На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Демография

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 


Содержание  

Введение…………………………………………………………………………3 

    Понятие демографии…………………………………………………….4
 
    Демографическая трагедия России…………………………………….6
 
      Статистические  данные…………………………………………..6
 
      Причины возникновения  демографического кризиса…………9
 
    Пути выхода из демографического коллапса………………………...15
 
    Заключение…………………………………………………………………18 

    Список  литературы………………………………………………………...19 
     

 


Введение 

     В современном мире существует огромное количество проблем, таких как предотвращение ядерной войны, преодоление отсталости развивающихся стран, продовольственная и энергетическая проблемы, ликвидация опасных болезней, загрязнение окружающей среды и ряда других проблем, но особое место среди них занимают демографические. Они обусловливают развитие практически всех глобальных проблем человечества.
     Демографические проблемы теперь все чаще обсуждаются на заседаниях различных представительных комиссий. К сожалению, научный уровень обсуждения демографических вопросов на этих весьма важных заседаниях не всегда достаточно высок. Между тем сегодня назрела острая необходимость общественного управления демографическими процессами. Именно общественного, а не только государственного.
    В первой половине 90-х годов наша страна вступила в стадию, без преувеличения можно сказать, демографической катастрофы. Эта катастрофа выражается прежде всего в беспрецедентно низкой рождаемости (уровень которой сегодня вдвое ниже, чем в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны), в очень высоком уровне разводов (по которому мы сегодня на втором месте в мире после США), в относительно низкой продолжительности жизни населения, особенно мужского и сельского. С 1992 г. население России не растет, а сокращается, причем очень быстрыми темпами.
     Это не полный перечень демографических проблем нашей страны, но, думается, и названных цифр достаточно, чтобы оценить характер ситуации.
Необходимы  какие-то меры для исправления положения, какие-то программы... Но какие именно меры, какие программы? Кто их должен разрабатывать? На что они должны быть нацелены? 
 
 
 
 

    Понятие демографии
 
     Ученые, занимавшиеся изучением населения, долго искали слово, которое стало бы названием их науки. Слово «демография» появилось на свет примерно на двести лет позже науки, которую оно обозначает. До него предлагались другие термины. Первым, кто попытался дать имя новой науке, был швейцарский математик Христофор Бернулли (1782- 1863). Он предложил назвать ее «популяционистикой».
     Термин же «демография» ввел в научный оборот французский ученый Ахилл (Аший) Гийяр. В 1855 г. в Париже вышла его книга «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». В этой книге А. Гийяр определил демографию как естественную и социальную историю человека, или математическое изучение населения, его изменений и его физических, гражданских, интеллектуальных и моральных условий.
     Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос» — народ — и «графо» — пишу, то есть, если трактовать это словосочетание буквально, оно будет означать «народоописание», или описание населения. Но демография  самого начала своей истории никогда не ограничивалась лишь описанием, ее предмет всегда был шире и глубже.
     Демография занимается решением трех основных задач:  1) изучение тенденций и факторов демографических процессов; 2) разработка демографических прогнозов; 3) разработка мероприятий демографической политики.
     Население непрерывно изменяется, находится в движении. Люди рождаются, умирают, вступают в брак или разводятся, меняют профессию, место работы, жительства и проч. В результате непрерывно меняется численность населения и его структура. За счет рождений население непрерывно растет и одновременно за счет смертей — непрерывно убывает. Одно поколение сменяется следующим. Такого же рода процессы роста и убыли происходят непрерывно и одновременно во всех структурах населения: по возрасту, брачному состоянию, семейному положению, социальной принадлежности и т. п. В зависимости от соотношения чисел родившихся и умерших, или, в более общем виде, между вступлением людей в те или иные социальные группы и выбытием из них, численность этих групп, или населения в целом, либо увеличивается, либо уменьшается, либо остается неизменной (если число прибывших равно числу выбывших).
     Непрерывный процесс возобновления населения (который математически может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус) происходит всецело под воздействием законов развития общества, является неотъемлемой частью общественной жизни и потому имеет социальный характер. Рождение большего или меньшего числа детей в семье, продолжительность жизни, вступление в брак или безбрачие — все эти социальные факты подвержены действию общественных законов, являются частью функционирования общественного организма, или, правильнее будет сказать, общественного воспроизводства (воспроизводства общественной жизни). Демографическая сфера является составной частью (подсистемой) общественной жизни, результатом деятельности людей. Поэтому вместо возобновления населения правильнее говорить о его воспроизводстве, что подчеркивает и его социальный характер, и активную роль социальных механизмов в изменениях численности населения и его структуры.
 

    Демографическая трагедия России
 
         Россия стоит перед угрозой демографического  вызова основам своего существования  в истории. Если тенденция не изменится, то через 25-50 лет наступит национальная катастрофа. Реальность депопуляции уже осознана обществом. Налицо превышение смертности над рождаемостью в среднем от 800 тыс. до 1 млн человек в год. 

      Статистические  данные
 
         Примем в расчет следующие данные, представленные за период с 2001 года по 2005. И вот что мы имеем:
Годы Родилось (тыс.чел) Умерло (тыс.чел.) Превышение  смертности, %
2001 2002
2003
2004
2005
1311,6 1397,0
1477,3
1502,5
1460,1
2254,9 2332,3
2365,8
2295,4
2303,1
71,9 66,9
60,1
52,8
57,7
Итог: демографические потери за 5 лет  с 2001 по 2005г. составили 4 млн 403 тыс. человек
     
         Правда, эти данные не отражают всей полноты демографических потерь, поскольку истинный размах вымирания России маскируется притоком иммигрантов и высокой рождаемостью некоторых южно-российских наций. С полной уверенностью можно сказать, что у смертности ярко выраженное этническое – русское лицо. По результатам демографического прогнозирования численность русского населения в России, равная в 2002г. 116 млн человек, может к 2020г. уменьшиться на 18,8 млн (16%), а к 2045г. демографические потери могут составлять уже 38,8 млн человек (33%). Следовательно, вопрос стоит о вымирании русской нации.
         Сравним российские демографические реальности с мировыми. При этом нужно учесть, что для простого воспроизводства населения рождаемость должна составлять 2,1 – 2,2 ребенка на одну женщину детородного возраста. Современный Запад с рождаемостью 1,4 ребенка не дотягивает до этого показателя. Но при этом в отличие от России Запад не имеет высокой смертности населения. Но и им в будущем не избежать демографической проблемы. Из 20 наций мира, имеющих самый низкий показатель рождаемости, 18 находятся в Европе.
         Уровень рождаемости в странах третьего мира в среднем равен 3,4 ребенка. Но тут каждый отдельный регион обладает своими особенностями. Самый высокий показатель рождаемости зафиксирован в Йемене, Уганде, Афганистане, Анголе, Ираке и Боливии (6,8 – 7,3 ребенка). Уже сегодня мир НЕ – Запада многочисленнее Запада в 5 раз, а в 2050г. Его население увеличится в 10 раз.
         На этом фоне демографические показатели России выглядят удручающе. Население в 146 млн человек в 200г. Может сократиться к 2025г. До 136 млн, а к 2050 – до 118 млн человек. Причем преимущественно за счет русского населения. Именно русские в России демонстрируют европейские показатели рождаемости, совмещая их с африканскими показателями смертности. В России смертность свирепствует среди продуктивного, среднего возраста – вымирают самые трудоспособные поколения людей от 20 до 60 лет. Каждую минуту в России рождается 3 человека, а умирает 4. Тогда как в Китае рождается 38 и умирает 18, а США рождается 8, а умирает 4 человека.
         По итогам переписи в 2002г. численность русских в России составила 115,87 млн человек. С учетом русских в ближнем зарубежье 136-140 млн человек. В итоге нас сейчас столько же, сколько было в 1904г. Таким образом, с демографической точки зрения мы целое столетие топтались на одном месте и к его концу оказались отброшенными к началу 1904г.
      
    2.2. Причины возникновения демографического кризиса 

     Причин «демографической зимы» в нашей стране более чем достаточно. Мы рискуем потерять Россию, и тем более в том ее качестве, в каком она утверждала себя за последние 250-300 лет своей истории, в качестве страны и нации с потенциалом демографической самодостаточности для великой истории и великой культуры.
     И все это, увы, достаточно закономерно: если так называемые реформы стали разрушением России, то они не могли не стать разрушением русской нации как россиеобразующей, их демографического потенциала. Надо иметь ввиду, что либеральная составляющая реформ наиболее болезненные удары нанесла основаниям и жизни русских как нации. Это стало не просто разрушением тела нации, но еще и попытка средствами «либерального джихада» разрушить душу нации, ее базовые смыслы существования в истории, систему культурных и духовных архетипов, аксиологию нации, выстраданную всей историей России. В итоге, нация вымирает по причине болезней цивилизационной несовместимости, навязанных ей денационализированной элитой под лозунгами все сминающей на своем пути тотальной вестернизации.
     В таком случае надо считаться с появлением еще одной опасности. Ближайшим следствием разрушения или хаотизации национальной иерархии ценностей становится радикальное изменение демографического сознания и поведения населения: один ребенок в семье – это значит, что через поколение нас, русских, будет вдвое меньше. Не только социально-экономическая, но и общая историческая, ментальная и аксиологическая ситуация этому способствует. Не надо войн, ни голода, ни эпидемий, все свершается без них, мирно и тихо, путем чудовищного демографического спада. Угроза демографического коллапса России в XXIв. возникла в связи с потрясениями в XXв., ставшим для России веком невиданных демографических потерь. Статистика приводит страшные цифры. В XXв. в войнах, голодоморах, эпидемиях, репрессиях, в жерновах расточительного и безжалостного командно – административного управления Россия потеряла около 50 млн мужчин. Эти потрясения происходили в 3 волны. Мы являемся свидетелями третьей волны демографических потрясений, которые берут отсчет с начала XX столетия от первой революционной ломки России, до этого потерявшей 2,2 – 2,5 млн человек в Первой мировой войне. С тех пор Россия пережила потери гражданской войны и коллективизации, которые вместе с потерями в Первой мировой войне и сталинскими репрессиями хронологически составляют первую волну демографических потерь, не связанных с естественной смертностью и сменой поколений.
     Вторая волна чудовищных демографических потерь была следствием
была  следствием ВОВ, победа в которой  далась ценой потери нескольких поколений. В итоге вместе с гражданским населением Россия – СССР потеряла во Второй мировой войне около 27 млн человек.
     В третьей волне, начавшейся в августе 1991-ого, присутствуют новые факторы будущих демографических потерь, не связанные с прямым насилием, но тем не менее действующие крайне угнетающе на демографическое состояние и поведение населения. Здесь не важно, какие факторы стимулируют демографическую катастрофу, важно другое – она становится реальностью, и России вновь если не тотальное вымирание, но потеря целого поколения. А это на ряду прочих имеет идентификационные последствия, способные отрицательно сказаться на судьбе страны и нации. Происходит отрыв новых поколений от таких элементов национальной почвы, которые питают сакраментальные структуры воспроизводства национального в нации – от национального идентитета. Тот вакуум национальной идентичности, в котором ныне задыхается современная Россия, русская нация, порожден тремя волнами демографических потрясений, опустошивших и опустошающих страну.
     Чудовищные демографические потери закономерны для нации, которой навязали цивилизационный переворот, бегство от основ локальности своей цивилизации, от ценностей национальной идентичности. Есть прямая и весьма чувствительная связь между демографическими и идентификационными процессами. Там, где рушится идентитет нации, хаотизируется вся иерархия ценностей национального сознания, процессы ментального распада начинают разрушать всю мотивационную сферу жизни общества.
     Таким образом, потери за XX столетие – цена, которую заплатила Россия не просто за формационную модернизацию, а за попытку изменения типа локальности своей цивилизации. Исключением не стали и реформы 90-х гг., вновь совместившие решение задач по формационной модернизации страны с попытками изменения типа локальности ее цивилизации – окончательного изгнания из нее русско-российской сущности. В итоге это настолько хаотизировало исторические и вслед за этим идентификационные основы страны, всю сферу ментальной мотивации жизни нации, что подорвало социально-экономические основы даже простого воспроизводства населения в России. Возникает вопрос – почему реформы осуществляются с такой дорогой демографической ценой?
     Ответом на этот кошмар вселенской духовной смеси – агрессию и пустоты и абсурда стал кризис социальности и человечности в России, а вслед за ним наступил и демографический коллапс. Россия адекватно отреагировала на новую волну вненациональной бесовщины, навязавшей ей новый цивилизационный переворот – отказалась рождать детей в стране вечных исторических потрясений для новых форм отчуждения русских лот своей русскости и России. Русские отказываются рождаться русскими для русской жизни, и не в последнюю очередь потому, что они потеряли в себе и не имеют вне себя пространство для ценностей и смыслов русской жизни. И это самый трагический итог векового бегства от России и одновременно с этим наиболее точный диагноз – национальный нигилизм вненациональной России. Надо очень не любить страну, чтобы предложить такие реформы, и, главное, с беспощадностью проводить их без оглядки на национальный этнос, социальные и гуманитарные последствия, без намека на нравственность.
     За время так называемых либеральных реформ утрачена значительная часть национального суверенитета, многие геополитические преимущества исторической России, складывавшиеся веками и оплаченные ценой непомерных человеческих жертв. Радикально подорвана экономическая и военная безопасность страны как следствие разрушения значительной части производства, научно-технического и человеческого потенциалов. На этой основе за последние столетия существенно подорвана вера русских в самих себя и свое государство, в высшие смыслы своей национальной истории и национального бытия, вера в будущее национальной истории. Увы, но с адекватностью вывода А.И.Солженицына не поспоришь: «…руководство России всеми усилиями старается не запачкаться в какой-либо уклон к интересам русским, даже обходит старательно само слово «русские» - а всегда «россияне». Русский этнос демонстративно не взят в опору России». Цена безразличия к собственной нации – это глубина ее падения в истории. И демографический коллапс современной России – это не только следствие самого падения, но и отражение крайней степени запущенности проблем национального бытия русских как нации, недопустимой отчужденности властной элиты от этих проблем.
     Самым трагическим отражением сложившейся ситуации стала и практика суицида в стране, принявшая масштабы эпидемии. Статистика этого явления на 100 тыс. жителей по годам выглядит  следующим образом: 1992 - 31 человек, 1995 – 41, 2000 - 39, 2001 – 42, 2002 – 39, 2003 – 36, 2004 – 34. Эти данные считаются критическим порогом социальной вменяемости нации. Часть из суицидов носила рецидивный характер, но результат все равно обескураживает.
     Не было таких времен, которые так и до такой степени были разрушительными по отношению не просто к архетипическим  основам социальности, культуры, духовности, а именно к их нравственной составляющей, претендовали бы на вовлечение в рыночный оборот нравственных святынь, отмеченных именно национальной спецификой, на их растление средствами рыночного беспредела. На месте Великой России возникла страшная, пугающая своими последствиями смысловая и ценностная пустота, ведущая не только к опустошению народного духа и обессмысливанию национального бытия, но и вслед за этим и на основе этого к биологической деградации русских как нации.
     Сама реальность и практика жизни стали покушение на многое из того, что связывает бытие человека с будущим, и в частности с будущим  собственной истории, нации и страны. Для неоправданно многих оно перестало существовать просто как будущее и тем более как имеющее еще какой-то социальный смысл, превратив пространство индивидуального существования в пространство трагического суицидального выбора, глубинная сущность суицида в том и заключается, что это смерть не от смерти, а именно от жизни. И в этом его неизбывная трагедия. Самоубийца – это очень часто человек, которому дано много знать, а потому ему трудно смириться с тем, что он знает. В итоге в своей жизни человек становится больше свободен от жизни, а потому больше зависим от смерти, а не наоборот. И эта закономерная зависимость: жизнь и смерть – сообщающиеся сосуды бытия, и там, где возрастает свобода от жизни, нарастает зависимость от смерти, точно так же как и свобода от смерти делает более зависимым человека от жизни. В своей социальной и духовной норме  отношения между жизнью и смертью, факторами свободы и несвободы по отношению к ним складываются по иной логике. Она перевернула их именно в той связи и мере, в какой под давлением извращенных изменений, развращающих социальную и духовную реальность, человек оказался свободен от главных смыслов бытия.
     Современный человек больше не верит в Бога, которому следует подчинять свою душу. Не верит в природу, которой следует подражать. Не верит обществу, которое следует уважать и с которым можно считаться. Не верит своей истории и национальной культуре, во имя ценностей и смыслов которых хотелось бы жить, продлевать жизнь в терминах и смыслах этой истории и этой культуры. У него осталась последняя ценность, последнее основание, связывающее его с бытием, - это свобода.
     Но там, где свобода становится единственной ценностью, она легко может стать врагом всех остальных ценностей. Для того, чтобы спокойно жить в согласии с основными принципами бытия, порой нужно затратить не меньше усилий, чем для того, чтобы править целым миром. Бывает так, что свобода превращается в свободу не от смерти, а от жизни. Человек больше свободен в том, чтобы умереть, но не свободен в том, чтобы жить – от того, как жить, чем жить, с кем жить, ради кого и чего. Там где разрываются связи с жизнью, размываются основания жизни, где человек оказывается свободен от жизни, самих ее оснований, происходит нагнетание суицидальных настроений – человек впадает в зависимость от факторов смерти, превышающих способность жить. Но все же, суицид – сильнейшее желание жить, но и в этом парадоксальность ситуации, принявшее форму готовности умереть.
 


    Пути  выхода из демографического коллапса
 
     Демографические потери, исчисляемые целыми поколениями, разрушающие идентитет нации и законы преемственности, пагубным образом складываются на специфическом потенциале исторического развития нации – ее пассионарности.
     Пассионарность не дается простым  существованием в истории на  базе культивирования ценностей  национальной идентичности. Пассионарность  – это еще и ценностное воодушевление человека своей историей, культурой и духовностью. Для пассионарного подъема важно еще и творческое прочтение главных ценностей и смыслов своей культуры. Необходим прорыв к новым идеям и ценностям, способным связать нацию с лучшими идеалами будущего. Необходима специфическая неудовлетворенность современностью, рождающая не просто  потребность в будущем, а в другом возможном будущем. Именно она рождает особую волю к жизни и особым свершениям в масштабах мировой истории, дабы та в лучших своих проявлениях заговорила языком твоей национальной культуры и духовности. Одним словом, необходимо жить жизнью абсолютных духовных максимумов человеческого бытия в истории и исторического бытия в человеке.
     Так человек выходит к искомой  пассионарности, ибо пассионарность – это еще и величина, измеряемая приобщенностью к абсолютным духовным максимумам бытия, она есть мера переживания антропологических смыслов истории и самой человеческой жизни. Для достижения такой  пассионарности современной России понадобится не одно поколение. Великая пассионарность, жертвуя поколениями, растрачивает себя в национальной истории, становясь великой. Так рождается идея жертвы в истории, в свою очередь рождающая пассионарность, а пассионарность  - великую историю.
    К тому же, нужно учесть, что в истории действуют не только экономические законы, но и нравственная позиция, человечность. Нельзя браться за возрождение России без совести и веры, без понимания. Уважения и любви к ней. Без идейной и нравственной позиции возрождение России не состоится. Станет не возрождением, а вырождением России. Это подтверждается специальными исследованиями.
     По мнению И.А.Гундарова, именно неэкономические причины, имеющие нравственно-эмоциональную природу, стали главными среди тех, которые допустили в невиданных масштабах социальную агрессию и социальную апатию. Более 80% всех смертей в нынешней России порождают именно эти факторы. Поэтому преодоление депопуляции в современной России за 3-4 года через развертывание системы внеэкономической регуляции рождаемости. «Структура оздоровляющих мер должна состоять на 20% из усилий по повышению уровня жизни и на 80% - качества жизни. В первую очередь – это достижение социальной справедливости в обществе и нахождение смысла в жизни.»
     Ряд федеральных законов, принятых в последнее время направлены на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей.
    Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.
     А также мер только по увеличению финансирования медицины недостаточно для увеличения демографического кризиса в России. Разумеется, это направление развивать обязательно надо, это добавит несколько лет жизни россиянам, в особенности непьющим. Однако дорогостоящие меры такого рода будут малоэффективными, пока не будут устранены основные "черные дыры", в которые с огромной скоростью "уходит" население России: крепкие спиртные напитки и тяжелые наркотики.
     До каких же пределов экономического, социального и духовного оскудения бытия надо довести нацию, чтобы она, в сущности, отказалась от воспроизводства самих демографических условий для продолжения собственной истории, от самой себя и от своей истории. Ответом на все это может стать только одно: решительная и принципиальная русификация-национализация русской жизни и русской нации, обретение ею адекватных ее сущности национальных ценностей и смыслов бытия в истории.            
     Пора осознать, что нация не  может воспроизводить себя в  истории и вне воспроизводства основ своего национального бытия в истории. Не только вне благоприятных социально-экономических условий, но и вне национальных условий как таковых – тех самых, которые определяются как раз национальными формами жизни в истории, начиная от развитых форм национального сознания и самосознания и кончая формами национального единства и национально солидарных способов действия в истории. Нация не может демографически быть, не будучи до этого прежде нацией. А потому и окрепнуть демографически можно, только восстановив себя как духовно-национальную общность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Общество, являясь саморегулирующей системой, в настоящее время практически не использует механизм саморегуляции по отношению к численности населения, не предохраняя ни от перенаселения, ни от вымирания.
     Ответ на демографическую угрозу  самим основам национального  бытия в истории должен стать  национальным, средствами национального  возрождения исторической и национальной  России. И если он не станет  таковым, то он вообще не  станет никаким, его просто не будет в качестве ответа на вызов депопуляции русской нации. Депопуляция стала трагическим апофеозом истории России в 20-м веке, однозначным демографическим приговором всему этому столетию как столетию вненационального развития, безумия национального беспамятства -  и коммунистического, и либерального. А потому речь должна идти о радикальной перемене взгляда на Россию, о своеобразной революции в отношении к России, в центр которой в качестве ее главной составляющей должна быть поставлена цель – национализации России. Это законное стремление стержневой нации, представляющей абсолютное большинство населения России, привести свою страну, ее экономическую, политическую, культурную и духовную жизни в соответствии с ее названием. Россия, в которой русские плохо себя чувствуют в качестве русских, и, тем более, не могут жить в таком качестве, просто не будет иметь будущего в качестве России. 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

    Демография: учебное пособие /  Н.А.Волгина, Л.Л. Рыбаковского.-М.:Логос,2005.
    Есть ли будущее у России? Критика исторического опыта современности / Н.Г.Козин. – М.: Норма, 2008.
    Демография: учебное пособие / Т.Г.Рунова. – М.: МГИУ, 2005.
    Демография:

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.