На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Достоинства и недостатки принципа разделения властей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 Калининский район
 МОУ лицей № 81 
 

 Реферат
 по  правоведению 
 
 
 
 

 Достоинства и недостатки
 принципа  разделения властей 
 
 
 
 
 
 
 

                  
                             Работу выполнила:
 Кнерикова Елизавета Сергеевна
 11 А  класс
 Работу  проверил:
 Илларионов Александр Геннадьевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Новосибирск – 2008 

 Содержание 
 

 Введение………………………………………………………………………..........3 

     I. Исторический аспект возникновения и развития принципа разделения властей………………………………………………………………………….5 

     II. Реализация принципа разделения властей………………………………9 

     III. Проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации…………………………………………………………………….11 

 Заключение…………………………………………………………………….......15 

 Список литературы………………………………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение 

   В современной политической, а точнее государственно-правовой теории концепция  разделения властей занимает важное место. Интерес к данной теме по мере развития общества не только не ослабевает, а, наоборот, ещё более возрастает. Причин для этого достаточно много. Главные из них сводятся к следующему: неоспоримой действенности и значимости теории разделения властей; жизненности многих её концептуальных положений и требований; перспективности её как средства предотвращения концентрации власти в руках одного лица или группы лиц и возможности установления их диктатуры или тирании.
   Говоря  о важности и перспективности  теории разделения властей, не следует, однако, преувеличивать её возможности, идеализировать и абсолютизировать её значение. Не следует забывать при этом, как показывает исторический и современный политический и правовой опыт многих государств, что далеко не все они официально исповедовали и исповедуют в своей повседневной жизнедеятельности принцип разделения властей.
   Тема  принципа разделения властей в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели  — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.
   Целью данной работы является изучение истории возникновения, совершенствования и механизма реализации принципа разделения властей, определение его роли в формировании институтов правового государства, а также исследование проблемных вопросов совершенствования механизма государственной власти в России.
   В соответствии с обозначенной целью  в работе поставлены и решаются следующие  задачи:
   1. Рассмотреть исторические предпосылки  и сам процесс возникновения теории о разделении властей;
   2. Проанализировать правовой опыт  реализации принципа разделения  властей в странах с развитой  рыночной экономикой;
   3. Изучить развитие принципа разделения  властей в современной российской  государственно-правовой действительности.
   Для раскрытия данной темы необходимо рассмотреть  вопросы, касающиеся истории возникновения  принципа разделения властей, реализации данного принципа и роли ветвей власти, а также проблемы связанные с  реализацией принципа разделения властей.
   В целом необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей только на первый взгляд, кажется легкой, поверхностной задачей, которую можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле настоящее исследование проблемы демонстрирует противоречивое однообразие в подходах особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства. Такое разнообразие является объективным отражением неоднородности в развитии мирового сообщества в современный период. 
 
 
 
 
 
 
 

Исторический  аспект возникновения и развития принципа разделения властей 

   В истории политических учений разработано  множество идей о разделении властей. Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим  возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках. Целью теории разделения властей является создание эффективного механизма функционирования государственных органов, создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.
   Согласно  классическому принципу разделения властей в государстве действуют  три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие.
   Согласно  теории разделения властей: 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются  различным людям и органам  в соответствии с Конституцией; 2) все власти равны перед законом  и собой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; 4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.
   Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью: 1) четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов; 2) обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе; 3) эффективной борьбы со злоупотреблениями властью.
   Идея  разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Дж. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в главном его труде «Два трактата о государственном правлении» (1690), а идеи Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения - в романе «Персидские письма»; историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и основном его произведении - «О духе законов» (1748). При этом толчком к оформлению теоретической базы послужили буржуазные революции в Англии (1640-1648) и впоследствии во Франции (1789-1794 гг.).
   В основании политической философии  Локка лежит идея собственности. Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной. Другими словами, в самой идее разделения властей заложено их противостояние.
   Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними,  Дж. Локк считал, что только такой институт, как государство способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиться «главной и великой цели» - сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество.
   Однако  успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны государства непременно требует четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно наделения ими различных «сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов. 
 
 

   Отстаивая данный способ организации власти и распределения её между различными государственными органами,  Дж. Локк  активно выступал против концентрации абсолютизации и неограниченности власти.
   Дело  в том, считал учёный, что поскольку  власть сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.
   Аналогичные идеи о разделении властей развивались и дополнялись позднее в работах Ш. Монтескье. Неразрывно связывая идею политической свободы с идеей гражданской свободы и выступая за строгое соблюдение законов, регулирующих отношения между гражданами и государством, Монтескье усматривал, так же как и Локк, в чётком разделении и взаимном сдерживании властей не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония.
   Отсутствие  такого разделения властей, равно как  и отсутствие механизма из взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведёт, по мнению мыслителя, к сосредоточению власти в руках одного лица, государственного органа или небольшой группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью и произволу.
   Монтескье соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Свобода, доказывал просветитель, «устанавливается только законами и даже законами основными». Он более определенно высказался за включение в состав властей, подлежащих разграничению, судебных органов. Система государственного управления, построенная на основе принципа разграничения властей, в первую очередь законодательной и исполнительной власти, дополнялась у Монтескье принципом независимости судей. Рассмотренная им триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем стала классической формулой теории конституционализма.
   Существенный  вклад в развитие теории разделения властей внес      Ж.-Ж. Руссо, который считал, что "законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа".
   По  мере своего становления и развития теория разделения властей нашла довольно широкий отклик не только в Англии и Франции, но и в ряде других стран. В России теория разделения властей занимала особое внимание М.М. Сперанского. В своем «Введении к уложению государственных законов» (1809) он писал, что «нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его». Необходимо ее разделение. Необходимо, чтобы одни «установления» действовали в процессе составления закона, а другие - при их исполнении. Из троякого порядка государственных сил возникает «троякий порядок сил установлений». Одно из них «должно действовать в образовании закона, другое - в исполнении, третье - в части судной».
   Теория  разделения властей имела и имеет  в настоящее время не только научное, академическое, но и практическое значение. Впервые свое юридическое оформление принцип разделения властей нашел  в Конституции США (1778), в конституционных актах Великой французской революции (1789—1794), где закреплялось принципиально важное положение о том, что «во Франции нет власти, стоящей над законом» и что «король царствует лишь в силу закона, и лишь именем закона он может требовать повиновения», в Декларации прав человека и гражданина (1789), в которой акцентировалось особое внимание не только на индивидуальных правах и свободах, но и на важности для установления конституционного порядка разделения властей. Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира с учетом исторических особенностей конкретного государства.  
 
 
 
 
 
 

   Реализация принципа разделения властей
   Термин  «разделение» властей обозначает принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник — общность, класс, народ.
   Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д.
   И все же сосредоточение всей полноты  власти в одном органе чревато  неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными, они могут выйти  и из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). При такой организации государственной власти открывается простор для установления и функционирования диктаторских и тиранических режимов.
   Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
   Власть  портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный  вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей.
   Высшие  органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.
   Исполнительная  власть, олицетворяемая президентом  и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение — исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.
   Самой высокой степенью независимости  призвана обладать судебная власть.
   Принцип разделения властей в той или  иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его  плодотворность определяется многими  факторами. Во-первых, реализация этого  принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности, создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему — создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.
   Вместе  с тем рассматриваемый принцип  открывает немалые возможности  для негативных последствий. Нередко  законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи  и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др. 
 
 

Проблемы  реализации принципа разделения властей  в Российской Федерации
   Опыт  многих стран, давно установивших разделение власти, свидетельствует о том, что  его важным элементом является определенный баланс полномочий между главой государства и парламентом, контролирующим правительство. В России в настоящее время такого баланса не существует в силу ряда причин.
   Прежде  всего, в России нет четкого правового  закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения властей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом. Отсутствует взаимодействие ветвей из-за того, что каждая из ветвей государственной власти пытается достичь поставленных целей только на базе собственной автономии, самостоятельности, абсолютной независимости от других ветвей власти. Взаимодействие ветвей российской государственной власти, как правило, ограничивается взаимовлиянием законодательной и исполнительной федеральных властей, а также взаимодействием федеральных органов государственной власти с региональными органами государственной власти субъектов Федерации. Механизмы этого взаимодействия, не отрегулированы, правовое обеспечение не отлажено. Отсюда - низкая эффективность властей.
   Полномочия  двух палат разделены по конституционным  основаниям, но очевидна некоторая  искусственность их разделения, нарушающая целостность единого представительного  органа. Некоторые важнейшие вопросы  решает Совет Федерации, по численности народных представителей уступающий Государственной Думе.
   В президентской республике России при  “жестком” разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов не сбалансированы, что влияет на процесс  взаимоотношений между ними, ведет  к конфронтации.
   Конституция (ч. 3, ст. 90) устанавливает иерархию правовых актов издаваемых органами государственной власти. Указы и распоряжения Президента не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а постановления и распоряжения Правительства должны соответствовать Конституции, федеральным законам и указам Президента. В ст. 90 Конституции РФ не говорится о следовании всех указов главы Российского государства федеральным законам. Это способствует возникновению правовых коллизий, а также частому несоответствию одних нормативных актов другим.
   Полномочия  Президента России по Конституции РФ достаточно велики по сравнению с  полномочиями других ветвей власти. Они  включают такие положения, которые  допускают возможность для Президента выходить далеко за рамки Конституции, так как он является ее "гарантом". Провозглашаемая Конституцией самостоятельность органов законодательной и особенно исполнительной власти становится очень проблематичной.
   Существует  ряд органов, формируемых Президентом, и недостаточно регулируемых или вовсе не регулируемых текущим законодательством. В России президентская администрация, Совет Безопасности не являются конституционно закрепленными органами федеральной государственной власти. Но они занимают важное место в нынешней системе государственных органов, оказывают заметное влияние на ветви государственной власти, что может порождать появление корпоративных структур, вносящих неразбериху в механизмы взаимодействия властей.
   В современной России законодательная  власть в лице Государственной Думы время от времени конфликтует с исполнительной властью — Правительством и главой государства Президентом. Противостояние выражается во взаимных обвинениях и попытках одной ветви власти реализовать свои цели за счет ослабления другой.
   Следует отметить, что российские законодатели зачастую не столько выражают интересы избирателей, сколько в качестве действующей оппозиции преследуют цель доступа к исполнительной власти, включая и борьбу за пост Президента. В таких условиях конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти в России может время от времени приобретать острый характер. 
 
 

  Депутаты  Государственной Думы, зачастую пренебрегают предписаниями принципа разделения властей, пытаясь присвоить прерогативы президентской или исполнительной власти. Во многом это объясняется тем, что Государственная Дума в России лишена контроля над исполнением законов и не участвует в формировании федерального правительства, за исключением назначения его главы.
   Важной  с политической точки зрения является дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства. Однако реализация данного полномочия Государственной Думой связана с некоторыми условиями.
   В частности, решение Государственной Думой должно быть принято не позднее недельного срока со дня внесения Президентом предложения о кандидатуре Председателя Правительства. Помимо этого устанавливается, что после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. В связи с этим напрашивается вывод о достаточно вольном праве на роспуск Парламента при весьма сомнительных, а может быть даже спровоцированных обстоятельствах, поскольку может быть выдвинута заведомо не подходящая кандидатура на пост Председателя Правительства. В этом случае Парламент превращается в безвластный орган, над которым нависает угроза его досрочного роспуска. Это влияет на поведение и даже правосознание депутатов. Председатель правительства также вправе поставить перед нижней палатой вопрос о доверии правительству. В случае отказа в доверии появляется еще одна возможность для роспуска Думы.
   Стремления  парламентариев усилить свой контроль над исполнительной властью, утверждать кандидатуру премьер-министра, ставя свое согласие в зависимость от возможности влиять на весь состав правительства, оказываются малоэффективными. Так как в этом случае партийные, корпоративные интересы, сталкиваясь внутри правительства, будут мешать его работе. Вместе с тем, для повышения эффективности работы правительства ему требуется большая свобода в сфере исполнения решений.
   Проблемой в судебной системе является то, что суды не выполняют или слишком  медленно выполняют свои функции  по причине нехватки судей, недостаточности их квалификации. Нет возможности сменить судейский состав, несменяемость судей порой оборачивается их недобросовестностью. Судебные решения не исполняются, помочь этому теперь должны судебные приставы, но им уготована мизерная зарплата.
   Также необходимо отметить, что нарушения принципов и положений Конституции, норм законов не влекут за собой ответственности, не разработан юридический механизм защиты прав гражданина.
   В законодательных актах различного уровня содержатся положения, противоречащие Конституции Российской Федерации. Казалось бы: Конституционный суд Российской Федерации должен оперативно реагировать на это, признавая соответствующие положения или содержащие их законодательные акты в целом неконституционными, и таким образом ставить барьер на пути нарушения законности. Но он не может сделать этого по собственной инициативе. Для этого необходим официальный запрос какого-либо из уполномоченных на это субъектов. А это означает, что Конституционный Суд Российской Федерации оказался в положении борца за законность со связанными руками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение
   В современной правовой науке принцип  разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это значит, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма.
   Назначение  принципа разделения властей — исключить  возможность концентрации всей полноты  власти в руках одного лица или  органа путем  установления такой  государственности, при которой  различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Сферы реализации трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной - должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. Независимость и самостоятельность каждой из трех ветвей власти, и особенно законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того, эффективная власть невозможна без их сотрудничества.
   Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, его позитивный и критический анализ.
   При написании данной работы использовались нормативные документы, материалы  периодической научной литературы, учебно-научные материалы: М.Н. Марченко «Общая теория государства и права», М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе «Конституционное право Российской Федерации». Интерес представляет работа А. Николаева “Проблемы реализации принципа разделения властей  в конституции РФ”, в которой речь идет об отличительных особенностях разделения властей в России, недостатках, проблемах и возможных путей их решения.
   В целом данные источники отражают современные точки зрения в правовой науке на принцип разделения властей. Так, например, в научно–учебном пособии  М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе, помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа представлен анализ его практического  

осуществления в различных государствах мира, в  том числе и Российской Федерации. Нормативные акты, в частности  Конституция  Российской Федерации, помогают уяснить механизм действия принципа разделения властей.
   Особое  внимание уделено Конституции Российской Федерации – документу, определяющему  основы разделения властей в России, определяющему функции ветвей государственной власти. Справочник “Социально-экономические проблемы России” позволяет достаточно полно представить эволюцию устройства политической системы России в течение последних десяти лет.
   В данной работе рассмотрены вопросы, касающиеся принципа разделения властей, особенности реализации данного  принципа в России, рассмотрены роль и функции ветвей российской власти, а также проблемы связанные с взаимодействием властей и принципом разделения властей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.