На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методы криминалистики в системе научного знания

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Филиал  НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  институт внешнеэкономических связей, экономики и права в г.Перми» 

Юридический факультет

Заочное отделение
Кафедра юридических дисциплин
Специальность: 030501 «Юриспруденция»  
 

Контрольная работа

По дисциплине: Криминалистика

Тема: Методы криминалистики в системе научного знания  
 
 
 

Студента  5 курса   Макаровой Светланы Николаевны
Преподаватель к.ю.н., профессор
  Долгинов Сергей Данилович 
 
 
 
 
 
г. Пермь
2010 

Содержание 

 
Введение
    Общие положения методологии в криминалистике
      Понятие методов в криминалистике
      Критерии допустимости методов
    Классификация методов в криминалистике
      Всеобщий метод криминалистики
      Общенаучные методы, применяемые в криминалистике
      Специальные методы криминалистики
Заключение 
Список использованной литературы
3 4
4
7
9
10
12
15
18
19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение  

    Современная криминалистика как специальная  юридическая наука прикладного  характера имеет свою достаточно разработанную общую теорию, соответствующие  научные методы исследования и опирающуюся на них систему частных криминалистических теорий и методов. На этой общей и частной теоретической и методической основе разрабатываются технико-криминалистические средства, тактические приемы и методики расследования и предупреждения преступлений.
    Будучи  специфической юридической наукой, криминалистика для решения своих  задач применяет различные методы научного познания. Под методом обычно понимается способ подхода к действительности, исследования общественных явлений, ведущий к достижению поставленной цели. Методы криминалистики представляют собой систему общенаучных и специальных методов.
    Именно  криминалистика на основе результатов  научных исследований и разработок дает в руки следователей, судей, оперативно-следственных работников и экспертов-криминалистов научно обоснованные и проверенные практикой средства, приемы и методы раскрытия, расследования и предупреждения любых преступлений. В современных же условиях, когда возрастают профессионализм и организованность преступной деятельности, значение криминалистики трудно переоценить.
    Целью настоящей контрольной работы является изучение методов криминалистики в системе научного знания.
    Исходя  из цели, основными задачами контрольной  работы являются:
    Изучить общие положения методологии в криминалистике;
    Проанализировать критерии допустимости методов;
    Рассмотреть классификацию методов в криминалистике.
    Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 
 

    Общие положения методологии  в криминалистике
      Понятие методов в криминалистике
    «Под методом в науке понимается форма практического и теоретического освоения действительности, исходящая из закономерностей движения изучаемого объекта. В учении о методе для прикладной науки первоочередным является вопрос о соотношении теоретического и методологического знания. Будучи прикладной наукой, криминалистика изучает закономерности объективной действительности не в качестве самоцели, а исключительно в интересах решения задач раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Соответственно в криминалистике не может быть «чистых», абстрактных теорий, принципов и концепций, и всякое теоретическое построение должно иметь практический выход, обслуживать решение тех или иных практических задач. Поэтому все апробированные практикой криминалистические теории, как, например, теория криминалистической идентификации, имеют методологическое значение. В прикладной науке именно методологическим значением определяется значимость, цена любой теории, любого теоретического построения или концепции»1.
    Тесная  связь криминалистической теории и  методологии не является основанием для их смешения или отождествления. Теория представляет результат научного познания объекта действительности и выражается в установленных наукой закономерностях развития, движения объекта. Методология же исследует основанную на ранее установленных наукой закономерностях систему приемов познания и практического освоения действительности. Таким образом, методология основывается на теории, а теория обслуживает методологию; их различие имеет функциональный характер.
    В методологии криминалистики необходимо различать методологию научной  и методологию практической деятельности.
    Методология научной деятельности – система методов научного познания закономерностей преступной деятельности и выработки на этой основе методик и алгоритмов решения криминалистических задач. Это сфера деятельности ученых-криминалистов, а также специальных исследовательских центров, изучающих и обобщающих практику раскрытия и расследования преступлений.
    Методология практической деятельности – «система приемов, способов и операций раскрытия и расследования конкретного преступления или приемов установления любого другого юридического факта. Это сфера деятельности следователей, сотрудников оперативно-розыскных служб, судебных экспертов, прокуроров, судей и других лиц, участвующих в осуществлении функции раскрытия и расследования преступлений»2.
    Задачи  и результаты этих видов деятельности различны.
    В первом случае это - закономерности преступной деятельности, представленные в ее типовых информационных моделях, и типовые методики их раскрытия и расследования. Во втором – это истина конкретного факта, представленная в форме материалов раскрытого и расследованного уголовного дела.
    Закономерности, являющиеся предметом криминалистики, представлены в массовых событиях и явлениях. Для их изучения используют методы массовых наблюдений, построения гипотез, статистических обобщений с применением корреляционного и иных методов вероятностно-статистического анализа. При этом широко используются специально приспособленные методы социологии, психологии, кибернетики, физики, химии, биологии и других наук. В ходе практического расследования методы науки приспосабливаются к задаче установления конкретных фактических данных. Так, «методом научного анализа причинности является гипотеза, которая в практическом расследовании транс-формируется в метод следственных версий»3. Он сочетается с планированием и производством соответствующих процессуальных действий: следственных осмотров, экспериментов, проверки показаний на месте и др. «Наука криминалистики разрабатывает алгоритмы следственных и экспертных действий применительно к типовым ситуациям расследования и экспертизы»4.
    Практическая  криминалистика, используя созданный наукой банк алгоритмов, выбирает тот алгоритм или ту комбинацию алгоритмов, которая в максимальной степени способствует условиям и обстоятельствам данного конкретного расследования. В случаях, когда существующие методики не позволяют решить практическую задачу, следователь или эксперт решает ее эвристическими методами. Использованная в ходе такого исследования методика в случае повторения соответствующих следственных или экспертных ситуаций может послужить основой для выработки новой типовой методики. Эта задача решается на основе обобщения следственной и экспертной практики.
    Методы  практической криминалистики не следует смешивать с методами собственно следственной и экспертной деятельности. Эти последние по своему содержанию значительно шире, так как в них реализуются приемы и рекомендации не только криминалистики, но и многих других наук: судебной медицины, психологии, бухгалтерии и других естественных и технических наук.
    В системе криминалистического знания методология выделилась на сравнительно поздних стадиях его развития и стала важнейшим показателем зрелости этой науки. На первоначальном, эмпирическом, этапе развития криминалистики осуществлялось формирование систем методов практической деятельности. Приемы работы сыщиков, детективов, полицейских, судебных следователей с самого начала должны были строиться с учетом структуры и закономерностей преступной деятельности и поведения преступников. Развитие и совершенствование этих приемов достигались посредством все более глубокого изучения и учета указанных закономерностей. Так, на смену приемам опознавания преступников по случайным признакам (так называемые идентификационные парады) пришли системы регистрации и идентификации, основанные на установленных антропометрией, гистологией и остеологией устойчивых и индивидуальных свойствах человека.
    Наиболее  эффективные приемы, проверенные практикой, закреплялись, анализировались и систематизировались учеными и переходили в разряд научных рекомендаций и методов. Образцом такой систематизации явились труды австрийского судебного следователя Ганса Гросса.
    «Собственно учение о методе, характеризующее теоретический этап развития криминалистики, формируется на более поздних стадиях. Инструментарий познавательной деятельности криминалиста выступает на этой стадии в качестве самостоятельного предмета научного исследования. При этом эффективность метода оценивается не в контексте результатов расследования конкретного преступления, а в контексте решения типовой криминалистической задачи, например эффективность лазерного микроспектрального анализа при исследовании изымаемых с мест преступлений микроколичеств вещества, эффективность полиграфа для диагностики виновной осведомленности и т. п. Это обязывает методологов криминалистики произвести «инвентаризацию» методов, сопоставив их с методами «большой» науки, дать их классификацию, исследовать их законность, эффективность, экономичность. Если ранее криминалистика в основном регистрировала, описывала используемые на практике методы следователей и экспертов, то на методологическом уровне развития науки возникла задача прогнозирования и проектирования новых методов, в том числе с использованием самых современных средств формализации, моделирования, математических и компьютерных технологий»5. 

      Критерии  допустимости методов
    Под критериями допустимости методов криминалистики следует понимать «требования, при несоответствии которым метод не подлежит применению»6.
    В первую очередь следует назвать  требование законности метода. Применяемый  метод не должен противоречить закону (прежде всего Уголовно-процессуальному кодексу и иным законам), а также подзаконным нормативно-правовым актам.
    Ряд требований закона связан с безопасностью  и этичностью метода. Так, согласно ст. 9 Уголовно-процессуального кодекса РФ в ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Эта же статья запрещает прибегать к насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Согласно ч. 3 и 4 ст. 164 производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательств. При производстве следственных действий недопустимы применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.
    Следует признать недопустимыми в этическом  плане не только методы, основанные на насилии, угрозах, унижении чести и достоинства человека, но и те, которые основаны на обмане, лжи. Ряд авторов считают также недопустимыми методы, основанные на эксплуатации невежества, суеверий, предрассудков, религиозных чувств, низменных побуждений участников уголовного судопроизводства.
    Отрицаются  ими также методы, побуждающие  лицо к аморальным поступкам, однако в данном случае критерии морали могут оказаться слишком субъективными. Так, требуя от подследственного дать показания на соучастников преступления или склоняя члена преступной группы к сотрудничеству, мы, можно сказать, побуждаем его к предательству.
    Несомненно, важным требованием к методу является его научная состоятельность. Допустимо применение только тех методов, которые изучены, объяснены или разработаны наукой либо основаны на очевидных закономерностях, процессах, явлениях. В свете этого следует признать недопустимым применение при расследовании методов, основанных на экстрасенсорике: ясновидения, лозоходства и т.д.
    Метод должен соответствовать задачам  его применения, приводить к получению интересующего результата и обеспечивать его необходимую точность, т.е. быть эффективным. Метод должен соответствовать критерию надежности, т.е. обеспечивать необходимую достоверность исследования. Метод должен быть проверен практикой. Немаловажной для применения метода является его экономичность, т.е. метод не должен допускать лишнего расходования процессуальных и материальных сил, средств и времени.
2. Классификация методов  в криминалистике
    Классификации методов криминалистики осуществляются по различным основаниям и обслуживают решение различных задач науки и практики. Так, дл решения задач работы с криминалистической информацией выделяют методы обнаружения, фиксации, декодирования (прочтения) информации, формирования  частных и общих информационных систем. Применительно к задачам анализа конкретного источника криминалистической информации выделяют методы, реализуемые на различных стадиях исследования: аналитической, сравнительной, синтезирующей (оценочной). Применительно к субъекту и сфере профессионального применения методов различают экспертные, следственные, оперативно-розыскные методы, реализуемые в других сферах профессиональной деятельности, в том числе за рамками судебного процесса.
    Применительно к задачам выбора метода и оценки его результатов существенное значение имеет их деление на органолептические и инструментальные, непосредственные и опосредствованные, качественные и количественные, однозначно-детерминистские и вероятностно-статистические.
    Дальнейшая  систематизация методов будет осуществлена по уровням методологии криминалистики, в которой различают философский, общенаучный и специальный уровни. Они образуют строгую иерархическую структуру. В этой структуре методы высшего уровня действуют на низших методологических уровнях, обеспечивая их общую стратегическую и организационную направленность. В свою очередь, низшие методологические уровни обеспечивают адаптацию методов высшего уровня к особенностям структуры изучаемых объектов и условий их исследования.
    Переходя  к рассмотрению отдельных методологических уровней криминалистики, следует подчеркнуть, что их изолированное рассмотрение вызвано только удобствами теоретического анализа и изложения.
    Практически ни один из методов любого уровня не используется изолированно в отрыве от других. Их практическая реализация возможна только в системах криминалистических методик, адаптированных к особенностям задач, объектов и условий криминалистического исследования. 

2.1. Всеобщий метод  криминалистики
     Структура всеобщего метода криминалистики вмещает в себе законы и категории философии, методы логического мышления.
     «Наука криминалистика является разновидностью процесса познания действительности, отражения предметов и явлений материального мира в сознании людей на основе практики. Ученый-криминалист подходит к предмету своего исследования как к одному из звеньев в цепи взаимосвязанных явлений действительности. Такие философские категории, как материя, движение, энергия, информация, время, пространство, играют основополагающую роль при разработке всех криминалистических проблем»7.
     Диалектическая  философия вооружает ученого-криминалиста знанием общих категорий и  законов познания, применимых в любом  научном исследовании. Они помогают правильно исследовать факты  и явления объективной действительности, относящиеся к предмету криминалистики.
     Важнейшими  категориями диалектики являются: противоречие; качество и количество; случайность  и необходимость; возможность и  действительность и др. Основные ее законы: единство и борьба противоположностей; переход от количественных изменений к качественным; отрицание отрицания.
     Диктуемая диалектикой необходимость изучения исследуемого объекта обязывает  следователя не ограничиваться выяснением лишь некоторых обстоятельств, которые  согласуются с его версий, а  объективно и полно устанавливать все имеющие значение для дела обстоятельства, выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приходить к выводам на основе совокупности собранных доказательств.
     Обязанность познания объекта в развитии, изменении требует от следователя выяснять обстоятельства преступления как процесс его совершения от начала до конца, учитывать при поиске и собирании следов преступления, возможность изменений, как материальных следов, так и идеальных, оставшихся в сознании человека.
     Диалектическое  понимание истины ориентирует следователя на конкретный логический подход к расследуемому преступлению в целом, а также на отдельные его стадии. Использование логических законов и форм мышления позволяют установить обстоятельства совершения преступления, собрать обоснованные доказательства.
     Криминалистам нельзя обойтись и без формально-логических методов познания (анализ, синтез, формализация, абстрагирование, гипотеза, индукция, дедукция, аналогия и др.). Они имеют  важнейшее значение на любой стадии познания, применимы к любому разделу криминалистики в силу своего общелогического статуса, ибо нет и не может быть такой ее сферы, которая не использовала бы средства логического мышления.
     Анализ  и синтез являются фундаментальными приемами исследования любого теоретического или практического объекта, будь то человек, предмет, сложный материальный комплекс или система деятельности. Анализ состоит в том, что объект мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности для того, чтобы затем соединить их посредством синтеза в целое, выявив, таким образом, новое знание об их связях и зависимостях. Анализ обеспечивает полноту и всесторонность исследования.  Анализ и синтез сливаются воедино и создают предпосылки для умозаключения в форме дедукции (от общего к частному) или индукции (от частного к общему).
      Дедукция преобладает в случаях, когда криминалист отправляется от известных ему закономерностей движения объекта, а фактические данные конкретного дела, установленные расследованием, использует как малую посылку силлогизма. Этот путь реализуется при использовании любых типовых методик решения криминалистических задач, поскольку все они основаны на знании закономерных связей объекта. Особенно эффективен этот подход при расследовании преступлений, совершенных типовыми, повторяющимися способами.
      Индукция  преобладает в случаях, когда информация об обстоятельствах дела отсутствует или весьма ограничена. Криминалист в этих случаях выстраивает версии и модели события по его отдельным фрагментам в условиях неопределенности и многозначности установленных фактов. Такие наиболее сложные для расследования случаи требуют применения методов, опирающихся на индивидуальный опыт, эрудицию и интуицию следователя, использование обобщений практики, аналогов-прецедентов, разработанных в криминалистике приемов моделирования и методов исследования причинности.
     Аналогия (сходство, подобие) в отличие от дедукции и индукции представляет собой умозаключение от частного к частному или от общего к общему. Соединенные со сравнением и отождествлением эти типы умозаключений занимают заметное место в познавательной деятельности криминалиста. Этот методологический прием познания лежит в основе метода моделирования и теории подобия. На стадии живого созерцания (наблюдения) метод аналогии использует внешнее подобие сравниваемых объектов. На ступени же диалектического мышления аналогия может стать методом познания внутреннего содержательного сходства.
    Абстрагирование - прием познания, при котором «отбрасывается» все, не представляющее никакого значения для решения той или иной задачи и выделяется более значимое и необходимое для ее успешного решения. 

2.2. Общенаучные методы, применяемые в  криминалистике
     Общенаучные методы применяются в рамках любых  научных исследований и практической деятельности. Однако, несмотря на их общий характер, они применяются с учетом особенностей сферы и задач научного и практического познания. Общенаучные методы, применяемые в криминалистике, эта система правил, рекомендаций, приемов по изучению конкретных объектов, явлений, фактов.
       К общенаучными методам, широко  применяемым криминалистами, относятся:  наблюдение, описание, сравнение, измерение,  эксперимент, моделирование, математические  и кибернетические методы, деятельностный  и системно-структурный подходы.
     Наблюдение  «это целенаправленное и планомерное восприятие познаваемого объекта с целью его изучения путем выделения и оценки присущих ему свойств и признаков»8. Объектами криминалистического наблюдения могут быть люди (их внешние, психофизиологические и социальные свойства), трупы людей, животные, действия людей и различного рода события и явления, предметы, вещества и их следы. Наблюдение и оценка воспринятого необходимые компоненты познания. Способность наблюдать и делать правильные выводы весьма значительно зависит от свойств личности криминалиста-исследователя, условий, в которых осуществляется наблюдение, и применяемых технических средств. Различается непосредственное и опосредствованное, простое и квалифицированное наблюдение. В первом случае наблюдение сводится к визуальному восприятию объекта без применения специальных приемов и средств. В последнем случае используются приемы и средства, расширяющие возможности наблюдателя (лупа, светофильтры, микроскоп, электронно-оптический преобразователь, ультрафиолетовый осветитель и др.).
       Необходимо заметить, что данная  категория зависит от ряда  обстоятельств и личных качеств  человека: его памяти, способности  правильного восприятия, его психического  и психологического состояния,  а также времени и обстановки, в которой приходилось наблюдать.
     Наблюдение  тесно взаимосвязано с описанием.
     Описание  фиксирует количественные и качественные показатели изучаемых объектов и явлений и служит одним из условий, способствующих познанию их сущности. Важнейшая функция описания - систематизация зафиксированных показателей и их использование для создания криминалистических классификаций тех или иных объектов и явлений.
     Формы и способы классификаций могут  быть различными (устными и письменными, в том числе графическими и символическими, фото-, кино- и видеозапечатленными и др.).
     Сравнение - одновременное сопоставительное исследование общих и частных свойств двух или более объектов с последующей оценкой. Объекты сравнения в криминалистике - люди, предметы, события, явления и др. Как и метод наблюдения, сравнение может быть простым (визуальным) и с применением специальных научно-технических средств (сравнительные лупы, микроскопы, приборы оптического наложения и др.).
     Эксперимент - многократное повторение при различных, заранее задаваемых условиях целенаправленное проведение какого-либо испытания, пробы или опыта. Реализуется он путем воздействия на исследуемый объект или процесс и может иметь целью подтверждение или опровержение имеющейся гипотезы, установление природы наблюдаемого явления, его сущности, возможных путей управления и др.
       В криминалистике, например, следственный  эксперимент - это следственное  действие, заключающееся в проведении  специальных опытов с целью  получения новых или проверки  имеющихся доказательств, а также для проверки следственных версий о механизме совершения преступления, о происхождении каких-либо фактов и т.п.
     Моделирование. Сущность метода в общих чертах состоит в замене объекта познания моделью и ее анализе с последующим распространением полученных результатов на сам объект. Модель специально созданный аналог предмета, устройства, системы, способный их замещать в процессе научной деятельности. В криминалистике моделирование применяется при изучении ряда объектов, например предметов со следами; отдельных процессов, в частности механизма следообразования при наезде транспортного средства на человека.
     Используемые  в процессе познания (в том числе  в криминалистическом познании) моделирования  могут быть  мысленные, физические и математические. Первый тип моделей может реализоваться в форме образов в сознании людей и в форме описания объектов, процессов и явлений.Вторые в свою очередь, могут быть пространственно подобными (слепки, оттиски, макеты, муляжи), физически подобными (воспроизводящими функциональные свойства моделируемого объекта - человека, животного, механизма).
     Частным случаем моделирования является криминалистическая реконструкция, воссоздающая полностью или частично утраченные объекты по их фрагментам, описаниям, фотоснимкам и другим документальным данным в целях их использования в познавательном процессе.
     Математические  методы используются в виде различного рода измерений, геометрических построений, вычислений, расчетов и др. В криминалистике они используются для определения некоторых свойств объектов (веса, размера и т. д.), расстояний между ними, скоростей их движения и др. Кибернетические методы активно применяются при разработке и использовании автоматизированных информационно-поисковых систем. Они нацелены на: извлечение информации о различных объектах и процессах, автоматизацию ее обработки; применение автоматических устройств и компьютеров для обработки информации и получения производных параметров по фиксированным первичным данным; автоматизацию процесса кодирования информации для ее ввода в компьютер; исследование математических моделей криминалистических объектов; компьютерное распознавание образов и др.
     Системно-структурный  подход - способ познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем, состоящих из комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Этот метод применяется при решении всех важнейших научных и практических проблем криминалистики. Он, в частности, позволяет полнее и точнее выявить и изучить исследуемые объекты (особенно сложные), их структуру, все связи, функции, характер взаимодействия компонентов и др. Указанный подход широко используется при изучении преступной и криминалистической деятельностей и всех остальных системных структур, попадающих в орбиту криминалистического изучения (человек и его материальные и психофизиологические следы, следственные действия и др.). 

      Специальные методы криминалистики
    Специальные методы, в отличие от общенаучных, применяются только в отдельных  отраслях наук. Криминалистика заимствует некоторые методы, творчески преобразовывая их и приспосабливая для решения задач в ходе криминалистических исследований теоретического и практического характера. Специальные методы других наук серьезно дополняют собственно криминалистический инструментарий.
    Соответственно  специальные методы криминалистики можно разделить на две группы:
    1) собственно криминалистические;
    2) заимствованные из других наук.
    «К собственно криминалистическим методам, т.е. разработанным непосредственно в целях использования при криминалистических исследованиях различного характера, относятся методы криминалистической идентификации, дактилоскопии, одорологии и др.
    Специальные методы, заимствованные из других наук, в зависимости от групп наук (источников происхождения методов) подразделяются:
    1) на физические, химические, физико-химические;
    2) биологические;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.