На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фирма и общество: социальная ответственность бизнеса в современном мире

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа
на  тему:
«Фирма и общество: социальная ответственность бизнеса в современном мире» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рязань, 2011 г.
 


План.
      Введение………………………………………………………………………….3
  3. Роль государства в  процессе становления бизнеса на путь социальной ответственности…………………………………………..…………………………..24
4. Заключение…………………………………………………………………………29
5. Литература………………………………………………………………………….30 
Введение
     Социальное  государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
     Трансформационные процессы, происходившие с 90-гг прошлого века в России, инициировали внимание общественности к предпринимательству  как к источнику развития экономической  и социальной сферы общества.
      В настоящее время для Российской Федерации, в условиях рыночной экономики, приоритетными направлениями в области социального регулирования является борьба с бедностью и повышение уровня социальной защиты подавляющей массы наемных работников, составляющих главную ценность ресурсного потенциала общества. Решение этой задачи невозможно без социально ответственного поведения российского бизнеса.
      Актуальность  проблемы социальной ответственности  для российского бизнеса определяется еще и тем, что в России в  условиях переходного периода отечественной экономики основополагающие принципы, методы и практика социального развития предприятий, существовавшие в советский период, были отторгнуты в силу экономических и политических причин. Формирование новых подходов и новой, соответствующей рыночным требованиям практики в этой области находится на первоначальной стадии.
      По данным экспертных оценок руководство российских компаний считает приоритетными для финансирования внутренние социальные программы, направленные на развитие персонала, охрану здоровья и обеспечение безопасных условий труда. Все эти программы, в конечном итоге, работают на повышение уровня и качества жизни населения и способствуют созданию благоприятных условий для расширенного воспроизводства рабочей силы. Спонсорство и благотворительность, как проявление внешней поддержки бизнеса перед обществом не имеет столь частое распространение.
      Целью настоящей курсовой работы является изучение социальной ответственности  бизнеса в современном мире.
      Задачами  работы можно считать следующее:
    анализ теоретических основ исследования социальной ответственности бизнеса;
    изучение социальной активности предприятий как формы реализации социальной ответственности бизнеса.
      Объектом  исследования является социальная ответственность бизнеса как социально-экономическое явление, включающее сложный комплекс производственных отношений между работодателями, наемными работниками, акционерами, потребителями, поставщиками и общественными организациями, оказывающими влияние на бизнес или находящимися в сфере его влияния. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы исследования социальной ответственности бизнеса

1.1. Сущность и содержание социальной ответственности бизнеса

 
      Тема  социальной ответственности бизнеса  не только в России, но и в других странах неразрывно связана с особенностями его внешней среды, с проблемой сохранения и усиления конкурентоспособности предприятия в совершенно новых условиях развития мировой экономики. Социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований.
     Прежде  всего, отметим, что ответственность  – это отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности.
     Общепринятого определения социальной ответственности  бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать термин "социальная ответственность  бизнеса" каждому по-своему.
     Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д.
      В рамках поставленных задач работы, прежде всего, необходимо определить объект исследуемой социальной ответственности. Общество — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей.
      В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — социум. В более узком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями.
      Общество - система экономических, политических и духовных взаимодействий различных  социальных субъектов (индивидов, групп, институтов).
      Проблема  современного общества заключена в  том, что представители разных типов не знают, как правильно сотрудничать друг с другом. Общество перенасыщено противоречиями и конфликтами. Глобализация товарных и финансовых потоков; отказ от государственного регулирования торговли и ее либерализация; быстрые изменения в технологиях и переход от производящей экономики к экономике, основанной на знаниях и информации; обострение экологических проблем, а также изменение общественных настроений, ожиданий и системы ценностей - все эти факторы создают обстановку постоянной нестабильности и возрастающей сложности практически во всех отраслях экономики и во всех регионах мира. Многие исследователи связывают названные тенденции мирового развития с постиндустриальной революцией, которая является еще более значительной, чем сама промышленная революция.
      На формирование факторов и условий возникновения и развития социальной ответственности бизнеса наибольшее влияние оказывают сложившиеся тенденции повышения его роли в современном обществе. Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:
     1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).
     2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.
     Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван «корпоративной ответственностью».
     3. Третий, высший уровень социальной  ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность.
     В общем случае социальную ответственность  бизнеса можно разделить на внутреннюю и внешнюю.
     К внутренней социальной ответственности  бизнеса можно отнести:
     1. Безопасность труда
     2. Стабильность заработной платы
     3. Поддержание социально значимой  заработной платы
     4. Дополнительное медицинское и  социальное страхование сотрудников
     5. Развитие человеческих ресурсов  через обучающие программы и  программы подготовки и повышения  квалификации
     6. Оказание помощи работникам в  критических ситуациях
     К внешней социальной ответственности  бизнеса можно отнести:
     1. Спонсорство и корпоративная благотворительность
     2. Содействие охране окружающей  среды
     3. Взаимодействие с местным сообществом  и местной властью
     4. Готовность участвовать в кризисных  ситуациях
     5. Ответственность перед потребителями  товаров и услуг (выпуск качественных  товаров)
     Интересы  бизнеса к реализации внешней  социальной политики обусловливаются следующими факторами:
     • стремление к уменьшению социальной напряженности;
     • ответ на ожидания со стороны общества — «положение обязывает»;
     • нелегитимность проведенной приватизации;
     • формирование позитивного имиджа;
     • участие в политической деятельности;
     • давление власти и партий;
     • «фактор Росселя»;
     • следование международным образцам;
       • практика «откатов».
      В условиях радикальных изменений  современного делового мира меняются и требования, необходимые для успеха и конкурентоспособности компаний. Важно подчеркнуть, что требования, предъявляемые к бизнесу, зависят от конкретной отрасли экономики, рынка и страны местонахождения предприятия. Однако если выйти за рамки национального хозяйства и рассматривать бизнес с позиций глобальной экономики, основанной на знаниях и информации, то важнейшими требованиями и факторами успеха предпринимательской деятельности окажутся следующие:
      установление более тесных и долгосрочных отношений с потребителями, работниками, поставщиками;
      завоевание репутации надежного и честного партнера, ответственного за состояние экологии и решение социальных проблем;
      ориентация на потребителя, борьба за лидерство в качестве, сервисном обслуживании и надежности;
      новаторство, стремление к непрерывному совершенствованию и превосходству;
      формирование и удержание квалифицированной и мотивированной на высокопроизводительный труд рабочей силы.
      Учет  названных требований означает, что  поскольку бизнес во всем мире функционирует во все более взаимозависимой экосистеме, руководители предприятий должны уравновешивать интересы различных социальных групп, так или иначе попадающих в сферу влияния компаний.
      Перечисленные выше требования применительно к  социальной ответственности бизнеса одновременно формируют ее основные принципы. Поэтому необходимо раскрыть их сущность и значение.
      Первый  принцип — это установление тесных и долгосрочных отношений с потребителями, работникам, поставщиками и другими  деловыми партнерами. В условиях усиливающейся конкуренции доверие и надежность приобретают еще большую важность для успеха компаний. Такие отношения могут создать основу для новой прогрессивной и ориентированной на человека корпоративной стратегии, которая будет предусматривать наступление на причины, а не следствия проблем, стоящих перед бизнесом. Кроме того, такая стратегия при выработке более выгодных и беспроигрышных вариантов в качестве активных партнеров рассматривает всех, от кого непосредственно зависит и на кого непосредственно влияет положение компании.
      Второй  принцип социальной ответственности  бизнеса предусматривает завоевание репутации надежной организации, ответственно относящейся к социальным и экологическим  проблемам. В современном мире эти  человеческие ценности становятся все более важными для децентрализованной и наделенной полномочиями организации, прежде всего, из-за огромной дистанции, разделяющей работников и руководство, а также иерархии управления. Честность и доверие представляются особенно важными для сохранения прочных и долгосрочных отношений.
      Третий  принцип, которого должно придерживаться социально ответственное предприятие, это ориентация на потребителя, лидерство  в качестве, сервисном обслуживании и надежности. В этой связи потребуются  серьезные изменения в корпоративной культуре, и в первую очередь в приватизируемых государственных предприятиях в странах с переходной экономикой.
      Четвертый принцип — ускорение разработки высококачественных товаров и услуг  и сокращение сроков их продвижения  на мировой рынок.
      Важность данного принципа обусловливается тем, что сегодня в основу конкуренции положен временной фактор. Реформирование многих отраслей промышленности концентрируется, главным образом, на том, чтобы сократить время, необходимое для разработки и запуска в производство новых видов продукции.
      Пятый принцип социально ответственного бизнеса предполагает новаторство, непрерывное совершенствование  и стремление к превосходству. Это  обусловлено тем, что создание новых  ценностей в экономике, основанной на знаниях, в большей мере зависит от новаторства и творчества, чем от тотального контроля и эффективного распределения ресурсов, что было характерно для индустриального общества.
      Шестой  принцип, объединяющий и тесно взаимосвязанный  с пятью предыдущими, это формирование банка квалифицированной и мотивированной на высокую производительность рабочей силы. Следует особо подчеркнуть, что почти все вышеперечисленные факторы, способствующие успеху компании на рынке, предполагают признание исключительной важности человеческого капитала. Эффективное управление человеческими ресурсами, которое традиционно считалось чисто административной задачей, становится стратегической функцией бизнеса. Способность не только принимать, но и ценить разнородность рабочей силы, ее количественные, качественные и социальные характеристики может стать крупным достоянием компании, но и важнейшим фактором ее успеха.
      Вопрос  о сущности социальной ответственности, четком определении ее составляющих, а также насколько она необходима для успеха предприятия вплоть до настоящего времени остается спорным и недостаточно осознанным среди представителей мирового бизнес-сообщества.

1.2. Развитие концепций и моделей социальной ответственности бизнеса

 
      Проблеме  социально-ответственного предпринимательства, изучению его этических аспектов уделяется все большее внимание в исследовательской практике специалистов в области стратегического и корпоративного управления.
     Выделяют  четыре основных подхода к определению  ответственности бизнеса:
     1) Любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными - "В бизнесе нет места этике". Бизнесмена нельзя рассматривать в качестве морального субъекта, поскольку любой бизнесмен озабочен проблемами выживания, роста и прибыли и не способен к альтруистическим поступкам. 
     2) Другую позицию можно охарактеризовать  девизом: "Максимальная прибыль  - единственная обязанность бизнеса". Сторонники этой позиции утверждают, что они могут преступить закон,  чтобы преследовать чью-либо пользу, например, получение прибыли. Сторонники этого направления сводят социальную ответственность к профессиональной ответственности, которая диктуется нормами взаимодействия профессионала и нанимателя. Любые действия в рамках указанных норм считаются социально ответственными.
     3) Сторонники третьей позиции допускают, что в бизнесе есть место социальной ответственности, но понимают ее как инструмент или условие, которое менеджеры используют для достижения целей корпорации в экономике. Социальная ответственность должна вести к успеху и сохранять успех. А если она не выдерживает этой проверки сейчас или когда-нибудь в будущем, то она может быть отброшена по прагматическим соображениям.
Это возможно только в том случае, если эта  деятельность ведет к успеху. Если этого нет, то социальная ответственность не приносит пользы, поэтому от нее необходимо отказаться. Это своего рода экономическая ответственность.
     4) Четвертая позиция представляет  социально ответственной ту организацию,  которая считает себя морально  ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Ответственность компании регулируется морально-этическими нормами. В центр ставится проблема достижения и совмещения интересов всех участников «жизнедеятельности» организации. Это морально-этическая ответственность.
     Современные теоретические исследования социальной ответственности много внимания уделяют позициям, которые может  занимать организация, принимая во внимание ее обязательства перед обществом.
      В настоящее время существует две точки зрения на поведение организаций в отношениях их с общественной средой, что дает право считаться социально ответственными. Согласно первой теории социальная ответственность бизнеса исходит из необходимости максимизации прибыли и определяется только как производство товаров и услуг по самой низкой цене для общества. Другая теоретическая позиция заключается в том, что в условиях бизнеса менеджмент как социальный институт должен учитывать влияние своей деятельности на общество в целом и вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем.
      Социальная  ответственность бизнеса в реальной жизни подвержена влиянию как  положительных, так и отрицательных  факторов его развития. Так аргументами  в поддержку социальной ответственности  компаний являются:
    благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы развития;
    изменение потребностей и ожиданий населения;
    наличие у предприятия ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем;
    этический фактор и моральное обязательство социальной ответственности.
      Отрицательное воздействие на социальную ответственность  бизнеса оказывают:
    нарушение принципа максимизации прибыли;
    отсутствие однозначных оценок эффективности социальных программ;
    отнесение ответственности за решение социальных программ к прерогативе правительства.
     В основе мер по повышению уровня социальной ответственности бизнеса лежит выбор и реализация различных социальных программ. В общем смысле различают следующие виды социальных программ:
     • развитие соц. инфраструктуры (строительство и ремонт дворцов спорта, дворцов культуры, медицинских центров, храмов и др.);
     • помощь в содержании объектов соц. инфраструктуры (ЖКХ, объекты культурно - исторического значения, больницы и др.);
     • программы и акции по поддержке  социально - незащищенных слоев населения;
     • программы и акции по поддержке  детей, молодежи;
     • программы, направленные против распространения наркомании и алкоголизма;
     • спонсирование местных, культурных, образовательных, спортивных мероприятий;
     • программы по обучению сотрудников  муниципалитетов, помощь в организации  бюджетного процесса;
     • интегрированные программы, направленные на развитие местного сообщества и на развитие социального партнерства.
     Практика  появления в крупных компаниях  долгосрочных программ работы с территориями указывает на то, что российский бизнес вполне способен сегодня на реализацию масштабной и эффективной социальной политики.
     Принятие  управленческого решения в пользу выбора определенной социальной программы  мотивирован рядом объективных  факторов:
     1. Развитие собственного персонала  позволяет не только избежать  текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.
     2. Рост производительности труда  в компании.
     3. Улучшение имиджа компании, рост  репутации.
     4. Реклама товара или услуги.
     5. Освещение деятельности компании  в СМИ.
     6. Стабильность и устойчивость  развития компании в долгосрочной перспективе.
     7. Возможность привлечения инвестиционного  капитала для социально-ответственных  компаний выше, чем для других  компаний.
     8. Сохранение социальной стабильности  в обществе в целом.
     9. Налоговые льготы.
     Инструменты реализации социальных программ:
     1. Благотворительные пожертвования  и спонсорская помощь
     2. Добровольное вовлечение сотрудников  компании в социальные программы
     3. Корпоративное спонсорство
     4. Корпоративный фонд
     5. Денежные гранты
     6. Социальные инвестиции
     7. Социальный маркетинг
      Наиболее видимыми и ощутимыми в человеческом сознании формами участия корпораций в жизни общества являются различные виды благотворительной деятельности: это, например, благотворительные взносы на цели социально-экономического развития территорий, предотвращение загрязнения окружающей среды, участие в строительстве больниц и школ; оказание помощи инвалидам, малоимущим, а также обеспечение безопасности производства и высокого качества выпускаемой продукции. Однако более важным элементом развития корпоративной ответственности бизнеса является осознание того, что конструктивная социальная политика предприятий — не благотворительность, а ощутимые инвестиции в персонал, являющийся важнейшим социальным потенциалом производства.
      Таким образом, социальная ответственность бизнеса предусматривает тесное взаимодействие и удовлетворение интересов трех основных общественных секторов - государственного, предпринимательского и гражданского. Это сочетание интересов в реальной действительности находит отражение в более широкой модели социального партнерства, которое является системой институтов, форм, методов и процедур согласования различных социально-групповых интересов и урегулирования конфликтов между ними, а также средством достижения социального согласия.
      Носителями  интересов могут выступать как отдельные люди или группы лиц, так и институты, оказывающие влияние на достижение целей, от которых зависит развитие компании. Это, в частности, проявляется в том, что в процессе реализации стратегии предприятие в определенной степени зависит от участия и ресурсов указанных субъектов, которые в свою очередь нуждаются в аналогичных услугах для решения собственных целей и задач.
      Данное  обстоятельство в значительной степени  влияет на формирование корпоративной  политики компании. Чтобы сохранить стабильной динамику роста, предприятие должно быть не просто социально ориентированным. Оно должно ответственно подходить к выбору социальных и деловых партнеров и выстраивать отношения с ними таким образом, чтобы сохранить свои конкурентные преимущества.
      Рост  социальной ответственности корпораций обусловливают тенденции, характерные  для развития современной мировой  экономики. К ним относятся:
    снижение роли государства. Во многих странах, особенно в небольших и развивающихся, где государство не в состоянии нести бремя социальной ответственности, решение проблем экологии, развития человеческого капитала практически полностью ложится на крупные транснациональные корпорации;
    повышение требовательности со стороны потребителей. Все большее количество корпоративных и индивидуальных потребителей устанавливают долгосрочные отношения с той компанией, которая отличается «социальной благонадежностью». В этой связи особое значение приобретает социальный имидж того или иного производителя товаров и услуг, который формируют СМИ, рекламные агентства и др.;
    распределение ответственности между партнерами и влияние инвесторов. Многие социально ответственные компании отслеживают свою производственную цепочку с целью не допустить появления социально безответственных партнеров. Давление на них оказывают и социально ответственные инвесторы, использующие свои права акционеров для изменения политики компаний.
 

2. Социальная активность предприятий как форма реализации социальной ответственности бизнеса

2.1. Социальные инвестиции российских компаний

 
      В современных условиях развития экономики  и социальной сферы России наиболее прагматичной формой осуществления корпоративной социальной ответственности предприятий являются социальные инвестиции. Анализ последних тенденций участия российского бизнеса в жизни общества показывает, что в стране происходит переход от традиционной, исторически заложенной еще в дореволюционный период благотворительности к социальному инвестированию.
      Важно подчеркнуть, что с точки зрения информационной открытости социальных программ компаний, - Россия в настоящее время находится в состоянии переходного периода. С одной стороны, многие крупные компании России Лукойл, ОАО "Газпром" уже реально раскрывают полную информацию, касающуюся их социальных программ, с другой подавляющее большинство предприятий пока готовы, в лучшем случае, даже на частичное раскрытие соответствующей информации.
      Подобное  положение вещей имеет глубокие социально-экономические корни. Решения  компаний о раскрытии информации, касающейся их социальных программ, формируются под воздействием двух групп факторов. Первая группа объединяет потенциальные угрозы и конфликты, которые возникают для компании в результате раскрытия информации об истинном масштабе ее социальной деятельности. Вторая группа объединяет те внешние условия, которые способствуют раскрытию информации о социальных программах компании.
      Исследования  показывают, что среди факторов, которые препятствуют раскрытию  информации о социальных инвестициях, можно выделить следующие:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.