На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эластичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 20 Н. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Государственное образовательное 
высшего профессионального образования
Российский  Торгово-экономический Университет
Ростовский  Институт (филиал)
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему:
«Эластичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии» 
 
 
 

                  Выполнила: студентка
                  1курса  группы ТГХ
                  Гурова  А.А.
                  Научный руководитель:
                    профессор Черненко О.Б.
Отметка о допуске (не допуске)____________
«___» ______________2011г._______________ 

Ростов-на-Дону
2011
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-4
1 Понятие эластичности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Эластичность  спроса по цене. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5-9
1.2 Измерение  эластичности спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9-11
1.3 Факторы,  влияющие на эластичность спроса. . .. . . . . .. . . . . . . . . . 12-13
1.4 Перекрестная  эластичность спроса и его эластичность по доходу . . . 13-20
2. Практическое  значение теории эластичности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.1 Ценовая  эластичность и налоговая политика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21-22
2.2 Ценовые  стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22-25
2.3  Этапы формирования ценовой стратегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30-33
Список  литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 
 
 

 


     ВВЕДЕНИЕ 

     Основными понятиями, характеризующими поведение  на рынке продавцов и покупателей, являются спрос, предложение, цена. Их анализ позволяет понять функционирование всего рыночного механизма.
     Понятия эластичности спроса и предложения  являются одними из центральных понятий  микроэкономического анализа поведения  покупателей и продавцов на рынке, какого либо товара или услуги.
     Степень эластичности спроса на товар (или услугу), то есть степень чувствительности покупателей  товаров (или услуг) к изменению  цен весьма важна для производителя, так как помогает правильно выбрать  маркетинговую и ценовую политику фирмы. Оценки эластичности спроса на отдельные товары устанавливаются  чисто эмпирическим методом. Величина эластичности зависит от того, какую  потребность удовлетворяет продукт, есть ли товары-субституты и др. Примером совершенно неэластичного спроса может  служить спрос на наркотики, отчасти  сигареты, соль, электролампочки и  т.д. Низкой эластичностью обладает спрос на хлеб, мясо, масло, жилье, медицинское  обслуживание и т.д. Эластичен спрос  на мороженное, кондитерские изделия, фрукты, принадлежности туалета, спортивные товары и т.д.
     Для совершения акта купли-продажи наличие  одного только желания приобрести товар  и денег для его покупки  недостаточно. Необходимо, чтобы товары и услуги в нужном количестве и  ассортименте были произведены и  доставлены на рынок. Процесс товарообмена необходимо рассматривать не только с позиции покупателей, но и с  позиции продавцов, т.е. людей предлагающих товар, или, как принято говорить, с позиции предложения.  
Продавец всегда будет выбирать такое количество товара для предложения на рынке, которое обеспечит ему наибольшую прибыль.

     Реакция предложения на изменение цены есть эластичность предложения по цене. Но в отличие от спроса предложение  изменяется в том же направлении, что и цены. В исключительных случаях эластичность предложения равна нулю.
     Исходя  из всего вышесказанного, актуальность темы на современном этапе развития экономики очевидна.
     Целью данной курсовой работы является всестороннее освещение вопросов эластичности спроса и предложения, а также факторов их определяющих.
     Исходя  из цели в работе поставлены следующие  задачи:  
- рассмотреть сущность и свойства эластичности спроса;  
- изучить факторы ценовой эластичности спроса;  
- охарактеризовать практическое применение концепции эластичности спроса в рыночной стратегии;  
- охарактеризовать ценовую стратегию фирм;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ 

      1.1 Эластичность спроса по цене 

     Эластичность  – одна из самых важных категорий  экономической науки. Впервые она  была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах  изменение одной экономической  переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет  выяснить, как происходит адаптация  рынка к изменениям его факторов.
     Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем  спроса и предложения при изменении  цены.
     Мера реакции одной  величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
     Если  обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен: 

         (1.1) 

где Q — изменение величины спроса, %; Р — изменение цены, %;
а «р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене 1.
     Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической  величине.
     Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной  величиной. Действительно, если цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
     Например, снижение цены стирального порошка  на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет  равен:
      ,
     Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса больше 1, то мы имеем  дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в  данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.
     Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса меньше 1, то спрос  относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой  меньшее изменение величины спроса.
     При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят  о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к  такому же количественному изменению  величины спроса.
     На  рис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1, а снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300?10) до 6000 руб. (200?30), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.
     Рис. 1.1,б графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300?10) до 2400 руб. (200?12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов 2 

     
                           а)                                            б)
     Рис. 1.1 Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос 

     Существует  два крайних случая. Первый случай — существование только одной  цены, при которой товар будет  приобретаться покупателями. Любое  изменение цены приведет либо к полному  отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному  увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно  эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно  изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 1.2, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным. 

     
     Рис. 1.2 Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен,
     б — спрос абсолютно неэластичен 

     Другой  крайний случай – изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п. 3
     Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может  изменяться от нуля до бесконечности: 

       – спрос эластичен;
       – спрос неэластичен;
       – спрос с единичной эластичностью. 
 
 
 
 

     Таблица1.1 – Характеристика эластичности спроса 

     

     1.2 Измерение эластичности  спроса

 
     Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их: 

         (1.2) 

     Из  этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и  объема или от наклона кривой спроса (см. рис. 1), но и от их фактических  значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек  на этой кривой.
     Есть  еще одно обстоятельство, которое  следует учитывать при определении  эластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует  использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после  него?
     Пример. Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (табл. 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа 4 

     Таблица 1.2 - Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса 

Количество  проданных батонов, шт. Цена, руб. Выручка, руб. Коэффициент эластичности
     500      3,5      1750      
     1000      3,0      3000      4,3
     1500      2,5      3750      2,2
     2000      2,0      4000      1,3
     2500      1,5      3750      0,8
 
     Как измерить изменение величины спроса? Возьмем второй интервал – от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности  при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного  изменения каждой рассматриваемой  величины используется средняя точка  выбранного интервала. В нашем примере  это (1000+1500):2= 1250 батонов.
     Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (или 40%).
     В общем виде формула для определения  процентного изменения величины спроса ?Q будет выглядеть: 

         (1.3) 

     где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.
     Аналогично  для определения процентного  изменения цены ?P выбранном интервале получаем: 

         (1.4) 

     где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.
     Коэффициент эластичности исчисляем как отношение  прироста величины спроса к приросту цены: 

        (1.5) 

     Рассчитав коэффициенты эластичности (см. табл. 1), получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных  ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в  четвертом интервале – неэластичен.
     На  участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке  неэластичного спроса – к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет  стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент  эластичности меньше единицы.

     1.3 Факторы, влияющие  на эластичность спроса

     Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие  товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять  одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного  продукта в случае повышения его  цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

     Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные  сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос  на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам  сигарет, сортам мыла и т.п., то она  будет значительно выше 5.
     Та  же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих  аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию  этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар  каждой отдельной фирмы будет  абсолютно эластичным.
     Другим  важным обстоятельством, влияющим на ценовую  эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.
     Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти  товары-заменители.
     Различия  в эластичности спроса объясняются  также значимостью того или иного  товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении  цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и  сейчас, при снижающемся уровне жизни  населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов  средней российской семьи.

     1.4 Перекрестная эластичность спроса и его эластичность по доходу

     Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния  на величину спроса на данный товар  изменения цены другого товара. Коэффициент  перекрестной эластичности – это  отношение процентного изменения  спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

 
        (1.6) 

     Значение  коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.
     Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что  эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми  товарами.
     Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие  расчеты помогут оценить решения  по изменению цен на выпускаемую  продукцию.
     Эластичность  спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах  при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов  приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а  в развивающихся – в товарах  длительного пользования.
     Эластичность  спроса по доходу (Еd) определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:  

         (1.7) 

     где ?Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,
     ?I и IСР — приращение и средняя величина дохода.
     Эластичность  спроса по доходу на различные товары различна.
     Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает – это товары низкого  качества – например, продовольственные  недиетические товары. На западе к  ним относят цельное молоко, сливочное  масло и т. п.
     Для товаров качественных – чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность (табл. 1.3). 

     Таблица 1.3 - Эластичность товаров по доходу в США (1990-е гг) 6 

Группа  товаров Наименование  товаров Значение
Низкокачественные товары с отрицательной эластичностью      Цельное молоко      Свинина
     Картофель
     -0,5      -0,2
     -0.2
     Неэластичные товары            Кофе      Птица
     Сыр
     Говядина
     Сигареты
     0,0      0,3
     0,4
     0,5
     0,8
     Эластичные товары            Бензин      Вино
     Товары  длительного пользования
     1,1      1,4
     1,8
 
     На  рис. 1.3,а представлена зависимость спроса от доходов на качественные неэластичные товары (кофе, сигареты), на рис. 1.3,б – на качественные эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода) и на рис. 3,в – на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь, мебель, автомашины).
 

     Рис. 1.3 – Эластичность спроса по доходу 

     Обследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов  в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости  может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при  увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей.
     Значение  эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом Еd таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель – безусловно, блага низшего порядка. Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень её благосостояния.
     При анализе спроса и предложения  важно выделять продолжительность  периода времени. Другими словами, если мы спрашиваем, насколько меняется спрос или предложение в результате изменения цены, мы должны конкретно установить, через какой промежуток времени мы будем определять изменения требуемого или предлагаемого количества. Если мы рассматриваем короткий промежуток времени (один год или менее), то речь идет о кратковременных спросе и предложении. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.
     Для многих товаров спрос более эластичен  от цены для длительного, а не короткого  промежутка времени. Одна из причин заключается  в том, что людям требуется  время, чтобы изменить свои потребительские  привычки. Например, если даже цена кофе резко возрастает, требуемое количество его будет снижаться только постепенно, так как потребители будут пить меньше кофе не сразу. Другая причина заключается в том, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее. Например, спрос на бензин значительно эластичнее для длительного промежутка времени. Резкое повышение цены на бензин сокращает спрашиваемое количество в короткий промежуток времени за счет меньшего числа поездок, но оно оказывает огромное влияние на спрос на автомобили, вынуждая потребителей приобретать малолитражные и экономичные автомобили. Но замена старых автомобилей новыми требует длительного времени, количество требуемого бензина снижается тоже медленно. (Надеемся, что для вас это более очевидно, чем это было для картеля ОПЕК). На рис. 2.1 Ia изображены краткосрочные и долгосрочные кривые спроса на подобные товары.
     С другой стороны, для определенных товаров  характерна прямо противоположная картина — спрос более эластичен для кратковременного, а не долговременного периода. Эти товары (автомобили, холодильники, телевизоры или оборудование в промышленности) являются товарами длительного пользования, и поэтому суммарный запас каждого товара, принадлежащий потребителям, велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок. Предположим, например, что цена на товар поднялась на 10 % ив результате суммарный запас, который хотят иметь потребители, снижается на 5 %. Первоначально это вызовет снижение закупок значительно больше, чем на 5 %. Но постепенно, по мере расходования запаса (и замены изношенных деталей), спрос снова вырастет. Поэтому на долговременном отрезке суммарный запас товара, принадлежащий потребителям, будет на 5 % меньше, чем до повышения цены.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.