На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Программно-целевой и ситуационный методы управления организацией

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ИНСТИТУТ  ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»
На тему: «Программно-целевой и ситуационный методы управления организацией» 
 

Выполнил: студент МЭИ гр.ИТ-52-11
  №зач.:
 Проверил: Еркешева З.Д.
   
 
 
 
 
 
 

Москва 2011
Содержание:
    Введение……………………………………………………………3
    История возникновения ситуационного подхода ………………4
    Характеристика ситуационного подхода к управлению...............7
    Сущность программно-целевого метода управления……..…….10
    Преимущества и недостатки программно-целевого метода……15
    Заключение…………………………………………………………17
    Список использованной литературы……………………………...18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
    Радикальная перестройка управления национальной экономикой резко обострила ряд экономических, социальных, правовых, политических и иных проблем. Современная экономика характеризуется непрерывными изменениями организационных структур, обновлением технологий, стиля и методов руководства. В основе современного понятия управления лежит принцип философии творческого труда, благодаря которому создаются предпосылки для становления социально ориентированной рыночной экономики. Успех реформы управления экономикой во многом зависит от людей, от принципиальной позиции и конкретных действий руководителей различных уровней.
    Подготовка высококвалифицированных кадров в области управления предполагает изучение теоретических основ, нормативно-правовой базы и приобретение практических навыков в области управления.
    Важным моментом в успешной деятельности менеджера является учет такого весьма существенного факта, который заключается в том, что нет двух совершенно одинаковых организаций. Попытки руководить на основании каких-то общих принципов, игнорируя все, что делает учреждения или фирмы непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются серьезными проблемами.            Ситуационный подход возник как помощь управленцам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех уникальных условиях, в которых находится их организация.
В связи  с этим, особую актуальность представляется изучение ситуационного подхода  к менеджменту, т. к. он интегрирует в себе различные школы и подходы, позволяя руководителю выбирать из управленческого арсенала те приемы, которые соответствуют сложившимся состояниям. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению организационных целей в конкретной ситуации.
   В течение нескольких десятилетий теория управления и прогнозирования бурно развивалась, в результате чего возникли различные способы и методы управления. Некоторые из них специфичны, другие универсальны. К последним относится и метод программно-целевого планирования.
Этот  метод зарекомендовал себя в развитых странах как один из самых точных и надежных. Он широко применяется  на Западе на всех уровнях управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     История возникновения ситуационного подхода.
     В основе роста социально-экономического и политического могущества государств, развития мировых рынков продукции  и услуг, успеха отдельной организации  и человека лежат процессы управления. Практически все население Земли  испытывает на себе влияние управляющих  воздействий, являясь гражданином  государства, налогоплательщиками, бизнесменами или наемными работниками, членами  общественных организаций и т.д. именно управлении определяет уровень  жизни населения в любой стране.
     Основными историческими предпосылками управления (менеджмента) служат становление рыночного  типа хозяйствования, развитие индустриальной организации производства, переход  к менеджменту на основе и с  помощью времени.
     К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые обеспечили существенное развитие теории и практики управления: с позиций выделения  различных школ, процессный, системный, ситуационный.
     Подход  с позиций выделения различных  школ в управлении заключает в  себе фактически пять разных подходов. Здесь управление рассматривается  с пяти различных точек зрения. Это школы научного менеджмента, административного управления, человеческих отношений, науки о поведении, а  также науки управления и количественных методов.
     Процессный  подход рассматривает управление как  непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций.
     Системный подход подчеркивает, что руководители должны рассматривать организацию  как совокупность взаимосвязанных  элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, ориентированных  на достижение различных целей в  условиях меняющейся внешней среды.
     Ситуационный  подход концентрируется на том, что  пригодность различных методов  управления определяется ситуацией. Поскольку  существует большое обилие факторов как в самой организации, так  и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять  организацией. Самым эффективным  методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует  данной ситуации.
     Рассмотрим  более подробно историю становления  и развития ситуационного подхода  в менеджменте.
     Ситуационность» означает, что действия людей определяются контекстом, в котором они осуществляются. Это понятие лежит в основе ситуационной теории управления, изучающей  зависимость эффективности методов  управления от того, в каком положении  находится применяющая их организация.
     Теория  ситуационности в управлении утверждает, что не может быть единственного  универсального набора принципов менеджмента, одинаково эффективных всегда и  везде, потому что в разных условиях лучшие результаты приносит использование  разных стратегий. Фирмой в кризисной  ситуации нельзя управлять так же, как в момент становления, развития или стабильного ограничения  роста.
     Рассмотрение  ситуаций не является новым в теории менеджмента. Еще в 20-е годы ХХ в. Мери Паркер Фоллетт выдвинула «закон ситуации». Она отмечала, что различные  ситуации требуют различных типов  знаний, и что человек, обладающий знаниями применительно только к  одной ситуации, стремится быть в  хорошо управляемых деловых организациях, при прочих равных условиях, калифом  на час. Следовательно, для эффективного поведения во всем разнообразии жизненных ситуаций требуется синтез разнородных знаний и умение их выбирать в зависимости от специфики конкретных условий.
     В 1948 г. Ральф Стогдилл пришел к выводу, что именно ситуация во многом определяет, какие черты и навыки нужны руководителю.
     Одним из основоположников ситуационного  подхода является крупный американский специалист в области менеджмента  И. Ансофф.
     Первой  работой в области ситуационного  подхода считается исследование английских ученых Т. Бернса и Г. Сталкера, которое они провели на 20 фирмах, производящих машиностроительную продукцию, электронное оборудование, искусственный шелк и др. Они рассмотрели работу этих фирм в стабильных и меняющихся условиях и пришли к выводу, что для каждого типа условий характерна своя организационная структура управления: для стабильных условий – «механическая» структура.
     «Механическая структура основана на глубоком разделении труда и широком применении регламентирующих документов. Для «органической» структуры  свойственно изменение целей, задач  и пр., в зависимости от меняющейся обстановки, ситуации.
     Однако  превращение ситуационного подхода  во влиятельную теоретическую позицию  началось лишь в конце 1950-х, в немалой  степени благодаря результатам  эмпирических исследований Джоан Вудворд. Именно тогда был осуществлен  синтез существовавших ранее концепций  на основании теории систем.
     В 1970-х гг. за счет привлечения основных положений теории открытых систем, результатов ориентированных на практику исследований и применения многовариантной статистики были сделаны  новые шаги. Возникшая в результате концепция объясняла свойства организационной  структуры спецификой ее адаптации  к внутренней и внешней окружающей среде.
     Конечной  целью исследований было описать  алгоритм конструирования структуры, которая в наибольшей степени  отвечала бы требованиям данной ситуации. В число этих факторов разные ученые включали: технология и организационная  структура (Джоан Вудворд); состояние  окружающей среды (Том Берне, Джордж Сталкер, Пол Лоуренс и Джей Лорш); размеры организации (Дерек Пью, Дэвид Хиксон, Питер Блау, Ричард Шенхер) и ее стратегию (Альфред Чэндлер).
     В области изучения лидерства также  наблюдается поворот в сторону  ситуационных теорий. Первая модель такого рода, устанавливавшая связи между  эффективностью стилей лидерства и  благоприятностью ситуации, была предложена в 1967 г. Фредом Фидлером. Вскоре эта тема оформилась в самостоятельную область исследований, в которой возникло несколько новых теорий.
     Отметим, что ситуационный подход не утверждает, что концепции имеющихся подходов не верны. Он увязывает конкретные приемы и концепции с возникающими конкретными  ситуациями для того, чтобы достичь  целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход определяет, каковы значимые переменные ситуации во внешнем  окружении и внутри организации  и как они влияют на эффективность  ее деятельности.
     Важно отметить, что ситуационный подход несколько изменил представления  о соотношении искусства и  науки управления в практике менеджмента. До 60-х годов двадцатого столетия считалось, что менеджер должен знать  научные основы теории управления, а умение применять эти основы на практике – это есть искусство  управления.
     Согласно  ситуационному подходу анализ ситуации и подбор соответствующих ситуации методов управления переходит в  разряд науки, таким образом, сам  «подбор подходящих приемов менеджмента  сообразно ситуации» входит сегодня  в инструментарий менеджмента, тесня  то, что до недавнего времени считалось  чистым искусством успешного менеджера.
     Метод ситуаций положен в основу методологии  обучения в Гарвардской школе  бизнеса – самой престижной в  США. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика  ситуационного подхода  к управлению.
     Сущность  ситуационного подхода заключается  в определении понятия ситуации, под которой подразумевается  конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию  в определенное время. Из-за того, что  в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя  указанный подход, руководители могут  лучше понять, какие приемы будут  в большей степени способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации.
     Ситуационный  подход, разработанный в конце 60-х  гг., не считает, что положения школ научного менеджмента и административной школы, поведенческого подхода и  подхода с точки зрения человеческих отношений, а также школы количественных методов неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно  связан, пытается интегрировать различные  частные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между  управленческими функциями и  не рассматривает их по отдельности.
     Ситуационный  подход не является простым набором  предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных  проблемах и их решениях. В нем, например, сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические  приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, инвариантны.
     Важно отметить, что заслуга школы науки  управления заключается в том, что  она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Различные авторы называют огромное количество переменных, от которых  зависит эффективность работы организации. Но главных переменных, воздействующих на деятельность организации, не более  десяти.
     К основным внутренним переменным организации  относятся ситуационные факторы, действующие  внутри организации. Это – цели, задачи, структура, техника и технология, люди (см. рис. 1.1). Внутренние переменные являются результатом управленческих решений, принятых людьми, создавшими организацию.
     Внутренние  переменные изучались различными школами, при этом каждая школа акцентировала  свое внимание на разных факторах внутренней среды организации. Так, например, школа  научного управления обращала основное внимание на задачи и технологию управления; школа психологии и человеческих отношений – на трудовые ресурсы (людей) организации; классическая (административная) школа – на структуру управления. По мнению представителей этих школ, достижение целей организации полностью  зависело от внутренних переменных и  поэтому они не уделяли никакого внимания факторам, находящимся вне  организации. 

     
     Рисунок 1.1 Внутренние переменные организации 

     Для эффективного функционирования современных  организаций им явно недостаточно учитывать  влияние только внутренних переменных. В настоящее время организации  испытывают значительное влияние факторов внешней среды, которые, в свою очередь, оказывают большое воздействие  на внутренние переменные организации.
     Мысли о необходимости учета влияния  внешней среды на деятельность организации  появились в конце 50-х гг. Ситуационный подход расширил взгляд на организацию  как систему управления, подвергающуюся воздействию как внутренних, так  и внешних факторов. Необходимость  учитывания изменений во внешней  среде особенно актуальна в настоящее  время. Выживание организации и  сохранение эффективности ее работы в подавляющем большинстве случаев  зависит от того, сумеет ли организация  приспособиться к изменениям окружающей ее среды.
     Ситуационный  подход определил внешние переменные: факторы, находящиеся вне организации, которые оказывают серьезное  влияние на ее успех. Впоследствии все  факторы внешней среды были разделены  на две группы: переменные прямого  воздействия – поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты, законы и государственные  органы и переменные косвенного воздействия  – состояние экономики, научно-технический  прогресс, социокультурные факторы (жизненные установки, традиции, обычаи и др.), политические факторы, международные  события. Факторы прямого воздействия  непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. Факторы косвенного воздействия  не оказывают немедленного воздействия  на операции, но тем не менее их следует  учитывать. Степень их влияния определяется сферой деятельности и внутренними  возможностями организации.
     Ситуационный  подход предполагает, что пригодность  различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Наиболее эффективным  в реальной позиции выступает  метод максимально соответствующий  ее условиям. При ситуационном подходе  выявляются основные внутренние и внешние  факторы, которые воздействуют на функционирование организации. Для практических целей  менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают воздействие  в каждом конкретном случае.
     Школа науки управления установила, что  все переменные (факторы) как внутренней, так и внешней среды взаимосвязаны  и взаимозависимы. Изменение в  одной из них вызывает изменения  во всех других.
     Таким образом, ситуационный подход появился в результате попыток применения концепции важнейших школ управленческой мысли в реальных жизненных ситуациях. Он состоит в том, что нет какого-то универсального подхода и что  различные проблемы и ситуации требуют  разных подходов. Прошлый опыт менеджеров и опыт других фирм также внимательно  рассматривается в «ситуационном  управлении». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  программно-целевого метода управления
Программно-целевое  планирование – это один из видов  планирования, в основе которого лежит  ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой  метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение  и постановка целей и лишь затем  подбираются пути их достижения.
Сущность  ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки  при сбалансированном обеспечении  ресурсами с учетом эффективного их использования. Т. е. программно-целевое  планирование построено по логической схеме «цели - пути – способы –  средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом  намечаются пути их реализации, а затем  – более детализированные способы  и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор  разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что  особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование  будущих состояний системы, а  составление конкретной программы  достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать  ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства  других методов .
Программно-целевой  метод расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к  рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения  отдельных территорий.
По сравнению  с другими методами программно-целевой  метод (ПЦМ) является относительно новым. Широкое распространение он получил  только в последние годы, хотя был  известен давно и впервые использовался  еще при разработке плана Государственной  комиссии по электрификации России. ПЦМ  тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана  начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики  при дальнейшем поиске и определении  эффективных путей и средств  их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется  принцип приоритетности планирования.
ПЦМ применяется  при разработке целевых комплексных  программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления [8, с.109].
Программно-целевое  планирование может применяться  на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. В каждом из этих случаев  существует своя специфика применения рассматриваемого метода планирования.
При программно-целевом  подходе к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа  предприятия, в которой сформулированы цели фирмы и комплекс мер по их достижению. Т.к. условия внешней  среды постоянно изменяются, то программу  предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с  текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и  продолжением целевой программы  предприятия. Проведение мероприятий  по изменению целей фирмы и  программы действий – это задача менеджера организации, руководителя высшего звена. Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно. При этом выделяются следующие  этапы.
1.Разработка  общих целей.
2.Определение  конкретных, детализированных целей  на заданный, сравнительно короткий  период времени.
3.Определение  путей и средств их достижения.
4.Контроль  за достижением поставленных  целей путем сопоставления плановых  показателей с фактическими.
На практике доказано, что применение программно-целевого планирования в организациях позволяет  повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.
Программно-целевой  метод является одним из наиболее распространенных и эффективных  методов государственного регулирования  экономики, применяемых в большинстве  развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей  развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных  путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.
Перед программно-целевым планированием  стоят и более конкретные задачи, такие как непосредственное влияние  на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных  образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических  ситуаций и т.д.).
Программно-целевой  метод планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим  социально-экономические процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику  страны. Более конкретными плановыми  документами являются комплексные  целевые программы.
Таким образом, рассмотрев значение программно-целевого метода планирования расходов бюджета, можно сделать вывод, программно-целевой  метод бюджетного планирования обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования  в соответствии установленными приоритетами государственной политики. Программно-целевое  бюджетное планирование исходит  из ориентации бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств.
Целевая комплексная программа – это  документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным  путем экономических проблем  и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
По содержанию целевые комплексные программы  можно разделить на несколько  видов:
1.  Социально-экономические  программы - предусматривают решение  проблем социального характера  и повышение материального уровня  жизни населения.
2.  Научно-технические  программы - направлены на решение  научных и технических проблем,  ускорение внедрения в производство  достижений науки и техники,  позволяющих обеспечить в ближайший  период значительный положительный  эффект. Перечень научно-технических  программ формируется исходя  из приоритетов развития экономики.
3.  Производственно-экономические  программы - предназначены для  решения крупных межотраслевых  проблем в области производства, способствующих повышению эффективности  действующих и развитию новых  производств.
4.  Территориальные  программы - направлены на преобразование  регионов, комплексное освоение  новых территорий и решение  других задач в регионах.
5.  Экологические  программы – представляют собой  комплекс мероприятий природоохранного  характера.
6.  Организационно-хозяйственные  программы - направлены на совершенствование  организации управления экономикой.
Целевые комплексные программы различаются  также по своей временной продолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.
Разработка  ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности:
1.  Составляется  перечень важнейших проблем. Выделяется  определенная проблема и выдается  исходное задание на разработку  программы для ее решения, в  котором определяются цели программы,  лимиты ресурсов, участники реализации  программы и другая необходимая  информация.
2.  Выдается  задание на разработку программы  для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы,  лимиты ресурсов, участники и  сроки реализации программы. На  этом этапе конкретизируются  параметры, характеризующие цели  программы и определяются задачи  ее реализации по отдельным  периодам. Генеральная цель разбивается  на подцели.
3.  Формируются  состав заданий и комплекс  мероприятий для реализации программы.  Состав основных заданий программы  устанавливается исходя из построенной  иерархии целей. По каждому  из заданий разрабатываются последовательные  этапы их выполнения.
4.  Расчет  основных показателей и ресурсного  обеспечения программы. Определяются  затраты материальных, трудовых, финансовых  ресурсов, необходимых для реализации  программы. Формируются перечни  материальных ресурсов с указанием  поставщиков и получателей. На  этом этапе производится расчет  эффективности реализации программы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.