На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная помощь семьям и детям

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    СОДЕРЖАНИЕ 
 

    Введение……………………………………………………………….      3 

    
    Направления государственной защиты детей на современном этапе ………………………………………………………………………        5
 
    
    Методы  и формы социальной помощи семье  и детям на примере Красноярского края………………………………………………………      14
 
    
    Основные  категории детей, нуждающихся в государственной поддержке……………………………………………………………......      20
 
    
    Новые технологии социального обслуживания детей  из неблагополучных семей………………………………………………..        26
 
    Заключение…………………………………………………………        29 

    Библиографический список………………………………………         30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

   Начало 21 века ознаменовалось укреплением  российской государственности, в том  числе и укреплении экономического базиса российского общества. Сейчас на повестке дня в нашей стране  стоит вопрос реализации социальных программ.
   Статья 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство. В современном понятии строй правового государства является строем социального правового государства.
   При этом Конституция РФ провозгласила  человека, его права и свободы  высшей ценностью.
   В каждом обществе имеются категории  граждан, которые нуждаются в  социальной защите, и современное  демократическое государство должно иметь развитую систему социальной защиты нуждающихся в этом граждан. Данная система функционирует на основании системы нормативных актов, относящихся к отрасли права социального обеспечения.
   На  сегодняшний день усилия руководства  страны направлены на исправление демографической ситуации. В этих условиях гарантированное обеспечение социального обслуживания детей путем предоставления им социальных услуг является важной государственной задачей.
   Ввиду изложенного рассмотрение системы  правового регулирования социального  обслуживания детей представляется актуальным на сегодняшний день. Данная работа как раз и посвящена рассмотрению вопросов правового регулирования социального обслуживания детей.
   Актуальность  обращения к семейно-ориентированному подходу обусловлена тем, что используемые на сегодняшний день технологии работы с семьей детьми, нуждающимися в государственной поддержке, не в полной мере обеспечивают эффективность такой работы.
Значительно расширился спектр и повысилось качество социальных услуг, предоставляемых  семьям с несовершеннолетними детьми.
Однако, несмотря на позитивные результаты, в  сфере обеспечения жизнедеятельности  детей оставалось много проблем, требующих решения.
   По-прежнему высоким остается число вновь  выявленных детей, оставшихся без попечения  родителей, безнадзорных и беспризорных детей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении. Увеличилась численность несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.
   Сохраняется тенденция роста детской инвалидности. В этой связи усиления профилактической направленности требует деятельность специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями.
   Изменение действующей на тот момент системы  защиты детства требует изменения существующих механизмов управления и, что самое важное, внедрения инновационных методов социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной поддержке. Одним их таких инновационных методов может стать семейно-ориентированный подход в работе с детьми данной категории.
   На  сегодняшний день традиционная деятельность государственных организаций и  ведомств, включенных в работу с  семьей, организована таким образом, что львиная доля усилий (при минимальном  социальном эффекте) направляется на решение  проблем, возникших в ситуации уже свершившегося факта социального сиротства ребенка. Показал свою несостоятельность и другой консервативный подход - когда положение ребенка улучшалось преимущественно путем его изъятия из семьи.
   Очевидно, что оказание комплексной и эффективной помощи ребенку, нуждающемуся в государственной поддержке, возможно только при условии проведения планомерной систематической комплексной работы с неблагополучными семьями, что является основой деятельности по защите прав детей. При этом недостаточно просто внедрить блок профилактических услуг. Неблагополучные семьи не мотивированы на систематическую помощь, часто за ней просто не обращаются. В этой связи требуется разработка и внедрение таких организационно-управленческих механизмов, которые обеспечат доступность профилактических услуг семьям и детям и их высокое качество. Одним из таких механизмов может стать реализация семейно-ориентированного подхода.
   Семейно-ориентированный  подход как совокупность методов  и определенная «идеология» социальной работы появился в США и Европе относительно недавно – в 80-х годах XX века. В социальную работу этот подход пришел из психологии и психотерапии, в рамках которых разрабатывался с конца 60-х годов. Для отечественной теории и практики социальной работы семейно-ориентированный подход и вовсе является новым.
   Цель  работы: проанализировать возможности  семейно-ориентированного подхода  в работе с семьей и детьми, нуждающимися в государственной поддержке.
   Задачи  работы:
   Определить  основные направления государственной защиты детей на современном этапе
   Выявить перспективные технологии социальной защиты детей
   Охарактеризовать  теоретические основы семейно-ориентированного подхода в работе с детьми.
   Предмет исследования: технологии семейно-ориентированного подхода в социальной работе.
    Направления государственной защиты детей на современном этапе
 
   Конституция Российской Федерации (1993) закрепила  положение о том, что детство  находится под защитой государства, основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилище, социальное обеспечение и пр. В дальнейшем предстояло сформировать целостную систему правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическим условиям, обеспечить механизмы ее реализации. Сегодня можно отметить определенный прогресс, достигнутый в этом направлении. Так, в предыдущие годы принято около 300 нормативных правовых актов, затрагивающих проблематику детства, включая федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.
   Новый Семейный кодекс Российской Федерации, содержащий специальную главу «Права несовершеннолетних детей», установил  особые нормы защиты прав и интересов  детей, оставшихся без попечения  родителей, ввел для них новый институт семейного воспитания - приемную семью.
   Большое значение для улучшения положения  детей имело принятие новых Гражданского и Уголовного кодексов Российской Федерации, которые расширили средства и  способы защиты несовершеннолетних; федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.
   Учитывая  важность согласованной совместной деятельности по защите прав детей  в рамках Содружества Независимых  Государств, Советом глав правительств государств - участников СНГ в ноябре 2000 г. принято решение «О защите детства в государствах - участниках СНГ».
   Ребенок, находящийся в трудной жизненной  ситуации, иногда сопряженной с риском для жизни, не может ждать. Именно поэтому усилия Правительства Российской Федерации сосредоточены, прежде всего, на мерах по защите и поддержке наиболее уязвимых групп детей. Разработка и реализация президентской программы «Дети России», включающей 11 федеральных целевых программ, явилась эффективным средством оказания на основе программно-целевого подхода комплексной помощи детям, особенно нуждающимся в социальной защите (детям-инвалидам, детям-сиротам, детям-беженцам и пр.), решения острых проблем детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, охрана здоровья матери и ребенка и др.), а также объединения действий ряда федеральных органов исполнительной власти, региональных органов законодательной и исполнительной власти по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности и всестороннего развития детей. За короткий период (практически за 5 лет) в стране создана принципиально новая система индивидуализированной социальной помощи детям, находящимся в особо трудных условиях, - сеть специализированных учреждений социального обслуживания семьи и детей, подведомственных Минтруду России.
   Основными задачами учреждений социального обслуживания семьи и детей являются профилактика семейного неблагополучия, индивидуальная поддержка семьи и детей в кризисных жизненных ситуациях, помощь детям с девиантным поведением, детям-инвалидам, детям-сиротам в их социальной реабилитации и адаптации в семье и обществе. Очень важно, что благодаря этим учреждениям появилась альтернатива помещению ребенка в интернатное учреждение, в том числе для детей-инвалидов, возможность сохранить его семейные связи, предотвратить угрозы развитию, здоровью, а часто и жизни. Создание современной системы специализированной социальной помощи потребовало не только формирования совершенно новой для страны концепции работы с семьей и детьми, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, разработке законодательной и нормативно-правовой базы, методического обеспечения. В условиях тяжелейшего перманентного финансового кризиса на эти цели были изысканы необходимые средства.
   В течение 1998-2001 годов на федеральном  уровне было осуществлено реформирование системы государственных пособий  гражданам, имеющим детей. Первым этапом этой работы явилась передача функций назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка органам социальной защиты населения, которая к концу 1998 г. была в основном завершена во всех субъектах Российской Федерации.
   Для обеспечения адресности ежемесячного пособия на ребенка впервые разработан и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999г. № 1096 Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение пособия. Переход на новую модель организации назначения и выплаты пособий способствовал более точному учету численности детей, имеющих право на пособие, налаживанию контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на выплату пособий, повышению эффективности использования финансовых ресурсов, созданию информационной базы для адресной выплаты пособий.
   Постоянно повышаются размеры пособий по беременности и родам; уволенным в связи  с ликвидацией предприятий и  организаций; единовременного пособия  женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Таким образом, политика поддержки семей с детьми осуществляется в соответствии с принципами преемственности и наращивания усилий по мере появления соответствующих базовых предпосылок.
   Решение задач по охране здоровья детей в  стране осуществляется в соответствии с Концепцией развития здравоохранения  и медицинской науки в Российской Федерации, при этом приоритетные направления охраны здоровья матери и ребенка реализуются на программной основе.
В последние  годы ведется целенаправленная работа по восстановлению доступности для  детей организованного летнего  отдыха и оздоровления. Благодаря  мерам, принимаемым на федеральном и региональном уровнях, наметилась тенденция увеличения количества летних оздоровительных лагерей и численности детей, охваченных всеми видами организованного отдыха.
   В последнее десятилетие шел активный процесс, направленный на улучшение положения детей с ограниченными возможностями здоровья. Открытое обсуждение их проблем, появление у родителей возможности объединяться в целях взаимной поддержки и отстаивания своих прав и прав детей явились важными предпосылками для обеспечения посильного участия детей-инвалидов в жизни общества и развития имеющихся у них внутренних ресурсов.
   Несмотря  на принимаемые меры по улучшению  условий жизни в интернатах, увеличение поставок реабилитационного оборудования, в том числе в рамках выполнения программы «Дети-инвалиды», положение детей в них не соответствует в полной мере требованиям Конвенции о
правах  ребенка. Система интернатных учреждений для детей-инвалидов нуждается  в коренном реформировании, включая  совершенствование законодательной  базы, разработку новейших методик реабилитации, пересмотр штатных расписаний, подготовку необходимых специалистов.
   Сформирована  система льгот и преференций  семьям, воспитывающим ребенка-инвалида. Она в основном охватывает сферу  его жизнеобеспечения (обучение, лечение, протезирование и т.д.), а также ориентирована на материальную поддержку семей и предоставление их членам возможностей для сочетания ухода за ребенком-инвалидом с трудовой деятельностью.
   Дети, лишенные родительского попечения, нуждаются в устройстве на воспитание. Идет постоянный поиск новых форм их устройства на воспитание в семейном окружении: законодательно введено понятие семейного детского дома, развивается институт приемных семей, патронат. Комплексный подход к передаче ребенка на воспитание в семью, предусматривающий его предварительную медицинскую и социальную реабилитацию, подготовку семей к усыновлению или принятию под опеку, осуществляется учреждениями нового типа - центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В ряде регионов России такая работа поставлена на достаточно высокий уровень.
   Приняты постановления Правительства, посвященные  вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних россиян гражданами иностранных  государств. Определен комплекс мер  по обеспечению охраны прав детей при усыновлении и по усилению контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, в том числе иностранных граждан. 7 сентября 2000 г. Российская Федерация подписала Гаагскую конвенцию 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения).
   В последние годы особое внимание уделялось  проблеме безнадзорности несовершеннолетних, на необходимость решения которой  указывалось в ежегодных посланиях  Президента России Федеральному Собранию. Жизнь ребенка на улице негативно воздействует на формирование его личности, разрушает здоровье, создает угрозу экономической и сексуальной эксплуатации, насилия и вовлечения в противоправную деятельность.
   С 1997г. в составе президентской программы «Дети России» реализуется федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Создана система специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации во всех субъектах Российской Федерации. Разработана Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в современных условиях, текст которой направлен во все субъекты Российской Федерации.
   Ведется работа по обеспечению реализации Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации», вступившего в силу в июне 1999 г. и создавшего законодательную основу для координации деятельности всех заинтересованных министерств, ведомств, различных учреждений по профилактике безнадзорности, а также для социальной реабилитации, восстановления семейных связей, дальнейшего жизненного устройства безнадзорных детей. Четко определены права безнадзорного ребенка при попадании его в орбиту деятельности тех или иных служб и органов, включая милицию, а также механизмы соблюдения этих прав всеми субъектами системы профилактики безнадзорности. Закон также защищает права детей, совершивших определенные виды правонарушений. Предусмотрен дифференцированный подход к условиям их содержания в исправительных учреждениях в зависимости от тяжести совершенных правонарушений, возраста и состояния здоровья. Помещение ребенка в исправительное учреждение любого типа осуществляется на основании решения суда, что обеспечивает беспристрастное изучение ситуации и решение вопроса в интересах несовершеннолетнего.
   К наиболее актуальным проблемам положения  детей в Российской Федерации  относится и осуществление независимого контроля за обеспечением их прав и  законных интересов, в том числе прав детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Важным свидетельством активизации внимания к положению дел в данной сфере являются регулярные проверки соблюдения законодательства в интересах детей, проводимые органами прокуратуры, а также общественными организациями, что дополняет ведомственный контроль.
   Повышается  роль в решении проблем детства  неправительственных организаций, прежде всего женских, правозащитных  и семейных объединений. Важно, что  их деятельность сосредоточена в основном по месту жительства семей с детьми, в результате чего она проводится эффективно и своевременно. Благоприятной тенденцией является усиление взаимодействия, конструктивного сотрудничества, социального партнерства государственных и неправительственных организаций в данной сфере. Неправительственные организации на конкурсной основе привлекаются к участию в реализации мероприятий в рамках федеральных целевых программ, к организации летнего отдыха и оздоровления детей. Увеличивается их вклад в оказание социальных услуг населению. Отрабатываются новые технологии совместной деятельности.
   Таким образом, планирование действий в интересах  детей осуществляется на основе реализации принципа преемственности и с  учетом макроэкономического контекста  социально-экономического развития страны, которое создает базовые предпосылки для решения проблем детства.
   Взаимодействие  заинтересованных органов государственной  и исполнительной власти, выработку  единого подхода к решению  проблем детства обеспечивают специально созданные структуры. При Правительстве работает Комиссия по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
   С целью координации деятельности министерств и ведомств в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов при Правительстве образована Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних.
   В структуре Минтруда России работает Департамент по делам детей, женщин и семьи, на который возложены обязанности по организации социальной поддержки семьи, материнства и детства, координации совместных действий министерств и ведомств, участвующих в реализации государственной политики в отношении детей. Специальные подразделения, занимающиеся вопросами детства, имеются в министерствах образования, здравоохранения, внутренних дел, Государственном комитете по делам молодежи, Федеральной миграционной службе, других ведомствах. Аналогичные структуры созданы и в субъектах Российской Федерации.
   Научные исследования по актуальным проблемам  детства проводят институты РАН, РАМН, РАО, специализированные НИИ по проблемам семьи и детства, научно-исследовательские  учреждения министерств и ведомств, вузы, научные центры регионов, неправительственные организации.
   Важнейшая роль в осуществлении государственной  политики в отношении детей и  в частности Национального плана  действий в интересах детей как  среднесрочной стратегии, отводится  реализации программно-целевого подхода. Разработка и выполнение федеральных, отраслевых и территориальных программ явились действенным механизмом решения проблем детства. Крупнейшей из них стала президентская программа «Дети России», осуществляемая с 1993 г. и получившая в 1994 г. статус президентской, благодаря чему приобрела поистине первостепенное значение. Программа включала 11 федеральных целевых программ: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Одаренные дети», «Безопасное материнство», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Развитие индустрии детского питания», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан».
   За  короткий срок в условиях глубоких экономических и социально-культурных трансформаций сформированы современная, адекватная рыночным отношениям законодательная база государственной политики в отношении детей, принципиально новые институты и средства ее осуществления. В том числе созданы и динамично развиваются институты поддержки детей и семей с детьми, призванные предупреждать и разрешать проблемы социального неблагополучия; получили развитие различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семейную среду; формируется система профилактики безнадзорности несовершеннолетних; создаются условия для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов. Реализация программных мероприятий способствовала проявлению ряда положительных тенденций, в том числе снижения материнской и младенческой смертности.
   Возросла  роль органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в обеспечении прав ребенка, что  позволяет реализовывать в повседневной практике оказания помощи детям, семьям с детьми принципы адресности и многообразия форм профилактики социального неблагополучия.
   Значительный  резерв деятельности в интересах  детей заключается в налаживании  конструктивного сотрудничества, социального партнерства государства и общественных организаций.
   Одним из приоритетных направлений реализации президентской программы «Дети  России» было определено нормативное  правовое обеспечение деятельности учреждений, оказывающих детям различные  виды услуг. К данному направлению отнесено совершенствование как законодательной базы Российской Федерации по вопросам улучшения положения детей, так и ведомственных нормативных правовых актов, касающихся регулирования и обеспечения деятельности учреждений.
   Учреждения, оказывающие услуги семье и детям, обеспечивались научно-методическими разработками, методическими рекомендациями, материалами информационного характера.
   Государственная система обслуживания детского населения  не может эффективно развиваться  без высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, практических психологов, педагогов, медиков и др. В связи с этим в рамках всех федеральных целевых программ обеспечивалась организация профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, работающих по вопросам улучшения положения детей.
   В целом, опыт использования программно-целевого метода в решении вопросов улучшения  положения детей заслужил признание  и получил дальнейшее развитие.
   Комплексный анализ обеспечения жизнедеятельности  и развития подрастающих поколений россиян, эффективности государственной социальной политики в интересах детей на данном этапе, имеющихся проблем, учет требований, содержащихся в Конвенции о правах ребенка, а также Всемирной декларации и Плане действий, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, определяют необходимость принятия целого ряда мер.
   Основные  цели государства по улучшению экономических  условий жизнедеятельности детей - повышение уровня и улучшение  качества жизни семей, создание гарантий материального обеспечения детей в семье, оказание родителям надлежащей помощи и поддержки в выполнении их обязанностей.
   В этих целях необходимо:
- создать экономические условия, позволяющие семьям достичь более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов;
- обеспечить максимально эффективную защиту социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного полноценного выполнения своих функций и нуждающихся в государственной поддержке;
- сформировать в социально-культурной сфере институты, создающие условия для более полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств в целях обеспечения широкого выбора социальных благ и услуг высокого качества, предоставляемых семье.
   Достижение обозначенных задач, в свою очередь, предполагает концентрацию усилий на реализации государственных мер по следующим направлениям:
- обеспечение роста реальных доходов населения на основе повышения размеров минимальной заработной платы, заработной платы работников бюджетной сферы, пенсий, пособий, других социальных выплат;
- содействие занятости и проведение активной политики на рынке труда;
- пересмотр принципов предоставления (осуществление страховых подходов) и расширение основных социальных гарантий;
- усиление адресной социальной помощи малоимущим семьям с детьми на базе перестройки системы социальных льгот и выплат;
- инвестиции в развитие человека, прежде всего в образование, как непременное условие обеспечения конкурентоспособности нашей страны в глобальной информационной, динамично развивающейся мировой экономике.
   Полномасштабное осуществление указанных мер  позволит сократить число бедных и беднейших семей, повысить уровень  социальной защищенности детей, удовлетворить  их насущные потребности.
   Предусматриваемые мероприятия будут реализовываться поэтапно, по мере создания экономических и финансовых возможностей. Следует подчеркнуть стратегическое значение такого принципа социальной политики, на реализацию которой будет направлена деятельность Правительства Российской Федерации в ближайшей и среднесрочной перспективе, как усиление адресности социальной поддержки населения.
   С учетом имеющихся достижений и сохраняющихся  проблем основными задачами в  области охраны здоровья и повышения  качества медицинского обслуживания детей являются:
- приоритетное развитие и поддержка службы охраны материнства и детства на всех уровнях, в том числена основе реализации федеральных и региональных целевых программ;
- совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы службы охраны материнства и детства;
- реализация государственных гарантий по обеспечению женщин и детей бесплатной медицинской помощью, сохранение доступности
дорогостоящих видов медицинской помощи;
- проведение информационных и образовательных мероприятий в области охраны здоровья женщин и детей, безопасного материнства, повышение ответственности населения за состояние своего здоровья;
- осуществление комплекса мер по реализации государственной политики в области охраны материнства и детства, направленных на увеличение объемов профилактических мероприятий и совершенствование медицинской помощи женщинам и детям.
   В условиях новой экономической и  социальной ситуации в стране дальнейшая интеграция усилий всех министерств  и ведомств в интересах развития образования и воспитания детей имеет стратегической целью обеспечить права юных граждан на современное качественное образование, полноценное физическое, нравственное и духовное развитие.
   Одним из приоритетов государственной  политики в интересах детей должно стать обеспечение целостности процесса обучения, воспитания и развития ребенка на основе единых принципов, правовых норм, педагогических требований и многообразных технологий организации, взаимодействия и сотрудничества. На этой основе необходимо осуществить коренное повышение роли системы образования, семьи, институтов гражданского общества в формировании самостоятельной личности с твердыми моральными убеждениями и способностями к созидательной деятельности.
   Основными задачами в области совершенствования  законодательной базы защиты прав детей являются:
    Правовое обеспечение защиты чести и достоинства детей.
    Формирование системы адресной государственной социальной поддержки семьи и детей, обеспечение приоритета интересов детей, находящихся в трудных жизненных условиях.
    Обеспечение защиты интересов и прав детей в законодательстве по вопросам социальной политики.
    Увеличение доли ресурсов, выделяемых на поддержку детей.
    Развитие системы правового просвещения детей и родителей, повышение уровня их правосознания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   2. Методы и формы социальной помощи семье и детям на примере Красноярского края 

   Социальная  помощь семье и детям в настоящее  время – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
   Важнейшая задача  системы социального обслуживания детей – обеспечение реализации социальных прав и гарантий, решение  возникающих проблем посредством  предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.
   Социальное  обслуживание детей из неблагополучных  семей  осуществляет разветвленная  многоуровневая система, состоящая  из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.
   В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов  услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.
   В заметной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов  «Об основах социального обслуживания населения РФ», Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994г., постановления Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996г.
   Наиболее  интенсивно развивается сеть центров  экстренной психологической помощи. Эти  центры характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг, хотя на сегодня недостаточного удовлетворены потребности в социально-реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями.
   В настоящее время в РФ сложилось  и действует несколько моделей социального обслуживания детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:
- государственные  социальные службы;
- смешанные  службы;
- коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.
   Преобладающая модель государственной службы –  территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие  от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы детей, оказывать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни.
   Для организации социального обслуживания семей с детьми в крае создана сеть учреждений социального обслуживания. В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяются на следующие типы:
  - стационарные;
  - полустационарные;
- нестационарные: комплексные, учреждения (отделения) социального обслуживания на дому, учреждения (отделения) срочного социального обслуживания.
      В зависимости от их предназначения и  характера предоставляемых услуг  учреждения социального обслуживания семьи и детей в крае делятся на следующие виды:
- центр  социальной помощи семье и  детям;
- социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних;
- социальный  приют для детей;
- реабилитационный  центр для детей и подростков  с ограниченными возможностями;
- кризисный  центр помощи женщинам;
- комплексный  центр социального обслуживания  населения (со структурными подразделениями  по работе с семьей и детьми);
- детский  дом-интернат для умственно отсталых  детей. 

    Типы учреждений
    Виды учреждений (отделений)
    Учреждения  стационарного обслуживания (постоянного проживания)
    5 детских домов-интернатов  для умственно отсталых детей
Итого: 5
    Учреждения (отделения) стационарного обслуживания для  несовершеннолетних (специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
    39 социально-реабилитационных  центров для несовершеннолетних
    11 социальных  приютов для детей
    Итого: 50
    Нестационарные  учреждения социального обслуживания 
     
     
     
     
     
    8 реабилитационных  центров для детей и подростков  с ограниченными возможностями
    13 центров социальной  помощи семье и детям
    1 кризисный  центр помощи женщинам
    1 консультативно-методический  центр
    37 отделений  по работе с семье и детьми
    Итого: 60
    Итого:
    115
 
      Для организации отдыха и оздоровления слабозащищенных слоев населения функционирует краевое государственное автономное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания «Тесь».
      Кроме того, два транзитных отделения осуществляют перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий – участников Содружества независимых государств и внутри субъекта.
   Социальное  обслуживание населения в Красноярском крае представляет собой деятельность социальных служб по реализации гарантированных  экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих гражданам (лицам) и семьям условия для преодоления, компенсации ограничений их жизнедеятельности, возникших в результате трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание осуществляется путем предоставления социальной поддержки, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психологических, социально-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, а также мероприятий по социальной адаптации и реабилитации.
   Ежегодно  перечень государственных услуг  утверждает Правительство РФ; он является обязательным для региональных органов  власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям из неблагополучных семей:    
    Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:
- срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;
- содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;
- принятие от населения, и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату; распределение, благотворительной и гуманитарной помощи (товаров,  продуктов и др.);
- социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;
- организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной, социальной помощи;
- создание при учреждениях, вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
- содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);
- содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий; содействие в организации благотворительных, обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;
- содействие в организации питания и быта остронуждающихся;
- содействие в выделении: денежных средств; продуктов питания; средств санитарии и гигиены; средств ухода за детьми; одежды, обуви и других предметов первой необходимости; технических средств реабилитации детей-инвалидов; денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;
- содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;
- социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям;
- содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;
- организация для подростков, безработных Мастерских и цехов при центре;
- содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения отдыха, в оформлений документов (в пределах региона).
   2. Социально-правовые услуги:
- помощь в написаний и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;
- содействие в предоставлении социальных выплат;
- участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);
- участие в правовой защите личностных интересов детей.
   3. Социально-психологические услуги:
- психопрофилактика и психогигиена;   
- психодиагностика и обследование личности клиента;
- психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);
- семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
- психологическое консультирование (индивидуальное, групповое ); социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
- психосоциальное консультирование;
- психологический патронаж;
- психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению;
- развитие навыков эмоциональной саморегуляции; организация посреднических услуг;  профориентация на основе тестирования;
- организация деятельности групп взаимоподдержки; психологическое просвещение;
- ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами.
   4. Социально-педагогические услуги:
- педагогическая помощь детям в защите их интересов;
- консультативная помощь родителям и детям;
- групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
- коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
- содействие культурно-досуговой деятельности детей;
- практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
- обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.
   5. Социально-медицинские услуги:
- содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;
- организация консультирования по проблемам планирования семей, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитание здорового образа жизни;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.