На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Политологии"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1)П. как наука. П. и др. науки. П – наука о роли политики в жизни общ-ва, пол. теориях, отношениях, деятельн., пол. системах и институтах. Политика – совок. целей, установок и интересов индивидов, общ.групп, партий, кот. они руководствуются во внутригос. и межд. жизни и кот. реализуются при помощи гос.власти. Объект П. – полит. жизнь общ-ва или пол-ка в целом.Предмет П – полит. власть, законность её становл-я, функции и изменения. Задачи П – формирование знания о политике, пол. деят.; объяснение и предсказание пол. процессов и явлений, пол. развития; разработка методов пол. исследования.Роль П. – регулирует все стороны жизнедеят. общ-ва, начиная с семьи и брака, заканч. экономикой, гос-вом, междунар.отнош.; способствует созд. демокр., соц., правового гос-ва, воспитанию пол.культуры. П явл. соц-гум дисциплиной и связана с фил.(выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотн. общ-ва, гос-ва и личности), социолог.(изучает взаимосвязьи взаимодейс. пол. с соц.средой), эк. теорией, правом, историей и психологией.
2)Становление и эволюция П. Пол. образование в РБ. Историю развития П можно условно разделить на 3 периода: 1. Философский(возникает в Древнем мире.Продолжается до середины 19в. Аристотель — основатель политической науки; Цицерон, известный оратор; Платон; Никколо Макиавелли — итальянский учёный, считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку). 2.середина 19в. — 1945 г. Начинается изучение П научными методами. Возникает движение марксизм. П бурно развивается. В 20-30 годы центром П становится США. Начинается преподавание политической науки. 3.1945 г. — продолжается до наших дней. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО был созван междунар.коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы пол.науки, был определён предмет, объект, задачи П. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в вузы.Первые научные труды: «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона, Макиавелли, «Государь». РБ: в 1989 П стала преподаваться , до этого времени пол изучалась в курсах науч. коммунизма, истории КРСС; 1993-созд. Бел.ассоциации пол. науки.
3)Ф-ции  и методы П. Методы:1.Системный метод - предполагает комплексный анализ сложившихся пол явлений, механизмов функционирования пол организаций, институтов. Системный метод анализа общественно-пол процессов требует детального изучения их составных элементов, структуры, функционирования и т.п. 2. Бихевиористический метод-суть которого в изучении пол явлений путем анализа поведения отдельных людей. Сторонники этого метода считают, что политика, как общественное явление, - прежде всего индивидуальное измерение, и все групповые формы деятельности обуславливают выводами из анализа поведения индивидов, соединённых групповыми связями. 3.Количественные методы - связаны с бихевиористическим методом, ибо пол явления, подобно природным, можно измерить, посчитать. Сторонники этих методов широко используют ЭВМ, другие счётные машины в исследованиях, проводимых в политической сфере; анализируют результаты выборов, развитие пол институтов и т.д. 4. Сравнительные методы - наиболее древние, ими пользовались Аристотель, Платон, Монтескье и др. Особенность-сопоставляются два или более пол объекта.Сущ опр принципы отбора предметов для сравнения. Это, во-первых, институциональный принцип, когда выбираются аналогичные институты и анализируются их сходство и различия. Во-вторых, функциональный принцип, который относится к пол практике, когда берутся два и более объекта с существенными внешними различиями, но обслуживающие те же самые интересы и потребности. 5. Метод принятия решений - самый распр метод в П Его основными понятиями являются: центр принятия решений, процесс принятия, конечный результат принятого политического решения; исп соответствующих средств для реализации политического решения. Ф-ции:1. познават-я: исследует и объясняет полит. явления, процессы. Обогащает способы и приёмы познания политики.2.инструменталистская:овладев знаниями, люди способны самостоятельно оценивать и изменять полит. действительность, к тому же полит-гия также вырабатывает рекомендации, которые исп-ся как инструменты.3. прогностическую: прогнозир-т разв-е и последствия полит. процессов, предвидит перспективы полит систем и отношений.4. Воспитат-мировозр-ая: способствует приобщению личности и общ-ва к демокр. полит. культуре.5. Идеологическая.
4)Зарожд. и развитие пол знаний в эпоху античности, средневековья. Если говорить об Античности, то наибольший вклад внесли Платон и Аристотель, хотя и ранее в мифологии просачивались разные мысли и взгляды. Полит мысль формируется и разв-ся в рамках фил-го мировоззрения, представляет собой одно из направлений философии. Общественно-полит вопросам Платон посвящает «ГОСУДАРСТВО» и «Законы», также диалоги «Политик»,  «Критий».В хар-ке госва Платон выделяет 4 осн-х формы:1. темократия – это гос. форма правления, которая основана на господстве честолюбивцев.2. Олигархия – это госп-во немногих над большинством.3. Демократия – это власть и правления народа.4. Тирания – власть в обществе одного человека над всеми.Все 4 формы он рассм-т как отриц-е и считает, что ни одна из них не является совершенной. В противопол-ть данным формам Платон противопоставляет проект наилучшего устр-ва гос-ва. Гос-вом должны руководить мудрецы или фил-фы, это тоже власть немногих (как в олигархии), но они заботятся не о своих интересах, а об обществе в целом.По мнению Платона, гос-во:1.должно обладать собств. орг-ей и ср-вами защиты;2. должно осущ-ть системное и достаточное обесп-е всех граждан необходимыми благами3. должно руководить дух. деят-ю общества и творчством.Для разделения граждан в гос-ве по группам Платон берёт нравст. кач-ва человека: мудрость, мужество, терпимость. Таким образом, он выделяет 3 группы людей:1.ремесленники и земледельцы (терпимость!)2. воины или стражи (мужество!).3. философы (мудрость!) Во главе гос-ва должны быть философы! Аристотель полит-ую проблематику рассматривает в таких работах как «Политика», «Афинская полития». Его волнуют вопросы о возникновении реального гос-ва. Он подверг резкой критике проект Платона об идеальном гос-ве.Аристотеля интересуют проблемы:1. происхождение гос-ва: он пытается обосновать естеств. происх-е гос-ва. Чел-к, по его мнению, всегда стремится к общению и общежитию. Это приводит к образованию семьи, как 1-ой ступени обр-я гос-ва, Со временем этого становится маловато…образуются селения из нескольких семей…а затем и государства из нескольких селений. Но в отл-и от семей и селений, которые основаны прежде всего на стремл-и продолжительности рода и на отц-ой власти, гос-во образ-ся на нравств. основе, оно созд-ся ради общей пользы.2. Проблема формы гос. устройства: в завис-ти от цели, которую ставят правители, Аристотель разл-т правильную и неправ-ю формы гос. устройств. Прав-ым он считает такой строй, при котором преслед-ся общие блага. А неправильным – где прислед-ся личные интересы правителей. Он выд-ет след. виды гос. устройства:- монархия (правл-е  одлного в интересах всех) - аристократия (правл-е немн-х, но в интресах всех) - полития (правл-е многих, но в инт-ах всех)К неправ-ым относит: - тирания- олигархия- демократия. Хар-ной особенностью  полит мысли Сред-вья было влияние на неё христ. рнлигии и Римск. катол. церкви. Одной из центр. проблем полит мысли этого периода был вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церк.) или светская (гос-ая). Согласно христ. полит. концепции гос-во выступает частью униврс-го порядка, созд-ем и правитиелем которого явл-ся БОГ. Мыслители этого периода: Аврелий Августин, Фома Аквинский. В раннем средневековьи Аврелий Августин в работе «О граде божии» обосновывает неравенство в обществе.  Историю челов-ва он рассм-ет как борьбу града божьего и града земного –борьба за матер. блага, в которой притесня.ются праведники.Фома Аквинский считает, что гос-во сущ-ет для того, чтобы заб-ся об общем благе. Лучшей формой он считает монархию. Осн-ной целью явл-ся забота о добродетельной жизни подданных.
5) Соц-пол концепции  эпохи Возрождения  и Нового времени. В эпоху Возрождения полит мысль представл-на прежде всего в работах Макиавелли. В своём сочинении «ГОСУДАРЬ»и др. произведения он противопоставляет религ-ой концепции гос-ва теорию светского гос-ва, воз-ние которого связано с потребностью обуздать эгоист-ю натуру чел-ка.Наиболее разумной формой гос. устройства Макиавелли  считает монархию. При этом монархия рассм-ся им как господство одного чел-ка, который стремиться конституировать и сохранить гос-во. Высшей целью политики  и гос. деят-ти явл-ся создании и функц-е жизнеспособного гос-ва. Монарх должен всеми силами и средствами укрепить сущств-й строй и жизнь страны, как цель оправд-ет любые ср-ва, которыми он польз-ся. Гос-во будет сильным тогда, когда монарх будет заб-ся о благе народа. В произ-ях Томаса Мора, Томаза Компанелли и др. мыслителей этого периода обосн-ся необх-ть устан-я такого обществ. порядка, который основ-ся на равенстве всех членов общ-ва, коллект собст-ти, обяз-ти труда всех граждани общ. самоупр-ия. Идеи утопического социализма явились своеобразной формой протеста против тех отношений, которые возн-ли в обществе в связи с перех-м к капит-му строю. В своём разв-и утопич. социализм проходит 3 осн-х этапа:1. утопич. соц-м: 16-18вв: Мльен, Марели2. критич. утопич. соц-м: Сеньсемон, Фурье, Оуэн3. утопич. соц-м рус-х революционеров-демократов. Пол-ка и полит деят-ть рассм-ся как временное явл-е, даётся всесторонняя критика бурж. общ-ва в целоми бурж гос-ва в частности.Гос власть должна иметь след-е права:-1- право наказать нарушителей закона -2-право объявл-я войны и закл-я мира-3- право суда -4 право уст-ть законы, касающ-ся собств-ти-5- запрещать вредные учения, которые ведут к нарушению мира и спокойствия внутри гос-ва. Гоббс считает, что гос власт должна быть нераздел-ой и  суверенной. Он выд-ет 3 вида гос власти:- монархия-аристократия-демократия. Новое вр: Жан Боден (1530-1596)Государство - правовая власть нескольких семей, обеспечивающая решение  социальных вопросов: защиту частной собственности, семьи и др. Ж.Боден -автор теории государственного суверенитета. Ее основные положения: высшая власть в обществе принадлежит только государству, она утверждается правовоым способом (законом). На нее возлагается большая ответственность. Она вправе использовать принуждение. Лучшая форма правления -  наследственная монархия, ограниченная представителями народа. Томас Гоббс (1588-1679). Первоначально отношения людей строились по принципу «человек человеку волк» и представляли войну всех против всех. Для наведения порядка создается государство, ( чудовище, называемое Левиафаном). Наилучшая его форма абсолютная монархия. Оно регулирует все: от имущественных отношений до мировоззрения. Жан Жак Руссо (1712-1778) в отличие от Т. Гоббса считал догосударственное состояние общества «золотым веком», в котором царили равенство и свобода.  С установлением гос-тва утвердилось как имущественное, так и политическое неравенство. Поэтому обществу нужен новый общественный договор, который бы установил правление народа в форме  прямой демократии (референдумы), избавил  общество от  социальной поляризации . Руссо отрицал крупную собственность и  допускал существование мелкой собств-ности. Дж. Локк(1632-1704), Шарль Монтескье(1689-1755): Оба основатели либерализма. Авторы теории разделения властей, необходимого   для их уравновешения и предотвращения узурпации власти одним органом или человеком.  Дж. Локк - один из первых авторов теории конституционализма, в основе которого была идея правового государства.Ш. Монтескье обосновывал влияние географических факторов (размер территории, климат, почвы и т.д.). на форму гос. правления.  В частности, от доказывал, что для малых государств подходит республика, для средних - монархия, для больших -деспотия. Он отстаивал равную политическую свободу для всех. Ему принадлежат слова : « все, что не запрещено законом, то дозволено». Вольтер - ярый противник феодализма, деспотии, религиозного  фанатизма.  Выступал за политические свободы ( мысли, слова, совести). Считал разум, просвещение  важнейшими факторами утверждения свободы. КАНТ также возлагал большие надежды  на разум, просвещение. воспитание. Особую роль  отводил морали.  Свобода не может существовать без нравственного закона и права, которые должны выполняться сознательно и при помощи правового государства.  Кант противник феодального произвола и  войн в решении межгосударственных проблем. Гегель залогом свободы считал частную собственность и гражданское общество, как сумму частных интересов. Оно является звеном, связывающим семью и государство в форме конституционной монархии.
6) Развитие пол мысли  Зап Европы в Новое время (19в). Получал дальнейшее распространение  либерализм, отстаивающий экономич. и полит. свободы, конкуренцию, плюрализм мнений, реформирование общества.Как реакция на либерализм утверждается консерватизм (Э.Берк и др.), выступавший против реформ, нарушающих общественные устои, в защиту традиций, морали, семьи.Ряд мыслителей (А.Токвиль, Дж.Миль) видели в бурж. демократии опасность подавления большинством меньшинства и личности. Большинство воспринималось как диктатура посредственностей, а меньшинство  как группа просвещенных.  Последних по мнению Дж.Милля необходимо избирать в нескольких округах. Особая роль отводилась представительным органам. На гос. должности предлагалось принимать по итогам экзаменов.  Представительная власть не должна вмешиваться в «частности управления». Реакцией на утверждение капиталистических порядков, не принесших избавления трудящихся от эксплуатации и бедности  было появление идей утопического социализма  (замена  частной собственности общественной, установление  равной оплаты за труд, налаживание народовластия). Первыми соц.-утопистами предлагался грубо уравнительный строй.  ВХ1Х в. Сен-Симон, Фурье, Оуэн выдвинули идеи более рационального характера: о введении планового хозяйства, всестороннем развитии личности, оплате по труду и  др. Многие их идеи  были  использованы  К.Марксом и Ф.Энгельсом. Основные постулаты их учения:  пролетариат как ведущая сила капиталистического общества под руководством ком.  партии свергает власть буржуазии, устанавливает свою  диктатуру, утверждает общественную собственность, плановое хозяйство, ликвидирует эксплуатацию,  строит сначала социализм , а затем и коммунизм. Против либеральных и социалитических идей выступали  представители социального дарвинизма Л. Гумплович, Ф. Ницше и др. Л.Гумплович считал главной движущей силой истории борьбу рас за существование. Под расами он имел  ввиду классы и нации. Высшая расса (господ) должна подалять низшую расу огнем и и мечом. Фридрих Ницше считал движущей силой общественного развития  волю к власти. Вся история общества есть исторя  борьбы  «сильной расы» - господ-аристократов и «слабой расы» угнетенных, толпы. Эксплуатация, неравенство естественны. Чтобы убедиться во вреде социализма нужно провести эксперимент.Идеи  социал-дарвинистов были использованы фашистами в их теории и политике.
7) Соц-пол идеи Беларуси  в 12-19вв. На влияние полит мысли в Б оказали влияние соц-эк факторы, а также истор развитие, особенности формир-я нац самосознания. Проблемы соц-полит хар-ра уже нашли отр-е в трудах  мыслителей 12в. и закл-сь  в обосновании необх-ти феод гос-ва и утверждения христ-ва.Пол идеи средневек – Ефросиния Полоцкая(сторонник введения принципов христ-ва в гос жизнь, смягчения жестокости княжеского законодат., выступала за помощь гос-ва бедным, демократизацию образования), Кирилл Туровский (выступал против вероломства в политике, за единение восточнослав. земель, законопослушание, выполнение этических норм). В работах  мыслителей 15-16вв. много внимания уделяется хар-ке прав. регулир-я полит отн-й. Наибольший интерес в этом плане представляют труды Льва Сапеги(редактор Статута ВКЛ 1588. Сторонник централизованного правового независ гос-ва, презумпции невиновности), Сымона Будного(автор первой в Бел работы на пол тему «О светской власти», сторонник частной собственности и соц партнерства, считал что власть от Бога, но люди исп её в корыстных целях, войны бывают справедливыми, если за Отечство), Франциска Скорины(главная цель гос-ва  - благополучие граждан, пол идеал – образованная, гуманная и сильная монархия; осн ценности:патриотизм, правосознание общ-ва, справедл правосудие, терпимость), Волана(труд «о пол или гражд свободе», свобода – гл условие развития личностных качеств чел. Свобода утверждается благодаря разуму, добру и законности). В общ- пол мысли 16-18вв.(период пребывания Бел в сост РП) важное место занимала проблема развития бел государственности, осознание принадлежности к бел этносу, борьба с католицизмом и полонизация бел населения, созд самост гос-ва).В 18-19в.(в составе Рос имп) в Бел получили распростр идеи рев-демократов. Основные их идеи были созвучны с рус революционерами-демократами(борьба с царизмом и образ самост демокр гос-ва). На рубеже 19-20вв. соц-полит мысль Б-си испытывает влияние с одной стороны  идей Марксизма, с другой стороны, влияние Зап соц-демократии.
8)Осн  направл разв совр  зап П: Институционализм (Институт созданное для выполнения опр полит. целей и функций учреждение, имеющее внутр организационную структуру и подчиняющееся установленным правилами и нормам деятельности. К полит. институтам относятся государство, полит. партии, др. общественные объединения.Пол поведение людей инт-зм изучает в тесной связи с существующей системой социально-нормативных актов и институтов.Представители направления француз М. Дювержье, американцы С. Липсет, Ч. Мильс и др.).;Системно-функциональные концепции политики (дополняют интитуционализм тем, что исследуют политику  и ее институты, исходя из их роли и значения в обществе и в тесной связи с другими системами, в частности, с социальной системой, включающей различные группы людей, объединенных общими целями, нормами, связями.Представители данного направления  американцы Г. Лассуэл, Т. Парсонс, Д. Истон, немец М. Вебер, француз М. Крозье и др. Так, по Парсонсу, политическая система находясь в тесной связи с социальной системой реализует ее цели посредством властных институтов.) Концепции политического плюрализма (Сторонники этих концепций (Э .Дюкгейм, А. Бентли, Р. Даль, М. Дювержье, Р. Дарендорф) считали, что   поведение людей определяется  их интересами. Совр общество не делится на классы, а представляет собой  систему социальных групп, интересы которых вполне примиримы.Функция  согласования этих интересов принадлежит гос-ву, которое призвано не допускать преобладание одних интересов над другими,  подчинение более слабых общественных групп более сильным группам и тем самым предупреждать социальные конфликты);Теории демократии(В Новейшее время, как и в Новое время большой интерес на Западе проявлялся к проблемам демократии. В ХХ в. теория демократии пополнилась исследованиями, посвященными правовому государству, гражданскому обществу, правам и свободам человека, положению нацменьшинств и т.д. (Исследователи С. Липсет, и Р. Даль,  австриец Й. Шумпетер и др.). и бюрократии (М. Вебер и ряд американских политологов рассмотрели структуру, функции, положение в обществе бюрократии и признали ее как судьбоносное явление, необходимое и для современного гос-ва. Они обратили внимание на   рациональность бюрократии в странах Запада, что дает основание для ее легимитации (узаконения).  При этом исследователи призывали не допускать  посягательства бюрократии  на позиции демократии, сдерживать ее   стремление узурпировать пол и гос власть общественным контролем.);Роль политических элит, лидеров, партий, политической культуры в жизни общества;Теория политических конфликтов;Теории международных отношений (Особое внимание проблеме международных отношений уделяется в американской политологии. Одна из наиболее известных работ по данной тематике - опубликованнное исследование Г. Моргентау «Политика в ХХ веке», в котором  обосновывается концепция «национальных интересов»,  оправдывающая гегемонистскую позицию США в отношении других государств, обосновывающая некую исключительность данной страны и ее право на мировое господство);Практическая политология (Изучает индивидуальную и корпоративную общественную деятельность, ее влияние на жизнь социальных групп и общества. В данном контексте наиболее привлекательными для исследователей является изучение процесса формирования общественного мнения и политических установок,поведения социальных групп и отдельных граждан в период избирательных кампаний);Процесс формирования общественного мнения и политических установок;Поведение социальных групп и отдельных граждан в период избирательных кампаний. Довольно популярной в П являютя теории элит: Гаэтано Моска («Господствующий класс»; власть должна находится в руках меньшинства; правящее меньшинство – элита); Вильфредо Парето (выдвинул концепцию «циркуляции(смены) элит»; принадлежность к элите зависит от врождённых психологических черт). Ещё одно важное напр П – анализ пол партий: Острогорский(«Демократия и организация пол партий»), Роберт Михельс(«Социология пол отношенияй»).
9)Пол.  власть. Власть-возможность или способность одной обществ группы или личности подчинять своей воле поведение др людей. Любая власть предполагает след. условия:1.наличие не менее 2-х субъектов;2. необх-ть приказа, без которого власть немыслима;3. повиновение приказу;4. наличие опр-х правил, в рамках которых действует повелевающий и подчинённый. Проблема власти – это осн-я проблема пол-ки.Пол.власть-реальная возможность и способно соц субъектов проводить свою волю в политике и правовых нормах посредством авторитета, закона, принуждения. Полит власть реализ-ся для выполнения опр-х целей и задач:1). согл-е интересов разл-х соц групп2). поддержание устан-го функц-я  и раз-я соц системы3). осущ-е принуждения в предусмотренных нормами случаях4). придание опр-ой направленности соц отнош-ям в соотв-ии с целями общ-ва и госп-щей группы.Хар-ми чертами полит власти явл-ся:- суверенитет и неделимость- воля- авторитет- принуждение.СУВЕРЕНИТЕТ – это независимое от каких-либо сил, обстоят-в и лиц верховенства данного соц. субъекта. НЕДЕЛИМОСТЬ-полит власть не может быть разделена между субъектами, занимающими разные полит позиции.ВОЛЯ – наличие у субъекта осознанной полит цели, спос-ти, готовности и решимости последовательно добиваться её осущ-я.АВТОРИТЕТ – это общепризн-ое в стране и за её пределами влияние субъекта полит власти. Авт-т находит выраж-е в готовности субъектов общ-ых отношений подч-ся распоряжениям субъектов власти.ПРИНУЖДЕНИЕ – закл-ся в осущ-ии  своей воли разл-ми ср-вами вплоть до применения физ насилия. Принужд-е не следует отождествлять с диктатурой, для которой насилие явл-ся основной формой правления.Разновидностью пол власти явл гос власть, имеет особенности:1).располагает спец-ым аппаратом упр-я, который распр-ся на тер-ию, обоз-ую гос границей.2).имеет возмож-ть исп-ть законнозакрепл-ое насилие через органы безопасности, армию.,полицию и др. А также:-господство над остальными органам власти- исключительное право на нормотворчество-хар-ся масштабностью ресурсов и полномочий. Ф-ции пол власти:1.форм пол системы общ-ва, регул пол отнош; 2.руководство, опр-ющее стратегии развития общ-ва; 3.управление(реализация стратегич целей, достижение общ порядка, решение соц задач); 4.контроль;5.социализация личности.
10)Легитимность  пол власти. Легитимность — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень Л, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.Принято выделять следующие типы легитимности (по Веберу): традиционную, харизматическую и рациональную.Традиц Л, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или пол институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость.Рациональная (демократическая) Л, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Харизматическая Л, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества пол лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время.
11)Субъекты,ресурсы,способы реализ. власти.Критерии эффективности. Субъекты:первичные-крупные соц.группы со своими интересами (народ,классы,население городов и сельское), вторичные(гос-во,пол.элиты,партии,организации). Ресурсы власти - средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта:1.Эк (материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления; деньги; плодородные земли; пол иск).2.Соц-пол(численность населения, его качество; соц единство; соц стабильность и порядок;демократизм общественных отношений; участие населения в политике; патриотизм гражданского общества). 3.Морально-идеологические(идеалы, интересы, убеждения людей; идеология, вера, доверие, общественное настроение; чувства (патриотические, национальные, религиозные), эмоции людей). 4.Информационно-культурные( знания и информация; институты науки и образования; язык; пропаганда во всех её формах; СМИ). 5.Силовые(оружие и аппарат физического принуждения (армия, милиция, службы безопасности, суд, прокуратура). Способы реализ:принуждение (субъект властных отношений угрожает объекту применением силы в случае неповиновения);применение силы;убеждение (посредством пропаганды и др.);манипулирование информацией;побуждение (субъект предлагает объекту некое вознаграждение за подчинение);применение авторитета.Критерии эффект-ти:материальное благополучие граждан, обеспечение прав и свобод граждан, духовность власти и общ-ва, стабильность власти.
12)Пол. Система. Пол сис-ма общ-ва – это система полит институтов и орг-й полит идей, взглядов, полит нравств-х и правовых норм, традиций, избир-го права и избир системы общ-го мнения и др. специф элементов с помощью которых осущ-ся власть или оказ-ся влияние на неё.Функции полит с-мы:1. опр-е целей и задач общ-ва, разработка программ его деят-ти 2.мобилиз-я инф-ых ресурсов и всего общ-ва на выполнение соц полит целей и задач 3.полит соц-ция общ-ва, формир- полит созн-я граждан 4.полит связь элементов системы 5.укрепл-е общ-полит строя, обесп-е его безопасн-ти 6. нормотворчество7.легитивность полит системы.В стр-ре полит системы выделяют след-щие осн-ые элементы:1).полит институты и орг-ции2).полит-правовые нормы3)полит-правовые отн-я4)полит созн-е и полит культура5)избир система.Типология политической системы как универсальной, многоуровневой yпpaвляющeй системы общества определяется по целому ряду признаков. Пол системы классифицируются: по формам правления (демократические, недемократические); месту сосредоточения исполнительной власти (президентские, парламентские или смешанные); пол режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические); характеру соц-пол отношений (стабильные или нестабильные, умеренно- или остроконфликтные либо консенсусные); в зависимости от взаимодействия с окружающей средой (открытые, закрытые), типа гос-ва (политическая система монархии или республики); политико-правового статуса государства (конституционные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми правовыми структурами); пол культуре (патриархальные, подданнические, активистские) и по другим признакам. В пол системе функции информирования выполняют специальные средства, которые называют СМИ. СМИ сложный и многогранный институт, предназначенный для реализации многообразной деятельности по производству и открытой, публичной передачи с помощью специальной техники сообщений, сведений о происходящих событиях и явлениях в конкретной стране и во всем мире. К ним относятся печатные органы (пресса, книги, массовые справочники, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение, кино, звукозапись и т.д.), Интернет, а также обслуживающие их специально подготовленные кадры. В структуре СМИ различают правительственные, оппозиционные, независимые масс-медиа.СМИ — важный институт современного общества, выполняющий функции: информирования; образования и социализации; научного и культурного просветительства; контроля за социальной средой; корреляции социально-политических отношений; распространения господствующих в обществе политических и культурных ценностей; мобилизации; рекламы; развлечения и др.
13)Пол  режим.Авторит и  тоталит режимы. Пол реж – совокупность наиболее приёмов, способов и методов осуществления политической власти, создающий в целом определённый устойчивый климат, определяющий возможности функционирования всех политических институтов и субъектов политики. Тоталитаризм – полит режим, характеризующийся всеобщим вмешательством государства во все сферы жизни общества и личную жизнь граждан. Черты: 1) абсолютная концентрация власти, кот. реализуется через гос механизм и предтавляет собой этатизм (вмешательство гос-ва в эк, полит и дух жизнь граждан) 2) однопартийная система, недопуск в полит жизнь каких-либо других полит и общественных организаций3) наличие общественно-политического движения4) наличие гос организационного террора, основанного на постоянном и тотальном насилии 5) жесткая регламентация эк-ки и наличие внеэкономических форм принуждения. Важнейшая роль отводится идеология и пропаганда. Авторитаризм – полит режим властвования одного человека или правящей группы, основанный на беспрекословном подчинении власти, стремящейся повсеместно утвердить свой авторитет. Черты: 1) самовластие – небольшое число носителей власти 2) власть является неограниченной и не под контролем гражданам 3) опора на силу 4) монополизация власти и политики, недопуск полит аппозиции и конкуренции 5) отказ от тоталитарного контроля над обществом, которые не связаны с политикой 6) рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборнвх органов новых лиц без проведения дополнительных выборов. Слабые стороны А.р.: 1)полная зависимость политики от позиции главы гос-ва или высших руководителей 2) отсутствие у граждан возможности предотвращения произвола и полит авантюр 3) ограничение полит выр-я общественных интересов. Положительная сторона – способность обеспечить полит стабильность и порядок.
14)Демократический  режим. Пол. сист. РБ. Демократия — это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и осуществление широких прав и свобод человека и гражданина, приоритет правовых методов отправления и смены власти. Демократический политический режим характеризуется следующими принципами', признанием народа первоисточником и перво-носителем власти; реализацией власти в интересах народа; обеспечением равных прав всех граждан перед законом на участие в управлении делами общества и государства; систематической выборностью, подотчетностью, сменяемостью органов государственной власти; наличием механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства; абсолютным приоритетом правовых методов отправления и смены власти; соблюдением принципа разделения властей в системе государственной власти; наличием у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод; верховенством закона во всех сферах жизни общества; наличием политического плюрализма и конкуренции мнений. Недостатки: возможная тирания большинства и конфронтация, непрофессионализм власти и ее способность на непродуманные и резкие социальные перемены. Пол система и режим РБ:в том или ином проявлении функционируют все элементы. присущие политической системе. Особенности: функционирование полит. системы в условиях трансформирующегося общества, что обусловливает взаимодействие инновационного развития с традициями советской политической системы; переход от тоталитарного полит. режима к демократическому ; ключевая роль президентской власти в выработке политического курса; социально-ориентированная государственная политика; полит. стабильность; неразвитое гражданское общество (при наличии множества общественных объединений и политических партий они еще не играют должной роли в политической, экономической и социальной жизни общества; многовекторность внешней политики; активное государственное регулирование общественных процессов.Задачи разв пол сист РБ:Повышение уровня демократичности политической системы и полит. режима; интеграция общества на основе реализации государственных интересов; налаживание эффективной деятельности политических институтов;дальнейшее формирование и повышение роли гражданского общества;повышение уровня политической культуры;Дальнейшее формирование положительного имиджа страны.
15) Пол институт. Гос-во. Пол институт-самост явление пол жизни, элемент пол системы(гос-во, пол партии, общ организ,коллективы).Важный признак пол институтов-они активно взаимодействуют в процессе осущ власти и соц управления.Гос-во – это организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории.Признаки гос-ва:легитимное физическое насилие;наличие публичной власти, отделенной от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами;монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества;суверенитет, территория и население, на которые распространяются государственные законы.Функции гос-ва:    внутренние(организация и осуществление политической власти, выработка стратегии развития общества, создание законодательной базы для функционирования общественной системы, осуществление контроля за выполнением государственных решений;обеспечение развития экономики страны;регулирование социальной жизни, гармонизация интересов различных социальных групп предупреждение и разрешение конфликтов, установление порядка в обществе, обеспечение его стабильности;защита прав и свобод граждан;развитие науки, культуры, образования;экологическая;идеологическая) и внешние(обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защита национальных интересов на международной арене; развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами; решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др.).        
16)Формы  гос правления. Форма правления отражает организацию верховной власти, структуру и порядок взаимоотн между высшими гос органами, а также между ними и гражданами.     Выделяют две основные формы правления: монархию и республику. Основные критерии такого деления – формальный источник власти и способ ее организации.  Монархии: к концу ХХ ст. в мире насчитывалось 28 государств-монархий. В монархиях власть непроизводна от воли народа или какого-либо органа и, как правило, передается по наследству.Бывают абсолютные и конституционные  монархии. В абсолютной  м.(сейчас редкая:Саудовская Аравия,  Катар)все ветви власти сосредоточены в руках монарха.В конституционной  его власть ограничена конституцией. Ее делят на дуалистические и парламентские.В дуалистических (редкие:Марокко, Кувейт), монарх обладает широкими властными полномочиями в исполнительной сфере и ограниченными – в законодательной.В современных парламентских монархиях (Великобритания, Швеция, Япония и др.) монарх осуществляет в основном представительские функции, иногда имеет право вето на решения парламента. Правление страной осуществляют фактически парламент и правительство, образованное им и ответственное перед ним. Фактически главой гос-ва является глава правительства.Республики: в них высшие гос органы избираются населением и на определенный срок.Сейчас существуют три основные разновидности республиканской формы правления:- президентская (США):  1) президент – глава государства и исполнительной власти.  Избирается населением.Он формирует правительство, согласовывая с парламентом назначения на ключевые министерские посты, возглавляет его, председательствует на заседаниях. При принятии решения  решающий голос – за президентом; 2) жесткое разделение властей, использование механизмов сдержек и противовесов. парламентская В ней правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Президент является главой государства формально и его роль ограничивается в основном представительскими функциями. Избирается парламентом (в некоторых странах совместно с депутатами местных органов), собранием выборщиков либо непосредственно населением. Фактически главой государства является глава правительства. Правительство нередко обладает законодательной инициативой, а также правом обращения к президенту с просьбой о роспуске парламента.Глава правительства является депутатом парламента. Не лишены такого права и другие члены правительства, т.е. жесткого разделения властей, как в президентской республике, здесь не существует. Парламентскими являются большинство западноевропейских республик, страны Балтии.- смешанная (парламентско-президентская). Соединяет в себе черты  президентской и парламентской республики (Франция, Швейцария, Австрия и др.) Президент и парламент избираются всенародно. Полномочия президента столь же широки, как и в президентской республике, а кое в чем и превосходят их. Так, в смешанной республике президент имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, может единолично ввести чрезвычайное положение, но в это время он не может распустить парламент.
17)Формы  территор-госуд.устройства. Гос-территориальное устройство  - это национально-территориальная организация государства, характеризующаяся соотношением целого и частей, взаимоотношением частей (региональных органов власти) друг с другом и центром. Различают две основные формы тер-гос устройства: унитарную (простую) и сложную (составную). Унитарное го-во—такое, которое не имеет внутри себя обособленных территориально-государственных образований, пользующихся суверенными правами, политической самостоятельностью. Сложные гос-ва подразделяются на империи, конфедерации и федерации. Империя - насильственно создаваемое сложное территориально-гос образование с полной за-висимостью частей от центра. Империя - изжившая себя форма тер-гос устройства. Федерация - юридически единое союзное гос-во, в состав которого входят определенные гос-ва или гос образования, обладающие властью и полномочиями в отношении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеративной власти. Федерация обладает суверенитетом и поэтому выступает во внешних сношениях наряду со своими субъектами. Федеративные гос-правовые институты избираются населением всех субъектов федерации. Акты федеральных органов являются обязательными на всей территории федерации. Сейчас в мире около 20 федераций (США, Россия, Канада и др.)Конфедерация - не единое государство, а союз самостоятельных государств. Конфедерация - форма территориально-гос устройства, при которой составляющие конфедерацию гос-ва, сохраняя свой суверенитет и законодательные полномочия, временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей конфедеративным органам власти и управления.
18)Правовое гос-во и гражд общ-во. Правовое гос-во-это такое гос-во, которое функционирует строго на основе и во исполнение законов, соблюдает и защищает права граждан, их общественных институтов и ассоциаций и связано с ними взаимной юридической ответственностью. Функционирование на основе законов означает, что все органы гос власти и управления, должностные лица связаны правом и осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с требованиями норм права. Они должны действовать в пределах конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства и не выходить за рамки своего правового поля. Принципы формирования правового гос-ва: принцип верховенства закона; принцип равенства всех перед законом; принцип незыблемости прав и свобод личности, их охрана и гарантированность; принцип взаимной ответственности; принцип разделения властей; принцип судебной защиты прав личности; принцип контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, их законностью.Гражданское общество-совокуп самодеятельных, негос, общественных институтов и отношений, возникающих в результате взаимодействия юридически свободных, равноправных, экономически самостоятельных граждан в целях реализации их интересов и потребностей наряду с гос-вом, помимо гос-ва или вопреки гос-ву.Гражданское общество -модель социального устройства, где между гражданами и государством функционирует множество самост самодеятельных структур. Структуру гражданского общества составляют такие плюралистические саморегулирующиеся общественные институты и ассоциации, как семья, церковь, органы самоуправления, неправящие политические партии, общественные организации, творческие союзы, гражданские инициативы, негосударственные СМИ, школы (частные), предприятия негосударственных форм собственности, трудовые коллективы и т.д. Основными признаками (элементами) гражданского общества являются: наиболее полное обеспечение прав и свобод граждан; относительная независимость, автономность общества по отношению к государству; многообразие форм собственности; разветвленная сеть добровольных объединений, ассоциаций, движений граждан; социальный, политический и культурный плюрализм; определенный тип гражданской культуры и гражданского сознания. Гражданское общество — прочная самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, выступающая посредником между человеком и государством.
19)Основы  гос-конституц строя  РБ. 1)РБ унитарное демократическое социальное правовое гос-во.РБ обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осущ внутр и внешнюю политику.РБ защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.2)Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и гос-ва.Гос-во ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед гос-вом за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.3)Единственным источником гос власти и носителем суверенитета в РБ является народ.4)Демократия в РБ осущ на основе многообразия пол институтов, идеологий и мнений.5)Пол партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов РБ, содействуют выявлению и выражению пол воли граждан, участвуют в выборах. Пол партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться гос средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством. Запрещается создание и деятельность пол партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.6)Гос власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Гос органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. 7)В РБ устанавливается принцип верховенства права.8)РБ признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.9)Территория РБ является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета РБ.Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством. 10)Гражданину РБ гарантируется защита и покровительство гос-ва как на территории Беларуси, так и за ее пределами. 13)Собственность может быть государственной и частной.Гос-во способствует развитию кооперации.Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. 14)Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. 15)Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в РБ.16)Религии и вероисповедания равны перед законом.17)Гос языками в являются белорусский и русский языки. 18)РБ в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. 19)Символы - Гос флаг, Гос герб и Гос гимн. 20)Столица город Минск.Статус города Минска определяется законом.
20)Глава  гос-ва. Высшими органами гос власти являются выборные коллегиальные и единоличные органы и избираемые должностные лица, к которым относятся глава гос-ва, парламент и прав-во. Полномочия главы гос-ва определяются строй, правовым положением и порядком формирования высших органов гос власти. Глава гос-ва обладает конституционным правом назначения выборов, внеочередного созыва и роспуска парламента. Он главный субъект законодательной инициативы, наделен законодательными полномочиями и правом отлагательного вето на законы парламента и решения местных Советов. Президент имеет право участвовать в работе парламента и его органов, выступать перед ними в любое время, назначать восемь членов Совета Республики и своих представителей в парламенте.Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе палатой в доверии или выражении вотума недоверия правительству, двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены по решению Президента на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения Конституции палатами парламента. В полномочия Президента входят также решение вопросов о гражданстве, помиловании, осуществление внешней политики, введение чрезвычайного и военного положения, объявление мобилизации и др. Он возглавляет Совет Безопасности и является Главнокомандующим Вооруженными Силами. РБ-одна из разновидностей восточноевропейской модели президентства, для которой характерно наделение Президента рядом полномочий других властей, предоставления ему права оказывать влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти, вынесение института президентства за рамки привычной триады властей и придания ему роли «арбитра».
21)Парламент. Парламент – это высший представительный законодательный орган государства. Парламент бывает одно- и двухпалатным (нижней и верхней палаты). Нижняя палата ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Верхняя палата выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. Они образуются по разному: по принципу наследования, по принципу назначения главой государства, по принципу избирания. Основными элементами в каждой из палат являются комиссии или комитеты, разрабатывающие основные законопроекты (постоянные и временные). Функции парламента (внутренние):1.законотворческая (обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти). 2.представительская (избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей). 3.ф-ция обратной связи (контакт депутатов с избирателями). 4.формирование бюджета. (внешнепол): 1.утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства.2.ратификация и денонсация международных договоров. 3.объявление войны и заключение мира.
22)Правительство. Правительство – высший гос коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В компетенцию Прав-ва входят: разработка основных направлений внутренней и внешней политики и их реализация; раз-работка проекта госбюджета и предоставление отчета о его исполнении; обеспечение проведения единой гос политики по опред сферам деят-сти; принятие мер по обеспечению прав и свобод гр-н, защите интересов гос-ва, нац безопасности и обороноспособности; орг-ция упр-ния госсобственностью; обеспечение исполнения Конституции, законов парламента, декретов, указов, распоряжений Президента и др полномочия. К числу важнейших полномочий прав-ва можно отнести следующие:1.формирование гос аппарата и руководство его деят-стью.2.испол-ние законов.3.составление и испол-ние бюджета.4. прогнозирование соц-эк развития.5.руководство отдельными отраслями хоз, дух и соц сферами.6.участие в законодательной деят-сти.7.принятие нормативных актов.8.ведение междунар переговоров и заключение соглашений.
23)Местное  управл и самоуправление. Местная власть реализуется органами местного самоуправления (МС) и местного управления (МУ). Органы МС избираются гражданами, МУ назначаются центральными органами. Согласно  Конст. РБ местн. власть осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы (исполнительные комитеты),  местн. референдумы,  собрания и др. Местное самоуправление осуществляется  в границах адм.-территор. единиц: сельсовета, поселка, города, района, области. Осн. органом МС явл. Советы депутатов – представит. органы гос. власти на территории соответствующих территориальных единиц. В Республике установлены три территор. уровня местн. советов деп-тов: первичный, базовый и областной. К первичному относятся: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); к базовым– городские (города  областного подчинения), районные; к областным –областные Советы депутатов. Минский гор. Совет депут-ов  обладает правом базового и областного Советов депутатов. Местн. Советы избираются гражданами сроком на 4года. В формировании исполнительных комитетов участвуют две ветви власти. Председатели облисполкомов назначаются През-том и утверждаются обл. Советом деп-тов. Пред-ль Минского горисполкома назнач. През-том и утверждается соответственно сессией Минского горсовета деп-тов путем открытого голосования. При двух отказах облсоветов и Минского горсовета депутатов утвердить кандидатутуру, назначенную на должность председателя исполкома, решение През-та явл окончательным. Кандидатуры зам. Пред. Исполкома и Управляющего делами, персональный состав исполкома  должны согласовываться с Президентом.К исключительной Компетенции местных Советов депутатов относится: утверждение программ социально-экономического развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, установление местных налогов и сборов; определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью, назначение местных референдумов.
24)Бюрократия  и бюрократизм. Бюрократия – сложное социальное явление Ее роль в демократической системе неоднозначна. Бюрократия несет в себе угрозу демократической политической структуре и тем политическим деятелям, которые руководят ею. В то же время, могущественная и независимая бюрократия, необходима для предотвращения политической коррупции и для сохранения самих демократических процедур. Бюрократия (от франц. – канцелярия и греч. – власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата.Термин «бюрократия» ввел в политический и научный оборот в 40-х гг. XVIII в. французский экономист Винсент де Гуриэ. Бюрократия — это естест, необходимая и специфич ф-ма деят-сти соц орг-ций в полит общ-ве, та часть гос аппарата, которая оторвана от его реальных властных ф-ций до орг-ции общ жизни (традиционная, иррациональная и современная, рациональная). С появление бюрократии появилась и проблема бюрократизма. Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения.Внешними признаками бюрократизма – канцелярщина, волокита (проволо?чка в судебных делах, затягивание. Медленность и злоупотребления в производстве судебных дел составляли язву старых московских судов.), пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. Внешние – чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти, ее отчуждение от бесконтрольность, формализм и деформализм  сознания чиновничества.
25)Пол  партии и партийные  системы. Политическая партия(от лат часть или группа) - это основанное на идеологических и политических ценностях добровольное объединение граждан, которые борются за власть или участие в ее осуществлении в целях реализации общественно значимых интересов той или иной общности людей.Пол партии в своем служении общественным интересам выполняют следующие функции: выявление, обоснование и преобразование интересов, пол воли граждан или всего народа в пол требования; активизация и интегрирование больших общественных групп по реализации их интересов и потребностей; содействие осуществлению пол прав граждан; разработка идеологии и пол доктрин, определение цели, направления и стратегии развития общества; борьба за власть, организация пол давления на гос власть, контроля за нею; участие в осуществлении гос власти; подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата; формирование общественного мнения; политическое образование общества либо его части; пол социализация граждан. Типы пол партий:1.По отношению к существующему порядку и методам полит. деятельности партии делятся на: революционные стремящиеся к коренным преобразованиям общественных отношений; реформистские, стремящиеся к эволюционным преобразованиям без изменения политического и экономического строя;реакционные стремятся восстановить прежний строй и порядки.2.По характеру идеологических доктрин их делят на  либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические,  религиозные.3. По отношению к правящему режиму делятся: на правящие и оппозиционные.Правящая - победившая на выборах и сформировавшая правительство. Оппозиционные – выражает ценности и интересы, несовпадающие с таковыми правящего режима. Они систематически контролируют и критикуют действия правительства с указанием ошибок и недостатков, предлагают альтернативные варианты решений социальных проблем, подготавливают условия для смены прав-ва и завоевания власти.4.По членству делятся на кадровые и массовые.Кадровые: их структура и деятельность нацелены на победу на выборах в госорганы. В них нет фиксированного членства. Их основное звено парт. комитеты, состоящие из активистов, которые подбирают кандидатов и помогают им быть избранными. Массовые: имеют первичные территориальные организации, профессиональный аппарат управления, партийную дисциплину и уплату членских  взносов.5.По характеру их деятельности делятся на парламентские и авангардные(концентрирующие свои усилия не только на парламентскую, но и на внепарлам деятельность, например, на идейно-пол воспитание  масс, вовлечение граждан в массовые акции).Партийная система - совокупность относительно стабильных межпартийных отношений и взаимосвязей партий друг с другом, а также с государством и иными политическими институтами при реализации политическим партиями своих функций.  Однопартийная система (система неконкурирующих партий) характеризуется доминированием одной партии. При наличии многопартийности и альтернативных выборов власть принадлежит в тот или иной период только одной из партий. Она находится вне конкуренции. Двухпартийная система характеризуется тем, что власть одновременно находится в руках двух партий. При этом одна из них может господствовать в нижней палате парламента, другая в верхней. Многопартийная система предполагает наличие и чередование у власти нескольких партий. Многопартийность бывает двух видов: безмонопольно господствующая коалиция, когда ни одна из партий не может победить в одиночку, ни одна из партий не в состоянии править самостоятельно (Франция, Нидерланды, Дания); двухпартийная система в условиях многопартийности предполагает наличие двух главных политических партий, способных в одиночку прийти к власти и запустить механизм властвования. Эти две партии не нуждаются в союзе с кем-либо для достижения власти. Они чередуются у власти.Как показывает исторический опыт многих стран, процесс формирования многопартийности и партийных систем является довольно длительным и сложным, проходит ряд этапов, связанных как с количественными изменениями внутри партии, так и с взаимодействием разных партий внутри государства. Процесс формирования многопартийности идет и в РБ.
26)Обществ  организации и  движения. Общ движение есть объединение людей, преследующих социально значимые цели и добивающихся их совместными действиями, но не оформивших свои организационные отношения в программе и уставе. Их главное отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят своей целью завоевание власти. Как правило, общественное движение имеет широкую социальную базу, т.е. опирается на самые различные классы, группы, слои и отличается многочисленностью. Общественная организация - основанное на членстве добровольное объединение, образованное на основе совместной деятельности для защиты общественных интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Их отличие от общественных движений состоит в том, что они имеют специализированный персонал, прошедший соответствующую подготовку и выполняющий функцию управления. Общественные организации характеризуются наличием четкой структуры, устава, постоянного членства. В силу этого общественные организации более устойчивы, т.е. могут существовать продолжительное время, располагают большими возможностями для решения общественных проблем. Доминирующим типом общественных объединений являются Группы по интересам и группы давления. Группы по интересам — это организации, объединяющие людей, заинтересованных в выражении, отстаивании и реализации своих властно значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами. Их способ действия — убеждение, советы тем, кто управляет, информирование общественности и политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных групп, организация акций в поддержку своих интересов (митингов, забастовок и т.п.). Группы давления - объединения, члены которых сотрудничают с целью обеспечения требуемого состояния дел через осуществление соответствующего политического решения. Это организации, стремящиеся поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами. Группы давления ограничиваются стремлением (с целью защиты своих интересов) оказывать влияние на власть, оставаясь вне властных структур и институтов.  Классификация:-по отношению к существующим соц-полит порядкам (консервативные, оппозиционные, реформаторские)-по способам и методам деятельности (насильственные и ненасильственные)-по половозрастному признаку (женские, молодежные, движения пенсионеров)-по соц принадлежности (рабочих. Фермеров, крестьян, интеллигенции, предпринимателей)-по проф критерю (врачей, ученых. Экономистов, писателей)-от целей и задач (экологические, антивоенные, правозащитные). Функции:1.предоставляют и защищают интересы граждан2.обьединяют граждан3.способствуют решению отдельных соц проблем4.выполняют посреднические функции между гос органами и гражданами5.оказывают влияние на формирование общ мнения.ЛОББИ (группы давления)-относительно немногочисленные общественные объединения, добивающиеся удовлетворения своих интересом посредством давления  на гос. органы. Они располагают ресурсами и связями с политиками, что позволяет им добиваться выгодных гос. решений. Они действуют за кулисами и не несут никакой ответственности.
27)Обществ  объед и организации  в РБ. Пол партии:В 2008 .г в РБ было 15 партий четырех типов:Партии левого толка: ПКБ и КПБ. Ориентации на социалистический путь развития, построение бесклассового общества, утверждение социальной справедливости, на регулирующую роль гос-ва в экономике. КПБ поддерживает Президента, ПКБ находится в оппозиции.П-ии левого центра: Аграрная и Либерально-демократическая. Ценности и ориентации: демократическое гражданское общество, правовое государство, регулируемая государством  рыночная экономика с различными формами собственности.П-ии правого центра: Бел. соц.дем.   Грамада,  Бел. соц.-дем. партия «Народная Грамада», Бел. христианско-дем. союз.Выступают за построение дем., правового. социального гос-ва, суверенитет, возрождение бел. нации, слабая роль гос-ва в эк-ке, существование различных форм собственности.Правые п:Партия БНФ, Объединенная граждан. п-я, Бел. крестьянская п-я. Ориентированы на суверенитет, дем-ое гос-во с самостоятельной внешней политикой, либеральной экономикой, интегрированной в мировую, развитие нац. культуры, образования, науки, свободу личности. П-ии  оппозиционные.Пол организации:На 1 января 2006 г. в РБ было зарегистрированы 41 профсоюз, 2247 общественных объединений. А также 16 союзов общественных объединений.В числе общественных других объединений: спортивных около 500, благотворительных 360, просветительного характера около 300, молодежных 160, ветеранских 140, научно-технических 112, творческих42,  женских 38,  национально-культурных около 100. Наиболее массовое -  профсоюзное движение (более 4 млн. членов).
28)Пол  процесс. ПП - совместная деятельность субъектов политики для достижения общих целей.Важнейшая особенность ПП - его динамика. Поэтому его трактуют и как развитие пол жизни, имеющее определенную направленность.ПП -  процесс принятия и реализации пол решений.Субъекты ПП: Парламент, правительство,армия,полиция, органы безопасности; пол партии, группы интересов; личности. Виды ПП:1.По масштабности ПП на делятся на: системный;частный, касающийся развития   отдельного элемента полит системы; глобальный, выражающий взаимодействие разных полит. систем;2.по значимости   на базовые и периферийные;3.по пол режиму на демократические и недемократические;Стадии политического процесс:1. Институциирование и конституциирование полит. ситемы.( характеризуется переходом от одного качественного состояния полит. системы к другому. Это происходит в результате революции, завоевания, разложения и кризиса. На этой стадии образуются и начинают действовать новые  полит институты (государственные органы власти, новые элиты,общественные объединения и т.д.), разрабатывается и утверждается конституция нового гос строя, происходит его правовая легимитация (узаконение, признание народом своей страны и другими странами).2. Функционирование и развитие политической системы (характеризуется функционированием всех элементов пол системы, приспособлением полит. системы к изменяющимся условиям и вызовам времени (путем принятия оптимальных пол и гос решений, реформированием и т.д.) и обеспечением тем самым ее стабильности, предотвращением и разрешением соц и пол конфликтов. Если это не происходит, нас тупает третий этап пол процесса.3.Деградация и распад пол системы.       Наступает время революционных перемен, реализуемых новыми элитами, пол партиями и лидерами.
29)Пол  решения-результат разработки, обоснования и принятия проектов пол действий, направленных на достижение опр целей, реализацию интересов опр соц группы или общества в целом. Бывают стратегические, рассчитанные на длительный период времени; оперативно-технические, направленные на решение злободневных проблем и задач. 
Этапы принятия полит. решения: 1.Выявление  социально  значимых проблем.2.Артикуляция этих проблем заинтересованными пол силами (посредством публичных выступлений, заявлений о них в СМИ, на митингах и т.п.).3.Обоснование необходимости принятия решения по этим проблемам специалистами, учеными, экспертами, чиновниками.4.Подготовка проектов решения. 5. Публичное обсуждение проектов, выбор наиболее оптимального.6.Окончательное оформление и принятие решения (коллективное или личное).7.Реализация решения.
30)Пол  модернизация в РБ. Теория ПМ возникла в рамках либеральных теорий развития,  исследующих адаптацию полит. системы к изменяющимся условиям. Концепции ПМ, как и теории развития, претендуют на определение путей перехода от «традиционного общества», базирующегося на силе традиции, к современному, индустриальному обществу, основывающемуся на рационализме, предполагающему рыночную экономику и пол демократию. Теории и практика модернизации: Стихийная  мод-ция, характерна для стран Запада, которые осуществляли ее постепенно. Догоняющая - быстрое достижение уровня развития аграрными странами  государств Запада с использованием их опыта и предполагающее удержание их в поле своего влияния.Либеральная, предусматривающая быструю либерализацию экон-мики и демократизацию полит. жизни без учета традиций. Консервативная, учитывающая национально-культурные особенности развивающихся стран, допускающая авторитарные режимы, позволяющие обеспечить стабильность в стране, осуществление реформ Для РБ  более подходят названия переходное или трансформационное общество. ПМ в РБ:За период с 90-х гг. по настоящее время Беларусь укрепила свой суверенитет и государственность. Постепенно осуществляется переход к социально-ориентированной рыночной экономике и демократической политической системе, начато формирование гражданского общества, среднего класса, расширяется сфера обслуживания,  укрепляется интеллектуальный потенциал страны, совершенствуется  государственно-правовой механизм, усиливается адаптивность полит. системы к  инновациям, вызовам времени и запросам общества,  ведется борьба с бюрократизмом и коррупцией, осуществляется духовно-идеологическое обеспечение проводимых в стране реформ.
31)Пол  деятельность. Полит. деятельность - это деятельность по поводу завоевания, осущ, удержания власти или влияния на нее. Полит. поведением обозначают  полит. деятельность рядовых граждан, осуществляемую  посредством участия в выборах, демонстрациях, митингах и т.п. В основе ПД  - находятся цели, потребности и интересы субъектов политики ( рядовых граждан, полит. лидеров, полит. партий, государства и др.). Главным объектом ПД является власть.Цели ПД могут быть системного и частного характера, конструктивные и деструктивные, достигаться различными формами и способами.Формы и способы полит. действия: мирные (ненасильственные) и немирные (насильственные).1.Мирные полит. действия:реформа - изменение, преобразование,  общественной жизни при сохранении основ существующего строя. конформизм характеризуется пассивным поведением граждан в сложившейся политической ситуации. Конформисты покорно следуют за любым политическим курсом. переговоры, соглашения, компромиссы, выборы, референдумы, обращения в государственные органы, собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования, забастовки, использование СМИ и другие  непротиворечащие законам действия. 2.Насильственные  полит. действия: Война -  вооруженная борьба между государствами, классами, этническими и другими общностями. Война есть  продолжение политики другими, насильственными, средствами. Революция —качественное изменение в развитии природы, общества и познания (например, революция геологическая, научно-техническая, культурная, социальная). Социальная революция предполагает коренной переворот во всех сферах жизни общества. Она может совершаться в мирных и немирных формах. Завоевание власти — главный вопрос любой революции. Контрреволюция - реакция свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие (или господствовавшие) классы добровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую революцию. Вооруженное восстание — форма открытой борьбы субъектов политики с оружием в руках за утверждение власти.Формы и способы полит. действия: Заговор — тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-либо для достижения определенных политических целей.Путч — заговор небольшой группы лиц для захвата государственной власти.государственный переворот — вооруженное выступление группы заговорщиков, в котором не участвуют широкие слои общества, с целью завоевания государственной власти.Одним из экстремистских (крайних) способов политического действия является террор. Террор— форма насилия (убийство, похищение, физическое и моральное воздействие) над гос и общественными деятелями, совершаемого с пол целями. Террористы используют также шантаж, захват заложников, взрывы, угоны самолетов с применением оружия и др. средства, организуемые в целях оказания влияния на политику той или иной страны. Особую опасность представляет международный терроризм.Заговоры, путчи, перевороты, террор, бунты, мятежи и другие являются неконституционными средствами политического действия. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами наказываются согласно закону.
32)Пол  участие -это действие, предпринимаемое частным лицом для оказания влияния на власть, политические процессы, выбор политических лидеров. Политическое участие может быть организованным или стихийным, постоянным или спорадическим, мирным или насильственным, законным или незаконным, эффективным или неэффективным.В политической практике различают две формы политического участия — активную и пассивную. Активная форма политического участия может быть организованной (мобилизованной) и автономной. Организованными формами активного вовлечения граждан в политическую жизнь общества являются: участие в выборах, референдумах; участие в качестве доверенного лица, члена группы поддержки, клуба избирателей, наблюдателя при проведении избирательных кампаний; участие в выборных органах государственной власти; участие в деятельности политических партий и других общественно-политических объединениях; участие в самодеятельных организациях, движениях; участие в митингах, демонстрациях, политических дискуссиях и др.Автономная форма активного участия выражается в самостоятельном сознательном вовлечении индивида в политику. Данный вид участия находит свое выражение в обращении граждан в гос и партийные органы, в редакции газет, журналов и т.д. с инициативой общественного характера; участии в формировании общественного мнения; оказании влияния на принятие решений, контроле за их осуществлением; восприятии, осмыслении, оценивании политических проблем; генерации общественных целей.
Самым распространенным видом пассивного участия граждан  в политической жизни является чтение политической литературы и периодики, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач.Мотивы политического участия определяют такие факторы, как престиж или перспективы карьеры; доход как удовлетворение базовых потребностей и как мера успеха, собственной значимости; тип политической культуры; уровень и структура “человеческого капитала” и его востребованность обществом; резко изменившаяся ситуация в стране; сложившаяся в обществе социально-психологическая атмосфера; сохранение и потеря места работы; удовлетворение своих властных потребностей, стремление повелевать другими.Формы полит. участия:осущ власти, ее поддержка или противодействие ей; участие в избирательных кампаниях, формальных и неформальных общественно - полит. объединениях,массовых акциях, артикуляция своих взглядов посредством СМИ и др.  Причины полит. бездействия: низкая полит. культура, неверие в ожидаемые  результаты своего полит. участия, бойкот,саботаж.Мотивы участия: стремление послужить Родине, улучшить жизнь свою и сограждан, реализовать корпоративные интересы; карьеристские побуждения: удовлетворение властных потребностей;снятие психологической напряженности; поиск поддержки; стремление восполнить дефицит общения.Факторы влияющие на пол активность: желание, пол режим ( при демократическом полит. участие добровольное, в недем-ом - принудительное), членство в партии или др. объединении, возраст, семейное положение, наличие свободного времени.
33)Пол конфликты и кризисы. Пол конфликт-столкновение и противоборство полит.субъектов, по поводу удовлетворения полит. интересов, достижения полит.целей,утверждения полит. ценностей и идей.Полит. конфликты так или иначе связаны с овладением властью или влиянием на принятие полит. решений, распределением общественных богатств. Они, как правило, преследуют ущемление интересов, препятствуют достижению целей других общественных групп.Конфликты несут как полезный, так и отрицательный заряд. Без них невозможно развитие общества. Но они  вызывают дестабилизацию общества, вражду.Конфликты следует предупреждать, а если  они обострились надо направлять их в конструктивное, правовое русло, не допускать физического насилия и кровопролития.Типы конф:1.Внутригосударственные, межгосударственные, системные («холодная война»).2.Горизонтальные (между ветвями власти, элитами, полит. партиями)) и вертикальные (между различными уровнями власти,партийными группами внутри партий и т.п.).3.Скрытые (латентные), открытые и ложные (надуманные).4.Долговременные и кратковременные. Пол кризис-крайнее обострение противоречий в пол системе или ее элементах. Он характеризуется усилением полит. напряженности, нарушением стабильности в стране, угрозой потери ее целостности и независимости, неспособностью полит. институтов выполнять свои функции, нежеланием населения жить по-старому, активизацией деятельности  оппозиции.Виды кризисов: внутрипол (парламентские, правительственные, общенациональные и др.) и межгосударственные.Причины конф и криз:1. Неудовлетворенность эк и  соц интересов, ущемление интересов определенных групп другими  группами.2. Отчуждение от власти одних групп и узурпация ее другими группами. 3.Утверждение опр ценностей (свободы, суверенитета, равенства, справедливости и т.д.).4.Утверждение одних религиозных взглядов, этнических культур и языков в угоду другим. 5.  Принятие пол решений, вызвавших негативные последствия.6.Правовой нигилизм и аморальность власть имущих.Пути разреш:1. Устранение причин, факторов, проблем, приведших к конфликту.2. Поиск совпадения интересов и устранение недопонимания друг друга конфликтующими сторонами.3. Поиск компромиссов и консенсуса.4.Использование переговоров, посредников.5. Силовое подавление конфликта.6.Борьба участников конфликта до победного конца.7. Самоликвидация.
34)Пол  элиты.Элита – это опр-ая группа людей, которая выдел-ся среди граждан в силу образованности и несёт отв-ть за судьбу отечества.Пол элита – относит немногочисл и сплочённая группа людей, выделяющаяся своими интеллект,психологич и соц качествами и в силу отмеченного оказывающая непоср или опосредованное влияние на принятие пол решений и правовых актов. Теория элит была сформулир-на в нач. 20в. в трудах итальянск учёных Паретта и Моска.Осн-ые полож-я их теории:1. общ-во дел-ся на привелиг-ое влавств-е меньшинство и пассивное большинство (в основе лежит естеств-ое нер-во людей).2. элита предст-ет собой сплоченную орг-ую группу, которая отл-ся особыми псих и соц-псих кач-вами3. предназн-е элиты состоит в том, чтобы прин-ть важные полит решения4. отнош-я между элитой и гражданами носит хар-р подчинения 5. в ходе борьбы за власть происх-т формиров-е и смена элит.Возн-е элит обусл-но след-ми факторами:1.полит власть предпол-т сущ-е особой группы, члены которой занимают ключевые места центр-х орг-ов власти или опр-х общ-х влияний;2.в реальной полит практике имеет место отчуждение от принятых гос реш-й, т.е. власть народа и упр-е народа разделены3.принятие некотор-х решений иногда ограничивается короткими сроками, что огран-ет возможность консультир-я полит суб-ов4.выработка и принятие многих полит решений требует спец профес знаний.Типы элит: эк., политическая(правящая), бюрократическая(гос чиновники), духовная, военная.ФУНКЦИИ полит элиты:- актуализ-ия интересов опр-ой соц группы, претворение интересов этой группы в реальную практику- достиж-е общегос целей- защита интересов, ценностей, идеалов, которые разд-ют гражд-кое общ-во.Рекрутирование элит-процесс вхождения в состав руководящих групп и движения внутри их.Каналы и средства рекрут пол элит:подготовка в уч зав, совместная с пол лидерами и членами элит учёба и работа, корпоративность, выборы, организаторские способности, пол активность, авторитет, коммуникабельность, богатство и др.
35) Пол лидерство. Имея огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов, этот вид политической деятельности соединяет в себе важнейшие, существенные черты политики: власть, авторитет, влияние, руководство, выражение и представительство интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики. Политическое лидерство - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие - отдают им добровольно часть своих пол, властных полномочий и прав для осущ их целенаправленного представительства и реализации.Утрата доверия ведет к возникновению явления, противоположного лидерству - противодействия или политического вызова. Оно выражается в различных проявлениях скрытой или явной враждебности по отношению как к самому лидеру, так и к тем ценностям, которые он представляет.Качества лидера:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.