На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация творческой деятельности на уроках иностранного языка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 20 Н. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ  КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 

                                                                                                             Допущена к защите
                                                                                                             Председатель ПЦК
                                                                                                             педагогики и психологии
                                                                                                             _________Л. В. Адащик 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

Организация творческой деятельности школьников на уроке  иностранного языка 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                Учащаяся гр. _____ Д. Л. Колошич
                                                                                      Руководитель _______ Е.  В. Лобырина 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2008 

    ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..…………...…………. 3 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА ………………………………………………...….... 5
1.1. Сущность  учебно-познавательной деятельности ……………..…………………….5
1.2. Значение творческой деятельности учащихся на уроках
       иностранного языка……………………...………………..………………..………….9
1.3. Способы организации творческой деятельности …..…………………..…………..12 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ ……………………………………….…………………...20
2.1. Первичная  диагностика эффективности творческой деятельности
       в процессе обучения иностранному языку……………….………………...…..…....20
2.2. Реализация  творческой деятельности в учебном процессе……..………………….21
2.3. Вторичная диагностика эффективности творческой деятельности
       в процессе обучения иностранному  языку……………………..…………………....26 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..……..28 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….………….……... 30 

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………...... 32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Проблема  преподавания иностранного языка в  школе в настоящее время особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых и желания участвовать в межкультурной коммуникации. [1, с.54]

     Формирование  положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная  задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми  знаниями, навыками, умениями.
    Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы  урока, которые будут стимулировать  деятельность учащихся. Безусловно, детское творчество на уроках является основой их мотивации и познавательного интереса.
 Опираясь  на опыт выдающихся педагогов  20-х и 30-х годов (А.В.Луначарского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого и др.), обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со “старейшинами” - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.  Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. [2, с.71]
    Таким образом, детское творчество является неотъемлимой чаcтью учебно-воспитательного  процесса в школе, в связи с  чем была выбрана тема курсовой работы: "Организация творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка ".
    Цель работы: изучить процесс организации творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка .
    Задачи:
    -   Изучить сущность учебно – познавательной деятельности ;
    - Охарактеризовать значение творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка ;
    -  Описать способы организации творческой деятельности .
      Объектом исследования является организация творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка, предметом - способы организации творческой деятельности.
    Гипотеза состоит в том, что организация творческой деятельности школьников на уроке иностранного языка будет способствовать повышению познавательного интереса и активности школьников, а также  уровня творческого и интеллектуального развития детей.
    База: 6 "A" класс СШ 215.
      Методы исследования:
    -   Первичный анализ творческой  деятельности учащихся 6 класса на  уроках иностранного языка;
    - Беседа;
    - Анкетирование;
    - Наблюдение. 
 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Сущность учебно-познавательной  деятельности

    Многочисленные  факты из реальной школьной жизни свидетельствуют, что само присутствие ученика в классе еще не говорит о том, что он действительно осуществляет учебно-познавательную деятельность. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия.
    Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.
    Воспитательно-развивающий  результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта  творческой деятельности и опыта  эмоционально-волевого и ценностного  отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности.
    Содержанием учебно-познавательной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления - школа, класс.
    Учение  как познавательная (гностическая) деятельность протекает в двух основных формах: внешней и внутренней. К внешней (практической) гностической деятельности относятся такие ее виды, как манипулирование предметами, их механическая обработка, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т.п. Это может быть перцептивная деятельность - рассматривание, слушание, наблюдение, а также символическая деятельность, например изображение, называние, обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и высказываний и т.п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблюдаема, хотя и требует для ее осуществления таких умственных (мнемических и мыслительных) действий, как анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация (группирование), кодирование и перекодирование (Л. Б. Ительсон). Основной организационной формой, в которой протекает организованное учение, является урок. [3, с. 450]

    Урок  - это основная организационная форма  обучения в школе. Он является не только  важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса  обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

    Урок  как форма организации обучения прочно занял свое место в школе  в качестве основной организационной  формы обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная  постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная задача, "нацелена" на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке. [2, с.68]
    Развивающая функция современного урока английского языка заключается в развитии у всех учащихся познавательных процессов (наблюдательности, памяти, мышления, речи, воображения) и умственных способностей. Овладение основными теоретическими понятиями, законами науки, методами их логического анализа, способствует быстрому развитию умственного развития учеников.
    Атрибутика учебно-познавательной деятельности предполагает наличие учебников, учебно-наглядных пособий, технических и других средств, помогающих освоению содержания образования. Во многом она определяется спецификой учебного предмета как отражения той или иной области знания (науки), литературы или искусства.
    Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, что своим обязательным предметным результатом она имеет подчиняющиеся жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. Другими словами, она требует научения знаниям, умениям и мышлению. В то же время учение теснейшим образом связано со всеми другими видами деятельности, органично вбирая их в себя. В силу этого учение - важнейшее средство воспитания, целостного формирования личности. На определенных этапах возрастного развития оно является ведущим, т.е. определяющим появление новообразований личности, развивающим видом деятельности.
    Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников зависят от того, какую позицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти позиции  могут быть:
    -   пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;
    - активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования  информации;
    - организуемого извне направленного  поиска, обнаружения и использования  информации. [4, с.12]
    Первая  позиция обучаемого требует применения таких методов преподавания, как сообщение, разъяснение, преподнесение, показ, задавание; вторая - методов стимулирования: пробуждение интереса, удивления, любопытства; третья - методов педагогического руководства: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, консультация и др.
    Успешность  организации учебно-познавательной деятельности определяется целостностью или, напротив, разрозненностью представлений  педагога о своем предмете, его  целях, системе знаний, навыков и  отношений, которые с помощью предмета можно сформировать у учащихся. Исследованиями Н. В. Кузьминой и ее сотрудников установлено, что само видение педагогом возможностей своего предмета определяет меру эффективности его педагогических действий с целью организации учения. В конечном итоге это определяет, сможет ли учитель средствами своего предмета сформировать у учащихся научное мировоззрение, разовьёт ли у них логическое мышление, творческое воображение и способности, сформирует ли систему знаний, умений и навыков или нет. Важным условием успешности учебно-познавательной деятельности учащихся является и осознание ими цели предмета, и место того или иного урока в нем. При этом осознание целей изучаемого курса облегчается, если учитель обучает не только его содержанию, но и методам добывания фактов и их систематизации, описанию в системе понятий, ориентации в наглядных пособиях.
    Таким образом, учебно-познавательная деятельность - это совместно организуемые действия учителя и учащегося с целью  приобретения последним необходимых знаний, умений, навыков, а также опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности. Урок является самой целесообразной формой учебно-познавательной деятельности. Урок как основная единица учебного процесса выполняет все его функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Учебно-познавательная деятельность организовывается, контролируется и стимулируется педагогом. И только от способа организации учебно-познавательной деятельности зависит, достигнуты ли будут цели и каков будет результат. [3, с.513]

1.2 Значение творческой  деятельности учащихся  на уроках иностранного  языка

      Источник развития ученика –  специально организованное обучение, в котором осуществляется творческая деятельность по самостоятельному открытию научных закономерностей, законов, способов решения задач, модели, воплощающих в себе умственную активность, изобретательность, смекалку, стремление добывать знания.
    Процесс развития личности ученика в обучении рассматривается как процесс созидания чего-то нового для него в познавательной и предметной деятельности. Творчество – это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке. [5, с.7]
    Выражением  творческого процесса в обучении выступает созданный учеником творческий продукт. Развиваясь, как субъект творческой деятельности, ученик становится всё более свободен в выборе цели и способов их достижения. Наивысших ступеней он добивается, когда главной ценностью для него становится саморазвитие, когда он способен рефлексивно относится к своей деятельности. Источник развития – специально организованное обучение, в котором создаются условия для саморазвития личности.
    Творческая  деятельность  способствует  формированию  у  школьников преобразующего  отношения  к  окружающей  действительности.  У  человека,  который  не занимается творческой деятельностью, вырабатывается приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. На его восприятие влияют привычные установки, оценки и т.д. Это приводит  к  тому,  что  в  своей  деятельности,  работе,  мышлении  он  не  может  выйти  за пределы  известного.  Если  же  с  раннего  возраста  детей включать  в творческую деятельность,  то  у них развивается пытливость  ума,  гибкость  мышления,  память, способность к оценке,  видение проблем,  способность предвидения и другие  качества, характерные для человека  с развитым  интеллектом.  С  возрастом  эти  качества укрепляются, совершенствуются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
    Регулярное  использование на уроках системы  специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет творческие способности школьников, способствует личностному развитию, повышает качество творческой подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать творчество в повседневной жизни.
    Говоря  о значении творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка, совершенно очевидным является факт, что творческая деятельность будет способствовать повышению познавательного интереса и активности учащихся на уроках. Творчество подразумевает под собой некую свободу учащихся, которая будет активно проявляться в процессе коммуникации. И именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, творческая деятельность и нетрадиционные формы проведения занятий.
Кроме того,  любая творческая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, так как в ней присутствуют сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Иначе говоря, творческая деятельность учащихся на уроках иностранного языка будет стимулировать, мотивировать учащихся к дальнейшему его изучению, что является одной из основных целей, стоящих перед учителями в современной школе. [2, с.313]
    Значение  творческой деятельности на уроках иностранного языка можно проиллюстрировать посредством раскрытия целей работы над заданиями на развитие творческих способностей:
    1) - сформировать  общие умения: умение читать сказку, стихотворение, рассказ;
    - умение  выделять требуемую информацию, искать ответ на  вопрос, известное  и неизвестное.
    - умение   устанавливать   связь   между   данными   и искомыми,
    - умение  сформулировать свой ответ на  иностранном языке;
    - развить  языковую догадку в переводе незнакомых слов.
    2) Развитие таких процессов мыслительной  деятельности, как выдвижение целей,  планирование, анализ, сравнение, синтез.
    3) Формирование умения вести рассуждение.
    4) Развитие творческой активности, логического мышления и познавательной  активности.
    5) Формирование абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, развитие речи.
    Итак, использование творческой деятельности повышает уровень творческого и интеллектуального развития детей, а также повышают личностную самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства. Таким образом, творчество для  школьника в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [6, с.27]

1.3 Способы организации  творческой деятельности 

    В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале  искусства и всевозможных детских  игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребёнку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и давать ребёнку то, что мы вправе от него ожидать.[7, с.232]
    Любому  обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от школы. Ведь ее задача – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
    Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2%. Но ведь уже много лет назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня?
    Уже в начальной школе есть учащиеся, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна  работа на уроке, они читают специальную  литературу. Поэтому нам важно  именно в школе выявить всех, кто  интересуется различными областями  науки, вывести их на дорогу поиска в науке и, в итоге, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.                    В последнее время возросло внимание к осуществлению развивающего обучения. Интеллектуальное развитие школьников обеспечивается соответствующим содержанием и постановкой учебного процесса.
    В центре внимания в учебном процессе находятся активность, самостоятельность  детей, умения логически мыслить, воображать. Часто о развитии учеников судят  по их информированности, по накоплению большого числа отрывочных сведений, фактов, взятых, главным образом, из телепередач.
    Выполняя  успешно хитро-умные «предметные действия» такие ученики затрудняются, когда им предлагают практическое задание на усвоенное правило, но поставленное в ранее незнакомой ситуации. Интеллектуальное развитие достигается в процессе всей учебно-воспитательной работы: приобретение знаний, овладение навыками, развитие мышления, формирование творческой активности.
    Поэтому важную роль в развитии школьника  играют нестандартные, творческие задания на уроках иностранного языка, а именно: написание стихов, сказок, мини-рассказов на конкретные темы.
    Наиболее  эффективными приемами для использования  в общеобразовательной школе  являются мозговой штурм, морфологический анализ и синтез, метод контрольных вопросов, метод сфокусированных объектов и гирлянд, ассоциаций, функционально-стоимостный анализ. Эти методы позволяют облегчить и интенсифицировать творческую деятельность.
    Использование в работе актуального материала, включение в процесс познания различных аудиовизуальных средств, опор, ключей, познавательных игр, создание учебных ситуаций общения с личностной направленностью стимулируют самостоятельную творческую работу учащихся, поддерживают интерес к изучению иностранного языка.
    Общеизвестно, что школьники легко и непринужденно осваивают материал, который им доступен, когда приёмы и виды работы при этом интересны для них. Многие учителя широко используют игры, в том числе ролевые. Так, в игровой форме, учащиеся легко и с интересом выполняют такие задания, как управляемый диалог, обязательно с творческим подходом.
    Одним из удачно реализовающих способов организации  творческой деятельности учащихся на уроке иностранного языка является исследовательская работа. Исследовательская работа в системе урочной и внеурочной деятельности ставит перед собой задачу дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе даёт учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Учебная дисциплина «Иностранный язык» имеет беспредметный характер и поэтому в исследовательской и научно-исследовательской работе можно заниматься исследованиями в различных областях науки. [8, с.26]
    Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек – существо социальное, он должен ещё в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, выступать с докладами, уметь слушать себя и других.
    Безусловно, нельзя дать ребёнку задание написать доклад, не разбудив в нём желание сделать это. Нельзя выступать перед аудиторией и завладеть её вниманием на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе. Для того, чтобы этому научиться и направлена исследовательская деятельность.
Основным  и ведущим принципом обучения иностранного языка является принцип коммуникативной направленности, и поэтому «Иностранный язык» как никакой другой учебный предмет помогает развивать интеллектуальные умения и коммуникативную культуру. Творческая деятельность предполагает подготовку и проведение конкурсов, викторин, вечеров, литературных праздников, заседаний клуба интересных встреч в рамках недели иностранного языка в школе и вне её. Такая деятельность позволяет сделать участие каждого ученика значимым и стимулирует мотивацию участия большого количества учащихся в исследовательской и экспериментальной работе. [9, с.32]
    Следует отметить, что формы обучения могут  быть как академическими (на старшей ступени обучения практически на каждом уроке учитель должен использовать задания творческого характера или задания предполагающие исследование), так и ориентированными на инновационные педагогические технологии: коммуникативно-направленная групповая работа, проектная деятельность, индивидуальная творческая деятельность, выделение проблемы, сбор информации, ее обработка, обсуждение.
    В качестве конечных продуктов творческой деятельности могут выступать  рефераты, доклады, иллюстрированные средствами наглядности (видеофильмами, коллажами, альбомами рисунков, фотографий). Результатом совместной деятельности учащихся организация и проведение различных конференций, выставок, вечеров (для родителей, учителей и учащихся). Различные достижения учащихся по выполнению проектов, творческих работ могут войти как компонент в состав индивидуальной накопительной оценки, учебного портфолио. Такое средство рефлексивного обучения иностранному языку практикуют некоторые учителя иностранного языка в школах Беларуси.
     Проведение творческого  дня по иностранному языку является одним из путей индивидуализации обучения. Он позволяет решать актуальную педагогическую задачу развития активного, самостоятельного творческого мышления  школьников; приобщает родителей к проблемам детей. Главным условием реализации этой задачи выступает направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях; предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности; создание образовательной среды, способствующей эмоционально – ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.      [10, с.35]       1. Типы ученических творческих  работ.
Ученические творческие работы могут быть представлены по следующим номинациям:
Исследование 
    - Опыты 
    - Эксперимент 
Сочинение
    -  Загадки и скороговорки
    -  Небылицы 
    - Стихи 
    - Сказки 
    - Рассказы  

Зрелищное произведение
    - Сценка 
    - Спектакль 
    - Показательные  выступления 
Педагогическое  произведение
    - Творческое  учебное задание к уроку 
    - Составленный  кроссворд 
    - Фрагмент  урока 
    2. Формы проведения творческого дня
Форма проведения выбирается классным руководителем  и учителем иностранного языка. В  этот день приглашаются родители, учителя-предметники, все желающие. Присутствующие могут  задавать вопросы, давать свою оценку, высказывать суждения.
    3. Подведение итогов.
      Итоги творческого дня по иностранному  языку подводятся по таким  параметрам, как степень творчества, оригинальность, личный вклад, новизна, практическая польза. По итогам дня составляется итоговая таблица. Победители в каждой номинации награждаются грамотами школы. (см. приложение А).
 
 
 
Модель  проведения творческого дня: 1.Изучение  интересов учащихся.
2.Анкетирование  родителей. (см. приложение Б)
3.Анкетирование  учащихся.
4.Изучение  анкет учителем.
5.Составление  плана проведения творческого  дня.
6.Оформление  творческих работ совместно с  родителями, учителями, воспитателями.
7.Проведение  творческого дня согласно положению.
8.Подведение итогов (рефлексия учащихся, отзывы присутствующих родителей, учителей), оформление творческих работ
Рефлексия
     Рефлексия предполагается на  этапе подведения итогов творческого  дня. Она нацелена на выявление  отношения учащихся к своим  достижениям. Она даёт осмысление затруднений и пути их преодоления у учащихся в ходе подготовки и проведения творческого дня. Предполагает получение обратной связи от одноклассников и педагогов. (см. приложение В) [11, с.13]
 
    И, наконец, для  организации  творческой  деятельности  на  уроке  необходимо  учитывать  ряд факторов:
    1.  Учёт  возрастных  особенностей  школьников.  Без  этого  невозможно  правильно соотнести  между  собой  цель,  мотивы  и  средства  достижения  цели.  Особого внимания  требуют  к  себе  мотивы  деятельности,  т.к.  они  определяют  интерес к работе, возникновение проблемной ситуации и стремление к достижению цели.
    2.  Доступность  предлагаемых  работ.  Сложность  работы  должна  быть  строго согласована  с   каждым  этапом  творческого   развития  ребенка.  Психологами установлено, что каждый человек имеет свой, присущий только ему "шаг" творческого развития,  замедление  или  ускорение  которого  всегда  приводит  к  нежелательным последствиям.
    3. Сочетание индивидуальной и коллективной  творческой деятельности школьников. Это требование может осуществляться не  только на уроках  иностранного языка, но и во  внеурочной  творческой  деятельности  детей, что позволяет оптимально  сочетать индивидуальную работу с коллективной.
    4.  Непрерывностъ  творческого  процесса.  Практика  показывает,  что  эпизодическая творческая  деятельность  малоэффективна. Она может  вызвать  интерес  к  конкретной выполняемой  работе,  активизировать  познавательную  деятельность  во  время  её выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но  эпизодичность  никогда  не  приведет  к  развитию  творческого  отношения  к труду, стремлению к изобретательности, т.е. к развитию творческих качеств личности.
    5.  Результативность  творческой деятельности.  Немаловажную  роль  для  ребенка  имеет конечный  результат  выполняемой  на  занятии  работы.  Необходимо,  чтобы  дети стремились  выполнить  поставленную  перед  ними  задачу,  испытывали  радость  от результатов  собственного  труда.  Результативность  творческой  деятельности  следует рассматривать не только по отношению к конечному результату, но и применительно к каждому этапу выполнения творческого задания.
    Итак, мы видим, что существует множество  способов организации творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка: ролевые игры, исследовательская работа, сочинение стихов, рассказов, конференции, выставки, рефераты, доклады, конкурсы, викторины, театрализованные постановки, организация и проведение творческих дней по иностранному языку и другие. Все они помогут разнообразить учебный процесс, замотивировать учащихся, предоставить каждому ребенку условия для возможного выбора деятельности, создания образовательной среды, способствующей эмоционально – ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. [12, с.45] 
 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

2.1 Первичная диагностика  эффективности творческой  деятельности в  процессе обучения  иностранному языку

    Педагогическая  диагностика - совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. [13, с.17]
    В педагогике наработано достаточно много  способов диагностирования. Для диагностики  эффективности творческой деятельности в процессе обучения иностранному языку мы выбрали метод анкетирования.  Учащимся было предложено ответить на 7 вопросов анкеты (см. приложение Г), которая помогла выявить заинтересованность учащихся в творческой деятельности. Для упрощения обработки данных и для получения более точного результата учащиеся выражали только свое согласие или несогласие с утверждением или вопросом. Проанализировав результаты анкеты и отобразив их в диаграмме (см. приложение Д), можно увидеть, что из 11 учащихся:
- всем  интересна разнообразная деятельность  на уроке;
- 9 учащихся  считают, что игровая форма  способствует лучшему усвоению  материала;
- 10 учащихся  охотно участвуют в нестандартных заданиях на уроке;
- 6 учащимся  нравятся дискуссионные формы  работы;
- 7 учащихся  хотят участвовать в постановке  спектакля на английском языке;
- 4 учащихся  проявляют интерес к собственным  литературным сочинениям;
- 3 учащихся хотели бы поучаствовать в исследовательской работе (проект).
    На  основании данных, мы сделали вывод, что творческая деятельность вызывает познавательный интерес у всех учеников, а, соответсвенно, и желание узнавать новое и активно участвовать во всех заданиях и конкурсах на уроке. В связи с этим, в свой дальнейший план работы с учащими этого класса мы включили большое количесво творческих моментов (игр, упражнений, конкурсов и другого) для вовлечения учащихся в творческую деятельность и творческого развития учеников данного класса. Некоторые из таких форм работы представлены в части 2.2.

2.2 Реализация творческой  деятельности в  учебном процессе 

    Таким образом, проработав теоретические  основы данной темы, мы поставили перед собой цель всестороннего развития учащихся, развития логического мышления, творческой активности и формирования интереса к творческой деятельности на уроках иностранного языка.
    Ниже  приведены различные фрагменты  уроков с использованием приёмов для организации творческой деятельности учащихся на уроках иностранного языка.
    1) Фрагмент урока в 6 классе. Цель  данного фрагмента - первичное  закрепление лексических единиц  в устной и письменной речи.
    Для развития творческого мышления и  воображения мы составили разные задания: выдели звуки над которыми работали сегодня на уроке, найди названия предметов, которые находятся в классе, изображенных на картинках, о воображаемых предметах; придумай рифму к слову; придумай «абракадабру» на основе группы звуков. Довольно большая свобода действий открывается перед учениками при выполнении заданий, требующих изменить, преобразовать результат и способ его получения, составить рифмовку обратную данной, изменить выделенные слова, оставив ту же рифму, поменять рифмующиеся слова местами.
    Такой прием, как сравнение стишков активизирует учащихся, способствует развитию наблюдательности, памяти, мышления. Для сравнения подбирали пары стихов, которые имеют:
    -одинаковые  грамматические структуры, но  различные слова;
    -одинаковые  структуры, но различные условия  употребления (единственное и множественное число), подобрать к стишкам, данным в учебнике, соответствующие пары-рифмы для сравнения совсем нетрудно.
    Используя приём преобразования, учащиеся могут самостоятельно сочинить стихотворение, рассказ, сказку.
    При написании стихов старались обратить внимание на трудности при поиске рифмы, анализировать лексический запас слов, выявлять новую полезную информацию, лексику, грамматические структуры. Для проверки умения понимать простые стихотворения использовали разнообразные методы:
      - устное  фронтальное чтение простых рифмовок,
      - письменные  самостоятельные переводы работ,
      - выбор  лишнего слова из тематической  группы,
      - лексические  диктанты на проверку умения  выбирать правильные слова из  текста и т.д.
    Умение  читать и понимать прочитанное - та основа, на которой строится обучение иностранному языку. Но это вовсе не означает, что чтение и перевод вытесняет коммуникацию. В рифмовках диалогах отрабатывается большой объем изучаемых структур на занятиях. [14, с.87]
    Всё вышесказанное можно проиллюстрировать примерами из изучаемых материалов и работ ребят (см. приложение Е).
2. Фрагмент  урока в 6 классе. Цель: введение  и первичное закрепление лексических  единиц в устной речи.
    Работа  начинается с ознакомления учеников с некоторыми разговорными клише (положительная реакция: That’s a good idea – хорошая мысль; I’m all for it – Я “за”; That suits me very well – это меня вполне устраивает и т. д.; отрицательная реакция: I’m afraid I can’t – Боюсь, что не смогу; I object to it – я возражаю; Why should I go there? – зачем мне идти туда?; It’s out of the question – об этом не может быть и речи и т. д.).
Затем выполняется упражнение, в процессе которого ученики не только употребляют  новые речевые клише, но и добавляют  свои реплики – объяснения, дополнения и т. д.:
Give replies to the proposals, adding a few words to the formulas of agreement or disagreement.
T.: We are free tonight. What about going to the cinema?
P1: That’s a good idea. I’ve not been there for several weeks.
P2: I’d love too. Let’s meet at 5 p. m.
P3: I’m all for it. Let’s choose seats not far from the screen. My eyesight is rather poor, you know.
P4: Why should I go there? I’ve got plenty of video films at home.
P5: I’m afraid I can t. I’m busy tonight.
и т.д.
    Другим  упражнением, в процессе которого происходит постепенный переход речевой инициативы от учителя к ученику, является задание Find the pair. Мы подробно объяснили, как его следует выполнять. Каждому ученику дается карточка, на которой написана реплика (либо первая, либо вторая, являющаяся ответом на первую). Задача учащегося – найти свою пару, т.е. ученика с ответной репликой.
    Еще одно упражнение, развивающее инициативную речь учащихся – рассказ по картинке с усложненной неразвернутой  ситуацией (главным в данном случае является не изображенное, а “внутренняя” наглядность, собственный домысел, фантазия, а также языковые возможности каждого учащегося). Например, я показываю картинку, на которой изображены три ученика, сидящие в креслах кинотеатра. Упражнение может выполнятся в следующих рамках:
а) рассказ  от лица одного из изображенных на картинке ребят; 
б) рассказ от 3-го лица; 
в) рассказ по цепочке; 
г) рассказ учителя с остановкой для запроса дополнительной информации.

    Таким образом, знакомя учащихся с новым  языковым материалом, мы пытались постепенно усложнять “полутворческие” задания, помогающие развивать речь учащихся. В то же время опыт показывает, что чем активнее протекает процесс говорения, тем лучше осваивается, закрепляется и активизируется основной языковой материал. [15, с.14]
    3. Фрагмент урока в 6 классе. Цель: совершенствование навыком диалогической  речи.
    Общеизвестно, что школьники легко и непринужденно  осваивают материал, который им доступен, когда приемы и виды работы при  этом интересны для них. В своей  работе мы широко использовала игры, в том числе ролевые. Так, в игровой форме учащиеся легко и с интересом выполняет такие задания, как управляемый диалог, обязательно с творческим подходом.
    Возьмем простейший пример:
- Excuse me.
- Yes.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.