На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовой статус Индивидуального предпринимателя

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение  образования
«Частный  институт управления и предпринимательства» 
 
 
 
 

                                                             
 

КУРСОВАЯ     РАБОТА 

По дисциплине: Правовое обеспечение предпринимательской деятельности.
На тему: «Правовой статус Индивидуального предпринимателя».
       
 

                     Студентка: Хендогина М.Г.
                     Юридический факультет
                     Заочное отделение
                     Курс 6, группа 3
                  Руководитель :Лазуткин В.В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Минск 2011 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       В нашей республике в настоящее  время осуществляются экономические реформы, результатом которых является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные). Развитие предпринимательства является непременным условием экономического роста в условиях трансформируемых экономик. Предпринимательские способности рассматриваются современными экономистами как один  из факторов производства.
       В странах с рыночной экономикой создается множество фирм: больших, средних, малых. В настоящее время, невзирая на то, что рынок насыщен товарами и существует проблема их реализации, даже в высокоразвитых в экономическом отношении странах большое внимание уделяется развитию предпринимательства. Важным фактором формирования рынка является развитие малого предпринимательства. История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые предприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства.
       При отнесении предприятий к малому бизнесу могут использоваться различные критерии. Это, прежде всего, численность работников, объем реализованной продукции и услуг, отраслевая принадлежность, величина годовой балансовой прибыли, возможности и характер деятельности и др. В большинстве стран основными считаются среднесписочная численность и отраслевая принадлежность.
       По  своим возможностям малые предприятия  можно условно разделить на два вида:
       не  имеющие потенциала для роста (такие  предприятия занимают небольшую нишу, например, охватывают малый по территории рынок или занимаются товарами, имеющими ограниченный спрос);
       быстрорастущие, которые имеют в будущем потенциал для роста деловой активности, но вначале создаются как малые предприятия. По мере роста масштабов деятельности и деловой активности они перейдут в категорию крупных предприятий.
       По  характеру деятельности малые предприятия  можно разделить на экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и связанные с крупными предприятиями, т.е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий.
       Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
       Целью курсовой работы является анализ правового статуса индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь.
       В первой главе рассматривается понятие  и социально-экономическая значимость предпринимательской деятельности в развитии общества.
       В этой главе раскрываются причины, по которым развитие малого бизнеса является первоочередной задачей общества на современном этапе, преимущества и недостатки малого бизнеса.
       Во  второй главе исследуется Налогообложение деятельности ИП в Республике Беларусь.
       Третья  глава посвящена рассмотрению государственного регулирования деятельности ИП в Республике Беларусь.
       В процессе исследования темы курсовой работы в основном использовались описательный и аналитический методы. Тема изучалась по таким источникам как учебные пособия, периодические издания, законодательные акты Республики Беларусь, касающиеся малого бизнеса, и другие источники информации.
       Вышеуказанные источники использовались для достижения цели курсовой работы. Список печатных источников, использовавшихся в процессе исследования, приведен в конце работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие, права и обязанности индивидуального предпринимательства

1.1 Социально-экономическая характеристика  
предпринимательской деятельности

       В любом обществе все сферы деятельности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Но именно экономика определяет динамику, основные условия, уровень жизни общества в целом и каждого его гражданина в отдельности. Составляющая часть экономической истории многих современных государств – это история предпринимателей, чья упорная деятельность на протяжении многих поколений создала основы могущества этих стран и определила их место в мире. Без тяжелого и целеустремленного труда предпринимателей невозможно представить высокий экономический, научно-технический, культурный и интеллектуальный уровень США, Англии, Германии, Франции, Японии и многих других государств. Именно предпринимательство, эффективно организовывая труд людей, умело и экономно используя ресурсы, обеспечивает высокий уровень благосостояния в этих странах.
       Согласно  принятым во многих развитых странах  стандартам, предпринимательство – это вид человеческой деятельности, направленной на организацию и осуществление важных и трудных проектов. Оно ассоциируется с попытками сделать что-то новое или же улучшить что-либо уже существующее. Основная роль в этой деятельности принадлежит предпринимателям, которые сводят вместе деньги, материальные ресурсы, рабочую силу, в результате создают новое дело и управляют им.
       Предпринимательство часто отождествляется с понятием бизнес. Хотя оба эти понятия тесно связаны, у них все же разный смысл. Слово «бизнес» имеет несколько значений. Это не только предпринимательство, но и какое-либо дело, покупка, коммерческое или производственное предприятие, политика отдельного предпринимателя или целой фирмы. Синонимами слова «бизнес» являются коммерция, торговля, отрасль, фирма, деловая активность. Поэтому бизнесменом можно назвать не только владельца какого-либо дела, но и менеджера, нанятого собственником для управления той или иной сферой бизнеса (производством, маркетингом, финансами и т.д.).
       В чем особенность предпринимательской  деятельности и ее отличие от других видов человеческой деятельности?
       Прежде  всего, предпринимательство – не просто наличие в собственности предприятия, производящего те или иные продукты или услуги, а обязательно – выгодная торговля. Последняя требует не только определенных знаний и навыков, но и поиска и участия в ней равноправных партнеров. Предпринимательство невозможно без торговли.
       Торговля  – это особая сфера деятельности людей, обладающих не столько специфическим складом ума, сколько особенным талантом – успешно торговать: не просто заключать сделки, покупать и продавать, а обеспечивать получение прибыли, достаточной для нормального развития предприятия. Если нет прибыли, то, в конечном счете, не будет и бизнеса.
       Талантом  торговать обладают далеко не все. Можно  быть высокообразованным человеком, обладающим острым аналитическим умом, квалифицированным специалистом в области техники, управления производством, экономикой, но это ни в коем случае не свидетельствует о наличии способностей к предпринимательской деятельности, способности делать деньги. Всегда необходимо помнить, что богатство создается в сфере обращения, а не в сфере производства, где выпускается продукт, который без успешной торговли может принести только «головную боль». Богатство – это не деньги, а способность делать деньги.
       Предпринимательство всегда отожествляется с деньгами. Во-первых, деньги одна из основных причин, побуждающих людей заниматься предпринимательской деятельностью. Во-вторых, деньги в бизнесе являются основным инструментом деятельности, выполняя роль «фишек» в предпринимательской игре. Поэтому не бывает предпринимательства без любви к деньгам, но эта любовь особенная, она основана на глубоком знании законов денежного обращения и умении обеспечивать устойчивое превышение поступления денег над их расходами.
       Предпринимательская деятельность связана с постоянными затратами, без этого невозможно обеспечить эффективное функционирование бизнеса. При этом расходы всегда предшествуют поступлению денег от реализации продуктов и услуг, между ними находится определенный временной период (лаг), который может быть большим или меньшим в зависимости от масштабов и специфики деятельности. Тот, кто с большим трудом расстается с деньгами и отдает предпочтение накопительству, никогда в бизнесе не будет преуспевать. Чем больше мы хотим заработать, тем больше нам необходимо тратить, а на это не так просто решиться в условиях, когда конечный результат не гарантирован.
       Чтобы делать деньги, необходимо обладать особыми  качествами, благодаря которым и достигается приращение капитала. Не все люди могут успешно обуздывать свою природную склонность к расходам и обеспечивать превышение дохода над затратами в условиях большой неопределенности, порождаемой временным лагом и высокой степенью динамичности системы денежного обращения.
       Предпринимательство невозможно без власти. Власть, согласно классическому определению, заставляет других делать то, без чего они могли бы обойтись, или побуждает их это делать иначе, чем они бы делали сами. Любая предпринимательская структура, независимо от преобладания того или иного стиля управления, представляет собой жесткую иерархическую систему, в которой низшие уровни управления имеют более ограниченную степень свободы и неукоснительно должны выполнять требования более высоких уровней. В противном случае ни одна организация не только не смогла бы достичь своей цели, но и не просуществовала бы на рынке достаточно продолжительное время.
       Власть  в бизнесе рассматривают в  качестве неизбежных спутников профессии «предприниматель», но, как свидетельствует многовековой опыт, с ней нужно быть очень осторожным, особенно тем, для кого она сама по себе притягательна. Кто же ею разумно распоряжается, тот всегда процветает. Предпринимательство – это сфера деятельности людей, которые не только стремятся к власти, но и могут ею успешно пользоваться, обеспечивая процветание себе и другим.
       Предпринимательство неотрывно связано с понятием свобода. Только тот, кто по своей сущности является независимым человеком и стремится все свои проблемы решать самостоятельно, выбирает своей профессией предпринимательскую деятельность. Тому, кто комфортнее чувствует себя под началом других, кому больше нравится подчиняться и выполнять четко определенные функциональные обязанности, не рекомендуется открывать собственный бизнес, так как это не только может принести разочарование, но и чревато значительными моральными и материальными потерями.
       Свобода – это обязательное условие предпринимательской деятельности и ее привилегия. Свободным человеком в бизнесе считается тот, кто добровольно берет на себя смелость принимать ответственные решения, кто сам волен поступать так, как считает нужным. Если же кто-то смиряется с потерей свободы, т.е. после неудачи в бизнесе может легко согласиться стать наемным работником, это значит, что у него нет характера предпринимателя. Выдающийся бизнесмен Франсуа Мишлен как-то сказал, что вы становитесь предпринимателем, когда отказываетесь быть служащим.
       Предпринимательство относится к тем сферам человеческой деятельности, основу которых составляет творчество. Во-первых, оно предоставляет право заниматься тем видом деятельности, который больше всего нравится предпринимателю и в наибольшей степени соответствует его природным склонностям и предпочтениям. Во-вторых, предпринимательство непосредственно связано с проектированием будущей деятельности и воплощением разработанных проектов в жизнь, а это является прерогативой творческих личностей, наделенных богатым воображением и аналитическими способностями.
       Предпринимательство – это также положение в  обществе и большие возможности для того, чтобы оставить свой «след» на земле. На обычную карьеру в любой другой области человеческой деятельности можно потратить всю жизнь. Достигнув же успеха в бизнесе, сразу попадаешь в элиту общества, получаешь доступ к новым источникам информации и имеешь возможность непосредственно влиять на те или иные процессы в экономике, политике, искусстве, науке. Те, кто имеют свой бизнес, всегда, даже в самые трудные времена, находятся в лучшем положении, чем другие.
       Не  менее важной отличительной чертой предпринимательства является здравый смысл. Как известно, большинство людей склонны отрываться от реальности и, планируя свое будущее, в основном руководствоваться не рассудком, а чувствами, эмоциями и поэтому не всегда поступать рационально. Кроме того, победе здравого смысла мешает и неодолимая тяга человека ко всякого рода усложнениям. В бизнесе достигают успеха только те, кто может объективно оценить положение дел, каким бы безнадежным оно ни казалось, и поступить так, как этого требует реальная ситуация, а не строить «воздушные замки». Поэтому тот, кто решил заняться предпринимательской деятельностью, зная об этой особенности человеческой психологии, должен всегда пытаться не уходить от реальной действительности, а искать простые и эффективные способы описания и решения достаточно сложных проблем.
       В процессе предпринимательской деятельности необходимо стремиться вырабатывать здравый взгляд на вещи. Если вы сделали все от вас зависящее, а дело, которым занимаетесь, начало разрушаться, то нет ничего страшного в том, чтобы поставить на нем крест и попробовать что-нибудь другое. Самое главное не отожествлять себя со своим бизнесом.
       Предпринимательство является занятием рискованным. Оно  связано с готовностью человека идти на риск и добровольно брать на себя всю ответственность за конечные результаты своей деятельности. Без риска предпринимательство вообще невозможно. В этой связи предпринимательскую деятельность можно определить как процесс не только организации бизнеса и управления им, но и принятия предпринимателем на себя соответствующих рисков, связанных с вышеназванными функциями.
       Важным  условием предпринимательской деятельности является наличие свободного рынка с его жесткой конкуренцией, азартом и самоутверждением. Невозможно запретить рынок и разрешить предпринимательство. Только в процессе конкуренции собственники вынуждены постоянно действовать в экстремальных условиях, что помогает им чаще принимать в борьбе за потребителя оптимальные решения по ценам, качеству, ассортименту, а также заставляет их идти на дополнительный риск, участвуя в новых проектах для того, чтобы сегодняшняя прибыль не обернулась завтра убытком.
       В конечном итоге от конкуренции выигрывают не столько самые талантливые и деятельные из предпринимателей, сколько потребители, получая новые качественные товары, доступные цены, высокий уровень сервиса, новые рабочие места и т.д. Без поощрения конкуренции предпринимательство обречено быть таким, каким мы его видим сегодня в большинстве стран, осуществляющих переход от административной системы распределения к рыночной экономике. Важная роль в становлении цивилизованной конкуренции и ослаблении монополистических тенденций принадлежит государству, без поддержки которого создать класс эффективных собственников практически невозможно, а значит, и все попытки справиться с кризисными явлениями в экономике обречены на поражение.
       Одним из первостепенных условий предпринимательства  следует рассматривать наличие правовых гарантий в отношении собственности. Право собственника владеть, контролировать использование определенных ресурсов, распределять возникающие при этом выгоды и затраты должно быть незыблемо. Без решения данного вопроса как отечественные предприниматели, так и зарубежные инвесторы, не будучи уверенными в своем будущем, вряд ли станут вкладывать деньги в серьезные долгосрочные проекты.
       Основной  закон предпринимательской деятельности гласит: собственное изделие (товар) должно быть лучше или дешевле тех, которые сегодня продаются на рынке. Это аксиома современного цивилизованного предпринимательства. Кто ее игнорирует, рано или поздно окажется побежденным в конкурентной борьбе и вынужден будет уйти с рынка.
       Предпринимательство как род занятий отнюдь не гарантирует успеха каждому. Все люди отличаются друг от друга способностями, знаниями, опытом, здоровьем, особенностями характера, жизненными целями, гражданской позицией и др. Поэтому далеко не все начинающие предприниматели становятся преуспевающими бизнесменами и достойными гражданами своей страны.
       Предпринимательская деятельность проявляется в самых различных сферах и является, прежде всего, интеллектуальной деятельностью не только энергичного и инициативного, но и высоконравственного человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями, использует их для организации своего дела с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей других членов общества.
       Успех в бизнесе не только отожествляется с деньгами, но и рассматривается как последовательное осуществление достойного идеала.

1.2 Особенности прав и обязанностей индивидуальных предпринимателей

       Согласно  Гражданскому кодексу существует общее  правило, в соответствии с которым  к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования  юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
       Таким образом, в хозяйственном обороте  индивидуальный предприниматель выступает  на равных правах с юридическими лицами (с точки зрения юридической).
       После регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (подробнее смотрите статью "Регистрация индивидуальных предпринимателей") гражданин не утрачивает всех тех прав и обязанностей, которые присущи физическому лицу, а именно он может наследовать и завещать свое имущество, работать в государственных и частных организациях, заниматься любой законной деятельностью, если только эту должность или работу разрешено совмещать с предпринимательством.
       Предприниматель может иметь права как имущественные, так и неимущественные: права автора научного, литературного или художественного произведения, изобретения, открытия либо иного охраняемого законом результата творческой деятельности. Ему принадлежат права на защиту, неприкосновенности личной жизни, другие имущественные и личные неимущественные права, которыми наделены физические лица. В частности, гражданин-предприниматель способен приобретать права и обязанности, связанные с брачно-семейными отношениями. Семейное законодательство распространяется на граждан, являющихся предпринимателями, так же как и на других граждан.
       В установленном законом порядке  индивидуальный предприниматель, как  обычный гражданин, может быть по решению суда ограничен в правоспособности (например, когда суд запрещает  ему заниматься определенной деятельностью), дееспособности, признан недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим со всеми вытекающими из этого последствиями.
       Все сделки индивидуального предпринимателя, в основе которых лежит его  отказ либо ограничение своей  правоспособности или дееспособности, ничтожны. Так, данная кому-либо гражданином-предпринимателем расписка не заниматься каким-то видом деятельности (за исключением случаев, когда это прямо установлено законом, например, запрет самостоятельно осуществлять деятельность, аналогичную деятельности полного товарищества, участником которого является предприниматель) либо завещать кому-нибудь (жене, детям, партнеру по бизнесу и другим лицам) свое имущество будет являться недействительной. В отличие от сделок предпринимателя, аналогичные действия юридического лица по ограничению собственной правосубъектности имеют силу.
       Вместе  с тем ведение предпринимательской  деятельности в качестве предпринимателя  без образования юридического лица значительно проще в смысле финансового  и налогового учета - ее можно вести и без специального бухгалтерского образования, не имея определенных навыков в этом вопросе. Индивидуальный предприниматель вправе иметь свою печать, свой товарный знак, расчетный счет в банке, заключать сделки и подписывать договоры, получать банковский кредит (хотя автор встречал в ряде СМИ утверждение о крайней затруднительности получения кредитов именно индивидуальными предпринимателями).
       В отличие от юридических лиц, индивидуальный предприниматель имеет право  на защиту не только деловой репутации, но и своей чести и достоинства. Более того, индивидуальному предпринимателю (как физическому лицу) может быть компенсирован моральный вред (физические или нравственные страдания). Напомню, что моральный вред юридическому лицу не возмещается, т.к. оно не может "страдать". Эти специфические права дают дополнительную гарантию от недобросовестности коммерческих партнеров и конкурентов.
       Занятие предпринимательской деятельностью  засчитывается в общий трудовой стаж (при условии уплаты соответствующих взносов), что в последствии дает право гражданину на получение пенсии установленным порядком. Одним из преимуществ предпринимательской деятельности без образования юридического лица является то, что ставки налогообложения доходов, полученных с этого вида предпринимательства, в ряде случаев значительно ниже, чем у юридических лиц.
       Перед юридическими лицами индивидуальные предприниматели  имеют и другие преимущества, предоставленные  им как гражданам отдельными правовыми  актами. Например, что очень важно в небольших городах или поселках, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность в пределах собственного жилого дома (при использовании части этого дома под производственные мастерские) и не применяющие наемный труд, рассчитываются за электроэнергию, в том числе на производственные нужды, по тарифам, установленным для населения.
       Согласно  ГК индивидуальная предпринимательская  деятельность ведется гражданином  на свой риск. Так же на свой риск ведется  предпринимательская деятельность юридическими лицами. Однако участник (акционер) хозяйственного общества не несет ответственность по обязательства общества и не возмещает его убытки. Напротив гражданин-предприниматель по своим обязательствам отвечает, как физическое лицо, всем своим имуществом, движимым и недвижимым, в том числе и нажитым до начала осуществления предпринимательской деятельности.
       Сказанное выше относится не только к гражданской, но и к административной ответственности, например, в связи с наложением штрафа за неприменение ККМ. Так, если бы гражданин являлся даже единственным учредителем штрафуемой коммерческой организации, то суммы взыскивались бы все-таки с юридического лица (как субъекта правонарушения), а учредитель мог бы "бросить", ликвидировать, "продать" свою фирму - с заведомо невзыскиваемым штрафом. Индивидуальному же предпринимателю скрыться гораздо сложнее. Он не может передать свой статус предпринимателя другому лицу. Он, и только он, всем своим имуществом будет отвечать перед контролирующими органами (налоговыми, противопожарными, санитарными, рострудинспекцией и т.д.), контрагентами (по исполнительным листам) и.т.д.
       Споры с участием индивидуальных предпринимателей, как правило, подведомственны арбитражным  судам. Там действуют упрощенные процессуальные правила, реально уменьшенные сроки рассмотрения дел, большие размеры госпошлин, большая по сравнению с судами общей юрисдикции организованность делопроизводства и т.п. То есть возможность быстрого и полного взыскания присуженного увеличивается. Причем эти факторы являются в свою очередь серьезным плюсом при защите нарушенных прав самого индивидуального предпринимателя.
       Ответственность за неисполнение гражданином-предпринимателем своих обязательств, вытекающих из коммерческой деятельности, наступает  по правилам об ответственности за предпринимательскую деятельность, т.е. без вины, за сам факт нарушения договора или причинение вреда. Предприниматель может быть освобожден от ответственности, только если будет установлено, что обязательство не исполнено вследствие действия непреодолимой силы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Налогообложение деятельности индивидуальных предпринимателей

2.1 Система налогообложения – основа  налогового  
законодательства

       Одной из ключевых задач нашего государства  на современном этапе его развития является преобразование экономики, адаптация к ней механизмов, созданных мировой практикой к началу XXI века. Важнейшим из них является налоговая система. Можно с уверенностью сказать, что до начала 90-х годов XX века кроме обложения личных доходов граждан и кооперации, играющей скромную роль в системе государственных финансов, у нас не существовало налоговой системы.
       Налоговые системы различных стран отличаются друг от друга набором налогов и иных платежей, их видами и структурой, способами взимания, налоговыми базами, ставками, льготами, полномочиями контролирующих органов в налоговой сфере. В связи с этим представляется проблематичным определить единую структуру (состав) налоговой системы.
       Налоговую систему можно представить как  совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
       Понятие «налоговая система» следует отличать от понятия «система налогов и сборов», под которой понимается совокупность налогов и других платежей, взимаемых на территории определенного государства, закрепленная в налоговом законодательстве.
       Современные налоговые системы характеризуются большими возможностями экономического воздействия на производство, его динамику и структуру. Они все более органично включаются в единую систему финансового регулирования воспроизводственных процессов.
       Мировая практика налогообложения выработала основополагающие принципы формирования налоговых систем, позволяющие добиваться наибольшей эффективности их функционирования.
       Принцип подвижности. В соответствии с данным принципом 
налоги и иные платежи могут быть изменены в сторону как увеличения, так и уменьшения или отменены в соответствии с возможностями государства на определенном этапе его развития. Воплощением данного принципа на практике являются многочисленные изменения в налоговом законодательстве, характерные для белорусской налоговой системы.

       Принцип всеобщности означает охват налогами всех субъектов, имеющих доходы, имущество или иные объекты налогообложения.
       Принцип однократности налогообложения  предусматривает, 
что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида 
только один раз за определенный налоговый период. Налоговое законодательство не содержит запрета на повторное и многократное 
налогообложение одного и того же объекта, если эти повторность и 
многократность возникали в результате обложения различными 
видами налогов или осуществлялись в разные периоды времени.

       Принцип обязательности предполагает неизбежность уплаты налога плательщиками, обеспечиваемой принудительной силой государства.
       Принцип стабильности означает устойчивость налогов  по видам и ставкам на протяжении длительного периода времени, как правило, до проведения налоговой реформы. Данный принцип обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений.
       Принцип социальной справедливости предполагает установление таких налоговых ставок и преференций, которые бы они ставили 
всех плательщиков в сравнительно одинаковые условия по выполнению финансовых обязательств перед государством и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные группы плательщиков (физических лиц).

       Принцип допустимости нижнего предела облагаемого дохода 
предусматривает, что налогами не должна изыматься та часть дохода, которая предназначена для замещения минимальных воспроизводственных потребностей плательщика.

       Принцип экономичности (эффективности) налогов, т.е. расходы по введению, сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.
       Реализация  данных принципов в организации  налоговой системы позволит поддерживать заинтересованность плательщиков в приращении своих доходов и инвестировании сбережений в национальную экономику.
       Можно предложить следующее определение налогов: налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, установленные законодательством для организаций и физических лиц, взимаемые в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в целях финансирования общественных расходов.
       Данное  определение основано на трех составляющих:
       характер  изъятия — принудительный;
       основная цель изъятия — обеспечение (покрытие) общественных расходов;
       размер  изъятия — в соответствии с  возможностями каждого 
плательщика.

       Налоги  устанавливаются в одностороннем  порядке государством, которое вменяет в обязанность своим гражданам их уплату. Это не исключает предоставление налоговых преференций отдельным категориям плательщиков с учетом их финансового состояния и значимости хозяйственной деятельности для всего общества.
       Установленные в одностороннем порядке и  взыскиваемые с использованием мер принуждения налоги являются обязательными платежами. Государственный механизм принуждения оказывает давление на налогоплательщиков, с тем чтобы обязать их внести налоги в доход государства. В то же время необходимо помнить, что налог не является наказанием налогоплательщика, поскольку обязанность уплаты налога не обусловлена его неправомерным поведением. Как правило, налогоплательщики своевременно и добровольно вносят причитающиеся суммы налогов, так как осознают неизбежность превращения потенциального принуждения в реальность.
       Вторая  составляющая определения налогов  указывает на цель этих денежных изъятий. Государство как выразитель воли и интересов своих граждан берет на себя обязанность обеспечить финансирование всех сфер общественной жизни — политической, экономической, духовной и др. Более надежного источника получения денежных средств для этих целей, чем налоги, не изобрел никто. Все другие источники, даже если они являются обязательными платежами, менее значимы по возможностям удовлетворения потребностей государства для покрытия общественных расходов.
       Наконец, третья составляющая характеристики налогов, тесно связанная с предыдущей, указывает на учет государством возможностей тех, у кого изымаются эти средства. Безусловное изъятие с перспективой опосредованного возврата необходимо осуществлять с учетом индивидуальных возможностей плательщиков, иначе предполагаемая цель может потерять смысл. Ведь именно в интересах всех участников формирования государственных (общественных) денежных фондов осуществляются расходы.
       Налоги  следует отличать от сборов и пошлин, при уплате которых всегда присутствуют специальная цель и соответствующие интересы. Взимание пошлины и сбора осуществляется, как правило, с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу получения каких-либо услуг. Налог же, уплачиваемый на основе безвозмездности, является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.
       Налоги  как категория не только юридическая, но и экономическая выполняют определенные функции. Именно в этом проявляется их общественное назначение. Выделяют следующие основные функции налогов: фискальную, стимулирующую, социальную, распределительную и контрольную.
       Фискальная  функция является основной функцией налогов. Посредством ее удовлетворяются потребности общества в финансовых ресурсах, с помощью которых выполняются различные государственные программы. Для фискальной функции налогов характерна максимальная мобилизация финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней. Все остальные функции налогов являются производными от фискальной.
       С помощью стимулирующей функции  формируются различные противовесы (система льгот и освобождений) излишнему фискальному бремени посредством создания специальных механизмов взаимодействия корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Чрезмерное изъятие доходов у налогоплательщиков может привести к истощению основных фондов и вымыванию оборотных средств, экономическому застою и даже упадку. В то же время налоги не должны быть слишком низкими, так как это подрывает их финансовое назначение и не является стимулом для производителя к повышению рентабельности производства (достаточно и тех доходов, которые остаются в его распоряжении в результате заниженных изъятий).
       В социальной области налоги также  могут использоваться для общего воздействия на юридических и физических лиц в форме перераспределения общественных доходов между различными категориями населения. Подоходный налог с физических лиц уравнивает всех в правах и обязанностях финансирования общих расходов по признаку размера полученного дохода. Льготы по налогам для юридических лиц, производящих социально значимые товары, предполагают поддержку малоимущих граждан. Высокие ставки акцизов по спиртным напиткам и отсутствие таковых по безалкогольным способствует утверждению здорового образа жизни. Значительная же часть средств, поступивших по этому источнику в бюджет, используется на социальные нужды (выплаты пенсий, стипендий, заработной платы работникам бюджетных учреждений).
       Распределительная функция налогов проявляется через распределение и перераспределение национального дохода, доходов юридических и физических лиц на расширенное воспроизводство и в бюджеты различных уровней. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов и инвестиционных ресурсов.
       Благодаря контрольной функции оценивается  эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции во многом зависит от налоговой дисциплины (налогоплательщики своевременно и в полном объеме должны уплачивать установленные законодательством налоги).
       Реализация  всех вышеназванных функций в  их единстве обеспечивается наличием различных видов налогов, охватывающих широкий круг плательщиков.
       Деление налогов на определенные группы осуществляется в соответствии с объективными классифицирующими признаками.
       По  степени компетенции органов  государственной власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные налоги устанавливаются в законодательном порядке, действуют на всей территории государства. Местные налоги устанавливаются решениями местных органов власти в соответствии с законом и действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Суммы местных налогов полностью зачисляются в местные бюджеты.
       По  способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
       Прямые  налоги устанавливаются на доходы и  имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость и др.
       В свою очередь прямые налоги делятся  на личные и реальные.
       Личные  налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), отражая при этом фактическую платежеспособность плательщика налога. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и др.
       Реальными налогами облагаются не действительные доходы, а предполагаемый средний  доход, получаемый от того или иного  объекта налогообложения.
       Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость и др.
       В свою очередь косвенные налоги в  зависимости от объекта обложения подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, которыми облагаются все (за исключением тех, на которые распространяются налоговые льготы) товары, работы, услуги (налог на добавленную стоимость).
       По  субъекту уплаты выделяют следующие  виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц и др.); налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес и др.); смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (земельный налог, налог на недвижимость и др.). Возможно, более правильным было бы именовать налоги с юридических лиц налогами с предприятий и организаций, основываясь на том, что многие субъекты хозяйствования выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, например филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.
       Наиболее  важное значение для предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования имеет классификация налогов в зависимости от источника уплаты налоговых платежей и сборов.
       По  данному классифицирующему признаку налоги подразделяются на налоги и отчисления, включаемые в выручку от реализации продукции (работ, услуг); налоги и отчисления, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг); налоги и сборы, уплачиваемые за счет средств, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования (налог на прибыль, налог на недвижимость, местные налоги и сборы и др.).
       Налоги  можно также классифицировать и  по другим основаниям: времени действия, объекту налогообложения (налогооблагаемой базы), методу исчисления.
       Налоги  жестко закрепляются в законодательных актах в соответствии с их правовой конструкцией и четким определением каждого ее элемента. Нечеткость, неполнота или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов. Если законодатель не установит или не определит хотя бы один из элементов, то налогоплательщик получит право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом1.
       Правовая  конструкция любого налога в качестве обязательных составляющих содержит: субъект, объект, налоговую базу, единицу, ставку (норматив), налоговый период, сроки, порядок исчисления и уплаты налога. Эта часть правовой конструкции закрепляется в специальных налоговых законах в качестве необходимых элементов. Такие же элементы налога, как сумма (оклад), льготы, форма отчетности и ответственность, являются специфическими и устанавливаются в зависимости от конкретного вида платежа или в случае ненадлежащего исполнения плательщиками своих обязанностей. Необходимо отметить, что данная классификация элементов налога является условной.
       В юридической и экономической  литературе принято различать существенные и факультативные элементы налога. Те элементы, без которых налоговая обязанность и порядок ее исполнения не могут считаться определенными, называются существенными элементами налога. К факультативным относятся те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налоговой обязанности.
       Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения (речь идет о существенных элементах налога):
       объект  налогообложения;
       налоговая база;
       налоговый период;
       налоговая ставка;
       порядок исчисления налога;
       порядок и сроки уплаты налога.
       Субъектами (плательщиками) налогов являются юридические или физические лица, которые в соответствии с налоговым законодательством обязаны уплачивать налоги.
       Важное  значение для распределения налогового бремени имеет понятие «носитель налога», которое близко к понятию «субъект налогообложения». Носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с субъекта налога. Носитель налога — это лицо, на которое в итоге ложится вся тяжесть уплаты налога. Например, предприятие, уплачивая акциз, налог на добавленную стоимость или иные косвенные налоги, включает их в цену продукции, уплачиваемую потребителем, компенсируя таким образом налоговые издержки юридического плательщика налога.
       Экономические отношения налогоплательщика и  государства определяются посредством принципа постоянного нахождения (резидентства), в соответствии с которым различают два вида субъектов налога: физических лиц — резидентов и физических лиц, не относящихся к налоговым резидентам.
       Налоговые резиденты — физические лица, фактически находящиеся на территории государства на протяжении определенного периода времени в календарном году. Налогообложению у них подлежат все доходы независимо от источника получения (полная налоговая обязанность).
       Физические  лица, не относящиеся к налоговым резидентам, обязаны уплачивать налоги только по доходам, полученным от источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).
       Указанные положения национального налогового законодательства действуют в случае, если иное не предусмотрено международными соглашениями.
       Объект  налогообложения — юридические  факты (действия, события, состояния), обусловливающие в соответствии с нормами налогового права наступление определенных правовых последствий — обязанность субъекта уплатить налог. Объектами налогообложения, в частности, могут быть:
       совершение  оборота по реализации товара (возмездно  или 
безвозмездно);

       ввоз  товаров на территорию государства;
       владение  имуществом;
       получение дохода;
       выполнение  работы (оказание услуги).
       По  каждому налогу устанавливается самостоятельный объект налогообложения, который, как правило, включается в название налога. При налогообложении прибыли предприятий, объединений, организаций объектом налогообложения является прибыль, при поимущественном налогообложении — имущество.
       Понятие «объект налогообложения» граничит с термином «предмет налогообложения», который предопределяет объект налогообложения, но в то же время сам по себе не порождает никаких налоговых последствий. Предметом налогообложения являются реальные вещи (например, различные виды имущества), с наличием которых закон связывает возникновение налоговой обязанности. Для того чтобы предмет налогообложения стал объектом, необходимо определенное юридическое состояние субъекта налогообложения по отношению к предмету, которое (юридическое состояние) должно стать основанием для возникновения налоговых обязанностей. Объектом налогообложения является не сам предмет (признак физического характера), а право собственности на него (признак юридический). Например, объектом земельного налога является право собственности (временного владения, пользования) на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (предмет налогообложения).
       С элементом «объект налогообложения» тесно связано понятие «налоговая база», которая количественно выражает объект налогообложения, является его частью или полностью совпадает с ним. Налоговая база необходима для исчисления налога, но в то же время она не является правовым основанием, порождающим обязанность уплатить налог.
       Единица налогообложения — величина, с  которой соизмеряется объект (предмет) налога, та его часть, которая установлена в законе в качестве основы для расчета налоговых обязательств.
       Ставка (норматив) налога — величина налога на единицу налогообложения. Существуют три основных вида налоговых ставок:
       Твердые (фиксированные) — устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу или весь объект (предмет) налогообложения 
(например, единые ставки для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения)

       Пропорциональные  — устанавливаются в процентном отношении на единицу налогообложения независимо от размера объекта (предмета) налогообложения (например, по налогам на доходы 
и прибыль, на недвижимость).

       Прогрессивные — устанавливаются в процентном отношении на единицу обложения по возрастающей по мере роста дохода 
(например, по подоходному налогу с физических лиц).

       Налоговый период — временной отрезок, в  течение которого завершается процесс формирования объекта налогообложения (налоговой базы). Он служит для определения окончательных или промежуточных результатов экономической деятельности субъектов предпринимательства и может длиться от одного календарного месяца (подавляющее число налогов) до года (подоходный налог).
       Необходимо отличать этот элемент налога от понятия «отчетный период». Под последним понимается отрезок времени, следующий за налоговым периодом, в течение которого подводятся итоги (окончательные или промежуточные) за соответствующий налоговый период. Плательщики представляют в налоговые органы документы, связанные с расчетом и уплатой налогов.
       Важным (хотя и необязательным) элементом  налога являются налоговые льготы, представляющие собой различного рода исключения из общего налогового режима в установленном законом порядке для отдельных категорий налогоплательщиков. Все они имеют одну цель — сокращение размера налогового обязательства или создание более выгодных условий для его выполнения отдельным налогоплательщиком.
       Налоговые льготы могут также преследовать цель отсрочки или рассрочки налогового платежа (в том числе и финансовых санкций за нарушение налогового законодательства), что косвенно приводит к сокращению налоговых обязательств, так как отсрочка или рассрочка уплаты налогов в бюджет фактически является кредитом, предоставляемым на льготных условиях.

2.2 Налоговый контроль за соблюдением  налогового  
законодательства

       Наличие налогового контроля обусловлено тем, что налоговому праву присуща контрольная функция. Эффективный налоговый контроль является необходимым условием функционирования любой налоговой системы. При его отсутствии или малой эффективности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы.
       Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения с большой вероятностью будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению налогоплательщиками обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством.
       Налоговый контроль -- регламентированная законодательством деятельность уполномоченных на то государством органов, обеспечивающая учет субъектов и объектов (предметов) налогообложения, правильность исчисления, своевременность и полноту внесения налогов и обязательных неналоговых платежей в централизованные денежные фонды государства.
       Налоговый контроль осуществляется должностными лицами контролирующих органов в пределах предоставленных им полномочий с использованием специального инструментария: ведение Государственного реестра налогоплательщиков; опрос; истребование письменных объяснений по вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов; осмотр территории и помещений, которые могут использоваться для извлечения доходов, хранения объектов (предметов) налогообложения и др.
       Сущность  налогового контроля находит свое выражение  в выполнении следующих задач:
       ведение учета налогоплательщиков;
       контроль  за соблюдением налогового законодательства;
       предупреждение  и пресечение нарушений налогового законодательства;
       привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении 
налогового законодательства;

       принятие  мер по возмещению ущерба, нанесенного государству и налогоплательщикам неправомерными действиями субъектов налоговых правоотношений.
       Задачи  налогового контроля реализуются через  его формы, виды и методы.
       В зависимости от времени осуществления  можно выделить следующие формы налогового контроля: предварительный, текущий и последующий.
       Предварительный контроль осуществляется до совершения определенных хозяйственных операций и преследует цель предупреждения нарушений норм налогового права. Эта форма налогового контроля выражается, в частности, в регистрации налогоплательщиков (внесение их в Государственный реестр, присвоение учетного номера), проверке наличия документов, подтверждающих легальность происхождения товара.
       Текущий (оперативный) налоговый контроль проводится в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиками. Данная форма контроля осуществляется в течение налогового периода в момент совершения или после завершения отдельных контролируемых операций (оприходование товарно-материальных ценностей и их списание, уплата косвенных налогов по тем или иным оборотам и др.). Главная задача текущего контроля состоит в выявлении и пресечении нарушений налогового законодательства, устранении их причин.
       Последующий (периодический) налоговый контроль осуществляется после завершения плательщиками финансово-хозяйственных операций за определенный отчетный период (как правило, год). Последующий контроль проводится после анализа представленных отчетных финансовых документов с изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Задачами последующего контроля являются: выявление возможных арифметических ошибок в налоговых расчетах; выявление фактов нарушения законодательства о налогах и виновных в этом нарушении лиц; принятие мер к виновным по возмещению ущерба, причиненного государству; оказание помощи субъекту хозяйствования в устранении причин совершения выявленных правонарушений и повышении эффективности его финансово-хозяйственной деятельности.
       По  источникам получения информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов налоговый контроль можно разделить на два вида: документальный и фактический.
       Документальный  контроль — проверка данных, содержащихся в финансовых документах (отчетах, расчетах, приходно-расходных документах и др.).
       Фактический контроль — проверка, проводимая путем  пересчета наличных денежных средств, осмотра, обмера, обследования товарно-материальных ценностей и совершения других процессуальных действий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.