На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкуренция и её виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ)
УНИВЕРСИТЕТ» 

Общеэкономический факультет 
 
 

Курсовая  работа
По дисциплине «Микроэкономика»
Тема: «Конкуренция и её виды» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Автор курсовой работы                                                                                   Шайдуллина Н.Р.
Группа                                                                                                                                      123
Научный руководитель                                                                                       Кабашева И.А.
                                                                                                    
 
 

«Казань 2011» 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1: «Экономическая сущность конкуренции, её виды»………….…..4-13
Глава 2: «Методы  и стратегии конкуренции»………………………….….13-18
Глава 3: «Особенности конкуренции на Российских рынках …………..18-26
Заключение……………………………………………………………….…..27-29 
Приложения…………………………………………………………..…...….30-32 Список литературы………………………………………………………………33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 

Введение
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: про - изводитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель  – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоёвы - вается в конкурентной борьбе.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных  формах и осуществляется разными  способами.
Как свидетельствуют  общие и специальные энциклопедические  словари и  справочники, конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – это   соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Термин, заметим, древний, латинский, как и  само явление, определяемое этим термином. Впрочем, конкуренция древнее. Ее глубинные  корни состоят в необходимости  постоянного ведения борьбы за существование, за относительно лучшие условия жизни, крайней формой которой можно  считать борьбу за выживание.
История человеческого общества, экономическая и иная, это и история конкурентной борьбы, история изменения ее форм и методов сообразно меняющимся условиям общественного бытия. Создание древних и средневековых империй, хлебные и соляные бунты, столетняя, семилетняя и иные войны, экспедиции Колумба и Васко да Гама, «пугачевщина» и «ежовщина», погромы, геноцид и татаро-монгольское иго, все эти события при, казалось бы, существенных различиях между собой так или иначе порождались стремлением вести борьбу за существование, т. е. конкуренцией.
Конкуренции на базе коллективизма и планомерности  не бывает. Конкуренция не может  быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной. Она не может быть дурной и хорошей. Надо быть готовым к разнообразным методам рыночного соперничества, в том числе и к банкротству предприятий, которое неизбежно повлечет за собой и безработицу. Надо иметь в виду и возможность социального расслоения общества, доходящего до его поляризации. 
 

3 

Экономическая сущность конкуренции, её виды
1.1. Что такое конкуренция?
Конкуренция в рыночной экономике выполняет  важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции  рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удаётся продать, прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается. Другими словами  вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции  единственным способом реализации собственного интереса становится учёт интересов  других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью  которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы – что? как? для кого производить?
Развитие  конкурентных отношений тесно связано  с расщеплением экономической власти. Когда она отсутствует, потребитель  лишён выбора и вынужден либо полностью  согласится на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая  власть расщеплена и потребитель  имеет дело с множеством поставщиков  аналогичных товаров, он может выбрать  тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
Конкуренция имеет важное значение в жизни  общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через неё  товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя  приводит к снижению цен, Уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция  обостряет противоречия экономических  интересов, чрезвычайно усиливает  экономическую дифференциацию в  обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства  государственных структур конкуренция  может превратится в разрушительную силу для экономики. Для обуздания  и удержания её на уровне нормального  стимулятора экономики государство  в своих законах определяет "правила  игры" соперников. В этих законах  фиксируются права и обязанности  производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.  
 
 

4
Конкуренция одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные стороны: а) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе конкуренции  вымываются экономически-неэффективные  производства, устаревшая техника, некачественные товары; б) она чутко реагирует  на изменение спроса, ведёт к удешевлению  издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению; в) выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу  негативных сторон можно отнести: а) придаёт бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия для безработицы, инфляции и банкротства; б) ведёт  к дифференциации доходов и создаёт  условия для их несправедливого  распределения; в) её следствием может  быть перепроизводство товаров и  не догрузка мощностей в периоды  производственных спадов.
Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода из неё. Эта свобода  необходима для того, чтобы экономика  могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  её постоянном стимулировании эффективности  производства. 

1.2. Виды конкуренций 


5
По  методам осуществления конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую.
По  отраслевой принадлежности различают: внутри - и межотраслевую конкуренцию.
Конкуренцию также подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Подробнее о  видах конкуренции вы можете прочитать  ниже. 

1.3. Ценовая и неценовая  конкуренции
Ценовая конкуренция — это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке. В зависимости от реакции других участников рынка (ответят они адекватным снижением цен или нет) либо компания увеличивает свои продажи, оттягивая на свой продукт часть их потребителей, либо снижается средняя рентабельность (а значит и инвестиционная привлекательность) отрасли.
К ценовой  конкуренции целесообразно прибегать  при выполнении двух условий. Во-первых, если вы уверены, что цена является для вашего потенциального потребителя  решающим фактором при выборе между  конкурирующими продуктами. Во-вторых, обычно к ценовой конкуренции  прибегают компании, добившиеся отраслевого  лидерства в издержках - в этом случае можно получать прибыль даже при таких ценах, когда все  остальные игроки уже работают в  убыток.
Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами.
Иными словами неценовая конкуренция  основывается на стремлении захватить  часть отраслевого рынка путем  выпуска новых товаров, которые  либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный  вариант.
Сюда  входит воздействие на потребителя  через рекламу, совершенствования  торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после  

6 

приобретения  товара, то есть в процессе его эксплуатации. 

1.4. Внутри- и межотраслевая  конкуренции 
Внутриотраслевая  конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции, специфическая форма антагонистического соперничества и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в одной и той же отрасли хозяйства. Как и капиталистическая конкуренция вообще, В. к. представляет собой борьбу предпринимателей ради прибыли, за место на рынке. В. к. возникает раньше остальных форм конкурентной борьбы; она ускоряет дифференциацию мелких товаропроизводителей, усиливает анархию экономического развития, а затем, в условиях капитализма, приводит к бесчисленным банкротствам мелких, средних и даже крупных капиталистических фирм. В эпоху империализма резко усиливается, принимает иные формы (между монополиями, монополиями и аутсайдерами и др.) и носит насильственный и затяжной характер. В результате В. к. индивидуальные стоимости товара превращаются в единую общественную или рыночную стоимость.
Внутриотраслевая  конкуренция, один из видов капиталистической  конкуренции, специфическая форма  антагонистического соперничества  и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в  одной и той же отрасли хозяйства. Как и капиталистическая конкуренция  вообще, В. к. представляет собой борьбу предпринимателей ради прибыли, за место  на рынке. В. к. возникает раньше остальных  форм конкурентной борьбы; она ускоряет дифференциацию мелких товаропроизводителей, усиливает анархию экономического развития, а затем, в условиях капитализма, приводит к бесчисленным банкротствам мелких, средних и даже крупных  капиталистических фирм. В эпоху  империализма резко усиливается, принимает  иные формы (между монополиями, монополиями  и аутсайдерами и др.) и носит  насильственный и затяжной характер (подробнее см. в ст. Конкуренция). В результате В. к. индивидуальные стоимости  товара превращаются в единую общественную или рыночную стоимость. 
 

7 

1.5. Совершенная и  несовершенная конкуренции
Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса.
Профессор П. Самуэльсон особо  подчёркивает это  обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это  особенно наглядно проявляется в  быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция  не смогла бы долго просуществовать  и быть эффективной в сфере  бесчисленного множества производителей».
Большинство случаев несовершенной конкуренции  можно объяснить двумя основными  причинами. Во-первых, есть тенденция  к уменьшению количества продавцов  в тех отраслях, для которых  характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут  продавать свои продукты по более  низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.
Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной  конкуренции, когда существуют трудности  для вступления новых конкурентов  в отрасль. Так называемые "барьеры  входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего  количество фирм. В других случаях  может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.
 В  теории выделяют различные виды  рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция,  олигополия, монополия.
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительные. Для 

8 

 монополистической  конкуренции не требуется присутствия  сотен или тысяч фирм, достаточно  сравнительно небольшого их числа,  скажем 25, 25, 60 или 70.
Из наличия  такого числа фирм вытекает несколько  важных признаков относительно небольшой  долей всего рынка, поэтому она  имеет очень                                                                                    ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа фирм к тому же гарантирует, что тайный сговор, согласованные  действия фирм с целью ограничения  объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма  определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны  конкурирующих с ней фирм. Реакцию  конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной  фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у  этих конкурентов не будет причины  реагировать на действия фирмы.
Еще одним  различием между монополистической  и чистой конкуренцией является дифференциация продукта. Фирмы в условиях чистой конкуренции производят стандартизированную, или однородную, продукцию; производители  в условиях монополистической конкуренции  выпускают разновидности данного  продукта. При этом дифференциация продукта может принимать ряд  различных форм.
1.Качество продукта. Продукты могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам. Различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта.
2.Услуги. Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта. Один бакалейный магазин может придавать особое значение качеству обслуживания покупателей. Его работники упакуют ваши покупки и отнесут их к вашей автомашине. Конкурент в лице большого розничного магазина может предоставлять покупателям самим упаковывать и переносить свои покупки, но продавать их по более низким ценам.
3.Размещение. Продукты могут также быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие мини-бакалеи или продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют с  

9
крупными  супермаркетами, несмотря на то что  имеют намного более широкий  ассортимент продуктов и назначают  более низкие цены. Владельцы маленьких  магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах, нередко они открыты 24 часа в сутки.
4.Стимулирование сбыта и упаковка. Дифференциация продукта может также являться результатом  в значительной степени мнимых различий, созданных посредством реклaмы, упaковки и    иcпользовaния тoргoвых знаков и тoргoвых мaрoк. Кoгда та или иная       маркa джинcoв или духов связывается с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со стороны покупателей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты дифференциации продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов
Олигoполия  – рыночная стрyктyра, при которой большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Oтдельные oлигoполисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена oпределяетcя дейcтвиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Этo обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм в других рыночных структурах. Каждой фирме приходиться вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнуться другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы.
Поэтому oлигoполисты питают отвращение к ценовой конкуренции. Это отвращение может привести к некоторому более или менее неформальному типу тайного соглашения о цене. Однако обычно тайные соглашения
10
сопровождаются  неценовой конкуренцией. Типичнo, что именно через неценовую конкуренцию определяется доля рынка для каждой фирмы. Этот упор на неценoвую конкyренцию своими кoрнями уходит в две основные причины.
1. Конкуренты  фирмы могут быстрo и легкo ответить на снижения цен. Вследствие этогo возможность значительного увеличения чьей-нибудь рыночной дoли мaла; кoнкуренты быстро аннулируют любое возможное увеличение продаж, отвечая на снижения цен. И кoнечно, всегда существует риск, что ценовая конкуренция ввeргнет участников в гибельную войну цен. Менее вероятно, что неценовая конкуренция выйдет из-под контроля. Олигoпoлисты cчитают, что благодаря неценовой конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменения продукта, усовершенствования производственной технологии и удачные рекламные трюки не могут быть так же быстро и так же полно дублированы, как снижения цен.
2. Промышленные  олигополисты oбычно обладают значительными финансовыми ресурсами, на котopые можно поддерживать рекламу и развитие продукта. Следовательно, хотя неценовая конкуренция является основной чертой как отраслей с монoполиcтической конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют более значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более плотно заниматься  неценовой конкуренцией.
На олигополиcтических рынках обычно существуют некоторые барьеры вхождения в отрасль, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невoзможным. Высокие барьеры вхождения в отрасль связаны, прежде всего, с экономией на масштабах производства.
Рассмотрим  характеpные черты мoнополии
1. Монопoлия есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль – синонимы.
2. Из  первого признака следует, что  продукт монополии уникален в  том смысле, что не существует  хороших или близких заменителей.  С точки зрения покупателя  это означает, что нет приемлемых  альтернатив. 
11
Покупатель  должен покупать продукт у монополиста  или обходиться без него.
3. Отдельная  фирма, действующая в условиях  совершенной конкуренции, не оказывает  влияния на цену продукта: она  «соглашается с ценой». Это так,  потому что она дает только  незначительную долю совокупного  предложения. Ярким контрастом  выступает чистый монополист, диктующий  цену: фирма осуществляет значительный  контроль над ценой. И причина  очевидна: он выпускает и, следовательно,  контролирует общий объем предложения.  При нисходящей кривой спроса  на свой продукт монополист  может вызвать изменение цены  продукта, манипулируя количеством  предложенного продукта.
4. Существование  монополии зависит от существования  барьеров для вступления. Будь  они экономическими, техническими, юридическими или другими, определенные  препятствия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов  от вступления в отрасль, если  монополия собирается продолжать  свое существование.
Можно выделить основные плюсы и минусы монополии. Главный плюс состоит  в том, что масштабы производства позволяют снижать издержки и  в целом экономить ресурсы; продукция  монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило  им завоевать господствующее положение  на рынке. Монополизация действует  на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Основной же минус  заключается в 
том, что  монополисты имеют склонность завышать цены и занижать объем производства; они получают чрезмерные прибыли, слишком  неохотно идут на риск.
Таким образом, подведём итоги по первой главе:
Характерная черта
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число фирм в отрасли Очень много Много Несколько Одна
Тип товара Одинаковые  изделия Разная продукция  сходного назначения (взаимозаменяемая) Одинаковые  или различные изделия Уникальный  товар, не имеющий заменителей
Доля  рынка Небольшая Небольшая Значительная Контролирует 100% продаж
Возможность влиять на цену товара Отсутствуют Существует  в узких рамках Большая Максимальная
Барьеры для входа в отрасль Отсутствуют Существуют, их сравнительно легко преодолеть Существуют, преодолеть трудно Существуют, преодолеть их часто невозможно
Примеры Рынки с/х продукции, товарная биржа, валютные рынки Розничная торговля, производство одежды, обуви т.д. Металлургическая, автомобильная, бумажная промышленность, бытовые приборы и т.д. Естественные  монополии (газо-электро- водоснабжение, железнодорожные перевозки)
 
 
 
 
Глава 2: Методы и стратегии конкуренции 

Ни одно предприятие не может достичь  превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам  товара и средствам его продвижения  на рынке. Необходим выбор приоритетов  и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим  способом использующей сильные стороны  деятельности предприятия. В отличие  от тактических действий на рынке  стратегия конкуренции должна быть направлена на обеспечение преимуществ  над конкурентами в долгосрочной перспективе, оцениваемой в 3-5 лет.
 Конкурентный  анализ включает два основных  этапа:
 •  определение главных конкурентных  сил в отрасли;
 •  формулирование основных вариантов  конкурентных стратегий.
Признанным  лидером разработки конкурентного  анализа является профессор Гарвардской  школы бизнеса М. Портер, автор  основных моделей по определению  главных сил конкуренции и  вариантов конкурентных стратегий.
 Доля  рынка, уровень прибыли фирмы  определяются тем, насколько эффективно  компания противодействует следующим  конкурентным силам (таблица 3):
- проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары; 

13
 - угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);
- компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;
- воздействию продавцов (поставщиков);
- воздействию покупателей (клиентов).
1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:
- экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам;
- дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями (например, трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий народных промыслов - Палеха, Гжели. Само появление многочисленных товаров-подделок подчеркивает практическую непревзойденность этих торговых марок);
- потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций.

Таблица 3: пять сил конкуренции
- издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.;
14 
 

- необходимость создания новой системы каналов распределения. Так, из-за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения фирма "Apple" не смогла широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский рынок;
- политика  государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.
2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.
Препятствиями на пути товаров-субститутов могут  стать:
- проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены;
- рекламные  атаки на потребителей. Производство новых, привлекательных продуктов. Например, ощущая конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий, производители сыра начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными добавками;
- улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара.
3. Внутриотраслевая  конкуренция и  ее интенсивность.
Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до жестких  и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция  в отраслях, для которых характерны:
 - большое число конкурентов;
 - однородность выпускаемых товаров;
- зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей покупателей).
Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции
15 

является  использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.
* Один  из вариантов метода сравнительных  преимуществ предложен российским  экономистом А. Юдановьм. Он разделил  все многообразие конкурентных  стратегий фирм, действующих на  одном рынке, на четыре типа, различающихся характером своей  конкурентной стратегии: коммутантов,  патиентов, виолентов, эксплерентов. Каждый из них приведен к  определенному типу биологического  поведения и имеет соответственную  аналогию.
 Коммутанты (серые мыши) - маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к изменению  рыночного спроса фирмы. Часто  предлагают товары-имитаторы, товары- подделки. Не привязаны прочно  к определенной области деятельности, легко просачиваются из одного  рынка на другой. Обладают низкой  устойчивостью.
 Гибкость  и приспособляемость составляют  основу конкурентной стратегии.
 Тип,  очень характерный для российского  рынка. Многие российские коммутанты, проводя рекламную кампанию в  средствах массовой информации, даже не называют характер  своей деятельности (что, впрочем,  встречается все реже), поскольку  готовы использовать любую новую  возможность получения прибыли.
 Патиенты (хитрые лисы) -узкоспециализированные  фирмы, хорошо освоившие одну  из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не  очень крупные организации, в  течение ряда лет выпускающие  продукцию определенного профиля.  Конкурентная стратегия - основанные  на узкой специализации низкие  издержки и высокое качество  товара. Российский рынок обогащается  патиентным типом за счет приватизированных  высокоспециализированных предприятий.
 Виоленты (слоны, львы - в зависимости от  мобильности) -гиганты, мощь которых  позволяет им осуществлять контроль  над рынком, вернее, над его значительной  долей. Конкурентная стратегия  - низкие издержки за счет экономии  на масштабе и удовлетворение  массового спроса покупателей.  В российских условиях уязвимы  от появления иностранных конкурентов.
 Протекционистская  политика правительства, защищая  отечественные фирмы, одновременно  подавляет стимулы для повышения  качества,
снижения  издержек российских товаропроизводителей.
 Эксплеренты  (скорее всего, мотыльки - почти  эфемерные создания) - фирмы, чьим  конкурентным преимуществом являются  инновации, новые технологии 
16
и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств  для его освоения, широкой маркетинговой  деятельности.
4. Сила воздействия  поставщиков. Фирма конкурирует, то есть ведет экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.
Сильные поставщики могут:
- повышать цену на свои товары;
- снижать качество поставляемых продуктов и услуг.
- Сила поставщиков определяется:
- наличием крупных компаний-поставщиков;
- отсутствием заменителей поставляемых товаров;
 ситуацией,  когда отрасль, куда осуществляются  поставки, - один из неглавных  заказчиков;
 решающим  значением поставляемых товаров  в ряду необходимых экономических  ресурсов;
способностью  присоединить фирму-покупателя путем  вертикальной интеграции.
5. Сила воздействия  покупателя. Конкуренция со стороны покупателей выражается:
- в давлении на цены в целях их снижения;
- в требованиях более высокого качества;
- в требованиях лучшего обслуживания;
- в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.
 Сила  покупателя зависит от:
- сплоченности и концентрированности группы потребителей;
- степени важности продукции для покупателей;
- диапазона ее применения;
- степени однородности продукции;
- уровня информированности потребителей;
17
- других факторов.
 Разрабатывая  конкретную стратегию, фирмы стремятся  найти и воплотить способ выгодно  и долговременно конкурировать  в своей отрасли. Универсальной  конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная  с условиями конкретной отрасли  промышленности, навыками и капиталом,  которыми обладает конкретная  фирма, может принести успех. 
 
 

Глава 3: Особенности конкуренции  на Российских рынках 

Развитие  новых технологий, внедрение эффективных  способов производства, повышение конкурентоспособности  товаров, утверждение России в качестве современной мировой державы, достижение успехов в инновационной сфере  возможны только в условиях благоприятной  конкурентной среды. К примеру, по мнению президента РФ Медведева Д.А., «для решения  таких важнейших задач государства, как создание честной конкурентной среды и обеспечение благоприятного делового климата, необходима провести модернизацию силами частного бизнеса. И только при наличии конкуренции».
Процессы  модернизации экономики России, начавшиеся несколько лет назад, совпали  с началом мирового финансового  кризиса. Последствия экономического спада еще ощущались на протяжении всего 2010 года.
Рост  цен на нефтепродукты, превышающий  темпы инфляции, приводит к ограничению  конкуренции и в ряде случаев  препятствует предпринимательской  деятельности. В 2010 году средние потребительские  цены на дизельное топливо выросли  на 34%, на бензин автомобильный марки  А-76 - на 10%, марки Аи-92 – на 9 %, марки  Аи-95 – на 8%. Основной причиной изменения  цен в мелкооптовом и розничном  сегментах реализации нефтепродуктов является повышение цен в оптовом  сегменте рынков нефтепродуктов. Отсутствие конкуренции на рынках нефтепродуктов требует реализации системных мер  для стимулирования развития рынка  моторных топлив, модернизации нефтеперерабатывающих  мощностей и направленных на совершенствование  государственного регулирования отрасли.
В целях  реализации поручений Правительства  Российской Федерации о повышении  предсказуемости и объективности  механизмов ценообразования 
18
на рынках нефтепродуктов Российской Федерации  ФАС России разработала проекты  федеральных законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты  в Российской Федерации» и «Об  обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Принятие указанных законов позволит:
- сформировать  эффективную и стабильную систему  ценообразования на рынках нефти  и нефтепродуктов, взаимоувязанную  с мерами по развитию конкуренции;
- стабильно,  бесперебойно и экономически  эффективно удовлетворять внутренний  спрос на нефть и продукты  ее переработки (путем создания  и развития рынков с высоким  уровнем конкуренции и справедливыми  принципами организации торговли).
Общее количество предприятий и организаций, действующих в экономике России, по состоянию на начало 2010 года составило, по данным Росстата, 4,91 млн. единиц и  выросло на 2,8% по сравнению с 2008 годом, продолжив позитивную тенденцию, наблюдавшуюся  в предыдущем году (представим данные в Приложение 1).
Это может  косвенно свидетельствовать о возможной  тенденции расширения конкурентных отношений и возможности развития конкурентной среды, однако относительно незначительный прирост числа хозяйствующих  субъектов ставит такую возможность  под сомнение.
В пользу такого предположения свидетельствует, например, то, что положительная  тенденция роста числа хозяйствующих  субъектов наблюдается преимущественно  в оптовой и розничной торговле и сфере оказания услуг.
Вместе  с тем следует отметить продолжение  устойчивой негативной тенденции сокращения доли предприятий в сфере обрабатывающих производств (с 10,0 % 2006 году до 8,5 % в 2010 году), в том числе более интенсивного падения доли производства машин  и оборудования (с 1,6 % до 1,0 %) и доли производства пищевых продуктов (с 1,5 % до 1,1 %). Это свидетельствует об ухудшении состояния конкуренции  в высокотехнологичных отраслях экономики и целесообразности корректировки  промышленной и инновационной политики, стимулирования научных исследований и разработок.
Как следует  из данных, представленных в Приложении 2, применительно к распределению  хозяйствующих субъектов по формам собственности за последние 2 года наблюдается  устойчивая тенденция увеличения числа  частных организаций и сокращения число государственных и муниципальных  организаций, в целом оцениваемая  положительно с точки 
19
зрения  развития конкуренции.
Продолжалось  сокращение числа работающих в общественном (государственном и муниципальном) секторе, доля которого снизилась до менее чем одной трети всех работающих. При этом общее количество занятых за последний год несколько  уменьшилось, что может свидетельствовать  о несколько меньшей степени  вовлеченности трудоспособного  населения в хозяйственную деятельность. По сравнению с 2005 г. продолжилось снижение доли крупнейших хозяйствующих субъектов  в экономике страны (без учета  групп лиц, в которые они входят). Так, из данных таблицы 4, в которой представлены данные по совокупности организаций (при расчете учитывалось каждое предприятие, являющееся юридическим лицом, без учета их финансовых и организационных связей и не включались предприятия, по которым обработка данных осуществлась с учетом требований по защите государственной тайны), суммарная велицина добавленной стоимости которых составляет определенную долю в ВВП (в текущих основных ценах), следует, что если в 2003-2005 годах 10% ВВП создавалось 52, затем 19, а потом всего 10 компаниями, то за 2006-2007 года число таких компаний выросло до 16, за 2008 год – до 25, а за 2009 год – до 32 [3].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.