На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Предмет и объект социологического исследования

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Объект  исследования - это носитель социальной проблемы. Это могут быть конкретные люди (группа, коллектив, слой, класс и т.п.), социальные явления и процессы (общественное мнение, отношение людей к какой-либо общественной проблеме, состояние социального объекта, например, моды, подготовленности или готовности социальной группы к осуществлению какой-либо деятельности, социальная стратификация, социализация, миграция и т.п.).
Объект  социологического исследования - это деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. При описании объекта социального исследования должны учитываться следующие его характеристики: профессиональная принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая), временные границы.
Прикладные социологические  исследования чаще всего преследуют практическую цель, ибо призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность  работы институциональных структур общества. Проблема исследования всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Говоря, например, об уровне знаний, мы всегда подразумеваем уровень знаний у определенной группы людей: студентов, рабочих, молодых специалистов и т.п. Все они могут выступать в качестве носителя проблемы (отличаться недостаточным уровнем общих или профессиональных знаний, затрудняющим подготовку квалифицированных специалистов, либо адаптацию к новым технологическим требованиям производства, например, в результате компьютеризации), а значит, и быть объектом исследования.
Предмет исследования - это то, что изучается в объекте, то есть на что направлено изучение, те свойства и стороны объекта, которые отражают определенную проблему. Это могут быть социальные явления и процессы, если объектом выступают конкретные социальные общности; степень выраженности свойств, характеристик, структура социальных явлений и процессов, общностей людей и т.п. Выбор предмета исследования:
1. Ориентируется  на тот набор переменных и  связей между ними, которые наиболее  выпукло выражают центральный  вопрос проблемы.
2. Очерчивает границы  (рамки) предпринимаемого исследовательского  поиска.
Определившись с  объектом и предметом исследования, с его целями и задачами, у исследователя  возникает необходимость формулировки гипотез. Выдвижению гипотез должен предшествовать системный анализ объекта  и предмета исследования.
Системный анализ объекта и  предмета исследования - это способ научного познания (совокупность методов и средств), который требует рассмотрения частей в неразрывном единстве с целым. Он сформировался путем конкретизации материалистической диалектики при изучении сложных объектов. Центральным понятием в нем выступает система как упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией, которые обеспечивают ее устойчивость (стабильность), качественную определенность (направленность функционирования и развития).
Элементом системы  является неделимый далее компонент (единица анализа) действительности в конкретном способе рассмотрения конкретного социального явления. Упорядоченные связи между элементами, обеспечивающие устойчивость (повторяемость) последовательности их взаимодействия и составляющие качественную определенность (меру существования) системы, ее целостность  и иерархичность являются структурой социального явления. Взаимодействие элементов по воспроизводству связей между собой составляет организацию  социальной системы. Основными принципами организации социальной системы выступают иерархичность как последовательность осуществления взаимодействий и целостность как мера осуществления взаимодействия, определяющая существование самой системы.
Основными типами поведения  систем по отношению к среде обитания и к более крупным системам являются: реактивное - определяемое средой обитания и более крупными системами; адаптивное - определяемое средой обитания и более крупными системами на основе саморегуляции системы; активное - определяется самой системой, преобразовывая среду обитания и оказывая влияние  на развитие более крупных систем.
Принципами описания социальной системы выступают: принцип  взаимосвязи системы со средой; принцип  целостности; принцип структурности; принцип управления; принцип иерархичности; принцип множественности (многовариантности) описания систем.
В ходе проведение системного анализа объекта и предмета социологического исследования осуществляется операционализация  понятий - научная процедура связи  концептуального (теоретического) аппарата исследования с его методическим инструментарием. Ее сущность заключается  в объединении в единое целое  проблемы формулирования понятий, техники  измерения и поиска социальных индикаторов, то есть осуществление перехода от теории к объективной социальной реальности.
Составной частью операционализации  является интерпретация основных понятий  как их теоретическое и эмпирическое уточнение. Выделяются теоретическая  и эмпирическая интерпретация. Теоретическая  интерпретация понятий это уточнение  понятия в связи с другими  понятиями системы, определение  его места в ней с точки  зрения теории в которую оно включено; выяснение отношения понятия  к употреблению в других теориях. Для обеспечения надежности и  адекватности социологической информации необходимо их уточнение, которое включает:
а) соотнесение специфических  понятий с определенной теоретической  системой;
б) достижение однозначности  в понимании содержания категориального  понятийного аппарата данного исследования;
в) достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих  определенные понятия.
В процессе теоретического осмысления основных (исходных) понятий  данные требования реализуются путем:
- выделения определенной  точки зрения с помощью полемики  по проблемам языка данной  теории;
- придания однозначного  смысла (уточнения) в рамках данного  исследования (концепция, доработка,  введение частного определения);
- выработки нового  определения понятия.
Данные уточнения  понятий должны быть зафиксированы  исследователем через систему комментариев, оговорок и т.п.
Эмпирическая интерпретация  понятий это процедура поиска эмпирических значений теоретических  терминов; соотнесение понятия с  явлениями (элементами) социальной реальности так, чтобы явления были охвачены их содержанием и, таким образом, превратились в соответствующие  эмпирические индикаторы и показатели каждого понятия, то есть это операциональное  определение понятий. Она включает в себя экспериментальную ситуацию, а не является логической процедурой определения, это разработка средств  фиксации данных (поиск индикаторов, разработка индексов, шкал, анкет и  т.д.).
Цель эмпирической интерпретации - последовательная конкретизация  содержания понятий, дающая возможность  выйти на такие проявления (косвенные, опосредованные) непосредственно недоступных  восприятию изучаемых явлений, которые  поддаются фиксации и измерению.
Главная задача эмпирической интерпретации - обеспечить переход  к индикаторам, позволяющим получать социологическую информацию, которую  можно будет соотносить с исходными  априорными представлениями, выработанными  до начала исследования. Эмпирический индикатор позволяет: установить, как  и в какой форме надо подойти  к сбору данных; правильно сформулировать вопросы в различных видах  инструментария; определить структуру  ответов на вопросы (шкалы, тесты).
 Критерии отбора  индикаторов:
1. Необходимость  и достаточность индикатора для  эмпирического описания предмета  исследования.
2. Обеспеченность  индикаторов доступными источниками  информации.
3. Возможность надежного  методического обеспечения сбора  необходимой информации.
4. Набор индикаторов  должен быть минимизирован для  данного исследования.
Процедура эмпирической интерпретации понятий состоит  из тех же операций, что и процедура  построения инструментария исследования. Так при построении индекса осуществляется перевод  понятий в индикаторы, перевод индикаторов в переменные (выбираются типы шкал, единицы измерения), перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса, формула его расчета), оценка индекса (расчет индекса на надежность и  обоснованность). Простейший пример: индекс групповой сплоченности есть отношение  числа позитивных (положительных) взаимных выборов к числу всех возможных  выборов; понятие групповой сплоченности определяется через индикатор “взаимные  выборы”; средство регистрации - простейший расчет.
Операционализация понятий является условием построения системы социальных показателей  и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели, которая состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с  системой показателей. Ее конечная цель заключается в совмещении концептуальной модели объекта исследования с его  инструментальной моделью, то есть выдвижение и обоснование основных гипотез  исследования.
 

Эмпирический и  теоретический типы познания различаются  не только по средствам, но и по методам  исследования:
-в эмпирических  исследованиях в качестве основных  методов применяются реальный  эксперимент и реальное наблюдение, а также методы эмпирического  описания, максимально ориентированные  на объективную характеристику  изучаемых явлений;
-в рамках теоретического  исследования применяются: идеализация  (метод построения идеализированного  объекта); мысленный эксперимент  с идеализированными объектами  (он как бы замещает реальный  эксперимент с реальными объектами); особые методы построения теории (восхождение от абстрактного  к конкретному, аксиоматический  и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического  исследования и др. 

Структуру эмпирического  познания составляют два подуровня:
-непосредственные  наблюдения и эксперименты, результатом  которых являются данные наблюдения;
-познавательные  процедуры, посредством которых  осуществляется переход от данных  наблюдения к эмпирическим зависимостям  и фактам.
В теоретическом  познании также можно выделить два  подуровня:
-законы, которые  выступают в качестве теорий, относящихся к достаточно ограниченной  области явлений;
-законы, составляющие  развитые научные теории, включающие  частные теоретические законы  в качестве следствий, выводимых  из фундаментальных законов теории.
Как видим, философия  науки требует не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и  т. п.). Развитие философского фундамента выступает необходимой предпосылкой для охвата наукой новых предметных областей. Эпистемология является важным компонентом любого не только теоретического, но и экспериментального исследования, что лишний раз подтверждает значимость философии и ее адекватное выполнение своих функций.
 


Эмпирический и  теоретический типы познания различаются  не только по средствам, но и по методам  исследовательской деятельности.
 На эмпирическом  уровне в качестве основных  методов применяются реальный  эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы  эмпирического описания, ориентированные  на максимально очищенную от  субъективных наслоений объективную  характеристику изучаемых явлений. 
 Что же касается  теоретического исследования, то  здесь применяются особые методы: идеализация (метод построения  идеализированного объекта); мысленный  эксперимент с идеализированными  объектами, который как бы замещает  реальный эксперимент с реальными  объектами; особые методы построения  теории (восхождение от абстрактного  к конкретному, аксиоматический  и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического  исследования и др.
 Все эти особенности  средств и методов связаны  со спецификой предмета эмпирического  и теоретического исследования.
 Эмпирическое  исследование в основе своей  ориентировано на изучение явлений  и зависимостей между ними. На  этом уровне познания сущностные  связи не выделяются еще в  чистом виде, но они как бы  высвечиваются в явлениях, проступают  через их конкретную оболочку.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.