На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Расчетно-кассовое обслуживание в банке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕРМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
им. АКАДЕМИКА  Д. Н. ПРЯНИШНИКОВА 
 
 
 

Кафедра финансов, кредита и
                                                                      экономического анализа 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По курсу: «Деньги, кредит, банки»
Тема: Расчетно-кассовое обслуживание в банке 
 
 
 
 

              Выполнила: студентка 3 курса
              факультета  экономики, финансов и 
              коммерции
              специальность: 080105
              «Финансы  и кредит»
              Гагарина  Наталия Леонидовна
              (номер  зачетной книжки ФК–539–08)  

              Руководитель: Климова О.Я. 
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Пермь 2011 г.

     Содержание

 
 
Введение………………………………………………………………………3
1. РАСЧЕТНО-КАССОВОе  ОБСЛУЖИВАНИе клиентов  в банках РФ…………………………………………………………………………………..5
1.1 Теоретические основы расчетных и кассовых операций…………………5
1.2 Правовые основы расчетно-кассового обслуживания…………………….10

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СБЕРБАНКЕ РФ…………………………………………………………………15

2.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ.………..15

2.2 Организация расчетного обслуживания клиентов Сбербанка РФ……….17
2.3 Организация кассовой работы в Сбербанке РФ…………………………...25
2.4 Расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»……...30

2.5 Совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов…………………………………………………………………………..35

Выводы  и предложения…………………………………………………39
Список  использованных источников……………………………43 

 


      Введение
В современной  банковской практике применяются различные  виды расчетно-платежных операций. Предложение банком той или иной банковской услуги определяется рядом  факторов: потребностью клиентов банка  в данных форме и виде платежа, направлении расчетов; срочности; продолжительности  договорных обязательств в рамках которых  осуществляются платежи; требований, предъявляемых  клиентом к обслуживанию своей деятельности.
Актуальность  изучения особенностей и проблем  расчетно-кассового обслуживания корпоративных  клиентов определена следующим положением.
Российские банки с целью укрепления платежной системы нашей страны и международных стандартов обслуживания своих клиентов, должны в рамках правового поля реализовывать такие схемы осуществления расчетов и предлагать такие банковские расчетно-платежные услуги, чтобы через банковскую систему проходило максимальное количество платежей и расчетов. Это позволило бы не только сделать прозрачной российскую экономику, но и стабилизировать платежную систему и поднять уровень доверия к банкам.
     Цель  данной курсовой работы состоит в  проведении анализа расчетно-кассового  обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка Сбербанка РФ.
     Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
     - раскрыть сущность и функции  расчетно-кассовых операций коммерческих  банков;
     - дать характеристику нормативно-правового  обеспечения расчетно-кассовых операций;
     - выделить принципы организации  системы расчетов и виды платежных  операций;
     - дать характеристику организации  работы с юридическими лицами в Сбербанке РФ;
     - проанализировать операции расчетно-кассового  обслуживания Сбербанка РФ;
     - сформулировать рекомендации по  совершенствованию расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ.
Предметом исследования являются банковские операции как процесс предоставления банковских продуктов и услуг в рамках расчетно-кассового обслуживания клиентов.
Объектом  исследования являются операции расчетно-кассового  обслуживания корпоративных клиентов коммерческих банков на примере Сбербанка РФ.
     Методологической  основой проведенного исследования является диалектический метод как  общий подход к научному познанию проблем комплексного управленческого  анализа и его информационного  обеспечения.
         Период исследования курсовой  работы 2009-2010 года.
     В процессе исследования были использованы законодательные и нормативные  акты Российской Федерации, Банка России, международные и национальные стандарты  учета и отчетности, изучена общая  и специальная литература отечественных  и зарубежных авторов в области  экономического анализа, бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, финансов и налогообложения; материалы  периодической печати; опыт расчетно-кассового  обслуживания ведущих российских банков. 
 
 
 
 

     РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ В БАНКАХ РФ

     1.1 Сущность и функции  расчетно-кассовых  операций коммерческого банка

 
     Закон «О банках и банковской деятельности»  определяет перечень основных банковских операций. К ним относятся [7]:
     1) привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады (до востребования и  на определенный срок);
     2) размещение привлеченных средств  от своего имени и за свой  счет;
     3) открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических  лиц;
     4) осуществление расчетов по поручению  физических и юридических лиц,  в том числе банков-корреспондентов,  по их банковским счетам;
     5) инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание  физических и юридических лиц;
     6) купля-продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной формах;
     7) привлечение во вклады и размещение  драгоценных металлов;
     8) выдача банковских гарантий;
     9) осуществление переводов денежных  средств по поручению физических  лиц без открытия банковских  счетов (за исключением почтовых  переводов).
Практически все из перечисленных банковских операций осуществляются в рамках расчетно-кассового  обслуживания различных категорий  клиентов в операционных подразделениях коммерческих банков.
По определению  Лаврушина О.И., «расчетно-кассовые операции - ведение счетов юридических  и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению» [20, с.274]. Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране хранение средств в коммерческих банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка. Коммерческий банк заинтересован в привлечении клиентов, как юридических, так и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Этот интерес вызван тем, что привлеченные средства клиентов, в первую очередь депозиты и остатки на расчетных счетах, формируют ресурсы банка, которые затем он размещает с целью получения максимальной прибыли в интересах своих акционеров.
Именно  поэтому ведущие специалисты  в области банковского дела осуществление  расчётов и платежей для клиентуры  и для самих банков традиционно  и вполне обоснованно относят  к основным и даже важнейшим базовым  банковским операциям, т.е. таким, которые  констатируют саму сущность операций банка как кредитного учреждения. [ 20]
Расчеты – это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.
Расчеты проводятся исключительно посредством  мысленно представляемых денег (заменителей  денег) и имеют смысл лишь в  том случае, когда они завершаются  платежами, то есть когда вслед за ними и на их основе осуществляются платежи.
Типичные  примеры расчетов, ведущихся в  банках, - определение объемов и  цен привлекаемых и размещаемых  ресурсов, размеров остатков средств  на счетах клиентов, налогов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов  и комиссионных и т.д. Расчеты, протекающие  в «недрах» бухгалтерий банков, играют вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к платежам.
Платежи логически продолжают процесс расчетов и означают погашение покупателем  своего денежного обязательства  или погашение участниками сделки своих взаимных денежных обязательств, то есть передачу или перевод денег должником тому, кому он должен в соответствии с расчетами, акт надлежащего выполнения должником своего денежного обязательства, в результате чего он освобождается от долга.
Платежи – операции, непременно денежные, то есть совершаемые только посредством денег. При этом данные операции могут совершаться посредством наличных или безналичных денег, а также комбинированным способом.
Наличные  деньги – это участвующие в обращении физически располагаемые деньги, имеющиеся в данный момент у данного экономического субъекта.
Безналичные деньги – это участвующие в обращении деньги, принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся в другого экономического субъекта, причем таким образом, что первый все равно может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму.
Вся совокупность банковских операций, обеспечивающих платежи как процесс выполнения субъектами экономики своих денежных обязательств, как известно, делится  в функциональном аспекте на следующие  три блока [16, с.275].
Вспомогательный блок – виды работ организационно-технического, административно-распорядительного, информационного характера, обеспечивающие начало, ведение и прекращение операций, составляющих следующий (2-ой) блок.
Основной  блок – собственно платежные операции.
1) Зачисление  на счета средств: 
- поступивших  владельцам счетов от третьих  лиц;
- вносимых  самими владельцами;
- получаемых  от банка (кредиты, проценты  и проч.).
2) Списание  со счетов средств в случаях:
- выполнения  клиентами своих обязательств  перед третьими лицами (оплата  приобретаемых товаров, работ,  услуг);
- выполнения  клиентами своих обязательств  перед банками, в которых они  обслуживаются (возврат кредитов, уплата процентов, комиссионных  и др.);
- уплаты  клиентами налогов и исполнения  других обязательных платежей;
- получения  клиентами наличных денег на  оплату труда сотрудников и  на текущие хозяйственные нужды.
3) Кассовые  операции (прием и выдача наличных  денег).
4) Ведение  собственных счетов в учреждениях  Центрального банка и других  кредитных организациях.
5) Ведение  корреспондентских счетов других  кредитных организаций, открытых  в данном банке.
Дополнительный  блок – сопутствующие собственно платежным операциям дополнительные услуги банка. Среди них можно отметить, в частности, следующие:
- перевод  средств клиента с одного его  счета на другой;
- конвертация  одной валюты в другую; перевод  наличных денег в безналичные  и наоборот; размен и обмен  денег и др.;
- инкассирование  денежной выручки клиентов.
Все платежи  и предшествующие им расчеты, осуществляемые банками, с точки зрения адресатов  платежей делятся на собственные (расчеты  и платежи по собственным операциям  банка) и клиентские (расчеты и  платежи по операциям клиентам).
С точки  зрения технологии проведения те и  другие подразделяются на:
1) Внутрибанковские  платежи (участник – только  данный банк и его филиалы);
2) Межбанковские  платежи (участники – минимум  2 кредитные организации), которые  можно проводить через:
- корреспондентские  счета в подразделениях Центрального  банка РФ;
- клиринговые  центры;
- корреспондентские  счета, открытые банками непосредственно  друг у друга;
- корреспондентские  счета, открытые банками в третьем  банки.
Все перечисленные  выше банковские операции являются традиционными  и давно освоенными, доступными практически  для всех банков. В настоящее время  подавляющее большинство банков являются универсальными, то есть проводящими  весь спектр (по крайней мере основных) банковских операций. Даже банки, филиалы  и дополнительные офисы банков, открывающиеся, к примеру, в регионах как специализирующиеся на каком-либо направлении (потребительское  кредитование, ипотека, автокредитование и т.д.), впоследствии, как правило, расширяют спектр своих операций и неизбежно приходят к расчетно-кассовому  обслуживанию клиентов. Это объясняется, на наш взгляд, серьезной конкуренцией на рынке банковских услуг. Клиенту, будь то корпоративный клиент или  частное лицо, неудобно, затратно и  не оперативно брать кредит в одном  банке, сдавить наличную выручку  в другой, а проводить налоговые  платежи – в третьем. Поэтому  он отдаст предпочтение тому банку, где  все эти операции доступны и возможны в рамках расчетно-кассового обслуживания клиента.
Добиться  же конкурентных преимуществ на рынке  расчетных услуг, по нашему мнению, можно лишь двумя способами –  проводя клиентские платежи быстрее, чем это делают другие банки (что  требует применения современных, но достаточно дорогих технических  средств и разработки оптимальных  маршрутов платежей), и назначая умеренные, приемлемые для максимального  числа клиентов тарифы за свои услуги.
В коммерческом банке расчётно-кассовым обслуживанием  занимается специализированная структура, которая называется, как правило, Операционным управлением (отделом). В  крупных банках в состав этого  подразделения входят:
- операционные  отделы, непосредственно обслуживающие  клиентов, то есть проводящие  операции списания и зачисления  по счетам клиентов; удерживающие  средства в доходы банка согласно  тарифам; ведущие картотеки неоплаченных  расчетных документов и принимающие  другие требования к расчетным  счетам; выдающие выписки из лицевых  счетов клиентов и т.д.;
- службы, занимающиеся непосредственно отправкой  и приемом платежей и выписок  по корреспондентским счетам  банков через корреспондентские  сети либо через расчетно-кассовые  центры ЦБ РФ;
- кассовый  узел, осуществляющие все операции  с приемом и выдачей наличных  денежных средств во взаимодействии  с отделами, обслуживающими клиентов.
В небольших  банках данные подразделения существуют как самостоятельные единицы, или  же объединяются (например, отдел расчетов с операционным отделом и т.д.).
Таким образом, сущность расчетно-кассовых операций коммерческих банков заключается в  оперативном, точном, высокотехнологичном  осуществлении расчетов в налично-денежной и безналичной форме в соответствии с действующим банковским законодательством, нормативными документами Банка  России и внутрибанковскими правилами  и документооборотом конкретного  банка.
Основные  функции расчетно-кассовых операций заключаются в следующем:
    организации работы по обслуживанию счетов клиентов различных правовых категорий с обеспечением должного уровня сервиса, конфиденциальности, срочности и законности;
    организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности;
    оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

     1.2 Правовые основы расчетно-кассового обслуживания

 
Банковская  деятельность в целом, и проведение расчетно-кассовых операций в частности, являются жёстко регламентируемыми  и контролируемыми процессами со стороны государства, Банка России и других уполномоченных органов.
Соблюдение  норм банковского права – является не только непременным условием функционирования кредитной организации, но и залогом  её деятельности в долгосрочной перспективе  и успешного всестороннего развития.
Центральный Банк РФ, осуществляющий регулирующие и надзорные функции за работой  коммерческих банков, а также другие государственные органы разрабатывают  и принимают к исполнению множество  нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок расчетов и ведения банковских счетов клиентов, касающихся как внешнего, так и внутреннего содержания расчетно-кассовых операций.
     Центральный Банк РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным  законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном  Банке Российской Федерации (Банке  России) [4], а непосредственно коммерческие банки – в соответствии с Федеральным  закон № 395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и  банковской деятельности» [7].
Гражданский кодекс Российской федерации. Часть вторая [1]. В этом документе, принятом Государственной думой РФ 22 декабря 1995 г., и введенным в действие Федеральным законом № 14-ФЗ от 26 января 1996 г., законодательно закреплены ключевые понятия для осуществления банковской деятельности в части открытия банковских счетов и осуществления расчетов.
В главе 44 ГК РФ вводятся:
- понятия  банковского вклада и договора  банковского вклада;
- оговорка  прав на привлечение денежных  средств во вклады;
- форма  договора банковского вклада;
- виды  вкладов; 
- условия  и порядок начисления и выплат  процентов на вклад; 
- необходимость  обеспечения возвратности вкладов; 
- распоряжение  вкладом третьими лицами;
- порядок  заполнения и выдачи сберегательных  книжек и операций со сберегательными  (депозитными сертификатами).
В главе 45 ГК РФ даются:
- определение  банковского счета и договора  банковского счета; 
- возможный  перечень операций по банковским  счетам;
- порядок  заключения договора банковского  счета; 
- удостоверение  права распоряжения денежными  средствами, находящимися на счете;
- сроки  операций по счетам;
- условия  кредитования счета;
- порядок  оплаты расходов банка на совершение  операций по счету; 
- порядок  начисления и уплаты процентов  за пользование банком денежными  средствами, находящимися на счете; 
- условия  возможности зачета встречных  требования между банком и  клиентом;
- основания  списания денежных средств со  счета; 
- очередность  списания денежных средств со  счета;
- реализация  ответственности банка за ненадлежащее  совершение операций по счету;
- оговорка  необходимости соблюдения банковской  тайны;
- ограничения  распоряжения счетом;
- условия  расторжения договора и закрытия  банковского счета.
Отдельная (46-я) глава ГК РФ посвящена расчетам. Здесь даны определения наличным и безналичным расчетам, приведены  формы безналичных расчетов, условия  их исполнения; оговорена ответственность  за неисполнение или ненадлежащее исполнение расчетов.
На основании  базовых понятий банковского  счета, договора банковского счета, порядка операций по банковскому  счету и основных форм расчетов, законодательно закрепленных в Гражданском  кодексе РФ, разработаны и утверждены все последующие инструкции и положения, более детально регламентирующие и регулирующие тот или иной вид расчетно-кассового обслуживания.
     Абсолютно необходимым документом в каждодневной работе банка по расчетно-кассовому  обслуживанию клиентов являются «Правила ведения бухгалтерских операций в кредитных организациях, расположенных  на территории Российской Федерации», утвержденные Положением Банка России 26 марта 2007 г. № 302-П (далее – Правила) [8]. Правила определяют единые правовые и методологические основы организации  и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми  кредитными организациями на территории Российской Федерации.
     Без сомнения, важными являются все составляющие Правил, однако наибольшую практическую значимость, именно для операционных подразделений банка, имеет Часть  «Организация и ведение бухгалтерского учета», так как регламентирует как  раз ту часть работы, которая выполняется  в данных банковских структурах, а  именно:
     - распределение обязанностей между  операционными и кассовыми работниками;
     - определение понятий «операционный  день» операционное (внеоперационное)  время и порядок работы операционных  и кассовых подразделений в  рамках данных категорий;
     - порядок оплаты документов со  счетов клиентов, в том числе  при недостаточности средств;
     - порядок исполнения документов  клиентов (формы и правила заполнения);
     - особенности совершения кассовых  операций в банке;
     - выделение круга операций, подлежащих  дополнительному контролю;
     - порядок оформления и выдачи  клиентам выписок из лицевых  счетов;
     - порядок регистрации открытых (закрытых) счетов в Книге регистрации  открытых счетов;
     - методы и формы внутрибанковского  контроля;
     - порядок формирования, брошюрования  и хранения документов дня.
     Кассовые  операции банка, то есть операции с  наличными денежными средствами имеют свою специфику, поэтому кассовые узлы, как правило, выделены в отдельные  самостоятельные подразделения. Их деятельность помимо общих документов, регулируется специальными инструкциями и правилами, главным из которых  является Положение Банка России № 199-П от 9 октября 2002 г. «О порядке  ведения кассовых операций в кредитных  организациях на территории Российской Федерации».
     Так как в рамках расчетно-кассового  обслуживания предприятиям (фирмам, организациям) и частным лицам открываются  банковские счета, необходимым к  исполнению документом является Инструкция Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И  «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее – Инструкция № 28-И) [9].
     В Инструкции № 28-И определены:
     - виды банковских счетов;
     - порядок и особенности открытия  и закрытия текущих счетов  физическим лицам и банковских  счетов юридическим лицам и  предпринимателями без образования  юридического лица;
     - правила оформления карточки  с образцами подписей и оттиска  печати;
     - порядок формирования и хранения  юридических дела клиентов.
     Мы  выделили, лишь ключевые, базовые, на наш  взгляд, нормативно-правовые документы, регулирующие расчетно-кассовые операции. Однако, можно без преувеличения, заметить, что почти каждая банковская операция подкреплена и регламентирована соответствующей инструкцией: или  общей, обязательной к применению всеми  банками, или внутренней – разработанной  внутри конкретного банка.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ В СБЕРБАНКЕ  РФ

2.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ

     Сберегательный  Банк Российской Федерации является на сегодняшний момент крупнейшим банком в России и фактически является одним  из гарантов стабильности нынешней экономики  нашей страны. При обширной государственной  поддержке банк имеет возможность  влиять на очень многие направления  развития государства. Многолетняя  стабильность работы банка и государственная  гарантия делает его очень популярным среди населения. При рассмотрении банковских услуг, так или иначе, приходится ориентироваться на Сбербанк РФ, который предлагает полный спектр услуг как физическим лицам так  и юридическим, однако не всегда условия  предоставления услуги имеют приемлемую цену, поскольку банк имеет многолетнюю  серьезную репутацию.
     Сбербанк  России создан в форме акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР «О банках и  банковской деятельности в РСФСР». Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный  банк Российской Федерации (свыше 60% голосующих акций). Акционерами Банка являются более 200 тысяч юридических и физических лиц.
     Сбербанк  России зарегистрирован 20 июня 1991 года в Центральном Банке Российской Федерации. Регистрационный номер — 1481.
     Банк  является юридическим лицом и  со своими филиалами составляет единую систему Сбербанка России.
     Фирменное (полное официальное) наименование банка: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное  общество). Сокращенное наименование банка: Сбербанк России
 

      Таблица 1
     Информация  о деятельности Сбербанка России по состоянию на
     1 ноября 2010 г.
Показатель Значение
капитал млрд. руб. 947,6
прибыль млрд. руб. 143,7
чистая  прибыль млрд. руб. 113,0
отношение затрат к доходам (Cost / Income), % 42,7
кредитный портфель (с учетом кредитов банкам) млрд. руб., в том числе  кредитование юридических лиц (без  учета кредитов банкам), млрд. руб.
5 202,1 
3 828,3
вложения  средств в ценные бумаги, млрд. руб. 497,8
остаток средств на счетах физических лиц, млрд. руб. 2 908,0
доля  Сбербанка (на 1.10.2008г.):  
в активах  банковской системы, % 24,4
в капитале банковской системы, % 24,9
на  рынке вкладов физических лиц, % 50,8
на  рынке привлечения средств юридических  лиц, % 19,8
на  рынке кредитования физических лиц, % 31,1
на  рынке кредитования юридических  лиц, %; 29,8
остаток средств юридических лиц, млрд. руб.; 1 836,7
филиальная  сеть, ед.: территориальные банки 
отделения
внутренние структурные  подразделения 
 
17 766
19 639
 
     Сбербанк  – современный универсальный  банк с большой долей участия  частного капитала, в т.ч. иностранных  инвесторов. Структура акционерного капитала Сбербанка свидетельствует о его высокой инвестиционной привлекательности.
     На  сегодняшний день Сбербанк является крупнейшим банком Российской Федерации  и Центральной и Восточной  Европы, занимает лидирующие позиции  в основных сегментах финансового  рынка России и входит в число  крупнейших по капитализации банков мира.
     Международные рейтинги Сбербанка отражают авторитет банка в мировом банковском сообществе как одного из наиболее динамично и разносторонне развивающихся российских банков.
     Сбербанк  обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и почти 20 000 структурных подразделений (филиалов) по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане и на Украине. 

     Таблица 2
     Обязательные  нормативы деятельности Сбербанка  России по состоянию на 1 октября 2010г.
Показатель Значение
норматив  достаточности собственных средств (капитала) банка – Н1 (min 10%) 14,47
норматив  мгновенной ликвидности банка –  Н2 (min 15%) 49,18
норматив  текущей ликвидности банка –  Н3 (min 50%) 62,53
норматив  долгосрочной ликвидности банка  – Н4 (max 120%) 77,83
максимальный  размер риска на одного заемщика или  группу связанных заемщиков –  Н6 (max 25%) 18,81
максимальный  размер крупных кредитных рисков – Н7 (max 800%) 102,16
максимальный  размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных  банком своим участникам (акционерам) – Н9.1 (max 50%) 0,00
совокупная  величина риска по инсайдерам банка  – Н10.1 (max 3%) 1,88
норматив  использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц  – Н12 (max 25%) 0,51
 
2.2 Организация расчетного обслуживания клиентов Сбербанка РФ 

     Сбербанк  России осуществляет расчетно-кассовое обслуживание в рублях и валюте как  резидентов, так и нерезидентов Российской Федерации и предоставляет полный комплекс банковских услуг, существующих на российском финансовом рынке. Высокое  качество обслуживания обеспечивается квалификацией персонала и применением  передовых банковских технологий.
     Важным  преимуществом Сбербанка России является наличие собственной расчетной  системы, объединяющей все территориальные  банки, в рамках которой осуществляется документооборот. Платеж на любое учреждение Сбербанка России или коммерческий банк - участник расчетов в Сбербанке  России возможен в течение операционного  дня.
     Расчетно-кассовое обслуживание клиентов производится только при условии открытия расчетного (текущего, иного) счета, предоставления полного комплекта документов и  заключения договора банковского счета.
     Перечень  документов, необходимых для открытия и ведения счета в российских рублях
     1. Заявление клиента установленного образца на открытие счета.
     2. Учредительные документы клиента (копии, заверенные нотариально или органом, осуществляющим регистрацию).
     3. Свидетельство о государственной регистрации либо иной документ, подтверждающий государственную регистрацию (копия, заверенная нотариально или органом, осуществляющим регистрацию).
     4. Карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенная нотариально или вышестоящей организацией.
     5. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (подлинник).
     6. Документ, подтверждающий регистрацию в качестве страхователя в Фонде социального страхования Российской Федерации (подлинник).
     7. Документ, подтверждающий полномочия должностных лиц на распоряжение счетом.  

     Таблица 3
     Услуги  банка, предоставляемые юридическим  лицам и предпринимателям без  образования юридического лица
Наименование  услуги Тариф 1
Расчетно-кассовое обслуживание юридических  лиц по счетам в  рублях (кроме кредитных  организаций)
Обслуживание  счета
Открытие  счета max 4000 руб.
Ведение счета max 1500 руб. в  месяц
Обслуживание  юридических лиц, финансируемых  из федерального или местных бюджетов на договорной основе
Закрытие  счета по заявлению клиента Бесплатно
Переоформление  документов в связи с изменением реквизитов клиента (внесение изменений  в юридическое дело)2 max 500 руб.
Предоставление  выписки о текущих операциях  по счету Бесплатно
Распечатка  картотеки по счету клиента Бесплатно
Направление запросов по просьбе клиента относительно реквизитов поступивших средств, изменений  реквизитов по раннее отправленным платежным  поручениям, розыска ожидаемых и  отправленных сумм max 100 руб. за  запрос3
Представление данных о платежах по счету в формате, согласованном с клиентом По договору с клиентом
Безналичные операции по счету
Зачисление  средств на счет клиента Бесплатно
Перечисление  средств со счета по поручению  клиента: 
- через расчетную систему Банка России в т.ч. 
- для клиентов, использующих электронный  
документооборот; 
- через расчетную систему Сбербанка России на счет в структурное подразделение Сбербанка России; 
- через расчетную систему Сбербанка России на счет в другой кредитной организации
 
min 6 руб.  
min 4 руб.  
 
Бесплатно  
 
min 6 руб. 

Перечисление  средств со счета по поручению  юридического лица в соответствии с  условием и по реквизитам, изложенным в приложении к договору банковского  счета, в течение согласованного с клиентом периода времени min 6 руб. за  платеж
Зачисление  по поручению юридического лица-клиента  Сбербанка России денежных средств  на счета физических лиц в структурных  подразделениях Сбербанка России (при  наличии договора с юридическим  лицом) max 5 % от суммы  денежных средств, подлежащей  зачислению 
Зачисление  по поручению юридического лица, имеющего счет в другой кредитной организации, денежных средств на счета физических лиц в структурных подразделениях Сбербанка России (при наличии  договора с юридическим лицом) max 6 % от суммы  денежных средств, подлежащей  зачислению 
Перечисление  по поручению юридического лица в  другие филиалы Сбербанка России денежных средств в соответствии со списками, представленными юридическим  лицом в виде электронных документов, для зачисления на счета по вкладам (на основании договора с юридическим  лицом, заключенного филиалом Сбербанка  России, производящим перечисление) max 1 % от суммы  денежных средств, подлежащей  зачислению
Зачисление  филиалом Сбербанка России и его  структурными подразделениями денежных средств на счета по вкладам физических лиц согласно спискам, предоставленным  в виде электронных документов другим филиалом Сбербанка России, осуществившим  перечисление денежных средств в  соответствии с условиями договора, заключенного им с юридическим лицом max 6 % от суммы  денежных средств, подлежащей  зачислению
Перечисление  со счета налоговых и приравненных к ним платежей в бюджет и внебюджетные фонды Бесплатно
Перечисление  по поручению юридического лица денежных средств на счета юридических  и физических лиц в благотворительных  целях (при наличии письменного  указания Сбербанка России или территориального банка о приеме и перечислении платежей в пользу конкретных юридических  или физических лиц) Бесплатно
Отмена  перевода по заявлению клиента max 100 руб. за  каждую операцию3
Перечисление  остатка средств при закрытии счета в другую кредитную организацию min 6 руб. - max 2 %
Перечисление  остатка средств при закрытии счета в другое структурное подразделение  Сбербанка России Бесплатно
Прием на инкассо платежных требований, инкассовых поручений в рублях (без  учета фактических почтовых и  прочих расходов, связанных с доставкой  принятых на инкассо документов) max 16 рублей за  каждое требование/поручение
Кассовое  обслуживание  
Прием наличных денежных средств на счет max 1,5 % от суммы
Оформление  чековых книжек max 100 руб. за  одну книжку
Выдача  наличных денежных средств со счета: 
- на заработную плату и выплаты социального характера (кроме предпринимателей без образования юридического лица);  
- на прочие выплаты; 
- предпринимателям без образования юридического лица
 
max 2 % от суммы  
max 3 % от суммы  
max 3 % от суммы
Выдача  остатка средств при закрытии счета max 3 % от суммы
Обмен ветхих банкнот и дефектной монеты Банка России на годные к обращению Бесплатно
Прием денежных знаков, подлинность которых  вызывает сомнение, для отправки на экспертизу Бесплатно
Размен  наличных денежных средств, обмен банкнот  на монету max 2 % от суммы
Повторный пересчет наличных денежных средств  по вине клиента max 1 % от суммы,  фактически подвергнутой повторному  перерасчету
Прием и перечисление платежей  
Прием и перечисление на счета юридических  лиц платежей физических лиц (при  наличии договора с юридическим  лицом): 
при наличии счета юридического лица в структурных подразделениях Сбербанка России, 
при наличии счета юридического лица в другой кредитной организации
max 7 % от суммы  
 
max 8 % от суммы 
Прием и перечисление на счета юридических  лиц платежей физических лиц с  последующей выдачей плательщикам карточек телекоммуникационных систем (при наличии договора с юридическим  лицом)  
min 2% от суммы 
Операции  с расчетными чеками Сбербанка России  
Прием от юридического лица расчетных чеков  Сбербанка России, принятых им от физических лиц в уплату за товары или услуги, и зачисление возмещенной суммы  чеков на счет юридического лица (при  наличии договора с юридическим  лицом) max 2 %
Расчетно-кассовое обслуживание юридических  лиц по счетам в  иностранной валюте (кроме  кредитных организаций)
Обслуживание  счета  
Обслуживание  бюджетных счетов и счетов муниципальных  предприятий По договору с клиентом
Открытие  счета5 max 200 долл. США
Ведение счета max 50 дол. США  в месяц
Закрытие  счета по заявлению клиента Бесплатно
Переоформление  документов в связи с изменением реквизитов клиента (внесение изменений  в юридическое дело)2 max 50 дол. США
Предоставление  выписки о текущих операциях  по счету Бесплатно
Направление запросов по просьбе клиента относительно реквизитов поступивших средств, изменение  реквизитов по раннее отправленным платежным  поручениям, розыска ожидаемых и  отправленных сумм:5 : 
до 6 месяцев:  
- по суммам до 100 дол. США включительно 
- по суммам свыше 100 дол. США 
- свыше 6 месяцев (независимо от суммы)
за каждую сумму  
 
15 дол. США за запрос3 
35 дол. США за запрос3 
55 дол. США за запрос3
Представление данных о платежах по счету в формате, согласованном с клиентом По договору с клиентом
Безналичные операции по счету  
Зачисление  средств на счет клиента Бесплатно
Перечисление  средств со счета по поручению  клиента: 
- на счет в филиале Сбербанка России;  
 
- на счет в другую кредитно-финансовую организацию на территории РФ;  
 
- на счет в кредитно-финансовую организацию за пределами территории РФ; 
 
max 0,05% от суммы,  но не менее 5 и не более  200 дол. США (дифференцированно) 
max 0,1% от суммы, но не менее 10 и не более 200 дол. США (дифференцированно) 
max 0,5% от суммы, но не менее 10 и не более 200 дол. США (дифференцированно)
Перечисление  со счета налоговых и приравненных к ним платежей в бюджет Бесплатно
Аннулирование перевода 45 дол. США
Покупка Сбербанком России иностранной валюты клиента по курсу  СБ РФ
Продажа Сбербанком России иностранной валюты клиенту по курсу  СБ РФ
Покупка - продажа иностранной валюты за рубли РФ за счет и по поручению  клиентов на торгах межбанковских валютных бирж:  
Эквивалент суммы в долларах США 
до 50 000 включительно  
от 50 000 до 100 000 включительно  
от 100 000 до 500 000 включительно  
свыше 500 000 
Плата, в % от суммы 
от 0,25 до 0,55  
от 0,20 до 0,45  
от 0,18 до 0,38  
от 0,15 до 0,35
Конверсия иностранных валют по курсу  СБ РФ
Перечисление  остатка средств при закрытии счета в другую кредитно-финансовую организацию max 0,5% от суммы,  но не менее 3 дол. США и  не более 200 дол. США
Перечисление  остатка средств при закрытии счета в другой филиал Сбербанка  России max 0, 05% от суммы,  но не менее 1 дол. США и  не более 200 дол. США
Кассовое  обслуживание  
Прием наличной иностранной валюты на счет max 8% от суммы
Прием на счет неиспользованных средств, ранее  выданных на командировочные расходы max 8% от суммы
Выдача  наличной иностранной валюты со счета  на командировочные расходы и  на другие цели в соответствии с  валютным законодательством max 2% от суммы, min 5 дол. 
Повторный пересчет наличных денежных средств  по вине клиента max 1 % от суммы,  фактически подвергнутой повторному  пересчету 
Прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты 6 max 10 % от достоинства  банкноты 7
Прием от подразделений судебных приставов  и правоохранительных органов монет  иностранных государств для направления  на инкассо 8 max 75 % от достоинства  монет (в зависимости от вида валют)
Прием неплатежной наличной иностранной  валюты для зачисления на текущий  счет клиента, в том числе неиспользованных средств, ранее выданных на командировочные  расходы max 10% от достоинства  банкноты
Прием на экспертизу денежных знаков иностранных  государств и платежных документов в иностранной валюте, подлинность  которых вызывает сомнение 9 Бесплатно
Расчетно-кассовое обслуживание с использованием системы "Клиент-Сбербанк"
Установка автоматизированного рабочего места "Клиент" системы "Клиент-Сбербанк" max 200 дол. США
Ежемесячная плата за предоставление услуг по расчетно-кассовому обслуживанию с  использованием системы "Клиент-Сбербанк" max 50 дол. США 
Переустановка программного обеспечения автоматизированного  рабочего места "Клиент" системы "Клиент-Сбербанк", нарушенного  по вине клиента  max 50 дол. США
Установка дополнительных автоматизированных рабочих  мест "Клиент" системы "Клиент-Сбербанк" max 50 дол. США  за одно рабочее место
Восстановление  электронных подписей на магнитном  носителе, нарушенных по вине клиента  max 25 дол. США
Предоставление  информации об операциях, совершенных  по счетам клиента, с использованием системы "Клиент-Сбербанк" 10  
Установка автоматизированного рабочего места "Клиент" системы "Клиент-Сбербанк" для предоставления информации об операциям  по счетам Клиента max 300 долл. США
Ежемесячное обслуживание системы "Клиент-Сбербанк", установленной для предоставления информации об операциям по счетам Клиента при общем количестве структурных подразделений Банка, указанных в договоре:  
до 10 структурных подразделений;  
от 10 до 25 структурных подразделений;  
25 структурных подразделений и более.
 
(за каждое  структурное подразделение Банка  в месяц)  
max 50 долл. США  
max 30 долл. США  
max 20 долл. США
Переустановка нарушенного по вине Клиента программного обеспечения автоматизированного  рабочего места "Клиент" системы "Клиент-Сбербанк". установленной  для предоставления информации об операциям  по счетам Клиента max 50 долл. США
Установка дополнительных автоматизированных рабочих  мест "Клиент" системы "Клиент-Сбербанк" max 50 долл. США  за одно дополнительное рабочее  место
Восстановление  электронных подписей на магнитном  носителе, нарушенных по вине Клиента max 25 долл. США
Предоставление  информации об операциях по счету  при общем количестве счетов, указанных  в заключенном договоре:  
до 20 счетов;  
21 счет и более.
 
(за каждый  счет Клиента в месяц)  
max 50 долл. США  
max 30 долл. США
Предоставление  информации об операциях, совершенных  по счетам третьих лиц, с использованием системы "Клиент-Сбербанк" 11  
Установка автоматизированного рабочего места "Клиент" системы "Клиент-Сбербанк" для предоставления информации об операциях  по счетам третьих лиц max 360 долл. США
Ежемесячное обслуживание системы "Клиент-Сбербанк", установленной для предоставления информации об операциям по счетам третьих лиц при общем количестве структурных подразделений Банка, указанных в заключенном договоре:  
до 10 структурных подразделений;  
от 10 до 25 структурных подразделений;  
25 структурных подразделений и более.
 
(за каждое  структурное подразделение Банка  в месяц)  
max 60 долл. США  
max 36 долл. США  
max 24 долл. США
Переустановка нарушенного по вине Клиента программного обеспечения автоматизированного  рабочего места "Клиент" системы "Клиент-Сбербанк". установленной  для предоставления информации об операциям  по счетам третьих лиц max 60 долл. США
Установка дополнительных автоматизированных рабочих  мест "Клиент" системы "Клиент-Сбербанк" max 60 долл. США  за одно дополнительное рабочее  место
Восстановление  электронных подписей на магнитном  носителе, нарушенных по вине Клиента max 30 долл. США
Предоставление  информации об операциях по счету  в адрес третьего лица при общем  количестве счетов, указанных в заключенном  договоре:  
до 20 счетов;  
21 счет и более.
(за каждый  счет Клиента в месяц)  
max 60 долл. США  
max 36 долл. США
Услуги  инкассации  
Инкассация  и доставка денежной наличности На договорной основе
Прочие  услуги по расчетно-кассовому обслуживанию  
Извещение клиента о поступлении средств  на счет max 100 руб.
Снятие  ксерокопий с документов в рамках оказания услуг клиенту max 50 руб.
Предоставление  справок об операциях по расчетным (текущим), бюджетным счетам max 100 руб.
Выдача  клиенту дубликатов выписок, справок  и других документов Банка max 100 руб.
Предоставление  иных справок по запросу клиента (организаций, уполномоченных клиентом) max 120 руб.
Доставка  выписок, справок и других документов по указанному клиентом адресу На договорной основе
Подготовка  расчетного документа по просьбе  клиента max 100 руб.
Документарные операции  
Документарные аккредитивы  
Для расчетов на территории РФ  
Открытие  аккредитива max 0.2 % от суммы, min 100 руб., max 5000 руб.
Авизование  аккредитива max 0.15 % от суммы, min 100 руб., max 5000 руб.
Изменение условий аккредитива  max 200 руб. за  каждое изменение
Авизование  изменений по аккредитиву max 500 руб.
Платеж  по аккредитиву Бесплатно
Прием, проверка и отправка документов по аккредитиву max 0.2 % от суммы, min 100 руб., max 5000 руб.
Отзыв или аннулирование аккредитива  до истечения срока max 100 руб.
Закрытие  аккредитива по истечении срока  без использования max 100 руб.

2.3 Организация кассовой работы в Сбербанке РФ

 
     Для приёма и выдачи денег, других ценностей  в каждом филиале Сбербанка РФ имеется отдел кассовых операций, в котором могут быть приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние кассы, кассы для размена денег, кассы для пересчёта денежной выручки. Касса пересчёта выручки  создаётся в тех банках, куда поступает  выручка через инкассаторский аппарат. Вечерние кассы существуют только для  приёма денег в вечернее время. Количество касс зависит от объёма и характера  деятельности банка.
     Банки принимают наличные деньги при личной явке клиента и в его присутствии, в баулах и от инкассаторов.
     Чаще  всего приходные кассы принимают  деньги по объявлению на взнос наличными  деньгами.
     При взносе денег по объявлениям клиент передаёт их операционисту, ведущему его  лицевой счёт. После проверки и  соответствующей обработки указанный  документ передаётся операционистом в  приходную кассу. Объявление состоит  из трёх частей: объявления, квитанции  и ордера, которые заполняются  вносителем денег. В этом объявлении указывают: от кого принимаются деньги, на какой счёт они зачисляются, сумма  цифрами и прописью, назначение взноса. В ордере указывают символ кассовых оборотов, например, символ поступлений выручки торговых предприятий - 02, символ поступлений на счета во вклады граждан - 16. При взносе денег по объявлениям операционные работники проверяют правильность заполнения документа, ставят свою подпись и заносят в кассовый журнал по приходу все реквизиты по данной денежной операции: род операции (03); номер документа; счёт, на который зачисляются деньги; символ кассовых оборотов; сумму документа.
     Кассир  принимает деньги от клиента с  полистным пересчётом. Сейчас все  банки снабжены специальными машинами для счёта денег. Если вноситель  сдаёт деньги для зачисления на разные счета по нескольким документам, кассир должен принять деньги по каждому  документу отдельно.
     Возможна  сдача денег через аппарат  инкассации. Приём сумок с деньгами от аппарата инкассации после окончания  операционного дня осуществляют вечерние кассы. При приёме сумок  кассир вечерней кассы проверяет  накладные и явочную карточку. В накладной указываются сумма  денег в сумке, номер счёта, на который должны быть зачислены деньги, символы кассовых оборотов, опись  сдаваемых денег. Кассир сверяет  пломбы на сумках с имеющимися у  него образцами оттисков пломбиров. Бухгалтер-контролёр регистрирует сумки в журнале учёта принятых сумок с денежной наличностью, в  котором отмечаются номера сумок, сумма  по накладным. В журнале ставят подписи  инкассаторы, кассир и бухгалтер-контролёр. Приём сумок производится от старшего инкассатора в присутствии всех инкассаторов бригады. После приёма сумок кассир и бухгалтер-контролёр  подписывают два экземпляра маршрутного  листа и выдают инкассаторам второй, скреплённый печатью кассы.
     Об  общем количестве принятых сумок  с денежной наличностью составляется справка, в которой указываются  количество принятых сумок на объявленную  сумму, сумма наличностью в сумках. После сопоставления фактического наличия денег с данными препроводительных  ведомостей на утро следующего дня заведующий кассой передаёт накладные для оформления операций по зачислению денег в операционную кассу и на счета клиентов, а препроводительные ведомости подшиваются в кассовые документы.
     Выдача  денег предприятиям, организациям и  учреждениям на выплату заработной платы, стипендий и пр. производится коммерческими банками в сроки, установленные коллективными договорами, постановлениями правительства, распоряжениями министерств. Сроки выдачи сообщаются предприятиями и организациями  в представляемых ежеквартально  кассовых заявках.
     При согласовании с предприятиями, организациями  и учреждениями конкретных сроков выдачи денег на заработную плату коммерческие банки учитывают необходимость  распределения выдач по возможности  равномерно по дням месяца в целом  по банку. Учреждения банков осуществляют контроль за соблюдением установленных  сроков выдачи заработной платы, что  обеспечивает бесперебойное и своевременное  удовлетворение обоснованных требований хозяйства на наличные деньги. Выдача наличных денег на выплату заработной платы и стипендий по срокам, приходящимся на субботу и воскресенье, может  быть произведена в четверг и  пятницу.
     Для регулирования кассовых ресурсов коммерческие банки составляют календарь выдач  заработной платы и других видов  оплаты труда рабочих и служащих.
     Основными документами при выдаче денежных средств расходными кассами являются чеки и расходные кассовые ордера.
     К началу каждого рабочего дня отделом  денежного обращения определяется величина выплат наличных денег из кассы банка. С учётом этого для  совершения расходных операций заведующий кассой выдаёт под отчёт кассирам расходных касс необходимую сумму  денег под расписку в книге  учёта принятых и выданных денег. В книгу записывается сумма денег, которую заведующий кассой выдаёт кассиру  в начале рабочего дня. В конце  дня в книгу заносится сумма неизрасходованных средств, которую кассир расходной кассы сдаёт заведующему. Деньги расходной кассы выдаются в основном по денежным чекам из денежных чековых книжек. Для получения чековой книжки нужно предоставить банку соответствующее заявление. Чековая книжка, выдаваемая предприятию, содержит 50 или 25 чеков. Чековая книжка представлена: а) самими чеками - по ним предприятие получает деньги, они остаются в банке в документах дня; б) корешками чеков, они остаются у предприятия и служат основанием для составления кассовых документов.
     Реквизиты чека:
     1) серия (одна для одной чековой  книжки);
     2) номер;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.