На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технология предупреждения конфликтов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 20 Н. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Понятие о конфликте………………………………………………….. 6
1.1 Сущность  конфликта и его функции………………………………………. 6
1.2 Виды  конфликтов…………………………………………………………… 8
Глава 2 Технология предупреждения конфликтов……………………………. 10
Заключение………………………………………………………………………. 20
Глоссарий ………………………………………………………………………..  
Список использованных источников…………………………………………... 22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Введение 

      Конфликт (от лат. conflictus столкновение) столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
      Конфликт это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются столь очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным, в частности это диспуты, конфронтации, противоречия и т.п.  
Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны проанализировать его, понять и уметь управлять им. Некоторые фирмы в штатное расписание вводят даже должность менеджера по отношениям с сотрудниками (менеджер-конфликтолог).

      Когда конфликт в организации неуправляем, это может привести к конфронтации (когда структурные подразделения организации или члены микро- или макроколлектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом). В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведет к деградации коллектива и организации в целом.
      Предвидение возможных вариантов развития событий  создает условия для результативного  управления ими. Прогнозирование возникновения  конфликтов является главной предпосылкой эффективной деятельности по их предупреждению. Прогнозирование и профилактика конфликтов выступают направлениями управленческой деятельности по регулированию социальных противоречий.
      Управление  конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его  возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами. Управление конфликтами включает их предупреждение и конструктивное завершение.
      Некомпетентное  управление конфликтами социально опасно.  
Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

      В современной литературе по конфликтам сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того какое место в теоретических построениях занимает проблема конфликта. Такое подразделение мы находим, прежде всего, у весьма авторитетного историка социологии Джеффри Александера. Теории Маркса, Вебера, Парето, а из ныне живущих  - Дарендорфа с этой точки зрения рассматриваются как те, в которых проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений. Дюркгейм, Парсонс, Смелзер преимущественное внимание уделяют проблеме стабильности и устойчивости. Их теории ориентированы не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса.
      Тему  конфликтов можно отнести к числу  хорошо разработанных тем в социологии, но в условиях постоянно меняющегося общества эта проблема не может быть решена раз и навсегда, конфликты по-новому проявляются в жизни общества, предстают в новом качестве, требуют новых подходов к своему решению в этом и состоит актуальность выбранной темы. 
 

   Объект  исследования – менеджеры ООО  «Амит».
   Предмет исследования – поведение сотрудников  ООО «Амит» в конфликтной ситуации.
      Цель работы - рассмотреть принципы техники предупреждения конфликтов.

      В соответствии с поставленной целью  в работе также решаются следующие конкретные задачи:

      Изучить  и дать краткую характеристику конфликтов и их видов.
      Определить  сущность конфликта и его функции.
      Рассмотреть  основные технологии предупреждения конфликтов.
      Выработать рекомендации по управлению конфликтной ситуацией и созданию благоприятной атмосферы в коллективе организации.

      5. Выработать рекомендации по выявлению социально-психологического напряжения в коллективе.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Глава I. Понятие о конфликте 

      
      Сущность  конфликта и его функции
 
      Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов).
      Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.
      Мы  возьмем за основу следующее определение  конфликта: под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
      Необходимыми  и достаточными условиями возникновения  конфликта являются наличие у  субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов  или суждений. А также состояние  противоборства между ними.
      Если  субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их,  то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.
      Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную  роль в жизни противоположных, конфликтующих  сторон, он может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может  быть  сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.
      Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.
      Конструктивные  функции [5]:
      Конфликт  устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п.
      Конфликт  позволяет более полно оценить  индивидуально-психологические особенности людей,  участвующих в нем.
      Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.
      Конфликт  служит источником развития  личности,  межличностных отношений.  
      Конфликт  может  улучшить  качество индивидуальной деятельности.
      При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. 
      Межличностные  конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению  личности.
      Деструктивные функции:
      Выраженное негативное воздействие большинства  конфликтов на  психическое  состояние участников. 
      Неблагополучно  развивающиеся конфликты могут  сопровождаться психологическим и  физическим  насилием,  травмированием оппонентов.
      Конфликт  сопровождается  стрессом. 
      Конфликт  формирует  негативный  образ  другого – «образ врага».  

      1.2. Виды конфликтов 

      Классификация конфликтов необходима для того, чтобы  понять существенные причины конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому  требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.
      В конфликте всегда принимают участие  несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация  конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Поэтому базисная классификация конфликта выглядит следующим образом:
 

ТИП

Конфликты с участием человека зооконфликты
 
социальные
 
внутриличностные
 
интера-психические
 
зоосоциальные
 
 
В 
И 

Д
Межличностные Между «хочу» и  «хочу» Между двумя  животными
Между личностью и группой Между «могу» и  «не могу»
Между малыми социальными группами Между «хочу» и  «не могу» Между животным и группой
Между средними социальными группами Между «нужно»  и «нужно»
Между большими социальными группами Между «хочу» и  «нужно» Между группами животных
Межгосударственные Между «нужно»  и «не могу»
Межкоалиционные
 
 
      Кроме того, важнейшей особенностью конфликта  является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Согласно теории А.Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, социальные потребности, в уважении, потребности самовыражения.
      В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт. Если объединить некоторые группы потребностей и представить их в виде потребностей материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь еще и следующий вид:

Тип конфликта

ресурсный Статусно-ролевой  из-за идей, норм и принципов
Объект  удовлетворения потребностей ресурсы Статус в  группе, роль в межличностных отношениях Идея, норма, принцип
потребности материальные социальные духовные
 
      Существует  множество классических типологий социальных конфликтов [17]. Если опираться на выводы Г. Зиммеля и Л. Козера, все конфликты можно поделить на реалистические (порождаются объективными обстоятельствами) и нереалистические (характеризуются преобладанием эмоций).
      А. Рапопорт, утверждая, что невозможно все конфликты подогнать под одну  схему, выделяет три основных вида конфликта: война («схватка»), споры («дебаты») и игры.
      Все конфликты могут быть подразделены на конструктивные (функциональные) и  деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные, антагонические и компромиссные.
      Те  или иные типы и виды конфликтов по-разному проявляются в различных   обществах.
      Таким образом, мы можем сделать вывод  о том, что конфликты разнообразны как по своей природе, так и по своим характеристикам, но конфликт в большинстве случаев является столкновением интересов человека как части общества, следовательно, в самом широком смысле любой конфликт мы можем назвать социальным. 

      Глава II. Технология предупреждения конфликтов 

      Разнообразие форм деятельности по предупреждению конфликтов детерминировано многообразием самих конфликтов. Наиболее эффективной формой предупреждения конфликтов считается предотвращение их причин.
      Различают частичное и полное предотвращение конфликта, раннее предупреждение и упреждающее разрешение. Частичное предотвращение заключается в нивелировании действия одной из причин данного конфликта или в ограничении ее негативного влияния на сложившуюся проблемную ситуацию. Полное предотвращение предполагает нейтрализацию всех факторов, составляющих основу данного конфликта.
      Технологии  предупреждения конфликта – это  совокупность методов, приемов и  способов воздействия на предконфликтную  ситуацию с целью устранения возникшего противоречия и недопущения столкновения сторон (конфликтной фазы). Предупреждение конфликтов направлено на работу с конкретными формами возникающих противоречий.
      А.Г. Большаков и М.Ю. Несмелова [3] выделяют общесоциальный и психологический уровни деятельности по предотвращению конфликтов. Предотвращение конфликтов на общесоциальном уровне предполагает выявление и устранение крупных экономических, социальных, политических факторов, дезорганизующих социальную жизнь. Речь идет о перекосах в экономике, резких различиях в уровне и качестве жизни разных социальных групп, политической и социальной неустроенности, неорганизованной и малоэффективной системе управления и т.п. Последовательное проведение социальной, экономической, культурной политики в интересах всех групп общества; укрепление правопорядка и законности; повышение культурного уровня общества – весь комплекс перечисленных действий является универсальным предупреждением негативных явлений.  

          В качестве эффективных форм предотвращения конфликтов указанные авторы выделяют – институализацию отношений  и принятие нормативных механизмов.
          Под институализацией отношений они  рассматривают создание постоянных или временных формальных отношений, в рамках которых происходит взаимодействие сторон. Формализация отношений предполагает их структуризацию и распределение ролей, способы оценки и модели поведения, которые затрудняют конфронтацию.
          Примерами институализации отношений в  сфере бизнеса и предпринимательства  служат различные конфликтологические  службы, консалтинговые организации, выполняющие  экспертные и консультативные функции. Общепринято создавать различные общественные объединения (например, «круглые столы») для обсуждения спорных проблем. Существуют и другие разновидности этой формы предотвращения конфликта, основной задачей которых является четкое определение границ его допустимости.
          Принятие  нормативных механизмов, которые  регулируют конфликты с помощью  правовых, нравственных, религиозных, политических и других норм – еще  одна форма предотвращения конфликтов. Эффективность этой формы, по мнению авторов, зависит от отношения всего общества, государственных органов к существующим нормам, а также от четкого и неукоснительного следования им.
          При заключении контрактов в целях предотвращения конфликтов фирмы используют нормативное  регулирование, включая в договоры специальные параграфы, предусматривающие детальное поведение сторон при возникновении споров. Предварительно установленные формы поведения в конкретных условиях, помогают представителям сторон не совершать необдуманных действий, способствуя, тем самым, предотвращению конфликтной ситуации.
          Психологический уровень предотвращения конфликта  предполагает воздействие на факторы  субъективного характера (личностные особенности поведения в конфликтной  ситуации).
          Такие известные в социальной психологии методы, как психотерапия, психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, могут выполнять не только функцию разрешения, но и функцию предупреждения конфликта, если они применяются на предконфликтной фазе. Фаза и тип конфликта являются определяющими при выборе метода, приемов и способов работы с ним.
          Психотерапия. Чаще всего психотерапевтические методы наиболее эффективны в ситуациях  внутриличностного или межличностного конфликта. Любой вид психотерапии (индивидуальная или групповая) –  «...это всегда работа с внутренним миром человека, это всегда побуждение его к внутренней работе, будь то понимание себя, отношение к себе или саморегуляция» [6]. Поэтому цель психотерапии – это внутренняя работа человека с самим собой. На сегодняшний день в психологии выделяют три основных направления психотерапии – психоаналитическое (динамическое), поведенческое (бихевиористское) и гуманистическое. Каждое из них – это система теоретических представлений о личности, об особенностях ее развития, о механизмах психотерапевтического воздействия, о его целях, о технологиях, приемах и формах работы. Разрешение внутриличностной или межличностной проблемы на предконфликтной фазе собственно и является реализацией функции по предупреждению конфликта.
      Психологическое консультирование. В настоящее время четких границ между психотерапией и консультированием практически не существует. До недавнего времени клиентами психотерапии считались пациенты с клиническими нарушениями или с глубинными малоосознаваемыми проблемами экзистенциального характера. Консультирование направлено на помощь здоровым людям, без психических отклонений. Кроме того, в процессе консультирования клиент наделяется статусом активного и ответственного за свое решение субъекта. Проблемы же, с которыми приходится работать консультанту, носят ситуационный характер. Поэтому под консультированием чаще всего рассматривают деятельность, направленную на работу с ситуационными проблемами, возникающими у здоровых людей и решаемыми на уровне сознания. И психологическое консультирование и психотерапия рассматриваются как методы оказания психологической помощи, направленные на изменение мировосприятия, мироощущения, определенных жизненных установок, позиций, поведения личности. Происходящие изменения в результате действия указанных методов помогают человеку конструктивно подойти к решению своей проблемной ситуации, по-иному взглянув на нее.
      Социально-психологический  тренинг. Под социально-психологическим  тренингом (СПТ) в широком смысле понимают своеобразные формы обучения знаниям, умениям и навыкам в  сфере общения, а также формы  их коррекции. СПТ считается одним из эффективных методов коррекции конфликтного поведения и обучения конструктивному поведению в конфликтных ситуациях. Основными внутренними методами СПТ считают групповую дискуссию и ролевые игры, которые создают возможность взглянуть на ситуацию с различных точек зрения, осознать и принять их многообразие. Отличительными особенностями данного метода является его групповой характер, что позволяет использовать обучающий эффект группового взаимодействия и активная форма приобретения знаний и умений. Основными механизмами СПТ являются: организация эффективной обратной связи и рефлексия (групповая и индивидуальная), позволяющая осознавать различные аспекты конфликтного взаимодействия. Механизмы проживания и переживания позволяют ощутить разнообразие чувств, эмоций и состояний, испытываемых субъектами противоположных сторон конфликтной ситуации. Приобретенные из опыта новые знания и умения – являются основой для изменения устоявшихся мнений, стереотипов восприятия и поведения, разрушающих общения и приводящих к конфликтному взаимодействию.
      Таким образом, повышение психологической  компетентности в сфере общения  и взаимодействия является основой  предупреждения любого рода конфликтов.
      Кроме указанных методов в психологии существует и разрабатывается огромное количество отдельных приемов и способов, направленных на недопущение и предотвращение конфликтных ситуаций. Многие зарубежные и отечественные авторы предлагают подробное их описание в различных литературных источниках. Все они связаны с улучшением процесса общения.
      Основной  предпосылкой, усугубляющей предконфликтную  ситуацию с точки зрения многих психологов, является нарушение равенства позиций  сторон. Частично это проявляется  в таких поведенческих характеристиках, как закрытость и оценочность позиций обоих или одного из партнеров по общению. Закрытость позиции проявляется в сокрытии субъектом своих мотивов, интересов, чувств, информации, касающихся возникшей проблемной ситуации. Скрытые чувства, нужды, интересы порождают ложную ориентацию конфликтующих сторон относительно друг друга, неверные предположения и, соответственно, неадекватное реальной ситуации поведение. Поэтому, если реакция человека слишком отличается от той, которую можно было бы ожидать в сложившейся ситуации, то, по мнению Дж. Скотт, необходимо остановиться и попытаться определить, какие глубинные проблемы и нужды она может отражать? Для этого Дж. Скотт предлагает следовать разработанной ею схеме анализа ситуации [19]:
      1. Необходимо попытаться принять точку зрения другой стороны и взглянуть на ситуацию ее глазами: что могут думать о сложившейся ситуации представители другой стороны?
      2. Следует посмотреть на свое поведение с точки зрения противоположной стороны. Не сделали ли Вы чего-либо такого, что не было бы ими понято?
      3. Необходимо понять, не испытывают ли представители другой стороны в настоящий момент давление каких-то обстоятельств, которые могли бы вызвать такую реакцию.
      4. Важно подумать над тем, каким способом предложить представителям другой стороны обсуждение реальных причин конфликта.
      5. Обязательно продемонстрировать  свою восприимчивость к нуждам  своих противников, проявить заботу  о них, отметить свою готовность  затратить время на то, чтобы  понять их.
      6. Необходимо быть готовым отложить  в сторону собственные интересы, чтобы иметь возможность сосредоточить свое внимание на нуждах другой стороны. О своих интересах можно позаботиться позже, в настоящий момент важно показать представителям противоположной стороны, что вы признаете их нужды и готовы сделать все от вас зависящее, чтобы удовлетворить их, потому что видите, как им сейчас нелегко.
      Такое поведение является демонстрацией  вашего стремления подойти к решению  возникших противоречий с позиций  равенства. Первыми шагами в этом направлении являются следующие: 1) необходимо открыть друг другу свои истинные намерения и интересы; 2) важно открыть друг другу свои чувства. Последовательность указанных шагов зависит от особенностей конкретной предконфликтной ситуации. Если эмоции накалены, то лучше сначала прояснить чувства сторон по отношению к ситуации и друг к другу. В случае, когда эмоции под контролем, можно начинать с прояснения интересов сторон в отношении предмета противоречий.
      Одним из эффективных способов предотвращения конфликтных ситуаций является предложенная Дж. Скотт превентивная стратегия поведения. Она заключается в определенной последовательности действий.
      1. Итак, в случае неясности и  неопределенности, сложившейся в  процессе общения двух сторон, необходимо каждой из них оценить,  в какой мере ее предположения основываются на фактах, а в какой – на собственных чувствах.
      2. Затем необходимо рассмотреть  возможность альтернативной теории  и ответить на вопрос, имеет  ли смысл поведение противоположной  стороны с этой точки зрения. Если у вас есть хоть малейшее сомнение в отношении справедливости собственного исходного предположения, необходимо выяснить этот вопрос до конца в открытую. Можно задавать вопросы или собирать подтверждения правильности своей теории.
      3. Если есть возможность, важно  поделиться своими спорными предположениями с представителями противоположной стороны, которая и является объектом этих предположений. Необходимо установить прямую обратную связь для их проверки. Такая открытость в обсуждении помогает разрядить обстановку. Обсуждение открывает возможность принесения извинений, объяснений, восстановления взаимоотношений и достижения изменений к лучшему.
      4. Необходимо ответить на вопрос, может ли поведение или отношение  другой стороны к вам быть  основанным на ложных предположениях  в отношении того, что вы думаете, на что надеетесь, что сделали или будете делать. Не сделали ли вы или не сказали ли чего-либо такого, что могло повлечь за собой подозрения, недоверие или непонимание.
      5. Необходимо дать понять другой  стороне (ссылаясь на факты), что, по-вашему мнению, имеется некоторое непонимание, способствующее конфликту, которое вам бы хотелось устранить. Затем, необходимо описать, в чем, с вашей точки зрения, может состоять причина предконфликтной ситуации или причина неверного предположения и предоставить другой стороне возможность действовать. Важно быть готовым к объяснению, прояснению или извинению, и демонстрировать свою готовность принять объяснения и извинения другой стороны. В такой ситуации очень важно предоставить другой стороне возможность реабилитировать себя и выйти из затруднения, если в основе конфликта лежит ее неправильное суждение. Ваша цель состоит только в том, чтобы другая сторона отказалась от своего неправильного предположения, а вовсе не в том, чтобы доказывать эту неправильность. Если ваши противники поймут, что вы пытаетесь доказать их ошибку, то они могут ухватиться за свое ложное предположение как за способ выглядеть лучше в сложившейся ситуации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.