На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Закон отрицания

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
Введение 3
1. Закон отрицания отрицания 4
1.1. Диалектическое  отрицание 4
1.2. Сущность  и роль диалектического отрицания  в процессе развития 6
1.3. Поступательный  характер развития 9
Заключение  15
Список  использованных источников 19
 

Введение
     Среди многих важных положений материалистической диалектики особое мировоззренческое  и методологическое значение имеет  закон отрицания отрицания.
     Закон отрицания отрицания есть диалектический закон, отображающий прогрессивную  линию развития, т.е. процесс самоорганизации. Отрицание отрицания - важнейшая закономерность, характеризующая развитие как накопление информации, как процесс, содержащий моменты преемственности, относительности, цикличности и повторяемости, вытекающие из законов единства и борьбы противоположностей и перехода количества в качество.
     Всеобщность закона отрицания отрицания на прогрессивной  линии развития следует из того, что он охватывает неорганическую и  живую природу, социальную сферу, а  также процессы познания.
     Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира.
 

     
     1. Закон отрицания  отрицания
     1.1. Диалектическое отрицание 
     Возникают, существуют миллионы и миллиарды  лет, а затем погибают звезды, сменяют  друг друга геологические эпохи  в истории Земли. В бесконечной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, поколения людей, нормы общественной жизни. Без отрицания старого невозможно рождение и созревание нового, а стало быть, невозможен процесс развития.
     Цепь отрицаний в процессе развития не имеет ни начала, ни конца. В каждом предмете, процессе происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. Возникшее новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и неизбежно приводит к новому отрицанию. И так до бесконечности.
     Термин  «отрицание» в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него идеалистический  смысл. С его точки зрения, в  основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.
     Маркс и Энгельс, сохранив термин «отрицание», истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. «Ни в одной области, — указывал Маркс, — не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества — рабовладельческим, рабовладельческого — феодальным, феодализма — капитализмом. Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает старую, менее совершенную.
     Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет  или явление извне. Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений.
     Диалектика  и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого.
     Диалектическое  понимание отрицания исходит  из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все  то лучшее, что в нем имелось. И  не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.
     В результате отрицания разрешается  то или иное противоречие, уничтожается старое и утверждается новое. Но прекращается ли на этом развитие? Нет, с возникновением нового развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым — новейшим. Результат этого второго отрицания снова отрицается, преодолевается, и так без конца. Развитие выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым.
 

      1.2. Сущность и  роль диалектического  отрицания в процессе  развития.
     При анализе процесса перехода количественных изменений в качественные и борьбы противоположностей видно, что развитие включает в себя как обязательный и закономерный момент – отрицание. Качественное изменение означает отрицание старого качества. Без отрицания невозможен был бы переход одного в другое. Борьба противоположностей завершается победой одной противоположности над другой, что также означает отрицание одного и утверждение другого. Отрицание, следовательно, не посторонний момент, навязываемый процессу развития извне; оно закономерно обусловливается самой сущностью развития. Отрицание есть результат развития путем раздвоения единого и возникновения взаимоисключающих частей, тенденций, сил в явлениях и предметах. Энгельс указывает, что истинное диалектическое отрицание есть "разделение на противоположности, их борьба и разрешение...".
     Отрицание – это имманентный, т.е. внутренне  необходимый, момент развития. Борьба противоположностей развертывается как  борьба одной стороны (момента отрицания) против стороны, которая утверждает, защищает существующее. Борьба противоположностей завершается гибелью одного и победой другого, т.е. отрицанием того, что существовало ранее, но отжило свое время. Отрицание есть поэтому необходимая, закономерная стадия в развитии. Гегель был глубоко прав, когда он "внутреннюю отрицательность" называл движущей силой развития.
     Отрицание играет важную роль во всех процессах  природы, общества и мышления. При  этом в разных процессах оно проявляется  по-разному. Радиоактивное превращение  урана в радий есть вид "отрицания" одного химического элемента, образование из него другого химического элемента. Отрицание почки цветком, а цветка плодом есть необходимые моменты произрастания растений. История общества немыслима без отрицания отживших социальных порядков новыми. Белинский хорошо сказал, что без момента отрицания общество превратилось бы в стоячее болото. История науки показывает, что и движение познания осуществлялось через отрицание неоправдавшихся гипотез, через отрицание теорий и формул, пришедших в противоречие с новыми фактами, с развивающейся практикой.
     Но  мало признать момент отрицания в  развитии. Нужно правильно понять природу отрицания, его диалектический характер. Только при этом условии  будет ясна основная закономерная линия, тенденция в развитии.
     Из  приведенных выше примеров можно заметить, что отрицание как момент развития нельзя понимать как абсолютное отрицание, т.е. как отрицание, не содержащее в себе ничего положительного. Если бы это было так, то стало бы невозможным развитие. Если бы отрицание почки в цикле произрастания растения было только отрицанием, то не было бы перехода от почки к цветку. Можно, конечно, сорвать почку и сжечь ее; это тоже будет отрицание, но такое, которое разрушит, а не создаст условия для нормального роста растения. Такое отрицание не есть условие развития. Когда гитлеровцы уничтожали веками созданную культуру, то это тоже было отрицание, но такое, которое отбрасывало человечество назад, в мрак средневековья. А когда пролетариат путем социальной революции уничтожает капиталистический строй, то такое отрицание утверждает новый, несравненно более жизнеспособный общественный строй, создающий безграничные возможности развития.
     Диалектический  закон отрицания отрицания –  это закон развития. Поэтому, когда  диалектика говорит об отрицании, она  имеет в виду не всякое отрицание, а лишь такое, которое служит предпосылкой, условием развития. "В диалектике, – пишет Энгельс, – отрицать не значит просто сказать "нет", или объявить вещь несуществующей, или уничтожить ее любым способом". Образно выражаясь, диалектически понимаемое отрицание есть такое "нет", которое одновременно содержит в себе "да", т.е. единство отрицания и утверждения.
     Будучи  условием развития, отрицание есть вместе с тем выражение беспрерывности, преемственности развития, связи  между различными стадиями и моментами развития, между тем, что отрицается, и тем, что отрицает. Это важнейшая сторона отрицания. Диалектическое отрицание нельзя понимать как разрыв в развитии, отрицание связи между старым и новым. Связь между ними имеется уже в силу того, что новое рождается не из ничего, а только из старого. Связь заключается и в том, что новое удерживает все положительное, что содержалось в старом. Старое, таким образом, в своем движении, порождающем новое, не просто отбрасывается, а "снимается" новым. Философское понятие снятие означает одновременно отрицание и сохранение, отрицание предыдущего состояния и сохранение в новом всего положительного, что достигнуто предыдущим развитием.
     Например, человек и человеческое сознание есть, несомненно, отрицание того состояния, которое свойственно животному с его чисто биологическим приспособлением к природе и инстинктивной психической деятельностью. Переход от мира животного к человеческому миру был величайшим скачком в развитии природы, но история животного мира была необходимой предысторией человека. Человеческое сознание в преобразованном виде содержит в себе результат всего предыдущего развития психики животных. Диалектический процесс "снятия", т.е. отрицания и сохранения, имеется и в познании. Идя от чувственно созерцаемого к абстрактному, от единичного к общему, познание не теряет на новой ступени приобретенное ранее, а сохраняет его в себе, обогащает, возводя его на высшую ступень. В знании общего содержится знание единичного, но в "снятом" виде. Например, в понятии "материя" отражены все многообразные предметы материального мира, но отражены в "снятом" виде, со своей наиболее общей и существенной стороны – как объективные реальности.
     Понимание сущности диалектического отрицания  важно и в повседневной деятельности. Критика, несомненно, есть отрицание. Но мы притупили бы остроту этого оружия и ослабили бы его, если бы понимали критику как абсолютное отрицание старого. Критика есть отрицание отжившего, неправильного, рутинного и вместе с тем укрепление всего положительного, ценного, что есть в старом. Настоящая критика не только отрицает негодное, но и помогает освободиться от него, указывает критикуемому путь вперед. Иначе говоря, критика как отрицание должна быть и утверждением: утверждением не только в смысле удержания положительного, но и в смысле указания способов преодоления недостатков.
 

      1.3. Поступательный  характер развития.
     Уже анализ роли отрицания подводит к  выводу о прогрессивном, поступательном развитии действительности. В самом  деле, если природа диалектического отрицания такова, что оно не просто уничтожает старое, а снимает его, сохраняя все положительное, то ясно, что новая ступень приносит с собой значительно большие возможности развития, чем предыдущая ступень. Поступательное развитие есть закономерный результат того, что каждое новое отрицание впитывает в себя достигнутое ранее и делает его основой для дальнейшего движения. Поэтому новая ступень, каждый новый цикл развития не повторяет старый, а представляет собой новый круг, возвышающийся над старым, использующий старое, приобретенное предыдущим развитием как трамплин для дальнейшего развития.
     Рассмотрим, хотя бы в общих чертах, прогрессивное  развитие на нашей планете.
     Исходным  материалом для образования планет Солнечной системы, в том числе  и Земли, послужила газопылевая материя, содержащая простейшие химические вещества. В ходе развития природы эти вещества становились все сложнее и сложнее. В результате возникла живая, органическая природа. Живые организмы также развивались от простого к сложному: от до клеточных форм — к клетке, из одноклеточных — к более сложным животным, эволюция которых привела к появлению человекоподобных существ, а позднее и человека. С возникновением человека начинается процесс общественного развития. Последовательными этапами прогрессивного развития общества явились первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй.
     Таким образом, диалектическая природа отрицания  и его важная роль в развитии объясняют нам причину поступательного, прогрессивного движения, развития от низшего к высшему, от простого к сложному.
     Может возникнуть вопрос: почему же рассматриваемый  закон называется законом отрицания  отрицания? Нельзя ли ограничиться одним  понятием отрицания? Не усложняем ли мы искусственно картину развития, выдвигая понятие двойного отрицания, отрицания отрицания? На эти вопросы нужно ответить, что само объективное развитие содержит в себе это двойное отрицание, а понятие "отрицание отрицания" лишь отражает совершающиеся независимо от нашего сознания процессы.
     Мы  уже видели, что то, что выступает  в качестве отрицания, в свою очередь  само со временем изменяется, превращается в новое качество, т.е. отрицается. И эта цепь отрицаний бесконечна. Но было бы ошибочно думать, что это  развитие протекает гладко, без противоречий. В действительности поступательное развитие путем отрицания происходит противоречиво, и сущность отрицания отрицания, необходимость двойного отрицания в каждом отдельном цикле развития как раз и вытекает из противоречивого характера развития, из действия закона единства и борьбы противоположностей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.