На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политико-правовое учение Ницше

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План: 

     1)Введение 

     2) Политико-правовое учение Ницше
     3)Гипотеза  о воле к власти:
            а)Воля к власти как познание. Учение об истине.         
            б)Воля к власти в природе и человеке 

     4)Концепция  Сверхчеловека 

     5)Заключение 

     6) Использованная литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Какие только ярлыки ни вешали  на него последователи различных  политических течений; как только  ни использовали его; имморалист, нигилист, фашист, “настольная книжка  для Гитлера”, враг всего человеческого. Все это и многое другое было сказано про великого немецкого философа Фридриха Ницше.
     Творчество этого неординарного  немецкого мыслителя, который  принадлежит IX-му
веку, но идейно предвосхищает проблематику и философские споры XX-го века,
представляет  собой сложный комплекс идей, выраженных не в виде научных
сочинений, а в мифопоэтической, художественной форме, что создает немалые
трудности как для изложения, так и для  интерпретации. Изучить Ницше - совсем
не то, что изучить, например, того же Омара Хайама. Ницше крайне сложен и
противоречив.
     Рассматривая различные течения  в философии на всем протяжении  человеческой истории, можно выделить  две основных категории философов.
     К первой категории можно отнести  философов с уравновешенным эпическим складом духа, создающие в конце жизни устойчивую, стройную и логическую архитектуру своего учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель .
     Ко второй категории - философов  страстного лирического склада, которые
воплощали собой ненасытное искание, к ним относятся Платон, Руссо, Фихте и
Ницше... Раскрытие мировоззрений этих философов  невозможно теперь без
последовательных  психологических жизнеописаний. Многогранная и противоречивая
философия Фридриха Ницше может быть истолкована лишь в неразрывной связи с
осторожной  патологией его болезненного гения.
     Жизнь Ницше - воплощение самой  его философии во всей ее  суровой
величественности  и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не
поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие,
которое оказало учение Ницше на ушедший  ХХ-й век. В литературе неоднократно
делались  попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю
четверть  жизни Фридриха Ницше, как праведную  божественную кару за его
нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его гордыни. Ницше,
действительно, заплатил безумием за героическую непокорность своей
вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие...
     Современники довольно холодно  встретили Ницше; но ученый синклит внимательно следил за деятельностью юного профессора, чтобы потом отвернуться от гениального поэта и мудреца; и лишь немногие одобряли его деятельность. Он
медленно  и верно погружался в одиночество. Каждая новая книга отрезала от
Ницше небольшую горсть последователей. Он остался в пустоте, опасаясь людей.
Слава, пришедшая к нему достаточно поздно, не вскружила голову мыслителю. Эта
слава началась внезапно; ведь последние  книги его уже никем не раскупались; и
вдруг - Ницше стал необычайно популярен, когда, будучи больным, уже ничего не
понимал.
    Своей личностью он открывает  новую эру. Анализируя произведения  Ницше, мы
усматриваем в них все черты гения старого  типа; но сквозь эти черты, как
сквозь  маску, в нем просвечивает и еще  что-то, неведомое людям. Это “что-то”
и есть загадка, которую он предлагает передовым  людям культуры. 
 
 

Политико-правовое учение Ницше 

     Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) - один из значительных представителей европейской правовой мысли второй половины XIX века. Основные произведения: "Греческое государство", "Воля к власти", "По ту сторону добра и зла", "Так говорил Заратустра", "Происхождение морали" и др. 
 
     Воля к власти - специфическое свойство всех явлений, в том числе политико-правовых и социальных.  
 
     Растения борются из-за власти, жизнь как "специфическая воля к аккумуляции силы" стремится к максимуму чувства власти. "Воля к власти" - своеобразный синоним дарвинской "борьбы за существование". Однако позднее Ницше поспорит с дарвиновской теорией о том, что выживают наиболее приспособленные, а основой прогресса является лестница видов. Идея прогресса человека философом отвергается. Человеческое общество деградирует; общество и культура находятся в состоянии декаданса, упадка, потому что люди вслед за религией избрали путь сострадания слабым и немощным. По Ницше же единственной ценностью жизни является воля к власти, ибо это и есть сама жизнь. Мораль, утешающая неудачников, должна погибнуть - тогда погибнут и сами неудачники. 
 
     Ценность - это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии усвоить. Человечество есть не цель, а средство. Цель же - великие личности, самыми главными из которых, по Ницше, были Наполеон (великий завоеватель) и Гете (великий "творец"). Соответственно государство, право, законодательство, политика составляют своеобразный инструментарий, орудие культуры, которая сама является результатом борьбы сил и воль космического масштаба. Вся социально - политическая история - борьба двух воль к власти - воли сильных ("высших", "господ") и воли слабых (рабов, "стада").  
 
      Есть два основных типа государственности - аристократический и демократический. Аристократические государства - теплицы для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия - это упадочная форма государства. Ницше против идей народного суверенитета, так как их реализация ведет к уничтожению государства, разрушению его основ. Хотя в принципе он допускает падение государства, но в отдаленной перспективе.  
 
     Ницше отвергает различные теории происхождения государства, объясняет происхождение государства как возникновение или продолжение насильственного процесса борьбы сильных и слабых. 
 
     Рабство необходимо, оно освобождает от физического труда тех, чье назначение - развивать культуру. Высокая культура -это достояние немногих, она всегда аристократична, господство культуры толпы ведет к вырождению, ибо рабская воля к власти - это инстинкт упадка, воля к смерти, тогда как аристократическая воля к власти - это инстинкт подъема, воля к жизни.
 
 
 
 
 
 
 

Гипотеза  о воле к власти
      

      Когда Ницше пишет, что "жизнь - это воля к власти”, то складывается
впечатление, что он просто заменяет Шопенгауэровское понятие "воля к жизни"
понятием "воля к власти". Это, однако, означало бы, что Ницше смотрит на мир
как на проявление некоего изначального единства, трансцендентного этому миру.
Понятие воли к власти оказывается у немецкого  философа универсальным
объяснительным  принципом, с помощью которого он характеризует процесс
непрерывного  становления. Это психологическая потребность, которую человек
стремится удовлетворить косвенными путями, если прямое удовлетворение претит
им. Гипотезу о воли к власти нужно рассматривать  скорее как  определенную
интерпретацию реальности, угол зрения и способ описания.
Ницше, разумеется, опирался на Шопенгауэра, однако эта идейная
преемственность не носит прямого и непосредственного  характера. В своей
концепции мира как воли к власти он идет не от общего к частному, а в
обратном  направлении: применив сначала это  понятие к объяснению психических
процессов, он затем распространяет его и  на всю органическую природу.
Он пишет:
     "Прежде всего нечто живое хочет проявлять свою силу - сама жизнь есть воля к
власти: самосохранение есть только одно из косвенных  и многочисленных следствий
этого".
     В дальнейшем Ницше применяет данное понятие и к миру в целом:
     "Допустим, наконец, что удалось бы объяснить совокупную жизнь наших
инстинктов  как оформление и  разветвление одной  основной формы воли - именно
воли  к власти, как гласит мое положение; допустим, что явилась бы возможность
отнести все органические функции к этой воле к власти... тогда  мы приобрели бы
себе  этим право определить всю действующую  силу единственно  как волю к власти.
Мир, рассматриваемый  изнутри, мир, определяемый и обозначаемый в зависимости от
его "интеллигибельного  характера", был  бы "волей к  власти", и ничем, кроме
этого".
   Наделив волей к власти весь мир, Ницше  рассматривает органическую жизнь  единичным воплощением этой воли к власти. Все живые существа, начиная с клетки и кончая человеком, представляют собой, по его мнению, определенную иерархию сил, борющихся за власть и отличающихся друг от друга количеством и качеством воли к власти.
   Закон жизни, утверждаемый Ницше, заключается  в том, что сильные подчиняют себе слабых, угнетают их, живут за их счет. “Воля к власти во всякой комбинации сил, обороняющаяся против более сильного, нападающая на более слабое”.
   Социальную  жизнь Ницше редуцирует к биологической, в основе которой лежит та же воля к власти. Человеческое общество - не более как механическое скопление индивидуумов, борющихся за власть, а в обществе происходит такая же борьба за выживание, как и в природе. Побеждают сильнейшие, то есть те, кто наделен большей и лучшей волей к власти, а сильнейшими являются представители “расы господ”. Отличие человека от животных Ницше усматривает в способности оценивать и осознавать свои поступки - человек в отличии от животного осознает, насколько тяжело подчинить себе волю другого, и какой вред он наносит себе, властвуя над другим. Ницше оправдывает стремление организмов к власти, ибо это есть стремление к жизни.
   Исходя  из теории “воли и власти” Ницше  рассматривает историю как борьбу двух типов воли к власти: воли к  власти “сильных” или господ, которая  есть стремление к господству, и воли к власти “слабых” или рабов, которая есть стремление к подчинению, к ослаблению жизни. Причину жалкого положения трудящихся он видит в них самих. Она заключается в их бедности волей к власти, а, следовательно, волей к жизни, которая одна только и делает человека господином над другими людьми.
   Итак, вслед за Шопенгауэром, сущностью, первоосновой мира Ницше объявляет волю, - волю к власти. Учение его столь же иррационально, как и учение его  предшественника, ибо разум - лишь вспомогательный инструмент в руках непознаваемой, вездесущей воли к власти. Воля к власти является вместе с тем основным методологическим принципом в понимании социальной реальности и сферы политики.
     а) Воля к власти как познание. Учение об истине.
   
     "Познание работает как орудие власти. Поэтому совершенно ясно, что оно растет
соответственно  росту власти" - пишет в указанной выше связи Ницше
Стремление  к расширению области познания и  само желание знать зависят от воли
к власти, т.е. от способности той или иной разновидности жизни контролировать
и подчинять  себе определенную часть реальности.
Цель  познания, по Ницше, состоит не в  стремлении постичь абсолютную истину из
любви к ней, а в том, чтобы распространить свою власть до максимально
возможных пределов.
     С помощью концептуализации опыта, мы, согласно Ницше, решаем прежде всего
практические  задачи: выжить и утвердить свое влияние. Изначальная реальность
представляет  собой неупорядоченный поток  становления, лишенный каких бы то ни
было  форм и качеств. Именно люди набрасывают  на него удобную им концептуальную
схему, превращая становление в бытие. Подобная деятельность "законна" в том
смысле, что она есть форма проявления воли к власти. Суть же науки, как
квинтэссенции стремления людей к познанию, определяется философом как 
"превращение  природы в понятия  в целях господства  над природой".
     Познание для Ницше - это процесс интерпретации, истолкования. Он основан на
жизненной потребности контролировать поток становления.
     "Упущение индивидуального и действительного дает нам понятие и форму, природа
же  не знает ни понятий, ни форм, ни родов, но только одно недостижимое для нас
и неопределимое X".
Однако  ни о какой объективности истины, согласно Ницше, речи быть не может.
Это "выдумка" учёных и философов. Вместе с тем, они по-своему правы,
настаивая на том, что некоторые положения, идеи и концепции должны иметь
преимущество  перед другими.
     "Истина есть тот род заблуждения, без которого некоторый определенный род
живых существ не мог  бы жить. Ценность для  жизни является последним
основанием".
Некоторые "фикции" подтвердили свою полезность для рода человеческого и стали
чем-то само собой разумеющимся, например, такие как:
     "существуют постоянные вещи; существуют одинаковые веши: существуют вещи,
вещества, юла; вещь есть то, чем  она кажется".
и т.п. В  свою очередь "фикции", которые  оказались менее полезными или  даже
приносящими вред, получили название "ошибок", "заблуждений". Те же, которые
доказали  свою полезность для рода, постепенно вписались в структуру языка,
вплелись  в его лексику. В этом факте, предупреждает  Ницше, заключена
известная опасность, поскольку язык оказывается  способным обольщать нас и
создавать беспочвенную уверенность в том, будто наш способ высказываться о
мире  действительно отражает реальность:
     "Слова и понятия вводят нас постоянно в заблуждение... В словах скрыта
философская мифология, которая  постоянно сказывается, как бы мы ни старались
быть  осторожными".
Все истины, как считает Ницше, будучи по своей сути фикциями, вместе с тем
являются  интерпретациями реальности, в которых  находят выражение те или иные
перспективы.
     Любая форма жизни имеет свою точку зрения, свою перспективу, которую она
стремится навязать всем другим как обязательную. Категории разума и законы
науки, будучи логическими фикциями, тоже имеют в виду определенную (не только
познавательную) перспективу и не является олицетворением необходимой,
априорной истины.
     Из сказанного ясно, что немецкий философ постоянно критикует классическое
понимание истины как соответствия идей реальному  положению дел в мире. При
этом  он в известной мере предвосхищает  прагматическую трактовку истины,
отдающую  преимущество тем идеям, которые  способствуют достижению желаемого
практического результата.
Однако  в целом, позицию Ницше по вопросу  об истине правильнее всего, на мой
взгляд, назвать относительной. 

     б) Воля к власти в природе и человеке 

     Если допустить, что воля к власти есть основное побуждение всей жизни, то
возникает вопрос: какова природа воли, как  таковой? Налицо видимость
существования двух действующих сил: воли и той  воли, которая стремится к
власти; понятие воли все еще существует в качестве субстрата.
Не существует, утверждает Ницше, воли.
Как душа при ближайшем рассмотрении оказывается словом, обозначающим сложную
систему отношений, и поэтому не может  существовать, так и воля не имеет
дискретного существования: нет исходящей из тела силы, которую можно назвать
“волей”.
     “Воление” есть продукт сложных отношений; и чувство воления приходит, когда
чувство господства превосходит все прочие чувства. То, что мы понимаем как
“волю”, есть акт господства: нет субстрата  “воли-в-себе” проявляющейся в
форме господства. В “Генеалогии морали”  Ницше дает разъяснение, что именно он
имеет в виду, отрицая существование  воли как самостоятельной ценности:
     “Требовать от силы, чтобы она не выражала себя как сила...столь же абсурдно,
как требовать от слабости, чтобы она проявляла  себя, как сила...Расхожая мораль
отмежевает силу от выражеения силы, как если бы вне сильного человека
существовал нейтральный субстрат...Но такого субстрата  нет; нет”бытия” вне
действия, работы, становления: “деятель” просто придан деянию , деяние – это
все”.
     Нет “бытия” вне “действия”, нет “воли” вне “воления”: оба выражения суть
абстракции, лингвистические препятствия к  пониманию сложных явлений.
Ницше считает лишенной каких бы то ни было оснований также и психологическую
теорию, построенную на принципе гедонизма  и видящую основные мотивы
человеческого поведения в том, чтобы получать удовольствие и избегать
страдания.
     С его точки зрения, удовольствие и неудовольствие - явления, сопутствующие
увеличению  или уменьшению власти. На неудовольствие нельзя смотреть как на
абсолютное  зло, ибо оно может послужить и часто служит источником достижения
более сильных форм удовольствия, побуждая волю стремиться вперед и одерживать
победу  над тем, что стоит у него на пути. 

  Концепция Сверхчеловека 

     Книга  “Так говорил Заратустра”содержит  необычайно большое число полускрытых
ядовитых пародий  на Библию, а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера,
Гомера, Гете, Вагнера  и т.д., и т.п. На многие шедевры  этих авторов Ницше дает
пародии с одной  единственной целью: показать, что человек - это еще
бесформенная  масса, материал, требующий талантливого ваятеля для своего
облагораживания. Только так человечество превзойдет самого себя и перейдет в
иное, высшее качество - появится Сверхчеловек. Ницше закончил первую часть
“Заратустры”  словами: “Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал
сверхчеловек”.
     Сверхчеловек  Ницше - результат культурно-духовного  совершенствования
человека, тип, настолько  превосходящий современного человека по своим
интеллектуально-моральным  качествам, что он образует как бы новый и особый
биологический тип. Аргументы Сверхчеловека сводятся к осознанию необходимости
того, чтобы человек  возносился над прежним уровнем  не ради произвола и
господства над  другими, а ради нового бытия, к которому нынешний человек по
сути своей еще просто не готов.
     Сверхчеловек - это не вождь, возвышающийся  над массой людей, не фюрер.  Это
нравственный  образ, означающий высшую степень духовного  расцвета
человечества, олицетворение  тех новых моральных идеалов, любовь к которым
Ницше стремился сделать главным нравственным устремлением человечества.
Ницше мыслил появление  Сверхчеловека как долгий процесс  величайших
самопреодолений, как великое торжество духовной природы человека, а не
индульгенцию  буйствующему произволу хамов.
     Ницше  хочет в своей книге показать человечество, пробужденное к новой жизни
прославлением своего собственного существа, добродетелями  добровольного
избранного меньшинства, которое очищает и обновляет  свою кровь.
Заратустра является предзнаменованием Сверхчеловека; это пророк благой вести.
С благодетельной и мягкой силой он предсказывает  людям великое будущее в
награду за великий  труд;
     “Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из
темной  тучи человечества. Смотрите, я - провозвестник молнии, я - тяжелая капля
из  грозовой тучи; а  имя той молнии - сверхчеловек”.
Последняя его  воля заключается в том, что он хочет определить и направить
деятельность  людей: он хочет основать новые нравы, указать подчиненным их
обязанности, сильным  их долг и объем власти и вести все человечество к
высшему будущему. Устами Заратустры Ницше порицает все  нравственные устои,
поддерживавшие  прежнее человечество: он хочет уничтожить прежнюю мораль и
установить свою.
      Прежде всего, Ницше считает,  что
     "человек есть нечто, что должно преодолеть".
Но это не произойдет автоматически, так сказать, в ходе естественного отбора.
К этому необходимо волевое усилие и чувство направления. Однако, по Ницше,
движение к  Сверхчеловеку - это не конкретная естественно-историческая
перспектива, а  явление высшего культурного  порядка:
     "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над
пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный
назад, опасны страх и  остановка".
      Подобные предупреждения философ делает с фанатичной настойчивостью.
Сверхчеловек  не сможет появиться до тех пор, пока высшие индивиды не
осмелятся на переоценку всех ценностей, не разобьют старые скрижали, особенно
идеалы христианства, и не создадут новых ценностей не из страха перед
опасностью, а  от преизбытка своей жизненной силы.
      Несмотря на крайнюю расплывчатость  указанного образа-понятия, Cверхчеловек
олицетворяет  для Ницше высшую степень развития и концентрации
интеллектуальной  мощи, силы характера и волеизъявления. независимости,
целеустремленности, эстетического вкуса и совершенной  физической конституции. 

Заключение 
 

     Драматична  не только жизнь Ницше, но  и судьба его наследия. Затравленный
непониманием  и одиночеством при жизни, он был  извращен и оболган после
смерти. Скандалы вокруг его рукописей и их фальсификация  последовали почти
сразу после  его смерти. Трижды в 1892-1899 гг. начинало выходить полное
собрание сочинений  Ницше и дважды обрывалось.
     Нельзя  без возмущения смотреть на то, как зловещие всходы “ницшеанства”, а
фактически осквернение  его памяти, чертополохом разрастались в Германии и
Европе. Словно предчувствовавший это, Ницше писал  о зловонном рое ядовитых
мух, которые  “льстят тебе, как Богу или дьяволу; они визжат перед тобою, как перед Богом
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.