На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Транснациональные банки: характеристика и особенности деятельности в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    Введение 

   Банки с международными связями и зарубежными  отделениями   появились  в Эпоху Возрождения  в  ХV-ХVI в.в. Еще раньше, во время  Крестовых походов существовали переводные векселя  как средства платежа, с которыми купцы и представители банкиров путешествовали по всей Европе и в заморские страны.
   В конце ХIХ - начале ХХ века  развитие международных банков приобрело качественно новый характер, когда  они стали отличительной чертой развития монополистического капитализма. На базе  высокой концентрации и централизации капитала сформировались банковские монополии, которые сращивались с промышленными монополиями. В течение ХХ века роль банков необычайно возросла, т.к. происходила популяризация таких  банковских операций, как  депозитно-ссудные,  платежно-расчетные,  инвестиционные, а также развитие новых операций, в состав которых можно отнести:  лизинговые, факторские, трастовые.
   Банковская  система обеспечивала  многоотраслевую и международную экспансию промышленных монополий. При этом наиболее подвижным и гибким инструментом  внутренних и  зарубежных связей финансистов были ценные бумаги (акции, облигации и др.), что привело к международному переплетению  капитала. Так сформировались два типа международных монополий с зарубежными активами, отделениями и филиалами – промышленные и банковские транснациональные компании.
   Транснациональные банки – это банки с зарубежными  активами, филиалами и дочерними  компаниями в других странах; это  главная организационная форма  транснационального банковского капитала. Транснациональный банковский капитал — это совокупность денежных капиталов, привлеченных транснациональными банками для кредитно-расчетных и других операций в разных странах мира с целью получения наибольшей прибыли.
   Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности транснационального банка, как субъекта банковской сферы, а также изучение особенностей его функционирования в условиях российской экономики.
   Цель  курсовой работы достигается решением следующих задач:
    Раскрытие сущности понятия «транснациональный банк» путем изучения основных направлений его деятельности, элементов  организационной структуры;
    Рассмотрение маркетинговой деятельности иностранных банков через призму их конкурентных стратегий, с учетом мирового опыта регулирования банковской деятельности и политических рисков;
    Изучение правовых основ и форм присутствия иностранных банков в РФ, с учетом особенностей их появления;
    Ознакомление с показателями деятельности иностранного банка, действующего в России, путем проведения структурного анализа данных его отчетности за последние годы.
   Процесс глобализации экономических процессов  за последние годы набирает обороты  в больших масштабах. Актуальность данной курсовой работы основана на том, что ТНБ являются прямым следствием развития  и  концентрации банковского  капитала,  расширения   механизма   его   функционирования   на международном уровне, носителем самых передовых банковских и  информационных технологий. В тоже время международные банки на данный момент достигли такого уровня развития, что сами оказывают влияние на мировую экономику и способствую глобализации взаимодействия между странами. Стратегии деятельности ТНБ настолько отлажены, что их принципы, а именно: хорошее знание конкурентов на  мировых  рынках,  контроль  за  своими  операциями  в общемировом масштабе, способность к гибким и быстрым сдвигам в  направлениях деятельности в случае угрозы изменений условий конкуренции  и  вытеснения  с рынка, размещение капиталов с наибольшей рентабельностью, координация  своей диверсифицированной   деятельности   с   помощью    гибких    информационных технологий, - могут служить образцом поведения на мировых рынках. 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность транснациональных банков 

    1.1 Основные направления деятельности транснациональных банков 

   Разновидностью транснациональных компаний (далее - ТНК), действующих в банковской сфере являются транснациональные банки (далее - ТНБ). Рост   масштабов   международного   рынка   капиталов,   развертывание банковских операций  подтолкнули  большие  банки  к  ускоренному   созданию зарубежной  сети  филиалов,  дочерних  организаций,  усилили их   связь   с банковским капиталом других стран.  Расширению  экспансии банков  заграницу активно способствовала государственная экономическая  политика, с помощью которой  уровень   концентрации   их капитала достиг уровня, позволяющего    создавать    сеть подразделений   в   зарубежных   странах,   на   мировых    рынках,    вести крупномасштабные международные операции.
   Транснациональные  банки, как и банки прочих рангов, опираются в своей деятельности на депозитную базу, т.е. вклады клиентов. В  этом отношении  ТНБ своеобразны, как по  составу вкладчиков,  так и по  географии операций. Главный  принцип  и  цель  деятельности  транснациональных  банков   - мобилизовать любые средства  там,  где  это  наиболее  удобно  и  дешево,  и перебрасывать  их  туда,  где  их  использование  сулит  наибольшую  выгоду. Неудивительно,  что  значительная   часть   депозитов   крупнейших   банков представлена  капиталами  ненационального происхождения.
   Транснациональные банки мобилизуют огромные денежные средства в разных валютах, предоставляют кредиты на любой срок, осуществляют на  международном уровне операции с ценными  бумагами,  применяют  самые  разнообразные  формы финансирования производства и внешней торговли, развивают  невиданные  ранее по масштабам доверительные операции. Промышленные монополии получают от  ТНБ коммерческую информацию, рекомендации и консультации по  поводу  организации производства, структуры управления, обзоры о  перспективах  развития  рынков тех или иных товаров и прочие сведения.
   Главным источником прибыли ТНБ при осуществлении  банковских опреаций остается предоставление кредитов. Принципы международного и  национального кредитования во многом одинаковы. Однако состав клиентов международных банков можно назвать специфическим. К ним относятся:
    импортеры   и   экспортеры,   которым   необходимо   профинансировать   свою международную торговлю;
    корреспондентские   банки,   которым   требуются   денежные   средства   для финансирования торговых или инвестиционных операций своих клиентов;
    крупные международные фирмы,  которые  нуждаются  в  фондах  для  зарубежных инвестиций, контроля над процентным и валютно-курсовым риском;
    иностранные  правительства,  которым требуются деньги  для финансирования дефицита платежного баланса или для выполнения программ развития.
   Международная кредитная деятельность осуществляется в нескольких формах:
    предоставление фондов непосредственно заемщику;
    размещение фондов на депозит в корреспондентский банк;
    заключение  контракта  с клиентом  о предоставлении  фондов  в   течение некоторого будущего периода;
    предоставление  обязательств  возврата  средств  другому   кредитору (третьей стороне), если клиент не сможет этого сделать.
   Отсюда  можно сделать вывод, что ТНБ  достигли своеобразной универсализации  данного вида деятельности.
   Число  заемщиков   банка   с усилением международного характера  их  деятельности  растет  в  неменьшей степени,  чем  число  вкладчиков.  Среди  заемщиков   и   транснациональные корпорации, и национальные фирма, и другие  банки,  и  правительства  многих стран. Есть среди них и  частные  лица.  Но  если  в  борьбе  за  вкладчиков транснациональные  банки  не  пренебрегают  и  мелкими  вкладчиками,  то   в качестве частных  лиц-заемщиков  они  предпочитают  иметь  клиентов  другого сорта. Это в большинстве  случаев  -  крупнейшие  промышленники  и  банкиры, которым без риска можно предоставлять ссуды и  кредиты.  Например,  главными получателями  кредитов  банков  США  являются   международные   промышленные компании. За транснациональными гигантами следуют  правительства-заемщики; при этом главным критерием в выборе страны является наличие благоприятного экономического и политического климата.
   Ссуды ТНБ можно разделить на долгосрочные и краткосрочные.
   Объектами   банковского   долгосрочного   кредитования   могут    быть капитальные вложения предприятий  на затраты по  строительству,  приобретение техники. Оборудования, транспортных средств, зданий  и  сооружений,  научно - технические  продукции,  интеллектуальных  ценностей   и   других   объектов собственности. Такие ссуды выгодны крупным и  средним  предприятиям.  Это  и есть внешнее финансирование капитальных  вложений.
   Краткосрочные ссуды предоставляются  на  пополнение  оборотного  капитала.  Часть   этих кредитов  носит  сезонный  характер  и  быстро  погашается.   Другая   часть используется предприятиями для покрытия капитальных затрат, как  правило,  с последующей конверсией этих ссуд в долгосрочные займы  путем  размещения  на рынке  облигаций  или  акций.
   Конкретные  формы  кредитования предприятий, условия предоставления этих  ссуд  зависят  от технологического освоения отрасли, в которой функционирует компания, от  общей экономической ситуации в стране. Учитывая  эти  факторы,  транснациональные  банки  строят свою  кредитную  политику,  нацеленную  с  одной  стороны,  на  максимальное удовлетворение  потребностей  клиента  в  кредитных  ресурсах,  а  с  другой стороны, на получение стабильного дохода.
      Прием вкладов - операция, характерная  для  банков  любого  ранга.  Для транснациональных банков эта операция  приобрела  особенности, связанные  с международным масштабом   их   деятельности.   Отличительными чертами операций ТНБ от операций национальных банков являются мобилизация   капиталов,   их переброска из страны  в  страну  с  целью  получения  максимальной  прибыли, высокая гибкость в управлении.  Нужно отметить,  что ТНБ охватывают все  виды  сбережений,  начиная  от  правительственных  и  кончая мелкими вкладчиками. 

   Расчетные банковские операции являются ещё одним  видом крупного банковского бизнеса. И здесь  главные  клиенты  банков  -  международные  промышленные  корпорации. Особенность  расчетных  операций  ТНБ  состоит  в том,  что   они   ведутся одновременно в нескольких валютах. Ели раньше банки  выступали  на  валютных рынках только лишь как посредники, покупая и продавая  валюту  по  поручению крупных клиентов, то теперь они обслуживают  всю  сложную  систему  расчетов между странами.
         В случае, когда промышленная  корпорация,  которая  является  клиентом банка, нуждается в дополнительном капитале, могут привлекаться не  только кредитные ресурсы, но и  средства  за  счет  эмиссии  и  продажи  облигаций. Существует  международный  рынок  облигаций,  через   который   привлекаются средства отдельных стран. ТНБ выполняют  операции по выпуску, продаже облигаций и  гарантируют  эти  операции.  Но  многие  из данных   операций   запрещены   банковским   законодательством. Но ТНБ обычно имеют  в  своей  сети  специальные подразделения, которые в праве  заниматься  покупкой  и  продажей  акций  на заграничных биржах.
   В деятельности ТНБ появились и другие  виды операций, не характерные ранее для банковской  деятельности.  В  их  числе участие в сделках по аренде  оборудования,  или  лизинг.
   При  осуществлении  международной  деятельности   транснациональные   банки, помимо  валютного  кредитования,   предлагают   много   других   некредитных финансовых  международных  услуг и инструментов,  широкое распространение которых возникло в результате жесткой  конкуренции  со  стороны нефинансовых  институтов. Международные коммерческие банковские услуги могут быть  подразделены  на несколько агрегированных категорий, в том числе:
    принятие  депозитов  на  оншорных  рынках  за  границей  и  на  оффшорных(евровалютных) рынках;
    осуществление международных дилинговых операций  с  иностранной  валютой, межбанковскими депозитами, драгоценными металлами;
    услуги по финансированию международной торговли и денежному менеджменту;
    международные инвестиционные банковские услуги в  форме  андеррайтинга  и торговли международными эмиссиями  капитальных,  долговых  и  производных ценных бумаг;
    трастовые услуги для институциональных клиентов и для богатых физических лиц, а также розничный международный бэнкинг в различной форме, например, туристских чеков или кредитных карточек.
   Необходимо  отметить  следующие  основные  черты   деятельности транснациональных банков:
    международный характер банковских  операций,  который достигается за счет мощных филиальных сетей по всему миру и освоения  новых информационных  технологий,  которые   позволяют   совершать   операции   в международном масштабе;
    универсализация деятельности ТНБ;
    высокая степень защищенности практически всех операций  ТНБ,  предоставление высоких гарантий на совершаемые сделки. Это  прежде  всего  достигается за счет политики высоконадежных клиентов, с которыми  совершаются  сделки  и которым ТНБ оказывают услуги, а также за  счет политики  выбора  «надежной» страны в процессе размещения филиалов и проведения  операций  на  зарубежных рынках.
   Именно  в этих трех направлениях и разрабатываются  маркетинговые  программы ТНБ. 

    1.2 Элементы организационной структуры транснационального банка 

  Организационная   структура  ТНБ  и  его   отделений   тесно   связана   со стратегическим направлением деятельности банка в целом,  с  его  глобальными задачами. Стратегия во многом определяет как структуру самого банка,  так  и структуру всех служб в банке. Следовательно при изменении  стратегии банка, меняется его организационная структура.
  По  типу ориентации организации   структура  может  строиться   по  следующим принципам:
    по  функциональному  принципу:  данный  тип  более  распространен  среди национальных банков,  хотя  и  встречается  в  ТНБ.  Для  него  характерно глобальное управление, которое осуществляется определенными специалистами, управляющими отделами;
    по  географическому  принципу:  данный  вид  предполагает  сосредоточение деятельности  банка  на  определенных   регионах.   Его   целью   является географическое  расширение  деятельности  банка.  Именно  этому   принципу уделяют внимание транснациональные банки;
    по  товарному  или  рыночному   принципу:   в   данном   случае   банки ориентируются на определенные банковские продукты или отрасли. Данный  тип в настоящее время становится более распространенным и для национальных, и для транснациональных банков;
   Нужно отметить, что самая эффективная  структура  учитывает  в  себе  все три направления. Транснациональные банки в большинстве  случаев  соединяют  географический  и товарно-рыночный принципы, и тем самым обеспечивают себе  более эффективную работу, чем национальные банки.
Организационная  структура  транснационального  банка  и  структура  его службы достаточно сложна. Выходя на новый  зарубежный  рынок,  ТНБ  должен первоначально решить, в какой  организационно-институциональной  форме  он  это осуществит. Данное решение очень  важно  для  дальнейшей  деятельности ТНБ, и оно принимается в соответствии со стратегией транснационального банка. Элементами структуры ТНБ являются:
    образование   неоперационного   подразделения   за   рубежом (представительского офиса или просто представительства) для осуществления в основном управленческих и маркетинговых функций для головного банка. Данные функции носят в основном информационный, контактный,  рекламный и имиджевый характер;
    Образование   международного   департамента   (валютного   или внешнеэкономического управления) в отечественном офисе штаб-квартиры ТНБ;
    установление корреспондентских отношений с  рядом  специально  отобранных банков   за   рубежом   и   проведение   международных   операций   через корреспондентские межбанковские каналы;
    учреждение операционного отделения за рубежом в той или иной доступной для ТНБ организационной форме (заграничного филиала, агентства, дочернего  или  совместного   банка)   для   осуществления   полной   или  ограниченной деятельности на территории пребывания  и  для  международных  операций.
   Обычно  транснациональный  банк  учреждает  зарубежный  представительский офис в столице или ведущем финансовом центре зарубежного государства, если он желает присутствовать там, но не имеет  достаточного  объема  ожидаемых операций или мало информации  о  финансовом  рынке  данной  страны,  чтобы оправдать затраты, которые требуются для  образования  и  функционирования филиала. Представителем такого банка обычно назначается  опытный  работник из головного офиса ТНБ,  штат  представительного  офиса  ТНБ  ,как правило,  мал.
     Представители не могут осуществлять  каких-либо банковских операций, таких,
  как   принятие  депозитов,  предоставление  кредитов,  но  они   направляют  соответствующие предложения и  заявки местных фирм и финансовых  учреждений  головному офису банка или его филиалам в других странах. Чаще всего открытие  представительского  офиса  предшествует  учреждению филиала. Представительство выполняет  полезную  функцию  сбора  финансово-экономической  информации  о  стране  базирования,  а именно о налогах, особенностях  регулирования  банковской  деятельности  в  этой  стране,  о рыночных условиях. В некоторых странах  открытие новых филиалов иностранных банков запрещено. Следовательно, многие крупные банки присутствуют в таких странах, используя представительства.
   Нужно отметить, что в России ТНБ в  основном открывают свои  отделения  в виде представительства, так как российский рынок достаточно  неустойчив  и высокорискован, поэтому транснациональному банку  прежде  всего  необходим тщательный анализ структуры и тенденций развития  российского  финансового рынка.
   ТНБ   может  начать  свои  операции  в  другой  стране,   образовав   в отечественном  офисе  международный  департамент.  Внутреннее   построение такого отдела или управление приспосабливается к обслуживанию определенных потребностей как клиентов, так и самого банка. Такой отдел или  департамент  может  быть  малым  и  универсальным   или   крупным   и узкоспециализированным.
   Особое  место в данном виде организации  занимает использование  мощностей крупных  зарубежных  банков  –  корреспондентов,   которое   предоставляет возможность увеличить объем  денежных  переводов  при  сравнительно  малых затратах времени и капитала.
     Международный департамент выполняет такие же операции  с  иностранной  валютой,  которые осуществляются отечественным  банком  в  отечественной  валюте, а так же осуществляет ряд операций,  с которыми отечественные отделения банка могут не  иметь  дела.  Среди  таких  сделок можно назвать следующие:
    открытие и исполнение коммерческих (товарных)  аккредитивов  для обслуживания внешнеторговых операций клиентов;
 
    торговля  иностранной валютой;
    покупка и продажа иностранных банкнот;
    создание банковских акцептов и торговля ими;
    кредитование заемщиков  в  других  странах,  а также некоторые другие международные банковские операции.
     Особое место среди  организационных   структур  ТНБ  занимают  зарубежные филиалы  банка.  В  настоящее  время   крупные   транснациональные   банки имеют филиалы  почти  в  каждом  иностранном денежном рынке и практически  обязательно  в  международных  финансовых центрах.  Многие  банки,  имея   лишь   несколько   зарубежных   филиалов, располагают их в наиболее важных деловых центрах, где законы разрешают учредить филиал для совершения специальных операций с относительно малыми затратами денег и времени. Многие  филиалы  предлагают  полный набор банковских услуг для национальных и  международных  компаний, для физических лиц. Однако ряд стран запрещает предоставлять  иностранным банкам некоторые  услуги,  такие,  как  прием  местных  депозитов.  Равным образом  некоторые   страны   разрешают   иностранным   банкам   учреждать независимые дочерние банки, запрещая открывать филиалы. Безотносительно  к их форме, для того, чтобы  открыть  филиал или дочерний  банк  в другой стране, банк практически любого государства должен получит  разрешение  от принимающего правительства, а также разрешение  центрального  банка  своей страны. Поэтому особую роль в управлении транснациональных  банков  играет анализ особенностей регулирования банковской деятельности  в той стране, где банк собирается открыть свое подразделение.
   Зарубежные  филиалы  ТНБ, расположенные в оффшорных зонах, имеют целью не общую банковскую деятельность, а для специальную цель – служить своеобразной оболочкой  для проведения международных евровалютный операций. Данные операции чаще всего осуществляются в головном офисе банка или в  крупном  зарубежном  филиале. Оффшорные филиалы (шелл-филиалы), как правило,  имеют небольшой персонал,  а  в некоторых случаях управляются номинально лишь уполномоченным  местным  банкиром  или адвокатом.
   Кроме филиалов за рубежом крупные банки  могут  создавать  подразделения другого типа  -дочерние банки или совместные  банки. 
   Зарубежные  дочерний банк представляет собой  иностранную  компанию,  в  которой  отечественный родительский банк владеет контрольным пакетом акций  или  обладает  другим контролем. 
   Совместный  банк   -  это  иностранная  компания,  в   которой родительский  отечественный банк не  владеет  контрольным  пакетом  акций. Транснациональные банки создают дочерние банки для  улучшения своей международной   конкурентной   позиции,   минимизации   иностранных налоговых обязательств,   а   также   используют   возможности,   которые  представляет данная организационная форма. Большинство же  крупных  банков предпочитают оперировать через  собственные  филиалы.  Но  дочерние  банки могут быть использованы в тех странах, где запрещены иностранные  филиалы. Дочерние банки одновременно обслуживают местных клиентов и работают в интересах  родительского   банка,   выполняя,   в   частности,   операции, запрещенные для головного офиса в родительской стране.
   Совместный  банк  учреждается  несколькими  различными  банками,  которые делят собственность и в некоторых случаях управление банком.  Такая  форма позволяет банкам из различных стран иметь операционную единицу в стране, в которой не разрешены филиалы, принадлежащие нерезидентам,  или  в  которой ограничена деятельность иностранных банков.  Каждый  акционер  инвестирует определенную долю капитала в совместный банк  и  получает  соответствующее представительство в Совете директоров. Совместный банк  функционирует  как независимый банк, получая общие директивы, нормативы, лимиты от акционеров через   Совет   директоров.   Большинство   совместных   банков   являются собственностью ведущих международных банков, однако, в  совместных  банках участвуют и малые банки, желающие присутствовать на отдельных  иностранных рынках.   Тенденция слияний и поглощений  в мировом хозяйстве не  могла пройти и мимо транснациональных банков. Отдельная глава курсовой  работы будет посвящена  последним  слияниям  и  поглощениям  среди  конкурирующих транснациональных банков.
     Любая из приведенных выше  организационных форм имеет  свои  преимущества и недостатки. Транснациональный банк должен  стремиться  рационализировать  свою международную финансовую сеть, состоящую из  того  или  иного  набора ранее перечисленных организационных подразделений,  с  целью  эффективного выполнения  заявок  корпоративных,  правительственных  ,  банковских   или  индивидуальных клиентов, а также для эффективного  осуществления  валютно-финансовых операций за свой собственный счет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Маркетинговая стратегия транснациональных банков 

    2.1 Основные направления конкурентной стратегии ТНБ 

      В выборе стратегии ТНБ широко используют уже разработанные мировой экономической наукой и практикой подходы. Наиболее общими стратегическими альтернативами для  деловой сферы являются рост и  сокращение. 
   Для стратегии роста характерно  прежде  всего систематическое повышение уровня  краткосрочных  и  долгосрочных  целей  над уровнем показателей предыдущих периодов. Существуют  различные её варианты. Наиболее известным и применимым  для банковского дела   является   матрица   «товары-рынки»   американского   экономиста   И. Ансоффа, которая предполагает использование четырех альтернативных  стратегий для увеличения сбыта:
    Проникновение на рынок.
   Стратегия проникновения на рынок предполагает, что  банк  проникает  на  уже сложившийся рынок и предлагает на нем тот же самый продукт (услугу),  что  и конкуренты. Такая стратегия предпочтительна, если целевой рынок  растет  или еще не насыщен. Она широко распространена в России,  во-первых,  в  связи  с процессом образования новых банков и их  укрупнение,  которые  проникают  на уже  занятые  рынки,  а,  во-вторых,  в  связи   с   постепенным   освоением существующими банками видов операций, которые для них  являются  новыми,  но уже имеются на рынке(например, применение пластиковых карт).
Возможны  три варианта данной стратегии проникновения  на рынок:
      увеличение существующих масштабов использования продукта;
      переманивание клиентов у конкурентов;
      привлечение новых клиентов.
      развитие рынка.
   Стратегия развития рынка  означает,  что  транснациональный  банк  стремится расширить рынок сбыта оказываемых услуг, но не за счет проникновения на  уже существующие рынки, а за счет создания новых рынков или рыночных  сегментов.
В применении этой стратегии можно выделить следующие элементы:
        1. выявление новых областей применения банковских продуктов.
        2. продвижение существующих продуктов в новые сегменты.
        3. географическая экспансия.
   Рассматриваемая стратегия используется в тех  случаях,  когда  для  хорошо известного продукта  (услуги)  выявляются  новые  области  применения  и  ее начинают приобретать новые группы потребителей. В  отечественном  банковском деле такой процесс особенно бурно протекал во второй  половине  80-х  годов, когда в ходе коммерциализации  банки  начали  предлагать  населению  услуги, которые прежде  оказывались  только  предприятиям.  Так  поступают  западные банки,  вводя  и  активно  рекламируя  новые  направления   потребительского кредита - кредит на приобретение жилья, автомобиля, туристической путевки. Тем самым банк оказывает косвенное воздействие на спрос и  привлекает  новых клиентов.  Что же касается  продвижения   продуктов  в  новые  сегменты,  то такая стратегия применяется в случае,  когда  вновь  введенный  продукт  был успешно принят на первоначально  намеченных  целевых  рынках.  Так,  услуги, ориентированные   первоначально   только   на   состоятельных   потребителей (например, пластиковые карточки), банки постепенно  начинают  предлагать  и целевым группам с более низким уровнем доходов. 
   Относительно  проникновения финансового института на новые географические рынки можно  отметить,  что  в прошлом географическая экспансия осуществлялась посредствам  открытия  новых филиалов, представительств, дочерних компаний. В настоящее время  по  целому ряду традиционных услуг существует  возможность  проникать  на  новые  рынки путем  установки  банковских  автоматов  и  налаживания  связей  при  помощи современной техники телекоммуникаций.
      Говоря о стратегиях транснациональных  банков. Можно выделить три   вида банковских инноваций:
   1. адаптивная;
   2. функциональная;
   3. фундаментальная;
   Адаптивная  инновация  - это наименее сложный  вид инновации, он  предполагает минимальные изменения в продукте или услуги и не требует  никаких  изменений в поведении потребителей. В то же время такая  инновация  является  и  самой простой  с  точки  зрения  копирования  конкурентами.  Примером  может  быть формирование  взаимосвязанных   пакетов   из   уже   знакомых   потребителям банковских услуг.
   Функциональная  инновация  предполагает  сохранение  функции  продукта,   при изменении характера  реализации  функции.  Покупатели  получают   возможность удовлетворить свои потребности новым и лучшим способом. Тем самым, этот  тип инновации требует определенных изменений в привычках покупателей.
   Фундаментальная инновация  - это наиболее сложный  тип инновации,  в  котором реализуется новая концепция или идея,  в  результате  чего  возникают  новые функциональные качества.  Внедряемый  продукт  является  абсолютно  новым  и удовлетворяет   потребность,   которая   раньше   не   замечалась   или   не удовлетворялась  в  достаточной  мере.
      К числу концепций маркетингового анализа, используемого ТНБ, относится матрица Бостонской консультативной группы. Эта модель делит все товары,  продаваемые фирмой на рынке, на четыре типа:
   1. «Звезда» характеризуется лидирующим  положением  (высокая  доля)   в развивающейся   отрасли   (быстрый   рост). Ее   типовая   стратегия - интенсификация  маркетинговых  усилий  для  поддержания  и  увеличения  доли рынка. «Звезда» дает больше прибыли, но  требует  больших  объемов  ресурсов для  финансирования  продолжающегося  роста.  По  мере  того,  как  развитие отрасли замедляется, «звезда»  превращается в «дойную корову».
   2. «Дойная корова» - занимает  лидирующее  положение (высокая доля)   в относительно зрелой  отрасли.  Ее  стратегия  –  использование  прибыли  для поддержания доли  на  рынке  и  помощь  растущим  подразделениям  (стратегия консолидации). Такой товар обычно имеет  своих  потребителей  и  конкурентам сложно их переманить.
   3. «Трудный ребенок» - занимает  незначительную  долю  на   развивающемся отраслевом рынке. В  случае  наличия  в  ассортименте  такого  товара  банку необходимо  сделать   выбор   из   альтернативных   стратегий-   -расширение инвестиций и интенсификация маркетинговый усилий или  сокращение  инвестиций и  уход  с  рынка.  Поддержка  «трудного  ребенка»  со  стороны  потребителя незначительна, конкурентные преимущества неясны, ведущее положение на  рынке
занимают  товары конкурентов.
   4. «Собака» - это товар с ограниченным  объемом сбыта (низкая  доля)  в зрелой или малоперспективной отрасли. Стратегия  в  отношении  этого  товара может быть только одна – уход с рынка.  Несмотря  на  достаточно  длительное присутствие на рынке, этому товару не удалось привлечь  к  себе  необходимое количество потребителей и он отстает  от  конкурентов  по  сбыту,  имиджу  и уровню издержек.  Для такого  товара  характерны  чрезмерные  издержки   и
незначительные  возможности роста.
      Типы продуктов определяются  в зависимости от темпов  роста   отрасли  и относительно доли банка, т.е. его доли в сравнении с  ведущими  конкурентами на этом рынке. В качестве критериев отнесения товара к той или  иной  группе используются темпы роста отрасли и относительная доля фирмы  на  рынке.  Под темпами роста отрасли подразумевается ежегодный рост сбыта всех  аналогичных компаний на данном рынке.
   Рассмотренный выше подход является портфельным, в  его основе лежит  положение о том,  что любой банковский продукт  с  момента  своего  возникновения  проходит  ряд  стадий развития, получивших в совокупности название жизненного  цикла  продукта.  В основном выделяют следующие стадии развития продукта:
   1. Вводная стадия.
   2. Стадия роста.
   3. Стадия зрелости.
   4. Стадия упадка.
         Вводная стадия  жизненного  цикла   продукта   характеризуется   низкими объемами реализации и отрицательными финансовыми результатами.  В связи с этим многие финансовые институты предпочитают  не  быть  первыми,  а внедрять продукты, которые уже зарекомендовали себя  на  рынке.  Но  что  же касается   транснациональных   банков,   то   здесь    ситуация    обратная. Транснациональные  банки  практически  всегда  являются   распространителями абсолютно новых продуктов и технологий. Это прежде  всего  объясняется  тем, что крупные банки могут взять на себя риск по  реализации  абсолютно  нового продукта, т.к. прежде всего  располагают  большими  ресурсами  для  покрытия данного риска. По прохождении вводной стадии продукт оказывается  на  стадии роста.
   На  этой стадии усиливается интенсивность  конкуренции, так как  другие институты финансового рынка стремятся пополнить свой ассортимент продуктом, который пользуется успехом у потребителей. Может  произойти снижение  цены  на  продукты  или  услуги,  на   которые   изначально   была установлена высокая цена. По  истечении  стадии  роста  продукт  вступает  в стадию зрелости.
   Наиболее  характерная черта этой стадии –  замедление  роста продаж  и  повышение  прибыли.  Конкуренция  начинает   спадать,   требуется внесение изменений в сам продукт и в  рыночную  политику.  Цены  могут  быть несколько снижены, а внимание переключается  на  абсолютно  новые  продукты, которые начинают появляться на  финансовом  рынке.  Зато  по  мере  снижения
прибыли могут быть предприняты меры, направленные на  снижение  издержек.  В США, например, на многих рынках вступили в  стадию  зрелости сберегательные счета и чековые счета. Для того, чтобы поддержать  этот  продукт, многие американские банки вводят новые  схемы  платы  за  ведение  счетов  и пытаются снизить свои  издержки,  вводя необходимый  минимум  операции  по счету.
   Продукты  в стадии упадка характеризуются резким  уменьшением  объема продаж и  постоянным  снижением  прибыли.  Задача  банка  в  этом  случае  – использование оставшегося потенциала и удаление продукта из ассортимента.
   Стратегическое  развитие ТНБ характеризуется  прежде  всего  освоением   новых   географических   рынков, внедрением  в  новые  сферы   финансового   рынка,   занятые   нефинансовыми институтами, расширением ассортимента предлагаемых услуг и  универсализацией банковской деятельности.
   Практическим  примером применения стратегического комплекса может служить «Сити Банк»,  возникший в 1812 году как маленький коммерческий банк в Нью-Йорке. Его способность определить перспективные тенденции и  уловить  новые  веяния на рынках финансовых услуг помогло этому банку превратиться в один из  самых крупнейших транснациональных банков мира. В 60-70е годы Сити  Банк  проводил стратегическую   перестройку   своей   деятельности   по    двум    основным направлениям. Данная перестройка оказала значительное влияние на весь  рынок
финансовых  услуг в США. Во – первых,  была  создана  банковская  холдинговая компания,  что  позволило  значительно  расширить  как  спектр  предлагаемых услуг, так и географическую сферу деятельности банка. В начале 80-х годов Сити Банк добавил  к  спектру  финансовых  услуг, охватываемых тремя  международными  банками,  входившими  в  его  структуру, информационный и страховой бизнес.
      Из рассмотренного выше материала следует, что внедрение банка в новую для себя область бизнеса  требует  тщательной  проработки  вопроса  на высоком уровне, анализа и  проработки  всех  возможных  альтернатив  решения проблем, целенаправленного поиска конкретных вариантов осуществления идеи  и их изучения. 

2.2. Особенности регулирования  банковской деятельности  в странах мира 

   Регулирование  банковской  деятельности  в  целом  и  функционирование транснациональных банков занимает большое место в  государственной  политике различных стран.  Международные  банки,  оперирующие  в  различных  странах, должны  соблюдать   жесткие   правила   системы   регулирования   банковской деятельности.  Эти   правила   касаются   банковских   операций   и   набора предлагаемых услуг, качества и размера кредитов, достаточности  собственного капитала,  способов  его  расширения,  которые  используются  для  улучшения отношений с клиентурой.
      Для транснациональных банков  прежде  всего  характерна  разветвленная сеть филиалов по всему миру и  международный  характер  деятельности.  Но  в любой стране, где уже суще6ствует филиал,  или где транснациональный банк собирается его открыть, существуют свои особенности регулирования и  надзора за деятельностью банков. Данные  особенности  тщательным  образом  изучаются банком.
      Деятельность  ТНБ, как и прочих кредитных учреждений, регулируется  соответствующими   законами, нормами, регламентирующие различные аспекты банковской практики.
     В Германии контроль над  образованием  филиалов  и отделений банков является средством, предотвращающим расширение слабых  банков.  Кроме того,  контроль  и  надзор  за  деятельностью  зарубежных  филиалов   банков позволяют в определенной степени не допускать  оттока  средств  за  рубеж  и уменьшают  банкам  возможность  обходить   установленный   порядок   ведения валютных операций. Надзорные органы дают  разрешение  на  открытие  филиалов лишь в  том  случае,  если,  по  их  мнению,  банк  располагает  достаточным капиталом и квалифицированными руководящими кадрами,  способными  обеспечить нормальную работу создаваемых подразделений.
   В Италии, несмотря на то,  что для  открытия  новых  банковских  филиалов  уже  не   обязательно   получать предварительное разрешение  от  Банка  Италии,  надзорные  органы  могут  не допустить расширения филиальной сети банка, если с их точки зрения  банк  не обладает   необходимыми   финансовыми   ресурсами    или    соответствующими управляющими кадрами. Разрешение же на  банковские  слияния,  которые  очень часто  используются  в   практике   транснациональных   банков   с   другими организациями, Банк Италии выдает с  учетом  финансового  состояния  каждого банка, участвующего в данном процессе, оценки уровня достаточности  капитала банка  после  объединения,  перспектив   получения   доходов,   возможностей эффективного управления и вероятного воздействия влияния на  конкуренцию в банковской сфере, а также при условии соответствия антимонопольным  законам.
   Предоставление  лицензии на создание банка в Нидерландах  означает  разрешение
на открытие им филиалов в стране. Однако для  открытия  зарубежного  филиала или    организации    дочернего    предприятия    необходимо     специальное разрешение.
      Центральным  звеном  в  системе   надзора   за   деятельностью   банков большинства  стран   является  документарный  надзор.  Его  главная   задача состоит в том, чтобы посредством постоянного контроля обнаружить  на  ранней стадии  возникновение  проблем  в  банке,  развитие  которых  может  вызвать неплатежеспособность и банкротство банка,  и  принять  меры  по  преодолению выявленных негативных явлений и тенденций.
      Каждая страна имеет свои особенности  в получении первичной  информации
о состоянии  банков.
      в  Англии,  надзорные  органы  получают  от  банков  годовые балансы,  заверенные  внешними  аудиторами,  и  отчеты  о  некоторых   видах операций немедленно по их совершению.
      В Германии текущий контроль  над  деятельностью банков  на  основе  их ежемесячных отчетов о платежеспособности, ликвидности и т.п. по итогам  года представляется годовой баланс и отчет о  прибылях  и  убытках.  Федеральное  ведомство  по  надзору  за   кредитными   организациями   может требовать  от  банков  любую  информацию,  включая  бухгалтерские  книги   и
документацию.
      В Италии коммерческие банки  направляют  ежемесячно  в   органы  надзора сокращенный баланс, ежеквартально - отчет о депозитах и ссудах, раз в год  - годовой баланс  и  отчет  о  прибылях  и  убытках.  С  1989  года  в  стране используется схема автоматизированных финансовых отчетов.
      В  США,  где  существует  очень  жесткий  банковский  контроль,  банки ежеквартально предоставляют полные отчеты о  своем  финансовом  положении  и доходах.
      В мировой практике существует  два подхода к банковскому надзору. В первом  предполагается,  что  существуют  органы  надзора   с   достаточными полномочиями и ресурсами. Второй предполагает, что  при  наличии  достаточно полной информации сами участники финансового рынка  -  вкладчики,  кредиторы и акционеры - смогут выбирать банки, лучше других ведущие дела.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.