На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Раздел продукции и налогообложение дополнительного дохода при добыче углеводородов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение………………………………………………………………....... 3
1. Налоговая  реформа в минерально-сырьевом  секторе экономики России………………………………………………………………………  
5
1.1. Особенности  налогообложения минерально-сырьевого  сектора экономики………………………………………………………………….  
5
1.2. Предпосылки  и содержание налоговой реформы  в минерально-сырьевом секторе………………………………………………………....  
9
1.3. Результаты  реформирования налогообложения  минерально-сырьевого и нефтяного  сектора………………………………………….  
34
2. Направления  совершенствования налогообложения  нефтегазового сектора……………………………………………………………………..  
40
2.1. Снижение  ставки НДПИ при добыче нефти  за счет изменения формулы  расчета коэффициента, учитывающего  динамику мировых цен на нефть……………………………………………………………….  
 
42
2.2. Расширение  применения механизма налоговых  каникул по НДПИ при добыче  нефти. ……………………………………………………….  
46
2.3. Применение  понижающих коэффициентов к ставке  НДПИ……… 49
2.4. Применение  адвалорной ставки НДПИ при  добыче нефти……… 52
2.5 Совершенствование  налогообложения добычи природного  газа… 58
3. Раздел  продукции и налогообложение  дополнительного дохода при добыче  углеводородов……………………………………………………  
69
3.1. Применение  соглашений о разделе продукции……………………. 69
3.2. Возможности  введения налога на дополнительный  доход………. 80
Заключение………………………………………………………………... 96
Список  используемой литературы……………………………………...  
 
 
 
Введение
     В условиях постоянных изменений, вносимых в налоговое законодательство, в целях поиска оптимального варианта отношений государства и бизнеса, весьма актуальным представляется вопрос налогообложения минерально-сырьевого комплекса, обеспечивающего не менее половины всех поступлений налоговых и таможенных платежей в налоговую систему страны.
     Минерально-сырьевой сектор является базовым для экономики  России, он вносит основной вклад в  формирование доходов государственного бюджета страны. В связи с этим чрезвычайно важное значение имеет построение эффективной системы налогообложения минерально-сырьевого сектора, которая должна, с одной стороны, обеспечивать получение государством природной ренты, генерируемой при добыче минерального сырья, а также других налогов, с другой – соответствовать потребностям долгосрочного развития, сохранять достаточные стимулы для инвестиций в данный сектор.
     Основной  целью данной работы является определение направлений совершенствования системы налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики России и разработка предложений в области государственной налоговой политики, обеспечивающих как изъятие в пользу государства природной ренты, генерируемой при добыче минерального сырья, так и создание благоприятных условий для инвестиций в добывающую промышленность.
     Поставленная  цель предполагает решение ряда задач:
     – исследование особенностей налогообложения минерально-сырьевого сектора экономики;
     – оценку предпосылок и результатов реформирования налогообложения минерально-сырьевого сектора;
     – выявление существующих проблем и недостатков в налогообложении минерально-сырьевого сектора;
     – определение основных направлений  совершенствования налогообложения нефтегазового сектора;
     – анализ и оценку возможности применения налоговых механизмов в нефтегазовом секторе;
     – разработку конкретных предложений  и рекомендаций в области совершенствования налогообложения минерально-сырьевого сектора для повышения эффективности и рациональности функционирования налоговой системы.
     В качестве объекта исследования в  научной  работе рассматриваются  экономические отношения, в сфере  налогообложения минерально-сырьевого  сектора экономики.
      Теоретической и методологической основой научной  работы послужили труды ведущих отечественных специалистов в области налогообложения, учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных изучаемой теме (журналы «Финансы и кредит», «Налоговый вестник», «Финансы» и т. д.) справочная литература, прочие актуальные источники информации. Наибольшее влияние на проведенное автором исследование оказали работы таких специалистов как И.М. Александрова, Ю.Е. Батурина, Ю.П. Белова, А.Б. Василенко, В. Соколова и многих других.
     Методологическая  база исследования базируется на применении таких методов как статистический анализ, сравнение, гипотеза, абстрагирование. Из просчетно - статистических  методов - это расчет средних величин, использование или составление таблиц.
      Статистической  базой исследования являются статистические данные Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной  статистики, находящиеся в свободном доступе.
     Научная работа имеет традиционную структуру  и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список используемой литературы (34 источника). 

 

     
1. Налоговая  реформа в минерально-сырьевом  секторе 
экономики России 

1.1. Особенности  налогообложения минерально-сырьевого  сектора экономики 

     Налоговая политика государства по отношению  к минерально-сырьевому сектору  экономики оказывает значительное влияние на распределение доходов от добычи минерально-сырьевых ресурсов и принятие решений об инвестициях. При этом, как показывает мировой опыт, создание эффективной системы налогообложения минерально-сырьевого сектора является весьма сложной задачей.
     Система налогообложения данного сектора, как правило, рассматривается как концептуально отличающаяся от системы налогообложения в других секторах экономики, поскольку в ней формируются значительные рентные доходы и существуют повышенные инвестиционные риски. Рентные платежи при добыче минерально-сырьевых ресурсов, как правило, определяются дополнительным доходом с месторождения после того, как все производственные издержки, включая «нормальную» норму прибыли с капиталовложений, возмещены. Основной принцип здесь состоит в том, что собственник природных ресурсов (чаще всего государство) должен получать большую часть этого дополнительного дохода. В то же время добывающей промышленности присущи определенные риски, несколько отличные по размеру и характеру от рисков в других секторах экономики, связанные с проведением поисково-разведочных работ, высоким уровнем капиталоемкости, большим временным разрывом между осуществлением затрат и производством, а также со значительными колебаниями цен на минеральное сырье.
     Государства, как правило, стремятся создать  налоговые системы, которые соответствуют  следующим основным требованиям:
     – обеспечивают поступление государству  большей части рентных доходов, генерируемых в минерально-сырьевом секторе, особенно в периоды высоких цен на его продукцию;
     – могут эффективно администрироваться, требуют небольших затрат на сбор налогов и предоставляют минимум возможностей для уклонения от их уплаты;
     – максимизируют реальный объем поступающих государству доходов путем обеспечения поступлений уже в первые годы производства;
     – изымают сверхприбыли при реализации проектов, характеризующихся чрезвычайно низкими затратами; являются нейтральными и стимулируют экономическую эффективность.
     В то же время мировая практика еще  не выявила идеального, применимого во всех случаях налогового режима для минерально-сырьевого сектора, поэтому, основываясь на некоторых общих принципах, налоговая политика государства по отношению к данному сектору в каждой конкретной стране учитывает ее особенности, превалирующие социально-экономические цели и существующие ограничения.
     Наиболее  распространенной формой налогообложения  добычи минерального сырья являются роялти или аналогичные им налоги на добычу. В своей стандартной форме роялти, как правило, взимаются по адвалорной ставке, устанавливаемой в процентах к стоимости добытого полезного ископаемого. Роялти более согласуются с целями государства, чем с задачами инвесторов. С точки зрения государства роялти обеспечивают следующие преимущества: во-первых, они легко администрируются и характеризуются низкими издержками на сбор налога; во-вторых, обеспечивают постоянное и относительно стабильное поступление доходов от проекта в течение всего срока эксплуатации месторождения; в-третьих, могут рассматриваться как обложение на основе ресурсной ренты месторождения.
     Однако  роялти имеют ряд недостатков: во-первых, если роялти не сконструированы особым образом, они не чувствительны к  изменениям цен и реализованным  уровням прибыли; во-вторых, роялти могут исказить эффективные операционные решения таким образом, что это приведет к изменению профиля добычи, качественного выбора и уровня извлечения запасов; в-третьих, роялти могут препятствовать инвестициям в менее экономически эффективные месторождения.
     С точки зрения интересов недропользователей (инвесторов) можно указать на следующие  недостатки роялти: во-первых, нечувствительность к прибыльности и к потребности  в укороченных сроках окупаемости  инвестиций; во-вторых, возможное искажение принимаемых решений в отношении эффективной добычи и инвестиций; в-третьих, часто чрезмерное, не нейтральное к экономическим решениям, принимаемым в различных условиях, налоговое бремя.
     В отличие от роялти, основанных на показателях  валового дохода, системы пропорционального подоходного налога в большей степени соответствуют требуемым стандартам и отвечают целям государства и инвесторов. Важными вопросами здесь являются установление ставки налогообложения и определение налогооблагаемого дохода. В общем случае, когда горнодобывающая деятельность облагается по тем же ставкам и правилам определения дохода, все основные стандарты и интересы соблюдаются.
     Прогрессивные налоговые системы, включая ресурсно-рентные  налоги (РРН), в целом служат интересам  государства в деле изъятия ресурсной  ренты и непредвиденно высоких доходов. РРН не существуют в своей чистой, или отдельной, форме, поскольку они в слишком большой степени перекладывают риск и неопределенность на государство. С концептуальной точки зрения РРН являются лучшей по сравнению с другими формой налогообложения добычи минеральных ресурсов, нацеленной на изъятие большей части ресурсной ренты и максимизацию капиталовложений даже в маргинальные месторождения.
     В течение последних десятилетий  в налогообложении минерально-сырьевого  сектора наблюдается тенденция  к сокращению применения налоговых систем, основанных на роялти, и к расширению применения систем, которые опираются на налоги, основанные на полученной прибыли. Ряд стран полностью исключили из своей практики применение роялти на минеральные ресурсы либо уменьшили их значение. В то же время многие страны продолжают применять роялти.
     При применении роялти фиксированная доля стоимости произведенной продукции  взимается государством или другим собственником природных ресурсов за предоставленное право разработки запасов. Этот платеж легко администрируется и обеспечивает ранний и гарантированный  доход государству. В некоторых странах величина роялти весьма значительна, но в большинстве стран она равна 12,5–20% стоимости продукции. При том, что большую часть доходов государства, как правило, обеспечивают другие налоги, роялти может рассматриваться как базисный вид систематического платежа, обеспечивающий более ранние по времени и более стабильные финансовые поступления государству, чем платежи с доходов. Налоговый режим, который основывается не только на подоходном налогообложении, но и на роялти, генерирует относительно более стабильные и более равномерно распределенные во времени налоговые поступления. В 1980–1990-е гг. наметилась тенденция к установлению прогрессивных ставок роялти, то есть к их исчислению по скользящей шкале в зависимости от определенных факторов, например, от уровня добычи, глубины воды над морскими месторождениями, цен на нефть.
     В налогообложении нефтегазового  сектора применяются как обычный  налог на прибыль корпораций, так  и специальные виды налогов, такие  как ресурсно-рентный налог. При этом для нефтяного сектора могут устанавливаться более высокие ставки налога на прибыль, которые служат инструментом изъятия получаемой здесь ресурсной ренты. Зависимость основных налоговых платежей в добывающей промышленности от цены продукции стимулирует производителей к занижению цены ее реализации с целью минимизации своих налоговых обязательств. В связи с этим в большинстве стран при налогообложении добычи нефти для расчета налоговой базы используются не фактические цены сделок (или не только фактические цены сделок), а специальные справочные (рыночные) цены, определяемые тем или иным образом. В развивающихся странах в этих целях часто используют цены на котируемые на мировом рынке сорта нефти (с определенными поправками). В большинстве развитых стран при налогообложении добычи нефти применяются цены сделок, совершаемых на принципах независимости сторон. Важно, как именно государство изымает экономическую ренту. Нефтяные компании особенно чувствительны к платежам, не привязанным к прибыли, таким как роялти и бонусы. Такие платежи являются регрессивными, то есть чем ниже прибыльность проекта, тем относительно выше уровень этих выплат. Чем в меньшей степени платежи привязаны к валовому доходу компаний, тем более гибкой является налоговая система. Повышению гибкости налоговой системы способствует применение скользящих шкал. Большинство систем со скользящими шкалами реагируют на уровень добычи. С ростом уровня добычи доля государства тем или иным образом растет.
     В одних системах гибкость достигается  за счет использования прогрессивной шкалы налоговых ставок, в других могут использоваться несколько переменных со скользящими шкалами (например, роялти, бонусы, раздел прибыльной нефти). В мировой нефтяной промышленности наиболее распространенными факторами, которые обусловливают изменение тех или иных элементов налоговых систем по скользящей шкале, являются уровень добычи, глубина шельфа, накопленная добыча (объем нефти, извлеченной с начала добычи), цены на нефть и норма прибыли. Многие страны разработали прогрессивные шкалы налогов или правила раздела продукции, основанные на уровне доходности проекта. Получаемая государством доля растет вместе с внутренней доходностью. Системы, ориентированные на внутреннюю доходность, характеризуются умеренными ставками роялти и других налогов.
     Изменения в системе налогообложения минерально-сырьевого  сектора, произведенные в России в рамках налоговой реформы, в  целом находятся в русле мировых  тенденций, однако имеют и весьма существенные особенности. 

1.2. Предпосылки  и содержание налоговой реформы
в минерально-сырьевом секторе 

     Реформа налогообложения минерально-сырьевого  сектора российской экономики, проведенная  в начале осуществления рыночных экономических реформ, была направлена на формирование новой структуры  налоговой системы, которая бы, с одной стороны, обеспечивала получение государством природной ренты, генерируемой в минерально-сырьевом секторе, а с другой – сохраняла достаточные стимулы для инвестиций в данный сектор. Однако вплоть до 2002 г. сформированная налоговая система с точки зрения достижения названных целей не была эффективной.
     Действовавшая до 2002 г. система налогообложения  минерально-сырьевого сектора основывалась на четырех специальных налогах, предназначенных для изъятия природной ренты, – это платежи за пользование недрами (роялти), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы и экспортные пошлины на минеральное сырье.
     В нефтяном секторе, на который приходится основная часть налоговых платежей добывающей промышленности, при применении широко используемых в мировой практике стандартных адвалорных налогов, основанных на цене реализации нефти, столкнулись с проблемой трансфертного ценообразования. В ходе рыночных реформ в России сформировались 13 вертикально – интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), объединяющих предприятия по добыче и переработке нефти и реализации нефти и нефтепродуктов. Впоследствии число ВИНК фактически сократилось до 9, поскольку небольшие компании перешли под контроль более крупных. На долю ВИНК приходится около 90% всей добычи и переработки нефти в стране. В результате применения нефтяными компаниями трансфертных (внутрикорпоративных) цен, цена нефти, которая использовалась для исчисления налогов при добыче нефти, существенно отличалась от ее реальной рыночной цены.
     Трансфертная  цена, по которой ВИНК покупали нефть  у своих дочерних нефтедобывающих предприятий, как правило, устанавливалась исходя из целей минимизации налогообложения на уровне, близком к уровню текущих затрат добывающего предприятия. В результате цена, по которой исчислялись и уплачивались налоги в нефтедобыче (платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на прибыль и др.), оказывалась значительно ниже и экспортной цены, и рыночной цены нефти на внутреннем рынке. В 2000–2001 гг. трансфертные цены, по оценкам, составляли примерно 50–60% реальных рыночных цен на нефть. В то же время в стране отсутствовали работоспособная правовая система, позволяющая четко определять базу налогообложения в случае применения трансфертных цен, и развитые механизмы биржевой торговли, цены которой могли бы служить базой для налогообложения.
     В результате применения трансфертных цен  налоговые платежи при добыче нефти существенно занижались. Так, по оценкам Топливно-энергетического  независимого института (ТЭНИ), в 2000 г. уровень налоговых изъятий при применении рыночных цен на нефть должен был составить 82%, в то время как вследствие применения трансфертных цен нефтяные компании выплатили в виде налогов лишь 56% рентного дохода [20].
     Преобладание  в действовавшей системе налогообложения  налогов на объемы добычи и валовой  доход оказывало сильное регрессивное воздействие. Основная часть налоговых платежей в этих условиях фактически не зависела от финансовых результатов деятельности предприятий. Негативные последствия регрессивной налоговой структуры становились особенно очевидными при падении мировых цен на минеральное сырье. Именно такая ситуация наблюдалась в 1998 г., когда произошло резкое падение мировых цен на нефть.
     Порядок, условия взимания и критерии определения  ставок платежей за пользование недрами  были установлены постановлением Правительства  РФ от 28 октября 1992 г. № 828 «Об утверждении  Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна». Объектом налогообложения при пользовании недрами в целях добычи полезных ископаемых являлась стоимость добытых полезных ископаемых и сверхнормативных потерь при добыче, а также стоимость использованных отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
     Конкретные  размеры регулярных платежей определялись в установленном порядке при лицензировании пользования недрами. Платежи за добычу полезных ископаемых в объемах сверхнормативных потерь взимались в двойном размере. Размеры платежей за пользование недрами при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых и минеральной воды устанавливали субъекты Российской Федерации.
     В нефтяном секторе ставка роялти варьировала  от 6 до 16% цены нефти в зависимости  от характеристик конкретных месторождений  и фиксировалась в лицензии. В среднем величина этой платы в нефтяном секторе в 2000 г. составляла 8,2%.
     Величина  отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определялась на основе стоимости  первого товарного продукта, полученного  и реализованного из фактически добытых  полезных ископаемых, без акциза и  налога на добавленную стоимость. К  первому товарному продукту относились: собственно полезные ископаемые (нефть, природный газ и газовый конденсат, уголь и горючие сланцы, товарные руды, подземные воды, прошедшие первичную обработку, слюда, асбест, сырье для производства строительных материалов, нерудное сырье для металлургии); концентраты черных, цветных, редких и радиоактивных металлов, горнохимическое сырье; благородные металлы – химически чистый металл в песке, руде или концентрате; алмазы – необработанные отсортированные камни; по другим полезным ископаемым – минеральное сырье, прошедшее первичную обработку.
     Часть отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (в среднем 40–50%) оставалась в  распоряжении добывающих предприятий  для целевого использования на выполнение согласованных с государственными органами (Министерством природных  ресурсов РФ и его территориальными подразделениями) программ геологоразведочных работ.
     Для нефти ставка отчислений на воспроизводство  минерально-сырьевой базы была установлена  на уровне 10% цены нефти. При этом 5–6% данных отчислений подлежало перечислению в государственный бюджет, а 4–5% оставалось в распоряжении предприятий  на выполнение согласованных с государственными органами программ геологоразведочных работ.
     Акцизы  на минеральное сырье были установлены  для нефти и природного газа. Акциз на нефть был введен в сентябре 1992 г. Первоначально его средняя ставка составляла 18% стоимости нефти (без НДС) при колебаниях по отдельным производителям от 0 до 30%. В июле 1993 г. средняя ставка акциза была увеличена до 24%. Затем в мае 1994 г. акциз на нефть был установлен в абсолютных показателях. Его средняя ставка составила 14 750 руб./т, по отдельным производителям она колебалась от 0 до 36 000 руб./т.
     При этом ставка акциза подлежала ежемесячной  индексации в соответствии с изменением обменного курса рубля по отношению к доллару США. С 1 апреля 1995 г. была установлена средневзвешенная ставка акциза на нефть в размере 39 200 руб. за 1 т с последующей ежемесячной индексацией этой ставки.
     Ставка  акциза на природный газ впервые  была установлена в июле 1993 г. в  размере 15% стоимости реализованного газа. С марта 1995 г. ставка акциза была установлена в размере 25%, а с  сентября 1995 г. – в размере 30%. При  исчислении акциза объектом налогообложения  являлась стоимость реализованного природного газа организациям и непосредственно потребителям исходя из государственной регулируемой оптовой цены промышленности.
     С 1 января 2001 г. ставка акциза на природный  газ была установлена в размере 15% стоимости реализованного природного газа (без НДС) при его реализации на территории Российской Федерации  и в страны СНГ и 30% стоимости  реализованного газа (без НДС) при  его поставках за пределы СНГ (табл. 1.1). 

Таблица 1. 1 - Ставки акцизов на нефть и природный газ, 2001 г.
Показатель Ставка акциза
Нефть и стабильный газовый конденсат  66 руб. за 1 т
Природный газ, реализуемый (переданный) на территории Российской Федерации 15%
Природный газ, реализуемый в государства  – участники СНГ 15%
Природный газ, реализуемый (переданный) за пределы территории Российской Федерации (за исключением государств – участников Содружества Независимых Государств) 30%
Источник: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
     С 1 января 2001 г. со вступлением в силу главы 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации ставки, порядок исчисления и уплаты акцизов на углеводородное сырье стали регулироваться Налоговым кодексом Российской Федерации.
     Повышение эффективности системы налогообложения  минерально-сырьевого сектора и  ее приведение в соответствие с мировой  практикой требовали достаточно кардинального реформирования данной системы. Основным содержанием налоговой реформы в минерально-сырьевом секторе российской экономики явилось введение с начала 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который заменил действовавшие до этого платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и газовый конденсат.
     Концепция налога на добычу полезных ископаемых заключалась в введении единой (недифференцированной) повышенной ставки роялти, обеспечивающей налоговые поступления государству на уровне, соответствующем суммарной величине уплачиваемых ресурсных платежей (плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть). Данная концепция нашла выражение в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации», который содержал комплекс мер по радикальному реформированию системы налогообложения минерально-сырьевого сектора.
     Федеральным законом № 126-ФЗ вторая часть Налогового кодекса РФ была дополнена главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых».  Данным законом в налоговую систему Российской Федерации с 1 января 2002 г. был введен новый налог – налог на добычу полезных ископаемых, который заменил три действовавших в 1992–2001 гг. платежа: плату за пользование недрами (роялти), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть. Объектом налогообложения по данному налогу признаются добытые полезные ископаемые, а налоговой базой – стоимость добытых полезных ископаемых.
     Налоговые ставки установлены по видам полезных ископаемых в процентах от стоимости добытых полезных ископаемых (табл. 1.2).  

Таблица 1.2 - Ставки налога на добычу полезных ископаемых по основным видам полезных ископаемых, 2010 г.
     Виды  полезных ископаемых      Ставка  налога
Нефть сырая, руб. за 1 т       419
Газ горючий  природный, руб. за 1000 куб.м       147
Газовый конденсат, %      17,5
Кондиционные  руды цветных металлов (за исключением  нефелинов и бокситов), %      8,0
Природные алмазы и другие драгоценные камни, %      8,0
Концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (за исключением золота), %      6,5
Концентраты и другие полупродукты, содержащие золото, %      6,0      
Сырье радиоактивных металлов, %      5,5
Нефелины, бокситы, %      5,5
Кондиционные  руды черных металлов, %      4,8
Апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды, %      4,0      
Уголь, антрацит, %      4,0
Источник: Налоговый  кодекс Российской Федерации (часть  вторая). 

     Для добычи нефти на 2002–2006 гг. в качестве налоговой базы был установлен объем продукции в натуральном выражении, а налоговая ставка была установлена в абсолютном выражении (в 2002–2003 гг. – 340 руб. за 1 т, в 2004 г. – 347 руб., с 2005 г. – 419 руб.).
     Первоначальная  величина ставки была рассчитана на основе средневзвешенной цены реализации нефти на внутреннем и на внешнем рынках, то есть ее величина учитывала не получаемые до этого бюджетом ресурсные платежи с экспортируемой нефти (точнее, с части цены экспортируемой нефти, превышающей трансфертную цену реализации нефти).
     Специфическая ставка налога по нефти корректируется с учетом уровня мировых цен на нефть и изменения валютного курса рубля. Для этого применяется специальный коэффициент, который в 2002–2004 гг. рассчитывался по следующей формуле:
                  Кц = ( Ц – 8 ) ? Р / 252,                                ………….(1.1)
     где Кц – коэффициент, характеризующий  динамику мировых цен на нефть;
     Ц – средний за налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс», долл./ барр.;
     Р – среднее за налоговый период значение курса доллара США к  рублю Российской Федерации, устанавливаемое  Центральным банком Российской Федерации.
     Налог на добычу, таким образом, взимался лишь при мировой цене российской нефти более 8 долл. за баррель.
     Поправочный коэффициент Кц фактически отражает не только динамику (а точнее – уровень) мировых цен на нефть, как это определено в тексте закона, но и изменение курса доллара. С ростом курса доллара налоговая ставка в долларовом выражении снижается, но одновременно увеличивается поправочный коэффициент. Применение поправочного коэффициента обеспечивает прогрессивность налога на добычу нефти, ставка которого установлена в абсолютном выражении (в рублях за тонну).
     Федеральным законом от 22 мая 2008 г. № 158-ФЗ с 1 января 2009 г. базовая ставка НДПИ для нефти  установлена в размере 419 руб. за 1 т (т.е. повышена на 20,7% по сравнению  с 2004 г.), а коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, стал определяться по следующей формуле:
      Кц = ( Ц – 15 ) ? Р / 261.                                 ………….(1.2)
     Новая формула расчета ставки НДПИ несколько  снизила налоговую нагрузку на добычу нефти при цене нефти «Юралс»  до 18 долл./барр. по сравнению с действовавшей  формулой расчета, однако при цене нефти  более 18 долл./барр. реальная ставка НДПИ повысилась. В соответствии с новой  формулой налог применяется при  мировой цене нефти выше 15 долл./барр. Таким образом, с момента введения величина и порядок расчета ставки НДПИ при добыче нефти изменялись следующим образом (табл. 1.3). 

Таблица 1. 3 - Ставка НДПИ при добыче нефти в 2002–2009 гг.
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Базовая ставка НДПИ при добыче нефти, руб./т 340 347 419 419 419 419 419 419
Коэффициент, характеризующий динамику мировых  цен на нефть (Кц)
(Ц –  8) ? Р/252  
     (Ц  – 9) ? Р/261      
(Ц –  15) ? Р/261
Источник: Налоговый кодекс РФ 

     Обозначения: Ц – средний за налоговый период уровень цен на нефть сорта  «Юралс», долл./барр.;
     Р – среднее за налоговый период значение курса доллара США к  рублю, устанавливаемое Центральным банком Российской Федерации.
     Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в систему налогообложения добычи полезных ископаемых были внесены следующие изменения, вступившие в действие с 1 января 2004 г.: ставка НДПИ при добыче газового конденсата установлена в размере 17,5%; установлена специфическая ставка НДПИ при добыче природного газа, равная 107 руб. за 1000 куб. м (вместо адвалорной ставки 16,5% и акциза на газ), налоговая база при добыче природного газа определена как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении; отменен акциз на природный газ.
     Таким образом, с 2004 г. была установлена специфическая  ставка НДПИ при добыче природного газа и отменен акциз на природный  газ. С отменой акциза на газ были устранены сохранявшиеся различия в системах налогообложения добычи природного газа и других видов полезных ископаемых. С 2005 г. ставка НДПИ для природного газа была увеличена до 135 руб. за 1 тыс. куб.м газа (на 26,2% по сравнению с 2004 г.), а с 2006 г. – до 147 руб. за 1 тыс. куб. м.
     Введение  НДПИ позволило значительно повысить бюджетную эффективность налоговой системы, нейтрализовать негативные налоговые последствия трансфертного ценообразования, приблизить российскую систему налогообложения к мировым стандартам.
     В то же время введенная единая специфическая  ставка НДПИ рассчитана преимущественно на применение в средних условиях и не учитывает объективных различий в добыче нефти, обусловленных характеристиками месторождений, их расположением, а также стадией разработки. В результате ухудшается экономика добычи нефти на месторождениях с повышенными затратами, стимулируется выборочный отбор наиболее эффективных запасов и досрочное прекращение разработки истощенных месторождений, происходит потеря нефти в недрах. Одновременно осложняется ввод в разработку новых месторождений, особенно в неосвоенных регионах с неразвитой инфраструктурой. Более высокие капитальные, эксплуатационные и транспортные затраты приводят к тому, что реализация многих проектов разработки месторождений с повышенными затратами в условиях общего налогового режима не обеспечивает необходимой доходности инвестиций.
     Недостатки  единой ставки НДПИ обусловили поиск  вариантов дифференциации ставки налога в зависимости от горно-геологических и географических факторов, характеризующих реальные условия добычи нефти.
     В 2006 г. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 151-ФЗ система налогообложения  добычи нефти была дополнена новыми элементами. Основными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2007 г., явились следующие изменения:
     1. Введен понижающий коэффициент  Кв, применяемый к базовой ставке НДПИ, который характеризует степень выработанности запасов нефти на участке недр. Коэффициент Кв применяется при степени выработанности запасов участка недр от 0,8 до 1, рассчитывается по определенной формуле и изменяется от 1 (при степени выработанности 0,8) до 0,3 (при степени выработанности 1 и более).
     Принята следующая формула расчета данного  коэффициента:
               Кв = 3,8 – 3,5 ? N / V,                                 ………….(1.3)
     где N – накопленная добыча нефти  на участке недр;
     V – начальные извлекаемые запасы  нефти категорий А, В, С1 и  С2 на участке недр.
     2. При разработке нефтяных месторождений  Восточно - Сибирской нефтегазовой провинции в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края установлена нулевая ставка НДПИ до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн т на участке недр при непревышении срока разработки запасов 10 лет либо в течение 10 лет для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи и 15 лет для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи с даты государственной регистрации лицензии.
     Нулевая налоговая ставка на период до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участке недр при непревышении срока разработки запасов 10 лет или срок 10 лет, исчисляемый с 1 января 2007 г., применяется и к уже разрабатываемым месторождениям данных регионов, если степень выработанности запасов на лицензионном участке не превышает 0,05.
     3. Установлена нулевая ставка НДПИ  при разработке месторождений  сверхвязкой нефти.
     Принятые  изменения направлены на стимулирование разработки истощенных и новых нефтяных месторождений. Дифференциация НДПИ с учетом выработанности запасов позволяет продлить сроки разработки истощенных месторождений и повысить уровень нефтеизвлечения. Продление эксплуатации истощенных месторождений обеспечивает дополнительные поступления как НДПИ (взимаемого по пониженной ставке), так и других налогов (налог на прибыль, экспортная пошлина и т.д.). Снижение ставки НДПИ для новых нефтяных месторождений позволило стимулировать освоение Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции, создать базу для будущих доходов государственного бюджета.
     Принятые  поправки предусматривали, что льготы по НДПИ на новых и выработанных месторождениях могут быть получены лишь при применении прямого метода учета количества добытой нефти на участке недр, то есть учета добытой нефти на отдельном лицензионном участке с помощью специальных измерительных приборов (средств, устройств). Применительно к выработанным месторождениям данное положение существенно ограничивало область применения налоговой льготы, поскольку на большинстве выработанных месторождений (лицензионных участков) не существует прямого учета добычи нефти (учет добытой нефти осуществляется на специальном коммерческом узле учета на выходе из установки подготовки нефти, куда поступает нефть с нескольких лицензионных участков).
     С 2002 г. были законодательно установлены  предельные размеры вывозных таможенных пошлин на нефть и сам механизм определения ставки экспортной пошлины в зависимости от уровня мировых цен на нефть. Поправками к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе», утвержденными Федеральным законом № 126-ФЗ, были впервые законодательно установлены предельные размеры вывозных таможенных пошлин на углеводороды, изменяющиеся в зависимости от уровня мировых цен.
     По  нефти экспортная пошлина была установлена  в размере 0% при сложившейся за два предшествующих месяца средней  цене нефти «Юралс» на мировых  рынках до 109,5 долл./т; при мировой  цене нефти от 109,5 до 182,5 долл./т ставка экспортной пошлины должна устанавливаться  в размере, не превышающем 35% разницы  между фактической средней ценой  нефти за два предшествующих месяца и 109,5 долл.; при мировой цене нефти  более 182,5 долл./т ставка экспортной пошлины устанавливается в размере, не превышающем 25,53 долл. и 40% разницы между фактической средней ценой нефти за два предшествующих месяца и 182,5 долл. Введение данного механизма обеспечило как необходимую гибкость, так и предсказуемость налоговой нагрузки.
     Федеральным законом от 7 мая 2004 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых отдельных актов законодательства Российской Федерации» был _0а1080 изменен порядок расчета предельной (максимальной) ставки экспортной пошлины на нефть. С 1 августа 2004 г. установлена более прогрессивная шкала для расчета предельной ставки экспортной пошлины на нефть (табл. 1.4). 

Таблица 1.4 – Предельные ставки экспортной пошлины на нефть, 2002–2008 гг.
Мировая цена на нефть сорта «Юралс» Ставка, долл./т
2002 г.  – 31 июля 2004 г. 1 августа 2004 г. – 2008 г.
До 15 долл./барр. 0 0
От 15 до 20долл./барр. 0,35 ? (Ц  – 15) ? 7,3 0,35 ?(Ц – 15) ? 7,3
От 20 до 25долл./барр. 12,78 + 0,45 ? (Ц –20) ? 7,3
Свыше 25 долл./барр. 25,53 + 0,4 ? (Ц - 25) ? 7,3 29,2 + 0,65 ? (Ц - 25) ? 7,3
 
     Экспортная  пошлина на нефть взимается, таким  образом, при мировой цене российской нефти более 15 долл./барр., при этом с ростом мировой цены на нефть доля налоговых изъятий прогрессивно растет (до 65% с каждого дополнительного доллара экспортной выручки при цене свыше 25 долл./барр.).
     В соответствии с установленным порядком периодом мониторинга цен на нефть  на мировых рынках являлись каждые два календарных месяца (начиная с 1 ноября 2001 г.). Ставка экспортной пошлины устанавливалась на срок два календарных месяца.
     Новая ставка экспортной пошлины на нефть  вводилась в действие с 1-го числа  второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.
     Постановлением  Правительства РФ от 19 августа 2003 г. № 507 с 1 января 2004 г. была установлена ставка вывозной таможенной пошлины на природный газ, вывозимый за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, в размере 30% таможенной стоимости. 

1.3 Результаты реформирования налогообложения
     минерально-сырьевого  сектора 

     С точки зрения структуры налоговой  системы основным результатом налоговой  реформы в минерально-сырьевом секторе  экономики явилось введение с начала 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который заменил действовавшие до этого платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть, и установление применительно к нефти специфической ставки данного налога, корректируемой с учетом уровня мировых цен на нефть и валютного курса рубля.
     Введение  НДПИ позволило упростить налоговую  систему и привести ее в соответствие с мировой практикой. Установление же для нефти специфической ставки налога на добычу в условиях отсутствия механизма определения и применения рыночных цен для целей исчисления налогов позволило преодолеть негативные налоговые последствия трансфертного ценообразования. Преимуществами такого подхода являются простота и прозрачность расчета, а также повышение гибкости налогообложения, так как данный налог, в отличие от акциза и адвалорных налогов, непосредственно реагирует на изменение мировых цен на нефть.
     Важным  элементом реформирования налогообложения  добывающей промышленности явилось  также законодательное установление предельных размеров вывозных таможенных пошлин на нефть, изменяющихся в зависимости от уровня мировых цен. С 2004 г. установлена специфическая ставка НДПИ при добыче природного газа и отменен акциз на природный газ. В дополнение к общей системе налогообложения в России созданы основы применения специальных налоговых режимов в форме соглашений о разделе продукции.
     Применение  единой ставки налога на добычу достаточно распространено в мировой практике в отличие от применения таких налогов, как отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз. Основная часть отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы направлялась на финансирование геологоразведочных работ в регионах функционирования добывающих предприятий, уплачивающих и использующих данные отчисления, то есть в хорошо разведанных регионах добычи, что обусловливало крайне низкую эффективность таких работ. В рыночной экономике основная часть работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы должна осуществляться за счет средств самих предприятий, затраты же предприятий на проведение геологоразведочных работ должны компенсироваться на основе общепринятых в мировой практике механизмов.
     Реформа налогообложения, рост мировых цен  на углеводороды, увеличение объемов добычи и экспорта нефти привели к значительному росту налоговых платежей добывающей промышленности. Доля НДПИ в доходах консолидированного бюджета повысилась с 4,9% в 2001 г. до 10,7% в 2008 г., а в ВВП – с 1,5% в 2001 г. до 4,1% в 2008 г. (табл. 1.5). Добыча нефти и природного газа обеспечивает основную часть поступлений НДПИ. В 2008 г. на нефть пришлось 92% поступлений НДПИ, на природный газ – 5,3%, на другие полезные ископаемые – 2,7%. 

Таблица 1.5 - Поступление налога на добычу полезных ископаемых в 2001–2008 гг.
Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Налог на добычу полезных ископаемых,
 всего, млрд.руб.
130,65 275,05 330,87 510,05 859,90 1162,2 1197,4 1708,01
В том  числе: углеводородное
сырье
111,68 262,45 316,91 491,14 839,02 1135,8 1166,6 1670,85
Налог на добычу полезных ископаемых, всего, млрд, руб. в ценах 2008 г.
288,32 527,35 566,41 781,68 1188,3 1473,5 1356,6 1708,01
В том  числе: углеводородное
сырье
246,46 503,19 542,51 752,70 1159,4 1440,0 1321,8 1670,85
Доля  НДПИ в доходах консолидиро- ванного бюджета, % 4,9 7,8 8,0 9,4 11,3 12,3 9,0 10,7
В том  числе: углеводородное сырье
4,2 7,5 7,7 9,0 11,0 12,0 8,8 10,4
Доля  НДПИ в ВВП,% 1,5 2,5 2,5 3,0 4,0 4,3 3,6 4,1
В том  числе: углеводородное
сырье
1,2 2,4 2,4 2,9 3,9 4,2 3,5 4,0
Справочно: Регулярные платежи  за добычу полезных ископаемых
(роялти) при  исполнении СРП
0,39 0,62 0,68 1,08 1,58 2,59 14,48 19,31
Источник: Минфин России.
     Наиболее  распространенными факторами, которые  обусловливают изменение тех или иных элементов налоговых систем по скользящей шкале, в мировой нефтяной промышленности являются уровень добычи, глубина шельфа, накопленная добыча (объем нефти, извлеченной с начала добычи), цены на нефть, Р-фактор и норма прибыли. Более тонкие механизмы взимания роялти позволяют существенно снизить регрессивность такого налога или обеспечить его прогрессивность.
     Наиболее  существенным отличием российской системы  налогообложения минерально-сырьевого сектора с точки зрения международной практики является наличие экспортных пошлин.
     Как показывает количественный анализ результатов  реформы налогообложения нефтяного сектора экономики, проведенный с использованием разработанной имитационной модели нефтяного сектора, период 2001–2008 гг. характеризуется значительным ростом налоговых платежей нефтяного сектора, которые увеличились с 14,9 млрд долл. в 2000 г. до 201,9 млрд долл. в 2008 г.
     Такой рост налоговых платежей был обусловлен как реформой налогообложения, так и значительным ростом объемов производства и экспорта нефти и нефтепродуктов и повышением мировых цен на нефть. Доля налогов в валовом доходе нефтяного сектора повысилась с 28,1% в 2000 г. до 63,1% в 2008 г. Доля налогов в чистом доходе, равном валовому доходу за вычетом капитальных, эксплуатационных и транспортных затрат, повысилась с 54,4% в 2000 г. до 85,3% в 2008 г.
     Меры, реализованные в России в ходе реформы налогообложения минерально-сырьевого сектора, позволили повысить бюджетную эффективность налоговой системы, преодолеть ее регрессивность, нейтрализовать негативные налоговые последствия трансфертного ценообразования, приблизить российскую систему налогообложения к мировым стандартам.
     В то же время, как показывает микроэкономический анализ, действующая система налогообложения нефтяного сектора рассчитана преимущественно на применение в средних условиях разработки в освоенных регионах с развитой инфраструктурой. Дополнительные же капитальные, эксплуатационные и транспортные затраты приводят к тому, что реализация большинства проектов разработки месторождений в новых нефтедобывающих регионах при общем налоговом режиме не обеспечивает необходимой доходности инвестиций.
     Реализация  таких проектов может быть осуществлена только при относительном смягчении условий налогообложения или применении более гибких налоговых механизмов, учитывающих реальные затраты на разработку конкретных месторождений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Направления совершенствования налогообложения
     нефтегазового сектора 

2.1. Снижение  ставки НДПИ при добыче нефти  за счет изменения формулы  расчета коэффициента, учитывающего  динамику мировых цен на нефть 

     Стимулировать развитие нефтяного сектора позволяет  снижение общей ставки НДПИ при добыче нефти. В условиях роста затрат на добычу целесообразно повышение необлагаемого НДПИ ценового минимума в формуле расчета коэффициента Кц, учитывающего динамику мировых цен на нефть. Это ведет к относительному снижению величины коэффициента Кц и соответственно применяемой ставки налога. Кроме того, сохранение базовой ставки НДПИ на неизменном уровне (419 руб./т) в условиях наблюдающейся достаточно значительной инфляции обеспечивает снижение ставки НДПИ в реальном выражении. В 2008 г. было принято решение об изменении с начала 2009 г. формулы расчета коэффициента Кц за счет повышения необлагаемого НДПИ ценового минимума с 9 до 15 долл./барр. Как показывают расчеты, за счет изменения формулы расчета коэффициента Кц применяемая ставка НДПИ в 2009 г. снизилась на 305 руб./т, или примерно на 12% (табл. 2.1). Такое снижение ставки НДПИ уменьшает налоговую нагрузку на нефтяной сектор, позволяет нефтяным компаниям получить в свое распоряжение дополнительные финансовые ресурсы, повышает доходность инвестиций в освоение новых месторождений, стимулирует более углубленную разработку истощенных месторождений.
     Дополнительное (по сравнению с реализованным) снижение ставки НДПИ целесообразно осуществлять лишь в тех случаях, когда это  необходимо, а именно лишь для отдельных регионов и отдельных категорий месторождений, характеризующихся повышенными затратами на разработку.
     В рамках дискуссии по снижению налоговой  нагрузки на нефтяной сектор экономики  высказываются утверждения, что  снижение общей ставки НДПИ в предложенных размерах не окажет стимулирующего влияния  на разработку низкорентабельных месторождений, поэтому ставку НДПИ надо снижать  более значительно (например, снизить  базовую ставку НДПИ с 419 до 200 руб. за тонну или увеличить необлагаемый НДПИ ценовой ми-
нимум с 9 до 40–45 долл./барр.). 

Таблица 2.1 - Влияние изменения формулы расчета коэффициента Кц на ставку НДПИ при добыче нефти в условиях 2009 г.
Показатель Цена  «Юралс», долл./барр.
30 40 50 60 70 80 90 100
Базовая ставка НДПИ, руб./т 419 419 419 419 419 419 419 419
Коэффициент Кц по действовавшей формуле:
Кц = (Ц – 9) ?  Р/261
(Р = 32)
2,55 3,76 4,98 6,19 7,40 8,62 9,83 11,05
Ставка  НДПИ при действовавшей формуле расчета Кц, руб./т
1068 1577 2085 2594 3102 3611 4119 4628
Коэффициент Кц по новой формуле: Кц =
(Ц – 15) ? Р/261
1,82 3,03 4,25 5,46 6,68 7,89 9,10 10,32
Ставка  НДПИ при новой формуле расчета  Кц, руб./т 763 1271 1780 2289 2797 3306 3814 4323
Снижение  ставки НДПИ при применении новой  формулы расчета Кц, руб./т
305 305 305 305 305 305 305 305
Снижение  ставки НДПИ при примене- нии новой формулы
расчета Кц, %
28,6 19,4 14,6 11,8 9,8 8,5 7,4 6,6
Источник: расчеты авторов. 

     Произведенное снижение ставки НДПИ действительно  не решает проблемы по всем месторождениям, но это не означает, что нужно резко снижать общую ставку налога. Снижение ставки НДПИ должно быть дифференцированным, то есть разным для разных категорий месторождений.
Основная  часть добычи нефти в России осуществляется на вполне прибыльных уже эксплуатируемых месторождениях (капиталовложения на них уже осуществлены, а поздняя стадия добычи еще не наступила). В настоящее время нет явных оснований для дополнительного значительного снижения налоговой нагрузки на эти месторождения.
     Необходимость дополнительного снижения ставки НДПИ явно существует лишь на выработанных и значительной части новых месторождений, освоение которых требует повышенных капитальных, эксплуатационных и транспортных затрат. Применительно к выработанным месторождениям проблема должна быть решена путем распространения применения понижающего коэффициента Кв на все выработанные месторождения. Применительно к новым месторождениям проблема может быть решена путем введения налоговых каникул или понижающих коэффициентов к ставке НДПИ. На наш взгляд, набор необходимых мер по группам месторождений должен быть следующим (табл. 2.2). 

Таблица 2.2 - Набор необходимых мер по группам месторождений
Эксплуатируемые месторождения
(выработанность
запасов до 80%)
Выработанные месторождения (выработанность  запасов более 80%)
Новые месторождения
1. Снижение общей ставки НДПИ  при добыче нефти путем изменения  формулы расчета коэффициента  Кц за счет увеличения необлагаемого  НДПИ ценового минимума с 9 до 15
долл./ба      Во-вторых, такой подход не создает стимулов к форсированию добычи нефти в первые годы разработки месторождений с целью освобождения от налога максимального количества добытой нефти. Таким образом, он не оказывает искажающего влияния на поведение недропользователей, профиль добычи и уровень нефтеизвлечения.
     В-третьих, при таком подходе стимулируется  более углубленная разработка месторождений, поскольку величина НДПИ на поздних стадиях добычи здесь оказывается меньше, чем при применении схемы налоговых каникул.
     В-четвертых, по сравнению со схемой налоговых  каникул такой подход предоставляет  меньший выигрыш инвестору и  больший выигрыш государству при росте цен на нефть.
     В-пятых, такой подход технически проще: налоговые  каникулы задаются тремя параметрами (два срока действия налоговых каникул в зависимости от вида лицензии на пользование недрами и дополнительное ограничение на объем накопленной добычи нефти), а понижающий коэффициент – одним (величина коэффициента).
     Такой коэффициент применим для всех видов  лицензий (как для лицензий на разведку и добычу, так и для лицензий на геологическое изучение и добычу) и для месторождений на разной
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.