Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Механизм и функции рынка совершенной конкуренции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 20 Н. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Рынок — это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.
Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть более одного покупателя или продавца. Было высказано предположение, что два человека могут торговать, но чтобы был рынок должно быть не менее трёх человек, поскольку  одним из главных критериев рынка является конкуренция. Конкурентные рынки опираются на значительно большее число как покупателей, так и продавцов. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями — есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — есть монопсония. Это крайности несовершенной конкуренции. Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег. Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т.д. 

Рыночная  экономика и конкуренция. Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта,   будь то человек, семья, группа, коллектив предприятие, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный  вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности. Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности". Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике. Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии. 
Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в 
предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду, прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. 
По определению рынок - это организованная структура, в которой 
существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в 
результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется 
количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться). Хотя организационным механизмом чистого капитализма служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в такой экономике. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них – и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания. 
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип 
взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. 
Аналогично определяется конкуренция между потребителями как 
взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. 
Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

    Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок; 
    2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него; 
    3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.); 
    4. Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Итак, рынок совершенной конкуренции есть рынок, на котором продавцами выступает огромное число мелких производителей, а покупателями -- огромное число одинаковых потребителей. Все производители поставляют на рынок одинаковый товар, при этом транзакционные издержки (все издержки связанные с реализацией или приобретением товаров) должны быть нулевыми. Все продавцы и покупатели обладают всей полнотой информации о цене, количестве и одинаковости качества товара. Выход на рынок и уход с этого рынка не связан с издержками ни для продавцов, ни для покупателей. Т.е. рынок совершенной конкуренции является совершенным.
Из-за того, что товар, поставляемый всеми производителями, одинаков, и потребители знают  об этом, то ни один из производителей не сможет установить на свой товар  цену отличную от рыночной. Точно также ни один из потребителей не может установить цену покупки ниже рыночной, поскольку все производители информированы о рыночной цене, и при более низкой цене потребитель не сможет купить товар; а устанавливать более высокую цену покупки для потребителя нет смысла.
А поскольку  и число производителей, и число  потребителей велико, то состояние  рыночного равновесия не изменится, если один из тех или других поведет  себя нерационально и попытается установить цены отличные от рыночных. Поэтому любые попытки повлиять на цены со стороны производителей и потребителей лишены смысла.
В чем  же тогда заключается совершенство конкуренции на этом рынке? А в том, что конкурируют между собой не фирмы и не потребители, а производственные функции и функции полезности. Т.е. выигрывает при совершенной конкуренции тот производитель у которого наименьшие издержки производства и тот потребитель, для которого рассматриваемый товар имеет наибольшую полезность.
Совершенная конкуренция заставляет производителей устанавливать минимальную возможную  цену на свой товар, при которой можно  выпустить желаемое потребителями  количество товара. Аналогично, и потребителей она заставляет устанавливать максимальную возможную цену на их товар, при которой  может быть потреблено выпущенное количество товара.
Поскольку совершенная конкуренция сводится к конкуренции производственных функций, то в отрасли, где наблюдается  совершенная конкуренция, постоянно  происходит переход к более эффективным  технологиям, т.е. к более эффективному использованию производственных факторов и снижению издержек. Это объясняется  тем, что более эффективные технологии позволяют получать прибыль за счет низких издержек, а прибыль стимулирует  расширение производства. В то же время  убыточные предприятия не имеют возможности удержаться на этом рынке, поскольку у них нет возможности повышения цен. 
 

Структура рынка.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого  продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль  и выхода из нее, доступностью информации.
Понятие «рыночная структура» шире категории  «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации  всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку  в его обыкновенной трактовке.
Несмотря  на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Каждая  из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способность фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Представленная  характеристика типов рыночных структур (табл.1) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что  такие модели рынка, как совершенная  конкуренция и монополия, фактически встречаются крайне редко, в то время  как монополистическая конкуренция  и олигополия описывают множество  реально существующих рынков. 
 

Функции.
Первая  и одна из главных функций рынка  – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой  уникальный способ коммуникации, распространения  информации, других важных сведений, необходимых  для человека в мире экономики. Все  эти сведения и информация воплощены  в ценах. Оперативная, обширная и  в то же время содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность  или дефицитность рынков каждого  вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления  их совершенствования.
Другой  функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция  является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего ее отождествляют  с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь  в виду, что в данной формуле  воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это все же не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция  в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция  может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней  оставались бы неиспользованными в  экономике. Рыночный процесс указывает  индивидуумам направления поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди подчас возражают  против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть  новые и более дешевые товары, а также способы их производства. 

К функциям рынка относятся:
    информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
    посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
    ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
    регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
    координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
 
Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).
Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг — состязательность между  финансовыми организациями, при  которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность  каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (Закон о конкуренции на финансовых рынках).
Такое определение конкуренции предполагает, что участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);
конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии. 
Понятие рыночной конкуренции. В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли  и, следовательно, к расширению масштабов  хозяйственной деятельности, фирмы  выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Очевидно, что возникновения такого феномена, как конкуренция, стало возможно лишь на основе определённого комплекса психологических и этических особенностей человеческого поведения. Например, если предположить, что основными доминантами человеческого поведения были бы пассивность, смирение с судьбой и готовность ограничиваться в жизни самым минимумом всех благ (аскетическое воздержание), то вряд ли в таком человеческом обществе возникли бы конкурентные схватки. Однако возникновение конкуренции имеет как социально психологические, так и экономические причины. Кроме того, конкуренция в значительной степени связана с ограниченностью ресурсов, порождающей соперничество за право их использования для быстрого достижения наивысшего уровня собственного благосостояния. На основании этого можно раскрыть понятие о конкуренции.
Конкуренция это экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгоды. (3,51) Как правило, конкуренция  играет в экономической жизни  общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов. Однако конкуренция может принимать и такие формы, которые нельзя отнести к числу продуктивных. Порою эти формы носят негативный и также разрушительный характер. Если распределение ограниченных ресурсов осуществляется не рынком, то это влечёт за собой ряд последствий, хорошо известных в нашей стране: очереди, привилегии, блат, взяточничество (как способ обойти конкурентов за счёт подкупа чиновников) и другие уголовные методы распределения, подменяющие рыночную конкуренцию за ограниченные ресурсы. Конкуренция в этих формах распределяет ресурсы неэффективно, ведет к разрушению экономики, природы, нравственности, а в конечном счете к разрушению человеческой личности и общества. Рыночная конкуренция, то есть наличие большого числа независимых продавцов и покупателей, обладающих свободой войти или покинуть рынок, ограничивает разрушительную и сохраняет созидательную силу личного интереса, личной выгоды. Тем самым конкуренция выступает как главная регулирующая система в рыночной экономике. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителям гражданам страны. 
Отношения состязательности в плановой экономике  характеризуется двумя
основными особенностями. Во-первых, поскольку  главным субъектом, распределяющим ограниченные ресурсы, является здесь государство, оно становится непосредственным участником состязаний за них. Предприятия состязающиеся друг с другом через взаимодействие с государственными органами хозяйственного управления. В органах управления материально – техническим снабжения предприятия борются за прикрепление к надёжным поставщикам сырья, за высокие фонды и лимиты за поставку сырья, материалов и оборудования.
 В  органах ценообразования они ведут борьбу за повышение цен на свою продукцию и снижения цен на потребляемые ими средства производства.            Во-вторых, поскольку одним из основных признаков командной экономики является тотальный дефицит товаров и услуг, состязательность в сфере товарного обращения выступает здесь в форме соперничества между покупателями. Не продавцы товаров и услуг борются за покупателя, а покупатели борются друг с другом за обладание товарами.
Формы этой борьбы многообразны, начиная  с традиционного стояния в очередях и кончая противозаконными действиями, с целью добиться расположения производителя (или продавца) товаров. 
 

Основные  модели рынка.
1. Совершенная  конкуренция.
Рынок свободной конкуренции состоит  из большого числа продавцов, конкурирующих  между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию  многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных  производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма  не может оказывать заметного  влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой» , принимать ее как заданный параметр.
Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В  свою очередь, покупатели осведомлены  о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Колебания цены могут быть довольно интересными  – сравните цену яблок в конце  лета и весной, - но разница в цене эта не результат действия отдельных  продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.
На практике совершенная конкуренция в чистом виде – явление редкое не только в ХХ столетии, но и предыдущих веках. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей  степени имеют именно эту структуру.
2. Несовершенная  конкуренция.
Под несовершенной  конкуренцией понимается рынок, при  котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
На большинстве  реальных рынков подавляющая часть  продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие  в своих руках значительную часть  рыночного предложения, оказываются  в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут  существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения  между участниками рынка: производители  внимательно следят за поведением своих  конкурентов, и реакция на их поведение  должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются  теорией несовершенной конкуренции.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. 

Признаками  несовершенной конкуренции являются:
    демпинговые цены
    создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
    ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
    использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
    распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
    замалчивание важной для потребителя информации
 
 
 
 
Потери  от несовершенной конкуренции:
    неоправданный рост цен
    увеличение издержек производства и обращения
    замедление научно-технического прогресса
    снижение конкурентоспособности на мировых рынках
    падение эффективности экономики
 
 
3. Монополистическая  конкуренция.
Большинство производителей, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей  товары, действуют в условиях монополистической  конкуренции.
Товары  группы одного назначения являются близкими заменителями 
(субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента. Каждая фирма является единственным производителем, и в этом смысле, монополистом. Однако, фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

На рынках монополистической конкуренции  на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на восемь менее 50%.
Вход  на рынок монополистической конкуренции  достаточно свободен и определяется размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной  конкуренцией не настолько легок: в  процессе завоевания доли новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.
Следует заметить, что дифференциация продукта в какой-то степени определят  степень монополизации рынка.
4. Олигополия.
Под олигополией  понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число  фирм определить трудно, т.к. олигополистический рынок охватывает довольно большую  часть национального рынка, ограниченную с одной стороны, монополией, с  другой – монополистической конкуренции. Об этом свидетельствуют данные таблицы 2, где показана также различная  степень концентрации производства в некоторых олигополистических отраслях США. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Количес-тво и размеры
фирм
Характер продукции
Условия входа и выхода.
Доступность информации.
Совершенная конкуренция
Множество мелких фирм
Однородная  продукция. Никаких затруднений
Равный доступ ко всем видом
информации.
Монополис- тическая конкуренция
Множество мелких
фирм.
Разнородная продукция.
Никаких затруднений.
Некоторые затруднения.
Олигополия. Число фирм невелико, есть крупные  фирмы
Разнородная или
однородная
продукция.
Возможны отдельные
предприятия.
Некоторые ограничения.
Монополия Одна фирма Уникальная продукция
Практически непреодоли-
мые
барьеры на входе
Некоторые ограничения.
 
 
 
Рынок несовершенной конкуренции  и монополии.
Рынки, на которых либо покупатели либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Многие  рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.
Фирма является «несовершенной» до тех  пор, пока ее кривая спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а негоризонтальную линию спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с совершенной конкуренцией.
На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупнымдля того, чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену какнеизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.
Однако  на несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию. Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Характерные черты трех укрупненных  типов несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих  наиболее важное значение на практике. На рынках всех этих трех типов, как и на совершенно конкурентных рынках, имеется множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы  оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Насколько несовершенной может быть несовершенная  конкуренция? Крайним случаем является наличие единственного продавца, обладающего практическим могуществом  полного монополиста. В своей  отрасли он является единственным производителем. И не существует другой отрасли, выпускающей  сколько - нибудь близкий заменитель его продукции.
Рынок несовершенной конкуренции является действительно реальным рынком, структура  которого сложилась на настоящий  момент в результате технического прогресса  и тех масштабных эффектах, о которых  говорилось выше. Однако несовершенная  конкуренция принимает различные  формы. В самом общем случае их три:          
а) МОНОПОЛИЯ (чистая). Производство сосредоточено  только на одной фирме или корпорации, которая и производит данный вид  продукции. Естественно, что производитель  обладает очень высокой степенью контроля над ценами продукции; 
Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства. Обычно монополия ассоциируется с известными всему миру компаниями: “General Motors”, “Nike”, “Reebok”, “Coca-Cola”, “Sprite” и др. Но есть и другая трактовка понятия «монополия» - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит преприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика. Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара. Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти, установление цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п. Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, следующие: 1. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию часто называют «естественной монополией» , т.е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, т.к. это требует крупных капиталовложений. 2. Исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы монополизированных отраслей и населения. 3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.           
б) ДУОПОЛИЯ. Производство данного и однородного  вида продукта сосредоточено на двух фирмах. Каждый производитель ограничен  в возможностях контролировать цены (частичный контроль над ними);          
в) ОЛИГОПОЛИЯ. Это относительно небольшое количество фирм, причем возможности контроля над ценами ограничены в большей  степени, чем при дуополии; фирмы (корпорации) производят однородную продукцию (возможна незначительная ее дифференциация);
Под олигополией  понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число  фирм определить трудно, т.к. олигополистический рынок охватывает довольно большую  часть национального рынка, ограниченную с одной стороны, монополией, с  другой монополистической конкуренции. Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствует практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.