На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Прикладному маркетингу"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
      1. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА  ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 

      1.1. Понятие рынка  транспортных услуг  и его характеристика 

      Исследование  рынка транспортных услуг позволяет  получить ту информационную основу, которая способствует обеспечению определенного объема перевозок, внедрению качественно новых транспортных услуг и увеличению доли железнодорожного транспорта на внутреннем и внешнем транспортном рынке.
      Рынок (от англ. - market) - всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (предъявителей предложения) конкретного товара или услуги [1,  с. 61].
      Обмен товарами или услугами на рынке происходит с помощью инструментов рыночной инфраструктуры, которая включает банки, биржи, транспорт, связь и т. д. В  этой связи транспорт осуществляет физическое перемещение товаров (грузов) и сам оказывает услуги субъектам рынка: продавцам (грузоотправителям) и покупателям (грузополучателям).
      Рынок транспортных услуг представляет собой сферу проявления экономических отношений между транспортными организациями (производителями транспортных услуг) и потребителями транспортных услуг (грузовладельцами), между стоимостью и потребительской стоимостью транспортных услуг, т. е. это своеобразный механизм согласования интересов транспорта и грузовладельцев.
      Транспортный  рынок можно представить как  часть товарного рыночного пространства или как часть системы товародвижения (рис.1.). 


                    Издержки                                                                   Денежный доход (зарплата, процент, прибыль)   

                  (стоимость ресурсов +                                           Труд, капитал,
                  тариф)                                                             предпринимательская  
                                                                                                       способность 
 

            Ресурсы 

                               Товары                                                 Товары
 
 
 
 


                   Доходы от продажи                                           Потребительские расходы

               (оптовая цена + тариф)                                       (розничная цена + тариф) 

Рис. 1. Кругооборот  ресурсов, товаров и доходов с  участием транспорта.  

      Продукция транспорта представляет собой эффект перемещения грузов и пассажиров по отдельным корреспонденциям (пункт отправления - пункт назначения). Продукция транспорта многообразна и ее невозможно оценить каким-либо одним натуральным показателем [2]. Однако к обобщающим количественным показателям, характеризующим транспортную продукцию, можно отнести такие: отправлено грузов (млн. т), отправлено пассажиров (млн. пасс.), грузооборот (т-км), пассажирооборот (пасс-км) и др.
      Транспортная  продукция характеризуется следующими параметрами:
    корреспонденция перевозки;
    род груза;
    качественные параметры (надежность, срок доставки, сохранность и др.).
      Как и любой товар, основная продукция  транспорта (перевозка и доставка грузов и пассажиров в конечный пункт  назначения) и вспомогательные транспортные услуги (транспортно-экспедиционные операции) имеют на рынке транспортных услуг определенную стоимость (меновую и потребительскую), которая возникает в процессе перевозок и входит в цену товара на месте потребления (рис. 1) [2].
      Цена  на транспортную продукцию на рынке транспортных услуг должна определяться соотношением спроса и предложения с учетом общественно необходимых затрат “живого” труда и потребительских свойств перевозок. Однако учитывая особую значимость железнодорожного транспорта для экономики страны в настоящее время цены на транспортные услуги (тарифы и дополнительные сборы) регулируются государством. Это накладывает определенные ограничения на развитие свободной и честной конкуренции между железнодорожным и другими видами транспорта.
      Транспортный  рынок в узком смысле является частью товарного рынка, однако он имеет  ряд своих отличительных особенностей:
    транспортные услуги, как и другие виды услуг, имеют невещественный характер (их нельзя накопить, создать запас);
    совпадение процессов производства транспортных услуг и их реализации;
    невзаимозаменяемость транспортных услуг (ограничивает конкуренцию на одном виде транспорта между его структурными подразделениями);
    пространственная разъединенность транспортных услуг;
    всеобщность и массовость транспортного рынка;
    естественный монополизм по отдельным видам транспорта, перевозкам, регионам.
      С точки зрения практического маркетинга транспортные рынки , как и товарные рынки, классифицируются по широкому кругу  признаков (табл. 1). 

Т а б  л и ц а 1. Классификация транспортных рынков
Признак  классификации Тип  транспортного  рынка
1. Соотношение  спроса и предложения 1.1. Рынок продавца  транспортных услуг 1.2. Рынок покупателя  транспортных услуг
2. Пространственная  характеристика 2.1. Местный или национальный (в пределах железной дороги) 2.2. Региональный (по группе стран или  железных  дорог)
2.3. Мировой транспортный  рынок
3. Организационная  структура 3.1. Открытый  рынок 3.2. Закрытый  рынок
4. Качественная  структура 4.1. Потенциальный 4.2. Действительный
4.3. Обслуживаемый
4.4. Освоенный
5. Содержание  и особенности маркетинговой деятельности 
5.1. Целевой 5.2. Основной
5.3. Дополнительный
5.4. Растущий
 
      Одной из основных задач исследования транспортного  рынка является определение его  емкости. Этот показатель свидетельствует о реальных возможностях выполнения перевозочной работы на конкретном рынке транспортных услуг.
      Емкостью  транспортного рынка называется объем реализуемых на нем транспортных услуг (в фактических единицах) в течение определенного периода времени.
      Емкость транспортного рынка можно оценить  с помощью анализа тенденций  выпуска как товаров производственного назначения (машины, оборудование и т. д.), так и потребительских товаров. При отсутствии такой информации емкость транспортного рынка может быть определена путем экстраполяции объемов отправленных грузов за определенный период времени (рис. 2). 

      В общем виде формула для определения  емкости транспортного рынка  имеет вид:

где - объем перевозок грузов соответственно в местном сообщении,  ввоз, вывоз и транзит грузов.
      Данные, представленные в табл. 3 и 4 характеризуют  рынок транспортных услуг в Республике Беларусь, в том числе и на железнодорожном  транспорте. Необходимо отметить, что данный объем транспортных услуг выполнен подвижным составом, принадлежащим как железной дороге, так и грузоотправителям и грузополучателям.
      Зная, емкость рынка и тенденции  его развития, транспортное предприятие (железная дорога) получает возможность оценить перспективность работы для себя на том или ином рынках. Однако не всегда большая емкость рынка означает наилучшие возможности для его освоения, потому что на таком рынке может быть сильная конкуренция со стороны других видов транспорта, высокая степень удовлетворенности грузовладельцев услугами конкурентов и действовать другие факторы.
      Кроме емкости рынка в практике маркетинговых  исследований получил широкое применение другой показатель - доля рынка.
      Для того или иного вида транспорта на транспортном рынке в значительной мере зависит от универсальности транспорта, размещения транспортных коммуникаций, уровня технической оснащенности, величины провозных платежей и сборов, провозной и пропускной способности, доступности и безопасности перевозок, т. е. показателей характеризующих качество предоставляемых транспортных услуг. 

      1.2. Комплексное исследование  рынка транспортных  услуг  

   На  рынке  транспортных  услуг  растет  конкуренция  и  ее  влияние  на  долю  каждого  звена  в  общей  цепи  передвижения  грузов  в  зависимости  от  величины  тарифа  на  различных  видах  транспорта.
      Сегодня  в  период  спада  объемов  производства, железнодорожный  транспорт  столкнулся  с  многими  проблемами, одна  из  которых  не  соответствие  требованиям  клиентов  качества  транспортного  обслуживания. Доля  отправок, доставляемых  с  просрочкой, на  протяжении  ряда  лет  колеблется  в  интервале  от  25 %  до  35 %. Отсутствие  быстрой  и  надежной  доставки  привело  к  “уходу”   высокоценных  грузов  на  автотранспорт, из-за  чего  железные  дороги  понесли ощутимые убытки. Кроме  этого, создают дополнительные трудности и усиливают конкуренцию  с  автомобильным  транспортом  малые  объемы  перевозок  и  погрузка  на  многочисленных  станциях, в  разной  упаковке   и  другие  особенности  в  условиях  рынка.
      По  своему содержанию  качество  продукции  железнодорожного  транспортного  обслуживания  в  части  грузовых  перевозок  выражается  для  грузовладельца, в  первую  очередь, в  виде:
    сервиса  при  оформлении  и  приемке  к  перевозке  груза, в  том  числе, обязательном  выделениии  исправного  порожнего  подвижного  состава  нужного типа  в  потребном  количестве,  к  согласованному  сроку;
    своевременность доставки  груза получателю;
    обеспечение сохранности перевозимого  груза;
    возможность доставки “от двери до  двери”;
    обеспечение информацией о местонахождении груза в процессе  перевозки;
    приемлемая  цена  за  перевозку и сопутствующие услуги;
    финансовая  ответственность  за  снижение  уровня  качества транспортного  обслуживания.
      В  связи  с  этим, очевидно  что  важнейшими  задачами  железной  дороги  в  настоящий  период  времени  является  повышение  качества  и  конкурентноспособности  услуг  железнодорожного  транспорта. Высокое качество и доступность транспортных услуг влияет на успех в конкурентной борьбе и способствует привлечению финансовых средств для развития транспортной инфраструктуры.
   Обеспечить  высокое качество грузовых перевозок - это значит полностью учесть интересы грузовладельцев, посмтоянно предлагать им новые виды сервиса при перевозке грузов и на основе маркетинга прогнозировать перспективный спрос на транспортные услуги, находить способы дополнительного привлечения на железнодорожный транспорт клиентов.
      Оценку  качества транспортного обслуживания заданного региона в перевозках грузов (выполнение заказов грузоотправителей) можно производить по уровню удовлетворения спроса, который может быть представлен в виде “петли качества” транспорта, как обобщающего, интегрального показателя нескольких важнейших  измерителей качества транспортного обслуживания (рис. 2.1) [2]. 
 



                                                                        Уровень 
                                                                   удовлетворения
                                                                   потребностей  в 
                                                                  объемах пере-
                                                                        возок  Ку
                                                                            


                                     Уровень                                        Уровень  
                          соблюдения                   Качество                 ритмичности
                                   сроков               транспортного          (равномернос-
                                    доставки                  обслуживания           ти)  доставки 
                                          Кд                                 Ко                            грузов
                                                                                                             Кр    


                                                                      
                                                                         Уровень
                                                                     сохранности 
                                                                       перевозок
                                                                          грузов
                                                                    Ксох 
 
 

Рис. 2.1. “Петля качества” транспортного  обслуживания региона. 

   Основными потребительскими характеристиками грузовых перевозок, отражающими качество транспортного обслуживания предприятий (регионов), являются:
    уровень удовлетворения потребностей в перевозках;
    уровень ритмичности (своевременности, равномерности) доставляемых грузов;
    уровень сохранности грузов;
    уровень соблюдения сроков доставки.
      Эти понятия в зависимости от особенностей перевозимых грузов, технологии транспортного  обслуживания грузовладельцев, их транспортно-складского хозяйства и других факторов в  каждом конкретном случае имеют различное  содержание. Для предприятий с непрерывным характера производства (металлургический завод, химические комбинаты) для выполнения требования своевременности необходима определенная ритмичность поставок сырья и отгрузки готовой продукции. Если же технология производства связана с необходимостью  ввода в производственный процесс через определенное время сырья и отгрузки полуфабрикатов или готовой продукции (цементные заводы), то качественное транспортное обслуживание заключается в соблюдении графика подачи-уборки подвижного состава к назначенному сроку.
   Определенное  влияние на своевременность доставки оказывают грузы, время нахождения которых в пути следования ограничено или связано с необходимостью создания заданных режимов температуры, вентиляции и т. д.
      В зависимости от свойств перевозимых грузов определяются и требования к их сохранности при перевозке. Для одних грузов сохранность означает неизменность их массы в начале и конце перевозки или ее изменение в пределах  установленных требований (например, норм естественной убыли), для других - полная комплектность  машин и оборудования. Для определенных групп грузов (наливных, сыпучих крытого хранения и др.) обеспечение их сохранности  определяется допустимыми пределами загрязнения.
      С учетом различных требований к перевозочному  процессу показатели своевременности выполнения  транспортировки грузов оцениваются перевозкой груза к назначенному сроку, регулярностью прибытия и срочностью перевозки.
      Показатели  перевозки груза  к назначенному сроку выражают свойства перевозки, обусловленные точностью прибытия груза к заранее установленному (договорному,  заданному) сроку. К их числу относятся средние величины отклонения прибытия груза от назначенного срока  и его превышения, максимальная величина превышения назначенного срока и максимально-допустимая - отклонения  от него, процент отклонения прибытия груза к назначенному сроку.
      Показатели  регулярности прибытия груза характеризуют свойства перевозки, обусловленные частотой  поступления груза за установленный (заданный) отрезок времени. К ним относятся среднее и минимальное число прибытия груза за единицу времени, среднее, максимальное и минимальное время   между поступлениями груза, проценты отклонений от установленной регулярности поступления груза  и поступлений их с заданной (согласованной) регулярностью.
      Показатели  срочности перевозки груза отражают  нормативное (договорное), среднее и максимально допустимое  время перевозки груза, процент прибытия его в сверхнормативное время, среднюю величину отклонений от нормативного времени и среднюю скорость перевозки груза, величину суточного пробега транспортного средства и процент прибытия груза за нормативное время.
      Показатели  сохранности перевозки характеризуют выполнение ее без потерь, повреждений, пропаж и загрязнения грузов. Для железных дорог соблюдение  этих показателей означает сдачу грузов в конечных пунктах их владельцам  без претензий и возмещения ущерба.  Эти показатели прежде всего необходимо использовать  при перевозке насыпных, навалочных и скоропортящихся грузов, которые  могут  изменять свою массу в процессе транспортировки. Они включают в себя нормы убыли, удельные потери груза, среднюю  величину потерь грузов при перевозке, стоимость потерь груза при транспортировке, проценты грузов,  доставленных без потерь, и снижения их качества при перевозке.
      Показатели  перевозки грузов без повреждений устанавливают свойство транспортной услуги обеспечивать сохранность к использованию по назначению после перевозки.  Эти показатели рекомендуются использовать при перевозке готовой продукции бытового и производственно-технического назначения, которая после транспортировки должна находиться в исправном или работоспособном состоянии. К этим показателям относятся процент грузов,  перевезенных без повреждений, средняя величина ущерба и удельные издержки от повреждений груза.
      Показатели  перевозки грузов без пропажи характеризуют свойство транспортной услуги сохранять количество  мест груза одинаковым в начале перевозки и после ее завершения. Эти показатели пригодны для оценки качества перевозки мелких (включая багаж) и крупных партий тарно-штучных грузов. В число таких показателей входят удельные издержки от несохранной перевозки, процент пропаж  средняя величина ущерба от пропажи грузов при  перевозке.
      Свойство  транспортной услуги сохранять чистоту перевозимого груза в соответствии с установленными требованиями  обозначают показатели перевозки грузов без загрязнения. Такие показатели целесообразно использовать при перевозке грузов, изменение чистоты которых после транспортировки влияет на эффективность их использования по  назначению или возможность дальнейшего применения.  К показателям загрязнения грузов (отношение количества загрязненных грузов к общему количеству перевезены), количество грузов, не принятых получателями после перевозки из-за загрязнения, и допустимый процент посторонних примесей в грузе.
      При оценке уровня качества грузовых перевозок  необходимо учитывать показатели экономической  эффективности, характеризующие элементные или общие затраты, связанные  с перевозочным процессом в целом или выполнением отдельных работ при доставке груза. Это удельные затраты на транспортировку грузов разными видами транспорта, удельные полные расходы на доставку груза, затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ и процент транспортных издержек в себестоимости продукции (товара).
      Уровень удовлетворения потребности  в перевозках является относительным показателем оценки качества согласованных объемов перевозок грузов и определяется по формуле: 


где SРнер - объем неотправленных грузов, предусмотренных согласованным объемом перевозок или разовым договором-заявкой; SРпотрпл - планируемый спрос на перевозки грузов за соответствующий период.
      Уровень выполнения сроков доставки грузов определяется: 

        при  

где dн , dф - средний и нормативный сроки доставки грузов. 

      Уровень ритмичности (равномерности) доставки грузов: 


где Рпл, Рф - планируемый (прогнозируемый) и фактический объем перевозки грузов за соответствующий период; n - количество измерений.
      Уровень сохранности перевозок  грузов
    при        

где rн , rф - средние нормативный и фактический уровень потерь грузов. 

      Комплексную оценку уровня качества транспортного обслуживания грузовладельцев можно определить по формуле:
 

где aу, aд, aр, aсох - коэффициенты, учитывающие удельный вес рассматриваемых показателей и их взаимовлияние. При выполнении курсовой работы эти коэффициенты можно ориентировочно принять aу = 0,40; aд = 0,20; aр =  0.10; aсох = 0,30.
      При обследовании районов тяготения  и определении уровня транспортного  обслуживания вышеназванные коэффициенты определяются с помощью экспертных оценок качества транспортного обслуживания, однако должно соблюдаться условие Sai = 1.
      Общий уровень качества транспортного  обслуживания региона должен находится  в пределах 1 ? Ко ? 0.
      Наилучшим   показателем  качества  транспортного   обслуживания  региона  является
 Ко = 1, т. е. когда спрос грузоотправителей на перевозки удовлетворяется полностью.
       
 

   Лекция 3 (2 часа)
   “Исследование среды маркетинга” 

   Вопросы:
   1. Анализ внутренней среды.
   2. Изучение внешней среды. 

   3.1. Анализ внутренней  среды
   Предприятие действует в постоянно меняющихся условиях, обусловленных многообразием отношений, складывающихся между ним и различными экономическими субъектами. Совокупность этих отношений и составляет понятие среды маркетинга, которая во многом определяет характер деятельности фирмы и должна в обязательном порядке изучаться в процессе проведения маркетинговых исследований. Рассмотрение среды, в которой осуществляется маркетинговая деятельность, идет по двум направлениям: исследование внутренней и внешней среды.
   Внутренняя  среда маркетинга (микросреда) – это часть общей среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Внутренняя среда имеет несколько аспектов (рисунке З.1.), каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов предприятия, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми оно располагает.
   Анализ внутренней среды является самой трудной задачей. Необходимо исследовать все сферы деятельности, обеспечивающие нормальную работу предприятия, а именно, провести ситуационный анализ. Сущность и содержание его мы выявим, рассматривая в дальнейшем проблемы планирования маркетинга. Цель исследования внутренней среды -уяснение сильных и слабых сторон предприятия. Вскрытые сильные стороны служат базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую оно должно расширять и укреплять. Объектом самого пристального внимания должны стать слабые стороны. Необходимо сделать все, чтобы избавиться от как можно большего их количества.
   Внутренняя  среда определяет возможности эффективного функционирования, но она также может быть и источником проблем и даже гибели предприятия в том случае, если она не обеспечивает необходимых условий комплексного использования концепции маркетинга.
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Рисунок 3.1 – Внутренняя среда (микросреда) маркетинга

 
   Если  действия различных служб предприятия не объединены единой рыночной стратегией, может возникнуть эффект "лебедя, рака и щуки", когда службы предприятия не заинтересованы в реализации общих целей маркетинга. РАЗРАБОТЧИКИ ПРОДУКЦИИ будут стремиться лишь к созданию наиболее экономичных моделей, иногда в ущерб положению товаров на рынке. СНАБЖЕНЦЫ закупят более дешевые, но не всегда качественные материалы и сырье. ПРОИЗВОДСТВЕННИКИ будут заинтересованы в снижении затрат труда, не задумываясь о необходимости
   улучшения потребительских качеств товара. РАБОТНИКИ СКЛАДА будут хранить товары без учета ситуации на рынке, ФИНАНСОВЫЕ РАБОТНИКИ с большой осторожностью относятся к затратам на рекламу, считая эти деньги "выкинутыми на ветер". РУКОВОДИТЕЛИ поглощены текущими задачами и не представляют рыночных перспектив.
   Подобной  ситуации можно избежать, если попытаться поднять культуру предприятия, которая так же, как и отдельные элементы микросреды (рис. З.1.), должна подвергаться самому серьезному анализу в процессе маркетинговых исследований.
   Культура предприятия складывается из множества норм, правил и ценностей, которыми оно руководствуется в своей деятельности. Культура охватывает существующую на предприятии систему отношений между людьми, распределение власти, стиль управления, кадровые вопросы, определение перспектив развития. Достигнутый уровень культуры может помочь предприятию грамотно работать, отсутствие культуры, напротив, будет препятствовать нормальной реализации его делового поведения. Все здесь имеет значение - начиная от порядка на территории предприятия и заканчивая тем, какую реакцию работников вызывает тот или иной вариант маркетинговой стратегии.
   Так как культура предприятия не имеет  явно выраженного проявления, то ее достаточно сложно изучать. Однако, тем не менее, есть несколько устойчивых моментов, которые важно прояснить для того, чтобы попытаться указать на те слабые и сильные стороны, которые культура придает предприятию.
   Во-первых, для предприятий с сильной культурой характерно подчеркивание значения людей, работающих здесь. Такие предприятия уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей.
   Надежность  и качество продукции компании XEROX общеизвестны. Компания по праву гордится тем, что предлагает покупателю аппараты, которые прослужат ему в течение длительного времени. Немало машин, поставленных еще в бывший Советский Союз более 20 лет назад (знаменитая модель XEROX 1000), до сих пор находятся в рабочем состоянии. Тем не менее с 1984 г. в компании началось внедрение программы "Лидерство через качество", что привело к расширению рынка. Новые достижения подняли качество продукции и уровень обслуживания настолько, что фирма удостоилась в 1989 г. Национальной премии США им. Малькольма Болдриджа. Сегодня качество является составной частью стратегии компании, ее коллективной культурой. Все это позволило предложить потребителям исключительную продукцию и уникальное соотношение "качество/стоимость".
   Во-вторых, о культуре предприятия можно судить по тому, как оно строит взаимоотношения с конкурентами и относится к своим клиентам.
   Известный американский предприниматель Л.Бин, основатель и глава известной  компании, носящей его имя, так  говорит о потребителе в меморандуме, обязательном к исполнению всеми работниками фирмы: "Потребитель - это наиболее важная персона, когда-либо посетившая нас или обратившаяся к нам по почте. Потребитель не зависит от нас, наоборот, мы все зависим от него. Потребитель не мешает нашей работе, он является ее главной целью и смыслом. Мы не оказываем потребителю услугу, когда заботимся о нем. Наоборот, это он делает нам огромное одолжение, обращаясь в вашу ферму. Потребитель - это тот, с кем нельзя спорить, над кем нельзя подшучивать, Никто и никогда не выигрывал от того, что спорил о чем-то со своим потребителем. Потребитель - это тот, кто приносит нам свои желания. Наша работа состоит в том, чтобы выполнить эти желания с прибылью и для нас, и для него". Вот жизненное кредо предприятия, которое на практике использует концепцию маркетинга и отличается высочайшей культурой взаимоотношений с покупателями.
   В-третьих, представление о культуре предприятия дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как построена система карьеры и какие критерии используются для продвижения сотрудников по службе.
   В-четвертых, пониманию культуры способствует изучение того, существуют ли на предприятии устойчивые заповеди, неписанные нормы поведения, насколько об этом осведомлены все сотрудники и насколько серьезно они относятся ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории фирмы, серьезно и с уважением относятся к правилам и символам, то можно с высокой степенью вероятности предположить, что предприятие обладает сильной культурой.
   "XEROX является компанией качества. Качество - главный принцип бизнеса для XEROX. Качество означает удовлетворение всех наших потребителей новыми продуктами я услугами, полностью соответствующими их требованиям. Повышение качества является делом каждого сотрудника фирмы". Эти слова из начального курса программы "Лидерство через качество" - знает каждый из 26000 сотрудников фирмы, работающих в 56 странах.
   Особая  важность анализа культуры предприятия  состоит в том, что она не только определяет внутрифирменные взаимоотношения, но также оказывает серьезное влияние на то, как предприятие строит свое взаимодействие с внешней средой. 

   3.2. Изучение внешней  среды
   Внешняя среда в маркетинге рассматривается  как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем:
   *   макроокружения;
   *   непосредственного окружения.
   Макроокружение (макросреда) создает общие условия  среды нахождения предприятия. В большинстве случаев макросреда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Однако каждая из них испытает на себе ее влияние и не может управлять ею (это неконтролируемая предприятием среда).
   Макросреда  определяется факторами общего плана, схематично представленными на рисунке 3.2.
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рисунок 3.2 – Факторы макросреды маркетинга

 
       Важнейшие характеристики каждого из факторов внешней среды показаны в таблице 3.1. 
 
 
 

       Таблица 3.1. Факторы внешней среды и их характеристики
Факторы Важнейшие характеристики
Демографические Численность населения. Размещение населения на территории страны (региона). Плотность населения. Миграционные тенденции. Возрастная структура. Естественный прирост (рождаемость, смертность). Количество браков и разводов. Этническая и религиозная структура населения.
Экономические Покупательная способность населения. Уровень инфляции. Финансово-кредитное положение в стране. Экономическая конъюнктура. Система налогообложения. Изменения в структуре потребления. Эластичность потребления.
Природные Состояние и  перспективы использования источников сырья и энергоресурсов. Уровень загрязнения окружающей среды и степени влияния государственных органов на интенсивность ресурсопотребления.
Научно-технические Темпы технологических  изменений в транспортной и смежных  отраслях. Инновационный потенциал транспортного предприятия (отрасли) и его ближайших конкурентов. Ужесточение требований к безопасности технологических нововведений.
Политико-правовые Состояние законодательства, регулирующего хозяйственную и  транспортную деятельность. Государственная  экономическая политика. Последствия влияния внешнеполитических акций на развитие рынков сбыта. Влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органами.
Социально-культурные Особенности культурных и нравственных ценностей общества. Формы культур. Степень подверженности общественного сознания влиянию внешних факторов (включая массовую культуру).
 
   Изучение  демографических факторов занимает важное место при анализе рыночных возможностей. Маркетинг должен рассматривать вопросы рождаемости, возрастной структуры населения. Это обусловлено тем, что производитель, ориентирующийся на потребителя, должен знать, сколько, для кого и каких товаров производить. Так, статистические данные свидетельствуют, что число граждан нашей республики не увеличивается, а неуклонно падает. Естественный прирост, впервые выразившийся в отрицательных величинах в 1993 году (- 1.1 на 1000 человек), достиг в 1995 году показателя - 2,7. Число браков на 1000 человек уменьшилось по сравнению с 1990 г. с 9,7 до 7,2. Количество родившихся детей также сократилось с 13,9 до 10 на 1000 человек. Растет детская смертность. Число детей, умерших в возрасте до 1 года, возросло с 11,9 до 12,8 на тысячу родившихся. Тем не менее существуют по крайней мере две социально-демографические категории, постоянно прибавляющие в численности. Это пенсионеры (как правило, находящиеся в бедственном положении) и безработные (уровень безработицы со временем нового открытия бирж труда увеличился с 0,05 до 2,1% экономически активного населения, но прежде пособие по безработице получали 7, а теперь только 5 человек из 10 безработных). Как следствие, увеличивается нагрузка на трудоспособное население. Если в 1985 году на каждую тысячу граждан трудоспособного возраста приходилось 736 стариков и детей, то в 1995 году их стало уже 800.
   Тенденции в развитии демографических факторов показывают, что следует ожидать  снижения совокупного спроса на товары для детей и возрастание потребности  в товарах для старшего поколения. Демографические изменения затрагивают и семьи. Следовательно, важно выяснить тенденции современных семей (численность, размер, количество детей и т.д.). Для каждой группы семей, классифицированных по тому или иному признаку, требуются различные товары, у каждой такой группы свой бюджет, который также должен изучаться в процессе маркетинговых исследований.
   К демографическим факторам относят  также изменения образовательного уровня населения. Чем он выше, тем больше спрос на высококачественную продукцию, печатные издания и продукты интеллектуального труда. К примеру, в последнее время в республике существенно увеличилось количество государственных и негосударственных учебных заведений, в которых студенты получают экономическое образование. Отсюда не может казаться неожиданным "бум" спроса на литературу по рыночной экономике, маркетингу, менеджменту, финансам, банковскому делу, внешнеэкономической деятельности. Данные тенденции также необходимо анализировать в процессе маркетинговых исследований.
   Экономические факторы не менее важны, чем демографические. Мало знать, сколько у фирмы имеется потенциальных покупателей, важно определить еще, сколько они смогут купить товаров. На платежеспособный спрос населения влияет много факторов, среди которых и уровень экономического развития самой страны, и размер заработной платы, и инфляция, и безработица и т.д. Немаловажно знать структуру распределения доходов между различными группами населения, а также исследовать структуру их расходов на потребление. Это поможет приблизительно определить долю расходов каждой группы населения на приобретение различных товаров.
   Изучение  этих аспектов чрезвычайно важно  в нынешних условиях, когда реальный уровень жизни многих людей, особенно пенсионеров, падает. Так, Центр экономического и социально-политического анализа Белорусского института информации и прогноза провел в 1995 году серию социологических исследований "Общественное мнение о пенсионном обеспечении". Как показал опрос, подавляющее большинство пенсионеров живут в достаточно сложных материальных условиях. Ни один из опрошенных не считает себя богатым, в то же время нищими и бедными - четыре пятых. Каждый двадцатый пенсионер страны никогда не покупает мяса (слишком дорого для его доходов), каждый четвертый делает это раз в месяц, каждый пятый - раз в две недели. Только у 9,3% опрошенных пенсионеров есть деньги для покупки костюма, у 2,1% - кровати, у 1,4% - шкафа, у 0,3% -холодильника, у 0 (нуля !) - телевизора.
   Анализ  факторов природного характера связан с изучением вопросов рационального использования природных ресурсов и необходимости охраны окружающей среды. Особенно большие проблемы встают перед предприятиями в связи с все возрастающим дефицитом сырья, энергоресурсов. Поэтому следует уделять большое внимание изучению деятельности фирм, занимающихся научно-исследовательскими работами. Так как природопользование все больше подпадает под контроль государства, то фирмы в своей маркетинговой деятельности должны учитывать и этот фактор.
   Анализ  научно-технических факторов позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых товаров, совершенствования производимых, модернизации технологии производства и сбыта. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее серьезные угрозы для фирм. Любые новшества грозят вытеснением устаревших образцов, что чревато самыми неприятными последствиями, если не проявить должного внимания к исследованию факторов научно-технического характера. Исследование политико-правовых факторов макроокружения должно проводиться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Анализ законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает предприятию возможность определить для себя допустимые границы действий и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Например, в соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей" потребитель, который приобрел некачественный товар, по своему выбору в течение 12 месяцев с момента покупки, а если на товар установлен гарантийный срок, в течение этого срока имеет право на:
   *   замену товара;
   *   безвозмездное устранение недостатков;
   *   возврат товара и возмещение  его стоимости;
   *   соразмерное уменьшение покупной  цены.
   Этим  правам должны соответствовать определенные обязанности производителей и (или) продавцов, которые не могут не сказаться на деятельности фирмы. Нецелесообразно ограничиваться только изучением содержания правовых актов. Важно обращать внимание и на такие аспекты, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальную сторону практической реализации законодательства. Следовательно, предпринимателю необходимо учитывать мероприятия государственной власти, стремиться их прогнозировать и использовать в своих интересах.
   Большое влияние на предпринимательскую  деятельность оказывают различного рода общественные формирования. Профсоюзы, объединения предпринимателей, социальные движения, общества защиты прав потребителей имеют свои интересы, свой вес и роль в рыночном пространстве. Для предприятия важна определенная лояльность по отношению к ним и равновесное состояние. Конфликт, как правило, неразумен и невыгоден.
   Маркетинг предприятия находится также  под воздействием социально-культурных факторов. Наибольшей силой обладают устоявшиеся нормы, принятые в обществе, системы социальных правил, духовных ценностей, отношении людей к природе, труду, между собой и к самим себе. Знание социально-культурных факторов очень важно, так как они влияют как на другие элементы макросреды, так и на внутреннюю среду предприятия (например, отношение сотрудников к работе). Поэтому предприятие должно серьезно отслеживать возможные социально-культурные изменения и использовать их в практике маркетинга. Например, в настоящее время во многих странах люди стремятся больше свободного времени уделять занятиям спортом и отдыху. Усиление внимания к сохранению здоровья привело к возникновению мощнейшей индустрии разгрузочного питания, гимнастического оборудования и спортивной одежды. Стремление людей к рациональному использованию свободного времени вызвало к жизни торговлю по каталогам.
   Проводя исследование факторов макросреды, очень  важно иметь в виду два следующих  момента.
   Во-первых, все факторы макроокружения сильно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому их анализ должен вестись не по отдельности, а системно, в комплексе.
   Во-вторых, степень воздействия отдельных факторов макросреды на различные предприятия неодинакова и зависит от их размеров, территориального расположения, сферы деятельности и т.д. Например, считается, что крупные фирмы испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Следовательно, фирма должна определить для себя, какие из внешних факторов оказывают на ее деятельность наиболее существенное влияние. Кроме того, важно выявить те факторы, которые являются потенциальными носителями угроз для предприятия. Также целесообразно знать внешние факторы, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для фирмы.
   Непосредственное  окружение представлено теми составляющими внешней маркетинговой среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия. Тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и предотвращения появления угрозы ее дальнейшему существованию.
   Основные  составляющие непосредственной внешней  среды маркетинга представлены на рисунке 3.2.
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Рисунок 3.2 – Непосредственная внешняя среда  маркетинга

 
   Первые "среди равных" в непосредственном внешнем окружении маркетинга - это, безусловно, покупатели. Их изучение позволяет лучше уяснить, какой товар в наибольшей мере будет ими приниматься, на какой объем продаж можно рассчитывать, в какой мере покупатели привержены товарам фирмы, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей. Маркетинг не может "жестко" контролировать покупателя и не должен им манипулировать. Главное для предпринимателя заключается в том, что маркетинг в состоянии чутко реагировать на перемены покупательского поведения, анализировать причины, вызывающие изменения, и предлагать соответствующие меры по корректировке деятельности фирмы.
   Следующей важнейшей составляющей непосредственной внешней среды маркетинга являются конкуренты, участвующие в непрекращающемся ни на минуту соперничестве за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров. Американский специалист по маркетингу Дж.Пилдич в своей книге "Путь к покупателю" подчеркивает, что знать своих конкурентов, значит, не жалея времени и сил, скрупулезно изучать их. Это необходимо, т.к. именно конкуренты задают критерии, которые нам предстоит достичь или превзойти.
   Учитывая  чрезвычайную важность первых двух составляющих непосредственной внешней среды маркетинга, изучение покупателей и конкурентов следует выделить в самостоятельные направления маркетинговых исследований. Их содержание мы рассмотрим немного позже.
   Для эффективной деятельности многим предприятиям необходимы сырье, материалы, оборудование, комплектующие изделия. Что поставляется и что необходимо для нормального функционирования фирмы? От чего зависят объем и структура поставок? Какова должна быть периодичность поставок? Как выбрать наилучшего поставщика? На эти и другие вопросы необходимо найти ответы в процессе изучения поставщиков.
   При изучении поставщиков в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
   *   стоимость поставляемой продукции;
   *   гарантии качества поставляемой  продукции;
   *   соблюдение требуемых объемов  и сроков поставки;
   *  пунктуальность и обязательность выполнения договорных обязательств.
   Маркетинговые требования к поставщикам могут  меняться в зависимости от общей экономической ситуации и конъюнктуры рынка. Так, на стадии экономического подъема требования могут ужесточаться, и, наоборот, смягчаться в период спада или ограниченности ресурсов.
   Не  следует забывать, что поставщики фирмы могут работать и на конкурентов.
   Корпорация "Ниссан", второй по величине производитель  автомобилей в Японии, решила приобретать детали для своих машин у поставщика конкурирующей компании "Тойота". "Ниссан" заключила договор с фирмой "Айсон индастри" на поставку комплектующих для производства дизельных двигателей. Таким образом один и тот же поставщик может обслуживать конкурирующие компании, если ему это выгодно.
   Приведенный выше пример свидетельствует, что изучение поставщиков и выработка требований к ним во многих случаях должны осуществляться с учетом позиции конкурентов.
   Недостаточно  произвести высококачественный товар. Он обязательно должен найти своего покупателя. Как добиться этого с наименьшими затратами? Чаще всего это достигается использованием широкой сети маркетинговых посредников. Они обеспечивают, во-первых, физическое перемещение товаров от мест их производства к пунктам потребления или покупки, накопление и предпродажную подготовку изделий; во-вторых, кредитную поддержку и страхование рисков случайной порчи или потери товаров; в-третьих, помощь в поиске покупателя, рекламы, стимулировании сбыта, послепродажном обслуживании.
   В отношении каждого посредника в процессе маркетинговых исследований оценивается качество, стоимость и быстрота оказываемых услуг.
   Существенное  влияние на деятельность предприятия  оказывают отношения с контактными аудиториями. Под ними Ф.Котлер понимает "всякую группу, имеющую действительный или потенциальный интерес или влияние на способность организации достичь стоящих перед ней целей". Принято выделять следующие группы контактных аудиторий:
    финансовая общественность - банки, инвестиционные фонды, финансовые компании и другие финансово-кредитные учреждения, которые обеспечивают деятельность фирмы финансовыми ресурсами;
    средства массовой информации - пресса, радио, телевидение, распространяющие сведения о деятельности различных предпринимательских структур;
    общественность (союзы потребителей, общественные формирования, а также население, не выступающее в качестве какой-либо организованной силы, например, лица, проживающие в непосредственной близости от предприятия), под пристальным вниманием которой находится деятельность фирмы;
   *   персонал фирмы, от мнения которого о деятельности своего предприятия зависит отношение работников к выполняемым обязанностям.
   Задача  маркетинговых исследований состоит  в получении информации о настроениях, царящих в контактных аудиториях, предвосхищении наиболее вероятных действий в отношении фирмы, а также поиске средств для налаживания конструктивного сотрудничества с общественностью. Среди контактных аудиторий могут быть такие, внимание которых фирма всеми силами должна стремиться привлекать, так как они могут оказать положительное влияние на ее деятельность и положение на рынке. Однако существуют и такие контактные аудитории, по отношению к которым необходимо занимать сдержанную позицию, чтобы не становиться объектом их пристального внимания. Примером таких нежелательных аудиторий могут быть различные группы, призывающие к необоснованному бойкоту товаров предприятия. Зачастую к ним могут присоединяться и средства массовой информации, что может привести к катастрофическим для фирмы последствиям.
   Таким образом, фирма на рынке действует  не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду маркетинга и во многом определяют характер ее деятельности. Поэтому следует надлежащим образом подходить к оценке характеристик составляющих внешней среды и определению относительной важности их для предприятия. Внешнюю среду характеризуют сложность и динамизм.
   Сложность определяется тем, как много факторов внешней среды влияет на предприятие и насколько эти факторы схожи между собой.
   Динамизм  внешнего окружения характеризуется тем, как быстро оно изменяется (остается в основном стабильным или является динамичным, изменчивым). В нашей стране в связи с переходом к рыночным отношениям на подавляющее большинство предприятий стали влиять новые и сильно изменившиеся факторы внешней среды. В связи с этим многие фирмы стали пересматривать свою структуру, создавать новые подразделения и службы, ориентированные на практическое использование концепции маркетинга.
   Учет  сложности и динамизма внешней  маркетинговой среды позволяет выявить четыре типа ситуаций (рис. 3.3.), каждая из которых наиболее соответствует тому или иному виду предпринимательской деятельности.
   Ситуация, характеризуемая низкой неопределенностью (квадрант 1 на рис. 3.3.), является наиболее благоприятной. В этом случае можно предположить, что внешняя среда не будет преподносить много "сюрпризов" и предприятие может успешно действовать в достаточно ясной, с точки зрения влияния внешней среды, ситуации.
   Ситуация  умеренной неопределенности (квадрант 2 на рисунке 3.3.) является уже более напряженной. Высокая степень сложности внешней среды вносит элемент значительного риска, что подталкивает предприятие к большей альтернативности в действиях. Однако, внешняя среда достаточно стабильна и не претерпевает частых серьезных изменений.
Низкая 1 Ситуация низкой  неопределенности Факторов  мало
Факторов  схожи
Факторов  не меняются
Пример: Производство соли
2 Ситуация умеренной  неопределенности Факторов  много
Факторов  не схожи
Факторов  не меняются
Пример: Производство нефтепродуктов
Степени динамизма внешнего окружения    
Высокая 3 Ситуация умеренно  высокой неопределенности Факторов  мало
Факторов  схожи
Факторов  постоянно меняются
Пример: Потребительские товары
2 Ситуация высокой  неопределенности Факторов  много
Факторов  не схожи
Факторов  постоянно меняются
 Пример: Производство компьютеров
  Низкая Степень сложности внешнего окружения

Высокая

   Рисунок  3.3 – Основные типы ситуаций в зависимости от характера факторов внешней среды 

   Ситуация, характеризуемая умеренно высокой неопределенностью (квадрант 3 на рис. 3.3.), требует от фирмы достаточной гибкости. Это необходимо в силу окружения. Однако сложность факторов позволяет руководителям, имеющим высокий уровень знаний о маркетинге, справляться с ситуацией.
   Высокая неопределенность ситуации (квадрант 4 на рис. 3.3.) представляет собой наибольшую сложность. Это связано с тем, что внешняя среда полна динамизма и неопределенности. Эффективное взаимодействие фирмы с внешним окружением требует от руководителей и специалистов высочайшего уровня маркетинговой подготовки, аналитических способностей и интуиции. Оценки экспертов свидетельствуют, что только 20% факторов в бизнесе поддается контролю со стороны фирмы, а остальные 80% - неконтролируемы. Среди последних в основном составляющие внешней маркетинговой среды.
   Каждая  из рассмотренных выше ситуаций требует  своего специфического подхода к организации маркетинговой деятельности. 
 
 

  СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ
 
    Сущность  транспортной продукции 

  История человеческого общества неотделима от истории развития транспорта. Если под словом “транспорт” понимать процесс перемещения материальных вещей (грузов) и людей (пассажиров) в пространстве, то можно утверждать, что для физического существования человека необходим транспорт. В сущности, без перемещения средств производства, предметов труда и самого человека невозможна никакая хозяйственная деятельность. Поэтому транспортировка товаров и людей является важнейшим элементом производственного процесса.
  В слове “транспорт” [лат. “transporto” – перевожу, переношу, перемещаю] отражена главная суть транспорта – перемещать в пространстве любые вещества, предметы и живые объекты в виде грузов и пассажиров. Транспорт является отраслью материального производства, однако он является специфической отраслью, которая определяет своеобразие на нем процесса производства и его продукции.
  Транспортное  производство – это само передвижение грузов и пассажиров из пунктов отправления в пункты назначения, а готовая продукция транспорта – законченная их перевозка. В отличие от других отраслей материального производства продукция транспорта вырабатывается и реализуется одновременно.
  Для того чтобы произведенные товары оказались для потребителей в нужном месте и в нужный час, необходима организация эффективной системы товародвижения. Как отмечается в [Котлер] товародвижение – это деятельность по планированию и претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения и с выгодой для себя.
  Основные  издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, складированию товаров, поддержанию запасов, отгрузке товаров и обработке заказов. По некоторым оценкам стоимость транспортных расходов составляет до 1/3 цены конечного продукта. Следовательно, эффективная организация работы транспорта позволяет предложить товары по более низкой цене, а лучшее транспортное обслуживание позволяет привлечь дополнительных клиентов.
  Транспорт выступает как средство повышения  экономической активности субъектов  товарного рынка. Он позволяет вовлечь  в хозяйственный оборот наиболее отдаленные и слаборазвитые регионы  страны, и тем самым транспорт  сокращает географический разрыв между производством и потребителем. Связывая производство и потребление, транспорт способствует территориальному разделению труда, является стимулом для расширенного воспроизводства.
  Таким образом, транспорт является важнейшей  производственной инфраструктурой экономики государства. Транспорту присущи все три элемента материального производства: средства труда (локомотивы, вагоны, пути сообщения и т. д.) предметы труда (объекты перевозки – грузы и пассажиры), труд (целесообразная деятельность людей).
  Вместе  с тем, транспорт выполняет определенные производственно-сбытовые функции, создавая и продавая на рынке свою продукцию (услуги).
  Продукция транспорта выступает в форме  деятельности работников транспортной отрасли с использованием имеющихся  транспортных ресурсов, которая материализуется в законченных перевозках. Перевозка груза или пассажира является основным видом услуг любого вида транспорта. Однако перевозка всегда сопровождается предоставлением других видов услуг (погрузочно-разгрузочные работы, экспедирование, информационные услуги, страхование и т. д.).
  В работе [5] дано следующее определение  услуг: “к услугам относятся все виды труда, непосредственно не занятые изменениям и преобразованием форм материи и сил природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественно железной деятельности самого в различных отраслях общественного хозяйства (наука, образование и т.д.). К услугам относят такие виды труда, которые, будучи заняты собственно в материальном производстве, не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (транспорт, связь)”.
  Ф. Котлер дает следующее определение: услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к вложению чем-либо.
  Согласно работе [7] услугу можно определить как деятельность, связанную с обменом стоимостей, направленную на удовлетворение спроса, которая не сводится к передаче права собственности на некоторый материальный товар. Особенности услуги выражаются в следующих положениях:
      услуга не может существовать вне процесса ее производства, а, следовательно, накапливаться;
      продажа услуги – это продажа самого процесса труда, следовательно, качество услуги – это качество самого процесса труда;
      услуга представляет собой конкретную потребительскую стоимость лишь в определенное время на определенном направлении, что резко ограничивает возможность ее замены на рынке.
  Услуги  транспорта относятся к услугам, завершающим и начинающим процесс  материального производства и потребления. Транспортная услуга может быть определена как транспортный товар. Единица транспортной услуги – это целостный обособленный процесс или отдельная законченная перевозка, которая может быть охарактеризована рядом признаков, отличающих одну услугу от другой.
  В грузовом сообщении единицей транспортной услуги (работы) является грузовая отправка, т. е. партия груза, оформленная одним перевозочным документом (накладной) и следующая на определенное (тарифное) расстояние. Объем транспортной продукции может измеряться количеством отправленных тонн груза и тонно-километрами полезной транспортной работы. Аналогично в пассажирском движении материальным носителем единицы перевозки является пассажир, а объем транспортной продукции измеряется количеством отправленных (перевезенных) пассажиров и выполненных пассажиро-километров.
  Таким образом, можно определить транспортную услугу как вид хозяйственной деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей клиентов, характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под транспортной услугой подразумевается не только собственно перевозка груза или пассажира (основная услуга), но и любая операция, не входящая в перевозочный процесс, но связанная с его подготовкой и осуществлением.
  Отличительные особенности транспортной продукции  включают помимо количественных характеристик, также и качественные характеристики. При перевозке грузов качество транспортной услуги определяется скоростью перевозки, сохранностью перевозимого груза, уровнем и комплексностью транспортного обслуживания в пунктах отправления и назначения. При перевозке пассажиров качество услуги определяется комфортностью обслуживания на вокзалах и в пассажирских поездах, удобное время отправления и прибытия транспортных средств, безопасность движения, время в пути и т. д.
  Важнейшей экономической характеристикой  услуги является ее цена или тариф  за перевозку. Тариф включает непосредственно  плату за перевозку и сборы за транспортно-экспедиционные (вспомогательные) операции. Качество транспортной услуги и тариф является важнейшими факторами, определяющими конкурентоспособность услуги.
  Транспортная  продукция отличается и по целому ряду технологических признаков  организации перевозочного процесса. Например, это виды сообщений (внутриреспубликанское и международное, прямое и смешанное), категории отправок (мелкая, контейнерная, повагонная, групповая, маршрутная), режим скорости (грузовая, большая и пассажирская).
  Транспортные  услуги можно классифицировать по следующим признакам:
    по признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий транспорта: перевозочные (включающие элемент перевозки), неперевозочные (ремонт подвижного состава);
    по виду потребителя, которому предоставляется услуга: внешние (предоставляемые грузовладельцам), внутренние (предоставляемые структурным подразделениям железной дороги);
    по характеру деятельности, связанной с предоставлением транспортной услуги: технологические, коммерческие, информационные и др.
 
  Особенности рынка транспортных услуг 

  Рынок – крайне сложное явление общественной жизни, связанное с регулированием производства и обменом различными материальными и другими ценностями, результатами человеческого труда. По причине, что рынком называют сферу обмена, не стоит путать его с торговлей. Торговля это отрасль экономики, а рынок – особая экономическая категория, как система купли-продажи.
  Рынок как  система купли-продажи может нормально  функционировать при наличии  трех основных элементов: 1) должен быть продавец; 2) необходимо наличие покупателя; 3) наличие предмета сделки (товара или услуги).
  Рынки – форма связи производства и  потребления, производителей продукции  и услуг друг с другом, всех звеньев  общественного производства и видов  хозяйственной деятельности посредством процессов купли-продажи товаров, капиталов, рабочей силы, жилья, технологий, услуг и т. п.
    Все происходящие в экономике  процессы совершаются в рамках  пяти основных функций, которые  присущи рынку и рыночной экономике:
    интегрирующая – рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления, при этом решаются такие задачи, как удовлетворение спроса на товары и услуги, возможность.
  2) оценочная – состоит в оценке  результатов труда производителей, в определении уровня общественно  необходимых затрат труда, на основе спроса и предложения рынок объективно устанавливает уровень цен на товары и услуги.
  3) организующая и регулирующая  – рынок воздействует на пропорции  общественного производства, под  влиянием изменения спроса происходит  перелив ресурсов из одной  отрасли в другую.
  4) стимулирующая – через механизм  конкуренции, изменения соотношения  между спросом и предложением рынок стимулирует рост производства, улучшение качества продукции и услуг, снижение издержек производства. Издержки производства, превышающие средние общественные, не признаются рынком, не оплачиваются покупателями, а сами предприятия оказываются под угрозой банкротства.
  5) информационная – на многочисленных  биржах, ярмарках, коммерческих центрах  и т. п. концентрируется огромная  информация о наличии товаров  и услуг, о спросе, ценах, курсах  акций, валют и т. д.
  Однако  рынок не в состоянии решить многие важнейшие функции государственного управления экономикой. Это проблемы формирования основных хозяйственных пропорций, структурных сдвигов в экономике, выравнивание уровней развития регионов. Рынок не может полностью решать проблем, требующих огромных капиталовложений при длительных сроках их окупаемости (транспорт, строительство дорог, энергетика, сельское хозяйство и др.), связанных с реализацией крупных научно-технических программ.
  Рынок (от англ. – market) – всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (предъявителей предложения) конкретного товара или услуги [1].
  Обмен товарами или услугами на рынке происходит с помощью инструментов рыночной инфраструктуры, которая включает банки, биржи, транспорт, связь и т. д. При этом транспорт осуществляет физическое перемещение товаров (грузов) и сам оказывает услуги субъектам рынка: продавцам (грузоотправителям) и покупателям (грузополучателям).
  Рынок транспортных услуг представляет собой сферу проявления экономических отношений между транспортными организациями (производителями транспортных услуг) и потребителями транспортных услуг (грузовладельцами), между стоимостью и потребительской стоимостью транспортных услуг, т. е. это своеобразный механизм согласования интересов транспорта и грузовладельцев.
  Транспортный  рынок можно представить как  часть товарного рыночного пространства или как часть системы товародвижения (рисунок 1.1).
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Рисунок 1.1 – Кругооборот ресурсов, товаров  и доходов с участием транспорта 

  Транспортный  рынок в узком смысле является частью товарного рынка, однако, он имеет ряд своих отличительных особенностей:
    транспортные услуги, как и другие виды услуг, имеют невещественный характер (их нельзя накопить, создать запас);
    совпадение процессов производства транспортных услуг и их реализации;
    невзаимозаменяемость транспортных услуг (ограничивает конкуренцию на одном виде транспорта между его структурными подразделениями);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.