На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Свободное время общества в современных условиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ
 
    Введение………………………………………………………………………3
    1 Бюджет времени населения, его структура………………...………..……5 

    2 Сущность свободного времени:
    определение, функции, подходы…………………………………………...11 

    3 Использование  свободного времени……………………………………..15 

    4 Роль организации свободного времени в развитии персонала………...19
    4.1 Социальная  трудовая среда……………………………………………..19
    4.2 Корпоративный  досуг: цели и способы организации……………...….21 

    5 Свободное время общества  в современных условиях ………………...27 

    Заключение…………………………………………………………………..33  

    Список использованных источников ………………………………………34 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

       Свободное время как важнейшая сторона  общественной и личной жизни впервые  была рассмотрена мыслителями в XVI в. Томас Мор в работе «Утопия» определил оптимальность трудового дня человека шестью часами. Тем самым, не вводя понятия «свободное время», он отчетливо его обозначил. По его мнению, все время, остающееся между часами работы, сна и принятия пищи, предоставляется личному усмотрению каждого, но не для того, чтобы злоупотреблять им в излишествах и лености, а чтобы на свободе от своего ремесла, по лучшему уразумению, удачно применить эти часы на какое-либо другое занятие.
       По  сути говоря, содержание свободного времени, как общественного явления, было указано Т. Мором столь четко, что все последующие философы и социологи ничего принципиально нового в него не внесли.
       Томмазо Кампанелла в «Городе Солнца», Френсис  Бэкон в «Новой Атлантиде» и многие другие мыслители в понимании  свободного времени, его роли в общественной и личной жизни были единодушны с Томасом Мором и интерпретировали его примерно так же, как в последствии К. Маркс, т.е. «как досуг и время для более возвышенной деятельности»
       Повышению качественного состояния свободного времени в огромной степени будет способствовать рост материального состояния трудящегося населения нашей страны, развитие и организация социальной инфраструктуры, воспитание активного ценностного отношения людей к образцам высокой духовной культуры, ее всестороннее усвоение.
       В последнее время общество все  чаще сталкивается с проблемой нехватки свободного времени. Это связано  с непрерывным ростом темпа жизни  человечества. Одним из важнейших  обобщающих характеристик условий  для развития человека и удовлетворения его потребностей выступает бюджет времени населения. Актуальная задача социальной статистики и социологии - выявление рациональной его структуры, соотношения рабочего и внерабочего времени, взаимосвязи бюджета времени населения и бюджета его доходов и расходов.
         Бюджет  времени населения представляет собой распределение фонда времени (чаще всего суточного) всего населения или отдельных его социально-демографических групп по, направлениям его использования. Он позволяет определить, каковы затраты времени на осуществление различных видов деятельности человека (семьи).
         Сегодня, во времена постоянной суматохи и  быстрого ритма жизни, люди задумались насколько эффективно они используют свое время и как с максимальной пользой провести свое рабочее и  свободное от работы время.
         Свободное время населения представляет собой часть его внерабочего времени. Роль его с развитием общества будет возрастать. Оно органично связано с рабочим временем. Будучи определенным результатом общественного развития и действия объективного закона экономии рабочего времени, оно в то же время выступает и фактором этого развития. Однако механизм приведенного закона обеспечивает лишь сбережение рабочего времени, а это еще не гарантирует его превращение в свободное. Оно может перейти в прибавочное рабочее время, не выйдя за пределы экономической деятельности. От самого общества уже зависит, как будет реально использовано сбереженное рабочее время. Для решения этой задачи, возможно, необходимо использовать нормативный подход в сфере свободного времени и ввести показатель - норму свободного времени.
         Свободное время - социальная категория, имеющая  непосредственное отношение к развитию личности и понимаемая как время  для возвышенной деятельности человека. В этом смысле оно является богатством общества. Важно лишь, чтобы это богатство использовалось качественно, по своему прямому назначению и способствовало самовоспитанию. В его структуре должны преобладать общественно полезные временные затраты. Оно включает элементы умственной, социальной, физической деятельности, отдых и развлечений.
    Цель  данной работы :
    раскрыть сущность свободного времени;
    показать роль свободного времени в развитии общества.
    Задачи  данной работы:
    охарактеризовать понятие «бюджет времени» и определить его структуру;
    рассмотреть сущность и функции свободного времени;
    определить роль свободного времени в развитии общества, рассмотрев типы и проблемы использования свободного времени, а также   социальное развитие субъекта в современных условиях по средствам свободного времени;
    определить роль организации корпоративного досуга в развитии персонала.
       В своей работе я опиралась на обследование под руководством С. Г. Струмилина с охватом разных социальных групп населения (рабочих, крестьян, служащих и учащихся), в результате которого был выявлен бюджет населения, работу Зборовского Г. Е, в которой он показал социологические исследования бюджета времени стран Европы, книгу Понукалиной О. М о корпоративном досуге, его организации и осноыных целях его проведения, работу Ерошенкова И. Н о культурно-досуговой деятельности в современных условиях, в которой он раскрывает проблемы свободного времени в наше время. Так же меня заинтересовал «Манифест коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором К. Маркс анализирует вопрос о рабочем дне в условиях капитализма, о необходимости и сущности свободного времени, указывая, что свободное время - это время, которым человек может располагать "для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил" и другие. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         1. Бюджет времени  населения, его  структура

 
         Одним из важнейших обобщающих характеристик  условий для развития человека и  удовлетворения его потребностей выступает  бюджет времени населения. Актуальная задача - выявление рациональной его структуры, соотношения рабочего и внерабочего времени, взаимосвязи бюджета времени населения и бюджета его доходов и расходов. С этой целью нуждаются в согласовании программы обследования бюджета времени населения, текущего учета и отчетности, переписей населения и единовременных обследований (например, обследований рабочего времени), проводимых в стране статистическими и социологическими ведомствами, а также программы разработок материалов этих обследований.
         Основным  источником информации о бюджете  времени населения служат выборочные обследования, периодически проводимые органами государственной статистики и социологическими группами. Первые такие обследования проведены в 20-х гг. под руководством С. Г. Струмилина (1877 - 1974 гг.) с охватом разных социальных групп населения (рабочих, крестьян, служащих и учащихся). Из последних работ такого рода, проведенных Госкомстатом СССР, можно назвать следующие: выборочное обследование затрат времени на ведение домашнего хозяйства и использование свободного времени в 53 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников (1977 г.); обследование бюджета времени в 52 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников (1980 г.); обследование 51 тыс. семей тех же социальных групп, постоянно ведущих бюджет (1985 г.); обследование бюджета времени 200 тыс. членов семей рабочих, служащих, колхозников и пенсионеров (возраст опрашиваемых 12 лет и старше), из них более 80 тыс. работающих женщин (1990 г.). Во всех обследованиях была получена детальная и достоверная информация об использовании бюджета времени населения страны.
         По  принятой классификации времени  выделяются следующие элементы: рабочее  время и время, связанное с  работой, время на ведение домашнего  хозяйства, на работу в личном подсобном хозяйстве, на садовом, дачном и другом земельном участке; время на воспитание детей; свободное время; время на удовлетворение физиологических потребностей (из них сон); другие затраты времени.
         Рабочее время и время, связанное с  работой, состоит из рабочего времени по основной деятельности, по сверхурочной и дополнительной работе, а также времени передвижения к месту работы и обратно, включающего ожидание транспорта, продолжительность поездки на работу и передвижение пешком [1,с.156].
         В затратах времени на ведение домашнего хозяйства выделены затраты на работы по дому (приготовление пищи, стирка, глажение, шитье, вязка, уход за одеждой, обувью, уборка квартиры, ремонт бытовых приборов, мебели, жилья, отопления, уход за детьми, прочие виды домашнего труда, например, изготовление предметов домашнего обихода для личных нужд, переработка продуктов и др.) и затраты времени на покупку продуктов, непродовольственных товаров и услуг.
    Сюда  относятся затраты времени на покупку товаров в магазинах, ларьках, на рынках, на получение услуг в ателье и мастерских по пошиву и ремонту одежды, обуви, по ремонту и изготовлению мебели, ремонту бытовых приборов, культтоваров и др., в предприятиях химчистки и крашения, прачечных, банях, душевых, затраты на посещение поликлиник, жилищных контор, банковских учреждений и других организаций, В этой группе затрат предусматривается выделение из общего времени затрат на передвижение к месту получения услуг и времени на ожидание в очереди.
         Наибольший  вес во всем времени составляют затраты на удовлетворение физиологических потребностей, складывающихся из времени на сон (ночной и дневной), принятие пищи, уход за собой и др.
         Особое  место в составе внерабочего  времени и в общем бюджете  времени населения занимает свободное  время, предназначенное для культурного, интеллектуального, физического развитие и отдыха населения. Его величина, удельный вес и структура дли каждой группы населения во многом обусловлены величиной рабочего времени и времени, связанного с работой, а также затратами времени на физиологические потребности, покупку товаров и получение услуг, на ведение домашнего хозяйства. В этом смысле оно носит остаточный характер.
         Организация учета бюджета времени населения  включает; помимо классификации временных  затрат, решение вопросов о моменте его наблюдения, о представительстве в совокупности обследуемых различных типов семей (одиночки, семьи, состоящие из двух, трех, четырех лиц и более) и различных отраслей, различных территорий и т. д.
         Бюджеты времени населения разрабатываются  по социальны группам, возрастно-половым признакам, уровню образовав обследуемых, источникам средств существования и др. Структура бюджета времени населения определяется тем, является ли наблюдения рабочим или нерабочим, предвыходным, выходным или днем отпуска. В разработках материалов выборочных обследований чаще всего фигурируют раздельно бюджеты времен групп населения по рабочим и выходным дням. Примером представления данных о бюджете времени может служить бюджет времени рабочих и служащих по данным обследования 51 тыс. семей в марте 1985 г. (табл.1).
         Таблица 1 – Бюджет времени рабочих и служащих по данным обследования 51 тыс. семей в марте 1985г.
    Элементы суточного  фонда времени
    Затраты времени, час и мин
    мужчин
    женщин
    рабочий
    день
    выходной
    день
    рабочий
    день
    выходной
    день
    Рабочее время  и время, связанное с работой
    9-48
    -
    9-35
    -
    На ведение  домашнего хозяйства
    0-58
    2-44
    3-13
    6-18
    Работа в  личном подсобном
    хозяйстве, на садовом, дачном участках
 
    0-04
 
    0-17
 
    0-01
 
    0-04
    Воспитание  детей
    0-23
    0-36
    0-17
    0-30
    Свободное время
    3-42
    8-38
    2-07
    6-02
    Удовлетворение  физиологических потребностей
    8-53
    10-43
    8-40
    10-26
    Другие затраты  времени
    0-12
    1-02
    0-07
    0-40
    Итого
    24-00
    24-00
    24-00
    24-00
 
    lib.rin/doc/i/15980p111.htm/
    Общие затраты времени на ведение домашнего хозяйства среднем на одну работающую женщину составили 3 ч. 13 мин (рабочий день) и 6 ч. 18 мин. (выходной день). Структура этих затрат такова: работа по дому – 81,8 и 85,9%, в том числе: приготовление пищи - 41,8 и 33,4; стирка, глажение –12,6 и 18,6 шитье, вязка, уход за одеждой, обувью8,2 и 10,9; уборка квартиры –10,2 и 13,3; ремонт бытовых приборов, мебели, жилы отопление – 1,2 и 1,8; уход за детьми – 6,0 и 5,6; прочие виды домашнего труда – 1,8 и 2,0. К последним относятся затраты на покупку товаров и получение услуг – 18,2% (рабочий день) и 14,1% (выходной день), в том числе: на покупку продуктов – 13,9% на покупку непродовольственных товаров–4,0%; на получение услуг – 0,8 и 0,5%.
         Для сравнения приведем бюджет времени  среднего европейца, выведенный международной группой «Информационная реклама» по материалам опроса, проведенного в 20 странах. На первом месте в бюджете времени у него сон - 8 ч 03 мин, или 33,4% суточного времени, а рекордсмены по сну - бельгийцы (8 ч 30 мин). На втором месте работа – в среднем 7 ч 20 мин, или 20,6% (самый короткий день у англичан - 6 ч 25 мин, а самый длинный у португальцев - с двумя дополнительными часами работы в сутки).
         Далее просмотр телепрограмм - 3 ч 27 мин (у  англичан более 4 ч, у скандинавов - 30 мин), воспитание - около 3 ч в среднем (у шведов - 5 ч 30 мин, у португальцев и бельгийцев – 1ч 50 мин), учеба - 5 ч 10 мин, домашние поделки - 2 ч 50 мин, посещение ресторанов, баров и пивных –2 ч 17 мин. Меньше всего y среднего европейца уходит времени на покупки (1 ч 09 мин), контакты с административными органами (1 ч 06 мин), еда на работе (45 мин), каждодневный туалет (43 мин), косметический уход (27 мин).
            Данные об использовании бюджета времени различных групп населения отражают структуру их повседневной деятельности, продолжительность ее основных групп и видов, ориентации в поведении и т.д. Особую ценность представляют материалы об изменениях под воздействием различных социальных факторов. Некоторые из них приобретают характер глобальных тенденций (например, повышение уровня общего образования и квалификации работающего населения), специфика других определяется климатом, культурными традициями населения. Подробное знание об этих изменениях и их оценка крайне важны для понимания социально-экономических процессов. 

       Рассмотрев  бюджет времени и его структуру  можно сделать выводы о том, что основным источником информации о бюджете времени населения служат выборочные обследования, периодически проводимые органами государственной статистики и социологическими группами, в результате которых мы видим, что с течением времени меняется как бюджет времени, так и его структура. Также можно сказать о том, что в разных странах разные бюджеты времени. Я считаю, что причинами этого  различия служат различные социальные факторы такие как рост потребления алкоголя, наркотиков, а так же экономические факторы такие как бедность, вызванная экономическим кризисом и др. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.Сущность свободного времени: определение, функции, подходы 

    Внерабочее время и связанное с ним устройство домашнего быта работников является немаловажным фактором внешней социальной среды организации. Это понятно, поскольку люди проводят на работе, учитывая выходные и праздничные дни, а также ежегодные отпуска, менее 1/4 имеющегося в их распоряжении времени. Остальное время работник так или иначе посвящает дому, семейным и общественным обязанностям, отдыху. При этом различаются образ жизни городского и сельского населения, крупных предпринимателей и лиц наемного труда, а также людей, занимающихся преимущественно умственной или физической работой.
    Временной ресурс работающего человека в будний день распадается на рабочее и  внерабочее время в соотношении  примерно 1: 2. В свою очередь, время, прямо не связанное с трудовой деятельностью, включает затрату 9–9,5 ч на восстановление сил и удовлетворение естественных физиологических потребностей человека – сон, личную гигиену, прием пищи и т.п., а оставшееся время занимают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего и подсобного хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, досуг. Понятно, что изменение продолжительности любого из названных временных отрезков автоматически приводит к удлинению или сокращению других.
    Затраты времени на передвижение на работу и обратно определяются типом населенного пункта (город, поселок, село), удаленностью жилья от места работы, состоянием дорожной сети, видами транспорта и т.п. Социальные исследования показывают, что в условиях крупного города передвижение на работу и обратно занимает у человека в среднем 1 – 1,5 ч ежедневно.
    По  данным тех же исследований, у работающего  человека не менее 2,5–3 ч в день уходит на домашние дела, в частности на приготовление пищи, покупки товаров и т.п. Затраты времени на эти цели непосредственно зависят как от места жительства (городской район, пригород или удаленный поселок), так и от развитости социальной инфраструктуры, доступности объектов социальной сферы, благоустроенности быта.
    По  этим показателям наша страна уступает государствам Западной Европы, США, Австралии, Японии и другим странам, имея при этом огромный, но не задействованный полностью социальный резерв [2,с. 142].
    Возвращаясь к слагаемым внерабочего времени, нужно констатировать, что если из оставшихся после восстановления сил  и удовлетворения естественных физиологических потребностей 6,5–7 ч отнять время передвижения на работу и обратно (1 – 1,5 ч), а также время, затрачиваемое на домашние дела (2,5–3 ч), то останется чуть более 2 ч. По иронии судьбы это в будний день (по субботам, воскресеньям и праздникам расклад внерабочего времени может быть иным) и есть свободное время работающего человека, которое он должен использовать и для отдыха после работы, и для выполнения домашних обязанностей, и для физического и духовного развития, обогащения личности [2,с. 142].
    Свободное время выполняет следующие основные функции: 1) отдыха и восстановления израсходованных физических и умственных сил; 2) развития физических и умственных сил и способностей; 3) развлечения и общения. Эти функции реализуются в различных видах деятельности в свободное время [7,с. 178].
    Поскольку историческое развитие общества неизбежностью  приводило к изменению содержания его жизни и жизни индивидов, то, естественно, что менялась и содержательная сторона свободного времени, которая  была наиболее полно исследована уже в XX в. как в зарубежной, так и отечественной социологии. При этом главное внимание было уделено методологической стороне изучения проблемы. В частности, исследовались сущность, основные функции, соответствующее специфике XX в. содержание свободного времени и его социально-индивидуальная значимость.
    Обобщая существующие определения свободного времени как общественно-исторического  явления, можно сказать, что свободное  время – это часть социального  времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости, находящаяся в распоряжении индивида и употребляемая им по его личному усмотрению для отдыха или развития его личности.
    Есть  основания полагать, что трудность  в выявлении сущности свободного времени, вероятнее всего, была обусловлена тем, что как всякое объективно существующее явление оно обладает сущностями различного порядка, каждая из которых раскрывает одну из его социально значимых граней. В частности, сущностью первого порядка – онтологической сущностью (т.е. определяющей его существование как самостоятельного феномена) является то, что свободное время есть время, не занятое делами производственной или жизненной необходимости.
    Сторонники  такого подхода видели сущность свободного времени в духовно насыщенной деятельности, а также в нравственно и эстетически приемлемых формах досуга, как видах восстановительной деятельности, которым предается индивид после труда.
    В то же время важное значение свободного времени заключается в том, что  оно является существенным условием свободного и гармоничного развития личности. То есть свободное время может быть использовано как средство физического и духовного совершенствования индивида.
    Выявление сущности свободного времени не представляет собой чисто теоретическую задачу, а имеет целью установить его общественное и индивидуальное предназначение, а через это и его социальную ценность.
    Исследование  свободного времени продемонстрировало общественный интерес к нему и  показало практическую значимость этого  социального феномена в важнейших сферах жизни общества и на различных этапах его развития.
    В литературе, посвященной рассматриваемой проблеме, достаточно единодушно выделяются два  основных подхода к ее изучению:
    Экономический, в рамках которого свободное время рассматривается как часть внерабочего времени, используемого для расширенного воспроизводства рабочей силы, а также для подготовки более квалифицированных работников, отвечающих требованиям эпохи научно технического прогресса.
    Данный  подход рассматривает свободное  время как средство, способствующее превращению индивида в более развитую личность, в качестве каковой он опять вступает в процесс производства и положительным образом себя в нем проявляет.
    Социологический подход отличается наиболее глубоким изучением проблемы. Для него характерны всестороннее исследование феномена социального времени, выявления его природы, соотношения рабочего и внерабочего времени, роли свободного времени для жизнедеятельности различных групп населения и т.д.
    Можно сказать, что социологический подход наиболее содержательно и полно исследует проблему свободного времени, выявляет все составляющие этого социального явления. В частности, в рамках этого подхода исследуется зависимость содержания свободного времени от различных социально-исторических и индивидуальных причин, а также от объективных и субъективных факторов [8,с. 292].
    Вопрос  содержания свободного времени особенно деликатен, так как в сфере  его разрешения сталкиваются общественные и личные интересы. Так, например, общество стремится направить личность к нравственно и эстетически значимым видам деятельности, а личность может иметь девиантные интересы, то есть отклоняющиеся от общественных. Возникающая коллизия должна быть решена законными средствами и в приемлемых формах, без посягательства на личные права и свободы граждан.
    Рассматривая  существующие подходы в изучении свободного времени, нельзя не отметить еще два.
    Социально-психологический, исследующий, например, отношение индивидов  к свободной деятельности, и произвольные изменения свободного времени в сторону его увеличения за счет сокращения рабочего или учебного времени.
    При этом с точки зрения этих индивидов  существуют два типа деятельности: (1) представляющая сама по себе непосредственную ценность для индивида, подкрепленная  его положительными психическими состояниями или приводящая к ним, и (2) имеющая значение лишь во внешних результатах, подчас чуждых системе индивидуальных ценностей.
    Содержательной  стороной этого подхода является анализ субъективных отношений к  массе возможных видов деятельности и выявление причин предпочтения ее конкретных видов.
    Наибольшее  внимание исследователи этого направления  уделяют изучению содержания свободного времени подростков и молодежи.
    Близок  социально-психологическому подход с  ярко выраженным педагогическим уклоном. Его основной ориентацией является исследование методов, форм и средств воспитательного воздействия на формирующуюся личность в сфере свободного времени. Сторонники этого подхода всем содержанием своей исследовательской деятельности подчеркивают, что свободное время – это не зона абсолютной независимости индивида от общества. Реализуя свое свободное время, человек остается социальным субъектом и на него распространяется вся совокупность норм регулятивного характера, так как в сфере свободного времени осуществляются не только его индивидуальная жизнь, но его социальное бытие, его взаимодействия с другими людьми [8,с. 293].
    В социологической  литературе можно выделить еще один, наименее популярный и менее продуктивный подход, сводящий свободное время ко всему объему внерабочего времени. По сути представители этой точки зрения делят весь бюджет времени человека на две части: на рабочую и нерабочую, пренебрегая тем самым признаком собственно свободного времени как периода, не обремененного рутинной необходимостью.
    Следует особо подчеркнуть, что выделенные подходы к изучению свободного времени  находятся между собой в творческом взаимодействии и диалектической взаимосвязи, определяющей целостность процесса исследования феномена свободного времени. 

    Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что общество и конкретная личность определяют для себя способы использования свободного времени сообразно своим потребностям, интересам и целям. В то же время важное значение свободного времени заключается в том, что оно является существенным условием свободного и гармоничного развития личности. То есть свободное время может быть использовано как средство физического и духовного совершенствования индивида. 
     
     

      3 Использование свободного времени 

       Одной из задач построения любого общества является формирование человека, его всестороннего, гармонического развития, высокой духовной культуры и творческих устремлений.
    Увеличение  и рациональное использование свободного времени трудящихся составляет крупнейшую задачу в программе человеческого общества, при котором, как говорил Карл Маркс, "мерилом богатства будет уже не рабочее время, а свободное время"[14,c. 89].
       Актуальность  использования свободного времени  для современного этапа развития общества приобретает особую значимость. Этой проблеме посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. Возвращаясь еще раз к разъяснению категории свободного времени и его структуры, как уже было отмечено ранее, свободное время является составной частью внерабочего времени.
       Если  под нерабочим временем трудящихся понимается все время в течение суток (недели, месяца, года) за вычетом рабочего времени, а также времени сверхурочных работ, то свободное время - это лишь та часть его (внерабочего времени), которая идет на отдых, учебу, самообразование, любительские занятия, общественную деятельность, воспитание детей. Под свободным временем понимается, по словам К. Маркса, "такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего откроется простор для свободной деятельности и развития"[14,c. 91].
       Свободное время - это время, свободное от исполнения всякого рода трудовых, семейных и  других обязанностей. К. Маркс по этому  поводу писал: "Человек может расходовать в продолжение суток, естественная продолжительность которых равна 24 часам, лишь определенное количество жизненной силы... В продолжение одной части суток сила должна отдыхать, спать, а в продолжение другой части суток человек должен удовлетворять другие физиологические потребности - питаться, поддерживать чистоту, одеваться и т.д. Кроме этих чисто физических границ, удлинение рабочего дня наталкивается на границы морального свойства, рабочему необходимо время для удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей, объем и количество которых определяется общим состоянием культуры"[14,c. 110].
       Далее К. Маркс, анализируя вопрос о рабочем  дне в условиях капитализма, о  необходимости и сущности свободного времени, указывал, что свободное  время - это время, которым человек может располагать "для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил"[14,c. 76].
       Он  дает такое определение свободного времени: "...свободное время, время, которым можно располагать, есть само богатство: отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности, не определяемой подобно труду, под давлением той внешней среды, которая должна быть осуществлена и осуществление которой является необходимостью или социальной обязанностью, - как угодно"[14,c. 90].
         Свободное время, как и рабочее время, является одной из важнейших экономических категорий. По мере развития нашего общества значение свободного времени будет возрастать. Структура деятельности каждой социальной группы населения имеет свою специфику, однако, как показали многочисленные исследования, сходство основных потребностей всех социальных групп населения обуславливает единство структуры их деятельности и, следовательно, бюджета времени", под которым обычно понимается время, затраченное представителем определенной социальной группы в течение суток (недели, месяца или года) на различные виды деятельности. Таким образом, в структуру свободного времени включаются следующие элементы его расходования: учеба и повышение квалификации, включая самообразование; техническое творчество и другие любительские занятия; посещение зрелищ и учреждений культуры; пользование средствами массовой информации; общественная работа; занятия физкультурой и спортом; посещение друзей и знакомых; пассивный отдых; воспитание детей.
       Любое общество, решая проблему увеличения свободного времени его членов, заинтересовано в том, чтобы увеличившееся свободное  время использовалось трудящимися эффективно и разумно для их всестороннего развития, для повышения их общеобразовательного и культурно-технического уровня, для духовного обогащения и физического совершенствования.
       Но  нельзя упускать из виду, что некоторая  часть населения не всегда разумно использует свободное время. У одних это бывает из-за собственной неорганизованности, вследствие чего большая часть времени уходит на пустое времяпровождение. Некоторые люди не только не развиваются в свободное время для более эффективной работы и содержательной жизни, а наоборот, теряют то, что в них было заложено обществом, втягиваются в пьянство и другие виды антиобщественной деятельности.  

       При всем многообразии личных интересов  и общественных возможностей, определяющих формы использования свободного времени, оно может быть классифицировано по типам, на основании преобладания в нем конкретных социально значимых видов индивидуальной деятельности. При этом исследователи, расходясь в деталях, единодушны в главном: они выделяют следующие основные типы использования свободного времени.
        1. Творческий тип. Само название свидетельствует о том, что из всех видов деятельности, характерных для индивида, наибольшей значимостью и притягательностью для него обладают те, в рамках которых он реализует свои творческие замыслы. При этом совершенно не важно, каков конечный продукт этого творчества, духовный или материальный, находится ли он в сфере быта, техники или искусства. Творческая деятельность личности может быть направлена как на создание оригинального продукта, так и на осуществление репродуктивной деятельности, т.е. воспроизводящей нечто уже существующее, например, копирование понравившейся картины. Главным для данного типа реализации свободного времени является то, что индивид из всех доступных ему в свободный период видов деятельности выбирает такую, которая направлена на его самовыражение и самоутверждение в том или ином творческом акте.
       2. Культурно-потребительский  тип. Его примечательная особенность состоит в том, что индивид расходует свое свободное время на общение с духовными ценностями и повышает свою духовную культуру. Это посещение музеев, выставок, театров и кинотеатров, а также чтение художественной литературы и разнообразной продукции периодической печати, прослушивание радиопередач и аудиозаписей, просмотр телевизионных программ и видеозаписей. Учитывая то обстоятельство, что за последние годы наш отечественный печатный и музыкальный мир, равно как и фонд видеопродукции, пополнились далеко не лучшими образцами отечественной и особенно зарубежной культуры, надо отметить, что потребление такой «духовной» продукции культуры индивида не повышает.
       3. Рекреативный тип. К нему относятся все виды отдыха и развлекательной деятельности, в частности, такие, как спорт, занятие рыбной ловлей, туризм, посещение ресторанов, кафе, танцевальных вечеров, устройство дружеских вечеринок, общение с родственниками и т.д.
       Совершенно  ясно, что первый и второй тип  времяпровождения более содержательны  и возвышены, чем третий, однако из этого не следует, что он должен быть исключен из общественной и личной жизни, тем более, что в реальной жизни большинства людей эти типы проведения свободного времени часто чередуются.
         Социологические исследования показывают, что типы проведения свободного времени определяются множеством социальных факторов. К числу наиболее значимых относятся возраст индивида, место его жительства, уровень образования и культуры, материальные доходы и др.
       Установлено также, что чем выше социальный статус личности, тем, как правило, выше тип  проведения свободного времени, и наоборот. Данные социологических опросов убедительно свидетельствуют о том, что с ростом образовательного уровня граждан возрастает и их ориентация на первые два типа проведения свободного времени [8,с. 294].
       В заключении можно сказать, что по мере развития нашего общества значение свободного времени будет возрастать, так как структура деятельности каждой социальной группы населения имеет свою специфику, однако, как показали многочисленные исследования, сходство основных потребностей всех социальных групп населения обуславливает единство структуры их деятельности. Решая проблему увеличения свободного времени, общество заинтересовано в том, чтобы увеличившееся свободное время использовалось трудящимися эффективно и разумно для их всестороннего развития, для повышения их общеобразовательного и культурно-технического уровня, для духовного обогащения и физического совершенствования. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       4. Роль организации свободного времени в развитии персонала 

       4.1 Социальная трудовая среда 

       Человеческий  труд, с социологической точки  зрения определяемый как целенаправленная человеческая деятельность, в процессе которой он создает материальные и духовные ценности для удовлетворения существенных человеческих потребностей, совершается всегда в определенном пространстве и времени, определенными средствами труда в рамках. конкретных общественных отношений, возникающих между людьми в процессе их трудовой деятельности. Человеческая трудовая деятельность осуществляется в трудовой среде. Под трудовой средой понимаются средства, условия труда и взаимоотношения индивидов, участвующих в трудовом процессе. Трудовая среда включает физические факторы – это воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т.д. и технико-технологические факторы – это средства труда, предметы труда и технологический процесс [5,c. 365].
       Отношения, в которые вступают люди в процессе трудовой деятельности, образуют социальную трудовую среду. С социологической  точки зрения труд в первую очередь представляет собой отношения, возникающие между конкретными людьми – участниками процесса труда. В ходе трудовой деятельности люди вступают в общественные отношения, и в рамках этих общественных отношений формируются межличностные отношения, взаимное поведение индивидов. Характер межличностных отношений в трудовой среде определяется социальным статусом и ролью индивида в трудовом коллективе и оказывает существенное влияние на поведение человека в трудовой среде и достижение эффекта трудовой деятельности. Вступая в трудовой коллектив, личность включается в новую систему социальных отношений, принимает особую ответственность перед коллективом и обществом. Происходит адаптация индивида к коллективным требованиям, принципам и нормам. Новичок вынужден принять те «правила игры», что сложились в коллективе, как говорится, вписаться в него. В противном случае система (коллектив) чаще всего просто отторгает его.
       На  поведение работников и эффективность  трудовой деятельности оказывают влияние  также такие факторы, как формы организации и оплаты труда, производственно-бытовые условия, жизненное окружение работников, внепроизводственная деятельность.
       Социальная  организация в широком смысле слова – любая организация  в обществе; в узком смысле –  организация социальная подсистема. Социальная организация представляет собой систему социальных групп и отношений между ними. В ней взаимодействуют различные социальные группы, члены которых интегрированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности. Социальная организация промышленного предприятия – это система социальных групп, выполняющих определенные производственные функции, которые способствуют достижению общей цели. Это обычно работники (организационно оформленная общность людей), объединяющиеся для создания производства определенной продукции с помощью материальных средств и предметов труда.
       Перед трудовой социальной организацией, как  правило, ставятся две задачи:
       1) повышение экономической эффективности производства и качества выпускаемой продукции и труда;
       2) социальное развитие коллектива или работника как личности.
       Эти задачи определяют два типа структуры  социальной организации: производственную и непроизводственную.
       Общая структура социальной организации  промышленного предприятия возникает и развивается как в рабочее время (в ходе производственного процесса, в процессе труда), так и в свободное от работы время. Эти социальные организации взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга [5,c. 366].
       Условия досуга весьма важны для свободного и разностороннего развития работающего человека. Право на отдых наряду с разумным ограничением рабочего дня и правом на оплачиваемый периодический отпуск является неотъемлемым правом каждого, провозглашенным во Всеобщей декларации прав человека и закрепленным в законах многих государств [2,c. 143].
       Досуг способствует восстановлению физических и интеллектуальных сил работников, теснейшим образом связан с удовлетворением  их социально-культурных потребностей, вызываемых, в частности, ускорением научно-технического и социального прогресса. Величина, структура, содержание и формы использования досуга существенно влияют на гуманистическую наполненность образа жизни и мировосприятие людей, выбор ими нравственных ориентиров и гражданской позиции.
       Величина  досуга непосредственно зависит  от продолжительности рабочего времени  и соотношения частей внерабочего  времени в пределах суток, недели, месяца, года. В будние (рабочие) дни  время досуга ограничено: это дефицит  удается сократить в выходные и установленные государством праздничные дни, а также в дни трудового отпуска.
       Структура досуга подразумевает различные  занятия: творческая активность, в том  числе общественная деятельность, участие  в добровольных объединениях по интересам; учеба, занятия с целью самообразования и пополнения знаний; удовлетворение духовно-эстетических запросов посредством обращения к очагам культуры, видам искусства, художественной литературе, средствам массовой информации; занятия физической культурой и сgортом, включая туризм; разного рода развлечения, в том числе и игры с детьми; встречи с друзьями в семейном кругу, разнообразные формы товарищеского общения.
       Содержание  досуга определяется тем, каким из перечисленных  занятий человек отдает предпочтение.
       Конечно, отдых как досуг может быть пассивным (состояние полного покоя) или активным – к примеру, гимнастические упражнения, увлечение каким-то видом спорта, самодельными поделками и т.п. Выбор зависит от человека, общих условий досуга, возраста и других обстоятельств.
       Различают ежедневный (короткие перерывы в течение рабочего дня, а также завершающий сутки полноценный сон), еженедельный (выходные дни, которые дают возможность больше пребывать на свежем воздухе, заниматься спортом и разнообразными увлечениями, прибегать к услугам баз массового отдыха) и ежегодный (предоставление работнику оплачиваемого отпуска, что позволяет ему на определенный срок сменить обычные занятия, воспользоваться возможностью побывать в оздоровительном учреждении, совершить туристический поход, уделить больше внимания обустройству дома) виды отдыха [2,c. 144].
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.