На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Версии происхождения права

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

    Версии  происхождения права --------------------------------------------------3
    Теория естественного права ----------------------------------------------------3
    Историческая школа права -----------------------------------------------------5
    Психологическая теория --------------------------------------------------------6
    Нормативистская теория
        («чистое учение о праве»)---------------------------------------------------------7
    Социологическая теория --------------------------------------------------------9
    Марксистская теория ------------------------------------------------------------11
    Теологическая теория -----------------------------------------------------------12
    Теория насилия -------------------------------------------------------------------13
    Заключение -----------------------------------------------------------------------15
    Список  использованной литературы --------------------------------------- 17
 
 
 
 
 

Версии  происхождения права
     Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести: Естественно-правовую, историческую школу права, психологическую, нормативистскую, социологическую, марксистскую, теологическую (божественную), насилия.
Теория естественного права    
 Теория  естественного права (философский  подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства.    
 Контуры  этой теории наметились еще  в древности. Истоки естественно-правовых  взглядов лежат в Древней Греции  и Древнем Риме. Еще Сократ  и Платон пытались выявить  нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека.    
 Например, Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.    
 Логически  завершенную форму и распространение эта концепция получила в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.    
 Фундаментальную  разработку эта теория получила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.     
Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.    
 Основными  положениями теории естественного права являются:  
    право и закон - не одно и  то же;  
  законы (писаное, "позитивное" право) созданы  законодателями (людьми) и приняты государственными органами;  
      право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;  
  право  - совокупность высших нравственных  ценностей (свобода, равенство,  справедливость);  
   фактически право и мораль  едины, основу права составляют нравственные ценности;  
   не всегда законы соответствуют  естественному праву;  
  права  человека имеют естественный  характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.    
Достоинствами теории естественного права являются:  
   прогрессивность;  
   признание за человеком его  неотъемлемых прав и свобод;  
  допущение,  что официальные законы не  всегда соответствуют естественному праву (то есть, нормам справедливости).   
  обосновывает  необходимость приведения законов  в соответствие с такими нравственными  ценностями, как справедливость, свобода  и др.    
 К  основным недостаткам теории естественного права относятся:
    прямое отождествление права и морали;
    противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей;
    преувеличение роли неписаного права;
    различное понимание людьми идей справедливости.
    отрицание роли государства в правотворческом процессе.
 
 
Историческая школа права    
Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.    
Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:  
  право  возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);  
  основу  права составляют сложившиеся  и устоявшиеся правовые обычаи;   
  официальные  законы являются юридическим  оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.     
 К достоинствам теории права можно отнести те факты, что:  
    обычай действительно предшествовал  появлению права;  
 принимая   законы,   законодатель   должен   учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные особенности;  
  теория  обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на естественность развития права.     
 Главным недостатком теории является ее обращенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом. 

Психологическая теория права    
 Логически  завершенную форму получила в  XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и  др.    
 По  данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяются не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей.     
 Эта  теория подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное — право установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право — результат  внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей.    
 Интуитивные  переживания (интуитивное право)  выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. Оно выступает критерием оценки позитивного права.    
 В  разладе между позитивным и  интуитивным правом заключается  главная причина социальных потрясений. Право здесь выступает как  одно из явлений психической  жизни общества и представляет  собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание.    
Суть данной теории можно отнести следующие:  
  причины  появления права коренятся в  психике людей;  
 субъективные  права возникли из чувства  правомочия на что-либо;  
 юридические  обязанности произошли от психологического чувства обязанности сделать что-либо;   
 право  делится на интуитивное (исходящее  из личных переживаний) и позитивное (установленное государством);  
  истинным  авторы теории считали именно  интуитивное право, так как  именно оно побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям.     
Достоинствами данной теории являются следующие:  
  признание  психологического элемента в  возникновении и функционировании  права;  
 учитывает психологические особенности людей, роль правосознания в правовом регулировании общественных отношений.  
  интуитивное  право имеет много общего с  правосознанием.    
 Основные недостатки теории:
    односторонний характер, отрыв от объективной реальности, недостаточный учет других факторов (кроме психологических);
объявление  интуитивного права (фактически правосознания) действительным правом, придается значение только интуитивному праву, как регулятору поведения человека 

Теория нормативистского права («чистое учение о праве»)1    
 Нормативный  подход к праву как средству поддержания законности и стабильности. Нормативистская концепция  права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог;     
 По  мнению Кельзена, право представляет собой стройную иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации.     
 Г. Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой «чистую науку». Право — это система должного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.     
Суть нормативистской теории составляют следующие положения:   
  право является пирамидой норм;  
 во главе данной пирамиды стоит «суверенная норма», определяющая смысл остальных норм (конституция);  
 каждая  норма в данной иерархии черпает  юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;  
 сила  права зависит от разумности  построения всей иерархической правовой системы;  
  право  «живет» только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например естественного);  
  право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть «в чистом виде».    
К достоинствам теории можно отнести следующие:  
  признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы;  
 идея  о суверенной норме - фактически  об основном законе высшей  юридической силы, который венчает  всю правовую систему;   
 признание  в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение  права от философии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуализма между «естественным» и «позитивным» правом.   
 такой  подход позволяет создавать и  совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим  законности, единообразное применение  норм и др.     
Недостатки теории:
    главный повышенное внимание к формальной стороне права.
    игнорирование содержательной стороны права (субъективных прав личности, соответствия потребностям экономического развития и т.п.),
    игнорирование естественных и нравственных начал в праве, абсолютизации государственного влияния на правовую систему, угроза праву со стороны государства.
       Нормативное  понимание права хорошо служит  в условиях стабильного общества. В настоящее время широкое признание получило требование соответствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности 

Социологическая теория права    
 Социологический  подход к праву как средство  обеспечения динамизма общественной  жизни.    
 Социологический  подход сформировался во второй половине XIX в.,
в рамках школы «свободного права». Авторами социологической теории права считаются  Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др.    
 Идеологи  нового правового мышления призвали  к открытому и свободному судейскому  правотворчеству. Отсюда тезис:  «Право следует искать не в  нормах, а в самой жизни».      
 Эта  школа полагает, что нормы, записанные  в законах и других актах  государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни.2    
 Эта  школа имеет широкое распространение  в Англии.    
Суть социологической теории составляют следующие положения:   
  право и закон нетождественны между собой;  
 закон - писаное право;  
  право - реализация  закона  (то есть  правопорядок, юридическая практика, правоприменение).     
 Теория  прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.     
Недостаток теории состоит:
    в фактическом отождествлении права и правопорядка.
    скорее дестабилизирует правовой порядок, нежели укрепляет его.
    вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения.
       Разновидностью  социологического направления выступает теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внешнего выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.    
 Заслуживает  также внимания очень популярная  на Западе примирительная теория происхождения права. Смысл этой теории состоит в том, что право зародилось не внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Время от времени между отдельными родовыми группами случались конфликты. Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут уничтожены последние члены конфликтующих групп. Чтобы избежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старейшин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возникло так называемое примирительное право. Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а затем были оформлены государством в форме законов, предусматривающих санкции за их нарушение. 

Марксистская теория права    
 Эта  теория зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца
80-х  гг. XX в.    
 Основоположники  данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин  (1870 - 1924).     
 В  соответствии с этой теорией  право есть выражение и закрепление  воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — явление производное от государства, в полной мере определяется его волей.     
 Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его. 
   Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.    
Суть марксистской теории права составляют следующие положения:   
  в основе теории лежит классовый подход;  
  право - возведенная в закон воля правящего класса;   
  право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;  
 право устанавливается и охраняется государством.      
Положительные стороны теории:  
  подведение экономического базиса под вопрос изучения  права;  
  трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права; 
 показывает  зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;  
 обращает  внимание на тесную связь права  с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.    
 Основные недостатки теории:
    преувеличение роли классовых антагонизмов,
    недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе);
    отсутствие общечеловеческих критериев;
    игнорирование культурных факторов,
    ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества. 
 
 
Теологическая теория
Представители - Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Ж. Местр.
Как создание государства  – воля Бога, так и право опирается  на религию, исходит в значительной части от пророков, зафиксировано  в священных текстах (особенно это  характерно для канонического права, ярко проявляется в мусульманском праве).
       Государство и право существуют вечно в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка, способствовала оздоровлению духовной жизни и укреплению российской государственности. 
Проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства и права невозможно. 
Так же, как и в теологической версии происхождения государства, эта проблема относится, скорее, к сфере религиозных верований, а не научного знания.3

Теория насилия

     Теория  насилия принадлежит к числу  относительно новых теорий права. Идейные  истоки этой теории зародились еще  в эпоху рабовладения. Ее представители  считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках.
     Наиболее  характерные черты теории насилия  изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного  развития являются формы политических отношений, а экономические явления -  это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе.
     Каутский  также видит источник происхождения  права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат.
При этом насилие  рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства  - победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.
Отвергать полностью  теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании  исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов  другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
     Где есть общество, там имеются и правила  общежития. На самых ранних ступенях эти правила представляют однородную недифференцированную массу. Типичным отражением первоначальной однородности может служить индийское законодательство Ману, в котором право, мораль, приличие, религия еще вовсе не разошлись.
     В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения. Особенностью норм поведения в родовой общине было то, что нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и обязанностей. Исполнение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени. Соблюдение этих норм охраняется давлением общественной среды, не допускающей никаких уклонений от точного их выполнения, и отсутствием критики в поведении каждого человека. Процесс дифференциации норм права обусловливается нарождением в общественной среде нового явления - суда от имени власти. Формирующееся - право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.
В процессе перехода от первобытности к государственной  организации общества возникает  право. Источниками права являются:
1. Санкционированные  государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права  и охраняемые государством от  нарушений.
2. Юридический  прецедент, которому государство  придает юридически обязательную  силу для аналогичных дел.
3. Издание государством  нормативных актов, содержащих  нормы права.
     Сначала власть стремится укрепить свое положение  и отношения между подданными ее не интересуют: это их дело, а не государственное. Только много позднее власть приходит к сознанию, что истинная опора ее в самом обществе, а, следовательно, чем прочнее правовой порядок, тем тверже основа, на которой держится государственная власть. Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны. Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п.; началось формирование зачатков международного права. Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического.4 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. - М., 1996.

2. Венгеров А.Б. Происхождение права. Общая теория: Курс лекций //      под ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород, 2003.

3. Венегеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1. - М., 1995

4. Галанза П.Н. Основные этапы в развитии первобытнообщинного строя и возникновение государства и права. - М., МГУ, 1993.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.