На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Состояние и современные тенденции развития отечественных предприятий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 

Кафедра государственного регулирования экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

  «Экономика предприятия» 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Автор работы
студент гр.105 ГУЭзв                                                  А.В. Довыдовский 
 
 
 
 
 

      Минск 2006
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………… 3
    1. Состояние и современные  тенденции развития  отечественных предприятий………………………………………………………………  5
    1.1 Функционирование  отечественных предприятий в период 90-х годов после распада СССР………………………………………………5
    1.2 Особенности приватизации  предприятий в 
    Республике  Беларусь……………………………………………………7
    1.3 Иностранное предпринимательство  и инвестирование…………..14
    1.4 Особенности развития  и функционирования отечественных предприятий в современный период…………………………………18
    2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..26
    2.1 Исходные данные………………………………………………………26
    2.2 Калькуляция себестоимости  единицы продукции………………...27
    2.3 Перечень статей  калькуляции, принятый в РУП «Белгипродор».31
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………….35 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ. 

    Целью изучения теоретического вопроса  данной работы является рассмотрение происходящих изменений в условиях хозяйствования предприятий, состояние и современные тенденции развития отечественных предприятий.
    Анализ  экономического развития за последний  период показывает, что в экономике  страны сохраняются положительные  тенденции в изменении ВВП  наряду с наличием значительных негативных процессов. К последним относятся: рост доли убыточных предприятий; снижение рентабельности производства; рост просроченной задолженности; сверхнормативный рост старения основных средств; недостаточная инновационная, инвестиционная и предпринимательская активность и т.д.
    В решении проблем формирования и функционирования институтов рыночного типа решающая роль отводится государству. Стратегическая цель государства в переходный период – содействие системному формированию новых экономических отношений, что предполагает поддержку частного предпринимательства, организацию преобразования государственных предприятий и собственности, разработку и контроль соблюдения «правил игры» на рынках и многое другое. Фактически государство должно создавать условия дальнейшей либерализации и де бюрократизации экономики, уменьшения административных барьеров для организации и ведения бизнеса. Тем самым государство должно создавать условия для уменьшения собственного прямого административного вмешательства в экономику, для раскрепощения предпринимательской активности, а не для чрезмерной опеки, порождающей одновременно необоснованные гарантии и иждивенчество. Вместе с тем государство должно жестко контролировать и обеспечивать соблюдение субъектами законодательства, регламентирующего права собственности и поведение на рынках.
       Целью аналитической части данной работы является ознакомление с практическим способом расчета типовой калькуляции  себестоимости единицы продукции  и сравнение ее с отраслевой калькуляцией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Состояние и современные  тенденции развития отечественных предприятий.
 
      Функционирование  отечественных предприятий  в период 90-х годов  после распада  СССР.
       Начиная со второй половины 80-х годов Беларусь столкнулась с масштабным экономическим  кризисом, который привел к развалу  бюджетной и денежной систем, к исключительно высоким темпам инфляции, падению производства.
       Беларусь, следуя общему направлению реформ в  России и других странах, начиная  с 1991 г. активно разрушала институты  централизованного управления, осуществляя  политику либерализации внутреннего рынка (в первую очередь ценообразования) и внешнеэкономических отношений. Однако в условиях, когда старые институты были мало дееспособны, а новые рыночные еще не сформировались (сюда необходимо добавить неразвитость рыночного менеджмента, отсутствие важнейших институтов суверенного государства), либерализация на начальной стадии переходного периода не
принесла желаемого  успеха, поскольку рыночные импульсы, возникающие в экономике, не получали адекватных откликов. В результате ВВП катастрофически снижался.
       Фактически  в начале экономических реформ образовался  «институциональный вакуум». И дело не в том, что этот вакуум не хотели заполнить, а в том, что создание формальных (законодательных) и тем  более неформальных (моральных норм, традиций и т.д.) институтов цивилизованного рыночного хозяйства процесс весьма длительный.
       Как следствие в  данной ситуации субъекты экономики оказались дезориентированы, при этом отсутствие формальных ограничений, формируемых институциональной  средой, привело к антиобщественным формам присвоения, к стремлению монополизировать различные сферы деятельности, к недобросовестной конкуренции, галопирующему росту цен, систематическим неплатежам, коррупции, неспособности государства выполнять социальные функции, криминализации экономики и другим негативным явлениям. Вместе с тем, либерализация позволила уравновесить товарный рынок, активизировать процесс создания новой институциональной среды рыночного типа.
       После выборов в 1994 г. первого президента страны начался этап укрепления и создания сильных государственных институтов при одновременном замедлении процессов либерализации экономики. Такой подход в условиях, когда страна шла к экономической катастрофе, во многом был оправдан. Задача состояла в том, чтобы путем прямого субсидирования и налогового стимулирования, ужесточения контроля и ответственности на всех уровнях экономики остановить процесс падения и одновременно создать необходимую институциональную среду и инфраструктуру рынка.
       В результате этой политики, отсутствия обвальной приватизации при ужесточении контрольно-административных функций государства и одновременного сохранения высокого внутреннего спроса, создаваемого кредитно-денежной эмиссией, удалось удержать на плаву большинство предприятий в условиях роста ВВП и объема промышленного производства, обеспечить низкий уровень открытой безработицы, сохранить стабильность в стране, ограничить резкое расслоение населения по доходам.
       Осуществление неотложных мер по выходу страны из кризиса позволили, начиная с 1996 года преодолеть спад производства, достигнуть положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты валового внутреннего продукта, производства промышленной продукции, потребительских товаров. В определенной мере удалось стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке. Восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, улучшена система социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.
         В социально-экономическом развитии страны пятилетие 1996-2000 гг. явилось  переломным этапом в преодолении  глубоких кризисных явлений, происходивших  в стране после распада СССР.
         Однако  наряду с позитивной динамикой объемов  производства в целом и в ряде отраслей, повышением инвестиционной активности, ростом реальных доходов населения проблема финансового состояния предприятий реального сектора экономики по-прежнему осталась острой.
      Прямое  отрицательное влияние на динамику объемов реализации оказал рост запасов нереализованной продукции, размеры которых были совершенно аномальны, исходя из критериев рыночной экономики. Рост запасов нереализованной продукции связан, прежде всего, с ее низкой конкурентоспособностью, обусловленной, прежде всего высокими издержками на ее производство и, соответственно, довольно высокими ценами, внутренний рынок заполнили в отдельных случаях более дешевые импортные товары, обострилась конкуренция на внешних рынках.
        
      Особенности приватизации предприятий в Республике Беларусь.
       Эффективность функционирования рыночной экономики во многом зависит от степени самостоятельности хозяйствующих субъектов. Она обеспечивается в процессе разгосударствления экономики, которая осуществляется либо посредством снятия с государства функций прямого хозяйственного управления, замены вертикальных связей горизонтальными без смены собственника (непосредственно разгосударствление), либо путем приватизации, т.е. приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
       Приватизация - наиболее радикальный путь преобразования отношений собственности. Однако нельзя говорить о разрушении государства. Речь идет о масштабах прямого  вмешательства государства в  экономику, о более четком распределении  прав, обязанностей и ответственности между государственными и частными секторами, об усилении рыночных форм государственного регулирования экономики.
       Для стимулирования развития рыночной экономики  государством осуществляется взвешенная либерализация различных сфер экономики, государственная собственность трансформируется в акционерную и     частно-индивидуальную, происходит становление новых адекватных рыночной экономике социальных типов хозяйства при активной роли государственного регулирования и создании гибких механизмов реформирования экономики.
       Приватизация  в Беларуси осуществляется по двум основным направлениям: «малая» приватизация охватывает сферы торговли и услуг, мелкие предприятия промышленности и строительства, находящиеся в  муниципальной собственности; «большая» приватизация касается крупных предприятий республиканской собственности. Она предполагает возмездную или безвозмездную передачу государственной собственности в частную или акционерную (корпоративную) в целях повышения эффективности производства, достижения разумного баланса интересов различных социальных групп.
       Преобладающим способом реформирования объектов республиканской  собственности является преобразование государственных и арендных предприятий  в открытые акционерные общества с последующей продажей акций внутренним и внешним инвесторам.
       Процесс приватизации в Беларуси идет медленно по сравнению с другими странами с переходной экономикой. Слишком  отличаются подходы к реформированию. В стране происходит усиление государственного присутствия, блокировка и запрет приватизации широкого спектра объектов.
       Реформирование  государственной собственности  в Республике Беларусь началось в 1991 г. и продолжается до настоящего времени.
Основополагающими законодательными актами по реформированию государственной собственности в Республике Беларусь стали законы:              «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», «Об именных приватизационных чеках»,                          «О предприятиях», «О собственности», «О ценных бумагах».
       Наиболее  активно процессы разгосударствления и приватизации происходили в  торговле, на транспорте, в сфере  услуг и на предприятиях легкой, лесной, деревообрабатывающей и пищевой промышленности.
       В 1991–2005 гг. в Беларуси реформировано  и отчуждено 8343 объекта, из них преобразовано 4100 предприятий, что составляет 15,3% общего числа предприятий республики. На их базе организовано 1978 акционерных обществ (48,2% всех преобразованных предприятий), продано на аукционах либо по конкурсу 1398 объектов, 724 выкуплены арендными и трудовыми коллективами. При этом в промышленности реформировано 543 объекта, в строительстве — 292, в торговле — 1267, в общественном питании — 254, в бытовом обслуживании — 459, в агропромышленном комплексе — 763 объекта; 522 объекта приватизированы, акционированы в других отраслях народного хозяйства. На преобразованных предприятиях работают 958,9 тыс. человек (около 22,3% всех занятых работников).
       Преобразование  государственного предприятия в  акционерное общество осуществляется в соответствии с положением Совета Министров РБ “О порядке создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности”.
       Эффективность деятельности ОАО во многом зависит  от состава учредителей. В процессе приватизации создаются ОАО либо с одним учредителем - государством, либо ОАО с несколькими учредителями (государством, кредиторами и инвесторами).
       Если  учредитель один - государство, то ОАО становится преемником его долгов, которые погашаются из чистой прибыли, что значительно замедляет процесс приватизации.
       Участие кредиторов в учреждении ОАО позволяет  начать деятельность без долгов, улучшить финансовое положение, расширить и обновить производство.
       Наиболее  предпочтительным является вариант  участия в учреждении ОАО инвесторов, в том числе зарубежных. Но внешнего финансирования не будет до тех пор, пока инвесторы не получат гарантии, что их деньги находятся в надежных руках, а это может обеспечить только контрольный пакет акций. Действующий закон об акционерных обществах не защищает права инвесторов. Так, Законом установлен принцип голосования “одна акция - один голос” (ст. 42). Практика же показывает, что в большинстве приватизированных АО управляющие и трудовой коллектив владеют от 50 до 70 % голосующих акций, а внешние акционеры - до 20 %. Таким образом решения принимаются простым большинством, а инвестор всегда рискует.
       Экономическая ситуация в стране ограничивает участие в преобразовании государственных предприятий иных, кроме государства, учредителей. Поэтому наибольшее распространение получили полностью государственные акционерные общества. Усилению роли государства также способствовал Указ Президента РБ № 591 от 14.11.1997 г., утвердивший “Порядок введения и реализации особого права (“золотой акции”) государства на участие в управлении акционерным обществом”.
       Преобразование  государственных предприятий в  ОАО осуществляется в следующем  порядке:
    трудовой коллектив подает в орган приватизации предложение о преобразовании предприятия в ОАО;
    после рассмотрения предложения трудового коллектива на предприятии создается комиссия по преобразованию, главной задачей которой является разработка проекта создания ОАО. Кроме того, комиссия разрабатывает структуру управления преобразуемого предприятия, бизнес - план, проекты документов, необходимых для создания ОАО, а также рассматривает возможность создания холдинга на базе акционерных обществ, образованных путем выделения структурных подразделений в самостоятельные юридические лица. Проект предоставляется в отраслевую комиссию;
    отраслевая комиссия дает заключение о возможности создания ОАО и направляет проект в орган приватизации для экспертизы и принятия решения о создании комиссии по приватизации.
         Таким образом, в создании ОАО  принимают участие три комиссии, каждая из которых выполняет  особые функции. 
       Формирование  акционерных обществ обладает рядом  преимуществ по сравнению с другими  способами приватизации. Данный способ позволяет:
    приватизировать крупные предприятия, составляющие наибольший удельный вес в экономике Беларуси;
    экономически заинтересовать предприятия - смежники в развитии ОАО путем продажи им пакета акций;
    привлечь иностранный капитал для технологического обновления через систему владения акциями;
    осуществлять контроль со стороны государства за деятельностью крупных акционерных обществ, владея пакетами их акций.
       Учитывая, что для Беларуси наиболее эффективной  является акционерная форма предприятий, то будет целесообразным их объединение в холдинги.
       Среди направлений реструктуризации промышленных предприятий можно выделить: создание концернов, холдингов, образование  филиалов и дочерних предприятий, выделение  объектов социальной инфраструктуры и  др.
       Правительство в основу процесса реформирования государственной собственности на среднесрочный период заложило следующие подходы:
       • обеспечение эффективной работы преобразуемых предприятий;
       • дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от ликвидности, результатов конкурсного отбора и экспертизы, долгосрочных бизнес проектов и контроля за выполнением новыми собственниками принятых обязательств;
       • сочетание политики приватизации с  инвестированием посредством проведения комбинированных аукционов (в т.ч. с понижением начальной цены объектов приватизации), инвестиционных конкурсов;
       • расширение инструментария приватизации, включая продажу объектов за свободно конвертируемую валюту, а также на аукционах с условиями или  по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее.
       Приоритетным  способом для приватизации является аукционная или конкурсная продажа  небольших объектов, объектов незавершенного строительства, в т.ч. с применением метода понижения начальной цены. В первоочередном порядке осуществляются разгосударствление и приватизация неэффективно работающих государственных предприятий.
       Численность занятых в негосударственном  секторе экономики на начало 2006 г. составляла около 2055 тыс. человек (47,6% всех работающих в народном хозяйстве). Удельный вес объемов промышленной продукции, произведенной за 2005 г. предприятиями негосударственного сектора, составил 62,5%, в т.ч. предприятиями частной собственности без иностранного участия — 55,7%. Розничный товарооборот негосударственного сектора экономики, включая общественное питание, через все каналы реализации в 2004 г. составил 36,8% от его общего объема.
       На 1 октября 2005 г. в республике работало 33,9 тыс. малых предприятий, из них в сфере торговли и общественного питания — 39,6 %, в промышленности — 23,6, в строительстве — 12,1, на транспорте — 5,9%.
       Рост  производства промышленной продукции  на малых предприятиях в 2005 г. составил 122,6%. На малых предприятиях произведено 9,4% общего объема промышленной продукции по республике и более 9% валового внутреннего продукта. Зарегистрировано 178 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые также относятся к субъектам малого предпринимательства. В целом в сфере малого предпринимательства занято примерно 800 тыс. человек (18% экономически активного населения). Удельный вес сектора в общем объеме поступлений платежей в бюджет составляет примерно 20%.
       Государство в последние годы активизировало поддержку малого и среднего бизнеса. Инфраструктура поддержки предпринимательства включает: Фонд поддержки малого и среднего бизнеса Министерства экономики; Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей
и региональные фонды финансовой поддержки; фонд «Национальное агентство развития предпринимательства»; центры поддержки предпринимательства; инкубаторы малого предпринимательства. В республике функционируют более 40 центров и 8 инкубаторов, которые оказывают комплексную и адресную поддержку представителям малого предпринимательства в различных направлениях.
       В стране ежегодно разрабатываются и  реализуются программы государственной  поддержки и развития малого предпринимательства.
       В настоящее время действует программа  на 2006 г. Главным направлением государственной политики в отношении субъектов малого предпринимательства в них определено постепенное сокращение любых форм государственного вмешательства в сферу их деятельности. Предусматриваются меры по финансовой поддержке малого предпринимательства, сокращению административных барьеров, связанных с началом деятельности, а затем и работы на рынке субъектов малого предпринимательства.
       В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №6
от 10 апреля 2006 г. вводится порядок государственной  регистрации субъектов хозяйствования, создающий более благоприятные условия для развития бизнеса. Фактически реализуется принцип «одного окна», сокращаются сроки регистрации до 20 дней, запрещаются многие платежи, которыми облагались предприятия и частные предприниматели при регистрации.  

      Иностранное предпринимательство  и инвестирование.
       Сегодня экономика Беларуси нуждается в  инвестициях. На привлечение внешних  инвесторов направлены совершенствование  законодательной базы, структурные  преобразования, меры государственной защиты иностранных инвесторов.
       Инвестиционная  привлекательность Беларуси сегодня  определяется не только количественными  показателями (такими, как уровень  и динамика ВВП, производительность труда или сумма капиталовложений), но и рядом качественных параметров. Это — мобильность трудовых ресурсов, транзитная ориентация транспортной инфраструктуры, технологический уровень предприятий, готовность руководителей производства к инновациям, регламент защиты окружающей среды, стабильность общества и экономики, правительственная поддержка, последовательность действий финансовых институтов, относительно низкий уровень потребительских цен, предсказуемая динамика национальной валюты, эффективность административной системы и развитая система образования. Несмотря на то, что по уровню совокупной почасовой оплаты труда Беларусь отстает от европейских государств, в стране сохранено высокое качество рабочей силы, государством обеспечивается требуемая сегодня система подготовки и переподготовки кадров рабочих профессий и специалистов высшей квалификации.
       Беларусь  по многим критериям остается наиболее привлекательной в инвестиционном отношении республикой бывшего  СССР. Принятая в стране стратегия  трансформации создала предпосылки, позволяющие при взаимодействии со странами Европы в последующие 5 лет наращивать производительность, сохраняя этим самым свои позиции в области внешнеэкономической конкурентоспособности.
       С принятием в 2001 г. Инвестиционного  кодекса в республике значительно  улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности.
       За 2002–2005 гг. объем иностранных инвестиций составил 5,0 млрд. долларов США, в т.ч. в 2005 г. — 1,8 млрд. долларов США. К наиболее крупным проектам, реализуемым в  Беларуси с привлечением иностранных  инвестиций, относятся: реконструкция и модернизация ПО «Белорусский автомобильный завод»; реконструкция газокислородного цеха на Белорусском металлургическом заводе в Жлобине; создание сети сотовой радиотелефонной связи с участием первого оператора в системе Минсвязи и СП «Мобильная цифровая связь», ООО «Мобильные теле системы»; строительство комплекса каталитического крекинга на ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», а также установки виброкрекинга на РУП ПО «Нафтан» и др.
       Принятая  в 2001 г. Национальная программа привлечения  инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. наряду с развитием собственного инвестиционного потенциала предусматривает дальнейшее совершенствование рамочных условий (финансовых, политических, организационных, управленческих, социальных), обеспечивающих максимальное привлечение иностранных инвестиций для технической и технологической модернизации экономики. Потенциальная ее потребность в иностранных инвестициях на период до 2010 г. оценивается в 13 млрд. долларов США (36% в общем объеме инвестиций).
       Беларусь  активно развивает сотрудничество с ведущими международными организациями: Европейским банком реконструкции  и развития, Всемирным банком, Международным  валютным фондом, которые оказывают  содействие в развитии иностранного предпринимательства на территории республики.
       На 01.01.2005 г. в республике зарегистрировано 3457 предприятий 
(1841 совместное  и 1616 иностранных) с иностранными  инвестициями. Они созданы с участием  более 80 стран мира, преимущественно  России, Швейцарии, Австрии, Германии. Из 3457 зарегистрированных совместных и иностранных предприятий на 01.01.2005 г. действовало 3060, из них 43% в промышленности, в т.ч. в машиностроении — 12%, пищевой промышленности — 8%, деревообработке — 10%, химической и легкой промышленности — по 5%.
       За последние годы на белорусский рынок вышли такие крупные компании, как «Кока-кола», «Легрант», «Ман», «МакДональдс», «Байер», «Сименс», «Мулинекс» и др.
       Наиболее  перспективными отраслями для притока  иностранного капитала являются электроника, автомобилестроение, нефтехимический комплекс, лесопереработка, производство товаров народного потребления и продуктов питания, переработка вторичного сырья, производство медицинского оборудования и др.
       Беларусь  предоставляет потенциальному иностранному инвестору довольно широкие возможности для вложения капитала в национальную экономику. Законодательством предусмотрены следующие формы иностранной инвестиционной деятельности:
       • учреждение предприятия, полностью  принадлежащего иностранным инвесторам;
       • создание совместного предприятия;
       • выкуп долей предприятий.
       Иностранная предпринимательская и инвестиционная деятельность кроме Инвестиционного  кодекса регулируется законами о  предприятиях и об акционерных обществах. Иностранные инвесторы защищены от изменений в республиканском законодательстве: если последующие правовые акты ухудшают условия их деятельности, то в течение 5 лет сохраняют силу законы, действовавшие на момент инвестирования.
       Все совместные и иностранные предприятия  имеют право свободно формировать  цены на продукцию собственного производства и использовать ускоренные нормы амортизации произвольной величины.
       Кроме того, если доля зарубежного партнера в их уставном фонде составляет более 30%, то они на 3 года освобождаются  от уплаты налога на прибыль. Для них также установлено полное освобождение от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Беларуси технологического оборудования в качестве уставного фонда создаваемого предприятия. Валютная выручка от экспорта собственной продукции с иностранными инвестициями остается в их распоряжении, за исключением налоговых платежей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.