На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Организации государственного финансового контроля в современных условиях

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.11.2013. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                            Содержание 

Введение……………………………………………………………………………..3           
Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория
        Сущность финансового контроля………………………………………...5                                    
        Формы финансового контроля……………………………………………8
        Методы финансового контроля………………………………………….11
 
Глава 2. Государственный финансовый контроль
      Контроль со стороны органов законодательной власти……………….14
      Контроль со стороны органов исполнительной власти………………..18
      Контроль со стороны Президента РФ…………………………………..23
 
Глава 3. Совершенствование системы государственного финансового
 Контроля
      Проблемы осуществления государственного финансового
    контроля в  РФ…………………………………………………………………...25
      Пути совершенствования системы государственного
    финансового контроля в РФ……………………………………………………30 

Заключение …………………………………………………………………………37 

Список используемой литературы………………………………………………...39  
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Финансам  как экономической категории  внутренне присуща контрольная функция, т.е. объективная способность создавать определенные последствия в экономике при их субъективной организации. Поэтому на практике контрольная функция финансов реализуется в форме финансового контроля.
     Финансовый  контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности. С другой стороны, результаты финансового контроля используются в финансовом планировании и в оперативном управлении.
     Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование  в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных. При этом государственный финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и инициирующей их финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, от параметров его законности, эффективности и целесообразности.
     Любые государственные программы реформирования и развития областей экономики для их успешной реализации должны предусматривать эффективную систему государственный финансовый контроль. От того, насколько качественной будет информация, предоставляемая системой государственного финансового контроля, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные сферы как государственной финансово-экономической политики, так и финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, организаций с государственным  
участием или особо связанных с деятельностью государства. А это, как известно, является основной предпосылкой устойчивости хозяйственного и, как следствие этого, социально-политического развития страны в целом. Иными словами, эффективность государственного финансового контроля является одним из важных факторов финансово-экономического и социально-политического благополучия нации.

     Переход на новые условия хозяйствования, внедрение новых форм и методов  организации финансовых отношений  в стране, а также финансово-хозяйственной  деятельности предприятий диктует необходимость становления и совершенствования новой системы государственного финансового контроля как важного условия обеспечения устойчивого экономического роста страны и укрепления государственности.
     Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение основных направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.
     В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
     - рассмотреть понятия финансовый  контроль, выделить его цели, задачи, функции, принципы;
     - определить круг органов, на  которые возложено проведение  государственного финансового контроля;
     - выявить проблемы эффективности  государственного финансового контроля;
     - выявить основные направления  совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
     Теоретической базой при написании работы явились  законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, научные труды российских ученых. 

     Глава 1 . Финансовый контроль как экономическая категория 

     1.1. Сущность финансового  контроля
     Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
     С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий  по организации соблюдения финансового  законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и  управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных действий, но и имеет аналитический аспект.
     Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
     Финансовый  контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.
     Предметом финансового контроля выступают  различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов различных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы  и расходы домохозяйств и т. п.  Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обуславливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.
     На  финансовый контроль возложены многообразные  задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (международной организации высших контрольных органов). Среди них – независимость, объективность, компетентность, гласность.
       Независимость финансового контроля  должна обеспечиваться финансовой  самостоятельностью контролирующего  органа, более длительными сроками  полномочий руководителей органов  государственного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предполагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных видов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.
     Контролю  подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и  имеющие нормальные результаты деятельности.
     Финансовый  контроль включает проверку:
    соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода;
    составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);
    финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.
     Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
    содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
    обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
    выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
    содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
    обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;
    содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
     Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.
     Проблема  усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности1. 

                                     1.2 Формы финансового контроля
     Финансовый  контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовый  взаимосвязей  между субъектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных форм и методов организации финансового контроля.
     В настоящее время наряду с государственным  финансовым контролем существует и  негосударственный финансовый контроль, который представлен: внутрифирменным контролем, контролем со стороны коммерческих банков за организациями и независимым аудиторским контролем. Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются  в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.
     Если  главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использовании финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности. 
     Существуют  и используются различные формы  контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам, приведенным в таблице 2.1
                                                     Таблица 2.1
     Классификация форм финансового контроля 

Признак классификации Форма финансового  контроля
Регламент осуществления 
Время проведения   

Субъекты контроля 
 
 
 
 

Объекты контроля
Обязательный, инициативный, внешний и внутренний Предварительный, текущий и последующий  

Государственный (в том числе президентский, органов законодательной и исполнительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский)
Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный
 
     Обязательный  контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т.д.
     Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.
     Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т.п.
     Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма  контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в  ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
     Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной  деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов использования бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые года.
     Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией президента, законодательными и исполнительными органами Российского Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства.
     Контроль  органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового  контроля и направлении прежде всего  на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.
     Контроль  финансов кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.
     Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и  ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.
     Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и  экономическими подразделениями предприятий  и организаций. Цели и задачи осуществления  данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.
     Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством  и нормативными актами, регламентирующими  осуществление аудиторских проверок2 

     1.3 Методы финансового  контроля
     Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля:
    Проверки
    Обследования
    Надзор
    Анализ финансового состояния
    Наблюдения (мониторинг)
    Ревизии
     Проверка  производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.
     Обследование  предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.
     Надзор  представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и  требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).
     Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться  со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.
     Анализ  финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.
     Ревизия выступает в виде наиболее распространенного  и всеобъемлющего метода финансового  контроля. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.
     Полная  ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной  деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с  целью контроля отдельных аспектов финансово0хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности и предоставления) финансовой отчетности.
     По  степени охвата финансовых и хозяйственных  операций в процессе ревизии различают  сплошные ревизии, заключающиеся в  проверке всех операций, всей первичной  документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.
     Наряду  со сплошной и выборочной ревизиями  применяются и комбинированные  ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других – выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.
     Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности3.
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Глава 2. Государственный финансовый контроль. 

         2.1 Контроль со стороны  органов законодательной  власти.
       Государственный финансовый контроль — это способ реализации финансовой политики государства, он способствует созданию условий для финансовой стабилизации. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
           Органами финансового контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления контрольных полномочий, либо подразделения органов исполнительной власти, на которые возлагаются функции финансового контроля в соответствующей отрасли или ведомстве.
       Особое  место в системе финансового  контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной  палате РФ.
     Счетная палата РФ — это не зависимый  от Правительства РФ, постоянно действующий  орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.4
     В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции  РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату»5
       Счетная палата РФ — юридическое лицо, состоит  из Председателя, назначаемого Государственной  Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом  Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть - Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты — инспекторов.
       Объектом  контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.
       К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной  палаты, относятся:
       1) все государственные органы (в  том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;
       2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
       3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, над деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.
       В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:
       — организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
       — оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
       — финансовая экспертиза проектов федеральных  законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной  власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
       — анализ выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
       — контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
       — регулярное представление Совету Федерации  и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета  и результатах проводимых контрольных  мероприятий;
       — контроль за поступлением в федеральный  бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи  и управления ею.
       В рамках банковской системы Счетная  палата осуществляет контроль за деятельностью  Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.
       Все органы государственной власти в  Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
     Особенностью  и одновременно недостатком организационного строения Счетной палаты, ограничивающим ее практические возможности, является то, что она не имеет территориальных  подразделений. Ревизии и проверки на местах проводятся путем командирования инспекторов палаты из Москвы в республики, края, области, округа. Командировки требуют значительных расходов, осложняются временными и кадровыми ограничениями. Ограничивает возможности Счетной палаты и то, что она неправомочна защищать интересы государства путем прямого обращения в суд. Палате приходится направлять материалы по результатам проверок, требующим судебного разбирательства, в прокуратуру. Это затягивает возмещение ущерба, снижает эффективность контроля.6
     Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.7
     По  закону деятельность Счётной палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
     Таким образом, Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. 

     2.2 Контроль со стороны  органов исполнительной  власти.
          Государственный финансовый контроль со стороны исполнительной власти на федеральном уровне в стране осуществляет Правительство Российской Федерации. В пределах полномочий, определенных Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, реализацию единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет валютный и таможенный контроль.8
     Направляя деятельность подведомственных ему  органов по осуществлению финансового  контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности.
     Функциями государственного финансового контроля по линии органов исполнительной власти Российской Федерации наделен  ряд организаций. В их числе Министерство финансов Российской Федерации и службы, находящиеся в его ведении:
          ·Федеральная налоговая служба9;
     · Федеральная служба страхового надзора10;
     · Федеральная служба финансово-бюджетного надзора11;
     · Федеральное казначейство12.
     Безусловно, важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.
     По  результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
     Федеральная налоговая служба – обеспечивает своевременность и полноту поступления  налогов, акцизов, таможенных пошлин и  сборов в бюджет, обязательных платежей в фонды. Прежде всего, налоговые  органы организуют учет налогоплательщиков по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Налоговые органы обязаны заботиться о том, чтобы учет налогоплательщиков был своевременным и полным. На основе данных учета ведется Единый государственный реестр налогоплательщиков. Налогоплательщики должны в установленных случаях представлять в налоговый орган налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность. Налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)13. Контроль может осуществляться и в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации14.
           Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) – федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Минфину России и осуществляющий функции по контролю и надзору в страховой сфере деятельности (страховом деле). Свою деятельность она осуществляет как непосредственно, так и через свои территориальные органы15
Федеральная служба страхового надзора – осуществляет лицензирование страховых операций страховщиков, разрабатывает соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения по применению страхового законодательства, защищает интересы страхователей в случае банкротства страховых организаций, проводит проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховщиков, контролирует соблюдение ими страхового законодательства и страховой дисциплины. При выявлении нарушений по результатам проверок она имеет право давать предписания страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов страховых взносов (премии), правил и условий страхования и перестрахования. В случае невыполнения этих предписаний могут приниматься жесткие решения – вплоть до аннулирования лицензии или полного прекращения деятельности страховой организации.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  – ее полномочия прописаны в Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора16 (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 278). Она осуществляет контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, а также соответствия проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
            Федеральное казначейство (Казначейство России) – в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, нормативными правовыми актами Министерства финансов, а также Положением о Федеральном казначействе, утвержденном правительством Российской Федерации от 11.11.2006г. № 66917.
     В положении прописано, что Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
     Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.
     Полномочия Федерального казначейства: составление и представление в Министерство финансов Российской Федерации оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации; осуществление прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета и другие полномочия.
     Усилия  федерального казначейства и его  территориальных органов сосредоточены  на предварительном и текущем  контроле при финансировании расходов организаций – получателей средств  федерального бюджета. Они должны охватывать проверками все организации, финансируемые из федерального бюджета через их лицевые счета в органах Федерального казначейства. Предварительный контроль происходит на стадии сверки соответствия плановых сметных назначений лимитам бюджетного финансирования. Текущий – при финансировании расходов с лицевых счетов бюджетополучателей путем проверки документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений.
     Казначейский  контроль осуществляется непосредственно  в ходе решения основной задачи этого  учреждения — организации бюджетного финансирования по принципу единства кассы и неразрывен с этой работой18.
     Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности  в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Свою деятельность Федеральная  служба по финансовому мониторингу осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы19.
     В соответствии с возложенными на нее задачами Федеральная  служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль и надзор за операциями (сделками) с денежными средствами и имуществом,  выполнением юридическими и физическими лицами  требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства.
     Она имеет право проводить в пределах установленной сферы деятельности проверочные мероприятия, разрабатывать и утверждать методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий. 

     2.3 Контроль со стороны  Президента РФ.
       Контроль  за финансами со стороны  президента РФ осуществляется в соответствии с  Конституцией РФ путем  издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, министра Федеральной налоговой службы РФ, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка. В соответствии с Конституцией РФ Президент страны обращается с ежегодным бюджетным посланием к Федеральному Собранию.
     Определенные  функции финансового контроля выполняет  Главное контрольное управление Президента РФ, образованное в соответствии с Указом Президента РФ от 8 июня 2004г. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц20.
           Главное контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие - либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствующие контрольные или правоохранительные органы для принятия соответствующих мер21.
           Таким образом, Президент РФ осуществляет финансовый контроль путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, министра Федеральной налоговой службы РФ, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка. Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ - структурное подразделение Администрации Президента, подчиняется непосредственно Президенту РФ. Его функции: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.