На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мифология и религия Древнего Египта

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 20 Н. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное  образовательное  бюджетное
учреждение  высшего профессионального  образования "Финансовый
университет при Правительстве  Российской Федерации» 

Кафедра философии 
 

РЕФЕРАТ
«Мифология  и религия Древнего Египта» 
 
 

                Работу выполнила:
                студентка группы Мен 1-4
                Николаева Татьяна
                Проверила: Чернобаева Т. П. 
                 
                 
                 
                 

Москва, 2011
Содержание 

    Введение
      Миф, как объяснение явлений мира.
      Источники изучения египетской мифологии.
      Религия Древнего Египта
      Мировоззрение древних египтян в разные эпохи.
      Заключение
      Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение.
    В VIII тысячелетии до н.э. в северо-восточной  Африке, в нижнем течении реки Нил, возникли первые египетские города. Это были Мемфис, Иераконполь и др. С тех пор прошло несколько десятков веков, и к III тысячелетию до н.э., в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта, сложилось одно из древнейших государств на Земле, которое породило замечательную и великую культуру Древнего Востока, сыгравшую важнейшую роль в сложении античной культуры и в дальнейшей истории развития всего общества. 
    Что же служило предпосылкой для возникновения  поистине магического искусства  древних египтян? Что заставляло их создавать такие грандиозные сооружения? Что было основой их великой культуры? Попытаемся найти ответы на эти вопросы, обратившись к духовным источникам древнеегипетского искусства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Миф, как объяснение явлений  мира.
    Миф, в нашем понимании, - это способ массового и устойчивого выражения мироощущения и мировосприятия человека, ещё не создавшего себе аппарата абстрактных обобщающих понятий и соответственной техники логических умозаключений.
    С самого начала своего существования  человеку приходилось воспринимать различные импульсы из вне и в процессе своей жизненной деятельности реагировать на окружающее.
    Однако  человеку, поскольку он был Homo Sapiens, приходилось, также с самого начала своего существования, не только воспринимать известные сигналы из мира и непосредственно реагировать на них (причём реагировать одновременно практически и эмоционально), но, кроме того, и пытаться усвоить связи воздействовавших на него начал мира, то есть, оценивать их, воспринимать их как ценность или антиценность.
    Итак, сталкиваясь с некоторыми явлениями  мира, человек не только испытывает известные эмоции, но и сознательно  осмысляет его.
    Древний миф был не только попыткой понять и прочувствовать мир, но часто и  попыткой воздействовать на мир с  помощью вытекающих из мифологических ассоциаций, магических действий, которые тогда казались в определённых областях жизни равноценными средствам рациональным. Поэтому и в верованиях и в культе – как дома, так и в храме – наиболее важную роль играл магический ритуал. [1]
    Миф – это умственный и словесный  след не только того, о чём думал, полагал, во что верил и что чувствовал древний человек, но и того, как он думал. Но прежде чем анализировать то о чём он думал, и как он думал, полезно представить себе, каков он был, как и в каких условиях жил. Само понятие « миф » принадлежит позднейшему времени, а древний человек не делал различия между действительным и иллюзорным познанием.
    Для того, чтобы выразить мысль о том, что небо представляет собой свод и кровлю, опирающуюся на четыре точки горизонта, и одновременно, что оно – нечто, каждый день рождающее солнце, а также звёзды и луну, а в то же время нечто такое, по чему солнце движется ежедневно из конца в конец, можно было сказать, что небо – корова на четырёх ногах, женщина рождающая солнце, и река - по которой плывёт солнце. Это достаточно выражало представление, которое надо было передать, и никто не смущался тем, каким образом небо может быть одновременно коровой, женщиной и рекой, ибо все ясно чувствовали, что на самом деле небо – нечто иное, чем корова, женщина или река. Сравнение, толкование, само наименование предмета или явления воспринималось как нечто неразделимое и вещественное, например имя – как вещественная часть именуемого.
    Поэтому не нужно удивляться, что древний  египтянин мог приносить небу жертвоприношения и как божественной корове, и как женщине (богине). [2]
    Мифы, слагавшиеся некогда в долине Нила, сохранили нам ценный материал для изучения идеологии древнеегипетского  рабовладельческого общества. Они исключительно  интересны не только для истории  египетской религии, но являются одним  из источников для исследования всей культуры Египта. Так, без знакомства с дошедшими до нас записями подобных сказаний мы не сможем составить полной картины египетской литературы, ибо  именно мифология была источником ряда литературных произведений. Привлечение  мифологического материала  необходимо и при исследовании отдельных  вопросов истории Египта, в особенности  древнейших ее периодов, и для понимания  ряда проблем египетского искусства.
    Однако  значение египетских мифов этим не ограничивается: они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных  представлений на древнем Востоке, и для исследования идеологии  греко-римского мира.  Бесспорно  значение древнеегипетских мифов и  для истории возникновения и  развития христианства.  
 

    Источники изучения египетской мифологии.
    Происхождение многих элементов христианской  догматики, мифологии, иконографии  и ритуала, в том числе пасхальной и рождественской обрядности, иконографии "Страшного суда", богоматери и  ряда  святых - все это осталось бы непонятным без привлечения соответствующего материала из области истории  египетской религии и, в частности, мифов.
    Трудности в изучения египетских мифов, вызываемые неполнотой мате-риала, увеличиваются, с другой стороны, его крайним разнообразием. Кроме непосредственных записей самих мифов, главнейшими источниками для изучения египетской мифологии служат различные религиозные тексты. Наиболее значительными из них являются так называемые Тексты Пирамид, - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах  внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий, затем Тексты Саркофагов, представляющие собой дальнейшее развитие Текстов Пирамид и сохранившиеся на саркофагах XXII-XIX вв. до н. э., и,  наконец, Книга Мертвых - сборник текстов, образовавшийся на основе заупокойных ритуалов с сокращением части древних изречений и с добавлением новых глав и песнопений. В ряде случаев очень существенный материал дают религиозные гимны, в которых иногда встречаются изложенные в поэтической форме целые отрывки различных мифов. Не меньшее значение имеют и заговоры, заклятия и другие магические тексты, так как в основе их обычно лежат эпизоды из сказаний о богах, при помощи уподобления которым надеялись обеспечить благополучные исходы болезней или предохранить себя от несчастий. Крайне важны и ритуалы храмовые и заупокойные, содержащие множество ценных сведений.
    Однако  все эти разнообразные источники  относятся к различным време-нам. Более чем трех тысячелетнее развитие египетской культуры привело, естественно, к тому, что одни и те же явления нередко истолковывались по-разному, сначала - в зависимости от времени, места и среды их возникновения, позже - уже в классовом рабовладельческом обществе, в зависимости от среды, в которой бытовали сказания, или от тех социально-политических целей, в которых они использовались. [3, 4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Религия Древнего Египта.
    Самая главная отличительная особенность  искусства Древнего Египта заключается  в том, что оно было призвано обслуживать  потребности религии, в том числе  заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона. Религия  – первооснова древнеегипетского  искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего  времени ее существования. Памятники  древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели  в подавляющем большинстве культовое  значение.
    Среди рабовладельческих государств, возникших  после распада родового строя, Египет первым достиг подлинного могущества и стал великой державой, в которой  народ был полностью подчинен правящему классу. Сознание силы, желание  ее приумножить и сохранить определили мировоззрение правящей верхушки общества и легли в основу религии египтян.
    “Юная египетская великодержавность и  страх, который она внушала соседям, юная египетская государственность  и страх, который верховной власти надлежало внушать самому египетскому  народу, требовали раз и навсегда установленных представлений и  верований” [5]
    Основные  принципы, служившие опорой верховной  власти в Древнем Египте – незыблемость и непостижимость. С самого возникновения египетской державы они определили обожествление ее полновластных правителей – фараонов.
    Их  неограниченная власть основывалась на земельных богатствах и эксплуатации огромных масс рабов. Уже в 5 тысячелетии  до н.э. появляются зачаточные формы  государственной власти, аппарата угнетения, созданного в интересах нарождавшегося класса рабовладельцев. Уже тогда  жилища вождей племен стали выделяться среди других своими размерами, а  могилы обкладываться кирпичом по мере освоения этого материала. Кроме того, могила вождя была прямоугольной, в то время как рядовые общинники погребались в обычных овальных ямах. Особое внимание оформлению могилы вождя уделялось потому, что считалось, что “вечное” существование его духа обеспечивало благоденствие всего племени. В Иероконполе была найдена такая гробница вождя, глиняные стены которой были уже покрыты росписью.
    В процессе становления классового общества и образования единого рабовладельческого государства роль фараона постепенно увеличивалась. Таким образом, египетское общество прошло путь от традиции почитания  вождя племени в додинастический  период до полного обожествления  своего правителя в Древнем Царстве. Фараон в древнеегипетском обществе мыслился наместником бога во плоти, а поэтому получил официальный титул “бог благой”. Служители религии учили: “Бойся согрешить против бога и не спрашивай о его образе”.
    Очень важно подчеркнуть, что государственной религии, в нашем пони-мании, в Египте никогда не было, как не было и единой церковной организа-ции. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Было бы несправедливо утверждать, что древние египтяне не ощущали этих противоречий.
    По-видимому, отсутствие последовательности, психологическая  невозможность отказаться от древних  религиозных взглядов, даже если они  противоречат новым плодам теологического творчества, глубокая приверженность традициям в высшей степени характерны для религии вообще и египетской в частности. 

    Мировоззрение древних египтян  в разные эпохи.
    Свою  цивилизацию египтяне изначально считали  созданной богами. Со-гласно хронологии Манефона, основанной на священных текстах, до земных царей Египтом правили боги, затем – полубоги.
    Существование государства не мыслилось египтянам  без Маат - боже-ственного Порядка и Истины. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам царь также должен стремиться " утвердить Маат на месте беспорядка ". ("Тексты Пирамид").
    Боги  для древних египтян - не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и законов, но и  создателей ремёсел и искусств, письма и счёта, науки магии. Иероглифическое, то есть священное, письмо понималось как " слово бога ", и важнейшая  роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту.
    Сооружение  пирамид, этих гигантских усыпальниц - яркое свидетельство того, сколь  велика была  в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти. Бог Благой ( или Добрый ) при жизни, бог Великий посмертно, царь является сосредоточением религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.
    В конце 5 династии в пирамиде царя Унаса впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений - "Тексты пирамид", пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатлённого в камне.
    Ни  один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне, для которых  смерть была продолжением жизни. О смысле бытия жители Древнего Египта высказались  бы примерно так: "Ты живешь, чтобы  умереть. И умираешь, чтобы жить". Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, "дом вечности", обустраивали так, чтобы там всего было в достатке. А для будущего воскрешения человека необходимо было сохранить его тело - то есть мумифицировать.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.