На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Характеристика основных методов психологии и возможности их использования в правоохранительной деятельности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 20 Н. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Вариант 2.
     Характеристика  основных методов  психологии и  возможности  их использования в правоохранительной деятельности
     Изложение данной темы требует развёрнутого ответа на вопрос, связанный с общей характеристикой  методов психологии таких, как: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ результатов  деятельности, тестирование, социометрические, а также их возможностей и специфики использования в деятельности сотрудников ОВД.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
    Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: «Аспект Пресс», 2004.
    Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие. – М.: ЩИТ-М, 2005.ъ
    Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Мариновская И.Д. / Под ред. В.Я. Кикотя.  Общая и юридическая психология. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
    Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности. – М.: Щит-М, 2003.
    Цветков В.Л. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009.
    Цветков В.Л., Шевченко В.М., Шанава Н.Д. Психология оперативно-розыскной деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание 

Введение
Понятие общенаучной методологии
1 Методы эмпирического исследования
.2 Методы теоретического познания
3 Общелогические методы и приемы исследования
Возможности использования методов психологии в правоохранительной деятельности
1 Классификация методов
2 Методы наблюдения, эксперимента, анкет и интервью
2.1 Метод наблюдения
2.2 Метод эксперимента
2.3 Анкетный метод
2.4 Метод интервью (беседы)
Заключение
Список литературы

Введение

 
     Цель данной работы: характеристика основных методов психологии и возможности их использования в правоохранительной деятельности.
     Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  каждая наука имеет свой предмет  и соответствующие ему методы исследования. Однако, независимо от того, в какой области ведется исследование, к научным методам предъявляются  определенные требования:
    во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии, во взаимосвязи с окружающей средой и другими системами;
    во-вторых, научное исследование должно быть объективным - это означает, что исследователь должен стремиться к тому, чтобы его субъективные оценки и мнения не влияли на процесс наблюдения и на процесс формулирования конечных выводов.
     Юридическая психология - самостоятельная научная  дисциплина, в центре внимания которой  находятся проблемы согласования человека и права как элементов единой системы. Она может успешно развиваться  и решать комплекс стоящих перед  ней задач только благодаря системному подходу.
     Основа  системного подхода - исследование процесса деятельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм. Только системный метод позволяет  достаточно глубоко проанализировать взаимодействие этих структур и выявить  основные психологические закономерности такого взаимодействия.
     Методология этой дисциплины отличается тем, что  личность изучается в динамике правонарушения, в процессе его реконструкции  по материалам следственного и судебного  дела. 

Понятие общенаучной методологии

психология  метод правоохранительный

     В структуре общенаучных методов  и приемов чаще всего выделяют три уровня:
    методы эмпирического исследования;
    методы теоретического познания;
    общелогические методы и приемы исследования.
     Рассмотрим  кратко суть этих методов, приемов и  операций.

1.1 Методы эмпирического  исследования

 
     1. Наблюдение - целенаправленное пассивное  изучение предметов, опирающееся  в основном на данные органов  чувств. В ходе наблюдения мы  получаем знания не только  о внешних сторонах объекта  познания, но и - в качестве  конечной цели - о его существенных  свойствах и отношениях.
     Наблюдение  может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими  техническими устройствами. По мере развития науки оно становится все более  сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла (что именно наблюдается); возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов - расшифровка показаний приборов и т.п.
     2. Эксперимент - активное и целенаправленное  вмешательство в протекание изучаемого  процесса, соответствующее изменение  исследуемого объекта или его  воспроизведение в специально  созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект  изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств  и представляется в «чистом  виде».
     Основные  особенности эксперимента: а) более  активное (чем при наблюдении) отношение  к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования; б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.
     3. Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие  объектов (либо ступеней развития  одного и того же объекта), т.е.  их тождество и различия. Оно  имеет смысл только в совокупности  однородных предметов, образующих  класс. Сравнение предметов в  классе осуществляется по признакам,  существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые  по одному признаку, могут быть  несравнимы по другому.
     Сравнение является основой такого логического  приема, как аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического  метода. Его суть - выявление общего и особенного в познании различных  ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.
     4. Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов  опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем  обозначения, принятых в науке.
     5. Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных  средств с целью нахождения  числового значения измеряемой  величины в принятых единицах  измерения.
     Следует подчеркнуть, что методы эмпирического  исследования никогда не реализуются  «вслепую», а всегда «теоретически  нагружены», направляются определенными  концептуальными идеями.

1.2 Методы теоретического познания

 
     1. Формализация - отображение содержательного  знания в знаково-символическом  виде (формализованном языке). Последний  создается для точного выражения  мыслей с целью исключения  возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.).Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного, естественного языка.
     Главное в процессе формализации состоит  в том, что над формулами искусственных  языков можно производить операции, получать из них новые формулы  и соотношения. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами. Формализация, таким образом, есть обобщение  форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем выявления  его формы и может осуществляться с различной степенью полноты.
      2. Аксиоматический метод - способ  построения научной теории, при  котором в ее основу кладутся  некоторые исходные положения  - аксиомы (постулаты), из которых  все остальные утверждения этой  теории выводятся из них чисто  логическим путем, посредством  доказательства. Для вывода теорем  из аксиом (и вообще одних формул  из других) формулируются специальные  правила вывода. Доказательство в аксиоматическом методе - это некоторая последовательность формул, каждая из которых есть либо аксиома, либо получается из предыдущих формул по какому-либо правилу вывода.
     3. Гипотетико-дедуктивный метод - метод  научного познания, сущность которого  заключается в создании системы  дедуктивно связанных между собой  гипотез, из которых в конечном  счете выводятся утверждения  об эмпирических фактах. Тем самым  этот метод основан на выведении  (дедукции) заключений из гипотез  и других посылок, истинностное  значение которых неизвестно. А  это значит, что заключение, полученное  на основе данного метода, неизбежно  будет иметь вероятностный характер.
     Общая структура гипотетико-дедуктивного метода:
     а) ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового с помощью  уже существующих теорий и законов. Если нет, то:
     б) выдвижение догадки (гипотезы, предположения) о причинах и закономерностях  данных явлений с помощью разнообразных  логических приемов;
     в) оценка основательности и серьезности  предположений и отбор из множества  из них наиболее вероятного;
     г) выведение из гипотезы (обычно дедуктивным  путем) следствий с уточнением ее содержания;
     д) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Тут гипотеза или получает экспериментальное  подтверждение, или опровергается. Однако подтверждение отдельных  следствий не гарантирует ее истинности (или ложности) в целом. Лучшая по результатам проверки гипотеза переходит  в теорию.
     4. Восхождение от абстрактного  к конкретному - метод теоретического  исследования и изложения, состоящий  в движении научной мысли от  исходной абстракции («начало» - одностороннее,  неполное знание) через последовательные  этапы углубления и расширения  познания к результату - целостному  воспроизведению в теории исследуемого  предмета.

1.3 Общелогические методы  и приемы исследования

1. Анализ - реальное или мысленное разделение  объекта на составные части  и синтез - их объединение в  единое органическое целое, а  не в механический агрегат.  Результат синтеза - совершенно  новое образование.

     Применяя  эти приемы исследования, следует  иметь в виду, что, во-первых, анализ не должен упускать качество предметов. Во-вторых, разновидностью анализа  является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы - их классификация и периодизация. В-третьих, анализ и синтез диалектически  взаимосвязаны. Но некоторые виды научной  деятельности являются по преимуществу аналитическими (например, аналитическая химия) или синтетическими (например, синергетика).
     2. Абстрагирование - процесс мысленного  отвлечения от ряда свойств  и отношений изучаемого явления  с одновременным выделением интересующих  исследователя свойств (прежде  всего существенных, общих). В результате  этого процесса получаются различного  рода «абстрактные предметы»,  которыми являются как отдельно  взятые понятия и категории  («белизна», «развитие», «противоречие», «мышление» и др.), так и их  системы. 
     3. Обобщение - процесс установления  общих свойств и признаков  предмета, тесно связано с абстрагированием. При том могут быть выделены  любые признаки (абстрактно-общее)  или существенные (конкретно-общее,  закон).
     4. Идеализация - мыслительная процедура,  связанная с образованием абстрактных  (идеализированных) объектов, принципиально  не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно  черное тело» и т.п.). Данные  объекты не есть «чистые фикции»,  а весьма сложное и очень  опосредованное выражение реальных  процессов. Они представляют собой  некоторые предельные случаи  последних, служат средством их  анализа и построения теоретических  представлений о них.
     5. Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению  в выводах) и дедукция - восхождение  процесса познания от общего  к единичному. Это противоположные,  взаимно дополняющие ходы мысли.  Поскольку опыт всегда бесконечен  и неполон, то индуктивные выводы  всегда имеют проблематичный (вероятностный)  характер. Индуктивные обобщения  обычно рассматривают как опытные  истины (эмпирические законы).
     6. Аналогия (соответствие, сходство) - установление  сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между  нетождественными объектами.
     7. Моделирование - метод исследования  определенных объектов путем  воспроизведения их характеристик  на другом объекте - модели, которая  представляет собой аналог того  или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) - оригинала  модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно  существовать известное подобие  (сходство).
     8. Системный подход - совокупность  общенаучных методологических принципов  (требований), в основе которых  лежит рассмотрение объектов  как систем.
     9. Структурно-функциональный (структурный)  метод строится на основе выделения  в целостных системах их структуры  - совокупности устойчивых отношений  и взаимосвязей между ее элементами  и их роли (функций) относительно  друг друга.
     10. Вероятностно-статистические методы  основаны на учете действия  множества случайных факторов, которые  характеризуются устойчивой частотой.
       Возможности использования  методов психологии  в правоохранительной  деятельности

1 Классификация методов

 
     Юридическая психология широко использует различные  методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных  закономерностей. Эти методы можно  классифицировать как по целям, так  и по способам исследования.
     По  целям исследования методы судебной психологии делятся на следующие  три группы.
     Методы  научного исследования.
     С их помощью изучают психологические  закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также  разрабатывают научно обоснованные рекомендации для практики - борьбы с преступностью и ее предупреждения.
     Методы  психологического воздействия  на личность.
     Эти методы применяют должностные лица, ведущие борьбу с преступностью. Диапазон применения этих методов ограничен  рамками уголовно-процессуального  законодательства и этики. Они направлены на достижение следующих целей: предупреждение преступной деятельности, раскрытие  преступления и выявление его  причин, перевоспитание преступников, адаптация (приспособление) их к условиям нормального существования в  нормальной социальной среде.
     Методы  судебно-психологической  экспертизы.
     Целью их является наиболее полное и объективное  исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или  судебных органов.
     Основные  методы, применяемые по способам судебно-психологического исследования, следующие:
    метод психологического анализа материалов уголовного дела;
    анамнестический (биографический) метод;
    методы наблюдения и естественного эксперимента;
    инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности.
     От  правильного выбора методов исследования во многом зависит качество и научный  уровень каждой конкретной экспертизы.Психолог-эксперт не вправе применять в ходе экспертного исследования недостаточно апробированные методы психодиагностики. В отдельных случаях, когда их использование представляется крайне необходимым для изучения предмета экспертизы, каждый новый метод должен быть подробно описан в акте СПЭ с указанием его диагностических возможностей и данных о надежности измерения.
     Одним из методологических принципов организации  и проведения СПЭ является использование  метода реконструкции психологических  процессов и состояний подэкспертного в период, предшествовавший событию  преступления, в момент преступления и непосредственно после него, выявление психологических особенностей и динамики этих процессов.
     Некоторые авторы выделяют три этапа формирования антиобщественного поступка: а) формирование личности с антиобщественной ориентацией; б) формирование у субъекта конкретного  решения относительно совершения антиобщественного  поступка; в) реализация этого решения, включая совершение поступка и его  вредные последствия. Перед экспертом-психологом стоит задача выделения психологических  детерминант на каждом этапе. Принятие решения рассматривается как  процесс взаимодействия личностных черт субъекта, его установок, ценностных ориентации и мотивов поведения  с особенностями объективной  внешней ситуации, в которой он должен действовать.
     В проблеме личностной обусловленности  решений относительно совершения антиобщественного  поступка главным является вопрос о  том, какую роль играют индивидуальные свойства психики и регулируют ли они процесс принятия решения. Каждая личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов, позволяющих  выйти из затруднения, и эти приемы можно рассматривать как форму  адаптации.
     Психологическая защита - это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологической  защиты является ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Среди защитных механизмов выделяются такие, как фантазии, рационализации, проекции, отрицание реальности, вытеснение и др. Могут наблюдаться более  сложные формы защитных реакций, проявляющиеся в симулятивном и  диссимулятивном поведении. Механизмы  психологической защиты связаны  с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей.
     Особенности психологической защиты определяются индивидуально-психологическими и  возрастными характеристиками.
     Важной  стороной продуктивного исследования личности является комбинирование данных стандартного и нестандартного исследований, сочетание экспериментальных и  неэкспериментальных методов.
     К специфическим методам юридической  психологии относится психологический  анализ уголовного дела. Особенно продуктивным является здесь исследование проблемы принятия решения (этим занимаются криминальная психология, следственная психология, психология судебного процесса, психология потерпевшего и др.).
     К особенностям юридической психологии в частности, относятся особые, исключительные условия и обстоятельства, в которых  находится исследуемая личность: потерпевший, преступник, свидетель-очевидец. Эти условия (криминогенная ситуация, криминальная ситуация, следственная ситуация и т. д.), в которых действует  личность, «обнажают» такие ее структуры  и качества, которые в условиях обычного исследования либо очень трудноуловимы, либо вообще не видны.
     Актуальным  для юридической психологии является метод психоанализа, который способствует более глубокому и всестороннему  исследованию личности, в особенности  сферы подсознания.
     Психоаналитическая  модель предполагает рассмотрение и  понимание внутренней динамики психической  жизни субъекта: борьбы между различными осознанными и неосознанными  потребностями и мотивами его  поведения, требованиями реальности, а  также анализ его психологических  защит, характера и типичных проявлений сопротивления и др.
     Целями  психоанализа являются: интеграция сознательных и бессознательных компонентов  психики; индивидуация как процесс  духовного созревания; осознание  детерминирующих мотивов своего поведения; осознание собственных внутренних ресурсов, дарований, возможностей; развитие зрелых отношений (забота, ответственность); принятие ответственности за свое поведение; улучшение условий жизни других людей; развитие функций Эго; развитие автономности; развитие Самости; продуктивное бытие, деятельность, отношения, разделение внутренней и внешней реальности; интеграция прошлого и настоящего опыта; прояснение места своего «Я» среди других; признание ценности процесса отношений с собой и миром; достижение идентичности; преодоление изоляции; формирование базового доверия, компетентности, интимности; интеграция Эго; подчеркивание уникальности каждого индивидуума; пробуждение социального интереса; осознание и формирование стиля жизни. Психоанализ получил распространение при исследовании мотивов преступного поведения, истинных причин сложных конфликтов, определении, степени социальной запущенности и др.

2.2 Методы наблюдения, эксперимента, анкет  и интервью

Применительно к способам исследования судебная психология располагает методами наблюдения, эксперимента, анкетным методом и методом интервью.

2.1 Метод наблюдения

     Основная  ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. При этом для получения объективных  результатов необходимо соблюдать  ряд условий: заранее определить, какие закономерности нас интересуют, составить программу наблюдения, правильно фиксировать результаты и, главное, определить место самого наблюдающего и его роль в среде  изучаемых лиц. Соблюдение этих требований очень важно для ситуаций, которые  изучаются в судебной психологии. Для регистрации результатов  наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь  запись речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В некоторых случаях полезно применить фото- и киносъемку.

2.2 Метод эксперимента

Использование данного метода выявляет зависимость  особенностей психических процессов  от действующих на испытуемого внешних  стимулов. Эксперимент строится таким  образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в первую очередь  в том, что при наблюдении исследователь  должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с  помощью изменения внешней ситуации преднамеренно вызвать нужный психический  процесс. В практике судебно-психологических  исследований получили распространение  лабораторный и естественный эксперименты.
     Лабораторный  эксперимент распространен в  основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической  экспертизы.
     К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использования  техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также различия в протекании психических процессов в лабораторных условиях и в обычных. Эти недостатки преодолеваются при использовании  метода естественного эксперимента. В первую очередь это относится  к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств  потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях рекомендуется  приглашать для участия в проведении следственных экспериментов специалиста-психолога.

2.3 Анкетный метод

     Этот  метод характеризуется однородностью  вопросов, которые задают относительно большой группе лиц для получения  количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области судебной психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла (проводилось анкетирование большого количества расхитителей государственной собственности, хулиганов). Анкетный метод довольно широко применялся при исследовании профессиограммы следователя, его профессиональной пригодности и профессиональной деформации. Главное достоинство этого метода - его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые при использовании «автомата» дали иные ответы, чем в анкетах.
     .2.4 Метод интервью (беседы)
     Этот  вспомогательный метод может  быть использован в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Такое  его применение характерно, в частности, при исследовании личности на предварительном  следствии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.