На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Мышление, память и их характеристики в трудовой деятельности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
1. Введение 3
2. Что такое мышление, его задача и функция 4
3. Стадии  мышления: 5
    - допонятийное 5
    - понятийное 5
4. Виды  мышления: 6
    - наглядно-действенное 6
    - наглядно-образное 6
    - словесно-логическое 6
5. Операции  мыслительной деятельности 7
    - сравнение 7
    - анализ 7
    - синтез 7
    - абстракция 7
    - обобщение 7
6. Понятие памяти 8
7. Структура  памяти: 9
    - сенсорная 9
    - кратковременная 9
    - долговременная 10
8. Процессы  памяти: 11
    - запоминание 12
    - сохранение 12
    - воспроизведение 13
9. Виды  памяти: 14
    - непроизвольная 14
    - произвольная 14
10. Что  такое забывание 15
11. Факторы,  влияющие на забывание: 16
    - возраст 16
    - неиспользование информации и  ее характер 16
    - интерференция 16
    - подавление 17
12. Заключение 18
13. Документы 19
14. Список литературы 29
 
 

1. Введение
      Памяти  и мышлению посвящено множество специальных исследований, о них написаны сотни научных и популярных книг и статей. С незапамятных времен в их тайны пытаются проникнуть философы и физиологи, генетики и химики, психологи и психиатры.
      В их распоряжении находится множество  интереснейших фактов, уже получивших истолкование и все еще нуждающихся  в анализе и объяснении. Однако, несмотря на пристальный и длительный интерес к изучению памяти и мышления, их тайна до конца не разгадана. Не будем и мы самонадеянно претендовать на то, что знаем о них все, а лишь обратимся к уже известным знаниям для эффективного и рационального пользования этим поистине царским даром природы.
 

      2. Что такое мышление, его задача и функция
      Наше  познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
      Мышление  — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
      Задача  мышления раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.
      Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.
 

3. Стадии мышления
      В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.
      Допонятийное  мышление — это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей — единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений — суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства — пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо, объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.
      Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции
      Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:
            1) нечувствительность  к противоречиям,
            2) синкретизм (тенденция связывать все со всем),
            3) трансдукция (переход  от частного к частному, минуя общее),
            4) отсутствие представления о сохранении количества.
      При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.
      Понятийное  мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.
      Так, Л. С. Выгодский выделял 5 этапов в  переходе к формированию понятий.
      Первый  — ребенку 2—3 года — проявляется  в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу  предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, — это синкретизм детского мышления. На II этапе — дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары — возникает цепочка попарного сходства. III этап проявляется в 6—8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И, наконец, у подростков 9—12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на V этапе, в юношеском возрасте 14—18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.
 

      4. Виды мышления
      Наглядно-действенное  мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
      Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
      Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
 

      5. Операции мыслительной  деятельности.
      К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
      Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
      Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.
      Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
      Анализ  и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к  механическому сведению целого к  сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность — у одних к анализу, у других к синтезу.
      Абстракция — это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
      Обобщение (или генерализация) — это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
      Абстракция  и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного  процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.
 

      6. Понятие памяти
      Память  — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
      Память  связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
      Память  — основа психической  деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
 

      7. Структура памяти
      Большинство психологов признают существование  трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосредственную, или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память.
      Сенсорная память
      Как следует из ее названия, сенсорная  память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Сперлинг показал, что следы в ней сохраняются лишь очень короткое время – порядка ? секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами (см. документ 1.1).
      Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы.  Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя (см. документ 1.2).
      Кратковременная память
      В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого  промежутка времени сохраняться, и  за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.
      Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т.е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.
      Длительность. Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд; за это время сохраняется очень немного информации, например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв.
      В случае, если информация не вводится повторно или не «прокручивается» в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов. Представим Себе, например, что мы нашли в списке абонентов какой-то телефонный номер, набрали его, а линия оказалась занятой. Если при этом мы мысленно не повторяем этот номер, то спустя несколько минут нам придется искать его снова.
      Емкость. С 1885 года Эббингауз (рис. 1.1) ставил сам над собой опыты с целью выяснить, сколько информации он может одновременно запомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов. Оказалось, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Это «магическое число» семь, служащее своего рода меркой памяти, было проверено Миллером. Он показал, что память действительно в среднем не может хранить одновременно более семи элементов; в зависимости от сложности элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9.
      Если  необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. Так, номер банковского счета 30637402710, состоящий из одиннадцати элементов, будет, скорее всего, запоминаться как 30 63 740 27 10, т.е. как пять числовых элементов, или 8 слов (тридцать, шестьдесят, три, семьсот, сорок, двадцать, семь, десять).
      Отметим также, что если в подобном случае действует в основном механизм слухового запоминания, то возможна и зрительная память – в частности, когда требуется запомнить какой-либо несловесный (невербальный) материал. В мнемотехнических методиках, к которым прибегают для лучшего запоминания, могут использоваться оба эти механизма (см. документ 1.3).
      Хорошим примером того, как емкость кратковременной  памяти может ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Так, умножить 32 на 64 сравнительно легко, однако многие не могут сделать этого без карандаша и бумаги. Чаще всего такие люди говорят при этом, что они «не сильны в арифметике». На самом же деле им, вероятно, мешает накопление промежуточных операций и данных, быстро перегружающее кратковременную память.
      Долговременная  память
      Именно  из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время.
      Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.
 

      8. Процессы памяти
      Память состоит из ряда психических процессов, каждый из которых для нас представляет интерес.
      
      Соотношение этих процессов у разных людей  может быть различным.
    Наиболее благоприятным для «владельца» является первый вариант, при котором одинаково хорошо развиты все три компонента:
      
    Только  сочувствие может вызвать случай, при котором страдают все три  процесса, составляющие память: человек одинаково плохо запоминает, с трудом хранит в памяти то, что удалось запомнить, и тратит значительные усилия для того, чтобы воспроизвести сбереженное памятью
      
    Определенные  трудности испытывают и те из нас, кому легко запомнить информацию, но сохранить и воспроизвести — сложно
      
    Или: с  запоминанием и сохранением проблем  нет, зато, что называется, «к месту», вовремя припомнить информацию удается крайне редко:
      
      Запоминаниепроцесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.
      Обратимся к существующим классификациям процесса запоминания.
      Различные критерии, положенные в основу этих классификаций, позволяют выделить преднамеренное (или произвольное) и непреднамеренное (или непроизвольное), механическое и логическое запоминание.
      Преднамеренное       Или произвольное (есть цель запомнить) Принимаются  усилия
      Непреднамеренное       Или непроизвольное (нет такой цели)
      Механическое       Без выраженной попытки понять содержание; осуществляется путем многократных дословных повторений
      Логическое       С опорой на содержание запоминаемого материала
      Временной критерий, положенный в основу классификации, дает возможность выделить виды запоминания
            Кратковременное       Долговременное
      Прочность запоминания достигается во многом благодаря повторению. Недаром говорят: «Повторение — мать учения». Однако не всякое повторение продуктивно. Однообразное, механическое, «в один прием» повторение, например, требует большого терпения, значительных временных затрат и не отличается прочностью.
      Гораздо эффективнее использовать активное, разнообразное по форме, распределенное во времени повторение. Работая с  запоминаемым материалом, выделяйте в нем главное, определить логическую последовательность информации, составить схемы, находить примеры, подобрать иллюстрирующий материал.
      Сохранениепроцесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
      Существуют  следующие уровни хранения информации:
      
      Кратковременная память обеспечивает возможность более  длительного, по сравнению с предыдущим уровнем, хранения (использования) информации: например, если мы хотим узнать номер телефона (которым должны воспользоваться однократно), наша память будет удерживать его лишь до тех пор, пока мы совершаем его набор. Вероятнее всего, при первых звуках голоса интересующего нас абонента номер исчезнет из нашей памяти бесследно. Если же информация обладает для нас ценностью, то велика вероятность перехода ее из уровня кратковременной памяти на уровень долговременной.
      Непосредственную  связь памяти и ощущений можно  проследить в существующей традиционной классификации видов образной памяти. Основной сенсорный канал поступления информации и определяет возможные 5 видов
                                          

      Зрительная  память                             Слуховая память 

                                                                      

      Осязательная  память       Обонятельная память              Вкусовая память 

      Как правило, у разных людей эти виды памяти развиты в разной степени: у кого-то преобладает зрительная память, у кого-то ведущим является слуховой тип памяти.
      Воспроизведение — весьма интересный для изучения и своеобразный процесс. Если разобраться, то окажется: именно ради того, чтобы в нужном месте и в нужное время воспроизвести информацию, и «работают» запоминание и сохранение, т. Е. по сути, запоминание и сохранение «обслуживают» воспроизведение, обеспечивая конечный результат памяти. Своеобразие заключено в одной его особенности: воспроизводится чаще всего не буквально то, что увидено, услышано и т. Д. (т. Е. то, что воспринято раньше), а некий результат, сложнейшее сочетание объективных фактов, наших мыслей о них, испытанных чувств, предыдущего жизненного опыта, наконец. Ко всему этому следует прибавить наши желания и образы фантазии, дополняющие объективную реальность. Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, например, почему изобилуют явно «фантазийными» подробностями воспоминания детей; почему люди с разным жизненным опытом, припоминая одну и ту же информацию или событие жизни, по-разному его излагают.
 

      9. Виды памяти
    Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
    Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:
    От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
    От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
             а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;
             б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
      Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической памяти;
             в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;
      г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
      Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.
      Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание — их угасанием.
 

      10. Что такое забывание
      Но нельзя говорить о памяти, не касаясь при этом забывания и его причин. Забывание может быть связано с различными факторами. К ним относится, например, возраст, в котором запоминается то или иное событие, неиспользование усвоенного материала или, наконец, характер этого материала. Важную роль играет также интерференция, когда сохранению в памяти какой-то информации мешают предшествующие или последующие события. Забывание может быть связано и с некоторыми бессознательными мотивациями. Наконец, целые «блоки памяти» стираются порой в результате дегенеративных процессов в нервной системе или мозговых травм, приводящих к утрате функции некоторых тканей (см. документ 1.4).
      Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание — их угасанием.
 

      11. Факторы, влияющие на забывание
      Возраст. Как мы уже знаем, пожилые люди, по-видимому, склонны забывать о недавних событиях или о том, что им предстоит сделать. Это обусловлено главным образом тем, что им трудно организовать информацию, которую им надо будет вспомнить. Особенно явным это становится тогда, когда они впервые сталкиваются с какими-то новыми навыками, новыми обстоятельствами или непривычными действиями. Поэтому им требуется время на то, чтобы освоить новое, и очень важно, чтобы это время им предоставлялось.
      Забывание происходит также и в ранние годы. Действительно, лишь немногие из нас  могут вспомнить события, происшедшие  в возрасте до трех лет. По-видимому, это не связано просто с давностью подобных событий. Двух- или трехлетнему ребенку воспоминания не свойственны.
      В то же время такая точка зрения может быть и спорной: по-видиому, при особых состояниях сознания (под действием определенных препаратов или под гипнозом) человек может вспомнить и о таких ранних событиях, о которых он в обычном состоянии никогда не вспоминает.
      Как бы то ни было, исследования показали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная  память существенно улучшается. Затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее от 30 до 70 лет может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться.
      Неиспользование информации и ее характер. Кажется естественным связывать забывание с тем, что та или иная информация или усвоенные действия не повторяются. Это, бесспорно, справедливо в отношении многих знаний, приобретенных в школе, если в дальнейшем понимание их важности было утрачено студентом, которого традиционные педагогические методы заставляют стать пассивным. В соответствии с известным изречением, согласно которому культура – это «то, что остается, когда уже все забыто», лучшим залогом сохранения в памяти и развития определенных знаний служит не просто «голое» повторение, а интерес или даже увлеченность предметом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.