На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Механизмы совершения налоговых преступлений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 20 Н. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Министерства образования Российской Федерации
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Факультет: Экономический 
Специальность: Национальная экономика и экономическая безопасность

Курсовая  работа: Налоговые  преступления
                Выполнила: Петрова К. А., 
                студентка гр. 3-НЭК-1

                Руководитель: Иванова Ж. А.
г. Санкт-Петербург – 2011 г.
 


Оглавление
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика 3
1.1 Основные понятия 3
1.1 Налоговые преступления  в российском законодательстве 4
1.2 Статистика налоговых  преступлений в  РФ 6
Глава 2. Механизмы совершения налоговых преступлений+ 7
2.1 Полное или частичное  неотражение результатов  финансово-хозяйственной  деятельности предприятия  в документах бухгалтерского  учета 7
2.2 Использование особых  отношений со специально  созданными посредническими  аффилированными  фирмами 9
2.3 Операции с наличностью 10
Глава 3.  Правовые нормы  и налоговая преступность 14
3.1 Причины налоговой  преступности 14
3.2 Последствия налоговой  преступности 19
3.3 Пробелы законодательства  в отношении налоговых  преступлений 20
3.4 Зарубежный опыт  борьбы с налоговой  преступностью 23
Заключение 34
Список  литературы 35
Приложение 36 

 


Введение

     Проблема  вмешательства государства в  экономику посредством налогов  всегда волновала экономистов. На протяжении нескольких столетий развития экономической  мысли ученые пытались выяснить роль налогов, последствия их изменения, оптимальный размер налогов и  сборов. Тем не менее, несмотря на то, что данная проблема была и остается одной из самых актуальных в экономической  практике, обратную ее сторону –  налоговую преступность почти всегда оставляют без внимания. А ведь налоговая преступность существует во всех странах повсеместно, она представляет собой наибольшую угрозу экономической безопасности государства. При этом налоговые преступления наиболее сложно раскрыть, поскольку для этого требуется большой объем знаний и времени.
       Особенно остро проблема налоговой  преступности стоит в современной  России. Ни дл кого не секрет, что практически каждый – будь то обычный гражданин, индивидуальный предприниматель, небольшая фирма или огромная корпорация – каким-либо образом уклоняется от уплаты налогов. По данным мировых исследований, российская налоговая система занимает 130-ю строчку из 178 в рейтинге стран по уровню сложности налоговых систем. Россияне в среднем тратят по 448 часов (56 рабочих дней) в год, чтобы заплатить налоги и спать спокойно. При этом в России всего 22 налога, а полная налоговая ставка составляет 51,4%. Все это говорит о том, что правоприменительная практика налогового законодательства в России очень далека от совершенства. Таким образом, актуальность изучения налоговой преступности, ее последствий и методов борьбы с ней не вызывает никаких сомнений. Поэтому главной целью данной работы будет изучение влияния существующего налогового и уголовного законодательства на экономическую жизнь российского общества. Перед работой поставлены следующие задачи:
      Дать общее понятие налоговых преступлений, применяемое в российском законодательстве.
      Описать механизмы совершения налоговых преступлений
      Показать связь между степенью развития правовых норм налогового законодательства и уровнем экономической преступности.

Глава 1. Общая характеристика

1.1 Основные понятия

Налоговое преступление
     Согласно  законодательству, налоговым правонарушением (преступлением) признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом установлена ответственность1. Для признания налогового преступления оконченным необходимо и достаточно, чтобы в результате действий виновного лица был не уплачен в крупном размере хотя бы один налог.
Субъекты  налоговых преступлений
     Субъектами  налоговых преступлений в РФ могут  быть и юридические, и физические лица. Для физических лиц ответственность  наступает с шестнадцатилетнего возраста2.
Субъективная  сторона
     Субъективная  сторона налоговых преступлений  характеризует вину в форме прямого  умысла или по неосторожности.
     Налоговое правонарушение признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих  действий (бездействия), желало либо сознательно  допускало наступление вредных  последствий таких действий (бездействия)3.
     Налоговое правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера  своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших  вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать4.
Объект
     Объектом  налоговых преступлений в современной  юридической науке принято считать  правоотношения, возникающие между налогоплательщиком и государством и вытекающие из установленной законодательством обязанности первого уплатить определенные суммы в бюджеты различного уровня и во внебюджетные фонды. Предметом преступлений, в таком случае, являются именно денежные суммы, недополученные государством.
Объективная сторона
     Объективная сторона налоговых преступлений заключается в совершении гражданами следующих действий5:
      непредставление декларации или иных документов, представление которых является обязательным,
      включение в декларацию или бухгалтерские документы заведомо ложных сведений;
      Сокрытие денежных средств, имущества или других объектов, с которых должно производиться взыскание налогов

1.1 Налоговые преступления в российском законодательстве

     Обязанность физических и юридических лиц  уплачивать установленные законом налоги и сборы закреплена, прежде всего, статьей 57 Конституции Российской Федерации. «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют»6.
     Исходя  из легального определения налога (ст.8 Налогового кодекса РФ) можно утверждать, что налог является формой безвозмездного изъятия части собственности  хозяйствующего субъекта.
     В соответствии со ст.45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права  и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В ст.35 Конституции  РФ указано, что каждый вправе иметь  в собственности имущество; право  частной собственности охраняется законом.
     Иначе говоря, законодательство РФ признает право плательщика налогов (собственника денежных средств, полученных от осуществления определенной хозяйственной деятельности) на реализацию мер защиты права собственности, в том числе и на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств.
     Однако, это право не безгранично. Как  следует из ст.45 Конституции РФ налогоплательщик имеет право только на те действия, которые не запрещены законодательством. Налогоплательщик имеет право только на законные (не влекущие нарушения закона) методы уменьшения налоговых обязательств (налоговая оптимизация). В случае, если в результате действий налогоплательщика будет допущено нарушение действующего законодательства (нарушение пределов оптимизации), то такие действия будут признаны уклонением от уплаты налогов.
     Уклонение от уплаты налогов в современной  правоприменительной практике квалифицируется  двояко – с одной стороны, как  налоговое правонарушение, с другой – как налоговое преступление. Состав налоговых правонарушений и  ответственность по ним предусмотрена  главами 15 и 16 Налогового Кодекса РФ. Ответственность же по налоговым  преступлениям предусмотрена статьями 198 и 199 Уголовного Кодекса РФ.
     Одним из основных критериев разграничения  налоговой и уголовной ответственности  является именно размер сокрытых налогов. Уголовная ответственность наступает только в случае неуплаты налога в крупном или особо крупном размере, а также при наличии умысла или иных условий, предусмотренных законодательством. Во всех остальных случаях данное деяние квалифицируется как налоговое правонарушение и рассматривается в соответствии только с налоговым кодексом.
     Вопрос  о соотношении налоговых правонарушений и преступлений является весьма актуальным и широко освещается в специальной  литературе. Выработать универсальный критерий для разграничения налоговой и уголовной ответственности довольно сложно. Есть лишь некие общие принципы, а решение в отношении конкретного случая и налогоплательщика должно приниматься строго индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих вину.
     В отличие от законодательства большинства  развитых стран, в уголовном кодексе  РФ налоговые преступления никак  не связаны с таким преступлением, как мошенничество (ст. 159, хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием). Мошенничество – корыстное преступление, в то время как налоговые преступления, по действующему законодательству, не являются таковыми. Поэтому, по смыслу закона, налоговые преступления являются менее социально опасными и относятся к категории преступлений небольшой и средней тяжести.
     Анализ  практики применения норм Уголовного кодекса Российской Федерации показал, что основными причинами недостатков, возникающих при возбуждении  и расследовании преступлений в  сфере налоговой деятельности, являются несовершенство статей УК, отсутствие их официального толкования, неразработанность направления эффективного применения отдельных уголовно-правовых норм и целый ряд других факторов.
     В результате неэффективности правовых норм, регулирующих экономическую деятельность, правоохранительные органы лишены возможности  в полном объёме реализовать планы  по пресечению широкомасштабных операций по легализации и отмыванию незаконно  приобретённых денежных средств. А ведь налоги – важнейший источник формирования доходной части государственного бюджета и бюджетов нижестоящих уровней. Поэтому, преступление, предусмотренные ст.198 и ст.199 УК РФ подрывают финансовые интересы государства, т.е. в конечном итоге, потерпевшим по данным преступлениям является государство. Это приводит к тому, что государство не может в полной мере осуществлять социальную политику, регулирование экономической деятельности и т. д.
     Таким образом, налоговая преступность и  неэффективность мер борьбы с  ней негативно влияет на всю хозяйственную  жизнь общества в целом.

1.2 Статистика налоговых преступлений в РФ

     За 2010 год всего по Российской Федерации выявлено 9855 налоговых преступлений (сокращение по сравнению с прошлым годом на 42%). Из них 6768 (68,7%) были совершены в особо крупном размере – сокращение по сравнению с прошлым годом на 47%. Размер причиненного материального ущерба по оконченным уголовным делам составил 32,8 млрд. рублей (сокращение по сравнению с прошлым годом на 5,1%). За этот же период окончено расследованием 7152 уголовных дела по налоговым преступлениям (сокращение на 43%), направлено в суд 3513 дела, выявлено 4970 лиц, совершивших налоговые преступления (сокращение на 46%), из которых 1385 лиц привлечено к уголовной ответственности (сокращение на 56%). (см. рис. 1)
     Наибольшее  сокращение количественных показателей  можно отметить по ст. 198 УК РФ (уклонение  от уплаты налогов и сборов с физического  лица). Так, с января по август 2010 было года выявлено 1316 преступлений (сокращение на 66%). Размер причиненного материального ущерба составил 1,7 млрд руб. (сокращение на 46,7%). Закончено расследованием по ст. 198 УК РФ 1155 уголовных дел (сокращение на 66%). Направлено в суд 218 уголовных дел (сокращение на 80,4%), при этом выявлено 1179 лиц, совершивших указанные преступления (сокращение на 64,5%), из которых 216 привлечены к уголовной ответственности (сокращение на 80%). 
 

Глава 2. Механизмы совершения налоговых преступлений+

   Способы, используемые для уклонения от  уплаты налогов  или снижения их размеров, достаточно разнообразны и многочисленны. В  настоящее время известно более  двухсот способов. Все многообразие налоговых преступлений и способов их совершения можно объединить в  следующие группы и виды.

2.1 Полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета

     1. Осуществление сделок без документального оформления, неоприходование товарно-материальных ценностей или денежной выручки в кассу.
     Пример: Неоприходование наличной выручки за продукцию, реализованную через доверенных лиц. В этом случае предприятие предоставляет доверенному лицу товары и необходимые документы (накладные, доверенности и др.) для их реализации. Продав товары, доверенный сдает выручку предприятию. Затем первичные документы, отражающие передачу товара доверенному лицу, уничтожаются (скрывается вся операция) либо подмениваются (указывается неполная реализация товаров), а соответствующие денежные средства в кассу не приходуются. Таким образом, в бухгалтерском учете не отражается факт реализации продукции, что приводит к занижению налогооблагаемой базы налогов, связанных с выручкой.
     2. Искажение объекта налогообложения.
     Занижение объема (стоимости) реализованной продукции, работ, услуг. Это один из самых распространенных способов уклонения от уплаты налогов, при котором в учетном регистре предпринимателя отражается реализация только части партии товара. Обычно все записи составлены верно (род и наименование товара, цена за единицу и т.п.). Имеется различие лишь в объеме реализованной продукции, отраженной в учете.
     3. Искажение экономических показателей, позволяющее уменьшить размер налогооблагаемой базы;
     Завышение стоимости приобретенного сырья, топлива, услуг, относимых на издержки производства и обращения; отнесение на издержки производства расходов в размерах, превышающих действительные; отнесение на издержки производства расходов, не имеющих места в действительности.
     Например, самый распространенный способ занижения  налогооблагаемой прибыли (дохода) - это  неправомерное отнесение на себестоимость  разного рода затрат и расходов, а также неотражение или неправильное отражение курсовых разниц по оприходованной валюте; неотражение или неправильное отражение результатов переоценки имущества предприятия; отнесение затрат по ремонту на себестоимость при наличии сформированного ремонтного фонда; неправильное списание убытков; невключение в облагаемую базу внереализационных доходов предприятия, которые, тем не менее, нашли свое отражение в бухгалтерском учете, но не на тех балансовых счетах; иные счетные ошибки при расчете налогооблагаемой прибыли в сторону уменьшения последней.
     4. Нарушение порядка учета экономических показателей.
     Отражение цифровых результатов финансово-хозяйственной деятельности в ненадлежащих счетах бухгалтерского учета.
     Пример: В соответствии с п. 25 Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции, и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
     Согласно  старому Плану счетов бухгалтерского учета обороты по реализации продукции (работ, услуг) отражались на счете 46, в  то время как реализация материалов, приобретенных предприятием для  производства продукции и по каким-либо причинам не использованным в процессе производства, отражались на счете 48 "Прочая реализация". Соответственно, обороты, отраженные по счету 48 не включаются в базу для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог, поскольку не являются выручкой от реализации продукции.
     Данной  особенностью налогового законодательства, естественно, не замедлили воспользоваться  – товары, закупленные для последующей реализации, отражаются на счетах учета материалов (счет 10) и их реализация отражается на счете 48. Объем такой реализации не включается в базу для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог, так как не является объектом налогообложения по данному налогу.
     5. Использование необоснованных изъятий и скидок:
     Отнесение на издержки производства затрат, не предусмотренных законодательством; отнесение на издержки производства затрат в размерах, превышающих установленные законодательством; незаконное использование налоговых льгот.
     Пример: Крупная компания, оказывающая консультационные и информационные услуги, заключала договоры на выполнение соисполнителями аналогичных услуг. Причем эти услуги полностью дублировали основной вид деятельности компании. Расчетные счета у всех компаний были открыты в одном банке, расчеты проводились в один-два дня, соисполнители сдавали «нулевую» отчетность или не отчитывались вовсе, а хозяйственных расходов у них нет. То есть договоры с ними были заключены лишь для искусственного увеличения расходов для налога на прибыль. Таким образом, фирма претендовала на налоговую выгоду, которая не может быть обоснованной, если получена плательщиком вне связи с осуществлением им реальной деятельности (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53).

2.2 Использование особых отношений со специально созданными посредническими аффилированными фирмами

     1. Маскировка объекта налогообложения:
     Фиктивный бартер; лжеэкспорт; фиктивная сдача в аренду основных средств; подмена объекта налогообложения.
     Пример 1: В целях маскировки объекта налогообложения преступниками используются положения законодательства, согласно которому не подлежат налогообложению средства, объединяемые предприятиями в целях осуществления совместной деятельности. В целях неуплаты налогов составляются фиктивные договоры о совместной деятельности, но не предпринимаются реальные действия по ее осуществлению.
     2. Использование «оффшоров».
     Пример  1: Механизм "мнимого бартера" предполагает наличие "своей" фирмы за рубежом, с которой российская сторона заключает бартерный контракт. Экспортный товар уходит только "иностранному" партнеру, товар по импорту обратно не поступает. "Своя" фирма реализует полученный товар, а валютная выручка оседает в зарубежных банках. Очень часто пособниками финансовых махинаций являются коммерческие банки, осуществляющие переводы за рубеж.
     Пример 2: Производственная компания купила станки, предварительно заняв деньги у фирмы, находящейся на Британских Виргинских островах. Причем стоимость активов компании на тот момент была ниже суммы займа на 357%, а деятельность убыточна. Сначала при проверке инспекторов заставил насторожиться сам факт отношений с оффшорной фирмой и невозвращенный займ. Они изучили ситуацию более детально и обнаружили другие интересные подробности. Как показал сравнительный анализ цен (налоговики изучили прайс-листы в интернете), оборудование было куплено по цене, значительно выше среднерыночной (более чем в шесть раз). Причем у компании, которую налоговики найти по ее адресу не смогли. Более того, у другого поставщика производственной компании, с которым она также сотрудничает, на момент покупки станков было в продаже точно такое же оборудование, только в шесть раз дешевле. В вычетах НДС по купленному оборудованию компании отказали.
     3. Использование аффилированных  фирм
     Пример 1: Компания «А» торговала оптом (в том числе через агентов) и заявляла значительные суммы вычетов по НДС. В подтверждение вычетов представлялись счета-фактуры от поставщиков - компаний «Б» и «В». При проверке было установлено, что денег для оплаты поставщикам у компании «А» не было. Она платила за счет денег, внесенных как вклад в уставный капитал от учредителя. При этом уставный капитал не увеличивался, и даже не было решения учредителя. Поэтому налоговая служба рассудила, что это не взнос в уставный капитал, а средства, полученные от учредителя.
     Анализ  выписок банка по расчетному счету  учредителя показал, что те денежные средства, которые он перечислял компании «А», он получил в свою очередь  от своих учредителей. А это были... поставщики компании «А» - компании «Б»  и «В». Получается, что фактически компания «А» рассчитывалась с поставщиками за товар деньгами, полученными от них же. Поэтому реальных затрат не было, соответственно НДС по этим затратам предъявлялся к вычету неправомерно.

2.3 Операции с наличностью

     Отдельным, и наиболее эффективным способом уклонения от уплаты налогов является широкое использование операций, как с рублевой, так и с валютной наличностью, не фиксируемой в бухгалтерском учете и отчетности. Подобное явление принято именовать "черным налом".
     Даже  относительно невысокая доля неучтенного  наличного оборота позволяет  предприятию практически полностью  уйти от налога на прибыль, налога на добавленную  стоимость и отчислений на социальное страхование. Степень распространенности неофициальных наличных расчетов может рассматриваться также в качестве одного из индикаторов развития теневой экономики.
     По  минимальной оценке, потери бюджета  и социальных фондов, вызванные уходом от налогов с помощью неучтенного  наличного оборота составляют 4-5 млрд. долларов в год. По результатам  обобщения результатов углубленных  неформализованных интервью с российскими  предпринимателями и экспертами, можно выделить следующие основные схемы использования неучтенных наличных для уклонения от уплаты налогов и обязательных сборов.
     1. Традиционная схема.
     Налогоплательщик  продает часть товара или оказывает  какие-то услуги нелегально - не выставляя  счетов. При этом объем продаж и  уровень валового дохода занижается. Выручку налогоплательщик получает наличными. Используют данную схему  чаще всего либо "независимые  профессионалы" (типа нотариусов, врачей, адвокатов и т.д.), либо индивидуальные владельцы малых предприятий.
     2. Базовая схема ("обналичивание").
     Основная  ее идея состоит в замещении тех  элементов валового дохода, которые  в наибольшей степени подпадают  под налогообложение (прежде всего, зарплата и прибыль), такими элементами, которые облагаются по минимальным ставкам (материальные затраты, относимые на себестоимость). Налогоплательщик - "клиент" переводит свои деньги в безналичной форме на банковский счет фирмы-"однодневки" в обмен на некий фиктивный отчет о проделанной работе. А затем получает их назад, но уже в форме неучтенных ("черных") наличных. За что фирме-"однодневке" выплачиваются комиссионные, обычно не превышающие 2-3 процентов от первоначального банковского платежа. В результате такой сделки предприятие-"клиент" существенно сокращает свои налоговые платежи, но его финансовая отчетность остается чистой. Получается, что он просто потратил свои средства на некоторые товары или услуги.
     Напротив, фирма-"однодневка" не смогла бы объяснить, куда пошли деньги, возвращенные в виде неучтенных наличных. Поэтому она действует только два или три месяца до конца очередного квартала, когда налоговые органы должны получить ее первый отчет. Налоговые органы, вследствие трудоемкости, не ведут поиск организаторов самоликвидировавшихся фирм-"однодневок".
     3. Обратная схема ("обезналичивание").
     Смысл этой схемы можно пояснить на простом  примере: у розничного торгового  предприятия, регулярно и в больших  объемах занижающего свою выручку  от реализации, возникает объективная  потребность в обмене неучтенных наличных ("черного" нала) на официальные безналичные. Она может быть связана, например, с тем, что крупные оптовые фирмы, как правило, предпочитают продавать свой товар сугубо официальным образом по безналичному расчету. При этом по выставленным ими счетам легко идентифицировать покупателя. В этой ситуации розничная фирма будет сталкиваться с двумя проблемами. Во-первых, в случае одновременной "встречной" проверки оптовой фирмы и ее покупателей налоговая инспекция может обратить внимание на то, что розничная фирма регулярно закупает больше товаров (по данным оптовика), чем продает (по данным собственной отчетности розничного торгового предприятия). Во-вторых, при реализации товаров преимущественно за неучтенные наличные у такой розничной фирмы на ее банковском счете не будет достаточных средств для возобновления товарных закупок у оптовиков, ориентирующихся на безналичные расчеты. Обе эти проблемы эффективно решаются в рамках применения обратной схемы ("обезналичивание"). Благодаря ей официальным покупателем товара (по документам оптовика) оказывается та же фирма-"однодневка". И одновременно для реально существующей розничной фирмы, реализующей товары преимущественно за неучтенные наличные и представляющей в налоговые органы отчеты с минимальными оборотами, обеспечивается регулярное поступление неучтенного товара.
     В случае тесных контактов между оптовиком  и несколькими розничными покупателями возможно изменение схемы. В частности, оптовик может сам получать от покупателей неучтенные наличные и  затем, используя контракт с фирмой-"однодневкой", менять их на официально полученные безналичные средства на своем банковском расчетном счете. Таким образом, с одной стороны, все сделки оптового поставщика остаются легальными, с другой - в розничной торговле почти все операции могут быть нелегальными, "невидимыми" для налоговой инспекции.
     4, Участие коммерческих банков в деятельности по обналичиванию денег.
     Большая часть фирм-однодневок обеспечивается наличными группой мелких и средних  коммерческих банков. Это достаточно прибыльный бизнес. Рассмотрим базовую  схему участия банков в обналичивании.
     Как правило, банки не имеют непосредственных контактов с фирмами-"однодневками". Каждый банк, вовлеченный в схему, обычно связан с финансовой или инвестиционной компанией, которая отвечает за создание и ликвидацию фирм-"однодневок", а также за контакты с клиентами. Эта компания открывает счет в банке и регулярно получает наличные на вполне законных основаниях (например, для покупки акций или векселей у физических лиц). Нормальная цена легальных наличных на межбанковском рынке, измеренная в безналичных рублях, не превышает 100,1 процента. Финансовая же компания платит банку за получение наличных 101 процент. В результате банк получает 0,9 процента в день на вложенные средства. Далее финансовая компания покупает векселя у неких физических лиц. После этого финансовая компания продает означенные векселя фирме-"однодневке" по безналичному расчету за 100 процентов от номинала. Тем самым финансовая компания, во-первых, выводит в неучтенный наличный оборот сумму, необходимую реальному предприятию-клиенту, уходящему от налогов, и, во-вторых, на вполне легальных основаниях получает на свой расчетный счет те безналичные средства, которые клиент первоначально перечислил фирме-"однодневке" по фиктивному договору. Основной риск выявления данной схемы связан с возможностью проверки физических лиц - в случае внешней ревизии деятельности финансовой компании. Поэтому в договорах на приобретение ценных бумаг часто используются данные, взятые из потерянных паспортов или из документов умерших людей. Эти же паспорта нередко используются при регистрации фирм-"однодневок".
     Результаты  использования неучтенной наличности различаются в зависимости от размера предприятия. В секторе  мелких и средних предприятий  применение "базовой" и "обратной" схем позволяет существенно снизить  общий уровень издержек. Полученный экономический эффект направляется не только для потребления собственников, менеджеров и работников, но также  используется для конкурентного  снижения цен (это особенно характерно для рынка потребительских товаров) и в целях развития предприятия.
     В секторе крупных предприятий  эффект от снижения налоговых платежей практически не используется на развитие производства. Выплаты "черных" премий распространяются лишь на доверенных представителей администрации. 

Глава 3. Правовые нормы и налоговая преступность


3.1 Причины налоговой преступности

3.1.1 Экономические причины налоговой преступности
    Ухудшение финансового положения  бизнеса и населения.
     Оно связано с кризисными явлениями, характерными для современной российской экономики: падение производства, сжатие доходного потенциала, перелив рублевой денежной массы в накопление иностранной  валюты, вывоз капитала за границу. В промышленности убыточными стали  свыше 40% организаций, на транспорте –  около 60%, в строительстве – каждая третья организация. В 65 регионах страны доля убыточных предприятий составила  от 40% и более.
     Финансовое  положение налогоплательщиков достаточно часто является определяющим фактором совершения налоговых преступлений. Налогоплательщик сопоставляет выгоду от уклонения от уплаты налогов и  возможные отрицательные последствия. Если с материальной точки зрения уклонение себя оправдывает, то налогоплательщик, скорее всего, уплачивать налоги не станет. Поэтому снижение налоговой способности  субъектов налогообложения, следует  расценивать как одну из важных экономических  причин уклонения от уплаты налогов.
    Причины экономического характера, связанные с проводимой налоговой политикой  и особенностями  налоговой системы.
     Важнейшим фактором является чрезмерная налоговая  нагрузка на налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки обусловлено множеством частных факторов, среди которых можно отметить следующие.
     Неспособность государства обеспечить эффективный  контроль над расходами бюджета. Постоянное увеличение расходов побуждает  государство повышать уровень налогообложения. В результате возрастает налоговое  бремя, чрезмерная тяжесть которого признается одной из основных причин массового уклонения от уплаты налогов. Согласно имеющимся экспертным оценкам, уровень отечественного налогообложения  оценивается как один из наиболее высоких в мире.
     Практика  предоставления льгот на федеральном  и особенно на местном уровнях  власти. По данным Министерства финансов, только по пяти налогам – налогу на прибыль, подоходному налогу с физических лиц, налогу на добавленную стоимость и двум налогам на имущество (физических лиц и предприятий) общие потери консолидированного бюджета составили 163 трлн. рублей. В этих расчетах еще не учтены индивидуальные льготы, которые предоставлялись отдельными субъектами Российской Федерации (2). Льготами пользуется ограниченное число предприятий, следовательно, вся недобираемая сумма доходной части перекладывается на других налогоплательщиков.
     Национальному фонду спорта, неправительственной  организации, имеющей связи в  высших эшелонах власти, была выдана лицензия на ведение экспортно-импортных  операций с освобождением от уплаты налогов, что обеспечило прибыль  в размере 4,2 млрд долл.
     Функционирование  зон с льготным налогообложением на территории России. К их числу  относятся: ныне упраздненный Центр  международного бизнеса "Ингушетия", особые экономические зоны Калининградской  области. Зона свободного предпринимательства г. Санкт-Петербург, Зона льготного налогообложения "Калмыкия", Зона свободной торговли "Шереметьево", Регион интенсивного экономического развития "Осетия", Эколого-экономический регион "Алтай", свободные экономические зоны "Находка", "Сахалин", "Даурия". Значительны потери доходов федерального бюджета в результате функционирования закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), некоторые из которых до недавнего времени активно осуществляли оффшорную деятельность.
     Деятельность  отечественных оффшоров часто сопровождается различными нарушениями порядка  налогообложения.
     Таким образом, значимым криминогенным фактором является неэффективность налоговой  политики, направленной, прежде всего  на осуществление фискальных, а не стимулирующих функций. Сокрытие доходов  становится естественным способом самозащиты тех, кто стремится развивать  свою финансово-хозяйственную деятельность.
     Отсутствие  легальных возможностей обеспечения  конкурентоспособности в целом  ряде сфер бизнеса. Уклонение от уплаты налогов превратилось в важнейший  фактор конкурентоспособности.
3.1.2 Политические причины
     Политические  причины уклонения от налогов  связаны с регулирующей функцией налогов: посредством их государство  проводит ту или иную социальную или  экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, путем неисполнения положений налогового законодательства оказывают определенное противодействие господствующей группе.
     Уровень налоговой дисциплины зависит от общей политической ситуации в стране. В периоды резкого обострения кризиса государственной власти в России отмечается резкое снижение собираемости налогов из-за массового  неисполнения налогоплательщиками  своих обязанностей.
3.1.3 Правовые причины
     Несовершенство и нестабильность налогового законодательства. В настоящее время нормативно-правовая база по вопросам налогообложения включает в себя большое число законов, указов, постановлений, инструкций и разъяснений. Имеет место несогласованность многих налоговых законов с ранее принятыми законодательными актами. Отдельные положения были недостаточно сформулированы, в результате чего возникла возможность их двойного толкования. Дополнительные трудности создают постоянно вносимые изменения в действующее налоговое законодательство. Постоянное ожидание повышения налогообложения, вынуждает их заранее занижать объем своих налоговых обязанностей.
     Несовершенство отдельных налоговых механизмов, под которыми понимают совокупность правовых норм, определяющих порядок исчисления и уплаты того или иного налога (элементы налогообложения). Они могут существенно различаться в зависимости от того, какой объект подлежит налогообложению. Наиболее уязвимым является механизм исчисления и уплаты налога на прибыль. Преобладание преступлений, связанных с уплатой этого налога, прежде всего, объясняется наличием целого ряда исключений и изъятий, а также льгот по его уплате, которые незаконно используются.
     В наименьшей степени преступной деятельности подвержены имущественные налоги (налог  на имущество организаций, налог  на имущество физических лиц, земельный  налог), так как сокрытие объектов недвижимости затруднительно.
3.1.4 Организационные причины
     К их числу относятся недостатки во взаимодействии между органами федеральной налоговой службой и другими контролирующими и правоохранительными органами.
     К причинам организационного характера, обусловленным недостатками процессуального  законодательства, относится и несогласованность  в действиях органов предварительного следствия и арбитражных судов.
     Известно, что в большинстве случаев  процесс расследования уголовных  дел о налоговых преступлениях  сопровождается исковым производством, инициированным налогоплательщиком. Обращение  налогоплательщика после возбуждения  уголовного дела в арбитражный суд  с иском о признании решения  по акту проверки недействительным осложняет  расследование. Имеющие место нарушения  налогового законодательства, как правило, являются предметом рассмотрения в  заседании арбитражного суда до решения  следственными органами вопросов, относящихся  к их компетенции. В случае же удовлетворения иска налогоплательщика перспектива  направления дела в суд при  доказанности факта умышленного  уклонения от уплаты налогов становится проблематичной. К сожалению, в большинстве  случаев арбитражные суды игнорируют факт расследования нарушения налогового законодательства в порядке уголовного судопроизводства, и принимают решения  без учета его результатов.
     Недостаточное развитие международного сотрудничества в  деле борьбы с налоговыми преступлениями и  правонарушениями. В последнее время нарушения налогового законодательства все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов.
     Отсутствуют соглашения о взаимодействии с фискальными  аппаратами большинства государств, что препятствует проведению расследования  фактов уклонения от уплаты налогов, носящих международный характер.
     Недостаточная подготовленностью руководителей и бухгалтерских работников
3.1.5 Технические причины
     Несовершенство форм и методов налогового контроля. Так, типичными являются факты наложения налоговыми органами излишних штрафных санкций, незаконное привлечение к административной ответственности, нарушение порядка административного производства, провоцирование безнаказанности нарушителей налогового законодательства. В ряде случаев документальные и камеральные проверки проводятся неквалифицированно, поверхностно, их результаты оформляются некачественно. Разногласия и возражения плательщиков рассматриваются недостаточно внимательно и объективно.
     Недостатки  применения контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении  денежных расчетов с  населением. Практически только 70% общего товарооборота осуществляется с использованием указанных машин. Свыше 60% их парка составляют кассовые аппараты устаревших моделей, непригодные в нынешних условиях для целей контроля за полнотой фактически полученной выручки и исчисления налогов в сфере торговли и услуг. Вместе с тем и при наличии современных кассовых машин с фискальной памятью практически каждая четвертая проверка выявляет факты неполного отражения денежной выручки, в результате чего до 30-50% наличных денег обращается, минуя кассовые аппараты.
3.1.6 Нравственно-психологические причины
     Корыстная мотивация. Среди крупных налогоплательщиков немало бывших деятелей теневой экономики, должностных и общеуголовных преступников. Уклонение от уплаты налогов служит им в качестве одного из способов достижения указанных целей.
     Часть налоговых преступлений совершается  на основе корпоративной, групповой  заинтересованности. Имели место  факты, когда сокрытые от налогообложения  средства использовались руководителями предприятий для развития производства, погашения кредитов, выплаты зарплаты. Здесь усматривается стремление улучшить финансовое состояние своего предприятия и тем самым увеличить  его прибыльность в будущем. Оно  возникает и реализуется в  условиях просчетов политики поддержания  предприятий, его сотрудников, особенно когда последним грозит явная  или скрытая безработица, невыплата  заработной платы.
     Общая криминальная ситуация в стране. Криминальные группировки фактически подменяют налоговые органы, выводя из-под налогообложения значительные суммы, которые в дальнейшем используются в теневой экономике и преступной деятельности, для нужд членов преступных группировок, расширения масштабов и воспроизводства уголовной, экономической и налоговой преступности.
     С проникновением в сферу экономики и установлением контроля над ней организованной преступности связан рост сокрытия доходов в крупных и особо крупных размерах.
     Недостатки  уголовной политики государства, в  частности практика применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность  за нарушения налогового законодательства. В России еще не обеспечен принцип  неотвратимости наказания за совершенные  налоговые преступления. Прежде всего это объясняется тем, что сокрытие доходов (с момента введения в 1992 г. уголовной ответственности) не связывается с понятием тяжкого преступления, наносящего ущерб экономической безопасности государства.
     Судебная  практика по делам о налоговых  преступлениях отличается либерализмом, особенно при назначении наказания  и возмещении ущерба. Из общего числа  осужденных, к такой мере наказания, как штраф, приговорено 19,6%, к лишению  свободы – 63%, из которых к реальным срокам приговорено 12,1% лиц. Судами удовлетворяется лишь около 40-50% гражданских исков, заявленных налоговыми органами или прокурорами в защиту государственных интересов (по другим преступлениям этот показатель составляет около 80%). В судах существует проблема длительного непринятия решения по уголовным делам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.