Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ структуры и динамики потребительских расходов в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 20 Н. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Экономический факультет
Кафедра экономической теории и мировой  экономики 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине «экономическая теория»
На тему: «Анализ структуры и динамики потребительских расходов в РФ» 

Направление 080100 «Экономика»
Дневное отделение 
 

Руководитель  курсовой работы
преп.                                                                             И.Ю.Ляшенко 

Курсовую работу выполнил
студент 2 курса 12 группы                                              Э.Т.Оруджев 
 
 
 
 
 
 

Воронеж-2011 

                                                  Содержание 

Введение                                                                                                               3
1. Потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа.   5
1.1.Функция  потребления Дж.Кейнса и ее  характеристики                            5
1.2.Предельная и средняя склонность к потреблению и факторы, влияющие на них                                                                                                                    9                                                                             
2.Исследование потребительских расходов за период 2000-2010гг.            17                
2.1.Тенденции изменения структуры потребления домашних хозяйств и доли потребления в ВВП РФ                                                                            17                                                                       
2.2.Прогноз изменения структуры потребительских расходов домашних хозяйств в РФ за период 2011-2013гг                                                              25                              
Заключение                                                                                                         28
Список  литературы                                                                                          30 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
        Потребительский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России.  Как свидетельствует статистика, потребление составляет большую часть совокупного дохода общества. Потребительские расходы оказывают влияние на национальный объем производства, уровень цен и занятость. Рост потребления стимулирует расширение производства, увеличивает совокупный спрос, и стимулирует снижение уровня безработицы.
        Колебания в потреблении являются важнейшими причинами циклических колебаний в экономике, поэтому изучение данной темы помогает выявить  основные закономерности макроэкономики.
         Актуальность темы заключается в том, что на основе статистических данных о состоянии потребительских расходов можно проанализировать состояние экономической системы в целом, уровень жизни населения, а так же рассмотреть тенденции дальнейшего развития и спрогнозировать изменения в потреблении отдельных групп населения и страны в целом на ближайшие годы.
         Предмет – социально-экономические отношения по поводу формирования и использования доходов.
        Объектом исследования в данной курсовой работе является уровень и качество потребления населения России.
         Целью данной работы является  определение  тенденций изменения структуры и динамики потребительских расходов в РФ.
        Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.    Рассмотреть потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа.
2.    Исследовать динамику потребительских  расходов за 2000-2010 гг.
3.    Исследовать структуру потребительских  расходов за 2000-2010 гг.
4. Спрогнозировать изменение структуры потребительских расходов домашних хозяйств и доли потребления в объеме ВВП на 2011-2013 гг.
        Теоретической базой данной курсовой  работы являются труды отечественных  и зарубежных экономистов, посвященных  рассмотрению проблем, информационной  базой – данные сайта Росстата  России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.  Потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа
     1.1  Функция потребления Дж.  Кейнса и ее характеристики
     Потребительский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России.  Упрощенная модель кругооборота денежных средств, наглядно демонстрирует, что в экономике совокупные расходы общества должны соответствовать совокупным доходам общества. Т. е. создаваемые экономические  блага должны использоваться на потребление и сбережение инвестиций. Человек, как существо биосоциальное, не может жить не потребляя.
       Потребление – это экономический процесс, связанный с индивидуальным и современным использованием потребительских товаров и услуг, с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей.
       Потребитель - это главное действующее  лицо в рыночной экономике,  поэтому необходимо знать как  можно больше о том, сколько  он потребляет и на сколько  склонен увеличивать свое потребление,  если его доход увеличится. Чем  богаче общество, тем больше оно  имеет возможности для развития, а чем больше развито общество, тем более высокий уровень  потребления его населения. От  доходов потребителя зависит  спрос на товары и услуги1. Потребление населения — один из главных компонентов, определяющих развитие экономики. В стоимостной форме — это та сумма денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг. Таким образом, все, что не относится к сбережениям, не уходит в виде налога, не находится на заграничных счетах—это потребление. Люди склонны откладывать потребление сегодня в надежде, что потребление в будущем принесет им больше полезности, чем в настоящем. Первичной ячейкой, где формируется потребление является семья.  В ней формируются объем и структура потребления. Семейное хозяйство характеризуется общим потребительским бюджетом, жилищным и накопленным имуществом.
       Одним из главнейших во всей макроэкономике является функция потребления Дж.  Кейнса. На потребительские расходы приходится от 2/3 до 3/4 валового внутреннего продукта2. Они формируют потребительское поведение, которое является своеобразным индикатором циклического развития экономики. Уровень потребления прежде всего зависит от уровня личного располагаемого дохода. Дж. Кейнс выявил характер зависимости  потребления домохозяйств и абсолютной величины личного располагаемого дохода. Функция потребления раскрывает взаимосвязь  между величиной расходов потребления и объемом используемого личного дохода. Функция потребления Дж. Кейнса занимает ключевое положение в макроэкономическом анализе. Рассмотрим, как Дж. Кейнс понимал функцию потребления3. Во-первых. Он предположил, что значение предельной склонности  к потреблению (MPC), находится между нулем и единицей. И он установил, что «основной психологический закон» состоит в том, что «Люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той, же мере в какой растет доход»4. Во-вторых, средняя склонность к потреблению (АРС) уменьшается по мере дохода. Он полагал, что сбережения считаются престижным товаром, и поэтому с ростом дохода население пытается реализовать свое стремление стать богаче, увереннее в будущем. Он считал, что сбережение - это роскошь, и поэтому  богатые семьи склонны сберегать большую часть своего дохода, чем бедные. В-третьих, Дж Кейнс считал, что доход является основным фактором, определяющее потребление и полагал, что процентная ставка не играет значительной роли. Он писал, что “главный вывод, который как мне кажется, вытекает из предшествующего опыта, состоит в следующем: применительно к короткому периоду влияние процентных ставок на индивидуальное потребление при данном уровне дохода следует признать второстепенным и сравнительно небольшим”5. На основании трех этих догадок, функция потребления записывается так:
CCy Y;  C> 0;  0 < C< 1                                     (1)
где,
  C0 - величина автономного (независимого от текущего дохода) потребления;
  Cy - предельная склонность к потреблению, которая показывает, как изменяются потребительские расходы при минимально возможном изменении текущего дохода;
Y - располагаемый доход;
 CC/ Y
          Из «основного психологического закона» следует, что эта формула определяет объем потребления отдельного человека.
Y =Yd располагаемый доход
Y =Y-T=Yd ; T=tY
где, 
T – налоговая функция;
 t – ставка налогообложения;
Y – личный доход;
       Графически, функция потребления  отражает отношение потребительских  расходов к доходу. (Рис.1)
                                     
                                 Рис.1. Функция потребления6
        Главным моментом для построения данной модели служит линия под углом 45° к горизонтальной оси, в любой точке этой линии совокупные доходы равны совокупным расходам. Тангенс угла наклона функции потребления равен предельной склонности к потреблению, которая в краткосрочном периоде является постоянной величиной и определяется национальными особенностями страны. Чем больше mpc, тем наклон функции потребления больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой может быть обусловлен изменением величины автономного потребления (C0), при увеличении которого кривая сдвигается вверх. Пересечение данной линии в точке А с функцией планируемых расходов  изображаемой как функция потребления, сдвинутая на величину показывает величину национального дохода, при котором устанавливается макроэкономическое равновесие.             Наклон функции потребления, как было отмечено, отражает предельную склонность к потреблению, т.е. изменение в потреблении по сравнению с изменением в доходах.
          Если объем производства ниже равновесного (слева от точки А) — это означает, что покупатели готовы приобретать товаров больше, чем фирмы производят, т.е. AD > AS. Фирмы начинают снижать запасы и наращивать производство, т.е. доходы и планируемые расходы выравниваются. И, наоборот, в случае превышения объемов производства над планируемыми расходами (справа от точки А) фирмы столкнутся с трудностями реализации и вынуждены будут сокращать производство до выравнивания AD и AS.
        Важный вывод, который следует из этой модели, следующий: расходы определяют уровень производства. Иначе говоря, данная модель иллюстрирует идею Кейнса о том, что чем больше совокупный спрос, тем больше равновесный объем национального дохода (продукта), т.е. того объема производства, к которому тяготеет национальная экономика.
      1.2. Предельная и средняя склонность к потреблению и факторы влияющие на них
      Домашние хозяйства принимают самостоятельные решения о направлении использования не всего, а только располагаемого дохода. Поэтому можно ввести понятие «предельная склонность к потреблению располагаемого дохода» Выраженная в процентах доля любого данного общего дохода, которая идёт на потребление, называется средней склонностью к потреблению (APC),
То есть:   
       Предельная склонность к потреблению (MPC) – доля прироста расходов на потребительские товары и услуги при любом изменении располагаемого дохода.
MPC = ?C/?Y,
 ?C  – прирост потребительских расходов;
?Y – прирост  предполагаемого дохода.  
Если MPC = 0, то всё приращение дохода будет сберегаться.  
Если MPC = ?, то увеличение дохода разделится поровну между потреблением и сбережением. 
Если MPC = 1, то всё приращение дохода будет потребляться.

        Предельная склонность к потреблению МРС, отражает размер дополнительного потребления, вызванного дополнительным доходом. На графике это выражается в наклоне кривой потребления: крутой наклон означает высокую МРС, а плавный наклон — низкую МРС. МРС есть не что иное, как выражение крутизны наклона линии потребления.  
        Возвращаясь к графику потребления, можно сделать заключение, что чем больше склонность к потреблению, тем больше линия потребления будет приближаться к линии 45° и, соответственно, наоборот, чем ниже склонность к потреблению, тем дальше линия потребления от линии 45°.
         Чем больше располагаемый доход, тем больше потребление и сбережения.  
        При малом располагаемом доходе сбережения могут быть нулевыми или отрицательными, когда потребление больше располагаемого дохода (жизнь в долг). Минимальный же уровень потребления существует всегда. 
        Величины потребления и сбережения относительно стабильны, если государство не предпринимает специальных действий по их изменению, в том числе через налогообложение.

        Рассчитав APC и APS при каждом  из 10 уровней DI, указанных в таблице  1, увидим, что с увеличением доходов  после уплаты налогов (Y) APC падает, а APS возрастает. Тем самым количественно подтверждается сделанный только что вывод: потребляемая доля общего дохода после уплаты налогов снижается и возрастает по мере его увеличения. Поскольку доход после уплаты налогов либо потребляется, либо сберегается, сумма потребляемой и сберегаемой частей должна поглотить всю величину дохода любого уровня (APC + APS = 1). 
 

    Таблица 1
    Расчет APC и APS7 

Уровень производства и дохода (ЧНП = Y)
Потребление, С Сбережения, S(1) -(2) Средняя склонность к потреблению (APC) (2) / (1)
Средняя склонность к сбережению (APS) (3) / (1)
Предельная  склонность к потреблению (MPС) D(2) / D(1)
Предельная  склонность к сбережению (MPS) D(3) / D(1)
   
1 2 3 4 5 6 7  
  (1) 370 375         - 5 1,01      - 0,01 0,75 0,25
  (2) 390 390 0 1,00 0,00 0,75 0,25
  (3) 410 405 5 0,99 0,01 0,75 0,25
  (4) 430 420 10 0,98 0,02 0,75 0,25
  (5) 450 435 15 0,97 0,03 0,75 0,25
  (6) 470 450 20 0,96 0,04 0,75 0,25
  (7) 490 465 25 0,95 0,05 0,75 0,25
  (8) 510 480 30 0,94 0,06 0,75 0,25
  (9) 530
 
495
 
35
 
0,93
 
0,07
 
0,75
 
(10) 550 510 40 0,93 0,07 0,75  
 
    Так, если текущий доход после уплаты налогов и доход домохозяйств, составлявший 470 млрд. дол. (строка 6), возрос на 20 млрд. дол. и достиг 490 млрд. дол. (строка 7), то видно, что они будут  потреблять 15/20, или 3/4, и сберегать 5/20, или 1/4, от данного прироста дохода. Другими словами, MPC составляет 3/4, или 0,75, а MPS – 1/4, или 0,25. Сумма MPC и MPS для  любого изменения в доходе после  уплаты налогов должна всегда быть равной единице. То есть прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения; та доля любого изменения в величине дохода, которая не потребляется, по существу, идёт на сбережения.       
       Поэтому потреблённая доля (MPC) и сбережённая доля (MPS) должны поглотить весь прирост дохода: MPC + MPS = 1. В нашем примере: 0,75 + 0,25 = 1. Математически MPC – это числовое значение угла наклона линии потребления, а MPS – числовое значение угла наклона линии сбережений. Наклон любой кривой можно определить отношением вертикального смещения к горизонтальному смещению, которые происходят от одной точки к другой на данной линии.  Итак, из данных таблицы и видно, что потребление изменяется на 15 млрд. дол. (вертикальное смещение) при каждом изменении в доходе после уплаты налогов на 20 млрд. дол. (горизонтальное смещение); то есть угол наклона линии потребления равняется 0,75 = (15 : 20), что и является величиной MPC. Из таблицы 1 также видно, что сбережения изменяются на 5 млрд. дол. (вертикальное смещение) при каждом изменении дохода после уплаты налога на каждые 20 млрд. дол. (горизонтальное смещение). Поэтому угол наклона линии сбережений составляет 0,25 = (5 : 20), что и является величиной MPS.
      Не все экономисты полностью согласны с подобной зависимостью изменений MPC и MPS от возрастания дохода. В течение многих лет утверждалось, что с ростом дохода MPC понижается, а MPS увеличивается. То есть считалось, что потребляться будет уменьшающаяся доля прироста дохода, а сберегаться – возрастающая. Теперь же многие экономисты полагают,  что для экономики в целом MPC и MPS относительно постоянны.  
 

    
    Рис.2. Предельная склонность к потреблению и средняя склонность к потреблению8
       Сбережение – это экономический процесс, связанный с инвестированием: часть дохода, которая остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Сбережения характеризуют непотребленную часть дохода общества.
       Каким образом доход распределяется на потребление и сбережение?    Отвечая на этот вопрос, важно, прежде всего, дать характеристику общих свойств функции потребления. Она показывает отношение потребительских расходов к доходу в их движении.
       Предположим, что  весь располагаемый доход население тратит на потребление и сбережение.
 Y = C + S отсюда, S =Y - C
т е  между потреблением и сбережением  существует прямая зависимость .  
    Данное уравнение показывает, что часть доходов (Y) идет на личное потребление С, а избыток принимает форму сбережений S.       
     Исследованиями установлено, что потребление и сбережение движутся в том же направлении, что и доход. Изменения величины потребления и сбережения по мере роста дохода характеризуются понятиями «средняя склонность к потреблению и сбережению» и «предельная склонность к потреблению и сбережению». Однако доход не является постоянным, он меняется, поэтому потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой предельной склонности к потреблению (МРС).
     Определение факторов влияющих на потребление. 
     К факторам, влияющим на потребление относятся: доход домашних хозяйств, богатство, уровень цен, ожидание населения, потребительская задолженность, налогообложение и т д. 9


                                Рис.3. Изменение потребления10 
 

                       
                                     Рис.4. Изменение сбережения11
 
1) богатство, т.е. накопленное  имущество и финансовые активы. Чем больше богатство, тем меньше  стимул к его увеличению, т.е.  накоплению. График потребления  будет сдвигаться вверх, а сбережения — вниз; 
2) уровень цен. Повышение цен уменьшает долю дохода, идущего на потребление, и увеличивает сбережения и наоборот; 
3) ожидания домохозяйств, связанные с будущими доходами, ценами, наличием товаров, например, ожидания инфляции, увеличат потребление; 
4) потребительская задолженность. При высокой потребительской задолженности домохозяйства будут сокращать потребление, а при низкой  увеличивать; 
5) налогообложение. Рост налогов вызовет падение дохода, а следовательно, снижение потребления и сбережений. Характеризуя соотношение между объемом национального дохода и расходами на потребление, Дж. Кейнс отмечал, что уровень потребления зависит от уровня дохода.

     Теперь аргументировано доказать, что центральным фактором, влияющим на их уровни, является доход. Как правило, по мере роста дохода растет потребление, населения. При этом в условиях стабильного экономического роста МРС имеет тенденцию к снижению, a MPS — к росту. В условиях же инфляции наблюдается иной процесс, а именно МРС приобретает тенденцию к увеличению, a MPS — к уменьшению. При нестабильности экономического положения, отсутствии защищенности вкладов от инфляции население начинает увеличивать потребление, особенно товаров длительного пользования. Своеобразным видом сбережения в таких условиях является приобретение населением таких товаров, как ювелирные изделия, меха, машины, дачи и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 

   

2. Исследование потребительских расходов за период 2000-2010 г.г.
      2.1. Тенденции изменения структуры потребления домашних хозяйств и доли потребления в ВВП РФ                                                                           
    Потребление домохозяйств — это сумма денежных расходов, которые население тратит на покупку товаров и услуг. Оно составляет две трети совокупного спроса.12
                                                                                                            Таблица 2
   Структура  потребительских расходов населения в РФ,
2000-2010 г.г.%13
Года 2000 2002 2004 2006 2007 2008 2009 2010
Расходы на продовольственные товары 51,9 49,1 46,4 45,6 41,7 38,9 36,6 33,6
Расходы на непродовольственные товары 34,3 36,6 38,7 32,2 35,4 38 38,9 40,9
Расходы на услуги 13,8 14,3 14,9 22,2 22,9 23,1 24,5 25,5
 
      Данные представленные в таблице 2 свидетельствуют, что за период 2000-2010 г.г. на  рынке России произошли изменения в сфере структуры потребления домашних хозяйств.
       Расходы на покупку непродовольственных товаров имеют динамику, практически обратную продовольственным: падение с 38,7% в 2004 году до 32,2% в 2006 г., с постепенным ростом до 40,9% в 2010 г. Однако эта доля остается существенно ниже, чем 15 лет назад, за счет сильного увеличения расходов на оплату услуг в общем бюджете домохозяйств.
      Так, с 2000 по 2010 год в 8,5 раза увеличилась доля расходов на оплату услуг ЖКХ 14
       Исследование доли потребления в ВВП РФ (%)
     Макроэкономический анализ предполагает использование множества экономических показателей, которые предоставляются статистикой. И, в частности, системой национальных счетов  (СНС).
       Одним из основных макроэкономических показателей, оценивающих результаты экономической деятельности является валовой внутренний  продукт (ВВП). Его динамика используется для оценки общей эффективности функционирования экономики и, следовательно, для определения относительного успеха или несостоятельности мер экономической политики, проводимой правительством.
       ВВП15 измеряет стоимость конечной продукции, произведенной резидентами данной страны за определенный период времени.
        Конечными товарами и услугами являются те из них, которые используются на потребление, сбережение и экспорт .
       Исследуем долю потребления в ВВП в РФ за 2000-2010  года и определим факторы, влияющие на динамику потребительских расходов:                                                                                                            
       Данные таблицы 3 свидетельствуют, что за период 2000-2010 года произошли изменения в доле потребления ВВП РФ.
      Изменения в структуре производства ВВП предполагают увеличение роли потребления домохозяйств, однако вопрос – в том, сможет ли Россия обеспечить такую структуру роста. Как выясняется, рост потребления в 2007 г. привел к тому, что вклад статьи «чистый экспорт» в объем ВВП упал ниже 1% (исторический минимум). После девальвации 1998 г. доля чистого экспорта возросла до 16%, что и обусловило, в конечном счете, восстановление уровня потребления. Очевидно, что до тех пор, пока цены на нефть остаются высокими, российские банки смогут – при нынешнем росте кредитования – финансировать потребительский бум. При этом рост финансового сектора обусловлен гигантскими доходами от экспорта энергоносителей, так что бум потребления косвенно финансируется за счет нефтяных денег. Учитывая, что чистый экспорт составляет лишь 0.4% ВВП, у России в долгосрочном плане не хватит ресурсов, чтобы финансировать национальное потребление.
 Таблица  3
Доля  потребления в  ВВП РФ, 2000-2010 г.г. 16
Года 2000 2002 2004 2006 2007 2008 2009 2010
ВВП (в трлн. р) 7305,6 10819,2 17027,2 26917,2 33247,5 41216,8 38786,4 44939,2
 
Потребительские расходы(в  трлн. р)
6428,4 9628,9 14932,6 23633,1
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.