На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Цели, объекты, субъекты и инструменты денежно- кредитной политики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание.
 Введение.                                                                                                                3
1. Цели, объекты, субъекты и инструменты денежно- кредитной 
  политики.                                                                                                              4    
1.1. Цели, объекты,  субъекты денежно- кредитной  политики.                         4 
1.2  Инструменты  денежно - кредитной  политики.                                           13
2.Основные концепции  денежно- кредитной политики: теоретические и практические аспекты .                                                                                         23
2.1Теоретические  аспекты.                                                                                  23
2.2 Практические  аспекты .                                                                                  26
3.Разработка  денежно-кредитной  политики Банком  России.                          34
Заключение  .                                                                                                         40
Список используемой литературы.                                                                     43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     Данная  курсовая работа посвящена денежно-кредитной  политике.
Денежно- кредитная  политика очень важна для любого государства особенно на сегодняшний  день, когда основной функцией государства  является обеспечение рыночного  хозяйства достаточным количеством  денежной наличности. Также необходимо отметить, что общее состояние  экономики в большой мере зависит  от состояния денежно-кредитной  сферы.
     Мы  выбрали  данную тему   курсовой  работы  потому что, тема актуальна  в настоящее время, поскольку  сегодня в России рациональная денежно-кредитная  политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения  валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных  на экспорт и импортозамещающих  производств, существенно пополнить  валютные резервы страны.
     Целью   написания  данной  курсовой  работы  является   исследование денежно- кредитной  политики   её целей, видов  и инструментов.
     Для достижения цели поставлены следующие  задачи:
1.Рассмотреть  цели, объекты и субъекты, исследовать   инструменты  денежно- кредитной  политики.
2.Проанализировать  основные концепции денежно- кредитной  политики: её теоретические и  практические аспекты.
3.Расмотреть  разработку  денежно- кредитной  политики Банком России. 
 
 
 
 
 

1.ЦЕЛИ, ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ  И  ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1 ЦЕЛИ, ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ   ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.
Основные  и промежуточные  цели  денежно-кредитной  политики
     Денежно-кредитная  политика традиционно рассматривается  как важнейшее направление экономической  политики государства. Денежно-кредитная  политика, являясь частью общегосударственной  экономической политики, должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия.
В общем  виде цель государственного регулирования  экономики — достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Иногда говорят, что целью государственного регулирования экономики является одновременное достижение всех поставленных целей в «магическом четырехугольнике» (рис.1). Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно- кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики. Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно- кредитной политики.
                                                      
  индекс цен                        Показатели                      уровень безработицы
уровень безработицы         Отдельные задачи         безработица на уровне
                                    естественной
Равновесие  внешнеторгового обмена Экономический рост
внешнеторговый баланс                Показатели  рост реального ВНП
положительный                  Отдельные задачи      оптимальные темпы
внешнеторговый  баланс   экономического роста
Рис.1. Достижение поставленных целей в «магическом  четырехугольнике»
    Если  цель развития национальной экономики  заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно- кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики. Промежуточной, или тактической, целью денежно-кредитной политики может быть и таргетирование инфляции, и стабилизация валютного курса, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодоступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, ставки рефинансирования коммерческих банков.
    Выбор промежуточных целей определяется степенью либерализации экономики и независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике. Промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты. И наоборот, при выборе целей денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, центральному банку необходимо учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит цель поддержания реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п.
Объекты и субъектов денежно-кредитной политики
     Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной  политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.
    Выбор промежуточных целей денежно-кредитной  политики может повлиять на состояние денежного рынка посредством формирования как предложения, так и спроса на деньги.
    Предложение денег графически отображается обычно вертикальной прямой, поскольку предполагается, что на каждый момент времени создано определенное фиксированное количество денег, которое не зависит от величины ставки процента (рис. 2, MS1)
      

       
Рис. 2. Денежное предложение при различных целях денежно-кредитной политики:
MS1денежное предложение при монетарной политике, направленной
     на  поддержание неизменной массы денег  в обращении;
     МS2 — денежное предложение при гибкой денежно-кредитной политике;
     МS 3 — денежное предложение при допущении изменения и массы денег в обращении, и ставки процента; М — количество денег в обращении, у.д.е.
    Реально предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретной стране.
    1.Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то графиком денежного предложения действительно будет вертикальная прямая (см. рис. 2, MS1). Это означает, что предложение денег регулируется независимо от уровня процентной ставки и проводится с целью ограничения инфляции.
    2.Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика носит название гибкой. В случае выбора гибкой монетарной политики график денежного предложения — горизонтальная прямая (см. рис.2,МS2). Это означает, что целевой ориентир денежно-кредитной политики — это не столько борьба с инфляцией, сколько стимулирование инвестиций.
    3. Третий вариант графика денежного  предложения — наклонная линия  (см.рис.2,М53). Такая графическая форма денежного предложения свидетельствует, что денежно-кредитная политика допускает колебания и денежной массы в обращении, и ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная политика ставит своей целю поддержание достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся экономики.
    В целом денежный рынок при различных  вариантах денежно-кредитной политики может быть графически показан, как  на рис. 3.
      

      

    
    Рис. 3. Денежный рынок при различных вариантах денежно-кредитной политики: MD — общий спрос на деньги
    На  рисунке 3 точка Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет «цену» равновесия на денежном рынке. Это равновесная ставка процента, т.е. альтернативная стоимость хранения денег, не приносящих процентов.
    Равновесие  на денежном рынке подвижное, т.е. оно  постоянно меняется под воздействием ряда факторов. Представим себе, что  меняется предложение денег, а спрос  на них остается постоянным.
    При увеличении предложения денег, когда  оно описывается линиями MS1 и МS3, возникает их кратковременный избыток. Люди стремятся уменьшить количество своих денежных запасов, не приносящих процентов, путем покупки других финансовых активов (например, облигаций). Спрос на них растет, цены соответственно увеличиваются. Процентная ставка, или альтернативная стоимость хранения денег, не приносящих процентов, падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество денег, которые они готовы держать на руках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предложении денег и меньшем проценте.
    Если  предложение денег выросло, то:
     * график предложения денег перемещается вправо (в случае MS1) или вправо вдоль линии MS3. Это означает, что существующее равновесие нарушилось. Возникает временное неравновесие;
      *при неизменном спросе на деньги равновесная ставка процента снижается;
      *в результате устанавливается новое равновесие при большем предложении денег и меньшей процентной ставке.
    При уменьшении предложения денег происходят обратные процессы. Если предложение  денег уменьшается, то равновесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первоначальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке процента.
    Если  же денежно-кредитная политика гибкая (линия М52), то рост предложения денег должен быть скорректирован центральным банком, т.е., для того чтобы не вызвать повышение процентной ставки, необходимо уменьшить предложение денег.
    Допустим  теперь, что меняется спрос на деньги, а предложение остается неизменным (линия MS1). Например, спрос на деньги возрос вследствие увеличения номинального ВНП, т.е. требуется больше денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной экономики, а население и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной форме. Но в случае неизменного предложения денег равновесие может установиться только при увеличении цены денег (номинальной ставки процента).
    Если  спрос на деньги возрос, то:
      *кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх, показывая нарушение существовавшего равновесия на денежном рынке;
      *при неизменном предложении денег процентная ставка повысится.
    При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении будут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке установится при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.
В случае если проводится гибкая денежно-кредитная политика (линия МS2), то увеличение спроса на деньги должно компенсироваться ростом денежного предложения, чтобы не произошел рост процентной ставки.
Выбор целей денежно-кредитной  политики
Следует заметить, что в зависимости от причин, вызвавших  изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики (жесткая или гибкая денежно-кредитная политика, т.е. выбор такого варианта монетарной политики, при которой допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).
      Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелателен, то с помощью денежно-кредитной политики можно «сгладить» эти изменения. В случае циклического «перегрева» экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиваться снижения нормы процента и тем самым повышения деловой активности за счет увеличения инвестиционного спроса.
Если  сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то любое  увеличение денежного предложения  будет «раскручивать» инфляционную спираль. Цель денежно-кредитной политики в этом случае — поддержание объема денежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном  уровне. Графиком денежного предложения в данном случае будет вертикальная прямая.
    3. Рассматривая денежный рынок,  мы до сих пор предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но она может меняться под воздействием, например перемен в организации денежного обращения в стране, что скажется и на норме процента, и на объеме производства, и на ценах (вспомним уравнение обмена И. Фишера). Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, он придерживается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (или уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (или возрастает) скорость обращения денег. Графиком денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая.
    Итак, объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение.
    Субъектами  денежно-кредитной политики выступают, как отмечалось, банки, прежде всего центральный банк. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.
    Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую) массу денег в обороте.
    Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.
    Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской систем. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сект представляет собой канал, через который всей экономике передаются импульсы денежно-кредитного регулирования. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать и как од из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
     Рассмотрим  теперь основные инструменты денежно-кредитной  политики.
В мировой экономической  практике центральные банки используют следующие инструменты денежно- кредитной политики:
    К ним относятся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение норм обязательных резервов, а также некоторые  меры, носящие жесткий административный характер.
Операции  на открытом рынке.
     Операции  центрального банка на открытом рынке  в настоящее время являются в  мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной  политики. Центральный банк продает  или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе  государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким при регулировании кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
    Операции  центрального банка на открытом рынке  оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся  у коммерческих банков, что стимулирует  либо сокращение, либо расширение кредитных  вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое  воздействие осуществляется посредством  изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или  продажи им ценных бумаг. При жесткой  рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым соответственно увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.
Если центральный  банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские  счета, и таким образом увеличиваются  кредитные ресурсы банков. Они  начинают выдавать ссуды, которые в  форме безналичных реальных денег  входят в сферу денежного обращения. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих  корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают  свои кредитные ресурсы.
Операции на открытом рынке проводятся центральным  банком обычно совместно с группой  крупных банков и других финансово-кредитных  учреждений.
     Схема проведения этих операций такова:
Предположим, что  на денежном рынке наблюдается излишек  денежной массы в обращении и  центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого  излишка. В этом случае центральный  банк начинает активно предлагать государственные  ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые правительственные  ценные бумаги через специальных  дилеров. Поскольку предложение  государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут и соответственно возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение банковских резервов в свою очередь уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.
    Допустим  теперь, что на денежном рынке –  недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: центральный банк начинает скупать  правительственные ценные бумаги у  банков и населения по выгодному  для них курсу. Тем самым центральный  банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает их «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) к увеличению денежного предложения. При этом процентная ставка падает.
    Таким образом, операции на открытом рынке, как  инструмент денежно-кредитного регулирования  обладает важным преимуществом –  гибкостью, поскольку объем покупки  ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут  изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную  особенность данного метода, должны внимательно следить за своим  финансовым положением, не допуская при  этом ухудшения ликвидности.
    Политика  учетной ставки (ставки рефинансирования).
    Такая политика центрального банка может  быть представлена двумя направлениями: как регулирование займов коммерческим банкам и как его депозитная политика. Иначе говоря, это политика учетной  ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования означает процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово  устойчивым коммерческим банкам, испытывающим временные трудности, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
    Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает  центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.
    И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы  невыгодными. Более того, некоторые  коммерческие банки, имеющие заемные  средства, пытаются возвратить их, так  как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.
    Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной  ставки выступает показателем изменений  в области кредитно-денежного  регулирования. Размер учетной ставки зависит обычно от уровня ожидаемой  инфляции и в то же время оказывает  на инфляцию большое влияние. Когда  центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может  устанавливать одну или несколько  процентных ставок по различным видам  операций или проводить дисконтную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка  необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений  со своими клиентами и с другими  банками. Однако уровень официальной  учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных  операций.
    Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке (а в некоторых  странах является главным инструментом управления предложения денег) и  проводится обычно в сочетании с  деятельностью на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.
    Изменение нормы обязательных резервов.
    Обязательные  резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого  банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном  банке. Исторически так сложилось, что обязательные резервы рассматривались  центральными банками как экономический  инструмент, призванный обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность, а  в случае массового изъятия депозитов  предотвратить неплатежеспособность коммерческих банков и тем самым  защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее  время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных  требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый  в целях наиболее быстрой коррекции  денежно- кредитной сферы. Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной  политики заключается в следующем:
    - если центральный банк увеличивает  норму обязательных резервов, это  приводит к сокращению свободных  резервов банков, которые они  могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;
    - при уменьшении нормы обязательных  резервов происходит мультипликационное  расширение предложения денег;
     Этот  инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает  основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы  обязательных резервов способно вызвать  значительные изменения в объеме банковских резервов и привести к  изменениям в кредитной политике коммерческих банков. Он является настолько  мощным, что в действительности его  применяют раз в несколько  лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.
  Ограничение кредитования.
  Этот метод  кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение  суммы выданных кредитов. В отличие  от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.
  Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной  политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод  количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в  некоторых странах вообще отменён.
  Также центральный  банк может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
  При нарушении  коммерческими банками банковского  законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных  недостатках в работе, что ведет  к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые  жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что  использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.
Механизм  действия денежно-кредитной  политики.
Нужно добавить, что для достижения значимых результатов  в наиболее короткие сроки  нужно  задействовать все инструменты  одновременно. Например:
  Чтобы не допустить перегрева экономики  необходимо уменьшить объем денежной массы. Центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем  ограничения или сокращения предложения  денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим  образом. Центральный банк продает  государственные ценные бумаги под  заманчивый процент для того, чтобы  урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную  норму, что автоматически освобождает  коммерческие банки от избыточных резервов. А затем поднять учетную ставку для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам, В этой ситуации банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Этот механизм действует и в обратном направлении.
  Допустим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение  денег. Для достижения данной цели применяют  политику дешевых денег.
  В условиях надвигающегося спада правительство  через центральный банк скупает  ценные бумаги на открытом рынке у  населения и у коммерческих банков. В результате проведенных мер  увеличатся избыточные резервы системы  коммерческих банков, следовательно, возрастут  их кредитные ресурсы. Происходит мультипликативное  увеличение кредитных денег в  экономике, а значит, расширение объема денежной массы. Следствием роста предложения  денег оказывается снижение процентной ставки и рост частной инвестиционной активности. А так же в этой ситуации Центральный Банк может понизить нормативы по резервным отчислениям. Хотя такое воздействие используется не так часто как операции на открытом рынке или манипулирование учетной  ставкой.  Из вышесказанного можно  заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
  Существует  и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых денег может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и предложение  денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной  асимметрией, причем она может оказаться  серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
  Другой  негативный фактор заключается в  следующем.  Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда  предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег.
  Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при  обратном ходе событий политика дорогих  денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что  общие расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как  было сказано выше, скорость обращения  денежной массы падает, а, значит, и  общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.
Таким образом, в механизме действия денежно-кредитной  политики можно выделить пять последовательно  связанных рычагов:
*Приведение в действие инструментов денежно-кредитной политики (операции на открытом рынке, дисконтирование, изменение нормы обязательных резервов);
*Увеличение и сжатие объема денежной массы;
*Движение ставки процента на денежном рынке;
*Динамика совокупного спроса, связанная, в частности, с активизацией и ослаблением инвестиционной деятельности в экономике;
*Изменение совокупного предложения как реакция на изменение совокупного спроса. Каждый из указанных элементов запускается предыдущим и в свою очередь приводит в действие последующий рычаг. Поэтому сбой в работе любого рычага ослабляет результативность проведения денежно-кредитной политики.  Так например, слабая реакция инвесторов на заметное снижение процентной ставки, вызванной, в свою очередь,  существенным расширением объема денежной массы, не вызовет адекватного расширения совокупного спроса, а конечном итоге и совокупного предложения, на что было направлено действие денежно-кредитной политики в целом. При этом может наблюдаться усиление инфляционных процессов. Данная ситуация может быть связана с нестабильной политической ситуацией в стране, подавляющей инвестиционную активность.  
 
 
 

2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
      Теоретические аспекты
В основе денежно-кредитной политики лежит  теория денег, изучающая в том числе процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.
    Длительное  время среди экономистов ведутся  дискуссии по вопросам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией и современным монетаризмом.
    И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и его механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — спрос на деньги и их предложение.
    Кейнсианский подход
    Сторонники  кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные, с целью достижения «эффективного совокупного спроса», высокого уровня занятости и максимально возможных темпов роста производства. Сам механизм денежно-кредитного регулирования с точки зрения кейнсианского подхода выглядит следующим образом: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что в свою очередь приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект инвестиций — к изменению уровня национального производства. Однако кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк для проведения денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и как при этом изменится величина валового национального продукта). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.
    В связи с изложенным кейнсианцы считают денежно-кредитную политик не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.
Монетаристский  подход
    Формирование  теории монетаризма в 60—70-е годы XX века происходил в условиях возрождения  традиций неоклассического направления  в экономической теории и количественной теории денег. Специфика монетаризм по сравнению с традиционными  неоклассическими идеями состоит в toм, что монетаристы особое значение придают денежно-кредитной сфер «Деньги — главная движущая сила рыночной экономики». Наиболее известный теоретик монетаризма — М. Фридмен.
    Монетаристский  подход базируется на убеждении, что  рыночная экономика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты, возникающие в рыночной экономике, носят экзогенный характер и являются результатом некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует действие стихийных рыночных сил и в то же время «раскачивает лодку».
    Монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком, так как «ни одно правительство не может быть мудрее рынка»; «за неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно — нашими»; «чем меньше доля государственных расходов в ВНП тем лучше жизнь людей».
    Для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы  необходимо поддерживать устойчивый и  обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует». Таким образом, приоритет отдается регулируемому росту денежной массы, а не стимулированию экономического роста и занятости.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.