуры этих стран, с наличием серьезных диспропорций в производстве. Сегодня речь идет о "кризисе задолженности", неспособности ряда стран осуществить платежи за предоставленными им ссудами. Конъюнктура мирового рынка для внешней торговли наименее развитых стран крайне неблагоприятна. С одной стороны, экспорт этих стран, который состоит главным образом из сырья и сельскохозяйственной продукции, подлежит влиянию колебаний цен, которые характерны для рынков этой продукции с присущим им высоким уровнем конкуренции. Более того, цены на эти товары имеют в долгосрочной перспективе тенденции к снижению. С другой стороны, наименее развитым странам придется завозить продукцию, которая изготовляется гигантскими корпорациями развитых стран, которые имеют все условия для установления высоких цен на свои товары. Неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура не дает возможность увеличить экспорт, а сокращение импорта как средства балансирования из-за социальных причин крайне затруднено, поскольку приводит к снижению жизненного уровня населения, создает взрывоопасную ситуацию в этих странах. Дефицит усиливается и тем, что сам импорт дорожает через рост курса доллара.
     В большинстве стран данной группы дефицитным является и баланс статей, связанных с движением капитала. С одной стороны, когда взорвался долговой кризис, резко сократился прилив частных капиталов в экономику наименее развитых стран. С другой — более высокие реальные процентные ставки (особенно в США), более широкий выбор объектов для инвестирования в ПРК вызывал постоянный отток капитала из наименее развитых стран, то есть перевод вкладов и инвестиций в промышленно развитые страны. Вместе с тем рост процентных ставок в США и в других развитых странах увеличил сумму выплат за предоставленными ссудами.
     Экономически  отсталые страны по характеру причин дефицита платежного баланса, низкой интернациональной  стоимостью своей валюты в целом  являются похожими. Поэтому возможные  пути выхода из состояния внешней  задолженности и укрепления национальной валюты в значительной степени одинаковы.
     Это, в первую очередь, структурная перестройка  народного хозяйства, направленная на активизацию экономического роста. Решение этого задания требует  прекращение оттока капитала из страны и привлечения иностранных инвестиций. Развитие собственного производства необходимых товаров и привлечение иностранного капитала для создания предприятий, которые изготовляют продукцию, которая заменяет необходимый импорт, позволяет сбалансировать платежный баланс без падения уровня жизни населения страны. Но для этого нужно снять такие препятствия на пути инвестиций, как отсутствие единого социально-экономического пространства; высокие темпы инфляции; произвольная, громоздкая налоговая система, которая сдерживает стимулы к работе и инвестированию; широкое распространение коррупции и взяточничества; отсталый менеджмент; отсутствие адекватной инфраструктуры; отсталая материальная база образования и здравоохранения. Существенным препятствием на пути инвестиций является низкий уровень дохода на душу населения, при котором практически нет ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Низкие доходы означают низкий спрос, который не стимулирует инвестиции [17].
     Несмотря  на значительное увеличение объема официальной  помощи в целях развития (ОПР), оказываемой наименее развитым странам, ее доля в валовом национальном доходе доноров остается гораздо ниже целевого показателя (он составляет 0,15–0,20 процента), а прямые иностранные инвестиции во многом сконцентрированы на небольшом числе наименее развитых стран, богатых природными ресурсами. Свободный от пошлин и квот доступ на рынки не привел к увеличению доли экспорта и импорта наименее развитых стран в мировой торговле, и доля эта остается незначительной, составляя менее 1 процента. Почти 75 процентов экспорта наименее развитых стран по-прежнему приходится на сырьевые товары, что делает их уязвимыми для многочисленных внешних потрясений и неустойчивых цен глобального рынка. В силу того, что в рамках Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе произошло 100-процентное аннулирование долга, а в рамках Инициативы в отношении бедных стран с крупной задолженностью обеспечено облегчение долгового бремени, и благодаря повышению объемов экспорта платежи наименее развитых стран в счет обслуживания задолженности существенно сократились, но вопрос о том, насколько посильным является долговое бремя в долгосрочной перспективе, остается очень непростым [16].
     Еще одной угрозой для наименее развитых стран в последнее время становится изменение климата. Хотя НРС как группа вносит сравнительно небольшой вклад в глобальное потепление - на них приходится менее 1% всех мировых выбросов парниковых газов (ПГ), - они испытывают непропорционально большое воздействие климатических условий. Большинство НРС находятся в регионах, уже испытывающих экологический стресс. Кроме того, их экономические слабости, включая низкий уровень экономического и человеческого развития, большую зависимость от природных ресурсов и чувствительных к климату секторов, служащих источником средств к существованию для местного населения и пополнения национального дохода, делают их особенно уязвимым для изменения климата и его катастрофических последствий. Например, по оценкам, каждое увеличение средней глобальной температуры на 1°С может вызвать сокращение среднегодового роста в бедных странах на 2-3 процентных пункта, при том что на динамике роста в развитых странах это не отразится.
     Периодичность и масштабы экстремальных метеорологических явлений в НРС (например, засухи, экстремальные температуры и наводнения) возрастали, при этом в период 2000-2010 годов таких явлений было в пять раз больше, чем в период 1970-1979 годов [8].
     В докладе ООН «World Economic Situation and Prospects» обращается внимание на серьезные последствия для некоторых из них такого экстраординарного фактора, как стихийные бедствия. Катастрофическое землетрясение в Гаити в 2010 г привело к экономическим потерям, оцениваемым на уровне 120% ВВП (зарегистрированного в 2009 г.). Засуха в Сахеле обернулась серьезными проблемами для Чада, Мавритании и особенно для Нигера, где примерно половина населения из-за этого бедствия столкнулась с острой нехваткой продуктов питания. В Бенине сильные и продолжительные дожди стали причиной сильнейшего с 1963 г. Наводнения [15, с.1].
     Число людей в НРС, затрагиваемых такими экстремальными явлениями, почти удвоилось, со 100 млн. человек в период 1970-1970 годов до 193 млн. человек за период 2000-2010 годов. В последний период экономические  потери НРС в результате стихийных бедствий составили, по оценкам, 14,1 млрд. долларов.
     В результате изменения климата многие африканские НРС могут столкнуться  с ростом дождевых осадков, изменением характера производства продовольственных  культур в сезон дождей, сокращением вегетативного периода и ростом числа наводнений. Для других африканских НРС сокращение дождевых осадков может означать увеличение засушливого сезона, числа засух и невозможности сельскохозяйственного производства в районах, где ранее практиковалось натуральное хозяйство. Оба сценария отрицательно скажутся на их экономике и продовольственной безопасности в отсутствие значительных усилий по адаптации.
     Реагирование  на вызовы изменения климата в  НРС, включая переориентацию их экономики  на более устойчивые в климатическом и экологическом плане траектории развития, потребует значительных инъекций финансовых ресурсов. Эти ресурсы должны иметь дополнительный характер по отношению к ресурсам, необходимым для удовлетворения нынешних потребностей социально-экономического развития, для обеспечения того, чтобы прошлые, нынешние и будущие успехи в этих областях не оказались поставлены под угрозу. Маловероятно, чтобы НРС могли покрыть финансовые расходы на адаптацию к изменению климата и уменьшение антропогенного воздействия на климат без значительных внешних вкладов со стороны международного сообщества [14].
     Одним из вариантов выхода из бедности для  ряда стран региона может стать развитие экотуризма. Перспективность этого направления обусловлена экологизацией общественного сознания жителей развитых государств, их влечением к природе, особенно экзотической. В настоящее время на долю Африки приходится 2% иностранных туристов и 1% доходов от мирового туризма. По экспертным оценкам доходы от туризма в ВВП  Ботсваны, Лесото и Ганы в ближайшие годы может составить 4-5%, в Гамбии -10%. Высокими темпами туризм развивается в Танзании, Замбии, Сенегале. Прибыли от экотуризма могут бить направлены на решение проблем продовольственного обеспечения, защиты окружающей среды, преодоление последствий псевдоурбанизации [21,с. 425].
     Между тем стали появляться и новые  вызовы устойчивому развитию малых  островных развивающихся государств:
    высокие цены на продовольствие, объясняющиеся увеличением спроса из-за роста численности населения, высокими мировыми ценами на нефть, возросшим спросом на биотопливо, переходом на мясо в рационе питания стран с крепнущей экономикой и неурожаями в странах — крупных производителях;
    численное увеличение населения экономически активных возрастов, не имеющего возможности трудоустроиться;
    «утечка умов» в результате миграции квалифицированных работников в развитые и развивающиеся страны;
    угроза птичьего гриппа — и многое другое [16].
     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что основными социально-экономическими проблемами наименее развитых стран являются:
    низкий уровень образования;
    низкий уровень продолжительности жизни;
    низкий уровень медицинского обслуживания;
    экологические проблемы;
    крайне низкий уровень развития производительных сил;
    узость отраслевого состава хозяйства;
    ведущее значение минерально-сырьевых отраслей;
    слабость электроэнергетики;
    кризисное состояние сельского хозяйства и острота продовольственной проблемы;
    сохраняющаяся зависимость от развитых капиталистических государств;
    огромная и все возрастающая внешняя финансовая задолженность.
     Достижение  согласованных на международной  основе целей в области развития, в том числе сформулированных в Декларации тысячелетия, и преодоление вызовов, которые возникают по ходу борьбы с нищетой и устойчивого развития, находится в критической зависимости от поддержания достигнутого прогресса и недопущения того, чтобы позитивные тенденции в наименее развитых странах обратились вспять.
 

     3 Перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь с наименее развитыми странами

 
 
     Республика  Беларусь является страной с малой  открытой экономикой и поддерживает торгово-экономические отношения с более чем 150 государствами. В этой связи развитие внешнеэкономической деятельности для республики является одним из ключевых факторов экономического роста, содействующих повышению эффективности производства и на этой основе обеспечивающих благосостояние народа. Национальная экспортная политика страны базируется не только на физическом наращивании экспорта в рамках структуры производства товаров и услуг, но, прежде всего, на повышении доходов от экспортных операций. Основа экспортной стратегии и специализации - учет формирования спроса на новых перспективных рынках, в первую очередь динамично развивающихся стран, при одновременном освоении новой конкурентоспособной продукции. Важной задачей внешнеэкономической деятельности Беларуси является географическая диверсификация торгово-экономических отношений. В результате договоренностей на самом высоком уровне с перспективными внешнеторговыми партнерами открылись новые возможности для диверсификации белорусского экспорта, а также для закупок стратегически важных для страны товаров.
     Основными и приоритетными торговыми партнерами для республики являются Российская Федерация (36,5% белорусского экспорта и 59,9% импорта) и страны ЕС (43,8% экспорта и 21,8% импорта). В качестве важного  направления расширения экспортного потенциала также следует рассматривать выход на растущие рынки Латинской Америки, Азии и Африки. Развитие отношений со странами Азии и Африки является важным направлением многовекторной политики Республики Беларусь на международной арене (Рисунок 3.1).
     По  итогам 2009 года объем торговли Беларуси со странами Азии и Африки составил 3,9 млрд. долларов США. Отличительной особенностью торговли Республики Беларусь с африканскими странами остается значительное превышение белорусского экспорта над импортом (ПРИЛОЖЕНИЕ Е). 

       

     Рисунок 3.1 – Географическая структура экспорта
     Примечание  – Источник: [7 

     Республика  Беларусь установила дипломатические  отношения с более чем 80 странами региона, а в 12 из них имеет свои дипломатические представительства.
     Реализуются совместные проекты в торгово-экономической, научно-технической, инвестиционной и  других областях. В ряде стран созданы  совместные предприятия по производству современной автомобильной и  тракторной техники по белорусским  технологиям. Беларусь предпринимает меры, направленные на реализацию проектов реконструкции и модернизации экономики афро-азиатских государств, развитие транспортных и информационных коммуникаций.
     Белорусские предприятия и организации активно  участвуют в международных выставках и ярмарках, проводимых в странах Азии, Африки и Ближнего Востока [3].
     Следует также отметить, что география  поставок белорусской продукции  в 2009 году дополнилась 11 новыми странами. Так, в настоящее время в Тунис, Гамбию и Сенегал экспортируются прутки и полуфабрикаты из нелегированной стали, в Камерун - калийные удобрения. В Кению и Бенин поставляются книги и брошюры, Экваториальную Гвинею - тракторы и седельные тягачи, Уганду, Намибию, Катар, Мьянму - товары различного назначения (контрольно-измерительные приборы, спектрометры и другие).
     Рынки государств Азии и Африки привлекательны для Беларуси ввиду сохраняющейся  на них конкурентоспособности белорусской  продукции, а также имеющихся  перспектив наращивания белорусского экспорта. Заинтересованность Беларуси и азиатских стран в активизации двустороннего торгово-экономического сотрудничества во многом связана с взаимодополняемостью наших экономик. В частности, быстрый рост населения вынуждает правительства азиатских и африканских стран предпринимать все меры по решению продовольственной проблемы и повышению урожайности в сельском хозяйстве. При этом большое значение придается использованию калийных удобрений, в то время как Беларусь является одним из ведущих экспортеров в мире данного сырья. Многие азиатские страны также заинтересованы в импорте нашей продукции машиностроения, сельскохозяйственной техники, электроники, товаров народного потребления, научно-технических разработок и т.д., которые при международных стандартах качества выгодно отличаются от западных аналогов более низкими ценовыми показателями. Не следует также забывать, что многие африканские и азиатские страны являются для нас источником ряда товаров критического импорта, без которых невозможно нормальное функционирование промышленных предприятий. И речь здесь идет не только о простом сырье (каучук, продукты органической химии, красители, табак, какао-бобы), но и об электронной аппаратуре и ее частях, промышленном оборудовании и станках, двигателях и насосах, научных и медицинских приборах. Часть импорта из стран региона имеет непосредственное отношение к потребительским товарам. Это - витамины и антибиотики, другие лекарственные средства, свежие овощи и фрукты, соки, орехи, рис, чай [5].
     Ключевым  направлением сотрудничества Республики Беларусь с государствами Африки в торгово-экономической сфере является расширение экспорта продукции белорусского производства. Ведется системная работа по освоению новых рынков на африканском континенте. В перечне продвигаемых на эти рынки товаров преобладает экспорт промышленной продукции – автомобили, тракторы, сельхозтехника, продукция нефтехимии – шины и волокна, удобрения. Актуальной задачей является дальнейшая диверсификация поставок и наращивание объемов хорошо зарекомендовавшей себя продукции.
     Другой  важной тенденцией за последнее время стало расширение номенклатуры поставляемых товаров. Наряду с традиционными поставками (калийные удобрения, продукция Белорусского металлургического завода) все чаще в экспорте в ту или иную страну появляются новые наименования - стекловолокно, продукция деревообработки, приборы и инструменты, насосы, двигатели, лекарственные средства, наручные часы, холодильники. Анализ структуры белорусского экспорта в Азию и Африку показывает, что, несмотря на общую положительную тенденцию расширения номенклатуры поставок, еще не достигнут необходимый перелом в процессе диверсификации экспортной составляющей взаимной торговли. Основой нашего экспорта продолжают оставаться калийные удобрения и продукция БМЗ. Несмотря на то, что их доля постоянно снижается, она все еще составляет более 50 процентов. В структуре экспорта в ряд африканских, да и некоторых азиатских стран, можно увидеть всего 2-3 позиции, в то же время перечень поставок в Китай, например, уже на протяжении нескольких лет складывается из более чем 50 наименований. Рынки Азии и Африки до сих пор остаются недостаточно освоенными нашими экспортерами с точки зрения продвижения на них основных экспортных товаров - продукции предприятий машиностроения, электронной и нефтехимической промышленности. В то же время потенциально государства Азии и Африки могут считаться едва ли не самыми емкими, вслед за странами СНГ, рынками для наших автомобилей, тракторов, станков, подшипников, химических волокон, электронных и медицинских приборов. Нельзя забывать и о существующих возможностях для сбыта холодильников и других товаров бытового назначения, стройматериалов, изделий деревообработки. Исходя из этого, оказание поддержки белорусским экспортерам именно данной продукции (при сохранении высокого уровня поставок традиционных товаров) в настоящее время является одним из приоритетов торгово-экономической деятельности МИД и наших загранучреждений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.