На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политические системы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                    ПЛАН 
     

          
      Введение……………………………………………………………………….3
    1. Понятие политической системы.  Современные теории политических  систем………………………………………………………………………………..4
    2. Структура и функции политических систем………………………………6
    3. Типология политических систем…………………………………………11
    4. Политическая система России  и особенности её развития  в современных условиях…………………………………………………………………………….13
    Заключение…………………………………………………………………….18
    Используемая  литература……………………………………………..………19
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого осуществляться полновластие, суверенитет народа.
    Политическая  система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие политической системы. Современные теории политических систем.
    Понятие  “политическая система” было введено  в политологию в середине XX века политологом Д. Истэном1 с целью отразить  политику как самостоятельную сферу общества и характер связи политики с внешней средой внутри отдельно взятого государства и другими государствами.
    Политическая  система - это совокупность политических институтов, общественных структур, а  также их взаимодействий, в которых  реализуется политическая власть и  осуществляется политическое влияние.
    Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь общества, в зависимости от степени развития экономической среды , глубины противоречий между основными противостоящими классами.
    Основой, базисом любых политичестих формалий в любого типа обществе является экономика  в ее различных формах и степенях развития. Поэтому политические системы являются надстроечными и экономические связи являются их естественной основой. Они, в свою очередь, обусловлены общественным разделением труда в границах конкретного общества. Такое заимодействие экономики и политики можно проследить на протяжении многих сотен лет, от рабовладельческого строя до современных времен. Целостность системы определяется границой устойчивых экономических связей. Наиболее наглядно это проявилось в раннефеодальный период, когда полное господство натурального хозяйства могло породить жизнеспособные государственные образования в границах собственности феодала.Феодал выступал в качестве системообразующего субъекта, а король, с его номинальной властью, мог выступать лишь в качестве  объединительного центра во время военной опасности для страны. Такие политические системы хоть и были значимы, но неотличались особой устойчивостью, т.к. не были пронизаны сетью экономических связей на основе разделения труда. Создать их между натуральными хозяйствами оказалось невозможно и как пример или следствие того может служить распад империи Карла Великого в IX веке.
    Буржуазия породила новое социальное явление  в политической жизни- устойчивое противоборство двух политических систем: буржуазной и пролетарской.
    Предпочтительное  положение в нем занимает буржуазия, ибо ее система включает в себя органы власти. Кроме государства политическая система буржуазии опирается на политические партии (не только правящую, но и оппозиционные), религиозные, а также общественные организации, помогающие буржуазии удерживать политическое господство. С их помощью ей удается выдать свой интерес за общеполитический (пусть временно, даже кратковременно, но этого зачастую вполне достаточно), чтобы прийти к власти. А для ее удержания найдутся и другие средства.
    В отличие от буржуазной, политическая система пролетариата лишь борется за власть, ибо только через механизм власти можно осуществить свои программы и инициативы.
    В качестве вывода можно кратко обобщить: в обществе с противоположными классовыми интересами, как правило, складываются две политические системы: господствующего класса и угнетенного. Если первая создает субъект власти, то вторая — субъект борьбы против неё. Тем самым развитие политических систем есть естественно - исторический процесс, протекающий по объективным законам функционирования общества.  А системные связи в политической системе возникают и совершенствуются не произвольно, а обусловлены уровнем развития производительных сил и соответствующих им базисных и надстроечных отношений. 
 
 
 
 

      2. Структура и функции политических систем.
    Вне зависимости от класса или группы классов, интересы которых представляет политическая система, на любом отрезке  исторического промежутка, начиная  от становления и укрепления буржуазии, политические системы имеют структуру с одинаковыми элементами, взаимосвязанными между собой, образующими устойчивое единство. 

          
     
     
     

          
     
     
     
     
     
     
     
     

    Центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть. Политическая власть в основе своей государственная. Политическая власть отличается рядом особенностей. Она затрагивает интересы огромных масс людей, выражается в руководстве обществом со стороны социальных групп, занимающих господствующие позиции в экономической жизни. Это руководство проявляет себя в конечном счете как общеобязательное и осуществляется как при непосредственном участии доминирующих в обществе социальных сил, так и через государство, общественно-политические организации, политические группы и их лидеров.
    Можно выделить три основных слагаемых политической власти: политические, несобственно политические и неполитические организации. Собственно политические организации прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме либо, по крайней мере, к этому стремятся. Осуществление власти или борьба за власть — это главное в их деятельности. Собственно политическими организациями являются государство и политические партии.
    Несобственно политическими являются организации, деятельность которых хотя и связана с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования. Примером являются профессиональные союзы, кооперация и др.
    Значительную роль в жизни современного общества играют политические партии. Это атрибут любой развитой политической системы. (К середине 90-х годов в более чем 100 странах действовали свыше 550 партий.) Они являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление объединить различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания.
    Политические  отношения представляют разновидность  общественных отношений и складываются в процессе осуществления политической власти, либо по поводу нее. Их можно  разделить на три группы. Прежде всего это отношения между классами, нациями и государствами. Межклассовые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.
    Другую  группу составляют отношения, одной  из сторон которых является политическая организация, функционирующая в данном обществе. Эти так называемые вертикальные отношения складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы. Они также имеют важное значение для характеристики сущности и социальных функций политической системы, методов осуществления политической власти.
    В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями. Иногда именно эти отношения, наряду с политическими организациями, объединяют понятием политической системы общества.
      Существенным элементом политической системы являютcя политические принципы и нормы. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем. Указанные нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.
    Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои.
    К числу элементов политической системы  общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки, оказывают сильнейшее влияние на их поведение и всю политическую динамику. И крайне важно учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом.
    Велика  значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Она служит концептуальной основой программы социально-экономических и политических преобразований, с которой выступают соответствующие социальные силы.
    Для функционирования политической системы исключительно большое значение имеет и характер доминирующей в обществе политической культуры, являющейся качественной характеристикой всей политической жизни, политических институтов, отношений и процессов.
    Политическая  культура представляет собой совокупность типичных для данного общества или социальной группы, укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Значимость политической культуры состоит прежде всего в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы.
    Сущность  политической системы проявляется  и в ее функциях. В обобщенном плане они заключаются в следующем. Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, демографические и экологические процессы, уровень образования населения, состояние общественного сознания, всю духовно-идеологическую жизнь, международное положение. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы  интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике. Например, в нынешних условиях в нашем обществе, пожалуй, самая сложная для политико-властных структур задача заключается в том, чтобы найти баланс различных социальных интересов при переходе к рыночным отношениям. Любая политическая система нуждается в признании ее со стороны общества. Это признание может быть активным или пассивным, открытым или скрытым, осознанным или бессознательным, добровольным или принудительным.
      Возможность признания политической системы  обществом более вероятна, если она  выражает объективные потребности  людей. Однако между легитимацией политической системы и тем, как она реагирует на общественные потребности, нет прямой и однозначной связи. В некоторых случаях она может пользоваться поддержкой, не выражая коренных интересов масс.
      В чем проявляется признание и  поддержка политической системы? Прежде всего, – в соблюдении законов, в  выплате налогов, в выполнении воинского  долга, участии в голосовании, лояльном отношении к власти, заинтересованности в политической информации и др.
      Если  политическая система не пользуется доверием, она теряет устойчивость. Попытки продлить ее существование с помощью насилия не дают конечного позитивного результата. “Как выразился выдающийся французский дипломат Ш. Тайлеран: “Со штыками можно сделать все, но на них нельзя сидеть””2.
    Таким образом, политическая система является сложной, многогранной подсистемой  общества. Ее оптимальное функционирование имеет исключительно важное значение для жизнеспособности и нормального развития как общества в целом, так и составляющих его социальных групп и индивидов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Типология политических систем.
      В политологической литературе существуют различные подходы к определению типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде: 1. Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно-экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин. 2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий, автором является Роберт Даль. 3. Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации является политическая культура (однородная или разнородная), автор Габриэль Алмонд. 4. Административно-командная, соревновательная, социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления обществом, автор В. Е. Чиркин. 5. Этакратическая, демократическая, где основой типологизации является место и роль государства в политической системе, авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан.
      Из  изложенного выше видно, что политические системы можно исследовать с  разных позиций. Имеет ли это не только теоретическое, но и практическое значение?
      Типологизация политических систем несет на себе методологическую и прикладную нагрузку. Так, первая теория утверждает, что политические системы существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют политический характер. Если вторая часть этой теории сегодня полностью отвергается, то первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу, при анализе современной политической системы, существенно ограничивает представления о ней в целом, так как в политической системе, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие.
      Наибольшей  популярностью в современных  условиях пользуется концепция Р. Даля: политические системы чаще всего  характеризуются как демократические, авторитарные, тоталитарные.
      Не  менее важное значение имеет типологизация  политических систем      Г. Алмонда3. Взаимодействие различных типов политических систем осуществляется более плодотворно, если при их характеристике учитываются особенности многообразных культур. Это открывает дополнительные каналы для эффективного сотрудничества и партнерства между различными политическими системами.
      Вряд  ли можно подвести черту под имеющимися теориями типологизации политических систем. Вполне могут появиться новые  основания для выявления различий между ними, в соответствии с изменяющимися условиями их возникновения и функционирования.
      Что лежит в основе замены одного типа политической системы на другой? На первое место следует поставить  смену форм собственности (собственность  на раба, на землю, на средства производства, на государство в целом, равное право на существование и развитие различных форм собственности); изменения государственной формы правления и смена идеологий.
      Итак, тип политической системы характеризуется  соотношением и взаимодействием ее структурных элементов. От их места, роли, содержания и направленности зависят характер политической системы, а также темпы развития общества в целом.  
 
 
 
 
 

    4. Политическая система России и особенности её развития в современных условиях.
        «Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». (Конституция РФ ст.10)4
        Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация — одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.
      Органы  государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека —  обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.
      В Российской Федерации носителем  законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.
      Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.
      Но  государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.
      Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства  и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для  ограничения Президентского влияния на  Правительство введен ряд запретов.
    Прежде  всего Председатель Правительства  РФ назначается Президентом с  согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.
    Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.
    Парламент Российской Федерации — Федеральное  собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.
    Государственная Дума единственный законодательный  орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.
    В ст. 102 и 103 Конституции перечислены  основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д. В соответствии со статьей 101  Конституции Российской Федерации Государственная  Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует: Комитет по  конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по вопросам собственности и  предпринимательской деятельности; Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии и природопользования; Комитет по международным  делам и обороне; Комитет по вопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и культуре; Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации; Комитет по внутренней организации деятельности палаты.
    В соответствии со ст.18 Регламента комитеты  Государственной  Думы:   разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты;
      организуют  и проводят парламентские слушания;
          способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов;
     решают  вопросы организации своей деятельности;
     рассматривают иные вопросы,  относящиеся к ведению  Государственной Думы.
      Порядок деятельности комитетов определяется  Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания.
      «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.
      Председатель  Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры  Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.
      Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет  полномочия Правительства.
      Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.
      Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.
      К сожалению, все еще традиционно  слабым местом остается в России судебная власть. Продекларированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставлении судье в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)
      Принцип разделения  властей в сегодняшней  России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

    Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что именно в ней проходит нерв социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 

        1.  Конституция Российской Федерации
        2. Борисов В.К. “Теория политической  системы.” СПН. 1992.
        3. Основы теории политических систем -М : НАУКА 1985.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.