На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характерные черты деятельности банка в дореволюционный период(1914-1917г.г.)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 20 М. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     1.Банковская система России до 1860г. 

     2.Становление и развитие Государственного банка Российской Империи:
     А)1этап с 1860 г. по 1894 г.
     Б)2этап с 1894 г. по 1914г. 

     3.Характерные черты деятельности банка в дореволюционный период(1914-1917г.г.) 

     Заключение 

     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Банки - огромное достижение цивилизации. Они  представляют собой экономические  органы, предназначенные для обслуживания всех рыночных отношений. Банки следует  рассматривать как важную составную  часть бизнеса, делового мира. Они  аккумулируют денежные средства, предоставляют  кредиты, проводят денежные расчеты, эмитируют  в обращение денежные знаки, обслуживают  рынки ценных бумаг, оказывают многообразные  экономические услуги.
     История  их  уходит  в глубину  веков,  а  сфера  деятельности  не  знает  ни  географических, ни национальных границ. Без банков немыслимо  современное  денежное  хозяйство.
     Им  нет альтернативы в будущем, поскольку  они являются основным  и  связующим звеном всей экономической жизни.
       Государство, игнорирующее  банковскую  деятельность  и  экономическое значение банка, обречено. К.Маркс писал, что банковская  система по  своей формальной организации и централизации "…представляет собой  самое  искусное и совершенное творение, к которому вообще приводит капиталистический  способ производства".
     Во  всем мире,  имея  огромную  власть,  банки  в  России,  однако,   потеряли   свою изначально высокую роль. Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях.  К  сожалению,  на  протяжении  довольно   длительного   времени административное,    зачастую    непрофессиональное    мышление    подменяло экономический  подход,  в   результате   подлинные   экономические   функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю  нашу историю  банки  так  часто  игнорировали,  до  такой  степени   снизили  их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы  не уделяем им такого внимания,  которого  они  заслуживают.
     Актуальность  изучения истории банковской системы  нашей страны, а именно период становления  банка Российской империи, обусловлена  тем, что на современном этапе  развития рынка банковских услуг  в России существует необходимость изучения ее зарождения, истории становления и особенностей развития на прошлом этапе.
     В условиях периодических финансовых кризисов в России несовершенство финансовой системы и финансового законодательства приводит к нарушениям нормальной работы всех сфер государственного управления, негативно сказывается на развитии экономики и социальной сферы. В этих условиях представляется логичным обратиться к богатому отечественному опыту правового регулирования финансовой деятельности, накопленному в России во второй половине XIX - начале XX века.
     Сейчас, когда перед российским обществом  особенно остро стоит проблема эффективности  работы государственных органов, необходимо обратиться к прошлому опыту и  исследовать развитие государственных  органов в России на всем протяжении ее истории. Это позволит нам лучше  понять историю в целом, потому что  «история каждого ведомства -это  существенная часть истории той  отрасли общественной жизни, которой  оно «ведало» .
     Цель  исследования – проанализировать особенности  становления и развития банка российской империи. Изучение национальной модели государственного регулирования кредитной системы, ее особенностей, тенденций развития, достижений и недостатков может иметь практическую ценность при решении проблем современной российской экономики.
     При работе над темой были использованы следующие источники: законодательные  акты Российской империи, регулировавшие кредитную сферу, материалы кредитных  учреждений Российской империи (банковская статистика, отчеты кредитных учреждений), материалы съездов общественных организаций предпринимателей, банковская статистика, отчетные материалы отдельных кредитных учреждений. Эти источники дополняются материалами государственных органов (Государственного банка, Министерства финансов), воспоминаниями государственных деятелей и др. 
 

1. Банковская система России до 1860г.
     Банковская  система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов. Условно можно выделить пять этапов:
    1-й — с середины XVIII в. до 1860 г. — период создания и функционирования банков как государственных (казенных);
    2-й — с 1860 по 1917 г. — период развития и совершенствования банковской системы;
    3-й — с 1917 по 1930 г. — формирование новой банковской системы;
    4-й —с 1932 по 1987 г. — стабильное функционирование «социалистической» банковской системы;
    5-й — с 1988 г. по настоящее время — формирование современной рыночной банковской системы.
     Обращаясь к истории банковского дела в  России первым предпосылками его  развития можно считать 1665 год, когда  в Пскове воевода Ордин-Нашокин  Афанасий Лаврентьевич использовал  городскую управу в качестве банка  предоставляющего кредиты русскому купечеству, но данная инициатива была быстро пресечена правительством.
         Следующим этапом развития банковского дела под патронажем государства можно считать указ Петра II , об организации монетной конторы при монетных и денежных дворах в 1729 год, который было разрешено кредитовать население под залог изделий из драгоценных металлов. Услуги данной конторы пользовались популярностью у населения, и в 1733 году список разрешенных операций был расширен, в него были добавлены операции с имуществом купечества. Дальнейшим заметным шагом в развитии банковского дела в России стали государственные кредитные учреждения. Первые открылись в 1754 г. в Петербурге и Москве по указу Елизаветы Петровны: для дворян – при сенате и сенатской конторе, а для купцов – в Петербургском порту при коммерцколлегии. Созданные банки принадлежали Российскому правительству, что сказывалось на проводимой ими
прогосударственной  политике, они активно кредитовали  земельную аристократию и казначейство. Можно провести параллель с современными днями и усилением «государственных»  банков, проводивших так же политику поддержки государственных проектов. Возвращаясь к истории, отметим, что государственные банки были расформированы после 30 лет существования  и их капиталы переданы Государственному заемному банку, созданному в 1786 г. Характерной особенностью этого этапа деятельности государственных ипотечных банков было использование основной массы аккумулируемых в них денежных средств на потребительские, непроизводительные цели. Предоставление долгосрочных ссуд землевладельцам под недвижимость являлось, по сути, поддержкой дворянства — сословия, из представителей которого формировались аппарат управления и армия. В России в условиях натурального хозяйства и сравнительно небольших доходов дворянских поместий банковские ссуды имели большое значение, поскольку часть этих средств шла на то, чтобы новые поколения дворян получили образование.
     Прием вкладов с выплатой процентов  по ним начался с 1770 года. Процент по вкладам в государственных кредитных учреждениях составлял 5% годовых. При низкой торгово-промышленной активности, связанной с господством натурального хозяйства, эти 5% годовых по депозитам стали основой более чем столетней банковской монополии государства. Россия была единственной страной в мире, неограниченно принимавшей в свои банки вклады, по которым начислялись проценты и сложные проценты. При этом владельцы получали вкладные билеты, которые можно было, как деньги, передавать другим лицам, получая еще минимум 4%. В результате почти все денежные средства сосредоточивались в государственных банках. Сумма вкладов в них к 1857 г. составила более 1 млрд. рублей.
     Поскольку по вкладам, которые вносились в  банки, государство выплачивало  проценты, оно было заинтересовано в том, чтобы деньги не лежали праздно. Но при низкой хозяйственной активности большая часть вкладов оставалась неиспользованной. Поэтому государство  стало покрывать за счет этих средств  бюджетный дефицит. Происходило  это посредством выдачи Государственному казначейству беспроцентных краткосрочных и долгосрочных ссуд. Средства для предоставления кредита казне складывались из вкладов Государственного заемного банка и Государственного коммерческого банка. Обычно удельный вес правительственных “позаимствований” из кредитных учреждений составлял 5—8% бюджета страны. В случае кризисов, войн и т.п. он возрастал до 12—15%.
     На  новый уровень банковское дело в  России вышло при Екатерине Великой, когда в 1769 году в денежное обращение  были выпущены бумажные деньги – ассигнации, для их обращения было учреждено  два депозитных банка. Во время царствования Екатерины Великой было создано  много разнообразных форм кредитных  учреждений основной из функций, которых  было подкрепление казначейства, т.е. развитие системы государственных займов. В 1786 был учрежден Заемный банк получивший капиталы нескольких государственных  банков, этот банк получил право  принимать вклады населения. Как  мы уже отмечали привлеченные средства шли в основном на подкрепление государственной  казны, но также кредитовал землевладельцев и промышленников.  
          Правительство, с одной стороны, было заинтересовано в устойчивом курсе ассигнаций, с другой – не могло отказаться от выпуска новых эмиссий. Поэтому все меры, которые предпринимались правительством на протяжении 1797 – 1799 г.г., не приносили желаемого результата

       В 1817 г. правительство провело новую финансовую реформу, содержание которой свелось к следующим основным направлениям:
    во-первых, был полностью прекращен дальнейший выпуск ассигнаций, новые ассигнации выпускались лишь для замены старых;
    во-вторых, был организован новый банк краткосрочного кредита – Государственный коммерческий банк;
    в-третьих, создана Комиссия погашения государственных долгов, в дальнейшем – Совет государственных кредитных установлений, под наблюдением которого находились три государственных банка: Ассигнационный (эмиссионный), Заемный (ипотечный) и Коммерческий (краткосрочного кредитования);
    в-четвертых, всем кредитным учреждениям дана большая самостоятельность и независимость от Министерства финансов, они поставлены под наблюдение Особого совещания государственных кредитных установлений. Было принято решение о публикации отчетов всеми кредитными учреждениями.
     Достаточно  узкий круг операций, которые оказывались  кредитными учреждениями в течение  рассматриваемого периода, был обусловлен господствующим помещичьим крепостным хозяйством и низким уровнем развития промышленности.
       В период с 1841 г. по 1843 г. в Российской империи из обращения были изъяты ассигнации и выпущенные к тому времени депозитные билеты, которые были заменены новыми денежными знаками – государственными кредитными билетами. В 1859 – 1860 г.г. началась реформа банковского дела, в рамках которой были проведены следующие действия:
    были ликвидированы все существующие государственные кредитные учреждения;
    прекращен прием вкладов в Заемный банк, сохранные казны и приказы общего призрения, которые были переведены в подчинение министра финансов; с 1 января 1860 г. прекратился прием вкладов до востребования в Коммерческий банк;
    образована комиссия для разработки проекта устройства земских банков, которая просуществовала лишь до начала 1860 г., а разработанный ею проект положения о земских кредитных обществах так и не был официально утвержден;
    был упразднен Заемный банк, а Коммерческий банк преобразован в Государственный банк с новым уставом.
 
 
2. Становление и развитие Государственного банка Российской Империи:
     А)1этап с 1860 г. по 1894 г.
     Государственный банк – главный банк в дореволюционной  России – был учрежден в 1860 г. в  соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка. Одновременно с учреждением Государственного банка императором был утвержден  его Устав. Царская подпись скрепила эти документы еще в то время, когда в России господствовало крепостное право, государственные финансы  были в плачевном состоянии, а  проигравшая в Крымской войне  Российская империя была обязана  выполнить унизительные условия  Франции и Англии по ликвидации черноморских военных баз. Создание Государственного банка стало чуть ли не первой реформой восшедшего на престол Александра II, после которой последовали уже  отмена крепостной зависимости, учреждение земств, суда присяжных, отмена рекрутской повинности и другие начинания. Но прежде стояла реформа Государственного банка, что говорило о той надежде, которую  просвещенная, реформаторская Россия возлагала на новое государственное  кредитное учреждение. 1
     10 июля 1859 г. по высочайшему повелению  в Петербурге были учреждены  комиссии по пересмотру банковской  и налоговой системы. Всего  их было четыре: Комиссия по  преобразованию Государственного  коммерческого банка, Комиссия  по земским банкам, Комиссия по  улучшению системы податей и  пошлин и Комиссия по составлению  правил для фабрик и заводов.  Состав банковских комиссий был  определен министром финансов  А.М. Княжевичем. В них вошли  наиболее крупные экономисты  и чиновники кредитно-финансовой  сферы.     Государственный банк являлся государственно-правительственным банком. Основной капитал, первоначально выделенный ему из казны, составлял 15 млн. руб., резервный – 3 млн. рублей.
__________
1  Левичева И.Н. История создания Государственного банка России 

     Государственный банк был важнейшим звеном государственной  системы, органом проведения экономической  политики правительства. Являясь в  соответствии с Уставом банком краткосрочного коммерческого кредита, он был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности Государственный  банк осуществлял через сеть своих  контор и отделений, а также через  коммерческие банки. При создании Государственного банка к нему от Государственного коммерческого банка перешли 7 контор.  
     Согласно  Уставу 1860 г. Государственный банк был  создан для "оживления торговых оборотов" и "упрочения денежной кредитной  системы". Но основную часть ресурсов банка на первом этапе его развития поглощало прямое и косвенное  финансирование казны, а также операции по ликвидации дореформенных государственных  банков. Помимо этого Государственный  банк выполнял функции, относившиеся к  аппарату Министерства финансов, - проводил выкупную операцию и вел делопроизводство по ней, а также поддерживал Государственный  дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. В качестве органа экономической политики правительства  Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы  России. При его поддержке создавались  акционерные банки и общества взаимного кредита.
     В деятельности Государственного банка  Российской империи можно выделить два периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся в значительной степени вспомогательным учреждением Министерства финансов. Большую часть ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное финансирование казны. На него возлагались функции, относившиеся к аппарату Министерства финансов: проведение выкупной операции и все делопроизводство по ней, поддержание государственных ипотечных банков и так далее.
     Операции  Государственного банка как банка  краткосрочного коммерческого кредита  должны были заключаться в учете  векселей и других срочных правительственных  и общественных процентных бумаг  и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, приеме вкладов, производстве ссуд (кроме ипотечных), покупке государственных бумаг за свой счет.      
     Срок  выдаваемых Государственным банком коммерческих ссуд был не более девяти месяцев. По ссудам под залог он не должен был быть менее одного и  более шести месяцев. Залогами могли  служить правительственные процентные бумаги и оплаченные акции обществ, компаний и товариществ, принимавшихся  в залог по казенным подрядам и  откупам, а также золото и серебро  в слитках и иностранной монете и товары, сложенные в амбарах  за печатью Государственного банка. Ссуды по этим залогам не должны были превышать 75-85% цены их по последнему биржевому курсу.2     
     Учет  векселей согласно уставу допускался только в случае, если они были основаны на торговых сделках. При этом в отличие  от Государственного коммерческого  банка, которому во избежание потерь запрещалось выдавать мелкие ссуды, Государственному банку разрешалось учитывать векселя на незначительные суммы при условии их надежности.     
     По  Уставу Государственный банк был  подведомственным Министерству финансов и находился под наблюдением  Совета государственных кредитных  установлений. Принципиальные вопросы  по Государственному банку решались и оформлялись через Особенную  канцелярию по кредитной части. "Непосредственным главным начальником" Государственного банка являлся Министр финансов.      
     Управление  всеми операциями и делами банка  и наблюдение за их производством  возлагалось на Правление банка, которое состояло из Управляющего (председатель), его товарища (заместитель), шести  директоров и трех депутатов от Совета государственных кредитных установлений.  

_________
2 Родина. Российский исторический журнал. 2005. № 5. Специальный выпуск "История банковского дела в России"      

     При Правлении Госбанка функционировал Учетный и ссудный комитет, который  состоял из Управляющего банком, его  товарища, двух директоров банка и  четырех членов от купечества. Председателем  комитета являлся Управляющий банком.      
     Члены Учетного и ссудного комитета от купечества избирались на два года из купцов первой и второй гильдий, торговавших в  Санкт-Петербурге. В их обязанности  входила оценка поступавших для  учета векселей, оценка товаров для  предоставления подтоварных ссуд и  выяснение кредитоспособности клиентов.      
     Большую часть своих ресурсов в 1860–70-х  гг. Государственный банк вкладывал  в государственные и гарантированные  ценные бумаги. Кроме того, он выдавал  краткосрочные и долгосрочные ссуды  Государственному казначейству. К 1879 г. долг Казначейства Государственному банку составил 478,9 млн. рублей. Погашение долга, начавшееся в 1881 г., закончилось в 1901 году.      
     Из  коммерческих операций наибольшее развитие в течение 1860-80-х гг. получили учет векселей, покупка и продажа процентных бумаг и ссуды под процентные бумаги.      
     Кредитование  торгово-промышленного оборота происходило  в основном посредством учета  векселей и выдачи ссуд, под векселя. До середины 70-х годов учет векселей составлял в среднем 30-50 млн. руб. в год. С середины 70 до середины 80-х  годов операции по учету торговых векселей увеличились вдвое и  составляли в среднем 100 млн. руб. в  год. Через 10 лет в 1890 г. они достигли только 152,5 млн. рублей. Объем подтоварных  ссуд был крайне незначителен.      
     На  кредитование торгово-промышленного  оборота Государственный банк направлял  в 1866-1875 гг. до 28%, в 1875-1880 гг. до 53%, а затем  вплоть до 90-х гг. - до 63% своих коммерческих ресурсов.    
     В целях "упрочения денежной кредитной  системы" Государственный банк осуществлял  покупку и продажу тратт. Кроме  того, в 1862-1863 гг. проводил размен кредитных  билетов на звонкую монету.      
     С 1867 г. Министерство финансов начало интенсивное накопление золотого запаса. Указом Александра II от 2 июня 1867 г. Государственному банку и его конторам было предоставлено право принимать звонкую монету в платежи. Разрешалось брать российскую и иностранную монету, а также золото и серебро в слитках. Цены устанавливал Государственный банк. Монета направлялась в его разменный фонд. В результате в течение 1867-1876 гг. разменный фонд увеличился с 78,3 млн. руб. до 310,1 млн. рублей.       
     С 1886 г. после завершения ликвидации дореформенных  кредитных учреждений Государственный  банк стал интенсивно субсидировать  два государственных банка - Крестьянский поземельный и Дворянский. Средства для своих операций эти банки  получали в результате выпуска закладных  листов. Убытки, которые возникали  при их реализации, оплачивал за счет казны Государственный банк. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Б) 2этап с 1894 г. по 1914г.      
     Россия  вступила на путь капиталистического развития значительно позднее многих западных стран и проходила его  в более сжатые сроки. Процесс  утверждения капитализма как  господствующей социально-экономической  системы проходил в конце XIX - начале XX века. В это время Министром  финансов был крупнейший государственный  деятель России рубежа XIX-XX вв. С.Ю.Витте.      
     Главное внимание С.Ю.Витте уделял укреплению финансов, развитию промышленности и  железнодорожного транспорта. Свою деятельность на министерском посту он начал с  реформы Государственного банка: 6 июня 1894 г. был принят новый Устав. Основным направлением деятельности Государственного банка после его принятия должно было стать интенсивное кредитование торговли и промышленности, в особенности  сельскохозяйственной. Основной капитал  банка был увеличен до 50 млн. руб., резервный - до 5 млн. рублей.     
     Все изменения в Уставе были направлены на создание условий для широкого развития промышленных предприятий  на основе общей покровительственной  политики и специального финансирования их средствами Казны и Государственного банка.    
     Уставом 1894 г. учетная операция была распространена на векселя, выданные на торгово-промышленные цели, при этом до 12 месяцев увеличивался их срок. Ссуда одному промышленному предприятию могла достигать 500 тыс. руб. и выдаваться на срок до двух лет. 3 
 
 

_________________________
3 Драган О.В. Реформа Государственного банка 1892-1894 гг.: европейский опыт и российская практика // Экономическая история: Ежегодник. 2005. М., 2005. С. 237-256.
              Задачей Государственного банка вместо "оживления торговых оборотов" стало "облегчение денежных оборотов и содействие посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству". Кроме того, он как и раньше должен был содействовать "упрочению денежной и кредитной системы".
         Государственному банку было предоставлено право выдавать ссуды под соло-векселя, обеспеченные залогом недвижимого имущества, закладом сельскохозяйственного и фабрично-заводского инвентаря, поручительством, а также обеспечением, определенным Министром финансов.      
     Был введен новый вид ссуд - ссуды  через посредников (земства, частные  банки, общества и товарищества на началах  взаимности, артели, транспортные учреждения, частных лиц). Операция эта была связана, с одной стороны, с новой железнодорожной  политикой, а с другой - предназначалась  для выдачи ссуд мелким землевладельцам  и арендаторам, крестьянам, кустарям и ремесленникам на оборотные  средства и на приобретение инвентаря.      
     Отменялось  всякое нормирование операций с ценными  бумагами, которое Уставом 1860 г. ограничивалось размером собственного капитала банка. Увеличился срок ссуд под залог ценных бумаг. Если по Уставу 1860 г. они не могли превышать 6 месяцев, то по новому Уставу их предельный срок мог составлять 9 месяцев.      
     Новый Устав внес изменения в организацию  управления Банком. Государственный  банк был выведен из-под надзора  Совета государственных кредитных  установлений и поставлен под  надзор Государственного контроля.     
     Общее управление Государственным банком возлагалось на Совет, который заменил  Правление, и Управляющего банком. В  состав Совета входили директор Особенной  канцелярии по кредитной части, член от Государственного Контроля, товарищи управляющего Банком, Управляющий Санкт-Петербургской  конторой Банка, члены от Министерства финансов (их число не ограничивалось), один член от дворянства и один - от купечества. Председателем Совета Государственного банка был его Управляющий.      
     Рост  коммерческих операций в Государственном  банке, начавшийся за год до принятия нового Устава, был кратковременным. Он закончился в 1896 году. В течение  этого периода почти в три  раза возросла учетная операция. Произошло, правда в меньших размерах, увеличение специальных текущих счетов и  ссуд под процентные бумаги. Почти  в три раза возросли товарные ссуды  сельским хозяевам (на те же сроки 9,2 млн. руб. и 29,8 млн. руб.) и почти в два раза увеличились ссуды промышленным предприятиям (на те же сроки - 8,8 млн. и 16,7 млн. руб.).     
     Спустя  год после Высочайшего утверждения  нового Устава в России началась денежная реформа, завершившаяся в 1898 году. В  ходе этой реформы - денежной реформы  Витте - Государственный банк стал эмиссионным  центром страны. И в дальнейшем главной его задачей стало  регулирование денежного обращения.      
     Подготовка  денежной реформы заняла полтора  десятка лет. Задачей Государственного банка в это время было накопление золотого запаса и борьба с колебаниями  валютного курса с помощью  девизной политики. В начале 1895 г. золотой  запас России составил 911,6 млн. рублей. Стабилизация рыночного курса кредитного рубля произошла в 1893-1895 годах. Разница между высшим и низшим курсом в 1895 г. составила 1,59%.     
     Эмиссионным центром страны Государственный  банк стал на основании Указа Николая II от 29 августа 1897 года. "Государственные  кредитные билеты, - гласил указ, - выпускаются  Государственным банком в размере, строго ограниченном настоятельными потребностями  денежного обращения, под обеспечение  золотом; сумма золота, обеспечивающего  билеты, должна быть не менее половины общей суммы выпущенных в обращение  кредитных билетов, когда последняя  не превышает 600 миллионов рублей. Кредитные  билеты, находящиеся в обращении  свыше 600 миллионов рублей, должны быть обеспечены золотом по крайней мере рубль за рубль, так, чтобы каждым 15 рублям в кредитных билетах  соответствовало обеспечение золотом  не менее одного империала".      
     В качестве эмиссионного банка Государственный  банк обязан был, прежде всего, обеспечивать устойчивость новой денежной системы. Между тем Устав 1894 г. предусматривал осуществление им ряда операций, которые  противоречили его новой функции. Поэтому для последних двух десятилетий  деятельности Государственного банка  была характерна крайняя сдержанность в выдаче ссуд и открытии кредитов, разрешенных Уставом, но противоречивших  эмиссионному закону.     
     Во  второй половине 90-х годов все  внимание Министерства финансов и Государственного банка было сосредоточено на укреплении металлической валюты за счет сжатия активных операций банка. Если на 1 января 1896 г. учет векселей и выдача кредитов по специальным текущим счетам под  векселя составляли 215,3 млн. руб., выдача подтоварных ссуд 48,6 млн. руб., а прочие ссуды - на 54,5 млн. руб., то на 1 января 1899 г. эти операции составили соответственно 169,8 млн. руб., 22,2 млн. руб. и 30,6 млн. рублей.      
     Значительное  развитие в это время получили операции с государственными ценными  бумагами. Их объем в несколько  раз превышал собственный капитал  банка. Министерство финансов и Государственный  банк активно воздействовали на фондовую биржу для поддержания курса  государственных ценных бумаг и  кредитного рубля. С конца 1890-х гг. биржевая интервенция и значительные инвестиции в ценные бумаги стали  использоваться также для противодействия  падению курсов промышленных и банковских акций.     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.